ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Маска»
рабочая программа на тему

Мухина Светлана Евгеньевна

 

Театр – это школа внимания коллективного творческого труда и личной ответственности и дисциплины.

Театр – это мостик в большое искусство. Знакомство с лучшими образцами театрального творчества служит основой формирования художественного вкуса.

Театр – это союз единомышленников, ибо единомыслие – закон и обязательное условие коллектива творчества театра. Единомыслие – не одинаковые мысли, а мысли об одном.

Театр – это мостик в жизнь, он должен помочь детям, вступающим в жизнь, научиться управлять ею; должен определить характер и действия современного героя. Герой в жизни не менее важен, чем герой на сцене.

 

Театр – это воспитание чувства интернационализма у школьников. Только театр, его магия, его волшебство, увлекая наше воображение , позволит нам ощутить факт-сюжет неоднозначно, а во множестве его связей и ассоциаций, ощутить скрытый драматизм этих связей, ощутить, наконец, ассоциацию как начало драматическое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx155.97 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования  администрации г. Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей

«Центр развития детей и юношества «Досуг»»

Программа согласована
педагогическим советом
МБОУ ДОД ЦРТДЮ «Досуг»

Протокол №  1

от «25» августа 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ
и.о. директора МБОУ ДОД

ЦРТДЮ «Досуг»»
_____________Н.В.Сурженко

 «01»  сентября  2015 г. 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

 «Маска»

Нормативный срок обучения: 3 года

Возраст учащихся:  с 7 лет

                                                                   Составитель:
                                                                   Мухина Светлана Евгеньевна

                                                                   педагог дополнительного образования

Нижний Новгород

2015

Информационная карта программы «МАСКА»

1.

Полное название программы.

Дополнительная образовательная программа «Маска»

2.

Автор-составитель  программы.

С.Е. Мухина – педагог дополнительного образования детского клуба “Россиянка”.

3.

Руководитель программы.

Н.В.Сурженко, и.о. директора МБОУ ДОД ЦРТДЮ «Досуг»

4.

Территория, предоставившая программу.

Г.Нижний Новгород, Автозаводский район.

5.

Название проводящей организации

МБОУ ДОД ЦРТДЮ «Досуг» Автозаводского района г.Нижнего Новгорода.

6.

Адрес организации

603095, г. Нижний Новгород, ул.Дружаева, 15 а.

7.

Телефон

253-43-01

8.

Форма проведения.

Учебные занятия, конкурсы,  спектакли.

4.

Цель программы.

Цель программы:

формирование и развитие творческих способностей,     художественного вкуса, общей культуры личности, культуры общения средствами театра.

5.

Специализация программы.

Художественное направление.

6.

Сроки проведения.

Срок реализации 3 года. 2014-2017г.

7.

Место проведения.

Г.Нижний Новгород, детский клуб «Россиянка».

8.

Официальный язык программы.

Русский.

9.

Общее количество участников ( в том числе детей).

22 учащихся, 1 педагог.

10.

Условия участия в программе

Заявление родителей, добровольное участие детей.

11.

Условия размещения участников.

Кабинет театрального мастерства, зал.

12.

Краткое содержание программы.

Данная программа включает в себя  разделы: актерская грамота, ритмопластика и вокал, основы театральной культуры, работа над спектаклем.

13.

История осуществления программы.

Программа осуществляется впервые с 2014 года.

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………......4

Календарный учебный график………………………….................. 11

Учебный план …………………………………………………………12

Учебно – тематический план …………………………………….......13

Содержание программы ……………………………………………..19

Оценочные материалы …………………………………………….....25

Методическое обеспечение …………………………………………..29

Источники программы ……………………………………………….30

Список используемой литературы …………………………………..30

                        ТВОРЧЕСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА «ЛИЦЕДЕИ»

Коллектив театральной студии строго придерживается этических принципов, предложенных К.С.Станиславским.

          Этика К.С. Станиславского – это:

  • Учение о творческой дисциплине.

  • Художественные нормы, при которых формируется актер и без которых невозможно коллективное творчество.

«Люби искусство в себе, а не себя в искусстве».

  • Воля и труд, бесконечное преодоление трудностей.

  • Доброжелательность друг к другу.

  • Театр начинается с «вешалки».

  • Не завидуй, не интригуй.

«Нет маленьких ролей - есть маленькие актеры».

  • Бережное отношение к костюмам и парикам.

  • Актер обязан и в жизни, и на сцене быть «проводником прекрасного».

«В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и мысли…»

Чувство явится у Вас само собою;

за ним не бегайте; бегайте за тем,

как бы стать властелином себя.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современном обществе повышается социальный престиж интеллекта к научным знаниям. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать, считать, а не способность чувствовать, думать, творить.

Однако, в связи с этим отмечается недостаток наблюдательности, творческой выдумки. Дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. У многих из них часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

       Актуальность данной программы заключается в том, что она ориентирована на эффективное решение данной проблемы. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).

Театр как вид искусства является не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться  вместе с ним.

Данная образовательная программа имеет художественную направленность.

Театральный кружок « Лицедеи » - это школа эстетического и нравственного воспитания культуры, основанная на народных традициях, оружие борьбы с непониманием и невежеством в отношении к мировой и отечественной театральной культуре.

Театр – это школа внимания коллективного творческого труда и личной ответственности и дисциплины.

Театр – это мостик в большое искусство. Знакомство с лучшими образцами театрального творчества служит основой формирования художественного вкуса.

