Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования
учебно-методический материал на тему

Григорьева Юлия Олеговна

       Меня заинтересовало, какими же техниками, приёмами можно преподать детям программу обучения помимо тех способов, что освещены в ней. Ведь в наше современное время по разным причинам, иногда, что  - то из материалов может отсутствовать у ребёнка. Или когда, при наличии всего - как можно разнообразить творчество.

 В работе представлены приёмы и техники   нетрадиционного рисованиярисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная автономная организация  дополнительного образования «ДШИ» г. Емва

Развитие творческих способностей детей через

нетрадиционные способы рисования

Методическое сообщение

Составитель: Григорьева Ю. О.

Преподаватель МАО ДО «ДШИ» г. Емва.

                                        г.Емва

                                         2015г.

                                      Содержание:

  • Введение ______________________________________________3-5
  • Анализ литературы _____________________________________6-8
  • Система школы ________________________________________9-11
  • Техники работы________________________________________12-20
  • Вывод ________________________________________________21
  • Список использованной литературы_______________________22

                                                                         

  • Введение.

Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Изобразительное искусство – это особая форма познания мира человеком, которое осуществляется через чувственное, конкретнообразное восприятие действительности и последующее изображение. Оно развивает эмоциональность, богатство и тонкость образного мышления и зрительного восприятия.

Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.

И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

По диагностическим данным, дети в пятилетнем возрасте дают 90 % оригинальных ответов, в семилетнем – 20 %, а взрослые – лишь 2 %.

Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью.

Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.

По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно - творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изонавыками, умениями, учится осознанно их использовать.

Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности.

Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого.

А это значит, что руководство изодеятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умения тонко, тактично поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками

Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.

Меня заинтересовало, какими же техниками, приёмами можно преподать детям программу обучения помимо тех способов, что освещены в ней. Ведь в наше современное время по разным причинам, иногда, что  - то из материалов может отсутствовать у ребёнка. Или когда, при наличии всего - как можно разнообразить творчество.

В работе предоставлены приёмы работы, техники.

  1. Анализ литературы.

Изучая литературу и регулярно пользуясь всемирной сетью, нашла по своей теме различные варианты нетрадиционных способов обучения детей рисованию: живописные, графические, декоративные – все направлены на развитие фантазии, воображения, что как раз свойственно младшему возрасту. Но их, также, можно применять и при работе с детьми старшего возраста – работы будут более объёмными.

Найти автора того или иного способа получения изображения очень сложно. Ведь многие из них уходят глубокими корнями в древность. Многие из них сопровождали нас в детстве, но покинули, потому что мы не смогли раскрыть полностью их возможностей. Если попробовать, можно увидеть что это очень просто и занимательно.

Многие педагоги обращаются к этим приёмам и советуют к их применению Е. Рожкова - на кружках изобразительного искусства; Н. М. Конышева - в художественно – трудовом обучении; О. Никологорская - для развития малышей; К. В. Дитмар – на кружках ИЗО; О. А. Белобрыкина - для родителей и их детей.

Художественное образование детей начинается уже в повседневном быту, в общении с окружающими их предметами. По детскому рисунку всегда модно увидеть, что вынесено ребёнком из семьи, из детского сада; с какой он местности(городской или сельской), в какой семье вырос. Это говорит о большой восприимчивости ребёнка к среде, в которой он развивается.

 Нет такой области домашнего быта, куда бы не проникал труд художника. Роль искусства в последние годы значительно увеличилась и продолжает увеличиваться. Даже в тяжёлых условиях жизни человек стремиться к красоте.

Взрослые должны помочь  ребёнку младшего школьного возраста воспринять смысл и красоту обыденной вещи и преодолеть чисто утилитарное отношение к ней (помимо назначения и применения, качества предмета, видеть эстетические особенности: замкнутость или организацию плоскости или её непрерывность, ритм, цвет и т. д.). Ребёнок тянется к прекрасному, его привлекает разнообразие форм и цвета предметов, что для взрослых кажется неожиданным.

