Дополнительная общеобразовательная программа "Хоровое пение. Ансамбль." (2014-2015 уч.года)
рабочая программа на тему

Савина Алина Анатольевна

Дополнительная общеобразовательная программа углубленного уровня для учащихся 10-11 классов музыкально-хорового центра "Лель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon horovoe_penie._ansambl.doc253 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Хоровое пение. Ансамбль»

(Музыкально-хоровой центр «Лель»)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ЗДТДиМ

____________ О.Н. Сорокина

"____"______________20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Хоровое пение. Ансамбль»

(Музыкально-хоровой центр «Лель»)

Направленность - художественная

Уровень – углубленный

Возраст учащихся – 10-11 классы

Срок реализации программы – 1 год

Авторы:

педагоги дополнительного образования

Суколенов Юрий Павлович,

Бардина Елена Викторовна,

Савина Алина Анатольевна,

методист

Максимкина Светлана Владимировна

МОСКВА – 2014

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Хоровое пение. Ансамбль»

(Музыкально-хоровой центр «Лель»)

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель методического  совета__________________/                               /

СОГЛАСОВАНО

Управляющим  советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель управляющего  совета__________________/                               /

Содержание

I. Пояснительная записка        

II. Учебно-тематический план        

III. Содержание программы        

IV. Методическое обеспечение программы        

V. Список литературы        

VI. Приложение 1                                                                                                 22

VII. Приложение 2                                                                                               23

I. Пояснительная записка

Направленность

Программа «Хоровое пение. Ансамбль» является модифицированной, углубленного уровня и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Программа «Хоровое пение. Ансамбль» позволяет заниматься с детьми, которым «тесно» в рамках хора, которые достаточно подготовлены для того, чтобы реализовать свои вокальные и артистические способности на индивидуальной основе и в работе малой группой. Одновременно предполагается углубление теоретических знаний о видах певческого дыхания, звукообразовании, единстве элементов ансамблевого звучания, развитие таких исполнительских качеств, как внимание, слуховые ощущения и восприятие, память, мышление, воображение. Происходит знакомство с лучшими образцами народного, классического и современного музыкального творчества. На ансамблевых занятиях по вокально-хоровому пению решаются задачи по воспитанию художественного вкуса учащихся, пробуждение их творческих способностей, развитию у детей чувства коллективизма, дисциплины, ответственности и сознательного отношения к овладению музыкальными знаниями.

Программа углубленного уровня «Хоровое пение. Ансамбль» дает возможность выявить и реализовать творческие задатки и личностные качества детей посредством формирования совместного ансамблевого звучания.

При формировании выше перечисленных качеств личности ребенка определяется его осознание себя в социуме, с помощью активной творческой самореализации. Это является предпосылкой для дальнейшей успешности в жизни каждого ребенка.

Целесообразность занятий по образовательной программе «Хоровое пение. Ансамбль» определяется необходимостью повышения уровня вокального и ансамблевого мастерства детей, а также возможностью их профессиональной ориентации.

Отличительная особенность

Отличительной особенностью данной программы является решение задач семейно-музыкального воспитания в музыкально-хоровом центре «Лель» (МХЦ «Лель»), активно привлекая родителей к образовательному процессу, общественной и концертной деятельности.

На данную программу приходят обучаться дети, закончившие программу базового уровня «Хоровое пение. Старший хор». Программа углубленного уровня «Хоровое пение. Ансамбль» является завершением обучения хоровому пению.

Работа в вокально-хоровом классе проводится в тесной связи с занятиями сольфеджио. Это дает возможность более сознательно овладеть музыкальным материалом.

Цели: развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретения углублённых знаний, умений и навыков в области вокально-хорового исполнительства.

