Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования. Работа над созданием методического объединения «Центр “Диалог культур”»
статья на тему

Карпова Елена Анатольевна

Анализируя возможности органичного включения духовно-нравственного воспитания детей в систему дополнительного образования, мы придерживаемся следующие позиции:

Дополнительное образование детей «строится на принципах гуманистической педагогики, впитавшей в себя многие ценности христианской антропологии. Философы, педагоги, психологи, стоявшие у истоков этого учения (К.Д.Ушинский, В.В.Зеньковский, С.И.Гессен), утверждали право ребенка идти своим путем, иметь свои вкусы и интересы, а от педагога требовали относиться к своему воспитаннику с уважением, ценить его внутренний мир и право на свободу выбора, поскольку “все подлинное в человеке может быть только свободным, идущим изнутри”» (Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993, с. 29)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_s_dimitrievskim_chteniyam_karpova.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования. Работа над созданием методического объединения «Центр “Диалог культур”»

Е.А. Карпова, методист ДАНЮИ

МБУ ДО ДТДМ города Ростова-на-Дону

Анализируя возможности органичного включения духовно-нравственного воспитания детей в систему дополнительного образования, мы придерживаемся следующие позиции:

Дополнительное образование детей «строится на принципах гуманистической педагогики, впитавшей в себя многие ценности христианской антропологии. Философы, педагоги, психологи, стоявшие у истоков этого учения (К.Д.Ушинский, В.В.Зеньковский, С.И.Гессен), утверждали право ребенка идти своим путем, иметь свои вкусы и интересы, а от педагога требовали относиться к своему воспитаннику с уважением, ценить его внутренний мир и право на свободу выбора, поскольку “все подлинное в человеке может быть только свободным, идущим изнутри”» (Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993, с. 29)

Наиболее перспективным для работы с детьми в дополнительном образовании нам представляется направление, которое строится на приобщении к христианским духовно-нравственным ценностям через культуру. Этот подход тем более продуктивен, что сегодня все больше осознается необходимость сближения образования и культуры, начинает развиваться культурно-историческая педагогика (Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, Е.А. Ямбург). При этом многие педагоги нашего учреждения видят в культуре не путь расширения искусствоведческих знаний школьников, а возможность развития их духовного потенциала. В этом особенность создаваемых обучающих программ, разработанных педагогами Дворца творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону.

В отделе инновационных проектов МБОУ ДОД ДТДМ города Ростова-на-Дону планируется создание методического объединения «Центр “Диалог культур”» под руководством Риммы Михайловны Ситько, кандидата педагогических наук, профессора ЮФУ.

Центр на основе научно-исследовательской и методической деятельности способен создать условия для эффективного духовно-нравственного воспитания детей в учреждениях дополнительного образования, обеспечивая соответствующие педагогические условия при:

  • разработке и реализации модели процесса духовно-нравственного воспитания школьников, учитывающего регионально-национальный компонент образования, основанного на взаимодействии компонентов: цели, задач, принципов, содержания, форм и методов, средств обучения и воспитания, результатов;
  • внедрении в педагогический процесс работы Центра «Диалог культур» школьников 4 – 7 и 8 – 11 классов, что обогатит воспитательный потенциал учебного заведения, будет способствовать созданию ценностно-ориентационного поля коллектива, познанию мира, себя, объясняющего факты, явления, события, смысл жизни; позволяющего вовлекать старшеклассников в различные виды в общественно значимой деятельности (учебно-познавательную, поисково-исследовательскую, проектную, гражданско-патриотическую, культурно-массовую, природоохранительную);

•        осуществлении индивидуального и дифференцированного подходов к школьникам в процессе поэтапного формирования духовно-нравственных качеств, стимулирования их самовоспитание и самопознание окружающего мира.

