План проведения занятия-соревнования с учащимися группы ОДОД ГОУ № 530
план-конспект занятия (6 класс) по теме

Горелова Дина Васильевна

 

В системе общего среднего образования предмет "Русский язык" занимает одно из ведущих мест. Русский язык является языком науки, дипломатии, международной торговли, транспорта, туризма и т.д., средством хранения и передачи общечеловеческих знаний и ценностей. Русский язык является также важнейшим средством воспитания, поскольку способствует приобщению к духовным ценностям. Ведущими функциями русского языка являются коммуникативная (язык как средство человеческого общения) и когнитивная (обозначение внеязыковой действительности). Для практики обучения языку важны и такие функции, как конативная (функция усвоения), волюнтативная (воздействия), контактоустанавливающая (использование высказываний с целью вступления в общение, его продолжения и прекращения), эстетическая (создание художественного образа с помощью языковых средств) и кумулятивная (функция хранения и передачи традиций культуры и истории народа).Успех в освоении русского языка учащимися в значительной степени зависит от того, насколько в процессе обучения учитываются взаимосвязь и взаимодействие учебных предметов гуманитарного цикла: русского, иностранных языков, отечественной и мировой художественной культуры, русской  литературы, риторики, истории. 

 

План проведения

занятия-соревнования с учащимися группы ОДОД ГОУ № 530

 

I.Тема: «Как наше  слово отзовется».

II. Цели занятия:

Учебная -   Повторение и углубление сведений о слове как единице языка.

Воспитательная: способствовать формированию интереса к русскому языку.

                                                       Эпиграф:   И слово вещее мы ценим,

                                                                           И слово русское мы чтим,

                                                                           И силе слова не изменим

                                                                           И святотатцев  заклеймим.

                                                                                                                      С. Сергеев-Ценский.

Ход занятия: Класс делится на две команды. Выбирается жюри, которое будет оценивать ваши знания. В ходе занятия выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам. После окончания подводятся итоги и называются победители. Соревнуются  команды «Приставка» и «Суффикс» из учащихся 6А класса.

Ну а теперь начинаем соревнование.

                    Оценивать ваши знания будет компетентное жюри (представление членов жюри). Каждой команде  будут задаваться  вопросы,  а вы должны подумать и дать правильный ответ. Вначале, уважаемое жюри, представление команд.

                                                       Команда «Приставка».

Вы стоите после корня,

Мы немного впереди,

Но от всей души желаем

Дружно вместе нам идти!

                                                       Команда «Суффикс»

Команде «Приставка»  желаем успеха,

Желаем победы, веселья и смеха!

 

 

Задание командам:  № 1.Дать современное толкование слов: ВЕЩЕЕ и СВЯТОТАТЦЫ.

                   Святотатец - Человек, совершивший оскорбление заветного, святого.

                   Вещее – Предвидящий будущее, пророческий. Значение слова Вещий по словарю                                               Ушакова:... Знающий или предсказывающий будущее, пророческий.

 

Задание командам:  № 2. Прослушать отрывок из статьи «Лишние буквы».

                   В 1634 году появился первый русский букварь, составленный Василием Бурцевым. На титульной странице букваря изображен был учитель, секущий розгами ученика. Это картинка как-бы говорила о том, что азбуку изучать было делом нелегким. Трудности действительно существовали, и связаны они были с наличием в азбуке «лишних» букв, то есть таких букв, в которых русский язык и не нуждался.

                   Даже в начале 20 века продолжали удерживаться на письме такие «лишние» буквы как «ЯТЬ» (читалось как Е, ϴ - фита, произносившаяся как Ф в словах греческого происхождения ФЕДОТ, ФЁДОР и Ὓ" – ижица, произносившаяся как И в небольшом количестве слов.

                   Правил, которые бы указывали, где нужно писать эти буквы, не было. Поэтому учащимся приходилось заучивать слова с этими буквами наизусть, а кто не знал – наказывали розгами. А таких слов было более 300.

                   В 1918 году была проведена реформа правописания и были упразднены лишние, ненужные никому буквы, что позволило народу быстрее и успешнее овладеть грамотой.

                   Учащиеся слушают и стихотворение В.Я.Брюсова  «Июльская ночь»

 

Вале́рий Я́ковлевич Брю́сов — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма. Родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье.

                   Алый Бархат Вечереет,

                   Горделиво Дремлют Ели,

                   Жаждет Зелень — И июль

                   Колыбельной Лаской Млеет...

                                   Нежно Отзвуки Пропели...