Задачи:

образовательные:

  • совершенствование навыков певческой установки;
  • совершенствование координации голоса и слуха;
  • совершенствование вокальной артикуляции, развитие певческого дыхания, расширение диапазона голоса;
  • совершенствование вокально-хоровых навыков: пение без сопровождения, многоголосного пения, умение строить, петь в ансамбле;

развивающие:

  • развитие интеллекта и расширение диапазона знаний в области хорового искусства;
  • разностороннее развитие вокально-хорового слуха;
  • развитие музыкальной памяти, навыков певческой выразительности;
  • развитие чувства понимания выразительности, формы и стиля хоровых произведений;
  • развитие способностей быть гармоничными и свободными в выражении своих мыслей, чувств через пение;

воспитательные:

  • воспитание чувства коллективизма, трудолюбия;
  • воспитание потребности общения с музыкой;
  • формирование общей культуры учащихся;
  • формирование потребности и готовности к эстетической певческой деятельности;
  • воспитание эстетического вкуса, высоких нравственных качеств;
  • воспитание уважения ребенка к самому себе и своему творчеству;

Возраст детей: 10-11 классы

Срок реализации: 1 год

Формы и режим работы:

занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, 4 часа в неделю, 176 часов в год: 128 часов аудиторных занятий и 487 часов социальная практика. Количество учащихся в группе – 12 чел.

Ожидаемые результаты

Вокальные навыки. Год углубленного этапа овладения певческим голосом. Голоса делятся на сопрано и альтов. Петь в диапазоне: сопрано ДО1 – ФА2(СОЛЬ2), альты ФА мал.(СОЛЬ мал.) – МИ2.

Соблюдать певческую установку, петь с мягкой атакой, пользоваться твердой атакой, как средством выразительности. Петь ровным звуком по всему диапазону голоса, в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения.

Знать правила охраны голоса в связи с наступлением предмутационного периода и мутации. В периоды перестройки голоса все вокальные навыки продолжают укрепляться, хотя мутация вносит различные индивидуальные отклонения в певческое развитие участников хора. В звучании сохраняется индивидуальность тембра, но может появиться сипота, хрипота, «потускнение» тембра, поэтому необходимо хористам знать правила охраны голоса в связи с возрастными изменениями, строго выполнять в этот период певческий режим.

Уметь петь на одном дыхании продолжительные по времени фразы, равномерно расходуя дыхание, сохраняя вдыхательное состояние при пении. Овладеть умением фразировать. Уметь вокально полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и четко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты.

Хоровые навыки. Уметь петь чисто и слаженно по нотам и наизусть двухголосные и трехголосные произведения.

Способы проверки: учет успеваемости учащихся проводится педагогом на основе индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий. В оценке учащегося должно быть учтено также его участие в отчетных выступлениях хорового коллектива. В учебном году должно быть пройдено 8-10 произведений.

II. Учебно-тематический план

Название разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Техника безопасности.

4

3

1

2

Теоретическая подготовка:

- закрепление основ музыкальной грамоты и теории музыки;

- слушание музыки;

- развитие музыкального слуха, музыкальной памяти;

- развитие чувства ритма;

- сценические движения под музыку

32

4

28

3

Вокально-хоровая работа:

- певческая установка, дыхание;

- распевание;

- развитие основных вокально-хоровые навыков

39

4

35

4

Работа в жанрах вокально-хоровой музыки - песня, произведение:

- категория жанра -

народная песня;

- категория жанра -

композиторское произведение

45

5

40

5

Итоговые занятия.

8

2

6

6

Социальная практика

48

4

44

Итого:

176

22

154

III. Содержание программы

1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Теория: закрепление изученного материала в области хорового исполнительства; знакомство с историей возникновения и развития вокально-хорового ансамбля. Закрепление изученных терминов и понятий. Правила поведения на занятиях, техника безопасности с инструментами.

Практика: применение изученного материала на практике.

2. Музыкально-теоретическая подготовка.

Теория: закрепление понятия тональность, знаний интонирования интервалов, анализа интервалов. Общие культурологические сведения о музыкальных жанрах и стилях. Теория музыки: углубленные сведения о музыкальном языке, о музыкальной форме; закрепление усвоения знаний о ритмических особенностях; знакомство с музыкальной стилистикой; углубленное знакомство с элементарными основами гармонии и полифонии. Беседы с детьми, направленные на активизацию внимания, памяти, координации движения. Правила сценических движений под музыку. Усвоение навыков импровизации. 

