Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий в сфере национальной культуры по воспитанию патриотизма учащихся
методическая разработка на тему

Снытина Елена Александровна

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

 

Историческое значение каждого русского человека  измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.

Н.Г.Чернышевский

 

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее  честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».

       Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

·         чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

·         уважительное отношение к языку своего народа;

·         заботу об интересах Родины;

·         осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

·         проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

·         гордость за социальные и  культурные достижения своей страны;

·         гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

·         уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

·         ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

·         гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Реализация задач патриотического воспитания осуществляется через более частные задачи и включает следующие направления:

Военно-патриотическое воспитание включает: увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества; понимание каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации;

Воспитание гордости за Российское государство, его свершения; Формирование глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации — Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

Опора на изучение истории традиционных для России религиозных конфессий, их опыта по формированию у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга и в первую очередь использование духовно-нравственного потенциала Православия;

Воспитание на примере социально ценностного опыта прошлых поколений, культивирующее чувство гордости за своих предков.

Изучение национальных традиций в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества.

Пропаганда идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее.

Воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания учащихся. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения и др. Все это необходимо учитывать в процессе воспитания учащихся.

Формы работы

 

Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе образовательного учреждения.

Воспитание гражданско-патриотических качеств реализуется через:

– урочную и внеурочную деятельность;
– соблюдение и проведение традиционных мероприятий;
– сохранение музея, как центра военно-патриотического воспитания учащихся;
– продолжение исследовательской и поисковой работы в микрорайоне школы;
– поступление выпускников школы в военные учебные заведения;
– проведение праздников и соревнований, посвященных военно-патриотической работе.

Воспитание патриотизма реализуется посредством разных направлений, форм и методов патриотического воспитания учащихся:

1 направление: «Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил».

Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

·            Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (Традиционная ежегодная Вахта памяти у Вечного огня 9 мая учащихся).

·            Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда микрорайона школы. Шефская помощь.

·            Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ.

·            Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.

·            Проведение  военно-спортивной игры «Зарница».

Спортивных соревнований, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам.

·            Посещение музеев.

      В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Выступления ветеранов на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы.

Опорной базой, площадкой для формирования настоящих защитников Отечества, патриотов Родины является  ряд мероприятий, которые традиционно проходят в образовательных учреждениях (военно-спортивная игра «Зарница»).

 

2 направление: «Историко-краеведческая работа»

Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении целесообразно проведение мероприятий:

– экскурсии в краеведческий музей, школьный музей, 
– уроки-знакомства с памятниками края;
– изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев и праздников;
– уроки мужества.

Одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений является краеведение.

Традиционно важное место в системе воспитательной деятельности школы занимает школьный музей.  Школьные музеи являются методическим центром гражданско-патриотического воспитания учащихся. Основная цель работы школьного музея: воспитание гражданственности, патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию народа, создание условий для развития познавательной активности и коммуникативной культуры учащихся, а также активной гражданской патриотической жизненной позиции, направленной на сохранение исторических, культурных и нравственных ценностей и традиций истории малой родины, их приумножение и развитие.

Существует несколько основных направлений работы школьного музея по формированию гражданско-патриотического сознания:

- экскурсионная деятельность

- поисковая деятельность

- пропагандистско-просветительская деятельность.

Именно поисково – краеведческая работа способствует обращению учащихся к традициям своего народа.  Через участие в экспедициях по сбору информации идет приобщение к нравственным идеалам и принципам, героически-трудовому опыту поколений.

 

3 направление: «Формирование правовых знаний»

Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права.

– уроки обществознания, экономики, права;
– изучение правил поведения в школе и общественных местах;
– встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками;

– общешкольные мероприятия;
– работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;
– работа Совета школы.

4 направление: «Воспитание на культурных традициях народа»

– уроки гуманитарного цикла;

– организация и проведение тематических вечеров, бесед;
– изучение обычаев, традиций, праздников своего народа;
– изучение своей семьи, составление генеалогического де рева семьи;
– организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.

Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствуют воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.

 

Патриотическое воспитание средствами дополнительного образования

 

Особое место в патриотическом воспитании занимает дополнительное образование. Наиболее эффективной формой внешкольной деятельности учащихся являются творческие объединения учащихся и клубы военно-патриотического характера, так как они охватывают все направления военно-патриотической работы и позволяют, с одной стороны, придать военно-патриотическому воспитанию наиболее массовый характер, с другой стороны – вовлечь больше учащихся в самоуправление оборонно-массовой работы. Деятельность обучающихся осуществляется на учебных занятиях военно-патриотических объединений, военно-спортивных слетах, экскурсиях, в рамках походов по родному краю, проведения зимних и летних профильных лагерей патриотической направленности, организации поисковых экспедиций.

