Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа безопасности"
рабочая программа на тему

Коренькова Наталья Викторовна

Программа "Школа безопасности" направлена на мотивацию и формирование здорового и безопасного образа и стиля жизни у современных школьников, основ экологической культуры и ответственности, ценности жизни во всех ее проявлениях; воспитание этических норм в отношениях между людьми и в отношении человека к природе.

Цель программы: формировать привычку здорового и безопасного образа и стиля жизни, выработать у учащихся компетентностные умения создавать благоприятные для здоровья условия жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_bezopasnosti_2015.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ»

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

«Школа безопасности»

Разработана:

Кореньковой Натальей Викторовной,

педагогом ДО                            

 Срок реализации: 1 год

                                                             Возрастной состав обучающихся: 14-16 лет

                                                         

Смоленск, 2015 г.

    Пояснительная записка

Актуальность

     Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем российского социума является включение детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Образование и развитие детей с особыми образовательными потребностями относится к числу проблем, актуальность которых не утрачивает своего значения в современных условиях.

     Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России, и прежде всего объективными сложностями социального функционирования и вхождения ребенка с особыми образовательными потребностями в общество.

     В сложившейся ситуации существует необходимость реализации системно – деятельностного подхода к формированию у детей с особыми образовательными потребностями культуры здорового и безопасного образа и стиля жизни как в школах, так и в организациях дополнительного образования.

     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа безопасности» направлена на мотивацию и формирование здорового образа и стиля жизни у современных школьников, основ экологической культуры и ответственности, ценности жизни во всех её проявлениях; воспитание этических норм в отношениях между людьми и в отношении человека к природе.

Цель и задачи программы «Школа безопасности»

     Цель программы: 

- Формировать привычку здорового и безопасного образа и стиля жизни, выработать у обучающихся компетентностные умения создавать благоприятные для здоровья условия жизни.

    Задачи:

Образовательные:

- систематизировать и закрепить имеющиеся о здоровье, здоровом и безопасном образе и стиле жизни;

-  формировать практические умения и навыки, закреплять их на практике;

- формировать потребность в обучении и саморазвитии;

- создавать общекультурный и эмоционально окрашенный фон для позитивного восприятия ценностей здоровья и безопасного образа и стиля жизни.

Развивающие:

- развивать любознательность, расширять кругозор обучающихся;

-развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, усваивать и применять знания; устанавливать причинно-следственные связи, планировать свою деятельность; работать со справочной литературой, иллюстрациями, дидактическими материалами, наблюдать и объяснять происходящие процессы и явления;

- развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремлённость, эмоциональную устойчивость и др.).

Воспитательные:

- формировать высокие этические нормы в отношениях между людьми и в отношении человека к природе;

- развивать познавательный интерес к истории своей семьи, города, Родины;

- создавать комфортную обстановку в учебном коллективе.

Новизна

     Программа «Школа безопасности» направлена на формирование привычки здорового образа жизни, профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, самореализацию в социально приемлемых видах деятельности и адаптацию в окружающем мире и микросоциуме.

     Программа дополняет школьный курс предметов естественно – биологического цикла, социально-бытовой ориентировки, ОБЖ и формирует основные ключевые компетенции обучающихся.

     Программа «Школа безопасности» апробирована в инклюзивном творческом объединении в 2012 - 2013 учебном году.

Нормативная база программы

     Программа «Школа безопасности» разработана с учетом положений и нормативных документов:

1. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 4 июля 2014 г. № 41

4. Устав СОГБОУ ДОД «Станция юннатов».

Критерии отбора содержания программы

 1. Занятие является завершённым, логически связанным с предыдущим и последующим занятиями.

2. Доступность содержания занятия.

3. Разностороннее влияние на обучающихся.

4. Цикличность программы по принципу от простого к сложному.

5. Учёт психолого-физиологических особенностей обучающихся с особыми образовательными потребностями.

6. Разнообразие и непрерывность деятельности обучающихся по содержанию и по характеру.

7. Занятие строится на основе деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии. Формирует адекватную самооценку обучающихся.

Структура программы

     Программа «Школа безопасности» составлена для обучающихся 14-16 лет, которые имеют особые образовательные потребности.   Программа рассчитана на 1 год обучения, на 144 часа в год с теоритическим курсом, практическими, игровыми, итоговыми занятиями, экскурсиями и походом.

     Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений.

