Экскурсия по школьному музею "От паровоза до сапсана".
материал на тему

Норкина Галина Петровна

Экскурсия содержит материалы развития железнодорожного транспорта, сведения о железнодорожных профессиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_po_shkolnomu_muzeyu_ot_parovoza_do_sapsana.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия « От паровоза до сапсана»

Уважаемые гости!

Приветствуем вас в нашем школьном музее «Истоки».

Дежурный по станции: Вот уже 66 лет трудятся люди разных профессий на нашей железнодорожной станции. И первый, кто встречал и отправлял поезда – это дежурный по станции.

Разрешите сначала ознакомить вас  с маршрутами нашего музея. Начало наших маршрутов – наша школа, от нее проходят они вдоль по железной дороге: хлебная база, вагонное депо, локомотивное депо, ПЧ замыкает эту линию железнодорожный мост. Как видите,  внизу ограничиваются наши маршруты речкой и озерцом «Старушка».

Помощник дежурного по станции:

А теперь обратите внимание на тропы музея, которыми прошли мы в 2014-2015уч.году (прочитывает все надписи и показывает фото). Также разрешите ознакомить с тропами музея в 2015-2016учебном году.

Дежурный по станции:

Прежде чем сесть в вагон, познакомьтесь, пожалуйста, с людьми, от которых зависит наша безопасность -  это осмотрщик вагонов.

Осмотрщик вагонов: (Юля Асочакова в форме):

Одна из главных фигур в вагонном хозяйстве – осмотрщик вагонов.

Прибывает на станцию поезд. Через считанные минуты ему мчать дальше. И я должен проверить каждый вагон в составе, каждое колесо в вагоне. И если потребуется, выполнить ремонт.

Помощник дежурного по станции: Чтобы чувствовать себя комфортно, нам необходимо приобрести билеты, поэтому обратимся к кассиру.

Кассир  (Таня Трошкина в форме кассира):

Первые железнодорожные билеты были сделаны из жести и в народе назывались жетонами или “жестянками” (показ иллюстрации). Использовались они многократно: их приобретали на вокзалах, предъявляли при посадке в вагон, а при выходе на станции назначения сдавали кондуктору. Так билеты снова поступали в продажу.

Далее появляются билеты – купоны. На билете можно увидеть время и дату отправления поезда. Такие билеты (показ) компостировали на кассовом компостере (показ).

В настоящее время форма билета усовершенствовалась (показ) (вручаются буклеты).

 Помощник дежурного по станции:

  А теперь проводник вагона, отвечающий за комфорт пребывания в вагоне,  приглашает нас.

Проводник вагона:

У дверей поезда пассажиров встречает особый человек - именно он больше остальных у обывателя ассоциируется со всей железной дорогой. Он, а чаще всего, она на протяжении всего маршрута создает условия для комфортного времяпрепровождения путешественников. Почему? Ответ прост - такая у него работа. Приветствие и прощание проводника - по сути, это первый и последний аккорд путевых воспоминаний. Проводник проверяет документы, производит посадку и высадку, сообщает о приближении к той или иной станции. Даже в чрезвычайных ситуациях проводники обязаны, в первую очередь, заботится о пассажирах.

Звучит магнитофонная запись – объявление поезда.

(Проводник предлагает чай в стаканах с подстаканниками).

Ведущие:

1 остановка «Историческая». (Дроздов О.) Много тысяч лет назад (этому свидетельство могильные камни на горах) на территории нашего поселка могли стоять вот такие жилища.  Нам остается только представить и юрту, и домашнее хозяйство тех далеких лет. Как это сделал со своими учениками Архипов Андрей Михайлович (год, где представлена работа, результат).

Но не только быт пытаются представить наши ученики, но и праздники под руководством учителя Шулбаевой Эльвиры Николаевны (2015год, где представлена работа, результат).

Но не только жилища, быт интересует нас, но в первую очередь люди. Работы учениц 8 класса Удыжековой Арины и Киргинековой Ольги «Род Угдыжековых» и «Род Киргинековых» тому подтверждение. К ним прилагаются мультимедийные материалы.

Ведущий:1945г. Великая Отечественная война. (Удыжекова Арина) Наша экспозиция «Никто не забыт» в этом году пополнилась следующими экспонатами: военный китель и военная фляжка. Проекты ребят 4а класса явились основой для создания презентации.

(показываются некоторые слайды). В коридоре заложено начало стенда «Никто не забыт» («Бессмертный полк»), макет «Вечный огонь».

Экспозиция «Красногалстучное детство» (Трошкина Таня). Презентация состоит из 44 слайдов, которые включают следующий материал: из истории пионерской организации, атрибутика, «Ролевая игра «Прием в пионеры», кадр из фильма «Это было в Краснодоне», видеофильм «Это было в Краснодоне», пионерский гимн, пионерские песни, материал о местных пионерских лагерях и о старших вожатых.

Ведущий: Окончилась Великая Отечественная война. Началось восстановление разрушенного хозяйства, строительство железных дорог через Абаканский хребет (информация об Абаканском хребте). В 1949 году Абаканская дистанция пути подошла к поселку, впоследствии получившем название Станция Аскиз.

Все железнодорожные организации начали свою самостоятельную жизнь на территории станции в 1959 году.

Дежурный по станции:

Процедура отправления пассажирского поезда была сложной. На стене вокзала, рядом с выходом на платформу, висел медный колокол.

Чтобы отправить поезд, следовало дать один удар в колокол – первый звонок (показ), через три минуты два удара – второй звонок (показ) и перед отправлением поезда третий звонок (показ), за которым следовали свисток кондуктора, гудок паровоза, после чего поезд трогался.

Звучали станционные колокола не один десяток лет. И звон их окончательно угас только летом 1914 года. Но иногда машинистам приходилось слышать звон этих колоколов 30 лет спустя – в конце Великой Отечественной войны и даже позже – на отдельных станциях, в глубинке России.

Затем на смену колоколу приходит усилитель для громкоговорящей связи (показ экспоната).

2 остановка «Железнодорожные профессии»

Ведущая:

Засверкают вдали огни вокзала, путешествие начинается. И в суете прибытия мало кто обратит внимание на усталого человека в форменном железнодорожном кителе с объёмистым портфелем в руках.

 (Выходит Антон Бастрыгин в форме машиниста)

Машинист – днём и ночью вёл поезд, не смыкая глаз. Издавна считалось, что профессия машиниста на железной дороге – одна из наиболее почитаемых и ответственных профессий. А успешно провести поезд в разных условиях – настоящее искусство.

Такие качества как ответственность, решительность, серьёзное отношение к профессии, крепкие нервы, выдержка и т.д понадобились машинистам в этой ситуации. Работник, управляющий локомотивом на железной дороге. Машинист подготавливает локомотив к поездке, управляет им во время следования поезда, определяет рациональный режим движения поезда, следит за работой локомотива, при необходимости производит небольшой ремонт; готовит машину для сдачи в депо. Машинист локомотив должен вести поезд по графику, учитывать сигналы предупреждений па перонах, следить за семафорами, показаниями приборов. (Информация о машинистах нашего локомотивного депо).

Путеец:

На плечах путейцев ответственность за перевозки по всей стране. Каждый километр дороги - персональная экзаменационная полоса. Безопасное движение - результат их кропотливой работы. Кувалда, лом, лапа для выдергивания костылей, автономная электростанция - эти инструменты верные спутники дорожных стражей. При любых погодных условиях, в любое время суток путейцы максимально быстро решают поставленные перед ними задачи. Они занимаются строительством новых дорог, ремонтом и обслуживанием старых. Профессия «монтер пути» существует ради безопасности перевозок.

Осмотрщик вагонов (Юля Асочакова в форме):

Одна из главных фигур в вагонном хозяйстве – осмотрщик вагонов.

Прибывает на станцию поезд. Через считанные минуты ему мчать дальше. И я должен проверить каждый вагон в составе, каждое колесо в вагоне. И если потребуется, выполнить ремонт.

(показ тележки и башмака)

На тележку ставят вагон: пассажирский или грузовой. Главное в ней колёсная пара. На неё ложится вся нагрузка. Она состоит из оси и двух колёс. Кузов пассажирского вагона опирается на 2 двуосные тележки с гибкими рессорами и пружинами для плавности хода.

 - Почему вагон во время движения не сходит с рельс? С одного края обода колеса, обращённого внутрь, предусмотрен гребень. Он предусмотрен для того, чтобы предохранить колёсную пару от схода с рельс (показ на экспонате).

Ведущий: Историческое наследие железнодорожного транспорта – это паровозы, тепловозы, электровозы. На сети железных дорог России действует 10 дорожных музеев, которые имеют в своей экспозиции уникальные образцы локомотивов, вагонов. Их удалось спасти и сохранить для истории.

В нашем музее тоже есть иллюстрации «От паровоза до сапсана» (показ) (Рассказывает Антон Бастрыгин).

Ведущий: Наша экскурсия подошла к концу. Всем спасибо и всего хорошего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия по школьному двору

На территории школьного двора произрастает более 360 деревьев.  С удовольствием на уроках биологии совершаем экскурсию по школьному двору....

Экскурсия в школьный музей для 5-9 классов. Тема урока: "Жизнь и быт русской деревни".

Познакомить учащихся с занятиями крестьян, орудиями их труда.Продолжить формирование умений выделять главное, умений составлять таблицу.Формирование навыков поведения в музее.Место проведения ур...

Экскурсия по школьному музею "Карбышев и карбышевское движение"

Материал школьного музея даёт возможность проводить классные часы по патриотическому воспитанию учащихся разного возраста....

экскурсия на школьный двор.

Каждый год проводим эксурсию "Многообразие растений". Предлагаю разработку данной экскурсии используя растения, произрастающие на территории школьного двора на уроках биологии 6 класс ....

экскурсия по школьному музею

материалы для проведения экскурсии...

Экскурсия по школьному музею

Экскурсия по школьному музею декоративно-прикладного искусства...

Проектная деятельность. Экскурсия по школьному музею. Текст экскурсии по теме: "Строительство крепости на острове Котлин"

Проект написан ученицей 9-м класса Харартия Дианой под руководством педагога ГБОУ СОШ №422 по программе "Кронштадт - город воинской славы". Сбор материала о строительстве крепости на острове...