Задачи учреждений дополнительного образования детей по патриотическому воспитанию обучающихся:

·       разработка и внедрение эффективных форм и методов работы, способствующих развитию патриотизма через активную практическую разнонаправленную деятельность;

·       развитие гражданского и национального самосознания школьников, патриотическую направленность личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;

·       формирование патриотического мировоззрения, направленного на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, воспитание гражданина, ответственного за свою родину;

·       создание педагогических ситуаций, направленных на формирование способности и готовности к защите Отечества в военно-спортивных мероприятиях и творческих конкурсах.

В настоящее время наибольшее распространение получили следующие модели патриотического воспитания, встречающиеся в учреждениях дополнительного образования детей как в чистом, так и в смешанном вариантах:

·       предметно-тематическая, основанная на изучении предметов, содержание которых специально направлено на освоение основ научных знаний в сферах политологии, прав человека, обществознания, граждановедения, истории;

·       межпредметная, которая включает совокупность воспитательных приемов и методов, объединенных общей ценностной направленностью воспитательной работы;

·       институциональная, представляющая собой доминирование в жизни образовательного учреждения общественного самоуправления, придающего ему статус центра общественных и культурных связей;

·       проектная, связанная с разработкой и реализацией различных проектов общественно-политической, патриотической направленности;

·       диссеминационная, представляющая собой внедрение готовых разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность воспитательной работы по проблемам развития патриотической грамотности, формированию патриотической позиции учащихся.

Педагоги дополнительного образования, которые связаны с деятельностью музеев боевой славы, детских объединений по краеведению, военно-спортивных лагерей, имеют широкие возможности патриотического воспитания обучающихся по различным направлениям: героико-историческому, спортивному, военно-патриотическому, краеведческому, культурно-историческому, духовно-нравственному, гражданскому, социально-патриотическому.

На качество и результативность патриотического воспитания обучающихся в дополнительном образовании оказывают влияние следующие факторы:

·            индивидуально-психологический (патриотические установки, мировоззренческие и военно-специальные знания, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-волевая устойчивость);

·            социально-психологический (морально-психологическая атмосфера в педагогических и подростковых коллективах, их направленность на достижение высоких результатов в учебно-воспитательной деятельности);

·            материально-технический (создание необходимых материально-бытовых условий, учебно-материальной базы, фонда учебно-методической литературы);

·            педагогический (уровень педагогической культуры педагогов дополнительного образования, реализующих программы военно-патриотической направленности).

Реализация данных направлений связана со следующими формами деятельности: выполнение исследовательских работ по краеведению; организация поисковой работы; волонтерская и «тимуровская» работа; проведение встреч с известными людьми, героями; изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи; организация детских творческих конкурсов и т д.

Учреждения дополнительного образования имеют широкие возможности для взаимодействия в работе по патриотическому воспитанию с разными учреждениями: учреждениями культуры и спорта, общественными организациями  и другими, которые посещают учащиеся.

Социальное партнерство

 

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся. Социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается стенами образовательного учреждения. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения.

Немаловажную роль играет информационно-пропагандистское обеспечение патриотического воспитания, взаимодействие со СМИ. Они направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества учащихся, оказывают помощь и поддержку на этапе становления личности подростков, формированию патриотизма.

Ключевым фактором успешности социального партнерства в сфере гражданско-патриотического воспитания является взаимодействие школы и семьи. Именно от отношения семьи во многом зависит, насколько полноценной и продуктивной будет деятельность школьника, формирующая в нем гражданственность и патриотизм.

Взаимодействие   с   социальными   партнерами   является важнейшим   условием   развития   образовательного   учреждения,   так   как оказывает значительное влияние не только на патриотическое воспитание учащихся, но в целом на их разностороннее развитие.

Партнерство образовательного учреждения и социума оказывает долгосрочное   воспитательное   воздействие   на   учащихся. Так постепенно и появляется главный результат социального партнерства формирование патриотических чувств, новые взаимоотношения детей и педагогов с социумом, успешная адаптация учащихся в общество.

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ

 

Реализация целей патриотического воспитания школьников — от стратегической до оперативной и усвоение ими содержания воспитания, во многом зависит от действий профессиональных умений педагога-практика непосредственно организовать процесс достижения поставленных целей с конкретной группой школьников.

Деятельность педагога по патриотическому воспитанию школьников, как и любую другую можно разделить на несколько этапов, которые представляют собой и отдельные процессы внутри процесса патриотического воспитания, и действия педагога по организации данного процесса:

1)  целеполагание;

2)  проектирование действий;

3)  осуществления действий;

4)  анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

Соотношение этапов и содержания деятельности по патриотическому воспитанию школьников в виде компонентов педагогических умений составляющих компетентность педагога в этой деятельности представлены в таблице

 

Основные этапы деятельности педагога по организации процесса патриотического воспитания школьников

                      

Действия

Компоненты общепедагогических и частных умений

1. Целеполагание

- выдвижение целей и задач,

- отбор способов достижения целей,

- определение этапов (или стадий) процесса;

2. Проектирование

действий

- перевод цели и содержания патриотического воспитания в конкретные педагогические задачи,

- отбор содержания, форм, методов и средств патриотического воспитания в их оптимальном сочетании,

- отбор видов деятельности, адекватных поставленным задачам,

- планирование системы совместной деятельности и индивидуальной работы,

- планирование приемов стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении,

- планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью;

3. Осуществление

действий

- создание условий для развития познавательных процессов, чувств и воли воспитанников,

- создание положительной мотивации и познавательной направленности к изучению патриотически-ориентированного содержания урока, внеурочной деятельности, внеклассного мероприятия,

- стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления в усвоении содержания патриотически-ориентированного образования,

-создание условий для развития индивидуальных особенностей, осуществление индивидуального подхода к учащимся,

- формирование морально ценностных установок воспитанников и мировоззрения,

- организация совместной творческой деятельности, имеющей своей целью усвоения патриотических знаний, развития патриотических чувств, формирования ценностей и убеждений; практически-действенного опыта,

- установление педагогически целесообразных взаимоотношений учителя с учащимися, учителями-коллегами, родителями,

- создание ситуаций, стимулирующих самообразование и самовоспитание с целью патриотически-ориентированного поведения и деятельности;

- проникновение в личностную суть других людей, определение особенностей внутреннего мира, уровня патриотической направленности и возможных будущих поступков школьника;

- понимание характера переживаний школьника, его причастности или непричастности к тем или иным событиям истории и современной жизни России;

- ограничение стереотипов восприятия другого человека;

- правильное определение отношения школьника к ценностям патриотизма,

- учет в поведении школьника возрастных, индивидуальных, ситуативных проявлений и др.

4. Анализ

результатов

действий и

сравнение их с

поставленными

целями

- диагностика результатов патриотического воспитания на данном этапе;

- анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями;

- планирование корректирующих действий;

- прогнозирование дальнейшей динамики развития патриотической направленности личности.

 

Для успешной организации процесса патриотического воспитания учащихся педагог должен умело сочетать в едином комплексе формы и методы воспитания. При этом следует понимать, что в разных формах организации деятельности детей преобладает тот или иной метод как основное средство воздействия. В патриотическом воспитании действенными могут быть практически все методы воспитания.

Методы воспитания представлены группами:

-          традиционно принятые — убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;

-          инновационно - деятельностные (обусловлены внедрением новых воспитательных технологий) — моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.;

-          неформально-межличностные (осуществляются через личностно значимых, авторитетных людей из числа родственников, друзей и близких);

-          тренингово-игровые (обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях) — социально-психологические тренинги, деловые игры;

-          рефлексивные (основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности).

Патриотически-ориентированными могут быть любые виды деятельности такие как: познавательная, трудовая, художественная, общение, спортивная, ценностно-ориентировочная, общественная. Главное — это патриотическая направленность деятельности. Например: подготовка и проведение недели памяти Героя школы; уборка могил погибших воинов; подготовка празднования Дня школы; организация помощи ветеранам в микрорайоне школы; подготовка проектов ко Дню славянской письменности и культуры; акция по высадке деревьев и благоустройстве родного города, села и многое другое. Перечень средств, которые можно использовать в процессе патриотического воспитания, практически неограничен. Это слово, беседа, сбор, фотографии, кинофильмы, произведения искусства, факты, документы, традиции, литература и многое другое.

Планируемые результаты

 

В процессе оценки достижения планируемых результатов патриотического воспитания, должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

В результате реализации мероприятий должно обеспечиваться достижение учащимися:

 1. воспитательных результатов (духовно-нравственных приобретений – знаний, представлений; опыта эмоциональных отношений, переживаний; опыта действия;  опыта ценностного постижения, присвоения ценности);

 2. воспитательных эффектов (последствий воспитательных результатов – формирование социальной компетентности, гражданской идентичности, личностное развитие, формирование толерантности, развитие трудолюбия, формирование нравственной компетентности, и пр.).

Воспитательные результаты  распределяются по трем уровням:

- первый уровень (рациональный): приобретение знаний, представлений, первичного понимания социальной реальности;

- второй уровень (эмоциональный): получение опыта переживания, позитивного отношения к базовым ценностям общества; формирование основ ценностных  отношений к жизни;

- третий уровень (действенно-поведенческий): приобретение опыта самостоятельного (общественного) действия.

По каждому направлению патриотического воспитания могут быть достигнуты соответствующие воспитательные результаты. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов патриотического развития и воспитания обучающихся. Таким образом, систематическая работа по патриотическому воспитанию позволяет создать условия для воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

В патриотическом воспитании учащихся должны быть достигнуты следующие результаты:

-          ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

-          элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

-          первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

-          опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

-          начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Его основными качествами должны стать: осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного города, района, области, края; принятие духовных традиций России, русского народа и народов, в среде которых он родился и живет. Гражданином России становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и российских народов, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Открытость миру, диалогичность с другими культурами — важное свойство духовно-нравственного развития гражданина и патриота России.

ЛИТЕРАТУРА

 

1.       Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» // Собрание законодательства РФ. - 2010. № 41(ч.II).- Ст.5250;

2.       Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 года).

3.       Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. Российская академия образования. - М.: Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения).

4.       Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь/ Б.М. Бим-Бад. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.

5.       Белозерцев Е.П. Образование как историко-культурный феномен / Е.П. Белозерцев. - М: Юридический цент Пресс, 2004. - 752 с.

6.       Боголюбов Л.Н. Идеи концепции гражданского образования // Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 25-26 ноября 2003. - М.: РАО, 2007 - С. 155-159.

7.       Бузский М. П., Вырщиков, А. Н., Кусмарцев, М. Б. Феномен патриотизма в жизненном пространстве российского общества / М. П. Бузский, А. Н. Вырщиков М. Б. Кусмарцев. - Волгоград: Прин Терра, 2008. - 88 с.

8.       Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика. – 2006. - № 2. - С. 37-42.

9.       Быков, А.К. Формирование патриотического сознания молодежи / А.К. Быков // Педагогика.- 2010.- №9. - С. 10-20

10.  Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А.Н. Вырщиков. - Волгоград, 2001. - 112 с.

11.  Вырщиков А. Н., Кусмарцев, М. Б., Лутовинов, В. И. Военно-патриотическое воспитание молодежи/ А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, В. И. Лутовинов. - Волгоград : ПринТерра, 2008. - С.22.

12.  Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан / З.Т. Гасанов // Педагогика. - 2005. - №6. - С. 59–63.

13.  Глазунова И. Н.. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ И. Н.Глазунова. - Липецк, 2002. - 174 c.

14.  Иванова С.Ю. Патриотизм в культуре современной России: дисс. ... д-ра филос. наук: Ставрополь, 2004. - 403 c.

15.  Ипполитова Н.В.Патриотическое воспитание: учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. - Шадринск: ШГПИ, 2005. - 84 с.

16.  Лутовинов В. И.. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня.// Педагогика ) 2006. - № 5. - С. 52-59.

17.  Микрюков В.Ю. Формирование и развитие у учащихся личностных качеств и свойств гражданина и патриота // Воспитание школьников. — 2006. - № 1. - С. 103-107.

18.  Полухин О. Н. Становление гражданственности в России: социально- философский анализ / О. Н. Полухин. - М.: Муниципальный мир, 2002. - 80 с.

19.  Снопко Н.М. Психологические механизмы и педагогические основы патриотического воспитания в системе профессионального образования [Текст]: автореф. дисс. ... докт. пед. наук. - М., 2007. - 47с.

20.  Сокольников Ю. П. Системный подход в исследовании воспитания / Ю.П. Сокольников. — М.: Прометей, 1993. - 200 с.

21.  Шилова В.С. Патриотическое воспитание студенческой молодежи: учебно-методическое пособие - изд. 2-е. - Белгород: ИП Остащенко А.А., 2010. – 125 с.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon metodicheskaya_razrabotka_rastim_patriotovpdf.pdf690.86 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации и проведению спортивно- массового мероприятия "День здоровья".

Данная работа содержит материал по организации и проведению спортивно- массовых событий в образовательных учреждениях. В работе представлены положения,программа,план,протоколы и т.д.,позволяющие более...

Методические рекомендации по организации и проведению «Уроков мужества» и торжественных мероприятий, посвящённых памятным событиям Российской истории

Празднование 70-летия полного снятия блокады Ленинграда является огромнейшим событием в жизни не только России, но и всего человечества. Такое событие будет широко отмечаться различными мероприятиями:...

Методические рекомендации по организации и проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня

Формы физкультурно-оздоровительной работы и методика их проведения с учащимися....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации и проведению мероприятий в период адаптационно обучающего курса.

Обсуждено на заседании методической  комиссии    ЕНЦ«Методические рекомендации по организации и проведению уроков в период адаптационно – обучающего курса»Предназначены для препода...

Методические рекомендации по организации и проведению учебно-воспитательных мероприятий ко Дню народного единства (4 ноября)

В целях приобщения обучающихся к культурным ценностям своего народа, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданск...

Методические рекомендации по организации и проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня

Занятия физической культурой в школьные годы способствуют физическому и физиологическому развитию растущего организма человека, формируют у него разнообразные двигательные умения и навыки.  По да...