Практика: улучшение слухового восприятия, развитие вокальной интонации. Слушание музыки. Сравнительный анализ художественных интерпретаций музыкальных произведений. Закрепление развития интонационной устойчивости, пение упражнений а’capella. Развитие навыков самостоятельного контроля за тембром голоса и чистотой интонации. Изучение различных движений под музыку, ритмические упражнения. Выполнение простых упражнений на импровизацию. Исполнение простых музыкальных произведений.

3. Вокально-хоровая работа. 

Теория: закрепление усвоения учащимися правил гигиены голоса, охраны голоса, здорового образа жизни; закрепление умения постоянно соблюдать в процессе пения певческую установку, способствующую правильному звукообразованию, спокойному вдоху. Объяснение вокально-технических упражнений (распевание) и их значение, как подготовки голосовых связок к пению. Закрепление правил артикуляции, дикции и звуковедения в пение. Закрепление обучения умению петь с музыкальным сопровождением и без него.

Практика: закрепление развития навыков установки корпуса, головы, рта во время пения, освобождения от зажатости лицевых мышц. Работа над основными свойствами певческого голоса (звонкости, полѐтности, ровности, разборчивости). Работа над дикцией – пение скороговорок, речевых упражнений; соблюдение во время пения правильного формирования гласных, чёткого и короткого произношения согласных. Закрепление выработки чистого, ясного унисона, разностороннее развитие гармонического и мелодического слуха. Расширение диапазона голоса, развитие тембровой окраски голоса. Пение с музыкальным сопровождением и без него. Правильное и четкое исполнение ритмического рисунка всем коллективом. Одновременно со всем ансамблем произношение слов. Совместное начало и окончание произведения или отдельных его частей.

4. Работа в жанрах вокально-хоровой музыки - песня, произведение.

Теория: биографические данные о композиторе, особенности его композиторского стиля. Углубленное усвоение жанров вокально-хоровой музыки, категорий жанра.  Теоретический анализ хоровых произведений: тональность, знаки, ключи, размер, ритм, гармонические и полифонические особенности. Объяснение приемов вокальной техники.

Практика: работа над исполнительскими навыками: фразой, динамикой, певческим дыханием, штрихами. Анализ хоровых произведений: тональность, знаки, ключи, размер, ритм, гармонические и полифонические особенности. Работа над музыкальной выразительностью, раскрытие эмоционально-смыслового содержания произведения. Прослушивание аудио - записи, показ произведения в исполнении педагога.

5. Итоговые занятия.

Теория: объяснение детям заданий, особенностей выполнения, правил культуры исполнителя.

Практика: исполнение детьми изученных вокально-хоровых произведений, выступление на концертах.

6. Социальная практика.

Теория: повторение и закрепление изученного материала, общая культура учащегося, особенности проведения репетиций и подготовки к конкурсам, фестивалям, мероприятиям разного уровня, к итоговым отчётным концертам.

Практика: выполнение упражнений и заданий для повторения и закрепления изученного материала, подготовка к конкурсам, фестивалям, мероприятиям разного уровня, к итоговым отчётным концертам, проведение репетиций.

IV. Методическое обеспечение программы

        Целью работы с детьми в процессе их обучения пению в вокально-хоровом ансамбле является оптимальное, индивидуальное певческое развитие каждого участника ансамбля, обучение его умению петь в ансамбле, формирование его певческой культуры.

Задачи развития: формирование навыков певческой установки, разностороннее развитие вокально-хорового слуха, музыкальной памяти, обучение использованию при пении мягкой атаки, формирование навыков певческой эмоциональности, вокальной артикуляции, развитие певческого дыхания, расширение диапазона голоса. На этой основе в процессе хорового пения происходит формирование хоровых навыков: пения без сопровождения, многоголосного пения, умения строить, петь в ансамбле.

