Программа курса по теме"Топонимика улиц литературной Москвы"
рабочая программа (7 класс) на тему

Актуальность данной программы обусловлена проблемой исчезновения многих старых построек Москвы, застройками новыми домами знаменитых улиц, переименованием исторических названий улиц. Введение курса "Топонимика улиц литературной Москвы" как вариативной части учебного плана обусловлено тем, что учащиеся не знают истории своего города, его улиц и переулков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_3.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА  МОСКВЫ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 806

Программа курса по теме:

«Топонимика улиц литературной Москвы»

Курс рассчитан на учащихся средней и старшей школы.

 Учитель русского языка и литературы Голоскевич С.И.

 

                         Пояснительная записка

Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности между различными дисциплинами. Занятия спланированы с учетом знаний, умений и навыков учащихся, сформированных в процессе реализации принципов развивающего обучения. На первый план выдвигается раскрытие и использование навыков исследовательской деятельности учащихся в качестве средства их развития и как основы для  создания проектов. Целью данного курса  «Топонимика улиц литературной Москвы»  является познание действительности через исследовательскую и проектную деятельность. Курс обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развивает абстрактное мышление, память, воображение, формирует навыки самостоятельной и коллективной деятельности, положительно влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Значение Москвы в духовной жизни только России, но и всего мира возросло. Невиданно возросшая роль Москвы ко многому обязывает. И  не в последнюю очередь – к бережному отношению к духовным ценностям, накопленным столицей за тысячелетнюю историю. За последние годы заметно усилился интерес молодежи к Москве как к литературной столице. Этот интерес становится все глубже. Он касается не только главных общеизвестных особенностей и достопримечательностей, а проявляется в постижении деталей, идет от общего к частному, прежде всего, в изучении топонимики. В Москве нет мелочей, все важно. Приходится констатировать, что в последнее время заметно оживилось изучение улиц, бульваров Москвы, связанных с произведениями русской классики. Однако историю названий знаменитых мест мы знаем еще недостаточно. Остается еще много «белых пятен». Поэтому доскональное изучение топонимики улиц литературной Москвы представляется делом столь же насущным, сколь и нелегким.         В соответствии с системно-деятельностным подходом в образовании нового поколения, целью прохождения настоящего курса является содействие формированию у учащихся деятельностных способностей к конструированию и систематизации изучаемого предметного содержания, создание условий для комплексного повторения, коллективного проектирования способов выполнения исследования, ознакомление с текстами  по алгоритму решения культуроведческой задачи, составлением коллективной проектной работы, формирование целостного представления о топонимике улиц литературной Москвы.

К сожалению, немало достойного литературного материала оказалось за пределами  изучаемой области. Мы же хотим показать учащимся старинный центр столицы не только с точки зрения архитектурной значимости, но, прежде всего, сточки зрения языкознания, истории, литературы, происходивших в них памятных событий, выдающихся владельцев, жильцов и посетителей ( поэтов и писателей).

Дидактические принципы обучения:1 принцип практической направленности, 2 принцип воспитывающего обучения, 3 принцип научности, 4 принцип наглядности, 5 принцип занимательности. Дидактические принципы обучения 1. Научности: а) выдержана логика занятия, соблюдена логика изложения научного материала; б)содержание учебного материала не содержит фактических ошибок, соответствует развитию современных научных знаний; в) не обходятся научные проблемы, спорные вопросы, показываются перспективы развития научных знаний. 2. Проблемности: а) учитель использует проблемное изложение учебного материала; б) на занятиях присутствует поиск решения учебной задачи совместно с учителем; в) организован поиск исследовательской задачи самими учащимися. 3. Наглядности: а) при обучении соблюдается мера в наглядном представлении изучаемого материала, не теряется главное; б) наблюдения учеников систематизированы, отношения причины и следствия очевидны; в) речь учителя информативна, выразительна, понятна. 4. Активности и сознательности: а) всеми участниками учебного процесса понимаются цели и задачи предстоящей работы; б) хорошо налажено взаимообучение, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно; в)учение опирается не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления. 5. Доступности: а) выполняются классические правила, сформулированные Я. А.Коменским: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному; б) используются те методы обучения, которые соответствуют данному возрасту детей и их развитию; в) при первичном изучении нового материала изучается главное, а в дальнейшем вводятся новые факты, расширяются и углубляются знания. 6. Систематичности и последовательности: а) обучение на занятиях хорошо продумано учителем, нет ни одного вопроса, который бы остался без внимания учителя; б) обеспечивается преемственность обучения, нет искусственно привязанных идей; в) реализуется логика формирования теоретических знаний: объект изучения - теория -инструментарий - следствия - границы применения. 7. Прочности (завершенности обучения): а) содержание образования соответствует применяемым методам обучения; б) осуществляется переход от первого уровня усвоения знаний ко второму и к третьему уровню с обязательной фиксацией факта усвоения у всех учащихся (возможно с использованием уровневых тестов или любой другой обратной связью); в) применяются аналогии, сравнения, сопоставления, противопоставления. 8. Развитие учебной деятельности: а) принятие и осознание учеником познавательной задачи, актуализация мотивов ее решения; б) восприятие новой информации и ее понимание (овладение); в) применение этой информации в качестве ориентировочной основы деятельности, рефлексия целей, задач и способов деятельности; г) вхождение ученика в "зону ближайшего развития и перенос освоенных способов деятельности в новые условия. 9. Воспитания: а) положительное влияние профессиональных, личностных, харизматических качеств учителя; б) требования учителя не вызывают негативной реакции у учеников, в течение занятия доминируют и развиваются положительные чувства и эмоции; в) все занятие эффективно организовано с точки зрения учебно-познавательной деятельности учащихся.

