Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу "Основы проектной деятельности"
рабочая программа (6 класс) на тему

Рыбанчук Надежда Александровна

Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности по курсу "Основы проектной деятельности" с УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rp_i_ktp_po_vneurochnoy_deyatelnosti.zip45 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край

Муниципальное образование Крымский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 56 станицы Варениковской

муниципального образования Крымский район

 УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № __

от « ___»____________ 2015  года

Председатель педсовета

 _______________      И. В. Власова

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: социальное

тематическая

(тип программы: комплексная/тематическая)

«Основы проектной деятельности»

(наименование)

1 год

(срок реализации программы)

10 лет

(возраст обучающихся)

Рыбанчук Надежда Александровна

1.Пояснительная записка

        Рабочая программа «Основы проектной деятельности» для 5-7 – х классов составлена с учётом нормативных документов:

  1. Письмо МОН РФ № 03-296 от 12.05. 2011 « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО.
  2. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» Пособие для учителя, М. «Просвещение», 2011.
  3. М.А. Ступицкая. «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся».
  4. П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.Н.Сафронов «Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность» Пособие для учителей ОУ, М. «Просвещение», 2011.

        Программа курса призвана помочь учителю во внеурочное время при внедрении ФГОС второго поколения создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся.

Программа курса «Основы проектной деятельности» предназначена для изучения основ проектирования учащимися 5-7 классов основной школы.

Необходимость введения курса проектной деятельности определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к обучающемуся в части исследовательской грамотности

Необходимость введения курса проектной деятельности определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к обучающемуся в части исследовательской грамотности

Проектная деятельность учащихся –  это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность  учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего  результата деятельности. Непременным условием проектной  деятельности является наличие представлений о конечном продукте  деятельности  и этапов его  достижения.

Актуальностьпрограммы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни.

Предназначение программы – выявлять и поощрять детей, которые реально желают заниматься научно-исследовательской деятельностью; дать возможность школьникам развить свой познавательный интерес, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, определяющие формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном мире. Программа направлена на формирование организационно-деятельностных качеств обучающихся, таких как: способность осознавать цели и задачи учебно-исследовательской деятельности, умение ставить цель и организовать ее достижение, а также развитие креативных качеств – вдохновленность, гибкость ума, критичность, наличие своего мнения, умение выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Цель данного курса состоит в формировании проектных умений обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

 Образовательные:

  1. Познакомить с понятием «проектная деятельность», видами проектов.
  2. Научить формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы.
  3. Научить работать с различными источниками информации.
  4. Научить способам первичной обработки информации.
  5. Научить наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты.
  6. Научить работать в группе, команде.
  7. Научить оценивать свои и чужие результаты.
  8. Познакомить с разными видами представления результатов своей деятельности.

 Воспитательные, развивающие:

  1. Способствовать повышению личной уверенности  у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;
  2. Развивать у  учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.
  3. Развивать исследовательские умения.

        Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Принципиальным является характер занятий – это групповые формы работы, деятельностный  режим, практико-ориентированная направленность обучения. Уровень усвоения и форма проведения, методы и приемы занятий соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся пятого класса средней школы.

Новизнапрограммыкурса заключается в том, что она представляет сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют  требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир проектирования возможно позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.

Полнота содержания - курс содержит сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.

Инвариантность содержания - курс применим для разных групп школьников, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с задачами обучения и уровнем развития учащихся.

Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Систематичность содержания обеспечивается логикой развёртывания учебного содержания.

Реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена за 16 часов в течение любого времени в рамках предмета по выбору школы, во внеклассной и внешкольной работе.

Основными методами обучения являются:  проблемный, частично - поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, обсуждение.

Формы учебных занятий: теоретические:семинар, комбинированное занятие, мини-конференция; практические: игры, практические работы, эксперимент, наблюдение  и т.д.      

Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания. После каждого занятия предусмотрено домашнее задание, которое предполагает либо закрепление полученных знаний и умений, либо выполнение подобных заданий в новых условиях.

Формы организации занятий внеурочной деятельности по курсу «Основы проектной деятельности» могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.

Программа предполагает использование следующих обучающих форм:

  • групповая работа;
  • беседы, викторины;
  • коллективные творческие и трудовые дела.

Срок реализации программы - 1 год.

Общее количество часов – 34.

Число часов в неделю -1 часа

Формы и режим занятий: индивидуальные, групповые, коллективные.

Возраст обучающихся: 11-14 лет.

Классы обучения: 5-7.

2. Тематический план программы

Наименование разделов/моделей, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудиторные

Внеаудиторные

1

Тема 1. Понятие «Учебный проект».

2

2

-

Сформировать понятие «учебный проект». Понимать значение проектной деятельности. Научиться видеть проблемную ситуацию.

2

Тема 2. Ситуация и проблема. Постановка цели.  Формулирование темы.  