Для того чтобы обеспечить оптимальное певческое развитие каждого участника хора, руководитель должен знать результаты своей работы в индивидуальном проявлении. Эти знания позволяют успешнее определять содержательную сторону учебного процесса, решать производственные и воспитательные задачи. В связи с этим необходимо проводить один-два раза в год индивидуальные прослушивания всех детей, поющих в вокально-хоровом ансамбле. Программа проверки должна быть достаточно подробной, благоприятствующая возможно более полному раскрытию успехов и недостатков в певческом и личностном становлении учащегося.

Ансамбли могут быть одно-, двух-, трех-, четырехголосными. При формировании партий нужно стремиться к примерно равному укреплению их детьми с хорошо развитыми звуковысотным слухом и голосовыми данными. Постоянной заботой руководителя является укрепление и пополнение этого «ядра» вокально-хоровой партии. Рассаживать участников ансамбля надо так, чтобы «ядро» не потеряло своего ведущего и организующего значения, а более слабо подготовленные дети могли опираться на сильных певцов. При распределении участников вокально-хорового ансамбля по партиям надо учитывать и другие моменты. Так, у детей не всегда по разным причинам (заболевание голосового аппарата и т.п.) можно выявить свойственный им тип голоса. Поэтому вначале такие учащиеся могут определяться в ту или иную партию условно. По мере же роста и приобретения певческого опыта проясняется тип голоса и певец хора переводится в партию по принадлежности. Другой важный момент – изменение состояния голосового аппарата в периоды мутации и постмутационный.

- 13-15 лет – мутационный, связанный с резким изменением гортани.

Перестройка гортани у мальчиков занимает, как и у девочек – 1,5-2 года. Однако, «ломка» голоса мальчиков, его охриплость, неустойчивость фонации могут проявляться резко в течение нескольких недель. Практика многих хормейстеров показывает, что занятия пение в этот период с использованием ограниченного диапазона и умеренной динамики благоприятны для развития голоса.

- 15-17 - постмутационный, связанный с постепенным увеличением диапазона и силы певческого голоса, его тембровое обогащение. Голоса девушек и юношей становятся "взрослыми", болезненные ощущения при пении понемногу исчезают, но в них еще наблюдаются остаточные признаки мутации - быстрая утомляемость голосового аппарата, периодическое появление хрипоты, сипоты, беззвучия.

Мальчики привыкают пользоваться новыми нижними нотами, целиком переходят на пение в тесситуре, свойственной мужскому голосу. Диапазон голоса у них расширяется до октавы (от ре малой октавы до ре первой), иногда и больше. Некоторые ребята теряют фальцет, который позже при правильной работе непременно восстанавливается. В начале завершающей стадии мутации голоса мальчиков могут быть ещё слабыми по силе и неопределёнными по тембру. К концу этого периода более или менее ясно выкристаллизовывается вид будущего взрослого голоса (тенора или баритона). Басы формируются из баритонов ещё позже, в 17-19 лет, их голоса обогащаются новыми тембральными красками.

Вокально-хоровые навыки

1. Певческая установка

Укрепление навыков, приобретенных в старшем хоре.

2. Работа над дыханием

Дыхание при усилении и затихании звучности. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания. Равномерное расходование дыхания при исполнении продолжительных мелодических построений. Распределение дыхания на выдержанном звуке. Приемы цепного дыхания. Полнота звучания при «сцепленном дыхании» и его непрерывность.

3. Работа над звуком

Закрепление навыков по формированию гласных. Углубленная работа над пением «легато». Нон легато и стаккато. Крещендо и диминуэндо на выдержанном звуке. Выравнивание и укрепление диапазона.

Сопрано ДО1 – СОЛЬ2

Альты ФА мал.(СОЛЬ мал.) – МИ2

Бережно относиться к голосам мальчиков при наступлении мутационного периода.