Методическая оснащенность программы.

На занятиях курса используются следующие технологии: проблемное обучение, развивающее обучение, проектная деятельность, групповое, дифференцированное обучение, самодиагностика, развитие творческих способностей, самокоррекция, развитие исследовательских навыков, взаимодиагностика.

Программа рассчитана на 34 недели.

Посещающие данный курс должны обладать определенной базой знаний: теоретико-литературных знаний, культуроведческих, исторических.

Тематический блок программы.

1.Вводное занятие (цели, задачи, описание курса, выбор темы для проектной работы).

2.Топонимика Пушкинской улицы. Изображение улицы в произведениях русских классиков.

3. Изображение Малой Дмитровки (ул.Чехова) в произведениях писателя»

4.Заочная экскурсия по любимым местам Маяковского.

5. Покровка-центр литературной жизни начала 1920 годов

6.Верхняя радищевская улица в изображениях писателей –классицизма.

7.Купеческое Замоскворечье в пьесах А. Н. Островского.

8.Образ Москвы в произведениях Анны Ахматовой.

9.История названия Гоголевского бульвара.

10.Знаменитая Пушкинская площадь.

11.Топонимика Страстного бульвара.

12.Индивидуальные консультации.

13.Экскурсии по литературной Москве.

14.Защита проектных работ.


Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы

контроля

Образовательный продукт

всего

лекции

практика

Раздел 1. Вводное занятие.

    2

    2

Подготовительный материал

Раздел 2. Топонимика улиц литературной Москвы

2.1. Топонимика Пушкинской улицы. Изображение улицы в произведениях русских классиков

2.2. Изображение Малой Дмитровки (улицы Чехова) в произведениях писателя.

2.3_Заочная экскурсия по любимым местам Маяковского.

2.4 Покровка - центр литературной жизни начала 1920-ых годов.

2.5 Верхняя Радищевская улица в изображениях писателей-классицистов.

2.6. Купеческое Замоскворечье в пьесах А.Н.Островского.

2.7. Образ Москвы в произведениях А.Ахматовой.

2.8. История названия Гоголевского бульвара.

2.9.Знаменитая Пушкинская площадь.

2.10. Топонимика Страстного бульвара.

2.11. Индивидуальные консультации.

2.12 Экскурсии по литературной Москве.

2.13 Защита проектных работ.

Итого по разделу:

    32

     2

     

   2

   

  2

   

   2

  2

     

   2

 

   2

   2

   2

   

   2

 

  4

   4

   4

   

 32

     1

     

   

   

    1

     1

   

      2

     

      1

     

      2

      2

   

     2

     

      2

     2

     2

     

      2

   

       4

       4

       4

Анализ эпизода произведения

Анализ эпизодов произведений

Кластер

Тесты

Тезисы по теме

Составление рассказа по алгоритму решения культуроведческой задачи

Коллективное проектирование

Самоконтроль

Самоконтроль

Взаимопроверка

Проверка алгоритмов составления памятки

Посещение музеев :

А.Н.Островского, дом-музей А.С.Пушкина, экскурсия по местам, связанным с жизнью и творчеством Маяковского, экскурсия по литературным местам Москвы

Защита

Презентация

Презентация

Индивидуальный маршрутный лист

Реферат

Доклад

Презентация

Коллективный проект

Мини-исследования топонимического характера

Эссе по данной теме

Составление памятки для культуроведческого портфолио

Устранение

Недочетов

Эссе

Проектные работы

...............................