Театр – это союз единомышленников, ибо единомыслие – закон и обязательное условие коллектива творчества театра. Единомыслие – не одинаковые мысли, а мысли об одном.

Театр – это мостик в жизнь, он должен помочь детям, вступающим в жизнь, научиться управлять ею; должен определить характер и действия современного героя. Герой в жизни не менее важен, чем герой на сцене.

Театр – это воспитание чувства интернационализма у школьников. Только театр, его магия, его волшебство, увлекая наше воображение , позволит нам ощутить факт-сюжет неоднозначно, а во множестве его связей и ассоциаций, ощутить скрытый драматизм этих связей, ощутить, наконец, ассоциацию как начало драматическое.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что в процессе ее реализации обучающие овладевают знаниями, навыками, умениями, которые направлены на разрешение проблем взаимоотношения ребенка с культурными ценностями, осознанием их приоритетности. Здесь дети могут реализовать свои идеи через игру, сценическую постановку, а также разобрать различные проблемные ситуации, с которыми им приходится сталкиваться в жизни.

 Занимаясь разработкой вопроса педагогически-рационального управления процессом развития растущего человека как индивида и субъекта, как личности и индивидуальности, мы обращаемся к различным источникам. Один из них – формула замечательного французского педагога Селистена Фроне: цель воспитания – максимальное развитие личности. Меру воспитательного воздействия каждый педагог должен соотносить с конкретными условиями, но по мнению Фроне, эта мера всегда должна быть максимальной, главное средство воспитания – разумно организованное общество, под которым мы понимаем коллектив единомышленников (педагогов, школьников, родителей) – содружество детей и взрослых, связанных едиными целями и задачами, деятельностью, гуманными отношениями.

В детском театральном коллективе основным является общность позиций по отношению к детству. Что это за проблема – «отношение к детству»? Все мы любим детей, заботимся о них, кормим, одеваем, вот театр для них создали… Но всегда ли мы сознаем, что составляет счастье ребенка? Гете писал, что высшее счастье на земле – быть личностью. У ребенка потребность сознавать и чувствовать себя личностью, проявить свои личностные начала во сто крат сильнее, чем у взрослого. Утверждается личность через уважение и доверие к ней. «Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие. В нашем мышлении образы линялые… чувства тусклые и словно покрытые пылью. А дети думают сердцем, а не умом. Поэтому нам так трудно найти с ними общий язык, поэтому нет более сложного искусства, чем умение с ними говорить», - предупреждал Януш Корчак. Какое острое потрясение переживает ребенок за 2 – 2,5 часа, прожитые в театре! И это великое потрясение, потому что оно от встречи с прекрасным. Как важно ему в этот момент помочь, оградить от всего, что может отвлечь, увлеченно поговорить о спектакле, может быть, даже поиграть с ним в спектакль. Ребенок относится и должен относиться к театру как к волшебству. Это поможет извлечь из спектакля полезные нравственные итоги. Детям необходимы ответы на вечные вопросы – что такое любовь, что значит смерть, что такое добро и зло. «Мы недооцениваем эмоциональное воспитание, - писал известный педагог В.А. Сухомлинский, - детей не учат чувствовать, сопереживать – вот в чем беда». Научить ребенка чувствовать, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми, гармонизируя отношения ребенка с окружающим миром. Группы разновозрастные.  И в этом заключается отличительная особенность данной программы.

Мы должны ставить сегодня перед детьми вопросы и требовать ответы на них. И этим должна измеряться активность воздействия, потому что сегодняшние его ответы завтра обернутся его поступками.

Цель программы:

  • Формирование и развитие творческих способностей,     художественного вкуса, общей культуры личности, культуры общения средствами театра.

Задачи программы:

Обучающие:

  • познакомить с театральными и литературными жанрами;
  • овладеть навыками общения и коллективного творчества;
  • познакомить с творчеством знаменитых драматургов, режиссеров, художников, актеров;
  • формировать основы актерского мастерства;
  • овладеть определенным объемом знаний в области истории театра, народного творчества;

Развивающие:

  • развивать эстетические способности;
  • развивать сферы чувств, соучастия, сопереживания;
  • активизировать мысленный процесс и познавательный интерес;

Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, терпение;
  • воспитывать уважение к труду актеров, сценаристов и т.д.
  • воспитывать уважительное отношение к окружающим;
  • формировать систему ценностей у ребенка;

Для решения поставленных задач предлагается использовать следующие методы:

  • репродуктивный (вербальный и невербальный);
  • проблемно-поисковый;
  • креативный (творческий).

Деятельность педагога строится на следующих принципах:

  • Доступность занятий для всех желающих.
  • Внимательное отношение к личности воспитанника, побуждение его к творчеству.
  • Возможность самовыражения, самореализации, инициативности.
  • Уважение и соблюдение прав ребенка.
  • Доступность понимания и исполнения драматургического и литературного материала различных жанров.
  • Всестороннее развитие обучаемого с учетом его индивидуальных особенностей.
  • Создание необходимых условий личностного развития детей, их адаптации к жизни в обществе.
  • Стимулирование творческой активности личности, развитие способностей к решению возникающих проблем.

Программа предполагает решение поставленных задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития воспитанников. Данная программа рассчитана на три года обучения для детей от 7 лет. Набор и формирование групп осуществляется без вступительных испытаний на протяжении всего учебного года.

Программа состоит из пяти разделов, работа над которыми продолжается в течение трех лет.