4. Работа над дикцией, звукообразованием

Дальнейшее укрепление артикулярных навыков. Короткое произношение согласных. Декламация текста – произношение его в музыкальном ритме песни. Добиться филирования звука, широко использовать различные приемы звуковедения от широкой кантилены до легкого стаккато. Развивать дикционные навыки в быстрых и медленных темпах.

5. Вокальные упражнения

Акцентировать внимание на развитие многоголосных навыков, различного характера звуковедения, расширения диапазона голосов.

Ансамбль и строй

1. Работа над текстом и партиями

Соотношение партий в многоголосии, зависимость их друг от друга. Например: интервальное соотношение, противоположное и параллельное движение голосов, одинаковый или различный ритм. Освоение навыка в четком произношении текста в случаях несовпадения его между партиями. Переплетающийся текст в произведениях полифонического склада.

2. Работа над строем и ансамблем

Более сложное двухголосие «а капелла» и с сопровождением. Стройное пение 2,3,4-голосия. Тщательное выравнивание партий по количеству голосов и звучанию, добиваясь чистого строя и общего ансамбля. Ровное звучание аккорда. Ансамбль при условии выделения ведущей партии хора, то же при пении с солистом (в последнем случае хор является аккомпанементом). Пение нетрудных примеров полифонического стиля. Имитационные эпизоды и их нюансировка. Точная интонация при хроматизме и модуляции.

3. Упражнения на развитие ладового чувства и строя

Все упражнения, указанные в младшем хоре, усложняя элементы двухголосия, сольфеджирование партий без поддержки инструмента всем хором и по одному. Пение трех и четырехголосных аккордов, секвенциобразных построений из аккордов, диссонирующих аккордов с разрешением.

Работа над исполнением музыкального произведения

1. Разбор музыкального произведения с точки зрения его литературного и художественного содержания

Музыкально-теоретический разбор: строение мелодии, ее виды, двух-трех частная форма, лад, тональность, смена лада.

2. Исполнение

Ровное звучание партий при постепенном нарастании и ослаблении звука. Нюансы от рр до ff. Координация метро -ритмических и динамических элементов.

Зачётные требования

- спеть вокальное упражнение (пройденное);

- спеть группой гармоническое упражнение;

- спеть партию из пройденного произведения;

- спеть ансамблем «а капелла» пройденное произведение.

Пение произведений

Беседы о разучиваемых произведениях.

Народная песня. Рассказы о фольклоре, жанрах музыкального народного творчества. Раскрытие содержания, особенностей (лада, метро-ритма, голосоведения, структуры, формы и др.) каждой исполняемой песни, анализ ее текста, разъяснения непонятных слов.

Произведения советских композиторов и др. современных авторов и классика. Сообщение  об авторах музыки текста, анализ музыкального и поэтического текста.

Практические занятия: Показ-исполнение или показ произведения в записи. Раскрытие сущности художественного образа. Разучивание сочинения с сопровождением и без него, раздельно по партиям и со всем хором, по слуху и по нотам: взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом.

Пение учебно-тренировочного материала

Раскрытие учебной цели, назначение каждого нового упражнения для развития различных сторон музыкального слуха, качества звука, дыхания, диапазона, выразительности исполнения.

Практические занятия: Показ упражнений. Разучивание и впевание упражнений. Контроль за качеством их исполнения (индивидуальные и групповые проверки учащихся), формирование самоконтроля.

Пение импровизаций

Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения.

Практические занятия: Показ возможных вариантов. Обучение импровизациям в процессе пения или игры на элементарных музыкальных инструментах. Импровизации на заданную тему, в различном характере, с различным ритмическим рисунком, коллективное сочинение песен.

Слушание музыки

Использование руководителем вокально-хорового материала,  осваиваемого учащимися на занятиях хора, а так же произведений, которые они изучают по специальному инструменту. Опора на знания, умения, навыки, которые участники хора приобретают на других занятиях.

Практические занятия: небольшие вводные беседы к прослушиваемым произведениям. Организация музыкальных вечеров, коллективных посещений концертов, музыкальных спектаклей и фильмов.