                                   Разостлался Синий Тюль.

                                   Улетели Феи .Холить

                                   Царство Черы Шаловливой…

 Вопрос. Почему автор каждое слово написал с большой буквы и что он зашифровал?

                   Ответ – Алфавит.  Валерий Яковлевич Брюсов постарался написать такое стихотворение, первые буквы слов которого были бы расположены в порядке современного ему русского алфавита, причём так, чтобы все буквы были использованы. Это удалось сделать до буквы щ включительно

                   Заметим, что в тексте стихотворения автором не была выделена буква й, а ё отсутствует вовсе (ср. льет, а не льёт). Дело в том, что в азбуке начала XX в. обе эти буквы не имели самостоятельного статуса.

Русский алфавит до реформы 1918 г. выглядел так:

                    а б в г д е ж з и i к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь ѣ э ю я θ ѵ.

 

Вопрос учителя к учащимся: сколько букв в русском алфавите (ответ – 33).

                                                       сколько гласных (10), сколько согласных (21) букв

                                                       сколько гласных звуков (6), сколько согласных (36) звуков.

Задание командам:  № 3. 

а) Расставить  ударения в словах;

КАМБАЛА, КАТАЛОГ, ПЕТЛЯ, СТОЛЯР,  ПОДРОСТКОВЫЙ, АВГУСТОВСКИЙ, ЩАВЕЛЬ, ХОДАТАЙСТВО, КРАСИВЕЕ, ОСУГ, ЗВОНИТ.

б) Определить размер стихотворения  М.Лермонтова «Тучки»

                           Тучки небесные, вечные странники,

                     Степью лазурною, цепью жемчужною,

                     Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

                     С милого севера в сторону южную.  (М. Лермонтов)

Ответ: 4-х стопный дактиль

Задание командам:  № 4. 

 

а) В данных словах указать морфемы:

            РАЗУТЬ, ОБУТЬ, ОТРУБИТЬ, СТОЛОВ, ГОЛОВ.

б) Определить способ образования следующих слов:

            ОТЛЁТ, СТОЛОВАЯ, ПОДЛЕТЕЛ, ИСПЫТАНИЕ.

 

Задание командам:  № 5. 

а) Выберите из слов те, которые образованы  двумя приставками:

ОТОЙДИ, ПОДОЙДИ, ЗАМКНИ, ЗАПРИ, ОТКЛЮЧИ, ПРИПРИ, СМОТРИ, ОТОПРИ.

б) Запиши правильно приставки в словах:

СЖАЛ, ПРЕМИЛЫЙ, ПРИШИЛ, ПРИЛЕТЕЛ, ПРИКЛЕИЛ, ВЗЛЕТЕЛ, ВСПОТЕЛ, СЖЁГ, ИСПЕК, ПРИШКОЛЬНЫЙ, РАССЧИТАЛ, СБРИЛ, ОТОШЁЛ, ПОДТОЛКНУЛ.

Задание командам  № 6:  на знание частей речи. 

а) от имени мальчика отнять букву – получится имя девочки, отнять две буквы – получится нота, отнять три – местоимение.

б) напишите правильно: -  сшили занавески из (тюль)

                                               - крышу барака покрыли (толь).

в) как можно склонять голову, не опуская её вниз (ответ: по падежам).

г) записать слова в родительном падеже множественного числа:

 

            САПОГИ, НОСКИ, ЧУЛКИ,  КОЧЕРГА, ГРАММ,  РЕЛЬС, СВЕЧА, ТУФЛЯ,             СУДЬЯ,  ПОЛОТЕНЦЕ, БЛЮДЦЕ.

 

д) образовать от прилагательных АЛЫЙ, БЕЛЫЙ все степени сравнения.

е)  записать правильно окончания в глаголах: БОРЕШЬСЯ, СЕЕШЬ, ГОНИШЬ, ПРИСОТРИШЬСЯ, ТАЩИЩЬ, КЛЕИШЬ, СТРОИШЬ, СТЕЛЕШЬ.

 

ж) ответьте на вопрос:  У каких глаголов окончания находятся в середине слова?

                                           ( ответ: у возвратных).

и)  приведите пример ПЕРЕХОДНОГО  и НЕПЕРЕХОДНОГО глаголов?

к)  произвести морфологический разбор глаголов: ЖГИ, ПИШЕШЬ?

 

III. Подведение итогов  занятия.

         Молодцы, вы преодолели все задания. Давайте послушаем, насколько успешно.  (Жюри подводит итоги, сообщает конечный результат, называет победителей).

