Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "МЯГКАЯ ИГРУШКА"
рабочая программа на тему

Алибаева Александра Тимуровна

Предварительный просмотр:

Введение.

Игрушки появились рядом с человеком очень давно. В древности их делали из того материала, который был под рукой – из кожи и дерева, ткани и глины, мягкого камня и бивней мамонта. Иногда игрушкам приписывалась магическая сила. Как правило, это были звучащие игрушки – свистульки, трещотки, погремушки – своим звуком они «отгоняли» злых духов. Самые древние игрушки России были найдены на территории древних русских городов – Киева, Новгорода, Москвы, Коломны. Персонажами игрушек были кони, птицы, медведи, фигурки всадников, веселых скоморохов.

Шло время. Совершенствовались приемы изготовления игрушек из различных материалов. Часто народное творчество обращалось к таким материалам, как солома, лен, пряжа. Иногда куклы вязались крючком и спицами, шились из ткани.

Игрушки из дерева, глины, кости, камня постепенно утратили свое первоначальное значение – с ними не играют дети. Это – игрушки-сувениры. Мягкие же игрушки используются в игре детьми с древних времен и по настоящее время.

Всем известно, как дети любят мягкие игрушки: меховые, плюшевые, из цветных лоскутков, из сукна. Они теплые, пушистые. Но ни с чем нельзя сравнить игрушку, сшитую своими руками: в нее вложена частица души ребенка. Немного неуклюжая, косоватая игрушка, сшитая своими руками, очень дорога ребенку и любима им. Опыт показывает, что изготовление игрушек увлекает не только девочек, но и мальчиков.

По мнению психологов, игрушка способна развивать эмоции, чувства ребенка и даже изменить его поведение. Даже самые неуравновешенные дети становятся более внимательными и сдержанными. Малообщительные и замкнутые - более открытыми и эмоциональными. Во время изготовления игрушек дети их прихорашивают, разговаривают с ними, как с живыми, смеются, радуются или огорчаются и т.д. Это говорит о том, что еще не утратилась духовная ценность игрушки, ее прекрасная способность – дарить детям радость.

Пояснительная записка

Данная программа имеет художественную направленность. В процессе изготовления игрушки ребенок приобретает практические навыки кройки и шитья, навыки работы с разными материалами и инструментами, умение подбирать гармоничные цвета и оттенки ткани.

Новизна данной программы заключается во внедрении новых направлений в мягкой игрушке. Это милые «Тильды», игрушки в стиле «наив» и скульптурный текстиль. Данная программа является модифицированной, использованы материалы программ: «Мягкая игрушка» (авт. И.А.Ивлева), «Веселый зоопарк» (авт. Т.П. Шляхова).

 Снова вошло в моду делать подарки своими руками, но это уже не простые прихватки и куполы на чайник. Современная мягкая игрушка удивительно необычна и предоставляет полную возможность для самовыражения.

        Программа имеет большое воспитательное значение. У обучающихся развивается усидчивость, внимание, аккуратность, бережное отношение к вещам. Воспитанники учатся ценить все, что сделано ими самими и другими людьми, учатся видеть прекрасное, познают окружающий мир. Богатая детская фантазия, нестандартность мышления дают возможность создавать замечательные образы игрушек. Позже эти образы могут превратиться в героев какого-либо действия, спектакля, мультфильма  и др.

Занятия строятся с учетом дидактических принципов – от неизвестного к известному, от простого к сложному; с учетом возрастных особенностей обучающихся, применением наглядности и на основе знаний полученных ранее. При этом используются рассказ, инструктаж, беседа, показ последовательности выполнения изделия.

В процессе изготовления изделий обучающиеся получают большие возможности для творчества. В этом возрасте дети стремятся к конечному результату, т.е. изготовлению изделия, а так же его оформлению. Им свойственно желание внести что-то новое, украсить игрушку по-своему, ощутить результат собственного творческого поиска. Обращение к изучению народного декоративно-прикладного искусства развивает эстетический вкус, вызывает интерес и любовь к искусству своего народа, а также желание вернуться к этому виду ручного труда.

Важной задачей дополнительного образования является развитие творческих способностей воспитанников, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативу и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Творчество – это создание оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образа.

Искусство изготовления игрушек – один из видов декоративно-прикладного творчества, которое является частью искусства народа и представляет значительную ценность для нравственного воспитания обучающихся.

Игрушка – это средство познания и вживания в мир. Для восприятия важно все: форма, цвет, соразмерность, материал, крепость и функциональность.

Творческий подход к решению любой задачи возникает только тогда, когда педагог покажет, что существует множество вариантов решений, нетрадиционных подходов. Мало научить воспитанников ремесленным навыкам, способам работы с разными материалами, главное – вложить в их работы чувства, личностное отношение к задуманному произведению.

Поэтому целью данной программы является развитие познавательного интереса, творческих способностей и нравственных качеств воспитанников в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

обучающие:

  • обучить практическим навыкам работы с разными материалами и инструментами;
  • обучить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;
  • познакомить с назначением и областью применения материалов, экономному их использованию;

развивающие:

  • развивать воображение, наблюдательность, неординарное мышление, внимательность, усидчивость и аккуратность;
  • расширять сенсорный опыт, развивать моторику рук;
  • развивать умения и навыки работы с ручными инструментами и разными материалами;
  • формировать эстетический и художественный вкус;

воспитательные:

  • воспитывать чувство коллективизма, нравственно-этических норм межличностных взаимоотношений, умений и навыков поведения и работы в коллективе;
  • воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда.