      Программа рассчитана на поэтапную систему формирования и развития устойчивых мотивов к формированию привычки активного здорового образа жизни, социальной адаптации и интеграции в современном обществе, включает в себя два этапа:

        I – формирующий;

        II- закрепляющий.

        Основной этап – формирующий – состоит из 5-ти блоков -

основных направлений воспитательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья:

  • Основы здорового образа жизни
  • Семья и семейные ценности
  • Первая медицинская помощь
  • Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения
  • Социально-трудовая адаптация
  • Практическое повторение. Поход

     Закрепляющий этап – практический - применение полученных знаний на практике, устойчивая мотивация здорового образа жизни, социальная адаптация и успешная интеграция в общество.

Ожидаемые результаты реализации программы

- приобретение обучающимися основ биологических, экологических знаний;

- выполняют правила охраны и безопасности труда;

- владеют элементарными навыками оказания первой помощи;

- знают историю своей семьи, ее традиции, реликвии, генеалогию;

- знают основные события в истории Смоленского края и занимают активную гражданскую позицию;

- владеют основами групповой проектной деятельности;

- развитие адекватной самооценки и навыков регуляции своего поведения.

Возраст обучающихся и режим занятий

          Программа «Школа безопасности» составлена для обучающихся 14-16 лет, которые имеют особые образовательные потребности.   Набор детей свободный, форма занятий групповая и по подгруппам. Количество обучающихся в группе 12-15 человек. Занятия проводятся по 6 часов в неделю с сентября по май. Из них 2 часа с группой и 2 часа по подгруппам.

Формы и методы обучения

     Для достижения поставленных в программе задач предполагается использовать следующие формы обучения: кружковые занятия, практические работы, конкурсы, конференции, лабораторные занятия, экскурсии, проекты и презентации, исследовательская деятельность, походы.

    Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация опыта, демонстрация наглядных пособий, оформление альбомов, эксперимент, работа с литературой.

Контроль результатов обучения, формы и критерии оценки результатов   

      Для оценки результативности учебных занятий в творческом объединении применяется входной, текущий и итоговый контроль.

     Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся.

     Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, творческие задания, собеседование с обучающимися и родителями.

     Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала и для выявления трудностей изучаемого материала.

     Формы оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование.

          Итоговый контроль может принимать различные формы: итоговые тестовые задания, диагностическое анкетирование, практическое задание – поход.  

Результаты обучения определяются по трем уровням сформированности коммуникативной компетентности личности:        

низкий уровень - репродуктивная компетентность, (наличие знаний при недостаточном умении их применить);

средний уровень - деятельностная компетентность;

высокий уровень - творческая компетентность

Условия, необходимые для реализации программы

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программы «Школа безопасности» может быть успешно реализована при наличии следующих условий:

- помещения для занятий творческого объединения, обеспечивающего комфорт и безопасность обучения и соответствующего санитарным нормам;

- комплекта практического оборудования, наглядных пособий;

- библиотеки с набором методической литературы, печатных и электронных учебных пособий, популярной литературы для обучающихся;

- уголка живой природы;

- учебно – опытного участка;

- наличия оргтехники (компьютер, мультимедийная аппаратура, цифровой фотоаппарат, видеокамера).

Учебно – тематическое планирование программы

«Школа безопасности»

№ раздела и темы

Наименование раздела и темы

Кол-во часов

  1. Основы здорового образа жизни

30

1.1

Личная гигиена

6

1.2

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

8

   1.3

Факторы, разрушающие здоровье

8

1.4

Охрана репродуктивного здоровья подростков

8

  1. Семья и семейные ценности

18

2.1

Я и моя семья

2

2.2

Родные люди, родственные отношения, кровное родство

2

2.3

Папа, Мама, Я - спортивная семья

4

2.4

Роль семьи в обществе и жизни человека

2

        2.5

Права и обязанности членов семьи

2

2.6

Конфликты в семье

3

2.7

Папа, Мама, Я - дружная семья

3

III.  Первая медицинская помощь

28

3.1

Первая медицинская помощь при травмах

8

3.2

Первая медицинская помощь при травмах, нанесенных  ядовитыми животными и  растениями

8

3.3

Отработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи

12

IV.  Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения

28

4.1

Правила обеспечения безопасности дорожного движения

4

4.2

Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре

6

4.3

Правила безопасного поведения на воде

2

4.4

Правила безопасного поведения на природе

4

4.5

Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях

2

4.6

Практические занятия по отработке безопасного поведения учащихся в опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни

10

V.Социально-трудовая адаптация

12

      5.1

Рынок труда и его требования. Причины безработицы

4

     5.2  

Поиск работы. Трудоустройство

4

     5.3

Трудовые отношения

4

VI.  Практическое повторение

28

6.1

Подготовка к походу, туристическому слету

10

6.2

Поход, туристическому слету

18

Итого

144

 Содержание программы «Школа безопасности»

I этап – формирующий

Цель:

Формировать основы здорового и безопасного образа и стиля жизни, развивать основные компетенции обучающихся.