         Спасибо за участие!

 

 

 

 

                                    Учитель   русского языка  и  литературы  ГОУ  № 530

                                     кандидат педагогических наук                 Горелова Д.В.

            «          »…………………… 2016 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-sorevnovanie.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

План проведения

занятия-соревнования с учащимися группы ОДОД ГОУ № 530

I.Тема: «Как наше  слово отзовется».

II. Цели занятия:

Учебная -   Повторение и углубление сведений о слове как единице языка.

Воспитательная: способствовать формированию интереса к русскому языку.

        Эпиграф:   И слово вещее мы ценим,

                            И слово русское мы чтим,

                            И силе слова не изменим

                            И святотатцев  заклеймим.

                                                        С. Сергеев-Ценский.

Ход занятия: Класс делится на две команды. Выбирается жюри, которое будет оценивать ваши знания. В ходе занятия выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам. После окончания подводятся итоги и называются победители. Соревнуются  команды «Приставка» и «Суффикс» из учащихся 6А класса.

Ну а теперь начинаем соревнование.

                    Оценивать ваши знания будет компетентное жюри (представление членов жюри). Каждой команде  будут задаваться  вопросы,  а вы должны подумать и дать правильный ответ. Вначале, уважаемое жюри, представление команд.

        Команда «Приставка».

Вы стоите после корня,

Мы немного впереди,

Но от всей души желаем

Дружно вместе нам идти!

        Команда «Суффикс»

Команде «Приставка»  желаем успеха,

Желаем победы, веселья и смеха!

Задание командам:  № 1.Дать современное толкование слов: ВЕЩЕЕ и СВЯТОТАТЦЫ.

        Святотатец - Человек, совершивший оскорбление заветного, святого.

        Вещее – Предвидящий будущее, пророческий. Значение слова Вещий по словарю                                   Ушакова:... Знающий или предсказывающий будущее, пророческий.

Задание командам:  № 2. Прослушать отрывок из статьи «Лишние буквы».

        В 1634 году появился первый русский букварь, составленный Василием Бурцевым. На титульной странице букваря изображен был учитель, секущий розгами ученика. Это картинка как-бы говорила о том, что азбуку изучать было делом нелегким. Трудности действительно существовали, и связаны они были с наличием в азбуке «лишних» букв, то есть таких букв, в которых русский язык и не нуждался.

        Даже в начале 20 века продолжали удерживаться на письме такие «лишние» буквы как «ЯТЬ» (читалось как Е, ϴ - фита, произносившаяся как Ф в словах греческого происхождения ФЕДОТ, ФЁДОР и Ὓ" – ижица, произносившаяся как И в небольшом количестве слов.

        Правил, которые бы указывали, где нужно писать эти буквы, не было. Поэтому учащимся приходилось заучивать слова с этими буквами наизусть, а кто не знал – наказывали розгами. А таких слов было более 300.

        В 1918 году была проведена реформа правописания и были упразднены лишние, ненужные никому буквы, что позволило народу быстрее и успешнее овладеть грамотой.

         Учащиеся слушают и стихотворение В.Я.Брюсова  «Июльская ночь»

        Алый Бархат Вечереет,

        Горделиво Дремлют Ели,

        Жаждет Зелень — И июль

        Колыбельной Лаской Млеет...

                        Нежно Отзвуки Пропели...

                        Разостлался Синий Тюль.

                        Улетели Феи .Холить

                        Царство Черы Шаловливой…

 Вопрос. Почему автор каждое слово написал с большой буквы и что он зашифровал?

        Ответ – Алфавит.  Валерий Яковлевич Брюсов постарался написать такое стихотворение, первые буквы слов которого были бы расположены в порядке современного ему русского алфавита, причём так, чтобы все буквы были использованы. Это удалось сделать до буквы щ включительно

        Заметим, что в тексте стихотворения автором не была выделена буква й, а ё отсутствует вовсе (ср. льет, а не льёт). Дело в том, что в азбуке начала XX в. обе эти буквы не имели самостоятельного статуса.

Русский алфавит до реформы 1918 г. выглядел так:

         а б в г д е ж з и i к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь ѣ э ю я θ ѵ.

Вопрос учителя к учащимся: сколько букв в русском алфавите (ответ – 33).

        сколько гласных (10), сколько согласных (21) букв

        сколько гласных звуков (6), сколько согласных (36) звуков.

Задание командам:  № 3.  