Реализация проекта работы Центра позволит:

  • создать целостную систему духовно-нравственного воспитания детей, учащихся и молодежи на основе согласования и своевременной координации организационно-управленческих решений и действий различных ведомств и организаций;
  • выработать организационно-управленческую модель совершенствования воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию детей, учащихся и молодёжи;
  • создать единое воспитательное пространство;
  • выявить, систематизировать и распространить эффективный воспитательный опыт;
  • создать механизм интенсивного взаимодействия различных организационно-управленческих структур для своевременного решения актуальных задач духовно-нравственного становления детей, учащихся и молодежи;
  • обеспечить рост социального оптимизма подрастающего поколения;
  • увеличить количество детей, учащихся и молодежи в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях;
  • повысить компетентность детей и подростков в вопросах сохранения здоровья.

Данная концепция в процессе работы Центра дополняется и обогащается. Итогом учебно-воспитательной работы станет устойчивая динамика формирования духовно-нравственных качеств у школьников (гуманность, ответственность, патриотизм, милосердие, трудолюбие, совестливость, терпимость).

Для плодотворной творческой работы Центра необходимо создать систему взаимодействия учреждений дополнительного образования, так как это уникальная педагогическая система, интегрирующая дошкольное, общеобразовательное и профессиональное образование. Как общеобразовательный социально-педагогический институт, она представляет собой сферу инновационного, вариативного, неформального, непрерывного образования, направленного на решение задач развития субъектности личности.

Под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс содействия духовно-нравственному становлению личности человека, формирование у него:

нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма, терпения, милосердия, отзывчивости, скромности, незлобливости);

  • нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявлять
    самоотверженную любовь, готовность к преодолению жизненных
    испытаний);
  • нравственного поведения (готовности к служению людям и отечеству,
    проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В качестве основных направлений работы Центра «Диалог культур» можно выделить:

  • Изучение, обобщение и распространение опыта по духовно-нравственному воспитанию.
  • Нормативно-правовое обеспечение процесса формирования духовного и нравственного здоровья населения.
  • Информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность.
  • Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
  • Духовно-нравственное воспитание и образование в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного образования.
  • Противодействие распространению в среде детей, подростков, молодежи пороков алкоголизма, наркомании, распущенности и насилия.
  • Повышение воспитывающей функции дополнительного образования детей, учащихся и молодёжи.
  • Повышение роли семьи.
  • Формирование культуры досуговой деятельности детей, учащихся и молодёжи.
  • Поддержка общественных объединений и социально-значимых инициатив детей, учащихся и молодежи.
  • Знакомство молодежи с культурой народов России, как носителем духовно-нравственных ценностей и идеалов общества в целом и каждого народа в частности.
  • Поддержка идеи призыва к единению народов, населяющих РФ, славянских народов, защите истории, исторической преемственности.
  • Организация конкурсов, литературных чтений, олимпиад, семинаров и других массовых мероприятий.
  • Создание образовательных программ и проектов.
  • Организация методической поддержки педагогов.
  • Создание информационно-методической базы в помощь организаторам воспитательного процесса.
  • Создание благоприятных условий продвижения научного знания в практику воспитательной работы с детьми и молодежью.
  • Повышение квалификации педагогических кадров.
  • Мониторинг воспитательного процесса, осуществляемый в целях оценки эффективности воспитательной работы, позволяющий обеспечить постоянную коррекцию условий, создаваемых для духовно-нравственного воспитания учащихся в дополнительном образовании.

Уже сейчас для осуществления задуманного разрабатываться программы и проекты, в том числе и социальные, которые станут важной частью направлений, реализующих идею создания Центра.

Вот некоторые из них.

В рамках работы научно-практической конференции  Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова в 2012 году была создана секция «Духовно-нравственное воспитание», которая существует для школьников 8 - 11 классов.

По решению оргкомитета ДАНЮИ секция существует с 2012 года. Идет подготовка и формирование направлений и тематик учебно-исследовательских работ школьников.

Лучшие работы участников конференции секции «Духовно-нравственное воспитание» представляются в мае на Славянских чтениях.