Учитывая возрастные и психологические особенности воспитанников, на занятиях сочетаются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы. Используются методы: словесные (рассказ, беседа, объяснение), практические, наглядные, контролирующие (текущий контроль – кроссворды, викторины, конкурсы; итоговый – выставки работ).

В результате освоения программы учащиеся должны

знать:

  • правила подготовки рабочего места;
  • правила безопасной работы с разными материалами и инструментами;
  • технологию изготовления основ для разного вида игрушек;
  • область применения и назначение материалов и инструментов;

уметь:

  • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль над ее ходом и результатами;
  • изготавливать мягкую игрушку из доступных материалов по 2-6 выкройкам и описанию; выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
  • проектировать собственную игрушку и шить по своему замыслу;
  • осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой игрушки;

быть:

  • дружными, уважительными, сдержанными, наблюдательными, внимательными, усидчивыми, аккуратными, бережливыми, экономными.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения правил безопасной работы с материалами и инструментами;
  • создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
  • осуществления сотрудничества в процессе совместной работы.

Возраст обучающихся.

Образовательная программа дополнительного образования кружка «Мягкая игрушка» предназначена для детей в возрасте от 8 – 12 лет, желающих заниматься данным видом деятельности.

Разновозрастные группы обучающихся декоративно-прикладному творчеству имеют дополнительные преимущества. В таких группах концентрируются благоприятные условия для занятий, так как здесь царит лад, порядок и дружелюбное общение. В смешанной группе происходит взаимное обучение: более опытные и знающие охотно помогают младшим освоить какой-либо прием, способ, навык. Здесь действует активный метод помощи «из рук в руки», что способствует интересному творческому и деловому общению.

Сроки реализации программы и режим занятий

Образовательный курс программы дополнительного образования детей «Мягкая игрушка» рассчитан на три года обучения. Для успешного освоения программы количество детей в группе начального обучения (первый год) – 12 – 15 человек, для второго и третьего года обучения – от 10 до 12 человек. Специального отбора в кружок не производится

Режим работы кружка:

  • - для детей первого года обучения по два часа два раза в неделю,  всего 144 часа;
  • - для детей второго года обучения по три часа два раза в неделю, всего 216 часов;
  • - для детей третьего года обучения по три часа два раза в неделю, всего 216 часов.

Формы и методы контроля знаний

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения обучающимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

При индивидуальном контроле каждый воспитанник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. (Изготовление игрушки по выбору)

При групповом контроле группа временно делится на несколько групп (по 6-7 человек) и каждой группе дается задание. (Составление композиций из поделок)

При фронтальном контроле задания предлагаются всей группе. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти. (Оформление выставок, создание мультика)

В этой связи различают три типа контроля: внешний контроль педагога за деятельностью обучающихся, взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся. Особенно важным для развития обучающихся является самоконтроль, в этом случае осознается правильность действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

Виды контроля

Виды контроля

Методы

Вводный

Беседа, наблюдение.

Текущий

Опросы, практические работы, викторины, кроссворды.

Коррекция

Повторные беседы, индивидуальные консультации.

Итоговый

Представление работ на выставках, обсуждение коллективных работ

Кроссворды направлены на проверку базовых и дополнительно полученных  знаний обучающихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.

Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы. Викторины как средство обучения имеет смысл включать на начальной стадии занятия или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут. Сначала педагог объявляет тему викторины. После объявления темы задается не менее десяти вопросов, на которые обучаемые дают ответы. Далее следует серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно оцениваются педагогом.

К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:

  • правила организации рабочего места; правила поведения и техники безопасности на занятиях при работе с острыми, колющими и режущими предметами;
  • технологию выполнения ручных швов;
  • технологию выполнения изделия по выкройкам;
  • технологию изготовления основы для цельнокроеных игрушек и игрушек из волокнистых материалов;
  • назначение и область применения материалов и инструментов;

уметь:

  • выполнять изученные швы;
  • выбирать материалы с учетом свойств;
  • изготавливать мягкую игрушку из доступных материалов по 2-4 выкройкам и описанию

быть: аккуратными, бережливыми, внимательными. 

Учебный план

1 год обучения

Раздел программы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Основы ремесла

12

4

8

2

Плоскостная и полуплоскостная игрушка

40

6

34

3

Объемная игрушка

92

14

78

Всего

144

24

120

2 год обучения

Раздел программы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Основы ремесла

9

2

7

2

Полуплоскостная игрушка

36

4

32

3

Объемная игрушка

87

8

79

4

Игрушка на каркасе

84

6

78

Всего

216

20

196

3 год обучения

Раздел программы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Основы ремесла

27

3

24

2

Игрушка - кукла

117

6

111

3

Скульптурный текстиль

72

4

68

Всего

216

13

203

Учебно-тематический план

1 год обучения

Раздел программы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Основы ремесла.

Тема 1. Виды тканей, их характерные особенности и свойства

Тема 2. Виды швов.

12

4

8

4

2

2

8

2

6

2

Плоскостная и полуплоскостная игрушка.

Тема 1. Плоскостная игрушка.

Тема 2. Полуплоскостная игрушка.

40

24

16

6

4

2

34

20

14

3

Объемная игрушка.

Тема 1. Игрушка из шариков.

Тема 2. Игрушка из простых форм.

Тема 3. Малоэлементная игрушка из ткани.

Тема 4. Малоэлементная игрушка из меха.

