Методическая разработка занятия "Аппликация торцеванием. Елочная игрушка"
план-конспект по теме

Пестова Наталья Леонидовна

Цель занятия: научить изготавливать елочную игрушку в технике торцевание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_tortsevanie.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Шарангский Дом детского творчества

Тема занятия: «Изготовление елочной игрушки. Аппликация торцеванием»

Составила: Пестова Н.Л.

Педагог дополнительного

образования

р.п.Шаранга

2010

Тема занятия: «Изготовление елочной игрушки. Аппликация торцеванием»

 Средства обучения: дидактический материал «Виды бумаги», «Техника безопасности при работе с ножницами», наглядный материал – елочные игрушки из различного материала, компьютерные презентации  «История Новогоднего шара», «Техника торцевания».

Инструменты и материалы: гофрированная цветная бумага, ножницы, стержни от ручек, клей, заготовки для елочных игрушек из картона, картинки с новогодними сюжетами.

Технические средства: мультимедиа проектор.

Тип учебного занятия: сообщение  новых знаний

Цель занятия: научить изготавливать елочную игрушку в технике торцевания.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с историей новогоднего (елочного) шара;

- обсудить, из чего можно изготовить елочные игрушки;

- познакомить с техникой торцевания.

Развивающие:

- развивать навыки самостоятельной работы;

- развивать творческое воображение;

- развивать мелкую моторику рук

 

Воспитательные:

- способствовать формированию объективной самооценки;

- воспитывать терпение и аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу.

Методы обучения: - словесный (рассказ, объяснение, обобщение, разъяснение)

                                   - видео метод  (просмотр фильма)

                                   - наглядный метод  (работы с наглядным материалом, просмотр готовых  изделий)

                                   - практический  метод  (выполнение эскиза)

Форма организации занятия: урок

Хронометраж занятия: 45 минут

Оформление кабинета: панно с вязанной новогодней елкой, елочные игрушки, сделанные в ДДТ

Содержание занятия

Название этапа

Цели этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Материалы и инструменты

Результаты этапа

1.Организационный этап (3 мин.)

Приветствие детей.

Цель:

-Психологический настрой  учащихся на предстоящее занятие;

-обеспечение рабочей атмосферы  занятия.

Звучит новогодняя музыка.

Здравствуйте, ребята!

Скажите, вы любите новогодние праздники?

Все мы любим Новый год. Чем интересен этот праздник?

Конечно, эти праздничные дни запоминаются наряженной елкой.

СЛАЙД – елка (со звуком)

- Чем принято наряжать праздничную елку?

Наверное, у каждого дома, где-то на полке, найдется вот такая заветная коробка, в которой хранятся елочные игрушки (достаю, показываю).

-  А вы знаете, откуда взялся обычай украшать ёлку шарами?

ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ «История елочного шара»

Сначала ёлки украшали:

  • яблоками –  символом плодородия;
  • яйцами — символом развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия;
  • орехами.

Позднее (начиная с XVII века) стали изготавливать более нарядные украшения:

  • золотили еловые шишки;
  • пустые яичные скорлупки покрывали тончайшим слоем чеканной латуни;
  • тряпичные шары набивали ватой или опилками, украшали вышивкой, красивыми ленточками.

Но как-то случился неурожай яблок, и тогда стеклодувы изготовили стеклянные шары, которыми с тех пор и украшают ёлочки.

В 1848г. в местечке Лауша в Тюрингии были сделаны ёлочные шары, изготовленные из прозрачного или цветного стекла, покрытого изнутри слоем свинца, а снаружи были разукрашены блёстками.

Когда появились газовые горелки с пламенем очень высокой температуры, ремесленники смогли выдувать большие тонкостенные шары. Так родился знакомый сегодня всем ёлочный шар.

Елочный шар дошел до наших дней. Сейчас редко в каком доме не встретишь под Новый год пышной ёлочки, украшенной новогодними шарами. Ведь лишь когда ёлка засияет своим праздничным убором, мы действительно чувствуем наступление праздника.

Дети приветствуют педагога

Слушают педагога, изучают предметы

Просматривают презентацию

-взаимное приветствие педагога и учащихся.

-организация внимания.

-сообщение темы и цели занятия.

Скоординировать внимание учащихся для изучения нового материала.

Сегодня на уроке мы изготовим новогоднюю елочную игрушку.

Давайте рассмотрим, какие игрушки делают ребята в объединениях ДДТ.

Показываю игрушки, комментирую.

- Из чего сделаны эти игрушки?

Рассматривают выставку игрушек

Настраиваются на восприятие нового материала

2. Основной этап

-изучение нового материала

Цели: познакомить детей с торцевания

Посмотрите на этот необычный пушистый елочный шар.

- Как вы думаете, из чего он изготовлен?

Правильно из бумаги.

- Знакома ли вам эта техника?

Техника, в которой изготовлен шар, называется торцевание. На основу приклеены вот такие бумажные трубочки – торцовочки (показываю). Разворачиваем трубочку и что же мы видим?

Правильно – это маленький квадрат из тонкой бумаги.

Для изготовления торцовочек лучше использовать креповую бумагу.

- Как вы думаете почему?

Верно, она мягкая, объемная. Можно использовать  обычную  цветную бумагу или салфетки.

Давайте изучим последовательность выполнения техники торцевания. Внимание на экран.

А сейчас попробуйте сами сделать несколько торцовочек и приклеить их на лист бумаги.

- У всех получается?

Посмотрите на следующий СЛАЙД.

Это елочные игрушки, выполненные в технике торцевание. Наша цель сегодня научиться делать такие игрушки.

Отвечают на вопрос.

Смотрят презентацию.

Учатся сворачивать торцовочку и приклеивать ее на бумагу

Мультимедиа установка

Стержень, клей, бумага

Учатся сворачивать торцовочку.

Физкультминутка.

 Сначала разминка  игра на внимание «Пожалуйста».

Дети выполняют упражнения.

Повторение знаний полученных на занятии

Практическая работа

Цель: научиться выполнять аппликацию торцеванием.

Давайте вспомним правила работы

Чтоб работа закипела,

Приготовьте все для дела.

Будем клеить, мастерить-

Все должно в порядке быть.

Чтобы парту сохранить,

Дощечку надо подложить.

Ножницы, бумагу, клей

Клади на место поскорей.

(справа - ножницы, клей, стержень, слева – бумага)

Все вы получили заготовки елочного шара. Прежде чем приступить к работе вспомним последовательность техники торцевания.

- С чего начнем работу?

Мы будем работать стержнем, который относится к острым предметам.

- Какие правила нужно соблюдать при работе с острыми предметами?

- Как правильно пользоваться клеем?

Подумайте, какие цвета креповой бумаги вы будете использовать для торцевания.

Приступайте к работе.

Составляют эскиз ложки в карандаше

 

Проговаривают последовательность работы

Ластики, простые карандаши, листы бумаги, трафарет ложки

Реализация полученных знаний в процессе практического занятия

Заключительный этап

Подведение итога

Цель: воспитание объективной самооценки и развитие речи

Рефлексия.

Давайте повесим готовые игрушки на елку. Как красиво и ярко они смотрятся.

- В какой технике изготовлены игрушки?

Еще технику торцевания можно  использовать для изготовления вот таких пушистых картин и объемных поделок.

Показываю СЛАЙД

Ребята, у меня на столе лежат елочные шары 3 цветов, если Вам занятие понравилось, уходя с занятия, возьмите себе шар красного цвета, если не понравилось – синего, если вы остались равнодушны – серого.

(по количеству оставшихся разноцветных шаров можно определить на сколько занятие понравилось детям)

Наше занятие подошло к концу. До свидания! Приберем рабочее место. Жду Вас на следующее занятие.

Дают самооценку своей работе.

Проговаривают пройденный материал

Объективная самооценка

Звучит новогодняя музыка.

Здравствуйте, ребята!

Скажите, вы любите новогодние праздники?

Все мы любим Новый год. Чем интересен этот праздник?

Конечно, эти праздничные дни запоминаются наряженной елкой.

СЛАЙД – елка

- Чем принято наряжать праздничную елку?

Наверное, у каждого дома, где-то на полке, найдется вот такая заветная коробка, в которой хранятся елочные игрушки (достаю, показываю).

-  А вы знаете, откуда взялся обычай украшать ёлку шарами?

ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ «История елочного шара»

Сначала ёлки украшали:

  • яблоками –  символом плодородия;
  • яйцами — символом развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия;
  • орехами.

Позднее (начиная с XVII века) стали изготавливать более нарядные украшения:

  • золотили еловые шишки;
  • пустые яичные скорлупки покрывали тончайшим слоем чеканной латуни;
  • тряпичные шары набивали ватой или опилками, украшали вышивкой, красивыми ленточками.

Но как-то случился неурожай яблок, и тогда стеклодувы изготовили стеклянные шары, которыми с тех пор и украшают ёлочки.

В 1848г. в местечке Лауша в Тюрингии (Германия) были сделаны ёлочные шары, изготовленные из прозрачного или цветного стекла, покрытого изнутри слоем свинца, а снаружи были разукрашены блёстками.

