Методическая разработка занятия "Аппликация из ткани "Свинка Пеппа".
план-конспект на тему

Титекли Елена Николаевна

Все младшие школьники любят мультфильм "Свинка Пеппа". Я решила использовать их интерес к веселым героям мультфильма для пропаганды семейных ценностей и обучения/закрепления умения работать в смешанной технике (аппликация, рисунок). Занятие проводится для младших школьников в ОДОД, в течение 2 учебных часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Аппликация из ткани «Свинка Пеппа»

      Данная методическая разработка занятия предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих по программам эстетической направленности (например, «Изобразительное искусство») с детьми 7-10 лет. Занятие текущее, первого года обучения, в рамках темы «Цветовой круг».

Цель: создание аппликации из ткани «Свинка Пеппа».

Ожидаемый результат: создание образа персонажа из мультфильма «Свинка Пеппа» в технике аппликации из ткани, с частичным выполнением изображения в графической технике.

Задачи:

Обучающие:

-повторение и использование знаний о цветовом круге,

-развитие цветовосприятия,

-повторение техники аппликации,

-формирование понятия о семейных ценностях.

Развивающие:

-развитие зрительной памяти,

-развитие мелкой моторики,

-развитие фантазии,

-развитие  интереса к работе в смешанной технике,

-расширение словарного запаса.

Воспитательные:

-воспитание трудолюбия,

-воспитание аккуратности,

-воспитание бережного отношения к семье.

Тип занятия: практическое занятие. Повторение и закрепление изученного материала.

Вид занятия: аппликация, графика.

Продолжительность занятия: два учебных часа.

Форма проведения занятия: учебное занятие.

Формы организации деятельности детей на занятии: групповая, фронтальная.

Форма подведения итога занятия: выставка работ и обсуждение, взаимоанализ.

Методическое обеспечение занятия:

1. Используемые технологии, методы:

объяснительно-иллюстративные (демонстрация таблиц №№1-7 и их описание, демонстрация технологии аппликации из ткани, демонстрация видов тканей),

частично-поисковые (подбор тканей, подбор цветовой гаммы графической части изображения, составление семейного «древа»),

практические (самостоятельная работа учащихся по созданию выкроек, аппликации, завершенного образа персонажа).

2. Дидактические пособия:

Таблица 1: «Цветовой круг»

Таблица 2: «Свинка Пеппа»

Таблица 3: «Джордж»

Таблица 4: «Мама Свинка»

Таблица 5: «Папа Свин»

Таблица 6: «Дедушка»

Таблица 7: «Образец аппликации».

3. Оборудование для педагога: стол, стул, демонстрационная доска, дидактические пособия.

4. Оборудование для учащихся:  2 листа бумаги А4, ножницы, клей, фломастеры, цветные карандаши или краски, карандаш простой, ручка шариковая или гелевая, разнообразные по расцветке ткани.

5. Использованные источники:

- Франк Э,Дэй-Уайльд М. «Экспресс-декор».M.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.

- Тарановская Н.В. «Маленькие чудеса» - Л.: ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, 1981.

- Рогов А.П.  «Кладовая радости». – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1982.

- Ровинский Д.А. «Русские народные картинки». – СПб.: ТРОПА ТРОЯНОВА, 2002.

-Столяров В.А., Соколова Н.Д., Барышева Т.А., Лузе О.Р., Гольтякова Л.А. «Мир музея» учебно-методическое пособие. Издание второе. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». СПб.: РУССКИЙ МУЗЕЙ, 2009.

План занятия 

1.Организационный момент.

1.1. Перекличка и проверка готовности к занятию. 5 минут.

1.2. Объявление темы и цели занятия, напоминание о содержании мультфильма «Свинка Пеппа». 5 минут.

2. Актуализация знаний.

2.1. Повторение пройденного материала в свете предстоящей работы.10 минут.

2.2. Выбор персонажа для работы и командная работа по созданию его психологического и словесного визуального портрета. 10 минут.

3. Работа по теме урока.

3.1. Переведение персонажа каждым ребенком на свой лист. 10 минут.

3.2. Подбор тканей. 5 минут.

4. Перемена.

Физкультминутка. 10 минут.

5.Продолжение работы по теме урока.

5.1. Разработка одежды персонажа . 5 минут.

5.2. Вырезание и наклеивание деталей из ткани. 10 минут.

5.3. Раскрашивание головы и лапок персонажа. 10 минут.

6. Подведение итогов занятия.

6.1. Рефлексия. Обсуждение работ.  5 минут.

6.2. Составление «семей» из готовых работ. Беседа о семейных ценностях. 10 минут.

6.3. Рекомендации для работы дома. 1 минута.

6.4. Уборка рабочего места. 4 минуты.

Конспект занятия

1.Организационный момент.

1.1. Перекличка и проверка готовности к уроку (фронтальная работа, беседа).