92

16

8

24

34

14

4

4

2

4

78

12

14

22

30

Всего

144

24

120

Содержание программы

1 год обучения

1 раздел: Основы ремесла (12 часов)

Тема 1: Виды тканей, их характерные особенности и свойства (4 часа)

Теория: Беседа «Волшебный магазин тканей», ТБ: Порядок расположения инструментов на рабочем столе. Освещение рабочего места. Правила посадки обучающихся при работе. Правила работы с острыми, режущими и колющими предметами (ножницы, нож, игла), их хранение, передача другому лицу. Правила поведения обучающихся во время занятий. (2 часа)

Практика: Определение по внешнему виду и на ощупь вида ткани, рассказ о её характерных особенностях и свойствах (2 часа)

Тема 2: Виды швов (8 часов)

Теория: Беседа «Шкатулка – Город швейных принадлежностей». Ознакомление с основными видами швов: «вперёд иголку», «назад иголку», «через край», «петельный», «потайной» (2 часа)

Практика: Выполнение швов: «вперёд иголку», «назад иголку», «через край», «петельный», «потайной» (6 часов)

2 раздел: Плоскостная и полуплоскостная игрушка (40 часов)

Тема 1: Плоскостная игрушка (24 часа)

Теория: Технология изготовления плоскостной игрушки. Цветовая гармония. Разновидности тканей. Основы композиции. Правила кроя на ткани. Правила техники безопасности при работе

с ножницами, иголками, клеем (4 часа)

Практика: Изготовление игрушки из выбранного материала. Декоративное оформление игрушки.

Тема 2:Полуплоскостная игрушка (16 часов)

Теория: Беседа «История создания сувенира и его назначение». Технология изготовления полуплоскостной игрушки (2 часа)

Практика: Выполнение игрушек: «Игольница», «Котенок» и т.п. Организация выставки (14часов)

3 раздел: Объёмная игрушка (92 часа)

Тема 1: Игрушка из шариков (16 часов)

Теория: Театрализованная игра «Колобок». Технология изготовления шарика (4 часа)

Практика: Выполнение игрушек: персонажи к сказке  «Колобок», коллективная работа «Гусеница»

(12 часов)

Тема 2: Игрушка из простых форм (18 часов)

Теория: Технология изготовления конуса, цилиндра. Способы утяжки.

Анализ работ (4 часа)

Практика: Выполнение игрушек: «Морковка», «Лисичка», «Миньон» (14 часов)

Тема 3: Малоэлементная игрушка из ткани (24 часа)

Теория: Технология изготовления объёмной игрушки. Этапы изготовления. Инструменты и материалы (2 часа)

Практика: Выполнение игрушек, декорирование. (22 часа)

Тема 4: Малоэлементная игрушка из меха (34 часа)

Теория: Сочетания ткани и меха. Особенности выполнения игрушек из меха. Используемые швы: «через край», «петельный», «потайной». Художественное оформление игрушки (4 часа)

Практика: Выполнение швов, изготовление игрушек. Декор.

Оформление итоговой выставки (30 часов).

Характеристика ожидаемых результатов

По окончании курса первого года обучения учащиеся должны получить следующие основные знания и умения:

  • Знание внешнего вида, обозначения и техники выполнения основных швов («вперед иголку», «назад иголку», «через край», «петельный», «потайной»);
  • Знание видов тканей, умение распознавать ткани по внешнему виду и на ощупь;
  • Владение приемами изготовления несложных игрушек (крой и пошив деталей игрушки, набивка деталей, сборка игрушки, способы утяжки);
  • Владения способами оформления поделок (изготовление носа, глаз, накладки на мордочку, художественное оформление игрушки);
  • Умение работать с выкройкой (перевод выкройки на ткань, крой простых деталей).

Учебно-тематический план

2 год обучения

Раздел программы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Основы ремесла.

Тема 1. Виды натуральных и искусственных волокон.

Тема 2. Виды швов.

9

3

6

2

1

1

7

2

5

2

Полуплоскостная игрушка.

Тема 1. Игрушка- карман.

Тема 2. Игрушка – сувенир.

36

15

21

4

2

2

32

13

19

3

Объемная игрушка.

Тема 1. Объемная игрушка из ткани.

Тема 2. Объемная игрушка из меха.

Тема 3. Объемная игрушка из натуральных материалов. Традиционная тряпичная кукла.

87

24

27

36

8

3

2

3

79

21

25

33

4

Игрушка на каркасе.

Тема 1. Игрушка на картонном каркасе.

Тема 2. Игрушка на

проволочном каркасе.

84

30

54

6

3

3

78

27

51

Всего

216

20

196

Содержание программы

2 год обучения

1 раздел: Основы ремесла (9 часов)

Тема 1: Виды натуральных и искусственных волокон. (3 часа)

Теория: Свойства натуральных и  искусственных волокон, их разнообразие и особенности. (1 час)

Практика: Приобретение навыков обработки и кроя (2 часа)

Тема 2: Виды швов (6 часов)

Теория: Виды швов - «вперёд иголку», «назад иголку», «через край», «петельный», «потайной», «встык». Техника выполнения швов (1 час)

Практика: Выполнение различных видов швов. Оформление альбома с образцами (5 часов)

2 раздел: Полуплоскостная игрушка (36 часов)

Тема 1: Игрушка – карман (15 часов)

Теория: Беседа «Игрушки, необходимые в быту». Технология их изготовления (2 часа)

Практика: Изготовление двух игрушек – карманов (13 часов)

Тема 2: Игрушка – сувенир (21 час)

Теория: История создания сувенира. Технология изготовления сувенира. Используемые материалы, их цветосочетание (2 часа)

Практика: Изготовление сувениров: «Сумочка», «Кошелёк» и т.п. (19 часов)

