Доклад «Этнокультурное образование детей через знакомство с традиционными праздниками народов ханты и манси»
статья ( класс) на тему

Бушуева Надежда Константиновна

В данной статье рассматривается этнокультурное образование детей на примере детского традиционного праздника "Трясогузки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_bushuevoy.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

«Этнокультурное образование детей через знакомство с  традиционными  праздниками народов ханты и манси»

  Заместителя директора, педагога  дополнительного  образования

МБОУ  ДОД  ДЭКОЦ  «Лылынг  союм»

Бушуевой  Надежды  Константиновны

Дата  проведения  конференции: 25  ноября  2015  год

В  канун  своего  80-летия,  мансийская  сказительница  Анна  Митрофановна  Конькова  в  юбилейном  сборнике  сказок  «Свидание  с  детством»  пишет: «В  минуту  моего  рождения  высокий  и  всевластный  Бог  засветил  слабенькую  звёздочку. И  вот  она  до  сих  пор  где-то  горит  среди  многих  звёзд...» [2,10]

Действительно, сколько бы лет  не  было  человеку, он  всегда  будет  нежно  и  трепетно  хранить  воспоминания   о  детстве, о  близких  людях, о  родных  местах...

Именно  в  детстве  ребёнок  познаёт  окружающий  мир, учится  различать  добро  и  зло, испытывает  первые  чувства  и  ощущения. Именно  этот  период  является  периодом  социализации  ребёнка, приобщения  его  к  миру  культуры, общечеловеческих  ценностей.

Детство – это  особая  пора  в  жизни  ребёнка, которая  в  будущем  во  многом  определяет  жизненную  позицию  человека  и  гражданина.

В  нашей  стране  на  основе  данных  современной  отечественной  возрастной  психологии  практикой  образования  приняты  следующие  основные  периоды  развития  детства  [3,330]:

  • новорожденный – до  10  дней
  • младенческий  возраст – до  1  года
  • ранний  детский  возраст – от 1 года  до  3  лет
  • преддошкольный – от 3 до 5 лет
  • дошкольный – от 5  до  6(7) лет
  • младший  школьный  возраст – от 6(7)  до  10 лет
  • подростковый – от 10  до  14 (15)  лет
  • возраст  ранней  юности – от 14(15)  до  16(17) лет.

Сегодня  более  подробно  мы  остановимся  на  возрастной  категории  «младшие  школьники». Этот  возраст  психологи  называют «интереснейшим  периодом  возрастного  развития  ребёнка».

В  6-7  летнем возрасте   в  психологическом  облике  ребёнка  происходят  важнейшие  изменения, которые  открывают  широкие  возможности  развития  ребёнка  на  данном  возрастном  этапе. Именно  поэтому  младший  школьный  возраст  является  наиболее  благоприятным  для:

  • воспитания нравственности
  • развития  устойчивого  познавательного  интереса
  • усвоения  социальных  норм

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений  и  преобразований. Если  в  этом  возрасте  ребёнок  не  почувствует  радость  познания, не научится дружить, уважать, ценить, сделать это в дальнейшем  (за  рамками  этого  благоприятного  периода)  будет  значительно  труднее  и  потребует  неизмеримо  более  высоких и физических  затрат  [3,358]. Именно  этот  возрастной  период  является  наиболее  оптимальным  для  целенаправленного  воспитания  ребёнка  средствами  этнографической  культуры.

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования. Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.

        Соприкосновение  ребёнка  с  народной  культурой  осуществляется  через  устное  народное  творчество. Народный  фольклор  гармонично  входит  в  повседневную  жизнь  ребёнка,  вызывая  только  положительные  эмоции.

Использование фольклора способствует формированию у ребенка таких качеств как: любовь к Родине, своему народу, обычаям и традициям. Фольклор является наиболее яркой сферой выражения идеала в области духовной культуры. Основной чертой фольклора является тесная связь с окружающей жизнью. Фольклор способствует приобщению ребенка к культуре своего народа, активизации к поощрению, движению и активной деятельности.

Проблему приобщения младших  школьников к народной  культуре  обских  угров   успешно решает педагогический коллектив детского  этнокультурно – образовательного  центра  «Лылынг  союм». Результатом сложной и кропотливой работы в этом направлении является создание программ  дополнительного  образования  детей, разработанных  с  учётом  психологических  особенностей  детей  и  соблюдения  народных  традиций. 