Соприкосновение детей с изобразительным искусством – это их непосредственная изобразительная деятельность, основанная на потребности делиться своим и переживаниями и впечатлениями. Специфическая форма визуального изображения – доступное для детей младшего возраста средства выражения их интересов и чувств. Трудно представить ребёнка, не рисующего вовсе. Одни дети одержимы этим видом деятельности, другие относятся – с меньшим интересом. Но для каждого ребёнка изображение  на плоскости – средство выражения своих знаний  о мире. Дети легко заимствуют формы графического выражения у своих сверстников, более умело владеющих способами изображения, свойственного детям.

Каждый человек обладает потенциальными способностями.

Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Только благодаря определенным условиям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности как музыка, техническое и художественное творчество, развиваются творческие способности.

У малышей творчество бескорыстное, наиболее ярко раскрывающееся в изобразительной деятельности, проявляется наиболее активно и стихийно.

Но было бы ошибочно полагать, что эта ярко выраженная потребность детей к творчеству в изобразительной деятельности может плодотворно развиваться без помощи воспитания и обучения, без подкрепления и развития интереса детей к этой деятельности, вне условий, активизирующих процесс познания мира.

Под влиянием учёбы у ребёнка с самых первых занятий быстрыми темпами развивается сознание. Наряду с ярко выраженными эмоциональными переживаниями у него крепнет рационалистическая основа психики, быстро формируется способность к критической оценке поведения и учёбы сверстников, своего труда, в том числе и тех форм изображения, которыми он владел раньше. Ребёнок уже сравнивает более развитые формы изображения со своими рисунками; последние начинают его не удовлетворять. Наиболее лёгкий путь для некоторых детей – отказ от изобразительной деятельности. Будучи не в силах справиться с трудностями формального характера, ребята утрачивают заинтересованность в самой изобразительной деятельности, наблюдения окружающей действительности теряют остроту и свежесть. Происходят большие потери в интеллектуальном развитие детей, угасает источник творчества, обедняется познание жизни. Чего же не достаёт ребёнку, чтобы удержаться на прежнем уровне творческой активности и интереса к рисованию?

В раннем школьном возрасте отношение детей к изобразительной деятельности существенно перестраивается. Характер их работы приобретает особенности, свойственные этой деятельности как виду искусства. Как только назревает этот переход (а у разных детей он назревает неравномерно), у ребёнка в корне изменяется отношение к результату своей работы – к изображению. Его начинает не удовлетворять техника исполнения, на которую он раньше не обращал внимания. Раньше он просто наслаждался процессом рисования, теперь его интересуют и результаты этой работы. Ребёнок стремиться к зримой достоверности своего рисунка. Обращение учащихся к формам изображения, требующим более высокого уровня развития зрительного восприятия, ясно указывает на необходимость оказывать им помощь в накапливании острых и конкретных зрительных образов, доступных для отражения на плоскости.

  1. Система школы.

Попадая в мир школы, систему классов – ступенек, ведущих все выше и выше, важно, чтобы каждая из них стала для ребёнка открытием. Педагог должен знать твёрдо, чему хочет научить на каждой ступеньке этой высокой лестницы. Крайне важно чтобы процесс общения с детьми носил живой и искренний характер. Известно насколько улавливают они малейшую фальшь. Дети не должны чувствовать, что их воспитывают, в педагоге своём пусть видят они человека и друга. Надо, чтобы видели  они, что он сам любуется цветком и не сломает весной зелёную ветку, что тактичен и внимателен к людям. Тогда добром на добро ответят ему дети.

 Детей не выбирают, они сами приходят к нам, и мы должны их принять с открытым сердцем всяких детей - и благополучных, и трудных. Педагогу нужно видеть в каждом ребёнке индивидуальность, личность и очень бережно относиться к ней. Ведь как утверждает психолог А. Н. Леонтьева, у человека врожденны не сами способности, а  способности к их развитию. Важно создать условия для развития творчества.