I блок – Основы здорового и безопасного образа и стиля жизни

Цели:

  1. Изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное развитие и реализацию способностей и запросов  личности.
  2. Профилактика вредных привычек: курение, употребление алкоголя, наркомании и токсикомании.
  3. Формирование элементарных знаний о болезнях, передающихся половым путем и СПИДе.

Тема № 1.1. «Личная гигиена» Сформировать понятие «личная гигиена». Развить навыки личной гигиены.

Тема № 1.2. «Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни»

Цели:

  • разъяснение важности организованной жизни и деятельности человека как одного из основных факторов здоровья;
  •  пропаганда здорового образа жизни; укрепление здоровья подростков через занятия физкультурой, спортом.

Формы работы:

  • беседа;
  • объяснение;
  • практическая работа.
  1. «Анализ режима дня школьника» - беседа с убедительным доказательством важности разумного чередования умственного и физического труда, работы и отдыха .
  2. Тест «Как вы относитесь к своему здоровью»
  3. «Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья подростка» - беседа врача.

Тема № 1. «Факторы, разрушающие здоровье»

Цели:

  • воспитание негативного отношения  к курению, употреблению алкоголя,  токсикомании и наркомании;
  • корригирование и развитие таких качеств личности, которые помогут противостоять соблазну улицы (сверстников и взрослых), а именно: мужество, чувство собственного достоинства, самостоятельности.

Формы работы:

  • беседа;
  • объяснение;
  • экскурсии;
  • просмотр видеофильма;
  • чтение и анализ медицинских буклетов;
  • практическая работа.
  1. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» - беседа о здоровом образе жизни.
  2. «Курение, алкоголизм и наркомания. Как уберечь себя от них» - беседа врача.
  1. Почему курить опасно? На какие органы влияет никотин.
  2. Какой вред наносят школьнику никотин, алкоголь и наркотики?
  3. Как влияет никотин на окружающих?
  4. Почему трудно бросить курить, отказаться от наркотиков и алкоголя.
  5. Как помочь товарищу побороть вредные привычки?
  6. Что должен сделать человек, чтобы бросить курить, отказаться от наркотиков и употребления спиртных напитков?
  1. «Пропаганда здорового образа жизни» - конкурс рисунков, посвященный Всемирному дню отказа от курения (см. Приложение № 2).
  2. Определение самого здорового учащегося в классе. (Практическая работа).

Вместе с учащимися педагог подсчитывает количество пропущенных каждым учеником уроков по болезни. Учитель сопоставляет данные с участием школьников  в спортивных секциях, с отношением их к различным видам спорта (например: плавание, легкая атлетика, шейпинг, фигурное катание). Делает вывод о том, что подростки, посещающие спортивные секции, имеют меньше пропусков уроков по болезни, а значит, болеют реже.

Сравнительная таблица пропусков уроков.

ФИО

Количество пропущенных уроков по болезни

Название спортивной секции

Денис А.

30

Бокс, плавание

Женя Г.

30

Плавание

Рома Е.

214

Не занимается

Алла И.

98

Иногда плавание

Сергей Ж.

49

Нерегулярно коньки

Илья К.

97

Нерегулярно коньки

Костя Л.

104

Не занимается

Дима М.

14

Плавание

Юля С.

10

Шейпинг, плавание

Наташа С.

0

Фигурное катание

Тема № 1.4. «Охрана репродуктивного здоровья подростков»

Цели:

  • сформировать понятие «репродуктивное здоровье подростков»;
  • профилактика заболеваний, передающихся половым путем и СПИДа.

Формы работы:

  • беседа;
  • объяснение;
  • просмотр видеофильма;
  • чтение и анализ медицинских буклетов, листовок.
  1. «Личная гигиена подростков» - беседа врача.
  2. «Заболевания, передающиеся половым путем»- беседа врача.
  3. «СПИД, опасность заражения, пути передачи» - беседа врача центра борьбы со СПИДом, просмотр видеофильма.
  4. «Всемирный день борьбы со СПИДом» - конкурс рисунков

II блок – Семья и семейные ценности

Цели:

  • Формирование представлений о семье и этике семейных отношений.
  •  Формирование адекватной самооценки и развитие необходимых в жизни волевых качеств.
  •  Семейные традиции и обычаи.

Формы работы:

  • Беседа.
  • Ролевые игры.
  • Семейные праздники.
  • Викторины, КВНы
  • Конкурсы рисунков, сочинений

Тема 2.1. «Я и моя семья»

Цели:

  • Формирование представлений о семье и этике семейных отношений.
  • Коррекция эмоционально-волевой сферы на основе упражнений в регулировании своих эмоций.

Формы работы:

  • Беседа.
  • Рассказ.
  • Упражнения по карточкам.
  • Конкурс пословиц,  рисунков.
  • «Семья и роли каждого в ней»- беседа.
  • «Нравственный климат в семье»- рассказ.
  • «Детишек воспитывать - не курочек растить» -конкурс пословиц.
  • «Картина счастливой семьи» - релаксация. Используя краски, линии, формы, схемы, образы нарисуй счастливую семью.

Тема 2.2. «Родные люди, родственные отношения, кровное родство»

Цели:

  • Уточнить представления о родственных отношениях и об их роли в  семье.
  • Коррекция межличностных отношений на основе развития способности оказать помощь и поддержку другому.

Формы работы:

  • Беседа.
  • Рассказ.
  • Упражнения по карточкам.
  • Беседа о семейных отношениях: кто главный в семье?  Перечисли членов семьи. Назови своих родственников.
  • Совместное составление таблицы родственных отношений.

Тема 2.3. «Папа, Мама, Я - спортивная семья»

Цели:

  • Адаптация к жизни и интеграция в обществе детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности средствами физической культуры и спорта.
  • Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Формы работы:

  • Спортивные игры
  • Эстафеты
  • Соревнования

Тема 2.4. «Роль семьи в обществе и жизни человека»

Семья — ячейка общества.

  • Состав семьи.
  •  Основы семейных отношений.
  • Семейные традиции.
  • Организация досуга и отдыха в семье.

Тема 2.5. «Права и обязанности членов семьи»

  • Распределение и выполнение домашних обязанностей.
  • Обязанности детей по отношению к родителям.
  • Обязанности родителей по отношению к детям.
  • Причины сиротства.

Тема 2.6. «Конфликты в семье и их причины»

Морально-этические нормы взаимоотношений в семье.

  • Воспитание детей.
  • Взаимосвязь социальных проблем общества и конфликтов в семье.
  • Возможные выходы из конфликтных ситуаций.

Тема 2.7. «Папа, Мама, Я - дружная семья»

Семейный праздник

Прогнозируемый воспитательный результат:

Знают:

•    основы семейных взаимоотношений;

•    состав семьи;

•    права и обязанности членов семьи;

•    причины конфликтов и способы разрешения конфликтных ситуаций;

•    источники семейного бюджета;

•    необходимые ежемесячные платежи;

•    назначение сбережений;

•    способы экономии.

Прогнозируемый воспитательный эффект:

•     роль семьи в современном обществе;

•    формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям семьи;

•    мотивация интереса к семейным традициях и ценностям.

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

   Работа с семьей связана с решением социально-психологических и личностных проблем семьи. Содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой поддержки человеку или сообществу в трудных ситуациях, возникающих в ходе их личностного или социального бытия.

  Социальная помощь понимается как содействие личности и семье в трудной жизненной ситуации, а психологическая помощь — как установление благоприятных внутрисемейных отношений во благо детей.

  Педагог действует как практический психолог, поскольку содержание и методы его деятельности направлены на решение практических проблем жизнедеятельности семьи. Он стремится понять каждого члена семьи и семьи в целом, обратившейся к нему за помощью, помогает осознать ее собственное положение, сильные и слабые стороны, чтобы решить стоящие перед ней проблемы. Педагог выступает активной стороной, организующей, удерживающей и развивающей контакты, развивает мотивацию социально направленной деятельности семьи, обогащает самодеятельность личности, корректирует поведение, проводит социально-психологическую работу.

  Главными целями в работе с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации, являются поддержка и укрепление семьи как социального института, адаптация всех членов семьи к новым социально-психологическим условиям и их реабилитация.

