Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Край родной» для обучающихся 3 класса
рабочая программа на тему

Великоцкая Галина Васильевна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kray_rodnoy_3_klass.docx45.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №81 п. Юловский

Рассмотрена на заседании МО                                                         Утверждена

учителей естественно-гуманитарного цикла                       приказом №___ от _________

рук.МО__________Сычёва Е.Н.                                                  Директор  школы

Протокол №__от __________                                                __________________С.В. Кокина

Заместитель директора по УВР

________________Кашубина Е.В.

Рекомендована к утверждению                                           Приложение

педсоветом пр. №_____от  _________                                к основной образовательной программе

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по социальному направлению

«Край родной»

Для обучающихся 3 класса

на 2015-2016 учебный год

Разработана Великоцкой Г.В.

учителем  географии

п. Юловский

2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности социального направления развития личности «Край родной» в начальной школе составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.

      Актуальность программы заключается в целенаправленности, систематичности, последовательности, доступности в педагогической деятельности по формированию патриотизма, любви к Родине. Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельную поисковую активность, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Задания содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями.

    Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании школьников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

 В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами, стоит  задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

 В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ начального общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся  сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочного занятия по проектному направлению «Мой родной край » призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

 Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к  краеведению.

Основное направление во внеурочной деятельности  - изучение природы родного края

 Цели
•формирование познавательной потребности в освоении краеведческого материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;

формирование гармонически развитой и духовно богатой личности,

 воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие познавательной и творческой активности учащихся,  

расширение их историко-географических представлений о своём крае,

 воспитание чувства любви и гордости за своё родное село, родной край.

• формирование умения и навыка общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитание патриотизма.

Задачи:

Образовательные:
• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
• овладение начальными навыками исследовательской работы;
• овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные: 

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой   человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:

  1. групповая работа;
  2. экскурсии;
  3. беседы, викторины;
  4. коллективные творческие дела;
  5. смотры-конкурсы, выставки;
  6. экскурсии, поездки, походы;
  7. трудовые дела.

Результаты изучения курса

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4. В основе организации работы с детьми  положен системно-деятельностный подход.

                           Результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению,
  •  о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся,
  • умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном

 пространстве, развитие критического

 и творческого мышления.

организация на уроке

парно-групповой работы

Метапредметные

 Результаты

регулятивные

•        учитывать выделенные учителем

 ориентиры действия в новом учебном

материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в

соответствии с поставленной задачей

и условиями ее реализации, в том ч

исле во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и
  • пошаговый контроль по результату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить

новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу

 в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения

 творческих задач и навыках поиска,

анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их
  • помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой

 информации для выполнения учебных

заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных

 и познавательных текстов, выделять

 существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с
  • выделением существенных и
  •  несущественных признаков;

•        осуществлять расширенный

поиск информации с исполь

зованием ресурсов библиотек

и Интернета;

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли
  •  в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению

 совместной деятельности, в том числе в

ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у

 людей различных точек зрения, в

том числе не совпадающих с его

собственной, и ориентироваться на

 позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться

 к координации различных позиций

в сотрудничестве

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

Планируемые результаты изучения курса:

Знать:

  • символику государства, республики, города;
  • главную реку Ростовской области; реки и озёра своей местности;

правила поведения в природе;

Называть:

  • редкие растения Ростовской области, которые занесены в Красную книгу;
  • характерные признаки охраняемой природной территории – заповедника;
  • основные водоёмы области;
  • исчезающих животных Ростовской области;
  • полезные ископаемые, добываемые на территории своего края;
  • профессии, связанные с охраной природы;

Устанавливать связи и зависимости:

  • между поведением человека в природе и её состоянием;
  • между представителями флоры и фауны и особенностями той местности, на которой они располагаются.

Уметь:

  • работать с картой Ростовской области;
  • ориентироваться в нахождении Ростовской области на физической карте страны;
  • определять стороны горизонта по различным признакам данной местности.

Осознавать:

  • гражданскую позицию «Я – гражданин  Ростовской области»;
  • факт, что Ростовская область -  частица России, многонационального государства.

Содержание программы

Введение 2 ч.

Что такое краеведение? Зачем и как изучают родной край?Что такое краеведение? Зачем и как изучают родной край?