        1 раздел «Актерская грамота» направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

        2 раздел «Ритмопластика» и « Вокал» или сценическое движение и пение - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения с элементами походок, приветствий, поклонов различных времен; постановку голоса и слушание музыки; призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей воспитанников, обретение ими ощущения гармонии своего тела и голоса с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

        3 раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

        4 раздел «Основы театральной культуры» призван обеспечить условия для овладения воспитанниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.

        В раздел включены следующие основные темы:

  • Особенности театрального искусства.
  • Виды театрального искусства.
  • Рождение спектакля.
  • Театр снаружи и изнутри.
  • Культура зрителя.

5 раздел «Работа над спектаклем» является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:

  • Знакомство с пьесой.
  • От этюдов к спектаклю.

Форма обучения – теоретические и практические занятия. Дети получают теоретические знания, которые затем реализуют через игры, пантомимы, сценические постановки и т.д.

Продолжительность обучения  - 36 недель в год.

Режим занятий :

1-й год обучения с 7 лет – 2 раза в неделю по 1 часу = 144 часа.

2-й год обучения  с 8 лет – 2 раза в неделю по 2 часа = 144 часа.

3-й год обучения  с 9 лет – 3 раза в неделю по 2 часа = 216 часов.

В условиях самодеятельного театрального коллектива руководителю сложно распределить учебное время так, чтобы проводить отдельно занятия по «актерскому мастерству», «сценической речи», «сценическому движению и вокалу». В реальной педагогической практике, в условиях занятий, элементы различных разделов этих предметов переплетаются. Учебное занятие – это единый (комплексный) технический тренинг.

Ожидаемые результаты:

1 год обучения:

  • Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
  • Управлять своим вниманием.
  • Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.
  • Запоминать заданные мизансцены.
  • Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.
  • Знать 5-8 артикуляционных упражнений.
  • Знать 5-6 упражнений на дыхание.
  • Уметь произносить скороговорки.
  • Уметь строить простейший диалог.
  • Уметь сочинять этюды по сказкам.

2 год обучения:

  • Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
  • Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
  • Уметь двигаться в заданном ритме по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.
  • Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или по цепочке.
  • Навык импровизационного оправдания установленных мизансцен.
  • Навык точного соблюдения текста.
  • Культура восприятия реакции зрителей.
  • Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
  • Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
  • Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.
  • Четко произносить скороговорки.
  • Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

3 год обучения:

  • Овладеть навыками типичной манеры поведения и знать особенности костюма различных исторических эпох. (Изучение мужской походки, поклона, надевание и снимание плаща, шляпы, поклон со шляпой). Изучение женской осанки и походки, поклона, обращение с веером.
  • Выработать навык умения координировать речь и движения при одинаковых и меняющихся по ходу исполнения темпоритмах.
  • Изучит историю костюма. Навык ношения театрального костюма.
  • Навык правильного дыхания и сознательного управления речеголосового аппарата.
  • Навык непроизвольного запоминания текста при технической работе с ним.
  • Навык умения определять словесные воздействия в живой речи и пользоваться ими в своей работе.
  • Навык работы над совершенствованием исполнения: закрепление удачных походок и устранение ошибок.

В конце каждого года обучения предполагается подведение итогов реализации программы в форме выступления на отчетном спектакле.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Маска»

Год обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Всего

учебных часов/

недель

31.08 – 06.09

07.09. – 13.09

14.09. – 20.09

21.09. – 27.09

28.09 – 04.10

05.10 – 11.10

12.10 – 18.10

19.10 – 25.10

26.10 – 01.11

02.11 – 08.11

09.11 – 15.11

16.11 – 22.11

23.11 – 29.11

30.11 – 06.12

07.12. – 13.12

14.12. – 20.12

21.12. – 27.12

28.12 – 03.01

04.01 – 10.01

11.01 – 17.01

18.01 – 24.01

25.01 – 31.01

01.02 – 07.02

08.02 – 14.02

15.02 – 21.02

22.02 – 28.02

29.02 – 06.03

07.03 – 13.03

14.03 – 20.03

21.03 – 27.03

28.03 – 03.04

04.04 – 10.04

11.04 – 17.04

18.04 – 24.04

25.04 – 01.05

02.05 – 08.05

09.05 – 15.05

16.05 – 22.05

23.05 – 29.05

30.05. – 05.06

06.06 – 12.06

13.06 – 19.06

20.06- 26.06

27.06 – 03.07

04.07 – 10.07

11.07 – 17.07

18.07 – 24.07

25.07 –31.07

01.08 – 07.08

08.08 – 14.08

15.08 – 21.08

22.08 – 28.08

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

1 год обучения

2

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

4

4

4

4

4

4

2

4

2

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

144/39

2 год обучения

2

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

4

4

4

4

4

4

2

4

2

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

144/39

Условные обозначения:

Промежуточная аттестация

Ведение занятий по расписанию

Каникулярный период

8

Общая нагрузка в часах в неделю

Учебный план на 2015 – 2016 учебный год

Раздел

1 г.о.

2 г.о.

Итого

Актёрская грамота

32/1

37/1

69/2

Ритмопластика и вокал

21/1

14/1

35/2

Основы театральной культуры

16/1

18/1

34/2

Работа над спектаклем

71/1

71/1

142/2

Всего

140

140

280

Аттестация

4

4

8

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения (144 часа)

        Главная цель занятий первого года обучения – адаптация детей к новым условиям, к сверстникам, к самому предмету.

Название темы

Теория

кол-во часов

Практика

кол-во часов

Итого

кол-во часов

Актерская грамота

9

24

33

Введение в программу. Школа безопасности и здоровья.  Развитие интереса к сценическому искусству.