Занятия на художественном отделении  в школе искусств должны строиться по законам искусства, решать задачи духовного общения, т. е. сотрудничества преподавателя и учащегося; также необходимо создание особой эмоциональной атмосферы увлечённости. Достигается это с помощью живого слова педагога, его бесчисленных живых диалогов с учениками, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Очень важно, чтобы на занятиях по изобразительному искусству звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы ребят, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детской эмоцией, совершенно искренние выплески души и разума. Именно тогда процесс восприятия искусства приобретёт на занятии желанную форму, осуществляясь «в единстве мысли и чувства». Если мы хотим через искусство формировать нравственность, духовность в наших детях, необходимо об этом постоянно помнить и радоваться каждой маленькой победе на занятии. Если мы добьёмся того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, то есть научила ребёнка сопереживать, то его духовная жизнь станет более полнокровной, он сможет более глубоко воспринимать и человека, и музыку, и изобразительное искусство, и многое другое. В сопереживании кроются истоки нравственности, и чем сильнее будет сопереживание, тем определённее и устойчивее будет утверждаться нравственные начала.

Всё начинается с простого   с отношения ребёнка  к цветку, паутинке, животным. Затем появляются отношения более высокого порядка – к родной природе, дому, Родине.

В конечном итоге, все впечатления, представления и знания, которые пришли через душу и сердце ребёнка, становятся его собственными знаниями, его собственной точкой зрения, его мыслями убеждениями, его отношением к прекрасному и безобразному, добру и злу, что и определяет позицию человека.

Приобщение учащихся к искусству в условиях школьного  урока в единстве восприятия и осмысленной художественно – творческой деятельности – это первые шаги  в мире искусства.

При выполнении программы определённого года  обучения очень многое в руках  творческого преподавателя – лишь бы выполнились задачи уроков. В его руках находится и выбор материалов для выполнения практической работы детей.

 Если ребёнок имеет необходимые принадлежности, если его работа в классе должным образом организована и он чувствует поддержку и одобрение со стороны педагога, чувство удовлетворённости порождает у него желание работать дальше. Ребёнок не должен бояться рисовать, бояться, что «выйдет плохо».

Немаловажное значение при выполнении творческой работы имеют возрастные особенности ребят. У детей 7 лет, как правило отмечается значительное отставание практических от интеллекта: они  всё делают неуклюже, неаккуратно, неумело. Но не смотря на это нужно учить ребёнка самостоятельному выполнению доступных ему практических операций: сначала на сообразительность, затем головоломки и тут же проверять их практическими действиями. Необходимо развивать кончики пальцев, так как они основа всего.

Серьёзное внимание необходимо обращать и на развитие практических умений и знаний учащихся, ибо они являются базой творчества. Положительная мотивация, радость успеха обеспечат решения учебно – воспитательных задач:

- побуждать в детях любопытство и как следствие этого интерес к занятиям на художественном отделении школы искусств;

- научить творчески думать, рассуждать, анализировать, быть вниматльным к окружающему;

- развивать внимание, умения выражать творческие замыслы, зрительную память, способности  чувствовать и сопереживать, анализирующее мышление;

- воспитывать умения сосредоточиться, любовь к окружающему (к предметам, к живому, растениям и животным, человеку…).

У всех детей с момента возникновения стремления  разнообразным видам деятельности необходимо формировать художественно образное начало, ведущего к творчеству.

  1. Техники работы.

Каждая художественная техника в той или иной степени развивает у ребёнка разные области рук, предплечья, пальцев. Так тонкая графическая работа учит лучшей координации движений, лепка развивает пальцы, а задания, выполненные в живописных техниках, способствуют большей свободе и раскованности всей руки.

Для этого на занятиях используются самые различные материалы: акварель, гуашь, тушь, восковые мелки, белила, карандаш, фломастеры, кисти, палочки, угол, пастель, бумага. Все эти свойства дают большие возможности выразительности творения.

При демонстрации приёмов работы различными художественными материалами преподаватель, делая на доске или большом листе бумаги (показ) рисунки, не должен придавать им какой – то конкретный характер, т. к. это неизбежно повлечёт за собой механический повтор.

Все задания, связанные постижением цвета, характера линии, освоением технических приёмов работы кистью, палочкой, в первую очередь должны иметь нравственно – эмоциональную нагрузку. Если у вас есть краски, то можно ими выполнить различные работы не применяя кисточек.

  • Пальцевая живопись.

Техника очень интересна, даёт свободу действию, полёту фантазии и воображению. Многие художники не чурились этой очень простой в исполнении техники. До сих пор создаёт свои замечательные произведения этими приёмами немецкий художник Гюнтер Юккер.