  Социально-психологическая поддержка семье ребенка с ограниченными возможностями представляет собой комплекс мер по ее социальному обеспечению и социальному обслуживанию. Социально-психологическая помощь ориентирована не только на решение многочисленных проблем семьи, но и на восстановление, укрепление и развитие ее внутреннего потенциала для выполнения общественно значимых функций семьи.

III блок -«Первая медицинская помощь»

Цели:

  • изучение основ и правил оказания первой медицинской помощи при травмах, укусах ядовитых животных и растений.

Тема 3.1. «Первая медицинская помощь при травмах»

Цели:

  • дать представление о различных видах травм, ушибов, повреждений и причинах их возникновения;
  • изучить правила и способы оказания первой медицинской помощи пострадавшему.

Формы работы:

  • беседа;
  • объяснение.
  1. «Основные виды и причины травм в школьном возрасте. Приемы оказания первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, переломах»- беседа врача.
  2. «Профилактика детского травматизма»- беседа.

Тема 3.2. «Первая медицинская помощь при укусах ядовитыми животными и растениями»

Цели:

  • дать представление о правилах оказания первой медицинской помощи в природных условиях;
  • ознакомление со средствами оказания первой медицинской помощи при укусах ядовитыми животными и растениями;
  • приобретение умений и навыков адекватного поведения в опасных природных ситуациях.

Формы работы:

  • беседа;
  • практическая работа.
  1. «Туристическая аптечка» - беседа врача, запись в тетрадь.
  2. «Лекарственные растения, которые можно использовать для оказания первой помощи» - беседа с использованием гербариев лекарственных растений.
  3. «Первые признаки укуса насекомыми, змеями» - беседа врача.
  4. «Правила оказания первой медицинской помощи при укусах ядовитыми животными, насекомыми и ожогах растениями» - беседа с использованием наглядного материала.

Тема 3.3. «Отработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи»

Цели:

  • отработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, переломах конечностей.

Формы работы:

  • практическая работа.

   IV блок – Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасности поведения

Цели:

  • ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни и правилами безопасного поведения;
  • приобретение умений и навыков адекватного поведения в опасных ситуациях;
  • развитие коммуникативных способностей, расширение кругозора, развитие речи, памяти, внимания.

Тема № 4.1. «Правила обеспечения безопасности дорожного движения»

Цели:

  • ознакомление с правилами поведения участников дорожного движения;
  • правила безопасного поведения пешехода на дороге, на улице в сильный гололед, при переходе проезжей части дороги;
  • приобретение умений и навыков безопасности пассажира.

Формы работы:

  • беседа;
  • объяснение;
  • экскурсии.

           «Общие правила поведения участников дорожного движения»- беседа с использованием иллюстративно- наглядного материала по правилам дорожного движения.

  1. «Безопасность пешехода на дороге и движение по улице в сильный гололед»- беседа, с использованием иллюстративно- наглядного материала.
  2. «Переход  проезжей части дороги»- беседа, с использованием иллюстративно- наглядного материала.
  3. «Безопасность пассажира»- беседа, «Памятка безопасности пассажира.

Тема № 4.2. «Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре»

Цели:

  • ознакомление с правилами пожарной безопасности;
  • приобретение умений и навыков адекватного поведения при возникновении пожара;
  • знакомство с историей пожарной службы на Смоленщине.

Формы работы:

  • беседа;
  • объяснение;
  • экскурсии;
  • работа с учебником;
  • практическое занятие.

1. «Пожар в квартире, ваши действия» - беседа.

2. «Горит телевизор» -  беседа.

3.«Действия при возгорании новогодней елки»- беседа.

4.«Запах дыма  в подъезде» - беседа.

5.«Пожар в общественном месте»- беседа.

6.Экскурсия в музей пожарной охраны г. Смоленска и  области.

Тема № 4.2.1. «Практическое занятие по отработке навыков и умений при пожаре в школьном здании»

Цели:

  • отработка правил эвакуации при возникновении пожара в школьном здании. 

Формы работы:

  • беседа;
  • объяснение;
  • практическое занятие;
  1. «Основные причины пожаров»- фронтальная беседа.
  2. «Действия при возникновении пожара в здании школы»- практическая работа.
  3. «Правила эвакуации при возникновении пожара»- практическая работа.
  4. «Пожарные выходы» - практическая работа.