4

2

2

Находить ситуациюи проблему. Уметь ставить цели и задачи для решения проблемы. Формулировать тему проблемы.

3

Тема 3 . Планирование деятельности. Формулирование задач.  Ресурсы.

2

2

-

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

4

 Тема 4.  Работа с каталогами.

3

-

3

Уметь находить на основе литературы, карты материал. Давать характеристику событиям и их участникам.

5

Тема 5.  Работа со справочной литературой.

3

-

3

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

6

Тема 6. Способы первичной обработки информации.

5

2

3

Самостоятельно подготовить сообщение.

7

Тема 7. Наблюдение и эксперимент.

3

-

3

Устанавливать связь, применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик, понимать смысл собственной действительности.

8

Тема 8. Как работать вместе.

2

2

-

Самостоятельно и в группе обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

9

Тема 9.  Вместе к одной цели.

10

5

5

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Итого:

34

15

19

3. Содержание программы

Тема 1.Понятие «Учебный проект». (2ч.)

Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. Виды проектов.

 Тема 2. Ситуация и проблема. Постановка цели.  Формулирование темы.  (4ч.)

Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.

Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения.  Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.  

Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели.  Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.

Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».

Тема 3 . Планирование деятельности. Формулирование задач.  Ресурсы. (2ч.)

Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение.

Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.

Написание эссе «Ступенька к проекту».

 Тема 4.  Работа с каталогами. (3 ч.)

Что такое каталог. Основа всех каталогов – карточка. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Нахождение нужной книги по каталогу.

Тема 5.  Работа со справочной литературой. (3 ч.)

     Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Особенности словарных статей в разных источниках информации. Составление справочника по теме проекта. Поиск недостающей информации.

Тема 6. Способы первичной обработки информации. (5 ч.)

     Чтение текста с пометами. Составление записей по прочитанному тексту. Составление таблицы на основе полученных записей. Обсуждение заполненных таблиц. Составление денотатного графа по тексту. Составление денотатного графа по теме проекта. Составление «лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждение результатов работы в группе.

     Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему.

 Тема 7. Наблюдение и эксперимент. (3 ч.)

      Описание свойств трёх предметов. Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Оформление результатов наблюдений (экспериментов).

Тема 8. Как работать вместе. (2ч.)

    Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила. Командные роли. Конфликтная ситуация. Способы  разрешения конфликта. Способы группового взаимодействия.

Тема 9.  Вместе к одной цели. (10 ч.)

Учимся применять способности. Учимся взаимодействовать. Учимся презентации. Учимся рефлексировать. Работа над проектами.

4. Предполагаемые результаты обучения.

Воспитательные результаты:

 Учащиеся научатся и приобретут возможность:

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

- научится правилам конструктивной групповой работы;

- приобретёт знания об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

- научится способам самостоятельного поиска,  нахождения и обработки информации;

- может приобрести знания о логике и правилах проведения научного исследования.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

- развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной этнической или культурной принадлежности, к своему собственному здоровью и внутреннему миру.   

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):

- школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности;

- приобретёт опыт публичного выступления по проблемным вопросам;

- опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений.

Личностные результаты:

Учащийся научится и приобретет:

-  приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-  научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

-  приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Учащийся получит возможность для формирования:

-  мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние и внутренние мотивы;

-  эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:

Учащиеся научатся:

-  планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

-  выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

-  проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

-  самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

-  использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Учащиеся получат возможность:

-  уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

-  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

-  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

-  вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия:

Учащиеся научатся:

-  используя дополнительные источники информации, находить факты;

-  на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

-  использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу с целью поиска и извлечения познавательной информации;

-  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

-  использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы при работе над проектами;

-  находить на карте свой регион и его главный город;

-  устанавливать причинноследственные связи;

-  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-  устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность:

-  самостоятельно подбирать литературу по теме;

-  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета.

.

Коммуникативные действия:

Учащиеся научатся:

-  понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

-  ориентироваться на позицию партнера в общении;

-  учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Учащиеся получат возможность:

-  готовить и выступать с сообщениями;

-  формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

-  наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

-  аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

5.Форма контроля:

Контроль может осуществляться в следующих формах: защита исследовательской работы на школьной научно-практической конференции; выступление на муниципальной и региональной научно-практической конференции.

        6. Методические рекомендации.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

 7. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

1. Гайтукаева И.Ю., Юдина Н.Г. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» – Волгоград: Издательство «Панорама», 2006.

2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум – М, 2001.

3. Молчанова З.М., Тимченко А.А., Черникова Т.В. Личностное портфолио старшеклассника: учеб.-метод.пособие – М.: Глобус, 2006

4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРК ТИ, 2003.

5. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие./М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.

2. Печатные пособия

1. Гайтукаева И.Ю., Юдина Н.Г. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» – Волгоград: Издательство «Панорама», 2006.