Музыкальная грамота

Закрепление знаний, умений, навыков, получаемых на уроках сольфеджио.

Практические занятия: чтение нот в любых тональностях. Достаточная свобода ориентации в нотных текстах.

Примерный репертуарный план

1. Православная музыка

  1. П.Чесноков «Благослови, душе моя, Господа»
  2. А.Львов «Вечери твоея тайныя»
  3. А.Чернецов «Ангел Вопияше»
  4. Греческий распев «Богородице, Дево радуйся»
  5. И.Денисова «Утоли наша печали»
  6. Н.Эгинский «Агни Парфене»
  7. А.Гречанинов «Слава, Единородный Сыне»
  8. А.Петров «Отче наш»
  9. А.Копылов «Под твою милость»
  10. П.Чесноков «Свете тихий»
  11. А.Кастальский «Отче наш»
  12. П.Чесноков «Достойно есть»
  13. П.Чесноков «Совет превечный»
  14. П.Чайковский «Покаянная молитва о Руси»
  15. П.Чесноков «Трисвятое»
  16. А.Киселев «Тебе поем»
  17. А.Шнитке «Молитва странника» (Иисусова молитва)

2. Рождественские песнопения

  1. Л.Новоселова «Дивная новина»
  2. А.Гринченко «Радуются вси Ангели»
  3. Ю.Тугаринов «Рождественский сказ»
  4. ирмос Рождественского канона
  5. «Drisiaj w Betlejem» (Польша)
  6. «Gdy sliczna Panna» (Польша)
  7. «Narodil se Kristus Pan» (Чехия)
  8. «Щедрик» в обработке М.Леонтовича (Украина)
  9. «Oj, koledo» (Болгария)

3. Католическая музыка

  1. Лео Делиб «Messe breve»
  2. G.Martini “O Salutaris”                
  3. Б.Бриттен «Deo Gracias» («Благодарю тебя, Господи»)
  4. Э.Уэббер «Pie Jesu» («Боже милостивый»)
  5. Ф.Мендельсон «Veni Domine»

4. Народная музыка

  1. Русская народная песня в обработке В.Попова «Хоровод»
  2. Русская народная песня в обработке М.Леонтовича «Комара муха любила»
  3. Русская народная песня в обработке А.Свешникова «Как по морю»
  4. Белорусская народная песня в обработке У.Радолицкого «Чабарок»
  5. Белорусская народная песня в обработке В.Гуляева «Репка»
  6. Белорусская народная песня «Саука ды Грышка»
  7. Итальянская народная песня в обработке В.Соколова «Тарантелла»
  8. Немецкая народная песня в обр. О. Коловского «Анна-Сусанна»
  9. В.Donate «Wann uns die Henne»
  10. Французская народная песня «Пастушка»
  11. Венгерс. песня З.Кодаи «Хорошая хозяйка»
  12. Венгерс.песня З.Кодаи «В зеленом лесу»
  13.  З.Кодаи «Ел цыган соленый сыр»
  14. Русская народная песня в обработке В.Калистратова «Я пойду ли молоденька»
  15. Русская народная песня в обработке В.Мирзоева «Я на камушке сижу»
  16. Рус. нар. песня  в обработке        А.Чернецова «Вниз по матушке по Волге»
  17. Рус. нар.песня в обработке В. Калистратова «Уж ты сад»
  18. Рус. нар.песня в обработке В. Калистратова «Ах ты зимушка-зима»
  19. Рус. нар.песня в обработке М Танского «Перевоз Дуня держала»
  20. Рус. нар.песня в обработке Л.Жуковой «Ходят кони»
  21. М.Блантер «Катюша»
  22. В.Солосьев-Седой «Подмосковные вечера»