1

4

5

Развитие способности искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

1

4

5

Развитие навыков и действий с воображаемыми предметами.

1

2

3

Сочинение этюдов по сказкам.

1

2

3

Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции.

1

4

5

Развитие дикции на материале скороговорок и стихов.

1

2

3

Тренировка четкого произношения согласных в конце слова.

1

2

3

Построение диалога с самостоятельно выбранным партнером.

1

2

3

Использование интонаций, выражающих основные чувства.

1

2

3

  Ритмопластика и вокал        6        16        22

6

16

22

Развитие чувства ритма и координации движений. Понятие о сольном и вокальном пении.

1

4

5

Развитие пластической выразительности и музыкальности. Строение голосового аппарата.

1

4

5

Развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности. Звукообразование.

1

2

3

Упражнения попеременного напряжения и расслабления основных групп мышц. Певческое дыхание.

1

2

3

Развитие умения равномерно размещаться и двигаться по сценической площади, не сталкиваясь друг с другом. Правила охраны детского голоса.

1

2

3

Развитие умения создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса.

1

2

3

  Основы театральной культуры        5        12        17

5

12

17

Знакомство с театральной терминологией.

1

4

5

Знакомство с видами театрального искусства.

1

2

3

Знакомство с главными создателями спектакля.

1

2

3

Знакомство с устройством зрительного зала и сцены.

1

2

3

Воспитание культуры поведения в театре.

1

2

3

  Работа над спектаклем        63        63

72

72

Выбор пьесы или инсценировки и ее обсуждение.

8

8

Деление пьесы на эпизоды и ее обсуждение.

8

8

Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

8

8

Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание эскизов декораций и костюмов.

8

8

Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

8

8

Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

8

8

Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.

8

8

Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

8

8

Премьера спектакля. Обсуждение.

8

8

2 год обучения (144 часа)

        Главная цель занятий второго года обучения – развитие и тренировка навыков коллективного взаимодействия и творчества. Тренировка сценического внимания, творческого воображения, фантазии, «чувства правды и веры» и других элементов действия.

Название темы

Теория

кол-во часов

Практика

кол-во часов

Итого

кол-во часов

  Актерская грамота        9        15        24

13

25

38

Введение в программу. Школа безопасности и здоровья.  Развитие чуткости к сценическому искусству.

1

4

5

Развитие готовности к творчеству.

1

4

5

Развитие произвольного внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, быстроты реакции, инициативности и выдержки, умения согласовывать свои действия с партнерами.

1

1

2

Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса.

1

1

2

Закрепление умений реагировать на команду или музыкальный сигнал.

1

1

2

Прививание навыков вежливости поведения.

1

1

2

Воспитание доброжелательности и контактности в отношении сверстников.

1

1

2

Оценка действий других людей и сравнение их со своими собственными.

1

1

2

Развитие коммуникабельности и умения общаться со взрослыми людьми в различных ситуациях.

1

1

2

Развитие речевого аппарата посредством артикуляционной гимнастики.

1

4

5

Развитие правильного речевого дыхания, тренировка трех видов дыхания.

1

4

5

Тренировка опоры дыхания и свободы звучания с мягкой атакой.

1

1

2

Улучшение дикции, тренировка точного и четкого произношения гласных о согласных звуков.

1

1

2

  Ритмопластика и вокал        4        11        15

4

11

15

Развитие умения владеть своим телом. Закрепление навыков певческой постановки.

1

5

6

Совершенствование двигательных способностей, гибкости и выносливости. Развитие вокального слуха.

1

4

5

Развитие умений напрягать и расслаблять различные группы мышц, вплоть до полной релаксации. Развитие артикуляции при пении.

1

1

2

Развитие умения равномерно размещаться по сценической площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах. Звукообразование и выразительность исполнения.

1

1

2

  Основы театральной культуры        5        14        19

5

14

19

Знакомство с терминологией театрального искусства.

1

4

5

Знакомство с театральными профессиями: гример, костюмер, осветитель, звукорежиссер.

1

4

5

Разъяснение особенностей театрального искусства и его отличие от других видов искусств.

1

2

3

Знакомство с устройством театра снаружи и изнутри.

1

2

3

Воспитание зрительской культуры.

1

2

3

  Работа над спектаклем        63        63

72

72

Выбор пьесы или инсценировки и ее обсуждение.

8

8

Деление пьесы на эпизоды и ее обсуждение.

8

8

Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

8

8

Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание эскизов декораций и костюмов.

8

8

Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

8

8

Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

8

8

Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.

8

8

Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

8

8

Премьера спектакля. Обсуждение.

8

8

3 год обучения (216 часов)

        Главная цель занятий третьего года обучения – дать представление о том, что пьеса является основой спектакля. Познакомить воспитанников с основами театральной культуры. История развития театра, понятие «жанра», познакомиться с профессиями: актер, режиссер, сценарист, театральный критик.

        Драматургия – особый вид искусства. Освоение понятий: тема, конфликт, завязка, развязка, кульминация, событие.

        Действенный анализ роли – овладение логикой поведения «действующего лица». Характер действующего лица. 

Название темы

Теория

кол-во часов

Практика

кол-во часов

Итого

кол-во часов

  Актерская грамота

16

36

52

Введение в программу Школа безопасности и здоровья. Активизация ассоциативного и образного мышления.

1

1

2

Развитие воображение и веры в сценический вымысел.

1

4

5

Развитие умения менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре, превращать и превращаться.

1

2

3

Действие на сценической площадке естественно.