Одна из основных целей работы секции — выявление духовной одаренности детей. Продвижение и реализация их учебно-исследовательских работ.

Основанием для создания секции явились:

- интерес педагогов и обучающихся к проблемам, обсуждаемым на секции;

- имеющийся потенциал содержания предполагаемых исследований, которые выполняются как проекты в образовательных учреждениях;

- участие учащейся молодёжи в ежегодных традиционных Димитриевских образовательных чтениях и конкурсах;

- имеющийся кадровый состав педагогов, обеспечивающих процесс духовно-нравственного воспитания в системе непрерывного образования;

- актуализация консолидации и взаимодействия субъектов духовно-нравственного воспитания молодёжи;

- диалог светских и православных педагогов в духовно-нравственном оздоровлении общества.

Обсуждается идея создания младшей группы Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова (4-7 классы) «Начальная Академическая Ступень» в рамках работы секции «Духовно-нравственное воспитание». В рамках работы Ступени входитпланируется создание младшими школьниками учебно-исследовательских работ совместно с родителями под руководством педагогов, участие детей совместно с родителями в проектах, конкурсах и чтениях, посвященных духовно-нравственному воспитанию.

Приглашаем вас и ваших воспитанников принять участие в XXXIX научно-практическая конференция ДАНЮИ, которая организуется на базе Дворца творчества детей и молодежи и факультетах ЮФУ и будет проводиться в марте 2014 года.

Заявки на участие регистрируются на сайте МБОУ ДОД ДТДМ: http://dtdm-rostov.ru/danui/ и принимаются с 15 декабря 2013 года по 15 января 2014 года

В соответствии с положением проведения конференции, тезисы и учебно-исследовательская работа отправляются одновременно с регистрацией заявки.

Время проведения консультаций представлены на сайте: http://dtdm-rostov.ru/danui/

344007, г. Ростов-на-Дону,  ул. Б. Садовая, 55,  Дворец творчества детей и молодёжи, ауд. 407 и 12. Тел: (863) 282-83-42; (863) 240-88-59 отдел инновационных проектов

E-mail: dtdim-nauka@yandex.ru

Следующий проект

Открытый долгосрочный социальный благотворительный проект «Рождественское чудо».

Цель: «Привлечение внимания к проблемам детей-сирот, находящихся под опекой и организация рождественского праздника во Дворце творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону».

Автор и координатор проекта Александра Александровна Чернова, педагог организатор отдела инновационных проектов МБОУ ДОД ДТДМ города Ростова-на-Дону. Тел. рабочий: (863) 282-83-42. Е-mail: dtdim-nauka@yandex.ru

Среди социальных партнёров, участвующих в продвижении проекта, важное место занимают родители и лица их заменяющие. То, что ребенок с детских лет приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. Главное в воспитании маленького человека в семье – это достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Вот это и есть главная идея проекта.

Открытый долгосрочный городской социальный творческий семейный проект «Рождественская сказка».

Цель: Социализация ребенка, приобретение опыта совместной творческой проектной деятельности в семье». Проект рассчитан на детей 1 – 6 классов. Главной идеей проекта стало создание условий, при которых дети и их родители совместно создают рождественскую сказку, рисуют иллюстрации к своему произведению и, наконец, представляют свой совместный труд на суд зрителей.

По итогам проекта 2012 года создан сборник детских сказок.

Мы предлагаем вашему вниманию некоторые страницы этого сборника.

Следующий проект - Открытая, региональная,  молодёжная научно-практическая

конференция «Шолоховские чтения» 

Конференция работает в рамках секции «Жизнь и творчество М.А. Шолохова» Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова. Рассчитана на работу со школьниками 8 – 11 классов.

Цель конференции - приобщение к научной работе с художественным наследием великого писателя, воспитание активной гражданской позиции молодежи, объединение всех интересующихся творчеством М.А. Шолохова и вопросами литературного краеведения в Южном федеральном округе.