5. Классическая музыка

  1. И.Брамс «Данко»                        
  2. М.Глинка «Венецианская ночь»
  3. Ц.Кюи «Задремали волны»
  4. П. Чайковский «Осень»
  5. П. Чайковский «Рассвет»
  6. Й. Мысливичек «Ноктюрн»
  7. М.Ипполитов-Иванов «Острою секирой»
  8. F.Loewe “I could have danced all night”
  9. Т.Морли «Мадригал»
  10. А.Даргомыжский «На севере диком»
  11. 11.А.Гурилев, сл. И.Макарова «Колокольчик»
  12. А.Рубинштейн «Гномы»
  13. 13.В.Моцарт хоры из оп. «Волшебная флейта» «Когда сияет солнце утром», «Откуда приятный и нежный тот звон»

6. Современная музыка

  1. Е.Крылатов «Детская молитва»
  2. В.Кузнецов «Шалтай-Болтай»
  3. В.Гаврилин «Мама»
  4. Е.Подгайц «Москва…как много в этом звуке…»
  5. J.Swider “Natali”

7. Военная тематика

  1. А.Новиков из кантаты «Нам нужен мир» «Ариозо Матери»
  2. В.Сибирский, сл. М.Владимова «Благодарим, солдаты вас!»
  3. И.Лученок, сл.М.Ясеня «Майский вальс»
  4. С.Пожлаков, сл. Кожевникова «Золотистые плесы»
  5. Б.Фиготин, сл.Ф.Лаубе «В наших сердцах Победа!»
  6. Б.Фиготин, сл.С. Острового «Нас все меньше и меньше»

Условия реализации программы

        Для реализации программы по хоровому пению необходимы следующие материально-технические условия:

  • кабинеты для проведения групповых занятий с хорошей акустикой, звукоизоляцией и вентиляцией;
  • инструмент (пианино, фортепиано) должен хорошо держать строй и быть всегда настроенным;
  • обязательно иметь вспомогательные помещения для одновременных занятий по партиям и хоровым группам (особенно для занятий концертного хора);
  • аппаратура для слушания музыки.

Методические условия:

  • нотная библиотека;
  • сборники музыкальной литературы.

V. Список литературы

  • Т.А. Барышева, В.А. Шекалов «Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей» - Ростов-на-Дону, Феникс, 2004;
  • «Вокальный словарь» – составитель И.Кочнев, А.Яковлев;
  • Л. Дмитриев  Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000;
  • Н. Добровольская  Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987;
  • Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова «Дополнительное образование детей»- Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2002;
  • И.Н. Кузнецов «Настольная книга преподавателя» - Минск, ИООО «Современное слово», 2005;
  • Л.И. Маленкова «Теория и методика воспитания» - Москва, Педагогическое общество, 2004;
  • М. Михайлова Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, «Академия развития», 1997;
  • Программа «Хоровое пение» – составитель В.С. Попов, Л.М. Абелян;
  • В. Самарин, М. Осеннева, Л. Уколова Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: Academia, 1999;
  • Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. – М., 1998;
  • П. Халабузарь, В. Попов Теория и методика музыкального воспитания. – Санкт-Петербург, 2000;
  • П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. М.,1990;
  • Г. Стулова Теория и практика работы с хором. - М., 2002

Приложение 1

Техника безопасности

В целях безопасности своей жизни и жизни других детей, ребенок должен соблюдать следующие правила:

  • не засовывать пальцы и различные предметы в электрическую розетку;
  • пользоваться выключателем в случае необходимости;
  • уметь пользоваться специальным музыкальным оборудованием (электропианино, музыкальным центром, телевизором, видеоплеером);
  • при обращении со специальным музыкальным оборудованием, почувствовав неприятный запах, или услышав и увидев искру, немедленно прекратить действия, отойти от предмета и сообщить педагогу;
  • на занятиях не качаться на стуле и не толкать парту;
  • канцелярские предметы держать только в руках или на столе, и использовать их только в письменных целях;
  • во время занятия и в перерывах по кабинету не бегать, не подходить близко к окну и не высовываться из него;
  • не играть с острыми и колющимися предметами, не дергать руками за занавески.


Приложение 2

Аттестация учащихся

2 раза в год проводятся индивидуальные прослушивания всех детей, поющих в хоре. Программа проверки достаточно подробная, благоприятствующая возможно более полному раскрытию успехов и недостатков в певческом и личностном становлении учащегося.

        На итоговых занятиях дети выполняют задания:

  • поют вокально-хоровые упражнения с поддержкой инструмента и упражнения а’capella;
  • поют выученный за полугодие репертуар с показом музыкально-сценических движений, выразительно передавая музыкально-содержательный образ каждой песни (8-10 песен);
  • рассказывают о стиле и о содержании заданной песни из выученного репертуара;
  • поют и прохлопывают ритм куплета заданной песни, выученной на занятиях;
  • слушают в исполнении педагога и по памяти воспроизводят интонацию и ритм мелодической линии музыкальной фразы с поддержкой инструмента и а’capella.

        Каждое задание оценивается по 3-х бальной системе:

3 балла (высокий уровень)

задание выполнено качественно:

  • учащийся точно поет вокально-хоровые упражнения с поддержкой инструмента и а’capella;
  • знает текст песни, точно и чисто воспроизводит интонацию и ритм ее мелодической линии; исполняет песню, выразительно передавая ее музыкально-содержательный образ;
  • знает стиль и содержание исполняемой песни;
  • точно прохлопывает ритм заданного куплета исполняемой песни;
  • точно воспроизводит певческую интонацию и ритм услышанной музыкальной фразы с поддержкой инструмента и а’capella.

2 балла (средний уровень)

задание учащимся выполнено менее качественно:

  • допущено минимальное количество недочетов в воспроизведении вокально-хоровых упражнений с поддержкой инструмента и а’capella;
  • допущено минимальное количество недочетов в тексте выученной песни, в интонационном и ритмическом воспроизведении ее мелодической линии; исполнение песни менее выразительное;
  • допущен неточный ответ о стиле и о содержании песни;
  • допущены минимальные неточности в прохлоповании ритма заданного куплета исполняемой песни;
  • допущено неточное воспроизведение певческой интонации и ритма услышанной музыкальной фразы с поддержкой инструмента и а’capella.

1 балл (низкий уровень)

задание выполнено некачественно с допущением учащимся максимального количества недочетов в воспроизведении текста, интонации, ритма; с допущением незнания точного ответа о стиле и содержании песни; исполнение песни маловыразительное.

        Данные заносятся в протокол. В результате определяется уровень усвоения детьми программы «Хоровое пение. Ансамбль» (см. Протокол).

Протокол

результативности усвоения дополнительной общеобразовательной программы «Хоровое пение. Ансамбль»

Педагог__________________________________________________

Группа №______1-го года обучения

Учебный год_____________________

Ф.И. ребёнка

1 полугодие

2 полугодие

Итого баллов

Средний балл

Уровень

(Н, С, В)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Итого:

Н –

С –

В -

Н –

С –

В -

Примечание:

Н – низкий уровень

С – средний уровень

В – высокий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Основы хорового пения. Младший хор." (2014-2015 уч.года)

Дополнительная общеобразовательная программа ознакомительного уровня 1 ступени для учащихся 1-2 классов музыкально-хорового центра "Лель"...

Дополнительная общеобразовательная программа "Хоровое пение. Средний хор." (2014-2015 уч.года)

Дополнительная общеобразовательная программа ознакомительного уровня 2 ступени для учащихся 2-4 классов музыкально-хорового центра "Лель"...

Дополнительная общеобразовательная программа "Хоровое пение. Старший хор." (2014-2015 уч.года)

Дополнительная общеобразовательная программа углубленного уровня для учащихся 10-11 классов музыкально-хорового центра "Лель"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Сольное пение" (I ступень,3 года)

Данная программа представляет собой первую ступень обучения, в рамках общеобразовательной общеразвивающей программы "Основы музицирования". Расчитана на 3 года обучения, имеет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Сольное пение" (II ступень, 3 года)

Данная программа представляет собой вторую ступень обучения, где  условием набора обучающихся является наличие у поступающих образовательных навыков, полученных при обучении на первой ступени или...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...