Тема 4.3. «Правила безопасного поведения на воде»

Цели:

  • ознакомление с опасностями,  угрожающими человеку на воде: при купании в открытых водоемах, при нахождении на плавательном средстве (байдарках, плотах, лодках и т.д.);
  • формирование умений и навыков оказания первой медицинской помощи утопающему;
  • приобретение умений и навыков адекватного поведения в критически опасных ситуациях.

Формы работы:

  • беседа;
  • объяснение;
  • работа с учебником;
  • практическая работа.
  1. «Правила безопасного поведения на воде во время  купания»- беседа.
  2. «Правила безопасного поведения  при нахождении на плавательном средстве»- беседа.
  3. «Беда на воде» работа с учебником – чтение.

Учебник - А.Г. Маслов, В.В. Марков и др. «Основы безопасности жизнедеятельности - 6 класс, М., 2001, с.118-119.

Тема 4.4. «Правила поведения на природе»

Цели:

  • ознакомление с правилами поведения на природе;
  • приобретение умений и навыков адекватного поведения в нестандартной ситуации.

Формы работы:

  • беседа;
  • объяснение;
  • работа с учебником;
  • практическая работа.
  1. «Правила поведения туристов на природе, направленные на обеспечение их безопасности»-  беседа, работа с учебником.
  2. Закрепление теоретических знаний по вопросам:
  1. Расскажите о правилах движения группы на маршруте.
  2. Как надо относиться к окружающей природе при движении на маршруте и на привале?
  3. Каковы требования к одежде и обуви путешественника?
  4. Расскажите, как вы оденетесь в поход весной или летом, а как зимой.
  5. Назовите правила ориентирования в лесу.

Тема 4.4.1. «Практическое занятие по отработке безопасного поведения на природе»

Цели:

  • отработка практических навыков безопасного поведения на природе;
  • развитие познавательной активности личности;
  • развитие коммуникативных свойств личности;
  • создание положительного эмоционального микроклимата в группе.

Формы работы:

  • поход (см. Приложение).

Тема 4.5. «Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях»

Цели:

  • ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни на улице, в подъезде дома, лифте и квартире;
  • приобретение умений и навыков адекватного поведения в случае захвата террористами в качестве заложника.

Формы работы:

  • беседа;
  • объяснение;
  • практическая работа.
  1. «Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов» - беседа- встреча с инспектором ИПДН, социальным педагогом.
  2. «Правила безопасного  поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила общения с незнакомым человеком по телефону»- беседа, практическая работа.
  3. «Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Основные цели захвата террористами заложников. Правила безопасного  поведения заложников»- беседа, экскурсия в музей пожарной охраны с просмотром кинофильма о захвате заложников и действиях  террористов.

V блок - Социально-трудовая адаптация

Цели:

  • Формирование социально-бытовых навыков.
  • Расширение социальных связей.
  • Формирование адекватной самооценки.
  •  Развитие необходимых в жизни коммуникативных и волевых качеств личности.
  • Осуществление связей со Службой занятости трудоспособного населения (определение перечня профессий, востребованных на рынке труда).
  • Трудовая адаптация учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
  • Развитие профориентационной деятельности.
  • Профилактика беспризорности и безнадзорности.

Тема 5.1. «Рынок труда и его требования. Причины безработицы»

  • Рынок труда в России.
  • Изменение требований рынка труда.
  • Образование.
  • Профессия (специальность).
  •  Возможные условия труда и характер работы.
  • Причины безработицы.
  • Условия признания гражданина безработным.
  • Возможности выпускника школы-интерната в трудоустройстве.

Тема 5.2. «Поиск работы. Трудоустройство»

  • Варианты поиска работы.
  • Объявления о вакансиях в газетах и на информационных стендах.
  •  Служба занятости.
  • Различия между государственной и коммерческой службой занятости.
  • Порядок обращения в службу занятости.
  • Желаемая работа.
  • Резюме.
  • Трудоустройство.
  • Прием на работу, необходимые документы.
  • Трудовая книжка.

Тема 5.3. «Трудовые отношения»

  • Знакомство с ТК РФ.
  • Продолжительность рабочего времени.
  •  Порядок выплаты заработной платы.
  •  Соблюдение трудовой дисциплины и правил техники безопасности.
  •  Условия труда.
  • Порядок увольнения.
  •  Право на отпуск.
  •  Виды отпусков.
  •  Порядок оформления отпуска, больничного листа, отгула.