Традиционная Молодёжная Шолоховская конференция – культурное событие города и региона. В гостеприимном здании ДАНЮИ встречаются люди разного возраста, влюбленные в творчество М.А. Шолохова и потому предлагающие содержательные исследовательские работы и выступления. Важно, что учащимися и педагогами рассматриваются актуальные темы, связанные с различными аспектами творчества русского классика и использованием его наследия в образовательном и воспитательном процессах.

Проект «МИР ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ» является региональным, долгосрочным творческим проектом. Здесь предполагается участие воспитанников с 6 до 18 лет.

Проект реализуется в рамках деятельности Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова в целях поддержки и развития работы секции «Духовно-нравственное воспитание» и работает на основе отечественного историко-культурного наследия и ценностей национальных культур народов, населяющих ЮФО.

Цель проекта  поддержка талантливых детей и молодежи в реализации их многогранного творческого потенциала.

Задачи проекта:

1. Воспитание у молодежи чувства гражданственности и патриотизма через их личное участие в пропаганде и сохранении исторического наследия расширение исторических знаний и представлений обучающихся.

  1. Побуждение обучающихся к творческому выражению своих впечатлений, используя разнообразные способы и виды художественно-эстетической деятельности.
  2. Выявление и развитие одаренных детей и создание оптимальных условий для развития и реализации их творческого потенциала.

Конкурс проводится в следующих направлениях:

I  Детское литературное творчество (проза и поэзия).

II  Детское изобразительное творчество (рисунок).

III  Конкурс фотографий.

По итогам работы проекта организуются выставки: «Моей России купола», «Рождественский калейдоскоп», «Природа Донского края», «Мой любимый город».

Проект «Славянские чтения»

Открытые городские образовательные молодежные литературные чтения, посвященные Дню славянской письменности и культуры. Приглашаются к участию учащаяся молодежь от 14 до 18 лет.

Чтения проводятся в рамках работы секций Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова и проекта «Мир глазами детей» с целью приобщения подрастающего поколения к культурно-историческому наследию России, ее духовно-нравственному потенциалу посредством изучения славянской письменности и культуры.

Цель проекта:

Патриотическое воспитание учащейся молодежи на основе изучения и анализа историко-культурологического и духовно-нравственного литературного наследия славянских народов, дополняющего программу современного школьного образования.

Задачи: 

1. Поиск новых форм работы с учащимися в области историко-культурологического и духовно-нравственного литературного наследия славянских народов в рамках дополнительного образования.

2. Развить у учащейся молодежи в процессе работы над литературными произведениями православной направленности качеств толерантности как важного принципа развития многонационального региона.

3. Раскрыть роль православия в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций восточных, западных и южных славян.

4. Формировать у учащихся активную жизненную позицию социальной ответственности за бережное отношение к историко-культурному наследию своего Отечества.

5. Создать условия для последовательного приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям, формированию гражданского патриотизма и на основе полученных знаний научить анализировать сложные жизненные ситуации и находить выход из них.

6. Развивать творческую активность учащихся, повышение их компетентности.

Идея проекта: Проект «Славянские чтения» призван восстановить единство и целостность в изучении исторического культурного процесса развития человеческого общества. Он включает в себя итог работы педагога и воспитанника на уроках чтения, литературоведения, художественного труда, фольклора, танца, изобразительной деятельности.

Новизна проекта состоит в побуждении к глубокому изучению славянской культуры, истории, фольклора, литературного наследия, исторических корней славянских народов и демографической безопасности восточных, южных, западных славян, а, значит, в изучении исторического и культурного наследия России и мирового сообщества, на формирование которого всегда оказывали влияние наши предки.

