Дополнительная образовательная программа «Бисероплетение»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

     Бисер

один из самых удивительных материалов для рукоделия:  в нем и загадочный блеск, и сочность красок, и четкость линий, и неограниченные возможности для творческого поиска.

     К началу девятнадцатого века в РОССИИ начался настоящий бисерный бум. В деревнях бисер и стеклярус стали чуть ли не обязательным украшением народного костюма. Долгими вечерами крестьянки плели, низали, ткали, вышивали воротнички, делали бусы и ожерелья, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны, соперничая в скорости да   в спорости

     На Руси искусство бисероплетения называлось низанием. Цветными стекляшками украшали не только одежду: лоб, шею, уши, волосы. Чем богаче невеста, тем богаче убор. Сегодня, казалось бы, умершие искусства изготовления бисерных изделий вновь стало популярным. Стоит только посмотреть на запястья девчонок, на их рюкзачки. Яркие браслетики, так называемые фенечки, подтверждают это.

     Мода на украшения из бисера стремительно растет,  все чаще голливудские звезды и музыкальные дивы предпочитают надеть легкое бисерное колье.

     В связи с этим актуальным становится организация студии (кружка, факультатива) бисероплетения в рамках дополнительного образования.

    В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно – прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя народные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно – художественного постижения мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_programma_biseropletenie.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. Е.М.ЗЕЛЕНОВА

П.Г.Т. НОВОСЕМЕЙКИНО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                «Утверждаю»

                                                Директор ГБОУ СОШ им. Е.М. Зеленова

                                                п.г.т. Новосемейкино

                                                ____________/Бутрина Н.М./                                                                                        «_____»____________20___г.

                                                Программа принята на основании

                                                решения педагогического совета.

                                                Протокол №__ от «__»_______20___г.

Дополнительная образовательная программа

                               

«Бисероплетение»

Педагог ДО: Лобанова И.Г.

Новосемейкино 2012

ВВЕДЕНИЕ

     Бисер – один из самых удивительных материалов для рукоделия:  в нем и          загадочный блеск, и сочность красок, и четкость линий, и неограниченные возможности для творческого поиска.

     К началу девятнадцатого века в РОССИИ начался настоящий бисерный бум. В деревнях бисер и стеклярус стали чуть ли не обязательным украшением народного костюма. Долгими вечерами крестьянки плели, низали, ткали, вышивали воротнички, делали бусы и ожерелья, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны, соперничая в скорости да   в спорости

     На Руси искусство бисероплетения называлось низанием. Цветными стекляшками украшали не только одежду: лоб, шею, уши, волосы. Чем богаче невеста, тем богаче убор. Сегодня, казалось бы, умершие искусства изготовления бисерных изделий вновь стало популярным. Стоит только посмотреть на запястья девчонок, на их рюкзачки. Яркие браслетики, так называемые фенечки, подтверждают это.

     Мода на украшения из бисера стремительно растет,  все чаще голливудские звезды и музыкальные дивы предпочитают надеть легкое бисерное колье.

     В связи с этим актуальным становится организация студии (кружка, факультатива) бисероплетения в рамках дополнительного образования.

    В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно – прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя народные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно – художественного постижения мира.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Данная программа составлена на основе программы дополнительного образования автор-составитель В.А.Мураева. «Технология народных ремесел- бисер, соломка, береста, макраме 1-4 классы» Издательство «Учитель» 2009 год. Обучение мастерству рукоделия- бисер, пэчворк, изготовление игрушек 5-8 классы, автор- составитель Е.А.Гурбина Издательство «Учитель» 2008 год.

Дополнительная образовательная программа «Бисероплетение», является прикладной, носит практико – ориентированный характер и направлено на овладение учащимися основными приемами бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально – культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации.

Цели:

  1. Нравственно – эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения.

  1. Активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.

Задачи:

  1. Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения формирование знаний по основам композиции,  цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.
  2. Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономического отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
  3. Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

Дополнительная образовательная программа разработана на основе типовых программ, с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология», в которой совсем не уделяется внимания такому виду декоративно - прикладного искусства, как бисероплетение.

Условия реализации

Программа составлена для детей младшего и среднего школьного возраста, интересующихся бисероплетением.

    Данная программа рассчитана на два года обучения. Занятия проводятся два раза в неделю по два учебных часа, в общем объеме сто сорок четыре часа в год.

При этом надо иметь в виду, что годовые требования и часовая нагрузка указаны в минимальном объеме. Поэтому требования программы можно повышать, если это позволяют степень «продвинутости» и темпы развития учащихся. И увеличивать продолжительность курса обучения в летний период (июнь).