Таким образом, на  сегодня  в  нашем  учреждении  представлено  16  программ, которые решают задачи приобщения детей младшего  школьного возраста к народным культурным традициям  народов  ханты  и  манси. 

        Общей  задачей    образовательных  программ  является воспитание познавательного интереса к изучению  истории  родного  края, культуре  и  традициям  народов  ханты и манси.

Ярким  примером  приобщения  ребёнка  к  обско – угорской  культуре  является  традиционный  праздник, способствующий  развитию и укреплению нравственного  воспитания  подрастающего поколения.

Особенное   значение  народное  творчество  приобретает  при  знакомстве  с  традиционными  праздниками.  Народные  праздники  занимают  важное  место  в  воспитании  ребёнка, так как  объединяют  в  себе  фольклор  разных жанров: песенный, танцевальный, музыкальный, сказочный. Фольклорный  праздник для ребёнка - это  всегда радость, веселье, торжество. Праздник  входит  в  жизнь ребёнка  ярким событием  и  остаётся  в  памяти  на  долгие  годы.

Рассмотрим  данное  направление  на  примере  дополнительной общеобразовательной  программы  «По  тропинкам  Югры».

Программа  дополнительного  образования  детей  по  краеведению  «По  тропинкам  Югры»  является  моей  авторской  программой  и содержит  2  блока: краеведческий  и  этнокультурный.

Цель  программы:

Развитие  мотивации  ребёнка  к  познанию  и  творчеству  через  его  увлечение историческим  краеведением, историей  родного  края.

        Для  достижения  поставленной  цели  определены  следующие  задачи:

Образовательные:

  • Организовать  эффективное  взаимодействие  педагога и обучающихся;
  • Ознакомление с историей своего края, культурой и традициями  коренного  населения Югры – ханты;
  • Формирование  представлений  о различных сторонах жизни  своей малой родины.

Воспитательные:

  • Формировать  гражданскую  позицию, патриотизм;
  • Воспитывать  любовь к окружающей природе, малой родине, семье; 
  • Способствовать  воспитанию  нравственных  качеств  ребёнка по  отношению  к  окружающим независимо от его национальной  принадлежности  (доброжелательность, толерантность и др.);
  • Воспитывать  и  развивать  уважение  к  традициям и  культуре  коренного  народа  Югры – ханты.

Развивающие

  • Содействовать  интеллектуальному  и  духовному  развитию  личности  ребёнка;
  • Развивать  творческое  воображение  и  фантазию, мышление, внимание, память,  умение  исследовать и самостоятельно работать;
  • Способствовать  развитию  познавательного  интереса  к  изучению  истории  родного  края, культуре  и  традициям  народа  ханты.

        Программа  рассчитана  на  3  года  обучения  для  детей  6 (7) – 9(10)  лет. На  протяжении  обучения  дети  знакомятся  с  традиционными  праздниками:  Вороний  день  и  праздник  Трясогузки.

Программа  реализуется  4 года на  базе  МБОУ ДОД ДЭКОЦ «Лылынг союм»,  национальная  принадлежность  детей  разнообразна.

Рассмотрим подробнее детский праздник Трясогузки. С этим праздником дети знакомятся в первый год обучения.  

Трясогузка - это птичка-невеличка Югорского края. На зиму она улетала в тёплые края, а весной возвращалась обратно на север. Её возвращению и был посвящён праздник. Трясогузка – священная птица для обских угров. Коренные народы Югры относились к ней уважительно и считали её вестницей Большого Света и Красной Весны. «...Коротким щебетом славят Трясогузки желанную весну, Большой свет, белые ночи, стряхивают с крылышек тепло, принесённое из южной земли... Разве есть какая птаха лучше этой вежливой птицы в нашем краю? Нет! Конечно, нет! Она всё лето по утрам встречает нас поклоном. Щебечет, что круглое лето будет с нами...»  [2,79]

К празднику готовились предварительно – накануне в своих жилищах женщины наводили порядок. Всё мыли, чистили, скоблили. Пекли из теста фигурки Трясогузки, доставали из лабазов кой-какие запасы, варили традиционную вкуснейшую кашу «саламат», в которую добавляли поджаренные на рыбьем жиру ядра кедровых орешков.