В России нельзя жить без идеалов, и в наше время стратегическим русским национальным идеалом является русская, Славянская идея родоначальником и теоретиком которой является Н.Я. Данилевский. Нельзя отказать философу в даре провидения расцвета Юга России: «Новороссийские степи обратились под русским владычеством из притона кочевников – в житницу Европы, с цветущими городами вроде Одессы, Бердянска, Ростова, Таганрога, Николаева…»

Справка.

Nikolay Danilevski.jpg

Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885), русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма.

Панславизм - идеология, распространённая в государствах, населённых славянскими народами, в основе которой лежат идеи о необходимости славянского национального политического объединения на основе этнической, культурной и языковой общности. Сформировалась в среде славянских народов в конце XVIII - первой половине XIX веков.

В конце XIX века на основе панславистского движения сформировалось движение неославистов, которое ставило перед собой аналогичные задачи, но требовали равенства славянских народов между собой и освобождения от российского лидерства в деле освобождения славянских государств и объединения народов.

Николай Яковлевич, продолжая обоснование своей идеи, говорил: «Идея Славянства не должна угасать в русском и славянских народах, и, чтобы выстоять и возродить славянский дух нации, спасти от деградации и вырождения, надо жить в той же вечной системе ценностей, в которой жили великие мужи России - Александр Невский, Димитрий Донской, Федор Достоевский - не счесть всех праведных имен».

Он же говорил, что «Само время ставит новые проблемы перед славянскими народами, Россия же имеет более чем 1000-летний духовный опыт христианства и идеи III-го Рима – «Русской идеи»: свой взгляд на духовно-нравственные основы бытия, и как страна славянская в первую очередь, одновременно являющаяся страной многонациональной, Россия осуществляет духовное содружество в духовно-нравственном, историко-патриотическом просвещении через воспитание, образование молодежи народа»

(Примером служат X Рождественские международные образовательные чтения и IV Всероссийский духовно-просветительский Форум под девизом: «XXI век – эпоха духовно-нравственного просвещения»).

Мощным стимулом для патриотического и нравственного воспитания являются истории войн, которая вела Россия на протяжении всего своего существования, но особенно большое значение имеет работа с материалами Второй мировой войны.

Она досталась славянам огромной ценой. Из 50 миллионов жертв этой самой кровопролитной бойни в истории человечества 35,3 миллиона приходится на славянские страны. В годы войны было организовано сотрудничество на государственном уровне не только славянских народов, но и их диаспор на всех континентах.

Никогда так близко славяне не подходили к осуществлению вековой мечты – жить единой семьей, как в конце войны, когда все руководители славянских стран поддержали идею создания Союза независимых славянских государств, укреплению экономических, культурных связей и взаимопомощи между родственными народами. Мы – за многополярный мир, основу которого составляет и славянская цивилизация, за укрепление и преодоление кризисных ситуаций, выработку общей стратегии культурных и духовных связей между народами, имеющими общие языковые и исторические корни, общую судьбу.

Такую идею поддерживает автор и координатор создаваемого в 2013 году проекта, посвященного 360-летию (1654) со дня Переяславской Рады, воссоединения Украины с Россией. Евгений Константинович Кобцев, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДТДМ города Ростова-на-Дону, руководитель философского клуба «Вектор». К участию в проекте приглашаются учащиеся 6 – 11 классов.

Информацию вы можете получить на сайтах: http://dtdm-rostov.ru/danui/;  nauka.sfedu.ru/danui/

344007, г. Ростов-на-Дону,  ул. Б. Садовая, 55,  Дворец творчества детей и молодёжи, ауд. 407. Тел: (863) 282-83-42, отдел инновационных проектов. E-mail: dtdim-nauka@yandex.ru

Продолжается великая духовная битва, духовная брань за Россию и её молодые души: получая по окончании школы «Аттестат» без Духовной Зрелости, молодежь совращается в духовное рабство нигилизму, сектантству, прозелитизму, оккультизму и феминизму (лишенному высокого духовного содержания).