Здравствуйте ребята. Рада вас видеть. Давайте проведем перекличку. Все готовы к занятию? На парте перед вами должен лежать лист бумаги, справа от него ножницы. Слева еще один лист бумаги, ручка, карандаш, фломастеры, клей. Кто нам напомнит о правилах работы с ножницами? (ответы учеников). Также не направляем в лицо карандаши, ручки, клей. Дома нас ждут живыми и здоровыми.

1.2. Объявление темы и цели урока, напоминание о содержании мультфильма «Свинка Пеппа» (фронтальная работа, беседа).

Ребята, кто из вас смотрел мультфильм «Свинка Пеппа»? (ответы учеников).

Какая серия вам запомнилась? (ответы учеников) Сегодня мы с вами работаем над созданием образа персонажа из мультфильма «Свинка Пеппа» в технике аппликации из ткани, с частичным выполнением изображения в графической технике.

2. Актуализация знаний.

2.1. Повторение пройденного материала в свете предстоящей работы

(фронтальная работа, объяснительно-иллюстративный метод).

В  свете предстоящей работы, необходимо повторить пройденный материал.

Ведь сегодня придется решать задачу повышенной сложности, чтобы создать гармоничное произведение. Во-первых, надо подобрать несколько гармонирующих по цвету лоскутов ткани; во-вторых, ткани должны отражать характер персонажа. Подспорьем в подборе тканей-компаньонов, используемых в одном изделии, может стать знакомство с основами цветоведения. (Рассматриваем Таблицу 1 «Цветовой круг»)

     Вспомните, многообразие цветов, на которые может распадаться солнечный луч, можно показать при помощи условного изображения – цветового круга.  

      Основные цвета – красный, синий, желтый. От их смешения образуются все остальные.

      Промежуточные цвета. Это все цвета, расположенные в круге между основными цветами. Например:  соединение красного с желтым (дающее оранжевый цвет), синего с красным (дающее фиолетовый цвет). Самые гармоничные сочетания создают контрастные цвета,  что расположены на цветовом круге напротив друг друга.

     Цвета, расположенные по соседству в цветовом круге, если они включают какой-либо общий главный цвет: красный, зеленый, синий, желтый и т.д., называют родственными. Изображение, имеющее подобные цвета и полутона, производит спокойное, умиротворяющее впечатление. Помимо этого, цвета разделяют на холодные и теплые. На цветовом круге цвета, идущие от красного к зеленому через желтый, - теплые. Цвета от красного к зеленому через синий цвет являются холодными. Обычно изображение  выполняют в одном тоне – теплом или холодном, но из контрастных по цвету тканей получаются очень выразительные произведения.

     До сих пор речь шла о хроматических цветах. Также есть цвета ахроматические (нейтральные): белый, черный,  все оттенки серого. В сочетании с хроматическими цветами ахроматические чаще всего используют для их разделения, усиления либо смягчения активных цветов. Например, черный фон прибавляет яркости цветам. Черные линии придают изделию массивность. Белый цвет очень оживляет, перетягивает внимание на себя, а соседство серого может придавать другим цветам дополнительные оттенки.

Совет: если вам понравились ткани, но вы не уверены в том, что их сочетание будет удачным, постарайтесь вспомнить, видели ли вы подобную комбинацию цветов в природе. Природа никогда не ошибается. Поможет и изучение картин больших мастеров, которые можно увидеть в музеях и картинных галереях.

2.2. Выбор персонажа для работы и командная работа по созданию его психологического и словесного визуального портрета  (самоопределение к деятельности, командная работа, беседа).

Ребята, скажите, какой персонаж мультфильма вам больше понравился?

Решайте, какого персонажа изображаете. Берете один образец (Таблицы 2,3,4,5,6). Разбиваетесь на команды  и встаете под изображением любимого героя.

А теперь обсудите в команде, какой он – ваш герой? Опишите его словами:

 - кто ваш персонаж (имя),

- чем он занимается каждый день,

- какой у него характер (он добрый,  веселый,  рассудительный?  Чем занимается,  во что любит одеваться?),

-  в каких родственных связях он состоит с другими персонажами мультфильма?

Готовы? Теперь каждая команда расскажет о своем герое. Начнем по старшинству. Кто выбрал «Дедушку»? (ответы учеников)   Теперь «Папа Свин» (ответы учеников),  «Мама Свинка» (ответы учеников), «Свинка Пеппа» (ответы учеников), «Джордж» (ответы учеников).

3. Работа по теме урока.

3.1. Переведение персонажей каждым ребенком на свой лист (практическая работа).

Ребята, приступаем к работе.

Теперь каждый берет лист с изображением выбранного им героя, накладывает сверху чистый лист и обводит карандашом изображение…

3.2. Подбор тканей (практическая работа).

Теперь подходите к моему столу и выбирайте 3-5 лоскутов гармонирующих между собой по цвету тканей (ученики выбирают ткани). 

4. Перемена.

Физкультминутка. Дети играют плюшевым мячом в «Вышибалы».