В день торжества всё было организовано исключительно для детворы. Взрослым нужно было многое предусмотреть и учесть, чтобы ничего не помешало детскому веселью.

На начало праздника приходили только бабушки, женщины. На улице устанавливали длинный стол, сколоченный из досок, который накрывался предварительно и совместно с каждой семьёй. Рядом со столом – игровая площадка. Последовательность праздника была такова.

В начале женщины обращались к Верхнему Богу Торуму с молитвами, при этом на угли укладывали ветки пихты и можжевельника.

Затем  на празднество являлись мужчины и ребятишки. Все собирались у накрытого стола и самая старшая женщина поздравляла всех с этим торжественным днём: «...Милые мои взрослые дочери и сыновья, дорогие наши дети, я поздравляю вас! Прилетела первая весенняя птица – Трясогузка! Раз прилетела священная пташка – зима не вернётся. Больше ей не достать, не морозить нас. Прошу Духов Неба, пусть пошлют нам долгое жаркое лето, тёплые дожди, чтобы скоро зацвели ягодники. Скорее появились бы завязи ягод. Пусть реки и озёра рыбой полнятся, а леса – зверями! Духи Неба, сделайте так, чтобы мои пожелания сбылись!»[2,80-81]

После этого все садились за стол – кушали, негромко разговаривали и весело шутили. Праздник продолжался соревнованиями на ловкость и меткость, играми с детьми, песнями, танцами, загадками, наигрышами на музыкальных инструментах.

В завершении праздника бабушки рассказывали детям поучительные, познавательные сказки и благословляли детей со словами: «...Да живёт в разуме вашем желание дарить Земле добро! Я знаю, вы, дети, мудры. Так пусть вы и состарясь, не забудете, как чудесно быть ребёнком. Как важно до седин черпать радость в малом. Любить жизнь, ценить всё, что жизнь дарует. Горе и утраты нести достойно...»[2,83]

Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы. Формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по–своему отразившийся в народных  праздниках, загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях, легендах и волшебных сказках. Сохранение этого наследия – благородная задача, выпавшая на наше современное  поколение  педагогов, учителей и родителей.

Спасибо за внимание!

Литература:

  • Яровикова, В.В.  Инновационные  формы  развития  системы  дополнительного  образования  детей/Приложение  к  журналу  «Методист» - «Мастер – класс»/О.В.Крылова. – Москва: ИД «Методист», 2013. – 60 с.
  • Конькова, А.М.  Свидание  с  детством: сборник  сказок  для  детей/А.М.Конькова – Москва: ИПФ «Унисерв», 1996. – 94 с.
  • Дубровина, И.В., Данилова,Е.Е., Прихожан, А.М.  Психология: учебник  для студентов средних педагогических  учебных заведений/И.В.Дубровина – Москва: Издательский  центр  «Академия», 2007 г. – 464 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостинная "Поэзия и сказания народов ханты и манси"

Знакомство с творчеством народов ханты и манси, просмотр тематических мультфильмов, открывающих особенности поэзии народов севера....

Презентация "Одежда народов ханты и манси"

Данная Презентация раскрывает особенности в одежде обско- угорских народов, и рассказывает о практическом семинаре "Ровдуга"....

Исследовательская работа "Семантика чисел и их смысловая роль в русских народных сказках и в сказках народов ханты и манси".

В ходе работы оригинально решаются вопросы в области словесности, связанные с анализом  художественного текста: через интепретацию семантики чисел в русских народных сказках и в сказках народов х...

Сочинение о роли культуры в жизни человека, семьи, общества, государства. «Самобытная культуры народов ханты и манси»

Конкурсная работа  для участия в издании книги «Ступени осознания  культурного кода»...

Интерактивное путешествие по общесадовскому проекту "Мы как дольки апельсина - все дружны и неделимы". Знакомство с народом "Ханты - Манси".

Закреплять представление о традиционном убранстве хантыйской избы, воспитывать интерес к коренному народу Ханты и Манси, познакомить с декоративно-прикладным искусством обско-угорских народов; закрепи...