Малышам свойственно всё исследовать, трогать пальчиками. Наберите на пальчик – кисточку краску и рисуйте что хотите и как хотите – точками, пятнышками, разводами. Можно добавить ладошки, торцевую сторону сложенных ладошек. Деревья, солнце, птички, пейзаж и мн. др..

  • Матрица – клише.

Детям очень нравится получать изображения, используя готовые формы. Вместе с ребятами можно изготовить матрицы для работы. Можно из овощей или предметов(ножом вырезать на 1\2 картофелины, оставляя контур нужного  для печати рисунка простой формы, аккуратно не повредив основу).

Потренировавшись, можно приступать. Обмакнув в краску (лучше гуашь) печатаете на бумагу или ткань. От нажима зависит яркость. Печатание с помощью клише из различных материалов – очень увлекательное занятие , не требующее сложных приготовлений и особых затрат. Повторение  одного и того же рисунка в декоративных целях поможет обрести вашему ребёнку навык чёткого композиционного построения фигур на определённой поверхности и отработать точность движения рук. Печатать можно и используя подручный материал (карандаш, резинка…).

  • Монотипия (от греческого «monos» — один, «typos» — отпечаток) – доступна детям с 3 лет.

Для занятий понадобится: бумага белого цвета (или цветная, тонированная – в зависимости от замысла), кисти, краски (гуашь или акварель).

Данная техника отлично знакомит с понятием симметрии, так как используется для изображения зеркального отражения предметов. Белый лист складывается пополам и на одной стороне рисуется половина заданного объекта. Затем лист складывается и хорошо проглаживается, чтобы невысохшая краска отпечаталась на другой половине листа. При необходимости дорисовываются недостающие (не симметричные) части.

Так же с помощью данной техники можно получить замечательные изображения отражения объектов на водной глади: лист складывается горизонтально и на верхней его части рисуется будущий пейзаж (лес, горы, дом, небо, облака и др.). Затем лист складывается и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на водной глади.

Используя возможности монотипии, можно создавать и фантазийные изображения. На одну из сторон половины листа бумаги, ближе к центру, нанести несколько ярких цветных пятен. Сложить лист по сгибу и хорошенько прогладить ладошкой. Открыть и рассмотреть – что получилось? Сказочные цветы? Бабочка? Павлин? Жук? Дорисовать «заколдованное» изображение красками или фломастерами.

  • Кляксография.

У детей ещё не сформировались специальные графические умения и навыки, и это даёт возможность отталкиваться от пятен, создавать различные композиции. На лист бумаги капнуть тушь или чернила, но можно и краску (жидкую). Затем, наклоняя лист в одну сторону, в другую или подуйте на него. Каждый поворот, каждое наклонение даёт новое изображение. В такой технике можно рисовать деревья, цветы , животных, насекомых, сказочных персонажей.  Все работы разные. А если на полученный незамысловатый кустик наклеит вырезанные  из бумаги цветы или просто дорисовать их , то получиться интересная картина, которой можно украсит ваш интерьер.

Очень интересный эффект получается, если каплю раздувать на листе бумаги, предварительно покрытом канцелярским клеем. Когда клей высохнет, капните каплю туши и раздуйте её. После того как тушь высохнет, обратите внимание на изображение, полученное с помощью капли, - очертания получаются как бы разорванными, треснутыми. Этот эффект может подсказать неожиданное композиционное завершение первоначального замысла работы. Также тушь, краску можно раздувать через трубочку, клей заменить свечёй.

  • Фотокопии.

Возьмите свечу, нанесите ею рисунок на лист бумаги по желанию. Затем возьмите краску (тушь) и покройте ею рисунок. Произойдёт удивительный фокус: изображение, сделанное свечой, проявиться как в сказке, прямо на глазах. Это удивит и вызовет восторг. Эта техника создаёт эффект проявления фотоплёнки.

  • Рисуем «звёздным следом».

Постараться сделать так, чтобы любой находящийся под рукой предмет стал необычным материалом, который можно использовать в рисунке, аппликации. Можно рисовать кусочком поролона, ватки, тряпочки, бинтика, плоской тканью или свернуть её трубочкой, сжатой фольгой, целлофаном, палочками, отпечатывайте, рисуйте. Воля фантазии.

