Современные образовательные технологии – основа достижения качества учебно-воспитательного процесса
учебно-методический материал на тему

На сегодняшний день в педагогике многогранно трактуется понятие «технология», наиболее выверенное из них можно определить таким образом: "Педагогическая технология - это комплекс способов, средств, методик и форм организации образовательного процесса, используемых для достижения качественного результата на основе общепедагогических и специальных знаний умений и навыков обучающихся».В методической рекомендации рассматриваются технеологие, пнриемлимые для дополнительного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekomend._medvedeva_may_2015.docx62.81 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии – основа достижения качества учебно-воспитательного процесса

В современной системе образования, наряду с такими понятиями, как метод, способ, формы, приемы используется понятие технология.

Само понятие – «педагогическая технология» вошло в обиход в 30-х годах прошлого века и подразумевало «совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий, умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия» (Педагогическая энциклопедия. Москва. 1930).

На сегодняшний день в педагогике многогранно трактуется понятие «технология», наиболее выверенное из них можно определить таким образом: "Педагогическая технология - это комплекс способов, средств, методик и форм организации образовательного процесса, используемых для достижения качественного результата на основе общепедагогических и специальных знаний умений и навыков обучающихся».

Основные признаки «педагогической технологии»:

  • конкретные педагогические теории и идеи;
  • строгий и определенный порядок всех действий;
  • совместная деятельность педагога и детей с обязательным обеспечением индивидуального и дифференцированного подходов;
  • посильное внедрение технологии в занятие;
  • планирование образовательного процесса «от обучающегося».

Операции, предполагающие проектирование технологий:

  • постановка диагностических целей, которые выражены в конкретных действиях ребенка (знать, уметь и т.п.);
  • разработка теоретического обоснования;
  • концепция (система идей и принципов);
  • описание педагогического процесса, гипотеза его осуществления, версия возможного достижения замысла и вариант окончательного результата;
  • выделение этапов педагогической деятельности строгое соблюдение выполнение последовательности этапов;
  • определение средств, методов для осуществления педагогического процесса;
  • разработка критериев определения результатов технологического замысла.

Таким образом, в основе педагогической технологии лежат процессы проектирования и анализа образовательного курса.

Педагогические технологии в дополнительном образовании имеют ряд особенностей:

1. выбор способа решения дидактической задачи предоставляется самому педагогу;

2. в процессе обучения необходимо задаваться вопросом «как учить?», а не «чему учить?»;

3. в учреждении дополнительного образования применимы разнообразные формы общения.

Следовательно, в дополнительном образовании объектом технологии выступает не предметное содержание, а способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные формы образовательного процесса.

В дополнительном образовании есть возможность разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам, а содержание и методы  обучения можно рассчитаны на уровень развития ребенка и вводить корректировки в зависимости от возможностей, способностей и запросов обучающегося. Таким образом принимаются оптимальные условия для обучения ребенка, который в ответ реализуют свои способности  осваивает предлагаемые педагогм программы.

Именно особенности дополнительного образования позволяют внедрять в практику деятельности современные педагогические технологии:

  • обучающиеся посещают занятия в свободное время;
  • запись в творческие объединения происходит добровольно ребенком с согласия родителей;
  • психологическая атмосфера в объединении носит комфортный характер;
  • обучающимся предоставляются возможность проявить свои интересы, а педагогу сочетать различные направления и формы занятий;
  • допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития).

Отсюда видно, что образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер и направлен на развитие творческих способностей детей.

Для плодотворной реализации дополнительных общеразвивающих образовательных программ используются технологии:

  1. «технология личностно-ориентированного обучения»;
  2. «технология дифференцированного обучения»;
  3. «технология проблемного обучения»;
  4. «технология модульного обучения»;
  5. «технология развивающего обучения»;
  6. «технология игрового обучения»;
  7. «технология программированного обучения»;
  8. «технология саморазвития»;
  9. «технология «Диалог - культура»;
  10. «проектная технология».

1. Технология личностно-ориентированного обучения предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед педагогом встают задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося в работе группы; стимулирование обучающихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

  • создание положительного эмоционального настроя на работу всех обучающихся в ходе занятия;
  • использование проблемных творческих заданий;
  • стимулирование обучающихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  • применение заданий, позволяющих ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
  • рефлексия: обсуждение того, что получилось, а что – нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

2. Технология дифференцированного обучения 

 «Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные  части. Это учет индивидуальных особенностей детей в такой форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для обучения.

Технология дифференцированного обучения предполагает несколько этапов:

  1. Ориентационный этап (договорной).  Педагог договаривается с детьми о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый, отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.
  2. Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Детям объясняется почему надо научиться это делать, где это пригодится и почему без этого нельзя, т.е. «завести мотив».
  3. Вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить  в памяти все то, на чем строится занятие.
  4. Основной этап - усвоение умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образы. После чего дети должны перейти к самостоятельной работе и взаимопроверке. Главное - каждый добывает знания сам.
  5. Итоговый этап - оценивание лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии материала.

Содержательной основой уровневой дифференциации является наличие нескольких программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объемом материала: обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу ("взять" столько, сколько он может).

Широко распространена в дополнительном образовании дифференциация по интересам (углубления, уклоны, профили, клубы). Каждый предмет позволяет ребенку выявить свои способности и задатки, т.е. осуществить социально-педагогическую пробу личности.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения, что означает организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов и темпа обучения обусловлен индивидуальными  особенностями детей.

3. Технология исследовательского (проблемного) обучения

Технология предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.

Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде. Проблемное обучение представляется как решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами. Если тренировочные задачи предлагаются обучающимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи — это всегда поиск нового способа их решения.

Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:

Педагог создает проблемную ситуацию, направляет детей на ее решение, организует поиск решения.

Обучающийся ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.

Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Принципы проблемного обучения:

- самостоятельность обучающихся;

- развивающий характер обучения;

- интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;

- использование дидактических алгоритмизированных задач.

Методические приемы создания проблемных ситуаций могут быть следующими:

- педагог подводит детей к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения;

- излагает различные точки зрения на вопрос;

- предлагает рассмотреть явление с различных позиций;

- побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы;

- ставит проблемные вопросы, задачи, задает проблемные задания.

Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому от педагога требуется использовать индивидуальный подход, способный вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Принципиально важен тот факт, что новые знания даются не для сведений, а для решения проблемы или проблем.

Важнейшей чертой содержательного аспекта проблемного обучения является отражение объективных противоречий, закономерно возникающих в процессе научного знания, учебной или любой другой деятельности, которые и есть источник движения и развития в любой сфере. Именно в связи с этим проблемное обучение можно назвать развивающим, ибо его цель — формирование знания, гипотез, их разработки и решений. При проблемном обучении процесс мышления включается лишь с целью разрешения проблемной ситуации, оно формирует мышление, необходимое для решения нестандартных задач.

4. Технология модульного обучения

На сегодняшний момент преобладающим методом в учебном процессе является объяснительно-иллюстративный, который не обеспечивает обучающемуся развитие его интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма. Эту задачу решает модульное обучение.

Его основная идея состоит в том, что ребенок должен учиться сам, а педагог – осуществлять управление его учением. Он должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность.

Технология модульного обучения базируется на следующих принципах:

  • частные дидактические цели обеспечивают достижение интегрированной цели модуля;
  • учебный материал излагается доступно, конкретно в диалогической форме;
  • обратная связь – основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний.

Что такое модуль? Это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое.

Модуль выступает средством модульного обучения. Это программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Начиная работу с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний обучающихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе. Важно осуществлять промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом «Проверь себя» и т.д.).  После изучения всей темы проводится выходной контроль (проверочная, контрольная работа). Выходному контроля обязательно предшествует резюме педагога (краткий обзор всей темы, акцентирование внимания на сложных вопросах, анализ их и совместное решение). При обобщении используются самые разнообразные формы и методы.

Деятельность педагога принципиально меняется. Его главная задача – разработать модульную программу, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, то есть, используя потенциал модульного подхода, осуществляет мотивационно-рефлексивное управление обучением.

Для успешной работы по технологии модульного обучения, педагог должен глубоко продумать систему своих действий, которая включает в себя разработку модульной программы (тематическое планирование темы курса, раздела).

Деятельность обучающихся:

  • проходит в зоне его ближайшего развития;
  • формирует навыки общения;
  • дает возможность работать в индивидуальном темпе;
  • рационально распределять свое время;
  • реализовать рефлексивные способности ребенка на каждом занятии.

Алгоритм технологии модульного обучения:

1. Уметь выделить оптимальную модель обучения, то есть первичное конструирование материала, наглядное представление по всему курсу, теме, занятию.

2. Этап проектирования  - это составление технологической карты модуля, что ведет к закономерности образовательного процесса.

3. Педагог создает развивающее поле на определенное количество занятий в зависимости от поставленных целей. Комплексная дидактическая цель формируется на трех уровнях: ЗУН и значение их для последующего усвоения материала, для жизненной практики, для духовного развития.

4. Отбор содержания модуля, который составляет законченный блок информации, при этом учебный материал рассматривается не только как порция информации, которую надо усвоить, но и как источник ценностных ориентаций.

5. Задания (групповые, парные) направлены на формирование системного мышления (раскрывается использование понятий в разных разделах, в новых ситуациях).

6. Разработка процедур контроля, измерения, диагностики качества усвоения материала.

 Модульное обучение вводится постепенно с тем, чтобы сохранить незаменимое слово педагога и не разучить обучающихся говорить.

5. Технология развивающего обучения

Технология развивающего обучения - это такое обучение, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

Принципы развивающего обучения:

  • общее развитие всех обучающихся;
  • обучение на высоком уровне трудности;
  • ведущая роль теоретических знаний;
  • изучение материала быстрым темпом;
  • осознание детьми смысла процесса обучения;
  • включение в процесс обучения не столько рациональной, но и эмоциональной сферы;
  • проблематизация содержания;
  • вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
  • использование логики теоретического мышления:
  • обобщение, дедукция, содержательная рефлексия;
  • целенаправленная образовательная деятельность как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта обучения и т. д. 

В современной педагогике различают следующие группы качеств личности:

ЗУН – знания, умения, навыки;

СУД – способы умственных действий;

СУМ – самоуправляющие механизмы личности;

СЭН – эмоционально-нравственная сфера;

СДП – деятельностно-практическая среда.

Все они взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру. Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств.

Технология развивающего обучения направлена на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств: Технология развивающего обучения = ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП Развивающее обучение ориентировано на «зону ближайшего развития», т.е. на деятельность, которую обучаемый может выполнить с помощью педагога.

6. Технология игрового обучения 

Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия.

Игровые технологии на занятиях дают возможность повысить у обучающихся интерес  к занятиям, позволяют усвоить большее количество информации, помогают научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях.

Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению  материала.

Выделяют следующие функции игры:

- Обучающая функция – развитие памяти, внимания, навыков владения иностранными языками, восприятия информации.

- Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях.  Превращение занятия в увлекательное действо.

- Коммуникативная функция – сплочение коллектива обучающихся и установление внутри него эмоциональных контактов.

- Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, возникающего в результате интенсивного обучения.

- Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности и усвоения большего объема информации.

- Развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств.

- Воспитательная функция – психотренинг и психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.

Необходимо определить условия проведения игры:

- материал должен быть знаком, так как игра опирается на опыт;

- должно быть заложено преодоление чего-либо, так как только в этом случае возможна активность действия;

- игры должны быть законченными и понятными (постепенное  усложнение, как правил, так и содержания);

- в основе игры должна лежать соревновательность,  что дает движение, толчок к развитию принятых игровых ролей;

- игроки должны быть свободны от воздействия побочных факторов, следовательно, игра должна контролироваться;

- не допускается «зацикленность» в игровом действии, должна быть заложена смена деятельности;

- наличие оформления игрового пространства (оснащение игры необходимым оборудованием, оформлением) позволит создать внутреннюю эмоциональную насыщенность.

Игровая технология универсальна. Любая из рассмотренных организационных форм легко воспроизводима и любой педагог может наполнить ею своим содержанием, используя ее для умственных упражнений обучающихся, их самопроверки, творческого интеллектуального развития. Творчество в обучении начинается с разрушения стереотипов.

7. Технология программированного обучения – возникла в начале 50-х годов, когда американский психолог Б. Скиннер предложил повысить эффективность усвоения учебного материала, построив его как последовательную программу подачи и контроля порций информации. Впоследствии Н. Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали обучающемуся различный материал для самостоятельной работы. В России эту технологию разрабатывал В.П. Беспалько, который выделил основные принципы организации обучения, а также определил виды обучающих программ:

-линейные программы (последовательно сменяющиеся небольшие блоки информации с контрольными заданиями);

-разветвленные программы (в случае затруднения обучаемому предоставляется дополнительная информация, которая позволит выполнить контрольное задание и дать правильный ответ);

-адаптивные программы (предоставляют возможность обучаемому выбирать уровень сложности учебного материала и изменить его по мере усвоения);

-комбинированные (включают фрагменты всех предыдущих программ).

Технология программированного обучения предполагает усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (ЭВМ, программированного учебника и др.). Главная особенность технологии заключается в том, что весь материал подается в строго алгоритмичном порядке сравнительно небольшими порциями.

Принципы программированного обучения (по В.П. Беспалько):

-учет иерархии управляющих устройств (ступенчатую соподчиненность частей в целостной системе при относительной самостоятельности этих частей);

-принцип обратной связи (передача информации и ее прием);

-принцип шагового технологического процесса при подаче учебного материала (информация – обратная связь – контроль);

-индивидуализация процесса обучения (учет темпа, ритма, скорости продвижения в обучении каждого и приспособление подачи материала к особенностям обучающихся);

-оптимизация процесса обучения (применение различного вида обучаемых программ).

Еще одним вариантом программированного обучения является технология полного усвоения знаний, которую предложили зарубежные авторы: Б. Блум, Дж. Кэррол, Дж. Блок, Л. Андерсон.

Они выдвинули гипотезу: способности обучающегося определяются при оптимально подобранных для данного ребенка условиях, поэтому необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем детям усвоить программный материал. То есть технология полного усвоения задает единый для всех обучающихся уровень овладения знаниями, но делает переменными для каждого время, методы и формы обучения.

8. Технология творческого саморазвития личности

Технология творческого саморазвития личности предполагает широкое использование внутренних психогенных механизмов. Для этого в содержание образования включается методологическая компонента - обучающиеся вооружаются знаниями и умениями саморазвития (самопознания, самовоспитания, самообразования, самоутверждения, самоопределения, самореализации), за счет чего повышается внутренняя мотивация подростка к творчеству.

Идея опоры на внутренний потенциал личности в процессе развития восходит к глубине времен и определяется наследственными факторами. Это концепция развития Ж. Пиаже, З. Фрейда, Д. Дьюи, системы свободного воспитания М. Монтессори, А. Нейл, С. Френе и другие. В этих системах саморазвитие понимается как независимый, спонтанный процесс возникновения или изменения каких-либо качеств ребенка, происходящий в результате действия биогенных и социогенных факторов.

Идея А.А. Ухтомского

Гипотеза об огромной роли внутреннего психологического мира в деятельности ребёнка, в его психическом развитии впервые выдвинута русским учёным А.А. Ухтомским. Согласно этой гипотезе, по мере обретения в процессе деятельности определённого опыта и качеств (на основе внутренних потребностей) ребёнок начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цель и средства деятельности, управлять ею, одновременно совершенствуя и развивая свои творческие способности.

Важнейший для педагогики факт выражается в том, что человек развивается не только по заложенной в нём биологической программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от своего опыта, от уровня потребностей, интересов, способностей, направленности Я-концепции.

Применяемый в данной технологии термин "саморазвитие" и его синоним самосовершенствование - та часть процесса психического развития, которая осознаётся, управляется самим ребёнком. В его интересах целенаправленно формируются и развиваются при этом его качества. В новой технологии самосовершенствование как управляемое самой личностью развитие должно быть согласовано, соединено с направляемым извне педагогическим процессом. Обучающийся должен не только совершенствоваться под воздействием извне, но и обучить и развивать себя, совершенствоваться по внутреннему побуждению.

Один из механизмов творческого саморазвития состоит в проявлении потребностей личности, удовлетворение которых зависит от внешних условий. В составе потребностей особо выделяются высшие человеческие потребности - духовные и социальные, которые представляют собой источники самодвижения человека. На их основе в психике обучающегося развиваются такие процессы:

Самопознание

От сознания своего "Я" в младшем группе к самоконтролю в среднем звене и целевым установкам улучшить себя в старшем. Оценку педагога при этом постепенно заменяет самооценка обучающегося;

Самовоспитание

От исправления своих поступков и поведения в младшей группе; воспитания воли и характера детей среднего возраста к ответственности и принципиальности - в старшем возрасте;

Самообразование

начинается с интереса к творчеству в младшей группе, с творческими умениями в среднем возрасте и с потребности в творческом самообразовании в старшем возрасте;

Самоутверждение

Это ощущение успеха в младшем возрасте, самоуважение и уверенность в среднем и самообладание, стойкость, мужество в старшем возрасте;

Самоопределение

Формируется от первого осознания своих возможностей, способностей и завершается сознательным выбором профессии, своего места в жизни;

Саморегуляция

Это бодрость, мажор, жизнерадостность, оптимизм, устремлённость в будущее и, наконец, умение согласовывать личное и общественное, владеть собой в любых ситуациях;

Самоактуализация

Активная жизненная позиция, самореализация в творческой деятельности.

Итак, все высшие духовные потребности человека направлены на самосозидание, самоулучшение, саморазвитие. Использовать эти потребности для мотивации - важнейшая задача технологии творческого саморазвития.

Чтобы процессы самосовершенствования стали доминантами, необходимо создать определённые условия.

Осознание ребёнком целей, задач, возможностей своего развития и само развития.

Участие в самостоятельной, творческой деятельности, определённый опыт успеха, достижений.

Уклад жизнедеятельности, адекватные стиль и методы внешних воздействий, условий обучения и воспитания.

На этой основе разработана структура технологии саморазвития личности, которую составляют три подсистемы: "Теория", "Деятельность" и "Уклад".

Подсистема "Теория"

Эффективность процессов самосовершенствования, самовоспитания определяется уровнем осознания ребёнком целей и возможностей своего развития. В технологии саморазвития ребёнку открывается "тайна" процессов, происходящих в нём самом, в его характере.

Подсистема "Деятельность"

Это подсистема охватывает всю работу учреждения дополнительного образования, представляет организацию опыта самостоятельной и творческой деятельности обучающихся, удовлетворяющей разнообразные потребности самосовершенствования. Деятельность реализуется в кружковых занятиях ребят. Обучающиеся вовлекаются в широкую и многообразную творческую работу по интересам, которая даёт тренинг самостоятельности, приносит опыт успеха, самоутверждения и убеждает ребёнка в его огромных возможностях.

Подсистема "Уклад"

Третья группа условий, необходимых, по А.А. Ухтомскому, для эффективного формирования доминанты самосовершенствования, - это стиль и методы внешних воздействий, уклад окружающей среды жизнедеятельности ребёнка, адекватные поставленным целям. Свобода выражения взглядов, взаимоуважения, проявление здорового честолюбия, творческое увлечение, стремление окружающих к самосовершенствованию - таков психологический климат, способствующий формированию доминанты самосовершенствования.

Таким образом, технология саморазвития личности позволяет:

  • осуществлять переход от воспитания к самовоспитанию; пробуждает стремление к управлению собой, вооружает умением делать это;
  • формировать устойчивую мотивацию к творчеству как жизненно важному, ценностно значимому процессу;
  • готовить обучающихся к уверенному вхождению во взрослую жизнь, к профессиональному и жизненному самоопределению, к самореализации.

Факторы и условия, способствующие углублению самопознания обучающихся:

1. Применение тестовых задач и специальных тестовых заданий, раскрывающих актуальный и потенциальный уровни развития знаний, умений и особенно творческих способностей и других личностных качеств обучающихся.

2. Побуждение обучающихся к творческой рефлексии, к осмыслению своих достоинств и недостатков, сильных и слабых качеств.

3. Побуждение обучающихся к нахождению собственных ошибок, их анализу и осмыслению.

4. Диалог с обучающимся относительно его достоинств и недостатков.

5. Создание ситуаций успеха, в которых обучающийся реально бы осознал потенциальный уровень своих способностей.

6. Постановка заданий на самооценку деятельности обучающихся.

Факторы и условия, способствующие творческому самоопределению обучающихся:

1. Профилизация, дифференциация и индивидуализация обучения.

2. Предоставление обучающихся задач и заданий по выбору.

3. Организация творческой и других видов деятельности обучающихся с учетом их интересов и склонностей.

6. Обучение обучающихся приемам принятия решений при выборе приоритетных для себя видов деятельности.

7. Беседы с обучающихся об их профессиональном выборе, профессиональном будущем.

8. Приобщение обучающихся к видам деятельности, которые соответствуют их склонностям и профессиональным интересам.

Факторы и условия, способствующие самосовершенствованию обучающихся:

  1. Критический, беспристрастный анализ, самооценка сделанного, выполненного задания, решенной задачи, пройденного жизненного пути.
  2. Работа над ошибками.
  3. Соотношение "Я-идеального" и "Я-реального", их сравнение.
  4. Выявление, самодиагностика своих сильных и слабых качеств.
  5. Разработка программы самосовершенствования, изменения, улучшения себя на год, на месяц, на неделю вперед.
  6. Хронометраж времени, его распределение в течение дня, с учетом этого более рациональное использование времени.

Факторы и условия, способствующие творческой самореализации обучающихся:

  1. Периодическая организация учебно-творческой и другой, деятельности обучающихся на пределе их сил и способностей.
  2. Постепенное увеличение трудности, сложности, проблемности задач и заданий.
  3. Четкое ограничение сроков (времени) на выполнение задач и заданий.
  4. Специальное обучение обучающихся мобилизации и релаксации.
  5. Организация конкурсов, соревнований, олимпиад, выставок творческих достижений обучающихся.
  6. Показ значимости того вида творческой деятельности, где, личность стремится максимально реализовать себя.
  7. Создание для обучающихся ситуаций успеха.
  8. Похвала, поощрение обучающегося в случае его особых творческих достижений.

9. Технология «Диалог культур»

Данная технология способствует:

  • формированию у обучающихся представлений о культуре как сознательно избираемой жизненной философии, требующей от его участников уважения к другим культурам, языковой, этнической и расовой терпимости, готовности к изучению культурного наследия мира, к духовному обогащению достижениями других культур, более глубокое осознание своей родной культуры через контекст культуры англоязычных стран;
  • воспитанию чувства патриотизма, чувство гордости за свою культуру, свою страну;
  • воспитанию потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи.

Межкультурная коммуникация, как диалог культур может быть реализована исключительно на наследии собственного народа, национальной культуре, культуре родного края.

Включая в материал занятий национально-региональный компонент, педагог развивает у обучающихся умение представлять не только свою страну, но и свою малую родину в условиях межкультурного общения.

Диалог культур является прекрасным средством борьбы против национальной неприязни, если он не ограничивается простым сопоставлением фактов родной и иностранной культуры.

Очень важно научить обучающихся умению самостоятельно выяснять, узнавать, интерпретировать культурные ценности, соотносить существующие стереотипы с собственным опытом и делать адекватные выводы, а не пассивно получать информацию от педагога. Принцип обучения в контексте диалога культур создаёт условия изучения культуры стран с опорой на мировую культуру и переосмысление отечественной культуры в зеркале мировой культуры, результатом которого является взаимопонимание.

Использование данной технологии на занятиях способствует воспитанию человека, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение. Осуществление обучения и воспитания в контексте диалога культур способствует повышению коммуникативно-познавательной мотивации, обеспечивает возможность одновременного обращения к языку и культуре, положительно воздействует на эмоциональное состояние обучающихся, способствует формированию толерантности обучающихся к носителям любых культурных, религиозных, этнических традиций, воспитанию личности 2І века.

Таким образом, только регулярная, содержательная и разнообразная работа по формированию патриотизма и гражданственности, которая органически сочетает в себе развитие интеллектуально-эмоционального и поведенческого компонентов в деятельности обучающихся, позволяет добиваться эффективных результатов в их воспитании.

10. Проектная технология

В.Д. Симоненко дал следующее определение методу проектов: «Метод проектов – способ организации учебной деятельности, при котором обучающиеся приобретают знания  в процессе организации и выполнения постепенно усложняющихся творческих заданий – проектов, обладающих субъективной новизной ».

Под проектом понимается самостоятельная итоговая работа обучающихся, выполненная под руководством педагога и состоящая из объекта труда, изготовленного  в процессе проектирования, и письменной части. Выполнение проекта осуществляется по определенному, общему для всех обучающихся плану алгоритму, но объектом труда каждый может выбрать, что захочет и что сумеет сделать, учитывая личные интересы, наклонности, способности и решая определенную проблему.

Основные принципы метода:

- обсуждение происходит в доброжелательной атмосфере;

- принимаются к обсуждению все идеи (реальные и нереальные);

- не допускается критика идей;

- уточняется, улучшается любая из выдвинутых идей;

- выявляется рациональная основа в каждой из выдвинутых идей.

Все проекты можно разделить по доминирующей в проекте деятельности на:

- исследовательские; поисковые: творческие: ролевые;

- прикладные (практико-ориентированные); ознакомительно-ориентированные и т.п.

- по предметно-содержательным областям: монопроекты (в рамках одной предметной области);

- межпредметные;

- по количеству участников и характеру контактов в проекте: индивидуальные;  групповые; коллективные; школьные; российские; международные;

- по продолжительности выполнения проекта: краткосрочные; долгосрочные.

Процедуру  работы над проектом можно разделить на 6 этапов:

 Поисковый

1. Определение тематического поля и темы проекта.

2. Поиск и анализ проблемы.

3. Постановка цели проекта.

 Аналитический

1. Анализ имеющейся информации.

2. Поиск информации.

3. Сбор и изучение информации.

4. Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных          решений), построение алгоритма деятельности.

5. Составление конструкторской и технологической документации.

6.  Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.

7. Анализ ресурсов.

Практический

1.  Выполнение запланированных технологических операций.

2. Текущий контроль качества.

3.  Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

Презентационный

1. Подготовка презентационных материалов.

2. Презентация проекта.

3. Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа,   включение в банк проектов, публикация)

Контрольный

1.Анализ результатов выполнения проекта.

2.  Оценка качества выполнения проекта.

Этапы работы над проектом:

1.Постановка цели: выявление проблемы, противоречия,  формулировка задач.

2.Обсуждение возможных вариантов  исследования, сравнение предполагаемых  стратегий, выбор способов.

3.Самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи педагога.

4.Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.

5.Исследование:  решение отдельных задач, их компоновка.

6.Обобщение результатов и выводы.

7.Анализ успехов и ошибок.

Роль педагога в проектной технологии:

•помогает обучающимся в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом;

• сам является источником информации;

• координирует весь процесс;

• поддерживает и поощряет обучающихся;

• поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы помогать ребятам продвигаться в работе над проектом.

Достоинства проектного метода.

•   позволяет учиться на собственном опыте и опыте других;

•  приносит удовлетворение обучающимся, видящим продукт  своего собственного труда.

Анализ и оценка проектной деятельности проводится педагогом последовательно на всех этапах проектирования. Рекомендуется  оценивать работу на каждом занятии, что способствует активизации деятельности обучающихся. Защита проектов проходит внутри учреждения дополнительного образования, лучшие работы рекомендуются для участия в творческих конкурсах, олимпиадах, научно – практических конференциях.

Вывод 

Для того, чтобы обеспечить результативность учебного процесса необходимо выбирать образовательную технологию в соответствии с индивидуально-психологическими и возрастными особенностями  обучающихся.

Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В учреждениях дополнительного образования не должно быть ни на что не способных обучающихся. Педагогическая технология обеспечивает безусловную реализацию целей обучения с наивысшей эффективностью.

 Обновление учебного процесса возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии. Наиболее удачно отражают сущность педагогических технологий следующие определения:

* «Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО).

* «Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и педагога» (В.Монахов).

Литература:

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989 г.

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. – М.: МПУ, 2005 г.

Гузеев В.В. Три парадигмы и четыре поколения в развитии образовательной технологии.  Завуч. № 1, 1998 г.

Ерофеева, Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Т. И. Ерофеева. – М.: Академия, 2001 г.

Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. – Рига: Эксперимент, 1999 г.

Кушнир А.М. Азбука чтения: Как правильно учить читать. Школьные технологии, 1999 г.

Педагогическая энциклопедия. Москва. 1930

Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. – М.: Просвещение, 2002 г. 

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002 г.

Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии, Ростов на Д, Феникс, 2007 г.

Чошанов М.А. Гибкая технология проблемного и  модульного обучения. – М.: Народное образование, 2002 г.

Приложение

Краткие характеристики педагогических технологий

Название технологии

Цель технологии

Сущность

Методы

Технология проблемного обучения

Развитие познавательной и творческой  активности

Последовательная и целенаправленная постановка перед обучающимися познавательных задач, решая которые обучающиеся активно осваивают знание и опыт познавательной деятельности

Поисковые методы,

Постановка и решение познавательных задач

Технология

концентрированного  обучения

Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса

Объединение занятий в блоки для более глубокого изучения предметов.

Методы, учитывающие динамику

 работоспособности обучающихся.

Технология

модульного

обучения

Обеспечение гибкости образования, применяя его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки.

Самостоятельная работа по индивидуальной программе.

Проблемный подход, индивидуальный темп обучения.

Технология развивающего обучения

Развитие личности и её способностей

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности обучающихся и их реализацию

Вовлечение

обучающихся в различные виды деятельности

Технология дифференцированного обучения

Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей

Усвоение программного материала на различных уровнях.

Методы

индивидуального обучения

Технология активного обучения

Организация активности обучающихся

Моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной  деятельности

Методы активного обучения

Технология

игрового обучения

Обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения ЗУНов.

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и освоение информации, обеспечивающей успех в игре.

Игровые ситуации, решение ситуативных задач.

Технология программированного обучения

Учет индивидуальных особенностей личности обучающихся

Пошаговое освоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств

Репродуктивные и алгоритмические методы

Технология

 «Диалог –культур»

Формирование диалогического мышления за счет насыщения его фактами из различных культур и цивилизаций.

Построение обучения на основе стабильных программ и на сквозном диалоге двух основных сфер учебного процесса.

Проблемные методы

Технология

саморазвития

Воспитание самостоятельности.

Построение развивающей культурной среды с активным участием в этом процессе самих обучающихся.

Игровые и проблемные моменты

Технология

личностно-ориентированного обучения

Развитие индивидуальных способностей и профессионального самоопределения обучающихся

Нормативно-сообразная

 деятельность

Самообразование и саморазвитие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования "Современные образовательные технологии – основа достижения качества учебно-воспитательного процесса"

Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования по использованию современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе....

Использование современных образовательных технологий, том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе

Использование в практике преподавания предмета элементов разных технологических подходов, их критический анализ может стать основой становления собственного педагогического стиля. Поэтому овладение те...

Современные образовательные технологии как ресурс качества образования

В статье говорится об использовании информационных и коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)...

«Использование современных образовательных технологий для достижения личностных метапредметных результатов в нормативном диапазоне ФГОС»

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования. Государственные образовательные стандарты практически по всем учебным предмет...

Современные образовательные технологии - основа достижения качества учебно-воспитательного процесса

В дополнительном образовании технологии имеют особое значение. Учреждение дополнительного образования - особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей - пространством разнообр...

Роль современных  образовательных технологий в повышении качества знаний на уроках математики с учащимися ТНР

Роль современных образовательных технологий в повышении качества знаний на уроках математики с учащимися ТНРНаша цель – обеспечить качественное образование, чтобы каждый учащийся ...

Современные образовательные технологии – условие достижения нового качества образования.

Формированию компетенций (информационной, коммуникативной, учебно-познавательной, ценностно-смысловой и др.) способствуют задания (компетентностно-ориентированные), при выполнении которых используются...