ОПЫТ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
статья на тему

Колесник Ольга Юрьевна

Рассказ об опыте работы школьного литературного объединения за семь с половиной лет работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ  РАБОТЫ  ШКОЛЬНОГО  ЛИТЕРАТУРНОГО  ОБЪЕДИНЕНИЯ

Часто приходится слышать грустные рассуждения о том, что юное поколение не то что поэзию, а и просто чтение недолюбливает, предпочитая компьютер книге. А что конкретно можно сделать для того, чтобы возрос интерес к литературе и к поэзии в частности?

Желание пригласить детей в удивительный и многоликий мир поэтического творчества было поддержано директором школы, человеком любящим и ценящем поэзию, Руденко Светланой Георгиевной. Признаюсь, что это занятие было для меня совершенно новым. В школе уже существовала музыкальная гостиная «Поэзия», но в ней ребята читали, обсуждали и инсценировали произведения известных поэтов. По сути, я впервые пыталась прокладывать мостик между детскими сердцами и поэзией, предлагая им самим взяться за перо.

Составила программу, в которой поставила ряд задач: формирование у школьников представлений о методах поэтического творчества, коммуникативной культуры,   межличностной толерантности, креативного мышления; приобретение навыков создания художественных произведений, анализа художественного текста; повышение интереса к литературе и гуманитарной культуре, развитие природных способностей детей, обогащение творческого опыта и социального пространства школьников с использованием ресурсов сотрудничества с представителями художественной интеллигенции – поэтами, редакторами литературных изданий , воспитание чувства сопричастности к литературному творчеству. Отличительная особенность программы – создание условий для работы учащихся разных возрастов в одной группе, знакомство с новейшими поэтическими формами.

Программа работы школьного литературного объединения была рассчитана на учеников 5-11 классов. Но, как говорится, жизнь внесла свои коррективы. Однажды на занятие пришли несколько первоклассников и попросились в наше литературное объединение. Глаза их были широко распахнуты и смотрели на меня удивленно и доверчиво, в кулачках у малышей были карандаши и тоненькие тетрадки. Я ни смогла не принять их в наше объединение. Кстати, подавляющее большинство этих ребят продолжают активно заниматься в объединении вот уже восьмой год.

Золотой карандашик

Карандашик не простой –

карандашик золотой.

Я могу раскрасить солнце,

зайчик солнечный в оконце,

и надену на тюльпанчик

золотистый сарафанчик.

Позолочу я все вокруг:

и цветы, и солнца круг,

солнечные зайчики,

и… веснушки мальчикам!

(Лилия Коновалик, 1 класс)

Пришлось пересмотреть программу, сделать ее доступной для учеников начальной школы. И хотя цель курса – способствование самореализации учащихся путем предоставления  возможности для экспериментирования и открытия нового в области литературного творчества, для себя я ее определила следующим образом – научить детей не только слушать и смотреть, но видеть и слышать окружающий мир. Приведу пример. Приближался День матери, ребята писали стихи о своих мамах. Почти все они составлялись примерно из одних и тех же общих фраз и были безликими. Объясняю, что стихотворение должно рассказывать именно об их маме, ведь каждая мама неповторима, красива и талантлива. Спросила одного из второклассников: «Какого цвета глаза у твоей мамы?». Мальчик посмотрел на меня с недоумением: «Глаза? У мамы?!?» Но на следующее занятие он пришел радостный и, прежде, чем поздороваться, с порога выпалил: «Серо-голубые! У моей мамы очень красивые серо-голубые глаза!»

Осень

Осень разноцветная,

Яркая и светлая,

Нежная, чуть грустная.

Корочкой арбузною

Первый лед хрустит на луже,

Ветер листья гонит, кружит.

Нет поры тебя милее,

Твой огонь мне сердце греет!

(Мария Буравцова, 4 класс)

Любопытно, что дети с интересом узнают о различных приемах и формах стихосложения, сразу же пытаются применить их на практике. Конечно, их произведения трудно сравнивать с классическими образцами сонетов, триолетов, баллад, рубаи, танка, хокку и прочих форм, да и надо ли? Пожалуй, только второкласснице под силу написать такой триолет:

Фрукты

На завтрак люблю мандарины я есть,

А также лимоны и апельсины.

Полезные очень в них витамины.

На завтрак люблю мандарины я есть.

Мне фрукты купили – отличная весть.

Я буду здоровой, красивой и сильной!

На завтрак люблю мандарины я есть,

А также лимоны и апельсины.

(Анастасия Юшкова, 2 класс)

Когда у ребят уже накопилось некоторое количество стихотворений, придерживаясь составленной программы, мы стали поочередно проводить чтение и обсуждение персональных подборок произведений одного из членов литературного объединения. Польза обоюдна: автор получает опыт публичного выступления, видит реакцию на свои произведения, выслушивает замечания и пожелания друзей; слушатели имеют возможность на слух оценить стихотворение, высказать критику.  Во время таких чтений, предлагаю ребятам на слух определить форму произведения, если автор придерживался какой-либо твердой формы. Таким образом, они еще раз повторяют пройденный материал.

 Однажды пришла мама одного из юных поэтов и, смущаясь, спросила, существуют ли «толковые словари по поэзии». Я спросила, какой вариант словаря ее интересует – для взрослых или для детей. Оказалось, что словарь необходим папе моего ученика – он не смог смириться с тем, что ребенок во втором классе знает то, чего не знает он. Ребята в то время знакомились с восточными твердыми формами.

   Первый снег

Самый первый снег

Сияет и искрится,

Как аметисты.

   Снегопад

Одел снегопад

Все растения в шубки,

Теперь им тепло.

   Ворона

Ворона черна.

В темноте лишь сияют

Ее глазищи.

                                                                                         (Никита Волков, 2 класс)

При реализации практической части программы школьники могут проявлять творческую самостоятельность в определении тем, жанров и методов поэтического творчества.  Учащиеся получают возможность участвовать в литературной жизни города, посещая презентации литературных изданий, творческие встречи, конкурсы. Особенно любимы ребятами  конкурсы и поэтические чтения, проводимые центральной районной детской библиотекой и Домом Детского Творчества. Есть на счету ребят и победы в городских конкурсах.

Девочка и война

Когда была война,

В Ленинграде бомбили дома.

Среди битых окон одна

В доме девочка жила.

И писала она в дневнике

То, что папа ее вдалеке,

Что сражается он с врагом,

Защищая родимый дом.

Написала она про маму,

Как копает окопы, ямы.

Рассказала о том, как братишка

От фугасок спасает крыши.

Но ни слова не пишет она,

Как ей страшно, когда одна…

(Елизавета Варфоломеева, 3 класс)

На основе углубленного изучения тем программы  подготавливаются материалы для публикации в литературных изданиях школы, района, города, России. Произведения участников нашего литературного объединения опубликованы в журналах «Костер», «Сфинкс», «Невский альманах»,  «Зубренок», «Мавочки и дельчики», литературно-художественных сборниках «Стихи не только о войне»,  «Победа в сердцах поколений», «Санкт-Петербург. Простор меж небом и Невой», «Мир вокруг нас»,  «Подарок победителю» (1-ый и 2-ой выпуски), «Взмыть в воздух на собственных крыльях», «К солнцу руки протяну», «Разноцветные стихи», «Все цвета радуги», «Великолепная пора», «Творчество наших читателей», газетах «Школьная пора» и «Муниципальный вестник». За неполные восемь лет  существования лито «Вдохновение» было опубликовано более 1000 произведений юных авторов.

Мой учитель

Мой учитель самый лучший,

Самый умный, добрый самый,

И вприпрыжку через лужи,

В школу я бегу без мамы.

Мне учиться интересно,

Много нового узнаю.

Станет мне все-все известно.

Я учиться обожаю!

(Ксения Кузьмина, 3 класс)

В нашем литературном объединении нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, исключительно доверительные отношения, способствует росту личности  как ученика, так и учителя, дарит радость сотворчества.

Продолжат ли эти ребята писать и в будущем, покажет время. Но я точно могу сказать, что они трепетнее стали относиться к русскому языку, научились работать со словом, четко выражать свои мысли, обогатился их словарный запас, повысилась самооценка, они готовы к публичным выступлениям и не боятся критики. Уверена, что эти навыки пригодятся им независимо от того, кем они станут во взрослой жизни.

Колесник Ольга Юрьевна – руководитель объединения «Вдохновение», педагог дополнительного образования, поэт и прозаик.



 

Комментарии

Запрягаева Наталья Юрьевна

Уникальный опыт развития творческих способностей детей! Спасибо, Ольга Юрьевна, за бережное отношения к росткам творчества. Успехов Вам! Хотелось бы почитать стихи Ваших воспитанников и Ваши произведения