  •  «Ниткография»– рисование нитками. Доступно детям с 3-х летнего возраста в совместной со взрослым деятельности. Чем старше ребенок – тем больше самостоятельности в рисовании, фантазировании, дорисовывании.

Для занятий потребуется: гуашь, кисточка и мисочка, бумага, нитки (лучше № 10), пряжа или веревочка (в зависимости от выбранного способа рисования), карандаши или фломастеры для дорисовки.

Способ 1. Сложить пополам лист бумаги и раскрыть его. На одну половину разложить одну или несколько нитей (20-30 см), пропитанных разными красками, в произвольном узоре. Накрыть второй половиной листа так, чтобы неокрашенные концы ниток были видны. Хорошенько прогладить и, придерживая рукой, медленно вытянуть нити за хвостики. Когда лист раскрывается, там получается какое-то изображение, которое можно дорисовать после высыхания карандашами или фломастерами.

Способ 2.  Лист бумаги сложить пополам. Довольно длинную нить или тонкую веревку (до 40-50 см) тщательно окрасить в мисочке выбранной краской, а затем хаотичным узором разложить ее на одну из сторон листа. Накрыть другой половиной листа и тщательно прогладить его рукой. Раскрыть, аккуратно убрать нить, рассмотреть полученное изображение. Дорисовать до конечного результата.

Способ 3. Сделать от 2 до 5 отрезков нити или тонкой веревки длиной 7-10 см. Поочередно обмакивать нити в краску и водить ими по листу бумаги в разных направлениях. Можно сделать рисунок хаотичными движениями, потом рассмотреть его и дорисовать, а можно постараться сразу получить примерный контур желаемого изображения и затем дополнить его карандашами или фломастерами.

Способ 4. Обернуть веревку (шпагат, тонкую, бельевую или сочетание разных веревок) вокруг цилиндра (удобно использовать скалку, но можно любой предмет цилиндрической формы – кусок трубы, деревянную чурочку и т.п.)  Сделать перекрещивающийся узор и окрасить веревку до небольшого впитывания одним или несколькими цветами. Прижать цилиндр к нижнему краю бумаги и, плотно прижимая, прокатить его от себя. На листе появится красивый веревочный узор.

  • Набрызг.

Техника очень лёгкая, хотя применяя её, можно поучит самые разнообразные эффекты. Инструменты: зубная щётка, расчёска или рука. При выполнении набрызга рукой и расчёской капли получаются крупнее, чем при использовании зубной щётки. Используя эту технику можно изготовить открытки, эстампы и просто дополнить готовый рисунок.

На лист бумаги положите рисунок, выложенный из кусочков бумаги разной формы (можно сухие листья, цветы), чтобы детали не улетели их нужно слегка примочить и положить на лист. Наберите на щётку немного краски (чтобы не капало), наклоните её над листом и пальцем проведите по ворсу. Брызги разлетаются в разные стороны и складываются в причудливые формы. После высыхания одного слоя краски, можно добавить другой цвет. Когда всё высохло, аккуратно снимите детали – работа готова (эстамп). Работа на композицию.

  • «По чёрному фону».

Детям очень нравится работать по чёрному фону белой краской, где кисть можно заменить губкой или ваточкой на спичке. Идёт контраст черного и белого, работа линий. А также работать по фону можно цветным мелком или просто одним белым. Есть возможность растирать и получать нюансы цвета. Тема свободна (можно ночь, космос, дремучий лес…)

  • Бумажная гравюра.

Эта техника является упрощённым варрантом линогравюры. Техника не сложна. Наклейте на картон вырезанные из бумаги узоры, силуэты животных, людей и др. Нанесите тушь или  краску с помощью тампона или тряпочкой.

Положите на поверхность со свеженанесенной краской лист бумаги, прижмите рукой и протрите ладошкой круговыми движениями. Снимите лист. Получилось изображение. В местах, где протирка сделана не очень плотно, видны штрихи. Силуэты выходят цветные, а вокругних как будто сияние, ореол. Фон  в зависимости от картона будет то темнее, то светлее.

  • Рисуем палочкой.

По белому или цветному листу можно рисовать тушью чёрной или цветной, краской. Свобода линий и композиции. Используем линии, пятно. Можно выполнить работу, прикладывая спички с ваткой, тоже интересная техника (как мазки).

  • Граттаж.

Затонировать провощенный лист бумаги средним слоем туши или гуаши и можно приступать к царапанию рисунка иглой или тонкой спицей. Царапание можно проводить и по рисунку, выполненному красками, тогда в рисунке царапаются лишь мелкие детали.

Цветная техника граттажа – разноцветный лист истереть свечой, покрыть тушью и процарапывать.

  • Теснение на бумаге.

Интересные работы можно получить с помощью иглы. Здесь мы будем протыкать поверхность. На тонком листе делают лёгкий рисунок, затем его кладут на плотный лист, закрепив его по краям. Ложится работа на мягкую основу – пенопласт, ткань, газеты. Взять иглу и делать частые проколы по рисунку. Насыщенность и глубина проколов могут быть разными. Отдельные фрагменты в зависимости от рисунка оставьте чистыми. Именно этот эффект – гладкой и  шероховатой поверхности – является основным выразительным средством в работе, придаёт неповторимость и оригинальность изделию. Когда сделаны все проколы предварительный рисунок снимите, а на плотной бумаге получится  законченный оттиск с изнаночной стороны, то есть с той , которая была обращена к газете. Необходимо помнить, что рисунок получается в зеркальном изображении. Готовую работу можно приклеить на цветную бумагу.

  • Рисуем пластилином.

Пластилин тоже имеет разные цвета и при смешивании их можно получить различные оттенки.

На листе бумаги можно сделать лёгкий рисунок и затем выполнять в цвете. Ребята видят смешивание и ощущают фактуру.

Решение композиции пространства. Готовая подарочная картина.

  • Плоские картины на стекле.

Линии рисунка выполняются тушью, а затем всё заполняется цветным пластилином.

  • Коллаж.

Проста и доступна техника детям. Путём приклеивания к плотной нейтрального тона основе материала, деталей, отличающихся фактурой, цветом, способом соединения. Материал: бумага, ткни, кожа, мех, вырезанные картинки, фотографии. По - разному группируют друг с другом или в одном материале.

  • Различные панно.

Для детей можно наклеить обрезок бумаги (ткани) неопределённой формы и спросить: « На что это похоже?» Затем предлагается ребёнку дорисовать, превратить этот бесформенный кусок во что - то красками, карандашом. Фантазия велика и работы разнообразны.

 Можно усложнить. Наклеит 2 – 3 предмета (бумага, вату), пусть дорисуют. Потом можно всё доверить маленьким мастерам – и наклеить и дорисовать. Объёмный коллаж. Наклеиваются все детали на фон.

  • Мозайка.

Изображения выполняются необычным способом: они составляются из отдельных кусочков бумаги, мелких камешков. В мозаичном изображении материал располагают не, как попало. В некоторых местах - линией, полукругом… Обычно так подчёркивается контур деталей и выявляются отдельные наиболее важные линии, которые придают композиции наибольшую выразительность. Выполненный рисунок заполняется кусочками разного цвета.

  • «Печатание листьями» – можно отнести к технике штамповки, но требует большей аккуратности и координации движений, поэтому в самостоятельной деятельности доступно только к старшему дошкольному возрасту (к 5-6 годам), а малыши 3-4 лет с удовольствием будут создавать картины из листьев совместно с родителями или старшими братьями и сестрами.

Для занятий вам понадобятся: гуашь, кисти, белая или тонированная бумага, листья.

Во время прогулки соберите с ребенком листья разнообразных деревьев, кустарников, растений, отличающиеся по размеру и форме. Листик нужно покрыть гуашью при помощи кисточки, а затем осторожно приложить окрашенной стороной на лист бумаги, плотно прижать и аккуратно за черенок плавным движением вверх постепенно отклеить его с альбомного листа. Главное – не двигать лист, иначе изображение получится смазанным.

Следующие листочки можно окрасить в другие цвета, можно листик сделать двухцветным или многоцветным. Можно уже использованный листик покрасить в другой цвет, тогда при смешивании разных красок может получиться необычный оттенок.

Когда рисунок заполнится отпечатками, нужно кистью (или фломастерами, карандашами) дорисовать недостающие части композиции.

  • «Шаблонография».  Очень нужная и важная техника для старших дошкольников в системе подготовки к обучению в школе. Чтобы нарисовать предмет в этой технике, нужно представить – из каких геометрических фигур он состоит. Каждый сложный предмет можно изобразить при помощи простых составляющих: треугольников, кругов, квадратах, овалах, прямоугольников. Цель шаблонографии – составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку, обрисовывая заранее приготовленные шаблоны геометрических фигур.

Для занятий потребуется: бумага, простой карандаш, цветные карандаши, шаблон с геометрическими формами (можно приобрести готовый, а можно изготовить самостоятельно).

На начальном этапе можно предложить ребенку образцы рисования различных предметов при помощи шаблона геометрических фигур. Ребенок учится обрисовывать геометрические формы простым карандашом, создавая единое целое. Готовую композицию выполнить в цвете. Постепенно усложнять задания, предполагая все большую самостоятельность действий ребенка. Обучать последовательности создания сюжета: сначала обрисовать основную, самую крупную форму, а затем переходить к деталям. Показателем полного овладения шаблонографией является умение ребенка самостоятельно придумать сюжет и воплотить его.

 

  1. Вывод.

Искусство лечит. Это давно поняли те, кто всерьёз думал о детях. Как и во взрослых, так и в детях есть и дурное и доброе. Преодолевать дурное помогают родители, преподаватели, сказки где постоянно присутствует мотив со злом и собственное творчество. Творчество – такая же врождённая потребность как еда и сон. Это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребёнка, это и самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний. Шаг за шагом ребёнок открывает всё разнообразие и богатство проявлений искусств, окружающих нас ежечасно. Обычно это осознаётся не просто.

 Человек меняется на протяжении всей жизни, но основное – фундамент  мировоззрения, душевные качества, фантазия, воображение, художественное чувство, формирование высокого интеллекта, понимание красоты природы и взаимосвязи всего окружающего – закладывается именно в детстве и на всю жизнь.

 Никакой уровень грамоты не гарантирует, что человек станет прекрасным поэтом или художником, будет понимать искусство. Искусство нельзя выучить и сдать как иностранный язык. Любая изучаемая тема должна быть прожита ребёнком. Помочь ему в этом - задача и педагога и родителей, которые тактично, умно сопереживают вместе с ним, строят этот процесс сознательно от занятия к занятию. Образование школы; кружка не может формировать и недолжно, художника профессионала. Но оно может и должно воспитывать чуткого к искусству, грамотного зрителя. Дать ребёнку художественную культуру доступно.

  1. Список использованной литературы.
  • Белобрыкина О.А. Как научить ребёнка рисовать, не умея рисовать? Сделай сам №2, 1995.
  • Выготский  Л.С.  Воображение и творчество в детском возрасте, М., 2001.
  • Дитмар В. В.  Хочу узнать и рисовать тебя, мир! М., 1999.
  • Ермолова Н.  Пластилиновые фантазии. Сделай сам №5,1995.
  • Конышева Н. М.  Наш рукотворный мир. 2 кл. Linka – Press, 2002.
  • Кузин В. С. Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство 1 – 2 класс, М., 1995.
  • Неменский Б. М. программа «Изобразительное искусство» и художественный труд 1 – 4 ласс., М., 2001.
  • Неменский Б. М.  Искусство вокруг нас 2 класс, 1998.
  • Никологорская О.  Основы художественного ремесла. М., 1997.
  • Поломис К.  Дети в летнем лагере. М.,2001.
  • Рожкова Е . Изобразительное искусство в начальной школе, М., 1990.

Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень ча...

Опыт работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

Цель моего опыта – развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и мате...

Формирование творческих способностей обучающихся через нетрадиционные техники рисования

Изобразительная деятельность в нетрадиционных (необычных) техниках  рисования приносит детям много положительных эмоций, одновременно развивая творческие способности, воображение, образное и прос...