Формы организации деятельности: по группам, по подгруппам, индивидуально.

Ожидаемые результаты, способы организации контроля, формы подведения итогов программы «Бисероплетение»

По окончании реализации программы выпускники должны знать:

  • правила техники безопасности на всех занятиях объединения;
  • начальные сведения о свойствах бисера, стекляруса, пайетках, ниток, проволоке, леске, об их разнообразии и цветовой гамме;
  • иметь представление о пропорции;
  • начальные сведения о цветовом сочетании;
  • композиционное построение узоров;
  • схематическое построение бисерного узора (композиции).

По окончании реализации программы выпускники должны уметь:

  • Пользоваться различными инструментами;
  • пользоваться схематическими описанием рисунка;
  • изготавливать сувенирные изделия;
  • работать  по рисунку;
  • в процессе работы ориентироваться на качество изделий;
  • в процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и    доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.

Итоговая оценка должна быть комплексной, учитывающей качество исполнения выпускной работы, результаты педагогического собеседования, активность работы учащегося на протяжении обучения по программе.

Способы организации контроля:

  • индивидуальный,
  • групповой,
  • коллективный.

Формы подведения итогов:

  • выставки,
  • конкурсы.

Учебно-тематический план.

1 год обучения.

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Плетение на проволоке (56 часов)

2.1

Цветы из бисера

12

2

10

2.2

Плоские фигурки животных и насекомых

44

2

42

3

Плетение на леске (84 часа)

3.1

Фигурки животных и насекомых

14

1

13

3.2

Основные приёмы бисероплетения

16

-

16

3.3

Комплекты украшений

54

-

54

4

Итоговое занятие

2

-

2

ИТОГО

144

7

137

Содержание программы

1 год обучения

  1. Вводное занятие. Цель и задачи кружка. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности.
  2. Плетение из проволоки.
  1. Цветы из бисера. Теоретические сведения. Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приемов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, листьев, тычинок. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.

  1. Плоские фигурки животных. Теоретические сведения. Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельные петельные и игольчатые плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.

 Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приемов. Сборка брошей. Подготовка основы для брошей составление композиции. Прикрепление элементов композиций к основе. Оформление.

  1. Плетение на леске. 
  1. Фигурки животных.
  2. Основные приемы бисероплетения. Теоретические сведения. Эскизы. Рабочие рисунки. Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера «в одну нить»: простая цепочка, цепочка с бусинками, цепочка с бугорками, цепочка с петельками, цепочка «зигзаг», цепочка «змейка», цепочка цветком из шести лепестков, цепочка цветком из восьми лепестков, цепочки «мозаика», «восьмерки», «соты», ромбы, «фонарики». Низание из бисера «в две нити»: цепочка в крестик, колечки. Различные способы плоского и объемного соединения цепочек в крестик. Наплетения на цепочку «колечки». Подвески: бахрома простая, бахрома спиральная, веточки, кораллы. Плетение ажурного полотна одной и двумя иглами. Полотно, «кирпичный стежок», полотно «в крестик». Ажурный цветок. Кубик из 12 бисерин. Назначение и последовательность в выполнении. Условность и обозначение. Анализ и зарисовка простейших схем.

Практическая работа. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по выполнению различных подвесок и их подплетению к  цепочкам. Изготовление браслета елочка. Выполнение украшений для кукол, брошей, кулонов и брелоков в технике «кирпичный стежок».

  1. Комплекты украшений. Теоретические сведения. Анализ образцов украшений (колье, браслеты, кольца, серьги, ободки). Выбор бисера. Цветовое решение. Виды застежек. Зарисовка схем для выполнения украшений.

Практическая работа. Плетение комплектов украшений на основе изученных приемов. Оформление. Прикрепление застежки.

  1. Итоговое занятие. Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

2 год обучения.

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теория

Практика

1

Повторение (3 часа)

1.1

Вводное занятие. Повторение пройденного материала.

2

2

1.2

Засушивание растений для использования в оформлении изделий.

1

1

2

Игрушки из бисера.

55

-

55

3

Украшения из бисера.

30

30

4

Полезные мелочи.

34

34

5

Вышивка бисером.

20

-

20

6

Итоговое занятие.