3 раздел: Объёмная игрушка (87 часов)

Тема 1: Объёмная игрушка из ткани (24 часа)

Теория: Разновидности тканей. Их сочетание по цвету и фактуре. Особенности кроя. Беседа «История появления игрушки». Технология изготовления и художественное оформление игрушки (3 часа)

Практика: Изготовление игрушек по выбору, декор. (21 час)

Тема 2: Объёмная игрушка из меха (36 часов)

Теория: Разновидности меха. Особенности края и пошива. Беседа «Изображение животных в искусстве». Моделирование лекал. Особенности оформления мордочки, утяжка (3 часа)

Практика: Изготовление лекал. Увеличение выкройки. Моделирование выкройки. Изготовление игрушек по выбору, декор. (33 часа)

Тема 3: Объёмная игрушка из натуральных материалов (27 часов)

Теория: Беседа «История традиционной тряпичной куклы.». Разработка эскиза игрушки. (2 часа)

Практика: Изготовление игрушек по выбору, коллективная работа «Рождественская ёлка» (25 часов)

4 раздел: Игрушки на каркасе (84 часа)

Тема 1: Игрушка на картонном каркасе (30 часов)

Теория: Беседа «Из истории народной игрушки». Технология изготовления игрушки на каркасе (3 часа)

Практика: Изготовление лекал. Изготовление игрушек: «Матрёшка», «Крокодильчик» (27 часов)

Тема 2: Игрушка на проволочном каркасе (54 часа)

Теория: Каркасные игрушки. Шарнирное соединение деталей. Набивка игрушек (3 часа)

Практика: Изготовление каркаса. Перевод выкроек. Изготовление игрушек по выбору. Подготовка и оформление итоговой выставки (51 час).

Характеристика ожидаемых результатов

По окончании курса второго года обучения учащиеся должны получить следующие основные

знания и умения:

  • Умение работать с мехом (подбор меха, правила кроя);
  • Владение приемами изготовления сложных игрушек (крой деталей, пошив и набивка), сборка игрушки, утяжка, художественное оформление игрушки);
  • Умение корректировать выкройки игрушки (увеличение, уменьшение, моделирование);
  • Владение приемами цветовых решений в изготовлении игрушки;
  • Владение приемами самостоятельного конструирования игрушки;
  • Владение приемами художественного оформления игрушек.

Учебно-тематический план

3 год обучения

Раздел программы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Основы ремесла.

Тема 1. Цветоведение

Тема 2. Материаловедение.

Тема 3. Моделирование.

27

9

9

9

3

1

1

1

24

8

8

8

2

Игрушка – кукла Тильда.

Тема 1. Традиционная народная кукла.

Тема 2. Куклы – ангелы.

Тема 3. Мир Тильды.

117

15

21

81

6

2

1

3

111

13

20

78

3

Скульптурный текстиль.

Тема 1. Малышка.

Тема 2. Кукла для кукольного театра.

Тема 3. Кукла - марионетка.

72

15

27

30

4

1

1

2

68

14

26

28

Всего

216

13

203

Содержание программы

3 год обучения

1 раздел: Основы ремесла (27 часов)

Тема 1: Цветоведение (9 часов)

Теория: Цветовой спектр. Холодные и тёплые цвета (1 час)

Практика: Подбор ткани и меха по цветовой гамме. Составление цветового коллажа из ткани.

Самостоятельная работа: выполнение подушечки в стиле коллажа (8 часов)

Тема 2: Материаловедение (9 часов)

Теория: Разновидность используемых материалов для декорирования и художественного оформления кукол ленты, тесьма, бисер, паетки, нити…

(1 час)

Практика: Овладение приёмами работы с лентами, тесьмой, бисером, паетками и пр.

Проверочная работа: зарисовать эскиз куклы и определить, какие материалы нужны для её художественного оформления.(8 часов)

Тема 3: Моделирование.

Теория: Приемы изготовления головы куклы, ручек, ножек, способы их утяжки, оформление лица и головы.(1 час)

Практика: Изготовление головы кукол: ребенка, бабушки.(8 часов)

2 раздел: Игрушка – кукла Тильда. (117 часов)

Тема 1. Традиционная народная кукла. (15 часов)

Теория: Куклы народов мира. Технология изготовления. Художественное оформление (1 час)

Практика: Выбор игрушки, эскиз, выкройка, изготовление.  (14 часов)

Тема 2. Куклы – ангелы. (21 час)

Теория: История кукол Тильда. Особенности кроя, декора. Технология изготовления. Материалы и фурнитура (1 час)

Практика: Изготовление куклы – ангела (20 часов)

Тема 3. Мир Тильды. (81 час)

Теория: Технология изготовления и декорирования кукол. (1 час)

Практика: Изготовление игрушки по выбору (20 часов), коллективная работа «Мир Тильды» (20 часов)

3 раздел: Скульптурный текстиль. (72 часа)

Тема 1. Малышка. (15 часов)

Теория: История возникновения техники скульптурного текстиля.

Практика: Основные приемы работы, изготовление куклы-малышки. (14 часов)

Тема 2. Кукла для кукольного театра. (27 часов)

Теория: Художественное оформление куклы. Материалы, используемые при оформлении. (1 час)

Практика: Основные приемы работы, изготовление куклы. Коллективная работа по созданию декораций, проведение кукольного спектакля. (26 часов)

Тема 3. Кукла - марионетка. (28 часов)

Теория: Особенности изготовления тела, крепление подвижных частей, крепление нитей. (2 часа)

Практика: Изготовление куклы. Итоговый показ работ. (26 часов)

Характеристика ожидаемых результатов

По окончании курса третьего года обучения учащиеся должны получить следующие основные знания и умения:

  • Знание основных спектральных цветов, холодных и теплых тонов;
  • Умение правильно подбирать ткань и мех по цветовой гамме и по техническим особенностям;
  • Знание истории возникновения кукол разных народов мира;
  • Приемы изготовления традиционной народной куклы;
  • Приемы изготовления тряпичной куклы в различной технике;
  • Начальные навыки моделирования.
  • Способы утяжки;
  • Способы изготовления игрушек-марионеток.

