Статья "Роль отделения дополнительного образования детей в формировании здоровьесберегающих факторов развития ребёнка".
статья

Давыдов Владимир Георгиевич

Данная статья раскрывает роль отделения дополнительного образования детей в средней общеобразовательной школе в формировании здоровьесберегающих факторов  развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_odod_v_zdorovesberezhenii_.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль отделения дополнительного образования детей

в формировании здоровьесберегающих факторов  развития ребёнка.

          Здoровье – oдна из важных сoставляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность. Жизнеспособность формируется в процессе воспитания, следовательно, охрана и укрепление здоровья обучающихся есть актуальная педагогическая задача.

          В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья, содействию воспитания у школьников ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

          Анализ состояния здоровья основной категории – обучающихся показывает, что 87% из них нуждаются в специальной поддержке. По данным Минздрава, до 60-70% обучающихся к выпускному классу имеют нарушения органов зрения 64% - нарушенную осанку, 30% - хронические заболевания. Состояние здоровья детей и подростков неуклонно ухудшается.

          В настоящее время число здоровых детей школьного возраста в целом по стране не превышает 10%. Дефицит двигательной активности нарушает защитные функции организма, серьезно ухудшает здоровье ребенка. Приходится выдерживать большие умственные нагрузки, сидя на уроках в школе и за уроками дома, из-за чего почти не остается времени побыть на свежем воздухе. Это приводит к тому, что у большинства школьников ухудшается зрение, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушается обмен веществ, снижается сопротивляемость к различным заболеваниям.

  Новые образовательные стандарты привели к появлению внеурочной деятельности в учебном плане школы. На нее отводится примерно десять часов в неделю во второй половине дня, то есть в среднем по два часа каждый день.           Организация внеурочной деятельности  входит в обязанности школы и учителей, и у детей  появилась возможность выбора – они смогут выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.п. Внеурочные занятия не должны быть продолжением или углублением традиционного содержания школьного образования, и тогда они будут способствовать нормализации учебной нагрузки. Причины ухудшения здоровья, снижения работоспособности и быстрой утомляемости не в количестве часов, а в однообразии школьных уроков: по большому счету, дети на них занимаются одним и тем же и малоподвижны, исключением является урок физкультуры.

Очень важным аспектом в решении проблемы организации детского досуга стал приказ о создании в школах структурных подразделений ОДОД. Одной из главных задач деятельности ОДОД является удовлетворение   потребности   обучающихся   государственных   общеобразовательных учреждений  и их родителей в более широком спектре предоставляемых им услуг в сфере дополнительного образования, в том числе повышение массовости занятий физической культурой и спортом.

Рассмотрим структуру отделения дополнительного образования детей  на примере школы г. Санкт-Петербурга:

Из этой схемы отчётливо видно, что 1 направление отражает работу в формировании здоровьесберегающих факторов средствами физической культуры и спорта, всемерно способствует укреплению здоровья детей и подростков.  Что в свою очередь ведёт к повышению их работоспособности, готовности к защите Родины, формированию у них высоких нравственных качеств, избавлению от вредных привычек, профилактика наркозависимости и табакокурения, а также к организации свободного досуга учащихся.

Физкультурно-спортивное направление представлено работой учителей физической культуры школы, которые ведут различные спортивные объединения  во внеурочное время. Так, например, в школе работает секция рукопашного боя, футбола, волейбола и тхэквондо.

В начальной школе открыта секция подвижных игр.

Деятельность ОДОД построена с учетом интересов детей, высокого уровня организационной деятельности педагогического коллектива и показателей в спортивно-массовой работе на уровне района, округа и города.

Обучающиеся ОДОД  регулярно участвуют в массовых спортивных мероприятиях внутришкольного, районного, городского уровня.

Основными критериями в работе объединений физкультурно-спортивной направленности являются:

  • привлечение учащихся к занятиям физической культурой и спортом;
  • открытие спортивных групп и объединений;
  • воспитание у детей и подростков устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой, спортом, туризмом, к здоровому образу жизни;
  • укрепление и сохранение здоровья при помощи регулярных занятий в спортивных кружках и секциях, участие в оздоровительных мероприятиях;
  • организация здорового досуга учащихся;
  • организация и проведение массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в школе.

Занятия в объединениях проводятся в соответствии с программами, учебными планами.

Комплектование групп осуществляется с учетом пола, возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности, спортивной направленности, по желанию детей.

Медицинский контроль за всеми занимающимися в спортивных секциях осуществляется руководителем ОДОД, педагогом дополнительного образования (тренером) во взаимодействии с медицинским персоналом школы / физкультурно-спортивным диспансером / поликлиникой.  

         Важно отметить  взаимодействия педагогов  ОДОД и родителей. Некоторые родители выезжают вместе с детьми на соревнования в воскресные дни и активно участвуют в учебно-тренировочном процессе. совместно с детьми.

Проведение  спортивных соревнований и праздников, сюжетно-ролевых занятий и мероприятий способствует более широкому развитию различных форм деятельности по физическому воспитанию, удовлетворяют возможности и желание детей заниматься физическими упражнениями, спортом, а так же предлагает учащимся различные виды активного отдыха в свободное от учебных занятий время. Обучающиеся овладевают жизненно важными прикладными навыками, у них развиваются необходимые двигательные качества: быстрота, выносливость, сила, ловкость, реакция и др.

Укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости, формирование здорового образа жизни, а так же увеличение продолжительности жизни и активного творческого периода – важнейшие социально-экономические задачи, стоящие перед государством, здравоохранением, школой и каждым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника учреждения (отделения) дополнительного образования детей

Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагогического работника учреждения (отделения) дополнительного образования детей подготовлена Центр...

Положение об отделении дополнительного образования детей

Положение об отделении дополнительного образования детей...

Положение об отделении дополнительного образования детей ГБОУ гимназии № 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Настоящее Положение регулирует деятельность отделения дополнительного образования детей и отражает основные цели и задачи этой образовательной структуры. Схема воспитательного блока наглядно демонстри...

Отделение дополнительного образования детей «Источник» Школьный спортивный клуб «Фаворит»

ОДОД «Источник» является структурным подразделением ГБОУ СОШ №538с января 2009 года. В ОДОД реализуются следующие направленности:•Художественно – эстетическая;•Научно – техническая;•Культурологи...

Создание школьной газеты как способ формирование жизненного опыта обучающихся на занятиях в отделении дополнительного образования детей

Создание школьной газеты как способ формирование жизненного опыта обучающихся на занятиях в отделении дополнительного образования детей...

Роль отделения дополнительного образования детей в формировании культуры безопасного поведения учащихся на дорогах

В статье рассматривается роль ОДОД в формировании культуры безопасного поведения школьников на дорогах....

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...