5. Продолжение работы по теме урока.

5.1. Разработка одежды персонажа (практическая работа).

 

Переводим на второй  лист частичное  изображением вашего героя – только туловище и ботинок. Теперь приступаем к одежде. Продумайте 2-3 крупные вещи.

Нарисуйте их на листочке ПОВЕРХ  изображения туловища. Это выкройка одежды свинки. Вырезаем ее и прикладываем к персонажу. Подходит по размеру? Если нет, то изменяем размер (на бумаге), снова вырезаем и примеряем. Слишком сложный фасон придумывать не надо, используйте простые геометрические формы. Все подошло? Подумайте, в каком направлении будет рисунок на ткани? Он будет расположен горизонтально, вертикально или наискосок? Не слишком ли крупный рисунок для свинки? Накладываем выкройку на ткань, обводим ручкой или карандашом.

5.2. Вырезание и наклеивание деталей из ткани (практическая работа).

Аккуратно вырезаем детали одежды, стараясь не растягивать ткань. Выкладываем на рисунок и оцениваем гармоничность. Производим корректировку. Приклеиваем детали на лист бумаги с изображением свинки. Клей наносим на бумагу, потом прижимаем к нему ткань.

Кто знает, что такое аксессуар? (ответы учеников)

Аксессуар это дополнение. В одежде это шляпа, сумка, туфли, перчатки, брошь, платок и т.д. Украшаем работу аксессуарами.

5.3. Раскрашивание головы и лапок персонажа.

Ребята, оцените, одежда свинки яркая или сдержанная по цвету? В зависимости от этого раскрасьте голову и лапки персонажа. Яркие ткани – яркая кожа, пастельные ткани – бледная кожа.

После этого проводим анализ работ на цветовую гармоничность и возможность исправления дисгармонии (путем введения дополнительных цветов, черно/белых деталей, изменения цветового решения графической части изображения).

6. Подведение итогов занятия.

6.1. Рефлексия. Обсуждение работ (беседа).

Ребята, закрепляйте на доске ваши работы. Теперь отступите на несколько шагов и посмотрите на них. Ребята, какие работы вам понравились и почему? (ответы учеников). Как можно исправить работы, которые вам не понравились? (ответы учеников) Чего в них не хватает? Что в них лишнее? (ответы учеников).

6.2. Беседа о семейных ценностях.

Составление «семей» из готовых работ (обсуждение).

Составьте из ваших работ «семьи». Скажите, по какому принципу вы их объединили в семьи? Что у них общего? (ответы учеников) Теперь составим из них «семейное древо». Каждое поколение в семье – отдельная ветвь. Родоначальник – это корни или ствол дерева. В этой семье есть дедушка, родители и дети. Где вы их расположите и почему? (ответы учеников) Называем родственные связи между персонажами.

 Спрашиваю детей, какие, по их мнению, отношения между папой и мамой, братом и сестрой, дедушкой и внуками в этой семье? Любят ли они друг друга, помогают ли, поддерживают ли? Прошу детей привести примеры из своей жизни.

6.3. Рекомендации для работы дома.

Ребята, если вы захотите дома продолжить работать в технике аппликации из ткани, то я рекомендую использовать хлопчатобумажные, льняные, тонкие шерстяные и синтетические ткани. Трикотаж лучше НЕ использовать – он закручивается, драп толстый и тяжело режется ( демонстрация видов тканей).

6.4. Уборка рабочего места.

Теперь приведем в порядок рабочие места. Выбрасываем обрезки бумаги и тканей, протираем парты. Я с вами прощаюсь.

Рекомендуемая литература для педагогов:

1. Ловягин С.Н. – «Рисуем пером». – М.:ОКОЕМ, 1995.

2. Галанова Т.В.,«Оригами из ткани» - М.:АСТ-ПРЕСС, 2008.

3. Кузин В.С. «Изобразительное искусство» - М.:ДРОФА, 2006.

4. Морас И., «Абажуры из бумаги» - М.:«АСТ – ПРЕСС КНИГА», 2013.

5. Фромм Э., «Искуство любить» - М.: «АЗБУКА-КЛАССИКА», 2008.

Рекомендуемая литература для детей:

1. Дорожкин Ю., Федоров Ю. «Лубочные картинки» - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

2. Дорожкин Ю., Федоров Ю. «Городецкая роспись» - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

3. Дорожкин Ю., Межуева Ю. «Сказочная гжель» - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

4. Дорожкин Ю., Назарова А. «Узоры  северной Двины» - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

5. Величкина Г.,Шпикалова Т. «Дымковская игрушка» - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

Приложения:

     

Таблица 1: «Цветовой круг»

Таблица 2: «Свинка Пеппа»

Таблица 3: «Джордж»

Таблица 4: «Мама Свинка»

Таблица 5: «Папа Свин»

Таблица 6: «Дедушка»

Таблица 7: «Образец аппликации»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...