Методическое обеспечение программы.

Педагогу необходимо внимательно подойти к выбору первого изделия. Игрушка должна быть несложной, количество выкроек не более трех. Швов немного. Первую игрушку дети должны сшить быстро и насладиться радостью своего труда. Начинать следует с простейших игрушек из одного-двух шариков.

После того, как обучающиеся усвоили технологию изготовления игрушек первой сложности, можно перейти к более сложным игрушкам – из 4-6 выкроек. Работы над такими игрушками много и если есть желание у обучающихся их можно шить бригадами по 2-4 человека. Бригадная форма работы позволяет в два-три раза сократить время, затраченное на изготовление игрушки, учит детей трудиться коллективно, переживать за работу товарища, позволяет выявить организаторские способности.

Следует обратить внимание на то, что мягкие игрушки можно выполнить не только из ткани, но и из других материалов. Поэтому несколько часов программа отводит на изготовление  игрушек из фетра, меха.

Программа предусматривает составление композиций из сшитых игрушек, объединив их по темам. Животные могут встретиться в зоопарке, зимние персонажи у ёлки т.п. Эта работа способствует развитию фантазии, прививает навыки работы с другими материалами.

Целью занятий – конкурсов является выявление лучших работ. Используется такая форма работа как презентация игрушки, на которой каждый обучающийся или группа представляют свою игрушку. Главное в этом конкурсе – оценить каждую работу. Педагог заранее продумывает за что, по какой номинации будет отмечена каждая работа. Это может быть самая оригинальная, добрая, аккуратная, забавная и т.п. игрушка.

После занятий – конкурсов игрушки экспонируются на выставку.

Большое значение придается выполнению итоговой работы по проектированию собственной игрушки и шитью по своему замыслу. Обучающийся должен применить все полученные знания, умения и навыки. Результатом этой работы станет защита проекта и образец сшитой по своему замыслу игрушки. Лучшие проекты можно использовать в дальнейшей работе с новой группой детей.

Несколько часов в программе отводится экскурсиям в музеи, выставочные залы и другие культурные учреждения. Не исключается и участие в городских и областных выставках народного творчества, проводимых администрацией города и области.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

При первичных темах занятия проводятся в форме: беседы, рассказа, видео- презентаций. В дальнейшем: инструктаж по ходу выполнения изделия, показ мастер-класса, фото- и видео-материалы. По окончании каждого блока – викторины, дидактические игры.  

Материально - техническое обеспечение программы.

Для эффективной деятельности по программе необходимы следующие материалы и инструменты:

  • ткани: хлопчатобумажные, меховые, шерстяные, плюшевые, кожаные, фетровые, флисовые, трикотажные, шифон, шелк;
  • нитки армированные №35, шерстяные, «мулине», ирис;
  • иглы разной величины;
  • ножницы, шило, плоскогубцы, нож;
  • ножницы фигурные для ткани;
  • картон, калька, миллиметровая бумага;
  • линейка, карандаш, акварель, фломастеры, клей;
  • холлофайбер, синтепон, поролон,  проволока;
  • бисер, пуговицы, тесьма, кружева;
  • проектор, экран;
  • компьютер, принтер.

Список литературы для педагога

  1. Белова Н. Р. Мягкая игрушка. – М., 2003.
  2. Дайн Г. Л. Русская игрушка. – М., 1987.
  3. Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. – М., 1981.
  4. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров –  .М.:   Просвещение, 1990.
  5. Невзорова Н. К. Выполнение ручных швов. // Начальная школа. – 1990. - № 3.
  6. Нестерова Д.В. Рукоделие. – М., 2007.
  7. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации: Практическое пособие. – М., 2004.
  8. Серова З. С. Мягкая игрушка. // Начальная школа. – 1989. - № 12.
  9. Тоне Финнангер Игрушки-Тильды для дома и сада  –  Арт-родник
  10. Якубова А. А. Мягкая игрушка. Новые модели. – Санкт – Петербург, 2005.
  11. Тильда. Подарочная коллекция – Арт-родник

Интернет-сайты и источники из интернета:

1. Информация: http://ru.wikipedia.org 

2. Сайт рукоделия:  http://www.alisfox.ru 

Список литературы для обучающихся

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Мягкая игрушка своими руками. – М.: Айрис – пресс, 2002.

2. Грачева Т. И. Если взять иголку с ниткой. – М.: Малыш, 1990.

3. Денисова Н. А. Пушистики и мохнатики. – М.: Айрис – пресс, 2006.

4. Левина М. С. 365 кукол со всего света. – М.: Айрис – пресс, 2002.



Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА «МЯГКАЯ ИГРУШКА»

( летний лагерь )

АВТОР: АЛИБАЕВА А.Т.

Введение.

Игрушки появились рядом с человеком очень давно. В древности их делали из того материала, который был под рукой – из кожи и дерева, ткани и глины, мягкого камня и бивней мамонта. Иногда игрушкам приписывалась магическая сила. Как правило, это были звучащие игрушки – свистульки, трещотки, погремушки – своим звуком они «отгоняли» злых духов. Самые древние игрушки России были найдены на территории древних русских городов – Киева, Новгорода, Москвы, Коломны. Персонажами игрушек были кони, птицы, медведи, фигурки всадников, веселых скоморохов.