Сегодня в нашем учреждении есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей. Оно имеет целый ряд направлений. Основные среди них - спортивно-оздоровительное, туристско-краеведческое, художественно-эстетическое, литературоведческое, культурологическое.

Мы продолжаем работу и приглашаем вас к сотрудничеству в любом из направлений нашей деятельности.

 Делегация от редколлегии русского международного журнала «Атеней» и вестника «Слава!» во главе с главным редактором Тулаевым Павлом Владимировичем, привезла в Беларусь целую программу, которая включала разнообразные жанры деятельности. Накануне открытия конференции 4 февраля 2010 года была размещена в актовом зале и холле БРСМ художественная выставка: "Память Рода". На экспозиции были представлены более 50 работ современных авторов из России: Андрея Клименко, Бориса Ольшанского, Виктора Королькова, Владимира Пингачёва, Андрея Гусельникова, Максимильяна Преснякова, Николая Фомина, Велеслава, Рыси, Орея (плакаты и художественные фотографии). Эти талантливые мастера вместе составляют новое направление в духовной и эстетической жизни славян, которое называют Родной Верой. Их искусство возрождает исторические истоки и архетипы братских народов. Образцы картин можно посмотреть на сайте АРТ-ГАЛЕРЕИ «АТЕНЕЙ» http://www.ateney.ru/art/.

Последние годы в школах района накоплен определенный опыт формирования у обучающихся социально-значимых жизненных установок через разнообразные формы самоуправления. По сравнению с предыдущими годами, отмечен рост качественной стороны данного явления.

Если говорить о возможностях организации духовно-нравственного воспитания детей, также нужно отметить различные факультативные курсы, занятия, организуемые в системе дополнительного образования, где школьники знакомятся с основами православной культуры, с христианской этикой, с историей мировых религий. С этой целью к занятиям привлекаются не только педагоги, но и священнослужители, психологи, представители разных концессий. Функционируют детские клубы и объединения, такие как «Дона верные сыны», «Хочу все знать», «Друзья прекрасного».

 Совершенствование системы дополнительного образования в течение ряда лет позволяет выявлять и развивать возможности одаренных детей. За последние годы составлен банк одаренных детей.

 Примерно в 3 раза увеличилось количество детей, участвующих в различных конкурсах, смотрах, олимпиадах.

Вопросы духовно-нравственного воспитания являются постоянными при проведении классных, общешкольных и районных родительских собраний.

 Результаты нашей работы по духовному укреплению подрастающего поколения, как мы видим, уже есть, но необходимо идти дальше, развивать данное направление. Духовно – нравственное воспитание и развитие обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для всего современного общества. Православная культуры при этом является базисной основой в достижении поставленных целей и задач:

Для организации эффективного воспитательного пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, средств массовой информации, традиционных российских религиозных объединений, ибо в современных условиях без социально-педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Чем больше социальных партнёров будет вовлечено в процесс реализации духовно-нравственного воспитания учащихся, тем эффективнее будет результат. Несмотря на многообразие партнёрских связей, ведущая же, содержательно определяющая роль в создании духовно-нравственного уклада школьной жизни, несомненно, должна принадлежать субъектам образовательного процесса.

В настоящее время в нашем городе ведётся работа по духовно-нравственному воспитанию и просвещению детей и молодёжи.

Эта работа включает в себя наряду с совершенствованием учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях и внедрение духовно-нравственного содержания в сферу дополнительного образования.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и гражданской идентичности являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Президиум ДАНЮИ

Ходатайство

о создании на XXXVII научно – практической конференции секции:

«Духовно- нравственное воспитание на основе отечественного историко – культурного наследия и ценностей Православной культуры»

 Задачи духовно-нравственного воспитания, утверждение идеалов нравственности, формирования здорового образа жизни подрастающего поколения имеют для государства чрезвычайную значимость. Закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования Российской Федерации» рассматривают их решение как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

 В Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России ( А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) отмечено: « носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации.