1

1

2

Развитие способностей оправдывать свои действия нафантазированными причинами.

1

1

2

Совершенствование навыков действий с воображаемыми предметами.

1

2

3

Развитие умения одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах, ситуациях по-разному.

1

2

3

Адекватная реакция на поведение партнеров, в том числе не запланированное.

1

2

3

Применение полученных знаний в создании характера сценического образа.

1

2

3

Воспитание ответственности в исполнении своей роли на протяжении всего спектакля.

1

3

4

Развитие навыка активного участия в репетиционной работе: поиск средств реализации заданного характера, поиск психофизического оправдания, поиск средств органичности и выразительности.

1

2

3

Расширение диапазона и силы звучания голоса.

1

3

4

Использование интонаций, выражающих разнообразные эмоциональные состояния.

1

4

5

Формирование четкой, грамотной речи.

1

4

5

Пополнение словарного запаса, образного строя речи.

1

2

3

Развитие умений сочинять коллективный рассказ по очереди, добавляя свое предложение.

1

1

2

Ритмопластика и вокал

4

10

14

Развитие ритмических способностей и координации движений. Закрепление навыков певческой постановки.

1

4

5

Развитие способностей создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела. Развитие вокального слуха.

1

4

5

Развитие способностей создавать образы с помощью жеста и мимики. Музыкальный размер, метроритм.

1

1

2

Развитие воображения, музыкальности, способности к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением  музыкальных произведений. Выразительность исполнения и звукообразование.

1

1

2

     Основы театральной культуры        10        14        24

10

14

24

Знакомство с театральной терминологией.

1

3

4

Знакомство с видами театрального искусства.

1

3

4

Знакомство с главными создателями спектакля.

1

1

2

Знакомство с устройством зрительного зала и сцены.

1

1

2

Воспитание культура поведения в театре.

1

1

2

Знакомство с терминологией театрального искусства.

1

1

2

Знакомство с театральными профессиями: актер, режиссер, сценарист, театральный критик.

1

1

2

Разъяснение особенностей театрального искусства и его отличие от других видов искусств.

1

1

2

Знакомство с устройством театра снаружи и изнутри.

1

1

2

Воспитание зрительской культуры.

1

1

2

           Работа над спектаклем        126        126

126

126

Выбор пьесы или инсценировки и ее обсуждение.

14

14

Деление пьесы на эпизоды и ее обсуждение.

14

14

Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

14

14

Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание эскизов декораций и костюмов.

14

14

Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

14

14

Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

14

14

Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.

14

14

Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

14

14

Премьера спектакля. Обсуждение.

14

14

Содержание программы

Первый год обучения

   Введение

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на уроках театрального мастерства. Знакомство детей между собой. Игры на сплочение коллектива. «Снежный ком», «Сделай как я» и др. Первичное знакомство с театральным искусством.

    Актерская грамота.

              Данный раздел включает в себя 9 тем (33 часа).

Знакомство детей между собой. Игры на сплочение коллектива. «Снежный ком», «Сделай как я» и др. Первичное знакомство с театральным искусством.

Знакомство с историей театра, драматическими жанрами, театральным гримом, костюмами. Театральные коллективные игры как способ жизнедеятельности. «Воробьи- вороны», «Тише едешь, дальше будешь», «Испорченный телефон» и т.д.

Постановка произвольных сценок, этюдов-историй, разных исполнений одного текста. Показ этюдов друг другу. Приучение к переходам из позиции исполнителя к позиции зрителя.

Работа с предметами, фигурами. «Что я вижу?»-постараться как можно больше образов увидеть в заданной фигуре. Нарисовать как можно больше предметов по исходному началу.

Ученики проходят путь от примитивного кривлянья до целесообразного правильного поведения на сцене. Для этого детям предлагается показать  фрагмент любимой сказки.      Работа с дыхательными упражнениями «Посчитаем Егорок», «Транспорт», «Горка» и т.д. Элементарная разминка языка и губ с помощью произношения гласных звуков. Разучивание скороговорок, выразительное чтение стихотворений.

Разучивание более сложных скороговорок, длинных слов со стечением согласных. Выполнение упражнений для развития речевой моторики «Кто издает этот звук?», повторение согласных с разными гласными звуками.

Ребята делятся парами и пытаются построить диалог на заданную тему. Задание можно усложнить – реплики должны начинаться только на определенную букву, ребята должны представить себя какими-либо известными людьми.

Проведение радиорепортажей на различные жизненные ситуации. Пантомима. Мини-рассказы с голосовой импровизацией.

     Ритмопластика и вокал.

Данный раздел включает 6 тем (22 часа).

Проведение простейших заданий на развитие внимательности, звуковой и двигательной чуткости, а также разогревания, раскрепощения мышц по принципу « от простого к сложному».Упражнения «Поймай хлопок», «Марионетки», «Мясорубка».

Придумывание историй-этюдов на заданную музыку. Постановка друг перед другом коротких стихотворений. Упражнения «Море волнуется раз,..»,  «Ручеек», «Руки-ноги».

Простейшая растяжка для всех групп мышц. Построение из самих себя букв, цифр. Пантомимика – система выразительных движений, совершаемых при помощи тела.

Выполнение коллективных упражнений «Эстафета», «След в след», «Тумба, тумба, где ключи» и т.д.

Проведение игр «Паровоз», «Кто последний в очереди?».Постановка этюдов на ситуации из жизни.

Работа с пантомимами, проведение игры «Мое любимое животное», Зоопарк». Развитие в детях способности представить себя кем-то другим.