Шло время. Совершенствовались приемы изготовления игрушек из различных материалов. Часто народное творчество обращалось к таким материалам, как солома, лен, пряжа. Иногда куклы вязались крючком и спицами, шились из ткани.

Игрушки из дерева, глины, кости, камня постепенно утратили свое первоначальное значение – с ними не играют дети. Это – игрушки-сувениры. Мягкие же игрушки используются в игре детьми с древних времен и по настоящее время.

Всем известно, как дети любят мягкие игрушки: меховые, плюшевые, из цветных лоскутков, из сукна. Они теплые, пушистые. Но ни с чем нельзя сравнить игрушку, сшитую своими руками: в нее вложена частица души ребенка. Немного неуклюжая, косоватая игрушка, сшитая своими руками, очень дорога ребенку и любима им. Опыт показывает, что изготовление игрушек увлекает не только девочек, но и мальчиков.

По мнению психологов, игрушка способна развивать эмоции, чувства ребенка и даже изменить его поведение. Даже самые неуравновешенные дети становятся более внимательными и сдержанными. Малообщительные и замкнутые - более открытыми и эмоциональными. Во время изготовления игрушек дети их прихорашивают, разговаривают с ними, как с живыми, смеются, радуются или огорчаются и т.д. Это говорит о том, что еще не утратилась духовная ценность игрушки, ее прекрасная способность – дарить детям радость.

Пояснительная записка

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. В процессе изготовления игрушки ребенок приобретает практические навыки кройки и шитья, навыки работы с разными материалами и инструментами, умение подбирать гармоничные цвета и оттенки ткани.

Новизна данной программы заключается во внедрении новых направлений в мягкой игрушке. Это милые «Тильды», игрушки в стиле «наив» и скульптурный текстиль. Снова вошло в моду делать подарки своими руками, но это уже не простые прихватки и куполы на чайник. Современная мягкая игрушка удивительно необычна и предоставляет полную возможность для самовыражения.

Программа рассчитана на первый год занятий с обучающимися ______  лет. В группе занимается ______ человек. Расписание составляется из расчета двух занятий в неделю по 2 часа с перерывом и физкультминутками. Объем составляет 16 часов ( 8 занятий).

Образовательный процесс строится  в соответствии с возрастными психологическими возможностями и особенностями воспитанников, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.

        Программа имеет большое воспитательное значение. У обучающихся развивается усидчивость, внимание, аккуратность, бережное отношение к вещам. Воспитанники учатся ценить все, что сделано ими самими и другими людьми, учатся видеть прекрасное, познают окружающий мир. Богатая детская фантазия, нестандартность мышления дают возможность создавать замечательные образы игрушек. Позже эти образы могут превратиться в героев какого-либо действия, спектакля, мультфильма  и др.

Занятия строятся с учетом дидактических принципов – от неизвестного к известному, от простого к сложному; с учетом возрастных особенностей обучающихся, применением наглядности и на основе знаний полученных ранее. При этом используются рассказ, инструктаж, беседа, показ последовательности выполнения изделия.

В процессе изготовления изделий обучающиеся получают большие возможности для творчества. В этом возрасте дети стремятся к конечному результату, т.е. изготовлению изделия, а так же его оформлению. Им свойственно желание внести что-то новое, украсить игрушку по-своему, ощутить результат собственного творческого поиска. Обращение к изучению народного декоративно-прикладного искусства развивает эстетический вкус, вызывает интерес и любовь к искусству своего народа, а также желание вернуться к этому виду ручного труда.

Важной задачей дополнительного образования является развитие творческих способностей воспитанников, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативу и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Творчество – это создание оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образа.

Искусство изготовления игрушек – один из видов декоративно-прикладного творчества, которое является частью искусства народа и представляет значительную ценность для нравственного воспитания обучающихся.

Игрушка – это средство познания и вживания в мир. Для восприятия важно все: форма, цвет, соразмерность, материал, крепость и функциональность.

Творческий подход к решению любой задачи возникает только тогда, когда педагог покажет, что существует множество вариантов решений, нетрадиционных подходов. Мало научить воспитанников ремесленным навыкам, способам работы с разными материалами, главное – вложить в их работы чувства, личностное отношение к задуманному произведению.

Поэтому целью данной программы является развитие познавательного интереса, творческих способностей и нравственных качеств воспитанников в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

обучающие:

  • обучить практическим навыкам работы с разными материалами и инструментами;
  • обучить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;
  • познакомить с назначением и областью применения материалов, экономному их использованию;

развивающие:

  • развивать воображение, наблюдательность, неординарное мышление, внимательность, усидчивость и аккуратность;
  • расширять сенсорный опыт, развивать моторику рук;
  • развивать умения и навыки работы с ручными инструментами и разными материалами;
  • формировать эстетический и художественный вкус;

воспитательные:

  • воспитывать чувство коллективизма, нравственно-этических норм межличностных взаимоотношений, умений и навыков поведения и работы в коллективе;
  • воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда.

Учитывая возрастные и психологические особенности воспитанников, на занятиях сочетаются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы. Используются методы: словесные (рассказ, беседа, объяснение), практические, наглядные, контролирующие (текущий контроль – кроссворды, викторины, конкурсы; итоговый – выставки работ).