2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум – М, 2001.

3. Молчанова З.М., Тимченко А.А., Черникова Т.В. Личностное портфолио старшеклассника: учеб.-метод.пособие – М.: Глобус, 2006

4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРК ТИ, 2003.

5. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие./М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.

3. Технические средства обучения

1. Аудиоколонки  колонки.

2. Видеопроектор.  

3. Персональный компьютер.

4. Принтер.

5. Экран.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания кафедры «Естественно-математических наук»

от «___» ___________  2015 г.  № _____

_____________             Е.Р. Мартыненко             

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________    В. М. Лемтюгова

 « _____» _____________  2015 г.

Согласовано

заместитель директора по УВР

_________ В. М. Лемтюгова

«___» __________ 2015 года

Краснодарский край

Муниципальное образование Крымский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 56 станицы Варениковской

муниципального образования Крымский район

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по  курсу внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»

Класс    5 а,б

Учитель  Рыбанчук Надежда Александровна

Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1  час;

Планирование составлено на основе рабочей программы  Рыбанчук Н. А.,  утвержденной решением педсовета МБОУ СОШ № 56 от ______________ 2015г. Протокол № __.

№ п/п

№ урока

Содержание, разделы, темы

Кол.

час.

Даты проведения

Оборудование урока

план

факт

Тема 1

Понятие «Учебный проект»

2

1

1

Что такое проект.

1

01.09-07.09

2

2

Виды проектов.

1

08.09-14.09

Тема 2  

Ситуация и проблема. Постановка цели.  Формулирование темы.  

4

3

1

Описание ситуации в рамках проекта.

1

15.09-21.09

4

2

Анализ проблемы с различных точек зрения.

1

22.09-28.09

5

3

Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.

1

29.09-05.10

6

4

Практическая работа: «Мозговой штурм».

1

06.10-12.10

Тема 3

Планирование деятельности. Формулирование задач.  Ресурсы.

3

7

1

Планирование деятельности.

1

13.10-19.10

8

2

Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы.

1

20.10-26.10

9

3

Написание эссе «Ступенька к проекту».

1

27.10-02.11

Тема 4

Работа с каталогами.

3

10

1

Основа всех каталогов – карточка.

1

10.11-16.11

11

2

Виды каталогов.

1

17.11-23.11

12

3

Практическая работа: нахождение нужной книги по каталогу.

1

24.11-30.11

Тема 5

Работа со справочной литературой.

3

13

1

Виды справочной литературы.

1

01.12-07.12

14

2

Составление справочника по теме проекта.

1

08.12-14.12

15

3

Поиск недостающей информации.

1

15.12-21.12

Тема 6

Способы первичной обработки информации.

5

16

1

Составление записей по прочитанному тексту.

1

22.12-28.12

17

2

Составление таблицы на основе полученных записей.

1

12.01-18.01

18

3

Составление денотатного графа по тексту.

1

19.01-25.01

19

4

Обсуждение результатов работы в группе.

1

26.01-01.02

20

5

Практическая работа: составление коллажа на определённую тему.

.

1

02.02-08.02

Тема 7

Наблюдение и эксперимент.

3

21

1

Прогнозирование результатов эксперимента.

1

09.02-15.02

22

2

Наблюдения, необходимые для работы над проектом.

1

16.02-22.02

23

3

Оформление результатов наблюдений (экспериментов).

1

23.02-01.03

Тема 8

Как работать вместе.

3

24

1

Правила групповой работы.

1

02.03-08.03

25

2

Конфликтная ситуация.

1

09.03-15.03

26

3

Способы группового взаимодействия.

1

16.03-21.03

Тема 9  

Вместе к одной цели.

8

27

1

Учимся применять способности.

1

31.03-06.04

28

2

Учимся взаимодействовать.

1

07.04-13.04

29

3

Учимся презентации.

1

14.04-20.04

30

4

Учимся презентации.

1

21.04-27.04

31

5

Учимся рефлексировать.

1

28.04-04.05

32

6

Работа над проектами.

1

05.05-11.05

33

7

Работа над проектами.

1

12.05-18.05

34

8

Работа над проектами.

1

20.05-25.05

Итого:

34

Пр.р.7

К.р.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-4 классах "Я познаю мир и себя"

Коллеги, на основе программы  психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова,  ваших и моих личных разработок была написана п...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-4 классах "Я познаю мир и себя"

Коллеги, на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова, ваших и моих личных разработок была написана программа внеурочной де...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности по английскому языку "Занимательный Английский"

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Занимательный Английский"...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности "Детский фитнес"

программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Детский фитнес» для обучающихся 5-8 классов. ...

Рабочая программа и Календарно тематическое планирование внеурочной деятельности "Я-Патриот" в 8 классе

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Краеведческие головоломки"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Краеведческие головоломки" расчитана на 1 год. Изучается данный курсв 5 классе, периодичность занятий ...