а) Расставить  ударения в словах; 

КАМБАЛА, КАТАЛОГ, ПЕТЛЯ, СТОЛЯР,  ПОДРОСТКОВЫЙ, АВГУСТОВСКИЙ, ЩАВЕЛЬ, ХОДАТАЙСТВО, КРАСИВЕЕ, ОСУГ, ЗВОНИТ. 

б) Определить размер стихотворения  М.Лермонтова «Тучки»

        Тучки небесные, вечные странники,

        Степью лазурною, цепью жемчужною,

        Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

        С милого севера в сторону южную.  (М. Лермонтов)

Ответ: 4-х стопный дактиль

Задание командам:  № 4.  

а) В данных словах указать морфемы:

        РАЗУТЬ, ОБУТЬ, ОТРУБИТЬ, СТОЛОВ, ГОЛОВ.

б) Определить способ образования следующих слов:

        ОТЛЁТ, СТОЛОВАЯ, ПОДЛЕТЕЛ, ИСПЫТАНИЕ.

Задание командам:  № 5.  

а) Выберите из слов те, которые образованы  двумя приставками:

ОТОЙДИ, ПОДОЙДИ, ЗАМКНИ, ЗАПРИ, ОТКЛЮЧИ, ПРИПРИ, СМОТРИ, ОТОПРИ.

б) Запиши правильно приставки в словах:

СЖАЛ, ПРЕМИЛЫЙ, ПРИШИЛ, ПРИЛЕТЕЛ, ПРИКЛЕИЛ, ВЗЛЕТЕЛ, ВСПОТЕЛ, СЖЁГ, ИСПЕК, ПРИШКОЛЬНЫЙ, РАССЧИТАЛ, СБРИЛ, ОТОШЁЛ, ПОДТОЛКНУЛ.

Задание командам  № 6:  на знание частей речи.  

а) от имени мальчика отнять букву – получится имя девочки, отнять две буквы – получится нота, отнять три – местоимение.

б) напишите правильно: -  сшили занавески из (тюль)

                                - крышу барака покрыли (толь).

в) как можно склонять голову, не опуская её вниз (ответ: по падежам).

г) записать слова в родительном падеже множественного числа:

        САПОГИ, НОСКИ, ЧУЛКИ,  КОЧЕРГА, ГРАММ,  РЕЛЬС, СВЕЧА, ТУФЛЯ,          СУДЬЯ,  ПОЛОТЕНЦЕ, БЛЮДЦЕ.

д) образовать от прилагательных АЛЫЙ, БЕЛЫЙ все степени сравнения.

е)  записать правильно окончания в глаголах: БОРЕШЬСЯ, СЕЕШЬ, ГОНИШЬ, ПРИСОТРИШЬСЯ, ТАЩИЩЬ, КЛЕИШЬ, СТРОИШЬ, СТЕЛЕШЬ.

ж) ответьте на вопрос:  У каких глаголов окончания находятся в середине слова?

                                ( ответ: у возвратных).

и)  приведите пример ПЕРЕХОДНОГО  и НЕПЕРЕХОДНОГО глаголов?

к)  произвести морфологический разбор глаголов: ЖГИ, ПИШЕШЬ?

III. Подведение итогов  занятия.

         Молодцы, вы преодолели все задания. Давайте послушаем, насколько успешно.  (Жюри подводит итоги, сообщает конечный результат, называет победителей).

         Спасибо за участие!

                         Учитель   русского языка  и  литературы  ГОУ  № 530

        кандидат педагогических наук                Горелова Д.В.

        «          »…………………… 2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

План проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса в рамках проведения городского семинара учителей физической культуры г. Саратова "Внедрение Комплекса ГТО в общеобразовательных учреждениях", декабрь 2014 г.

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол).Мастер-Класс[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8019316","attribu...

План проведения НОД в подготовительной к школе группе по теме «Народные промыслы Самарской губернии»

Закрепление знаний детей по  изделиям народных промыслов Самары и Самарской губернии.Закрепляем виды народного прикладного искусства (гжель, хохлома, дымковская игрушка), их характерные особеннос...

Статья : Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий, соревнований

Какие существуют требования безопасности к проводимым мероприятиям. ...

Смешанная группа девочек и мальчиков в период пандемии, набор в группы ОДОД секции по Баскетболу .

Здравствуйте коллеги. Хочу поделиться многолетним опытом тренировок по баскетболу в Лицее и Университете (СПбГМТУ , Лицей, Спортивная школа СПб ). Я веду секцию баскетбола в Лицее №281 г.Санкт-Пе...