В результате освоения программы учащиеся должны

знать:

  • правила подготовки рабочего места;
  • правила безопасной работы с разными материалами и инструментами;
  • технологию изготовления основ для разного вида игрушек;
  • область применения и назначение материалов и инструментов;

уметь:

  • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль над ее ходом и результатами;
  • изготавливать мягкую игрушку из доступных материалов по 2-6 выкройкам и описанию; выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
  • проектировать собственную игрушку и шить по своему замыслу;
  • осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой игрушки;

быть:

  • дружными, уважительными, сдержанными, наблюдательными, внимательными, усидчивыми, аккуратными, бережливыми, экономными.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения правил безопасной работы с материалами и инструментами;
  • создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
  • осуществления сотрудничества в процессе совместной работы.

Формы и методы контроля знаний

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения обучающимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

При индивидуальном контроле каждый воспитанник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. (Изготовление игрушки по выбору)

При групповом контроле группа временно делится на несколько групп (по 6-7 человек) и каждой группе дается задание. (Составление композиций из поделок)

При фронтальном контроле задания предлагаются всей группе. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти. (Оформление выставок, создание мультика)

В этой связи различают три типа контроля: внешний контроль педагога за деятельностью обучающихся, взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся. Особенно важным для развития обучающихся является самоконтроль, в этом случае осознается правильность действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

Виды контроля

Виды контроля

Методы

Вводный

Беседа, наблюдение.

Текущий

Опросы, практические работы, викторины, кроссворды.

Коррекция

Повторные беседы, индивидуальные консультации.

Итоговый

Представление работ на выставках, обсуждение коллективных работ

Кроссворды направлены на проверку базовых и дополнительно полученных  знаний обучающихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.

Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы. Викторины как средство обучения имеет смысл включать на начальной стадии занятия или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут. Сначала педагог объявляет тему викторины. После объявления темы задается не менее десяти вопросов, на которые обучаемые дают ответы. Далее следует серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно оцениваются педагогом.

К концу обучения обучающиеся должны знать:

  • правила организации рабочего места; правила поведения и техники безопасности на занятиях при работе с острыми, колющими и режущими предметами;
  • технологию выполнения ручных швов;
  • технологию выполнения изделия по выкройкам;
  • технологию изготовления основы для цельнокроеных игрушек и игрушек из волокнистых материалов;
  • назначение и область применения материалов и инструментов;

уметь:

  • выполнять изученные швы;
  • выбирать материалы с учетом свойств;
  • изготавливать мягкую игрушку из доступных материалов по 2-4 выкройкам и описанию

быть: аккуратными, бережливыми, внимательными. 

Учебный план

Разделы программы

Количество часов

1.

Вводное занятие: беседа, сведения из истории, организация рабочего места, инструктаж по технике безопасности. Технология выполнения швов.

2 ч

2.

Конструирование и оформление игрушки

2 ч

3.

Изделия первой сложности: мягкие цельнокроеные игрушки из 2-3 выкроек

4 ч

4.

Игрушка по выбору

6 ч

5.

Составление композиций из поделок

2 ч

Всего:

16 ч

Учебно-тематический план обучения

Наименование разделов и тем

Общее кол-во учетных часов

Количество часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие, беседа, инструктаж по технике безопасности

Из истории мягкой игрушки

Декоративно-прикладное искусство

Организация рабочего места

Технология выполнения швов

Шов «вперед иголку»

Шов «назад иголку»

Петельный шов

Шов «через край»

Потайной шов

2

0,5 ч

1,5ч

2.

Конструирование и оформление игрушки

Как сделать эскиз

Конструирование выкроек

Как правильно раскроить игрушку

Как собрать игрушку

Как оформить игрушку

Как сделать глазки

Как украсить игрушку

2

0,5ч

1,5 ч

3.

Изделия первой сложности

Мягкие цельнокроеные игрушки из

 2-3 выкроек

4

4 ч

4

Игрушка по выбору

Эскиз и разработка выкройки

Выполнение игрушки

6

1 ч

5 ч

5.

Занятия-конкурсы с использованием поделок; выставки работ

Составление композиций из поделок

2

2

Всего:

16 ч

Содержание программы первого года обучения

1. Вводное занятие

Теория (0,5ч): Разнообразие игрушек. Первые игрушки. История возникновения мягкой игрушки. Назначение мягкой игрушки. Виды современной мягкой игрушки. Порядок расположения инструментов на рабочем столе. Освещение рабочего места. Правила посадки обучающихся при работе. Правила работы с острыми, режущими и колющими предметами (ножницы, нож, игла), их хранение, передача другому лицу. Правила поведения обучающихся во время занятий.

Ознакомление с технологией выполнения ручных швов: «вперед иголку», «назад иголку», «через край», «петельного» и «потайного». Рекомендуется  обратить внимание на назначение каждого шва. Соединительные швы («строчка», «потайной») применяются для соединения деталей изделия. Для обработки петель и края изделия применяются швы «петельный» и «через край». А швы и стежки, выполняющие общие функции («вперед иголку», «назад иголку», «вперед иголку с перевивом») применяются и для украшения изделий, и для соединения деталей.

Практика (1,5 ч): Выполнение швов.

2. Конструирование и оформление игрушки.

Теория (0,5ч): Правила выполнения эскиза игрушки. Технология конструирования симметричных выкроек. Правила кроя игрушки. Принцип зеркальной симметрии. Правила хранения выкроек. (Домашнее задание – изготовление конверта для выкроек) Основы сбора игрушек. Шарнирное крепление. Технология изготовления головки, лапок, мордочки, носика. Материалы для глаз. Разные способы изготовления глаз. Правила расположения глаз относительно носа. Правила заполнения игрушки набивочным материалом. Разные способы украшения игрушек. Украшения из ленты и кружева, меха, ткани и пряжи. Технология изготовления бантика, галстука, кружевного жабо, цветка с сердцевиной, колпачка, беретика, волос, парика.

Практика (1,5ч): Выполнение эскиза, конструкции. Раскрой игрушки. Пошив и украшение игрушки.

3. Изделия первой сложности.

Практика (4ч): Освоение технологии выполнения основы для цельнокроеной игрушки (шарика). Изготовление цельнокроеных игрушек из 2-3 выкроек.

     

 4. Игрушка по выбору.

Теория (1ч): Обобщив все полученные знания, учащиеся самостоятельно выполняют выбранную игрушку, предварительно зарисовав ее в альбоме, выполнив чертежи и выкройки-лекала.

Практика (5ч): самостоятельное выполнение эскизов игрушки - различные варианты оформления, запись технологической карты «Последовательность выполнения работ». Раскрой ткани, сметывание и пошив, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

      5. Занятия-конкурсы с использованием поделок; выставка работ (2ч)

            Составление композиций из поделок

Методическое обеспечение программы.

Педагогу необходимо внимательно подойти к выбору первого изделия. Игрушка должна быть несложной, количество выкроек не более трех. Швов немного. Первую игрушку дети должны сшить быстро и насладиться радостью своего труда. Начинать следует с простейших игрушек из одного-двух шариков.

После того, как обучающиеся усвоили технологию изготовления игрушек первой сложности, можно перейти к более сложным игрушкам – из 4-6 выкроек. Работы над такими игрушками много и если есть желание у обучающихся их можно шить бригадами по 2-4 человека. Бригадная форма работы позволяет в два-три раза сократить время, затраченное на изготовление игрушки, учит детей трудиться коллективно, переживать за работу товарища, позволяет выявить организаторские способности.

Программа предусматривает составление композиций из сшитых игрушек, объединив их по темам. Животные могут встретиться в зоопарке, зимние персонажи у ёлки т.п. Эта работа способствует развитию фантазии, прививает навыки работы с другими материалами.

Целью занятий – конкурсов является выявление лучших работ. Используется такая форма работа как презентация игрушки, на которой каждый обучающийся или группа представляют свою игрушку. Главное в этом конкурсе – оценить каждую работу. Педагог заранее продумывает за что, по какой номинации будет отмечена каждая работа. Это может быть самая оригинальная, добрая, аккуратная, забавная и т.п. игрушка.

После занятий – конкурсов игрушки экспонируются на выставку.

Большое значение придается выполнению итоговой работы по проектированию собственной игрушки и шитью по своему замыслу. Обучающийся должен применить все полученные знания, умения и навыки. Результатом этой работы станет защита проекта и образец сшитой по своему замыслу игрушки. Лучшие проекты можно использовать в дальнейшей работе с новой группой детей.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

При первичных темах занятия проводятся в форме: беседы, рассказа, видео- презентаций. В дальнейшем: инструктаж по ходу выполнения изделия, показ мастер-класса, фото- и видео-материалы. По окончании каждого блока – викторины, дидактические игры.  

Материально - техническое обеспечение программы.

Для эффективной деятельности по программе необходимы следующие материалы и инструменты:

  • ткани: хлопчатобумажные, меховые, шерстяные, плюшевые, кожаные, фетровые, флисовые, трикотажные, шифон, шелк;
  • нитки армированные №35, шерстяные, «мулине», ирис;
  • иглы разной величины;
  • ножницы, шило, плоскогубцы, нож;
  • ножницы фигурные для ткани;
  • картон, калька, миллиметровая бумага;
  • линейка, карандаш, акварель, фломастеры, клей;
  • холлофайбер, синтепон, поролон,  проволока;
  • бисер, пуговицы, тесьма, кружева;
  • проектор, экран.

Список литературы для педагога

  1. Белова Н. Р. Мягкая игрушка. – М., 2003.
  2. Дайн Г. Л. Русская игрушка. – М., 1987.
  3. Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. – М., 1981.
  4. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров –  .М.:   Просвещение, 1990.
  5. Невзорова Н. К. Выполнение ручных швов. // Начальная школа. – 1990. - № 3.
  6. Нестерова Д.В. Рукоделие. – М., 2007.
  7. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации: Практическое пособие. – М., 2004.
  8. Серова З. С. Мягкая игрушка. // Начальная школа. – 1989. - № 12.
  9. Тоне Финнангер Игрушки-Тильды для дома и сада  –  Арт-родник
  10. Якубова А. А. Мягкая игрушка. Новые модели. – Санкт – Петербург, 2005.
  11. Тильда. Подарочная коллекция – Арт-родник

Интернет-сайты и источники из интернета:

1. Информация: http://ru.wikipedia.org 

2. Сайт рукоделия:  http://www.alisfox.ru 

Список литературы для обучающихся

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Мягкая игрушка своими руками. – М.: Айрис – пресс, 2002.

2. Грачева Т. И. Если взять иголку с ниткой. – М.: Малыш, 1990.

3. Денисова Н. А. Пушистики и мохнатики. – М.: Айрис – пресс, 2006.

4. Левина М. С. 365 кукол со всего света. – М.: Айрис – пресс, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сувениры и игрушка »

Цель программы – развитие художественно-творческих способностей каждого ребенка в процессе изготовления  поделок и игрушек  в разных техниках.В современном, быстро меняющемся мире возн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»

Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной  направленности«Художественное слово»...