Тема 1. Моя семья 7 ч.

Что такое  семья?Кто я? Где живу?История моего имени.Моя семья. Мои предки. Профессии моих родителей. Составление генеалогического дерева. Конкурс рисунков

Тема 2. Моя школа. 6 ч.

История создания школы. Достижения моей школы.  Традиции школы. Законы и заповеди. Наши родители –выпускники школы. Мой класс. Правила поведения в классе. Конкурс рисунков.

Тема 3. Мой край 13 ч.

Цели и задачи: усвоение понятий большой и малой родины; формирование знаний о символах государства и области;  формирование умения работать с картой России и Ростовской области.

Территория и географическое положение Ростовской области. Знакомство с государственной символикой. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. История образования г. Ростова на Дону, Сальского района, п. Юловский.

Тема 4. Природа родного края 40ч.

Погода края. Сезонные изменения в жизни растений, животных, труде людей.Оформление дневника природы.Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения.; Деревья и кустарники; Травы, мхи, грибы.  Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Растения своей области. Лекарственные растения. Охрана растений. Краснокнижные растения.

Животный и растительный мир нашего края: Птицы; Звери; Рыбы; Насекомые; Пресмыкающиеся .Охрана природы. Экологические задачи. Обобщение – конкурс рисунков, викторина «Знаешь ли ты свой родной край».

Прогнозируемые результаты

Знания и умения  учащихся в конце обучения:

  • знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
  • уметь правильно вести себя в школе, в коллективе уч-ся;
  • знать историю происхождения своего села, района, уметь бережно относиться к Земле, её дарам, знать цену хлеба;
  • знать растительный и  животный мир родных мест, охраняемые виды; уметь экологически грамотно вести себя в природе;

Занятия спецкурса способствуют обучению навыкам общения, развитию речи, наблюдательности, сообразительности.

Календарно тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Вид деятельности

Введение

2

1

Что такое краеведение? Зачем и как изучают родной край?

3.09

Знакомство с основными терминами краеведения

2

Что такое краеведение? Зачем и как изучают родной край?

4.09

Знакомство с видами исследовательской деятельности

Моя семья

7

3

Что такое  семья?

10.09

Беседа на тему «Семья»

4

Кто я? Где живу?

11.09

Беседа на тему «Кто я ? Где живу?»

5

История моего имени.

17.09

Рассказ о своём имени

6

Моя семья

18.09

Рассказ о своей семье

7

Мои предки. Проект «Моё генеалогическое дерево»

24.09

Работа над проектом

8

Профессии моих родителей.

25.09

Рассказ о профессиях своих родителей

9

Конкурс рисунков «Моя семья»

1.10

Рисунок соей семьи

Моя школа

6

10

История создания школы

2.10

Знакомство с историей образования школы

11

Достижения моей школы

8.10

Знакомство с достижениями школы

12

Традиции школы. Законы и заповеди.

9.10

Знакомство с традициями и законами школы

13

Наши родители-выпускники школы.

15.10

Рассказ о родителях-выпускниках нашей школы

14

Мой класс. Правила поведения в классе.

16.10

Знакомство с правилами поведения в классе

15

Конкурс рисунков «Моя школа»

22.10

Рисунок «Моя школа»

Мой край

13

16

Мой край - Ростовская область. Символика.

23.10

Знакомство с историей образования РО и её символикой

17

Территория Ростовской области на карте России.

29.10

Изучение карты РФ и расположение РО на карте РФ

18

История образования г. Ростова-на -Дону

30.10

Знакомство с историей образования г. Ростова на Дону

19

Мой край-Сальский район. История образования.

12.11

Знакомство с историей образования Сальского района

20

История моего края в древности. Экскурсия в школьный музей.

13.11

Изучение экспозиций школьного музея

21

История моего посёлка со времени образования. Экскурсия в школьный музей

19.11

Изучение экспозиций школьного музея

22

Особенности быта наших земляков. Экскурсия в школьный музей.

20.11

Изучение экспозиций школьного музея

23

Наш край в годы Великой Отечественной  войны

26.11

Знакомство с историей посёлка в годы Вов

24

Памятные места моего посёлка. Экскурсия.

27.11

Знакомство с памятными местами посёлка

25

Мои знаменитые земляки. Экскурсия в школьный музей.