Основы театральной культуры.

Раздел включает в себя 5 тем (17 часов).

Знакомство детей с элементарными терминами сценического искусства, такими как мимика, невербальные средства общения, релаксация, самооценка, синзитивный период развития и др.

Краткая история происхождения драмы как театрального жанра. Просмотр отрывков оперы, оперетты, комедии, водевиля и т.д.Сравнение различных жанров.

Режиссура. Краткая история о самых известных режиссерах России. Проба пера в создании собственного сценария на заданную проблему.

Театральные декорации, занавес, сценические задники, сценическая коробка. Конкурс рисунков «Мой театр».

Беседа о культурном поведении зрителей в зале. Воспитание уважения к труду актера. Понятие о истинной и ложной культуре.

Работа над спектаклем.

Раздел включает 9 тем (72 часа).

На данном этапе дети непосредственно участвуют в постановке спектакля. Произведение выбирается в соответствии с возрастом для лучшего понимания темы и идеи произведения. Краткий обзор истории создания произведения, просмотр в постановке известных актеров.

Деление пьесы на эпизоды и ее обсуждение. Создание эскизов, декораций и костюмов. Репетиция отдельных эпизодов,  пьесы целиком, постановка пьесы. Обсуждение. Выводы: что получилось, над чем надо еще поработать.

Второй год обучения.

Введение.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на уроках театрального мастерства. Беседа о достижениях детей за время каникул.

Актерская грамота.

Раздел включает 13 тем (38 часов).

Применение навыков театрального мастерства в жизни. Игры на сплочение коллектива. «Снежный ком», « Что изменилось» и др.

Усложняются игры, освоенные на первом году обучения. Например, в игру «Тише едешь, дальше будешь» на первом году достаточно научиться  просто замирать, во время второго года – оправдывать позу в новую ситуацию. Добавляются новые игры. «Взять партнера, меняться местами» - связаться глазами с кем-то из группы, при этом нельзя пользоваться словами, жестами.

Введение музыкального оформления. Проводится больше занятий на связь воображения с музыкой. Например, к разным эмоциям подобрать как можно больше вариантов музыки.

Развитие умения детей представить себя на месте других. Прививание навыков вежливости поведения. Игра «Я бы в летчики пошел…». Представление детей в роли взрослых разных профессий, разбор неприятных ситуаций, в которые они могут попасть.

Совершенствование навыков, усвоенных на первом году обучения. Короткие скороговорки (медленно, быстро, несколько раз подряд, очень четко). Зарядка на скороговорки (придумать движение на каждое слово или словосочетание), выполнить в малой группе, все одновременно.

Произнести короткое стихотворение, которое все знают наизусть (например, «Наша Таня громко плачет») тихо, затем громко.

Стихотворение с мячом: передавая или кидая мяч по кругу, проговаривается одно слово из стихотворения, другой кидает со следущим словом. То же самое -  тихо произнося, громко произнося. Каждое слово отдельно от другого. Произнести строчку, когда все слова звучат слитно.

Ритмопластика и вокал.

Раздел включает 4 темы (15 часов).

Знакомство с различными жанрами танцевального искусства, связь танца и театра. Танцы Айсидоры Дункан. Воплощение своего внутреннего «я» через танец.

 Упражнения для развития двигательных способностей, гибкости и выносливости. Растяжка.

Упражнения на развития чувства ритма. Например, сочетание хлопков в определенной последовательности с какими-либо фразами.

Упражнения на образование голоса в гортани; атака звука( твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащейся струи воздуха; образование тембра; интонирование; типы звуковедения: legato  и non legato; слуховой контроль за звукообразованием.

         Основы театральной культуры.

Раздел включает 5 тем (19 часов).

Продолжение работы с театральной терминологией  (эмпатия, эмоция, индентификация и др.).

Обзор театральных профессий: гример, костюмер, осветитель, звукорежиссер. Проба себя в одной из профессий, например, гримера.

Разъяснение особенностей театрального искусства и его  отличие от других видов искусства.

Знакомство с устройством театра снаружи. Экскурсия в театр.

Работа над спектаклем.

Раздел включает в себя 9 тем (72 часа).

Отбор пьесы. На данном этапе дети непосредственно участвуют в постановке спектакля. Произведение выбирается в соответствии с возрастом для лучшего понимания темы и идеи произведения. Краткий обзор истории создания произведения, просмотр в постановке известных актеров.

Деление пьесы на эпизоды и ее обсуждение. Создание эскизов, декораций и костюмов. Репетиция отдельных эпизодов,  пьесы целиком, постановка пьесы. Обсуждение. Выводы: что получилось, над чем надо еще поработать.

Третий год обучения.

Введение.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на уроках театрального мастерства. Беседа о достижениях детей за время каникул. Применение навыков театрального мастерства в жизни. Игры на сплочение коллектива. «Снежный ком», « Что изменилось» и др.

Актерская грамота.

Раздел состоит из 16 тем (52 часа).

Усложняются игры и конкурсы, изученные на предыдущих годах занятий.

Исполнитель учится себя вести в соответствии с выдуманными или предложенными обстоятельствами. Тренировка разных видов поведения. Например, гость и хозяин, дикие и домашние животные, человек в лесу, в музее, в транспорте, говорить громким голосом, ходить красивой походкой.

Экскурсия в лес, наблюдение за природой: как ходят птицы, отличается ли походка голубя, воробья, вороны. Как наклоняется от ветра трава. Как шелестят деревья. Как разговаривают люди. По итогам экскурсии показ этюдов.

«Превращения» разных видов.«Превращение» предмета, места действия. Придумай «превращение» сам. Выполнение по критериям: отличись, повтори, дополни. «Превращение» с помощниками: те, кто понял «превращение» исполнителя присоединяются к нему, помогая своими действиями осуществить замысел исполнителя.

Расширение диапазона и силы звучания голоса. Формирование четкой, грамотной речи. Пополнение словарного запаса, образного строя речи.

Усложнение заданий по развитию артикуляции. Четкое произнесение текста. Внимание к разной речи человека.

Совершенствование навыков, усвоенных на первом году обучения. Короткие скороговорки (медленно, быстро, несколько раз подряд, очень четко). Зарядка на скороговорки (придумать движение на каждое слово или словосочетание), выполнить в малой группе, все одновременно.

          Ритмопластика и вокал.

Раздел включает 4 темы (14 часов).

Продолжение знакомство с различными жанрами танцевального искусства, связь танца и театра. Танцы Айсидоры Дункан. Воплощение своего внутреннего «я» через танец.

 Упражнения для развития двигательных способностей, гибкости и выносливости. Растяжка.

Упражнения на развития чувства ритма. Например, сочетание хлопков в определенной последовательности с какими-либо фразами.

Выполнение упражнений под музыку. Придумывание поведения в характере звучащего фрагмента. Использование мимики и жестов.  Опера и оперетта.

Совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; развитие навыка пения на опоре дыхания.

Основы театральной культуры.

Раздел состоит из 10 тем (24 часа).

Знакомство с понятиями: драматургия, декорации, костюмы, грим, музыкальное и шумовое оформление. Их вспомогательная роль в театральном искусстве.

Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера. Тема предполагает ряд практических заданий (этюдов), итогом которых становится обсуждение.

Придумать, сыграть, обсудить наблюдения из жизни, «так и не так»: как можно позвать человека, спросить, ответить, обсудить, сделать замечание и т.д.  Обучающиеся самостоятельно придумывают и проигрывают разные ситуации и истории, где выполняются «вежливые» и «невежливые» действия.

Работа по карточкам «правильное поведение в театре – неправильное». Правила поведения, связанные с посещением театра, грамота театрального зрителя: выбор билета, время на дорогу в театр, время входа в зрительный зал перед началом, Буфет перед началом и в антракте, поведение во время действия, антракта, по окончанию спектакля.

Работа над спектаклем.

Раздел включает 9 тем (126 часов).

Выезд в драматический театр на премьеру спектакля. Обсуждение после просмотра. Взятие данного произведения для собственной инсценировки.

На данном этапе дети непосредственно участвуют в постановке спектакля. Произведение выбирается в соответствии с возрастом для лучшего понимания темы и идеи произведения.

Деление пьесы на эпизоды и ее обсуждение. Создание эскизов, декораций и костюмов. Репетиция отдельных эпизодов,  пьесы целиком, постановка пьесы. Обсуждение. Выводы: что получилось, над чем надо еще поработать.

Оценочные материалы

Виды контроля

Время провидения

Цель провидения

Формы контроля

Начальный или входной контроль

В начале учебного года.

Определение уровня развития детей, их творческих способностей.

Беседа, опрос

Текущий контроль

В течение всего учебного года.

Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа.

Итоговый контроль

В конце учебного года или курса обучения.

Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее обучение (в том числе самостоятельное). Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Конкурс, праздник, игра-испытание

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  1. Игра-испытание « Я Актёр» - (форма оценки – зачёт для 1 года обучения)
  2. Контрольное занятие (обучающие 2 и 3 года обучения  получают зачёт по итогам праздника или спектакля; обучающие 2 и 3 года обучения, которые стали лауреатами или дипломатами получают зачет «автоматом»)

Диагностика  развития  артистических  способностей ( вопросы)

                                                         Тест № 1

Какая из перечисленных театральных профессий лишняя:

А) гримёр;

Б) актёр;

В) повар;

Г) режиссёр.

                                                          Тест № 2

Какое выразительное средство не использует актёр для передачи образа?

А) мимика;

Б) жесты;

В) запах;

Г) интонация.

Тест № 3

Какого вида театра не существует?

А) музыкальный;

Б) животный;

В) детский;

Г) драматический

Тест № 4

Чего нет в устройстве театра?

А) буфета;

Б) гардероба;

В) сцены;

Г) фонтана.

Тест № 5

Душевное переживание, чувство человека, зависящее от поведения человека, его реакции на то или иное действие это:

А) фантазирование;

Б) воображение;

В) эмоции;

Г) вредность.

Тест № 6

Что из ниже перечисленных не является эмоцией:

А) грусть;

Б) удивление;

В) страх;

Г) жадность.

Анкета – опрос

« Для чего я хожу в театральный кружок»

Мотивы выбора театрального кружка

сентябрь

май

1

Желание заняться любимым делом

2

Желание развить свои способности

3

Желание получить разностороннее образование

4

Желание найти новых друзей

5

Желание занять свободное время

6

Помощь в школе, учёбе

7

Желание подготовиться к выбору профессии

8

Развитие интересов

9

Желание дополнить общее образование

10

Добрый педагог

11

Узнать новое, интересное

12

Самореализация

13

Духовный рост

Шаги к успеху

Этапы

Мероприятия

Конкурсы

1

Клубный

«День Матери»

«Новый год»

« Масленица»

« 8 Марта»

« Браво»

2

Районный

« Вдохновение»

« Любовь моя театра»

3

Городской

« Город Детства»

4

Международный

« Талант - 2016»

« Национальное достояние - 2016»

Краткое содержание Игры – испытания

« Я  Актёр»

ЦЕЛЬ: развитие актерских качеств, мастерства у обучающихся, творческое раскрепощение участников.

ЗАДАЧИ:

  • Способствовать самореализации творческих и интеллектуальных способностей подростков.
  • Способствовать раскрытию таланта актера.
  • Способствовать развитию навыков публичного выступления.
  • Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков, умению работать в коллективе и выполнять коллективные задания и выражать собственное мнение.

ФОРМА: игра

ПОМЕЩЕНИЕ: просторный зал со стульями.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ:

- карточки с ситуациями,

- карточки с ролями для игры со зрителями,

- карточки с заданиями,

- карточки с озвучиванием,

- карточки с интонацией,

- карточки с предложениями,

- карточки с окончательной фразой и ролью,

- ватман,

- фломастеры,

- ватман с нарисованным занавесом,

- маски.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ:

В течение всего занятия дети оставляют свои автографы на «Стене Звезд»  и выполняют все условия игры, которые им будет говорить педагог.

Методическое обеспечение.

Диагностика  развития  артистических  способностей (ответы)

Тест № 1

В)

Тест № 2

В)

Тест № 3

Б)

Тест № 4

Г)

Тест № 5

В)

Тест № 6

Г)

Примерный репертуар на год.

 - Отрывок из драмы М.Ю. Лермонтова  - « Маскарад»

- Музыкально - театрализованная  постановка  - « Былина о Матери»

- Этюды к книге Г. Остера -  « Вредные советы»

- Новогоднее представление.

- Этюды – « Мы Инопланетяне»

- Музыкально - театрализованная постановка  по мотивам Н. Носова –

« Незнайка и его друзья»

Источники  программы

  1. Конституция РФ
  2. Федеральный закон « Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г.
  3. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  4. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06 – 1844 « О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  5. СанПин 2.4.4. 3172 - 14(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от  04.07.2014 г. № 41)

Список использованной литературы

1. Корогодский З. Главное - единомыслие. (М.: ВТО 1974 г. «Театр и школа»).

2. Козлянинова И.п. Сценическая речь.- ГИТИС, 2002 г.

3. Львова В., Шихматова Л. Первые этюды.- Лань, Планета музыки 2014 г.

4. Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия.- М.: Просвещение, 1967 г.

5. Морозов В.П. Тайны вокальной речи.- Л.: Наука, 1967 г.

6. Муравьев Б.Л. От дыхания к голосу. Работа над речевым дыханием актера.-М.: Просвящение, 1995 г.

7. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. -М.: Искусство, 1999 г.

8. Сухомлинский А.П. Не только разумом, но и умом. - М.: Просвящение, 1998 г.

9. Эфрос А.В. Репетиция -любовь моя. - М.: ПАНАС, 1993 г.

Литература  рекомендованная педагогам

1. Артоболевский  Г.В. Художественное чтение. М.: Просвещение, 1978. 

2. Ершов П.Ш. Технология актерского искусства. 2-е изд. М., 1992.

3. Зебряк Т., « Дразнилки. Пословицы. Скороговорки. Считалки»  М., « Кифара» 2006г.

4. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М., 1970.

5. Попов В., Халабузарь П., Хоровой класс. Пособие для ДМШ. М., 1988г.

6.Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. 2-е изд. - М.: Искусство, 1975.

7. Станиславский К.С. Собрание сочинений в 9 томах. 1988. Т. 1-4.

8. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М.: ВЛАДОС, 2001.

9. Чеботаревская Т.А. Путешествие по театральной программке.

М. :Просвещение, 1975.

Литература  рекомендованная детям

1. Корогодский З. Главное - единомыслие. (М.: ВТО 1974 г. «Театр и школа»).

2. Козлянинова И.П. Сценическая речь. - М.: Искусство, 1975.

3. Львова В., Шихматова Л. Первые этюды.- М.: ВТО, 1959.

4.Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. -М.: Искусство, 1999.

5. Сухомлинский А.П. Не только разумом, но и умом. - М.: Просвящение, 1998.

6. Эфрос А.В. Репетиция -любовь моя. - М.: Искусство, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Лица и маски М.М.Зощенко. В творческой лаборатории писателя».

Урок разработан для учащихся 2 курса НПО. В ходе урока применяются различные способы и приёмы активизации учащихся: опорный конспект, исценирование рассказа Зощенко, тестирование, работа "малых групп"...

Маски разных времён и народов.

Презентация к уроку ИЗО по программе Б. М. Неменского для 3 класса. Раздел - "Художник и зрелище" (урок № 19). Презентация рассказывает об использовании масок в разные времена. Представален большой ил...

Конспект урока "Театральные маски"

Конспект урока "Театральные маски" разработан для учащихся 3 класса по программе Б.М.Неменского...

«Карнавальные маски»

Разработка открытого урока по изобразительному искусству в 5 классе «Карнавальные маски»  История возникновения маски, предназначение. Маски народов мира. Выполнение карнавальной маски....

«Маска, маска. Я тебя знаю…» (Венецианский карнавал: история, традиции, маски)

Данная презентация полезна как учителям, так и обучающимся, на уроках изобразительного искусства при создании коллажей, разработке мини-проектов,. Также данный материал можно использовать в кружках ху...

Мастер - класс "Маска, маска, я тебя знаю"

Цель – вовлечь участников семинара в активное диалоговое пространство.Задачи мастер – класса:1....