Прогнозируемый воспитательный результат:

Знают:

•    о рынке труда в России;

•    о причинах безработицы;

•    о ТК РФ;

•    требования рынка труда;

•    возможности выпускника школы-интерната в трудоустройстве;

•    варианты поиска работы;

•    названия газет, публикующих объявления о вакансиях;

•    порядок обращения в службу занятости;

•    условия признания гражданина безработным;

•    перечень документов при трудоустройстве;

•    продолжительность рабочего времени, порядок выплаты заработной платы;

•    порядок оформления отпуска, больничного листа, отгула.

Прогнозируемый воспитательный эффект:

Умеют:

•    выбирать варианты поиска работы;

•    оценивать свои трудовые и профессиональные возможности при поиске работы;

•    оформлять необходимые документы для приема на работу;

•  занимают активную жизненную позицию.

   Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в развитии всегда было сложной задачей для государства. Расширение частного предпринимательства в современной экономике все более отодвигает таких людей в разряд безработных, пополняющих криминогенную среду.

   Нередки случаи, когда выпускники коррекционных образовательных учреждений не могут трудоустроиться самостоятельно, в службах занятости отсутствует не только информация об этой категории людей, но и специалисты, способные подобрать им работу с учетом их физических и интеллектуальных возможностей.

II этап – закрепляющий (практический)

Цели:

  • формирование привычки здорового образа жизни;
  • социальная адаптация и развитие социальной компетенции;
  • отработка навыков безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • отработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи;
  • профилактика вредных привычек.

Тема 6.1. «Подготовка к походу»

Цель:

  • Подготовить учащихся к проведению учебного похода.

Формы работы 

  • Беседа.
  • Практическая работа.
  1. Беседа по охране жизни и здоровья воспитанников:
  • поведение учащихся в общественном транспорте;
  • правила безопасного поведения на природе;
  • правила безопасного поведения при нахождении на плавательном средстве;
  • правила осторожного обращения с огнем, колющими и режущими предметами;
  1. Определение даты отъезда и времени нахождения в походе
  1. Разработка маршрута похода;
  2. Подготовка оборудования и снаряжения  для учащихся;
  3. Комплектование аптечки первой помощи;
  4. Заготовка продуктового пайка;
  5. Спонсорская поддержка – автобус.

Тема 6.2. «Поход»

Цели:

  • закрепление полученных знаний, умений и навыков;
  • социальная адаптация и развитие социальной компетенции;
  • пропаганда и популяризации среди подростков здорового  и безопасного образа жизни;
  • отработка навыков безопасного поведения в экстремальных ситуациях;
  • развитие заинтересованности школьников в предотвращении возможных чрезвычайных ситуаций;
  • отработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи;
  • развитие коммуникативных способностей, формирование  адекватной самооценки, расширение кругозора, развитие речи воспитанников;
  • сплочение детского коллектива;
  • знакомство с историей и традициями Смоленского края.

Формы работы:

  • беседы;
  • рассказ;
  • практическая работа;
  • экскурсии;
  • игры.

Результаты реализации программы

«Школа безопасности»

В начале учебного года среди обучающихся была проведена диагностика личностного роста и универсальных учебных действий.

Определялись:

  1. Наличие вредных привычек.
  2. Уровень личностной тревожности.
  3. Коммуникативные склонности.

     По результатам мониторинга уровня личностного роста обучающихся на начало учебного года мы видим, что наличие вредных привычек (грубые выражения) отмечаются у – 30 % обучающихся;  склонность к курению - 20 %, употребление алкоголя - 3 %, случаи употребления ПАВ не зарегистрированы. Создавшиеся условия в социуме не позволяют полностью искоренить вредные привычки. Дети из неблагополучных семей, многодетных, малообеспеченных, находящиеся в трудной жизненной ситуации порой предоставлены сами себе за пределами школы-интерната. Иногда родители и взрослые члены семьи не только не контролируют поведение учащихся, но и сами способствуют формированию отрицательных черт личности.

   Работа по формированию привычки здорового образа жизни неблагополучных подростков ведется в тесном контакте с областным диспансером физической культуры «Здоровье», областным наркологическим диспансером, Центром планирования семьи, Центром охраны здоровья детей, Центром борьбы со СПИДом, Областной спортивной организацией детей-инвалидов. Систематически педагогом дополнительного образования, медицинскими работниками, родителями проводятся индивидуальные, групповые беседы по профилактике вредных привычек, практические занятия по формированию санитарно-гигиенических норм и оказанию первой помощи.