 В Концепции также подчёркнуто, что « духовно – нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимися ценностей: семейной жизни, культурно – регионального сообщества, культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии, российской гражданской нации, мирового сообщества».

 Данные проблемы вызывают значительный интерес у педагогов и учащейся молодёжи. В силу этого, актуализируется внимание к учебно–исследовательской работе старшеклассников по обозначенным проблемам, что может быть реализовано в процессе подготовки и участия старшеклассников мартовской конференции ДАНЮИ.

 Для инициирования данного направления предлагаем создать на XXXVII научно – практической конференции секции:«Духовно- нравственное воспитание на основе отечественного историко–культурного наследия и ценностей Православной культуры».

 Основания для создания секции:

-интерес педагогов и обучающихся к данным проблемам,

- имеющийся потенциал содержания предполагаемых исследований, которые выполняются как проекты в образовательных учреждений,

-участие учащейся молодёжи в ежегодных традиционных Димитриевских образовательных чтениях и конкурсах,

- имеющийся кадровый состав педагогов, обеспечивающих процесс духовно – нравственного воспитания в системе непрерывного образования,

- актуализация консолидации и взаимодействия субъектов духовно – нравственного воспитания молодёжи,

-диалог светских и православных педагогов в духовно – нравственном оздоровлении общества.

Предложение о создании секции вносят:

Развитие духовно-нравственного воспитания в системе дополнительного образования обеспечивается целым рядом постановлений Правительства России и приказов Минобразования РФ. В первую очередь следует назвать Национальную Доктрину образования, принятую в 2000 г., которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. В ней, в частности, говорится, что государство обязано обеспечить воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности

Другим важным документом, подчеркивающим приоритет воспитания в образовании, стала Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г. Среди важнейших задач воспитания называются – «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Названные задачи получили конкретизацию в другом важном документе Министерства образования РФ - Программе развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы, которая прежде всего ориентирована на повышение социального статуса воспитания в российском обществе. Весьма ценно, что Программа подкреплена разработкой приоритетных направлений и ожидаемых результатов деятельности. Все это будет способствовать «сохранению исторической преемственности поколений; развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; формированию духовно-нравственных качеств личности.» (Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002 - 2004 годы. Приложение №1 к приказу Минобразования России от 25.01.2002 г.)

Решению задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения способствует Межведомственная программа развития дополнительного образования детей на 2002-2005 годы (Приказ МО РФ от 25.01.2002 №193). В ней прямо указывается, что развитие системы дополнительного образования детей в образовательных учреждениях разных типов и видов и вне зависимости от их ведомственной принадлежности должно строиться в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой, социально активно творческой личности ребенка. Кроме того, в разделе, посвященном дополнительному образованию в школах, особо подчеркивается необходимость обращения к личностным проблемам обучающихся, формированию их нравственных качеств. Отмечается и важность создания условий для освоения школьниками духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Создание условий для духовно-нравственного воспитания детей в системе дополнительного образования

Статья о формах и методах формирования духовно-нравственных качеств детей в системе дополнительного образования...

ПРОЕКТ СИСТЕМЫ ЗАНЯТИЙ ПО СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящем проекте содержится опыт работы по реализации технологии силовой подготовки, которая прошла апробацию и внедрена в условиях образовательной школы с детьми 14-16 лет в системе внеклассной ра...

Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся в системе дополнительного образования"

Проблема духовно-нравственного воспитания в наше время стала насущной и требует своего разрашения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении....

Экологическое воспитание детей в системе дополнительного образования на примере детского творческого объединения "Задумка" МБОУ ДО ДДТ р.п. Усть-Донецкий Ростовской области

Завершается 2016-2017  учебный год,  но работа по экологическому воспитанию детей в системе дополнительного образования продолжается. Детское творческое объединение , имеющее художественную ...

Статья "Патриотическое воспитание школьников в системе дополнительного образования (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Черные береты»)"

Аннотация. Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созда...