...............................

...................

...................

     Всего

 34

Список литературы

1.Жучкевич В.А. Общая топонимика. Учебное пособие для вузов.-Минск: Вышэй школа.1980.

2.Никонов В.А. Введение в топонимику. [Текст] / Никонов В.А.-М.: Наука,1965.

3.Рачинская Я.З. Полный словарь названий московских улиц.-М.: 2011.-605с.

4. Корниенко Н.В. Имя Москвы и Петербурга в русской литературе.     Культурологический журнал. Электронное периодическое рецензируемое научное издание. М.: Российский институт культурологии,№2013/3 (13).

5.Покофьев В.Ю. Концепт «Москва» в поэзии «Серебряного века» в его лексическом представлении.-Санкт-Петербург: Вестник СамГУ №1,2004.

6.Москва в историях. Город - единство непохожих. Moscowstories.ru.

7.Достопримечательности Москвы. Prodylkipomoskve.ru.

                                Литература для обучающихся.

1.Митрофанов А.Г. Прогулки по старой Москве. Петровка.-М.:-Ключ С,2008.

2.Митрофанов А.Г. Дмитровка.-М.:-КлючС,2012.

3.Реманюк С.К. Москвоведение: У Кремля.Замоскворечье. М.: Ардис,2010.

4.Васькин А.А. Спасти Пушкинскую площадь.-М.: Спутник+,2011.

5.Интернет-ресурсы. Moskow.orq

6.Анчаров М.Л. Страстной бульвар. Приглашение на праздник. М.: Художественная литература, 1986.

7.Колчина Ж.Н. Художественный мир А.А.Ахматовой.М.: Библиотека диссертаций. Из фондов Российской государственной библиотеки,2007.

8.Поспелов Е.М. Топонимический словарь.- М.: Просвещение,2002.

9.Интернет-ресурсы.ru.wikipedia/org/wiki/ Топонимия.

                                      Глоссарий

  1. Топони́мика (от др.-греч. τόπος (topos) — место и ὄνομα (onoma) — имя, название) — наука, изучающая географические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение. Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке и использует данные трёх областей знаний: географии, истории и лингвистики.
  2. Культуроведение (Kulturkunde) – педагогическая дисциплина, применяющая целостный подход к разнообразным явлениям культуры того или иного народа – языку, литературе, истории, географии и искусству, с тем чтобы понять их и сделать предметом обучения как единый (совокупный) феномен. Возникла на основе импульсов, почерпнутых из концепции В. Дильтея, философии культуры и морфологии культуры (Шпенглер, Тойнби). В дальнейшем развивалась в форме «германоведения» и исчезла после краха национал-социализма.
  3. Проект – (от латинского «выступающий вперед») еще в словаре иностранных слов 1865 года издания  определялся, как предположение о том, что необходимо сделать для достижения какой-нибудь цели.
  4. Экску́рсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное или индивидуальное посещение музеядостопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.
  5. Архитекту́ра или зо́дчество[1] (лат. architectura от др.-греч. αρχι — старшийглавный и др.-греч. τέκτων — строитель,плотник) — искусство проектироватьстроить здания и сооружения (также их комплексы). Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества[2].
  6. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПАМЯТНИК — лит. произведение, вошедшее в историю лит. как особо значимое по к.-л. своим особенностям.
  7. Публици́стика (от лат. publicus — общественный) — род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни и общества; играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения плюрализма общественного мнения, в том числе формирующегося вокруг острых проблем жизни.
  8. Архитектурный стиль — совокупность характерных черт и признаков архитектуры.
  9. Портфо́лио (итал. portfolio — 'портфель, папка для документов' → англ. ) — собрание образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых услугах организации (фирмы) или специалиста (модель, фотограф, дизайнер, архитектор и т. д.).

.11. Кла́стер (англ. cluster скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

11.Синквейн (от фр. cinquainsангл. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат[1]. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

               Рекомендуемые темы проектов

1.Топонимика Пушкинской улицы. