Аттестационная работа « Применение элементов ТРИЗ на районных краеведческих играх по истории и культуре Санкт-Петербурга для средней школы».
учебно-методический материал (5, 6 класс) на тему

Редькина Наталья Николаевна

   В своей работе я предлагаю рассмотреть некоторые виды заданий с элементами ТРИЗ в разных по темам и содержанию краеведческих играх для средней школы.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_s_ispolzovaniem_el-_triz.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития системного мышления у детей

Упражнение 1. “Собери предмет”.

Методика выполнения упражнения: 

  На столе  размещены подсистемы (части) какой-либо заранее подобранной системы. Например изображения зданий, входящих в тот или иной архитектурный ансамбль, или части здания или площади

Задание: собрать здание

Задание: собрать ансамбль

Задание:  собрать улицу

Упражнение 2. “Составь иерархию частей системы”.

Методика выполнения упражнения: 

На столе разложены заранее подготовленные рисунки. На первом рисунке изображена система, например, дворец. На остальных рисунках, расположенных в хаотическом порядке, - подсистемы: цоколь, стены, крыша, фронтон, портик, колонны.

От ребенка требуется составить (правильно разложить рисунки) иерархию частей (С-ПС-ППС-ПППС).

Задание : Страна, Город, улица, площадь, дворец

Упражнение 3. "Докажи, что Один предмет - это Много"

Методика выполнения упражнения: 

Дана система С. Доказать, что С=ПС1+ПС2+ПС3+ПС4+...

Участникам  предлагается части корабля : корпус, корма, нос, палуба, паруса или части дома: фундамент, стены, окна, двери, крыша.
Цель: дети сами должны убедиться, что любой предмет состоит из частей, разных или одинаковых.

Задание 1. Из чего состоит ДОМ? (Крыша, стены, окна...)
Задание 2. Из чего состоит корабль? 

Упражнение 4. "Найди Целое по её Части или метод Шерлока Холмса"

Методика выполнения упражнения: 

Дана одна ПС. Найдите Систему.

Примерные задания: 

Задание 1. Деревья (аллея ,сквер, бульвар, парк, лес)

Задание 2. Памятник  (улица, сквер, бульвар, площадь…).

Упражнение 5 “Частью чего это является?”

Методика выполнения упражнения: 

Начнем с какого-нибудь предмета. Например, с колонны.

- Частью чего колонна является? 
- Частью здания
-

Здания частью чего является? 
- Частью улицы, площади, ансамбля.

- Улицы, площадь, ансамбль частью чего является? 
- Частью города.

- Город частью чего является?

-Частью страны.

-Страна частью чего является?

-Частью материка и т.д.

Упражнение 6. Вопросы на понимание состава систем.

В какую систему входят  деревья, кустарники, цветы, фонтаны, скульптуры

Продолжи ряд:  экспонат макет, модель, экспозиция, коллекция…

Продолжи ряд: кирпич, стена, куртина, бастион……

Продолжи ряд: Трезини,  Фонтана,  Шедель...

Назови самую большую систему, которая тебе известна.

Назови части вооружения воина (шлем, копье, меч, ружье...)

Найди лишнее слово, назови по какому признаку (критерию) оно лишнее:
Михайловский дворец, Зимний дворец, особняк  Белосельских –Белозерских, Мраморный дворец.

Заячий, Крестовский, Елагин, Невский, Василеостровский

Памятник Петру 1, памятник Николаю 1, памятник Екатерине 2, памятник Некрасову.

Упражнение 7. Что общего?

Росси, Кваренги, Старов, Стасов, Камерон,  Бренна

Смольный собор, Никольский собор, дворец Строганова, Екатерининский дворец.

Таврический дворец,  Смольный институт, Михайловский дворец, Казанский собор,  Спасо-Преображенский собор

Петергоф, Царское село, Павловск, Ораниенбаум, Гатчина.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга

   В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...

Вопросы к игре по истории и культуры Санкт-Петербурга (8-9 класс)

Игра Брейн-ринг может быть проведена в рамках тематической недели, также вопросы игры могут быть использованы на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга....

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9  классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3   (базовый урове...

Сценарий внеурочного мероприятия интеллектуальной игры по истории и культуре Санкт-Петербурга «Знаешь ли ты свой город?» 5 класс

Игра предназначена для учащихся начальной и средней школы. Её можно использовать на уроках обобщения, закрепления изученного материала и как итоговое занятие по курсу “История и культура С...

Cтатья: «Интеграция предмета «История и культура Санкт-Петербурга» и краеведческой направленности ОДОД»

Интеграция предмета «История и культура Санкт-Петербурга» и краеведческой направленности дополнительного образования имеет ярко выраженную социологическую направленность влияния на личност...

Интеграция предмета «История и культура Санкт-Петербурга» и краеведческой направленности ОДОД

Cтатья: «Интеграция предмета «История и культура Санкт-Петербурга» и краеведческой направленности ОДОД» посвящена интеграции общего и дополнительного образования на примере кур...

Контрольная работа № 2 по курсу «История и культура Санкт-Петербурга»7 класс. Тема: «Первоначальный Санкт-Петербург (1703-1725 гг.)»

Тестовые завдания для контрольной работы для 7 класса по теме: " Первоначальный Санкт- Петербург (1703- 1725 гг)"...