3.12

Изучение экспозиций школьного музея

26

Традиции посёлка.

4.12

Знакомство с традициями посёлка

27

Посещение сельской библиотеки.

10.12

Изучение Сальской  периодической печати

28

Конкурс рисунков  «Мой любимый уголок в посёлке Юловском»

11.12

Рисунок любимого уголка в посёлке

Природа родного края

40

29

Погода края. Сезонные изменения в жизни растений, животных

17.12

Беседа о погоде и сезонных изменениях

30

Погода края. Сезонные изменения в труде людей

18.12

Беседа о погоде и сезонных изменениях

31

Сезонные изменения. Охрана здоровья.

24.12

Беседа об охране здоровья

32

Оформление дневника природы

25.12

Создание календаря природы

33

Ведение дневника природы.

14.01

Ведение календаря природы

34

Растения нашего края. Презентация

15.01

Знакомство с растениями

35

Растения нашего края. Экскурсия

21.01

Изучение растений

36

Деревья и кустарники

22.01

Знакомство с растениями

37

Травянистые растения (редкие), мхи, грибы.

28.01

Знакомство с растениями

38

Лекарственные травы.

29.01

Знакомство с растениями

39

Викторина «В мире растений»

4.02

Игра

40

Деревья школьного двора.

5.02

Сбор листьев для гербария

41

Оформление гербария.

11.02

Работа над проектом

42

Оформление гербария.

12.02

Работа над проектом

43

Оформление гербария.

18.02

Работа над проектом

44

Птицы

19.02

Знакомство с птицами

45

Охрана птиц.

25.02

Сооружение и установка  кормушек.

46

Звери, обитающие на территории нашей области.

26.02

Знакомство с животными

47

Животные, вошедшие в Красную книгу Ростовской области.

3.03

Знакомство с животными

48

«В мире животных». Викторина.

4.03

Игра

49

Составление загадок о животных

10.03

Составление загадок

50

«Лесная карусель». Игровая программа

11.03

Игра

51

Конкурс рисунков

17.03

Рисунок животного

52

Рыбы

18.03

Знакомство с рыбами

53

Охрана рыбных богатств.  

1.04

Беседа об охране рыб

54

Викторина «Золотая рыбка».

7.04

Игра

55

Насекомые

8.04

Знакомство с насекомыми

56

Насекомые

14.04

Знакомство с насекомыми

57

Пресмыкающиеся

15.04

Знакомство с пресмыкающимися

58

Пресмыкающиеся

21.04

Знакомство с пресмыкающимися

59

Охрана природы. Экологические проблемы края

22.04

Беседа об охране природы

60

Растения, вошедшие в Красную книгу Ростовской области

28.04

Знакомство с растениями

61

Заповедники, заказники

29.04

Знакомство с заповедниками и заказниками

62

Решение экологических задач

5.05

Решение задач

63

Решение экологических задач

6.05

Решение задач

64

Экскурсия к реке Юла

12.05

Изучение природного комплекса р. Юла

65

Конкурс рисунков «Люби и знай свой край родной».

13.05

Рисунок любого компонента природы РО

66

Конкурс стихов «Люби и знай свой край родной»

19.05

Рассказ стихотворения

67

Викторина «Знаешь ли ты родной край?»

20.05

Игра

68

Итоговое занятие

26.05

Обобщающая беседа

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

1.Вахрушев А.А. Мир вокруг нас. - М.:Баласс,2002.

2.Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. М.,1985.

            3.Низовский А.Ю. Сто великих чудес инженерной мысли. М.,2006.

4.Нужждин Т.Д. Мир животных и растений. Ярославль, 1997.

5.Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия. М.,2000

6.Осипов Н.Ф. Кто живёт и что растёт в воде и у воды. Смоленск, 2001.

7.Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, копировально-множительная техника);

8.Комплект географических карт;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позд...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Радость общения" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.3)

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному напралению "Радость общения" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией  ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Я - гражданин России" для обучающихся с ОВЗ, 2-3-4 классов

Программа  воспитательной  работы по  социальному  направлению "Я - гражданин  России" для  обучающихся с ОВЗ, 2-3-4 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Открытый мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающимися на дому

На сегодняшний день проблема культурного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда ...