Работа над ансамблями, как одна из форм развития интереса в обучении в классе фортепиано
учебно-методический материал на тему

Исабаева Елена Владимировна

Методическое сообщение: "Работа над ансамблями,  как одна из форм развития интереса в обучении в классе фортепиано" для выступления на методическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ansambl.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Работа над ансамблями,  как одна из форм развития интереса в обучении в классе фортепиано

Основная проблема сельских школ - это проблема музыкального развития детей со средними и низкими музыкальными способностями. Но то, что этим развитием надо заниматься со всеми детьми, желающими обучаться музыке - несомненно.

А. Гольденвейзер писал: «Почти каждый человек... обладает в той или иной мере музыкальностью и способностью ее развивать. Поэтому, чем шире сеть музыкальных школ и чем шире распространение учение музыке, тем лучше. Но я думаю, что в построении педагогического процесса в музыкальных школах мы недостаточно различаем понятия --- общее музыкальное воспитание и обучение музыкантов. Музыке нужно учить всех в той или иной форме и степени, а воспитывать профессионалами-музыкантами нужно не только не всех, но лишь очень немногих».

Ведь никто не встречал шести-, семи- или восьмилетнего ребенка, который бы не пришел на первый урок музыки с сияющими глазами, с безграничной любовью к незнакомому миру звуков и желанием извлечь их своими собственными руками. Только от нас, преподавателей, зависит, как мы сможем распорядиться этим запасом детского восторга. Золтан Кодай говорил: «Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке, тот ключик, при помощи которого они смогут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни». Эти слова служат опорой для нас, преподавателей, чьей задачей является преподавание не только одаренным и способным детям, но и менее парадное и кажущееся менее успешным массовое воспитание.

В течение многих лет работы я постоянно стремлюсь вложить свою частицу в направление моих учащихся на путь истинный, пробудить в них понимание того, насколько прекраснее и богаче становится жизнь, когда любишь музыку.

Главная задача состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться этой интересной игре - играть на фортепиано.

Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле. Если раньше ансамблевой игрой я занималась от случая к случаю, урывками на уроках специальности, то уже 3-й год для учащихся класса фортепиано предмет «ансамбль» стал не только обязательным, но и любимым предметом. В 2005 году я провела анкетирование среди всех учащихся ДМШ п. Мыс Каменный. Учащимся было задано 14 вопросов, один из которых звучал: «Назовите свой любимый предмет». 90% учащихся класса фортепиано ответили, что это  урок ансамбля.

Мы знаем, что ансамбль - это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. В настоящее время выпускается много нотных изданий с переложением популярной, классической, джазовой музыки для игры в 4 руки.

Ансамблевую игру включаю на первых уроках по специальности, выделяя для этого 10 минут. Материалом для ансамблей служат накопленные сознанием и слухом детей отрывки из музыки к кинофильмам, мультфильмам. Даже играя одну ноту, ребенок знакомится с названием клавиш, с диапазоном фортепиано; осваивает ритмические закономерности, элементарную динамику, а также первоначальные игровые движения. Попутно у детей развивается и звуковое воображение. Подобные примеры играются учеником без изучения нотной грамоты. После того как дети начнут играть по нотам, партия ученика усложняется. Вот что писал Г. Нейгауз по поводу этого метода работы: «С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющиеся художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства. То, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, несомненно будет побуждать их как можно лучше выполнять свои первые музыкальные обязанности. А это и есть начало работы над художественным образом, работа, которая должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано».

Начинаю занятия с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется на художественные цели. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Лучше разучить несколько нетрудных пьес, чем мусолить одну сложную, так и не добравшись до ее творческой интерпретации. Часто часть урока посвящаю чтению с листа несложных произведений. Эта форма работы очень нравятся ученикам. Без труда справляясь, они ощущают радость, уверенность и просят сыграть еще раз, чтобы снова ощутить эту радость и уверенность в своих силах.

Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а двух исполнителей и реализуются общими усилиями. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков, пауз) исполнителей. Синхронность является первым техническим требованием игры. Нужно вместе взять и снять звук, вместе выдержать паузы, вместе перейти к следующему звуку.

Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля - единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса. В области темпа и ритма индивидуальности исполнителей сказываются очень отчетливо. Незаметное в сольном исполнении легкое изменение темпа или незначительное отклонение от ритма может резко нарушить синхронность. Ансамблист в таких случаях «уходит» от партнера, опережая его или отставая. Поэтому игра детей с неустойчивым чувством ритма  в ансамбле с преподавателем помогает им преодолеть присущие им недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.

Динамика является одним из самых действенных выразительных средств. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, ее эмоциональное содержание и показать конструктивные особенности формы произведения. Особо важное значение приобретает динамика в сфере фразировки. По-разному поставленные логические акценты кардинально меняют смысл музыкального произведения.

Признавая существенную роль динамики, не следует забывать и о других средствах выразительности. Своеобразный ритмический рисунок или характерный штрих может выделить какой-либо голос из общего звучания не меньше, чем динамика. Выбор того или иного штриха всецело зависит от музыкального содержания и его толкования исполнителями. Работа над штрихами - это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы ее выражения.

Совместно с учениками обсуждаем план динамического движения, отмечаем смысловые звуки (т.е. куда мы движемся), проигрываем разные варианты, советуемся, какой из них наиболее точно соответствует художественному образу. Мне нравится, когда учащиеся предлагают свой вариант исполнения, и если он неверен - предлагаю ученику доказать свою правоту. Мы спорим, и если наши точки зрения не совпадают - приглашаю «третейского судью», кого-нибудь из  учеников, чтобы он высказался о более точном варианте исполнения. Оставляем тот вариант, который был оценен положительно.

Теперь мне хотелось бы рассказать о практике аккомпанемента. Это одно из средств приобщения ученика к живому музицированию. Очень важно культивировать все доступные виды активной музыкальной деятельности учащихся. Тогда возникают наиболее благоприятные условия для роста художественной фантазии, воображения. Часто при подготовке различных концертов я приобщала учащихся к аккомпанированию сольному пению. Мы готовили и отдельных учащихся, и дуэты-ансамбли для аккомпанирования дуэтов-вокалистов. Еще Р. Шуман советовал почаще аккомпанировать певцам для того, чтобы пианисты тоньше ощутили дыхание музыкальной фразы, столкнулись с абсолютно иным - по сравнению с фортепиано) типом звукоизвлечения - длительной распевностью, протяженностью звука фразы, огромной ее гибкостью. После такой практики учащиеся по-иному воспринимают свой инструмент и слушают «продолжение звука». Учащиеся должны знать  кроме своей партии и сольную партию. Хорошо аккомпанировать можно только тогда, когда все внимание устремляешь на солиста, повторяя про себя вместе с ним каждый звук, каждое слово и еще лучше - предчувствуя, что будет делать солист.

Занятия по аккомпанементу важны и для расширения динамического диапазона. Ведь каждый аккомпанемент следует играть по-иному, с разной силой звука, фразировкой, плотностью, выделением низких или высоких регистров фортепиано.

С появлением в ДМШ преподавателя Ермолович Л. Г., по образованию педагога игры на домре, я нескольким ученикам включила в урок ансамбль практику игры аккомпанемента. Занятия эти не только полезны, но и приносят радость исполнения учащимся. Произведения подобраны для аккомпанемента несложные, основная работа ведется не над техническими трудностями, а над выразительной стороной исполнения. Такая творческая работа развивает учащихся, расширяет их художественный кругозор и что имеет немаловажное значение, все подготовленные музыкальные номера выносятся на отчетные, праздничные концерты. Такой вид исполнительской деятельности раскрепощает учащихся, потому что замечено,  несмотря на ответственность, ученики в ансамблевой игре чувствуют себя увереннее, чем при сольном исполнении.

ДИАГНОСТИКА

Цель: диагностика проводилась с целью выяснения отношения учащихся к данной  форме работе и дальнейшей деятельности педагога по корректировке своих действий.

            Задачи:

  • Выявить целесообразность введения предмета «ансамбль» в классе фортепиано, как самостоятельного занятия
  • Выяснить, как влияет данная форма работы на повышения интереса к исполнительской деятельности учащихся, расширению их художественного кругозора
  • Выявить, как занятия в классе ансамбля влияют на проявление творческой активности учащихся, самостоятельного решения ими поставленных задач

            Назначение диагностики: выявление мотивации к занятиям

            Тип диагностики: диагностика результативности

            Критерий:   диагностика проводилась по трем уровням

Метод: наблюдение, опрос

1 уровень - неосознанный интерес, навязанный извне или на уровне любознательности, мотив случайный, кратковременный

2 уровень - интерес иногда поддерживается самостоятельно; мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса

3 уровень - интерес на уровне увлеченности, поддерживается самостоятельно; устойчивая мотивация; ведущие мотивы: познавательный, желание добиться высоких результатов.

Контингент: 13 учащихся класса фортепиано п. аэропорт

Временные рамки: октябрь – январь – апрель 2004 – 2005 уч.г., 2005 – 2006 уч.г.

2004 – 2005 учебный год

2005 – 2006 учебный год

Выводы по диагностике:

  1. В начале исследования мотивации к занятиям предмета «ансамбль», после его введения как самостоятельного учебного занятия, достаточно высок показатель первого уровня. Это объясняется тем, что не для всех учащихся игра в ансамбле представляла интерес, и новый урок был для них лишь очередным новым занятием. В течение двух лет можно наблюдать картину снижения этого показателя с начала учебного года к его концу  на уровень в среднем 15-20%.
  2. Показатель третьего уровня начиная с 0% в начале исследования в октябре 2004 года за рассматриваемый период  плавно вырос до 54%. Это хороший показатель роста, свидетельствующий о возросшем интересе учащихся к занятиям ансамблевой игры на фортепиано, об их стремлении достичь высоких результатов. По наблюдениям на сегодняшний день можно уже прогнозировать, что показатель этого уровня не будет в дальнейшем значительно расти, а останется приблизительно на уровне 50-60%.
  3. В целом, картина исследования динамики показателей уровней мотивации к занятиям ансамблевой игры положительна, о чем свидетельствуют результаты диагностики.

            Назначение диагностики: выявление творческой активности

            Тип диагностики: диагностика результативности

            Критерий:   диагностика проводилась по трем уровням

Метод: наблюдение, опрос

1 уровень -  пассивность, отсутствие желания участвовать в творческом процессе; непонимание, неумение, зажатость в выражении своего «я»

2 уровень - творческая активность проявляется после побуждения извне; проявляется ярко, но эпизодично; есть задатки творческого потенциала, но реализуются не в полной мере

3 уровень - высокая творческая активность, желание достичь результатов путем самореализации, самостоятельного решения поставленных задач

Контингент: 13 учащихся класса фортепиано п. аэропорт

Временные рамки: октябрь – январь – апрель 2004 – 2005 уч.г., 2005 – 2006 уч.г.

2004 – 2005 учебный год

2005 – 2006 учебный год

Выводы по диагностике:

  1. В начале исследования, как показывают результаты диагностики, самым высоким 76,92% оказывается показатель 1-го уровня. Это объясняется тем, что для учащихся в самом начале работы не были ясны задачи и пути их решения. В течение 2004-2005 учебного года наблюдается снижение этого уровня. Самым динамичным уровнем оказывается 2-ой уровень, что является показателем проявления творческой активности учащихся при побуждении со стороны преподавателя. Показатель 3-го уровня с 0% в начале учебного года немного возрос к середине года, что объясняется общей продуктивностью деятельности учащихся. Отмечено: наибольшая активность учащихся проявляется в период с декабря по март, далее наступает определенный спад, что и видно по результатам диагностики - показатель 3-го уровня в апреле снизился. Причина - психологическая и физическая усталость учащихся к концу учебного года.
  2. Показатели 2005-2006 учебного года показывают: в начале года по-прежнему достаточно высок показатель 1-го уровня, но в сравнении с прошлым годом он ниже, а показатель 2-го уровня в этом сравнении возрос,  вновь показатель 3-го уровня оказывается на 0% уровне. Это можно объяснить пассивной позицией учащихся, постепенное вхождение их в ритм обучения после летних каникул. Достаточно высокий скачок показателей 2-го и 3-го уровней на фоне 0% 1-го уровня объясняется активизацией творческой деятельности учащихся при подготовке и проведении Фестиваля, посвященного 30-летию ДМШ п. Мыс Каменный. В апреле все показатели находятся почти на одном уровне. В сравнении с результатами 2004-2005 учебного года можно отметить, что возрос показатель 3-го уровня, и это можно считать положительным результатом всей деятельности и преподавателя, и учащихся.

Таким образом, поставленные задачи в начале исследования были решены:

  • введение предмета «ансамбль» как самостоятельного занятия оправдало себя: занятия ансамблевой игрой вызывают интерес у учащихся
  • данная форма работы расширяет художественный кругозор учащихся, активизирует их исполнительскую деятельность, ведущим мотивом становится познавательный мотив и желание самосовершенствования
  • занятия в классе ансамблевой игры стимулируют проявление творческой активности учащихся, дают возможность самостоятельного решения поставленных задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа одна из форм привития интереса к физике

Процесс обучения и воспитания настолько сложен и многообразен, что учитель не может полноценно осуществлять его только на уроках. Чтобы привить учащимся устойчивый интерес к предмету, дополнить ...

Шумовой ансамбль, как одна из форм работы в кружке "Синтезатор".

Шумовой ансамбль, как одна из форм работы в кружке "Синтезатор".Игра на детских музыкальных и шумовых инструментах -- один  из любимых видов деятельности детей на музыкальных занятиях. ...

Использование художественной литературы на уроках истории – одна из форм развития познавательных интересов учащихся.

Работа раскрывает различные способы и щирокие  возможности использования художественной литературы на уроках истории...

Доклад "Интеграция английского языка и других предметов как одна из форм развития коммуникативных навыков обучающихся в классе с углублённым изучением предмета"

В докладе речь идёт об интеграции предметов — как об одном из направлений активного поиска новых педагогических форм и методов организации учебного процесса, развития творческого потенциала педагогов,...

«РАБОТА НАД РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ АНСАМБЛЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ЮНОГО ПИАНИСТА».

Главная задача преподавателя – пианиста детской музыкальной школы состоит в том, чтобы  активизировать творческое начало личности ребенка, научить играть его на рояле  посредством неиссякаем...

Юрченко Е.Ф. "Словарная работа на уроках истории как одна из форм развития речи учащихся, имеющих недостатки в интеллектуальном развитии".

В статье расрываются приёмы организации словарной работы на уроках истории в коррекционной школе VIII вида....