Когда появились газовые горелки с пламенем очень высокой температуры, ремесленники смогли выдувать большие тонкостенные шары. Так родился знакомый сегодня всем ёлочный шар.

Елочный шар дошел до наших дней. Сейчас редко в каком доме не встретишь под Новый год пышной ёлочки, украшенной новогодними шарами. Ведь лишь когда ёлка засияет своим праздничным убором, мы действительно чувствуем наступление праздника.

Сегодня на уроке мы изготовим новогоднюю елочную игрушку.

Давайте рассмотрим, какие игрушки делают ребята в объединениях ДДТ.

Показываю игрушки, комментирую.

- Из чего сделаны эти игрушки?

Посмотрите на этот необычный пушистый елочный шар.

- Как вы думаете, из чего он изготовлен?

Правильно из бумаги.

- Знакома ли вам эта техника?

Техника, в которой изготовлен шар, называется торцевание. На основу приклеены вот такие бумажные трубочки – торцовочки (показываю). Разворачиваем трубочку и что же мы видим?

Правильно – это маленький квадрат из тонкой бумаги.

Для изготовления торцовочек лучше использовать креповую бумагу.

- Как вы думаете почему?

Верно, она мягкая, объемная. Можно использовать  обычную  цветную бумагу или салфетки.

Давайте изучим последовательность выполнения техники торцевания. Внимание на экран.

Включаю презентацию.

А сейчас попробуйте сами сделать несколько торцовочек и приклеить их на лист бумаги.

- У всех получается?

Посмотрите на следующий СЛАЙД.

Это елочные игрушки, выполненные в технике торцевание. Наша цель сегодня научиться делать такие игрушки.

Сначала разминка - игра на внимание «Пожалуйста».

Давайте вспомним правила работы

Чтоб работа закипела,

Приготовьте все для дела.

Будем клеить, мастерить-

Все должно в порядке быть.

Чтобы парту сохранить,

Дощечку надо подложить.

Ножницы, бумагу, клей

Клади на место поскорей.

(справа - ножницы, клей, стержень, слева – бумага)

Все вы получили заготовки елочного шара. Прежде чем приступить к работе вспомним последовательность техники торцевания.

- С чего начнем работу?

Мы будем работать стержнем, который относится к острым предметам.

- Какие правила нужно соблюдать при работе с острыми предметами?

- Как правильно пользоваться клеем?

Подумайте, какие цвета креповой бумаги вы будете использовать для торцевания.

Приступайте к работе.

Давайте повесим готовые игрушки на елку. Как красиво и ярко они смотрятся.

- В какой технике изготовлены игрушки?

Еще технику торцевания можно  использовать для изготовления вот таких пушистых картин и объемных поделок.

Показываю СЛАЙД

Ребята, у меня на столе лежат елочные шары 3 цветов, если Вам занятие понравилось, уходя с занятия, возьмите себе шар красного цвета, если не понравилось – синего, если вы остались равнодушны – серого.

(по количеству оставшихся разноцветных шаров можно определить на сколько занятие понравилось детям)

Наше занятие подошло к концу. До свидания! Приберем рабочее место. Жду Вас на следующее занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка раздела программы "Народная игрушка"

Раздел, который я представляю, называется «Народная игрушка».Этот раздел программы учащиеся изучают на первом году обучения, где знакомятся с традиционным народным промыслом на примере дымковско...

Методическая разработка: Планирование проекта "Развивающая игрушка" 6 класс

Понедельное планирование проекта "Развивающая игрушка" в 5 классе...

Методическая разработка по лепке "Дымковская игрушка. Конь."

В методической разработке занятия рассмотрены следующие вопросы: знакомство с народно-прикладным искусством, приобщение к миру красоты....

Методическая разработка Дистанционного курса «Каркасная игрушка, вязанная крючком» срок реализации – 3 недели, возраст 12-14 лет

Современные дети хотят сделать массу дел. Многие обучающиеся занимаются в нескольких объединениях. Но, как успеть везде?     ...

Методическая разработка "какие у тебя игрушки"

Методическая разработка "какие у тебя игрушки" 2-е классы...

Методическая разработка урока по изготовлению игрушки- сувенира «Петушок».

План-конспект урока по технологии в 5-6 классах с презентацией: изготовление новогоднего сувенира в народном стиле....

Методическая разработка на тему "Елочная игрушка танцующий горец"

Открытое занятие, представленное педагогом высшей категории Курбановой Лейлой  Кадиевной, было проведено 14 марта 2019г. по теме «Танцующий горец».На занятии использованы наглядные ср...