В конце учебного года снова было проведено тестирование обучающихся, которое показало, что процент грубых выражений снизился на 10 %, 10 % обучающихся отказались от курения, употребление алкоголя у обучающихся снизилось на 2 %. Случаи употребления ПАВ не зарегистрированы.

Показатели уровня межличностной тревожности стали следующими: нормальный уровень у обучающихся к концу учебного года – 90 %, осталось 4 ребенка с высоким уровнем тревожности, это составило 10 %.

Коммуникативные компетенции у обучающихся, которые занимались по программе «Школа безопасности», повысились на 40 %.

Наблюдение за подростками с ограниченными возможностями жизнедеятельности в процессе общения показали, что по мере реализации программы «Школа безопасности» возрастала произвольность поведения и познавательных процессов, улучшились взаимоотношения в творческом объединении. Правила обязывающие не использовать грубых выражений сначала соблюдались только под контролем педагога, а затем за их соблюдением стали следить сами обучающиеся. Игры, практические занятия, предусматривающие командное задание, способствовали сплочению группы, установлению положительных эмоций и деловых отношений между детьми.

По мере   развития произвольности поведения, снижения уровня тревожности и улучшения микроклимата в творческом объединении в процессе реализации программы, развивались коммуникативные компетенции всех обучающихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация программы «Школа безопасности» дала положительные результаты по всестороннему развитию личности ребенка, имеющего особые образовательные потребности, по формированию устойчивой мотивации к здоровому и безопасному образу и стилю жизни, по практической подготовке к самостоятельной повседневной жизни и труду, способствующих социальной адаптации и интеграции в современном обществе.

Возрастание уровня познавательных процессов привело к формированию учебной мотивации, а это в свою очередь стимулировало развитие познавательной сферы.

Воспитательные мероприятия стали для подростков периодом позитивных изменений и преобразований. Уровень достижений, каждого обучающегося творческого объединения, дал толчок для дальнейшего развития и компенсации недостатков в социальной, и личностной сфере подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Занятия по программе «Школа безопасности» оказывают положительное влияние на:

  • социальную адаптацию и развитие социальной компетенции обучающихся творческого объединения;
  • обеспечение полноценного безопасного развития и реализации способностей и запросов личности;
  • приобретение умений и навыков адекватного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • развитие навыков самоконтроля, самоограничения и саморегуляции;
  •  становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим;
  • развитие навыков общения со сверстниками, установление дружеских контактов.

Работая в группе, обучающиеся научились работать в команде, обрели уверенность в себе. В своих возможностях.

В заключении хотелось бы отметить, что, опираясь на принципы гуманности, всестороннего развития, динамичного подхода, можно добиться значительных результатов в социальной адаптации и воспитании личности.

Из всего вышеперечисленного можно сделать следующие выводы:

  1. Реализация программы «Школа безопасности» привела к повышению уровня социальной адаптации и социальной компетенции обучающихся творческого объединения.
  2. Развитие социальной сферы оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных способностей, формирование адекватной самооценки, расширение кругозора и развития речи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блажкова И.М. снование изменения структуры и содержания обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология, 1995 – № 1.

2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М.,1984.

3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. С. – Пб.: 2003.

4. Голованов В.П. Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования детей. //Дополнительное образование, 2014 - № 1.

5. Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н.. Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях I и II вида. М: 2003.

6. Некляев С.Э. Поведение учащихся в экстремальных условиях природы. М: 2003.

7.  Программно-методические материалы. ОБЖ – 1 – 11 класс./ Мишин Б.И. – М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЗНАЕМ ВСЁ О БЕЗОПАСНОМ КОЛЕСЕ»

Данная программа помогает педагогам подготовить детей для участия в конкурсе "Безопасное колесо"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально - педагогической направленности «Школа безопасности»

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность.Новизна программы в том, что впервые предложена система поведенческих алгоритмов действий в экстремальных ситуациях, рассмотрены психолог...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Безопасное колесо» (стартовый уровень)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Безопасное колесо» стартового уровня предусматривает работу в 3 направлениях: формирование практических навыков езды на велоси...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Обучение правилам безопасного поведения на дорогах»

     Программа уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологическая безопасность» естественнонаучной направленности

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения детей правилам поведения...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Безопасная дорога"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  "Безопасная дорога"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Безопасная дорога» Автор Ягныш Л.В.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Безопасная дорога» направлена на повышение компетенций учащихся в области правил дорожного движения, знаний по конструкции и э...