2

-

2

ИТОГО

144

2

142

Содержание программы

2 год обучения

  1. Вводное занятие. Цель и задачи кружка. Режим работы. План занятий. Организация рабочего места.
  2. Игрушки из бисера. Теоретические сведения. Практическая работа. Изготовление плоских фигур. Способы выполнения схем объемных фигур: животных, зверей, насекомых.
  3. Украшения из бисера. Теоретические сведения. Практическая работа. Выполнение цепочек сложного низания в виде цепочки-восьмерки, цепочки с петельками, жгутов и браслетов с подвесками.
  4. Композиции из цветов и букетов. Теоретические сведения. Практическая работа. Выполнение по схемам цветов, составление букетов, прикрепление композиций к основе.
  5. Времена года. Теоретические сведения. Практическая работа. Зарисовка схем, выполнение отдельных элементов, сборка и составление композиций и деревьев.
  6. Полезные мелочи. Теоретические сведения. Практическая работа. Зарисовка схем, выполнение отдельных элементов на основе изученных приемов, соединение деталей в одно целое.
  7. Итоговые занятия. Выставочный материал по итогам плетения изделий.

Результаты образовательного процесса.

     Результат учебной работы можно видеть в мастерстве, качестве выполненных готовых изделий, их ассортименте и художественном решении.     Результат образовательного процесса при решении комплекса разных задач обучения и воспитания трудно оценить. Он может быть невидимым, проявляться не сразу и не вдруг в делах и поступках детей, их личностных качествах, взаимоотношениях.

     Организуя образовательный процесс, педагог должен предполагать, какой результат деятельности в учащихся он хочет получить, так как работать, не думая об этом, работать в слепую. Педагог должен развивать интерес к совместной работе. В процессе работы у обучающихся должны развиваться такие качества, как интерес к жизни, чувство комфорта и защищённости, доброжелательность, взаимопонимание.

     На основе описанного опыта в данной работе результат в работе с учащимися складывается так:

Обучающиеся должны знать:

1 год обучения:

  • правила техники безопасности,
  • основы композиции и цветоведения,
  • классификацию и свойства бисера,
  • основные приемы бисероплетения,
  • условные обозначения,
  • последовательность изготовления изделий из бисера.

Обучающиеся должны уметь:

1 год обучения:

  • Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий
  • Составлять композиции согласно правилам
  • Классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам
  • Правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками
  • Четко выполнять основные приемы бисероплетения
  • Свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно-технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно
  • Изготавливать украшения, заколки для волос, салфетки, цветы, плоские и объемные фигурки животных из бисера на основе изученных приемов
  • Выполнять отдельные элементы и сборку изделий
  • Прикреплять застежки к украшениям
  • Рассчитывать плотность плетения
  • Хранить изделия из бисера согласно правилам.

Обучающиеся должны знать:

2 год обучения:

  • Технику бисероплетения

Обучающиеся должны уметь:

2 год обучения:

  • Создавать свои художественные варианты в выполнении и оформлении изделий
  • Создавать качественные коллективные работы

Методические обеспечение.

Основной акцент программы  делается на изучение видов техники бисероплетения и практическое применение полученных знаний на практических занятиях, которым будет отводиться около шестидесяти  процентов времени. При организации работы бисером хорошо соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и воспитательных задач. Информационный материал должен быть небольшим по объему, но нести в себе достаточно информации для овладения знаниями, позже применяемыми на практическом занятии, и быть увлекательным. Не перегружать детей и создавать условия для самовыражения и развития конструктивной деятельности.

     Овладение искусством бисероплетения начинается с изготовления изделий по образцу путем прямого повторения за учителем. В скорее учащимся предлагаются готовые схемы, нарисованные на специальных карточках, на плакатах, на доске или приведенные в книгах по бисероплетению. А в последствии учащиеся самостоятельно начинают разрабатывать свои собственные схемы, используя для этого схемы – сетки для составления узоров и орнаментов для бисероплетения. Схемы дети зарисовывают в тетрадь (рисуя, дети получают возможность более глубокого осмысления техники и более четкого представления о последующей практической работе). После разъяснения схемы учитель дает дополнительные сведения для выполнения конкретного изделия: расход материала, способы крепления отдельных деталей и их количество,  место прикрепления деталей и т.д. далее ученики, руководствуясь схемой и объяснениями учителя, выполняют сначала образцы, а затем и само изделие.

    В обучении бисероплетением, как и в других областях декоративно – прикладного искусства полезна повторяемость полученных  знаний для закрепления в памяти определенных навыков. По этому учащимся предлагается изучение техник в таком порядке, где каждая новая техника требует повторения знаний предыдущей. Техники разные, а приемы одни и те же. Очень важно в занятиях последовательно усложнять задания в зависимости от индивидуальных особенностей. В таких случаях видно, кто на что способен и как этим способностям надо помогать.

     Эффективность обучения повышается при введении элементов проблемности. Постановка и решение проблемных задач развивает творческие способности, делает труд более осмысленным. Очень важно озадачить ученика поиском самостоятельного решения, а не сразу давать готовый ответ.

     Для этого учащимся предлагаются сетки – схемы, с помощью которых они сами создают варианты изделий. Когда навыки будут сформированы, можно предложить детям создавать различные композиции из отдельных элементов. Таким образом, комплексное использование методов обучения повышает надежность усвоения информации, делает учебный процесс намного эффективнее.

Материалы и инструменты.

Бисер, рубленый бисер, стеклярус, бусины, синтепон, пластиковые коробочки, мелкие ракушки, клей «Момент» прозрачный, гипс, поролон, нитки капроновые, иглы, ножницы, плоскогубцы, леска, проволока, маленькие горшочки для цветов, шпагат, кольца для ключей, обручи, застёжки, колечки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗЕМЫЙ В УЧЕБНОЙ РАБОТЕ ТО «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»:

  1. Белов Н. В. «Фигурки из бисера»/ Минск, «Харвест», 2009.
  2. Виноградова Е. Г. «Бисер для детей»/ Изд-во «Эксмо», М., 2004.
  3. Забатурина М. «Великолепный бисер»/ Самара, «Парус-принт», 2002.
  4. Золотарёва Е. Н. «Подарки из бисера»/ М., «Айрис Пресс», 2008.
  5. Кастан-Селье Изабель «Объёмные фигурки из бисера»/ Изд-во Москва, 2009.
  6. Кох Сабина «Стильные аксессуары»/ М., 2007.
  7. Ликсо Н. Л. «Бисер»/ Минск, «Харвест», 2008.
  8. Лукашёва И. А. «Бисер для девочек»/ М., «Проммастер», 2007.
  9. Найдёнова А. «Бисер: шаг за шагом»/ М., Дом Валдис», 2008.
  10. Нестерова Д. В. «Рукоделие»/ М., «АСТ», 2007.
  11. Клер Крочли «Бисер» Изд «АРТ-Родник», 2009.
  12. Насюрева Т.Г. «Игрушки и украшения из бисера»/М.,Астрель, 2010.
  13. Белякова О.В., Найденова А.Л. «Плетение бисером. Стильные вещи своими руками» Ростов н/Д, 2009.
  14. Казакова В. «Стильные аксессуары» Изд «Акажемия развития» Ярославль, 2007.
  15. Ликсо Н.Л. «Цветы и игрушки из бисера» Изд «АСТ» 2011.
  16. Шнуровозова Т. «Цветы из бисера делаем сами» Изд «Владис» Ростов н/Д, 2011.
  17. Белякова О.В. «Оригинальные поделки из бисера» Изд «Владис» 2009.
  18. Ткаченко Т. «Плетем цветы из бисера» «Феникс» 2010.
  19. Кожевникова Г. «Подарочные яйца из бисера»/М «Мартин» 2012.
  20. Сабина Кох «Бижутерия из бисера» Изд «Академия развития» 2009.
  21. Шилкова Е.А. «Поделки из бисера»/М «Репол» 2011.
  22. Смирнова Л. «Энциклопедия из бисера» Минск «Харвест» 2009.
  23. Адамчик М.В. «Веселые и забавные фигурки из бисера своими руками» Минск «Харвест» 2010.
  24. Стольная Е. «Цветы и деревья из бисера»/М «Мартин» 2010.
  25. Шнуровозова Т. «100 самых красивых фигурок из бисера» «Владис» 2010.
  26. Бульба Н. «Плетение из бисера и бусин»/М «АСТ-Пресс» 2010.
  27. Капитонова Г. «Бисероплетение» Минск «Астрель СБ» 2008.
  28. Ингрид Морас «Зоопарк из бисера» Изд «Ниола-Пресс» 2011.
  29. Бюрель М.К. «Забавный мир бисера» Харьков «Никко» 2009.
  30. Катио П. «Фигурки из бисера» Изд «Конгент» 2010.
  31. Вильчевская Е.В. «Пасхальные яйца из бисера» Изд «Мир книги» 2010.
  32. Стародуб К. «Плетем цветы из бисера» «Феникс» 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа для воспитанников в возрасте 10-15 лет. Бисероплетение.

Дополнительная образовательная программа «Бисероплетение», является прикладной, опирается на принципы построения дидактической научности, непосредственной связи с жизнью, создает благоприятные условия...

Дополнительная образовательная программа "Бисероплетение”

Программа"Бисероплетение” является целостным интегрированным курсом, включает основы художественного изображения, учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных зна...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная образовательная программа "Жемчужина" (бисероплетение) для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): с нарушением интеллекта (имеющих умственну...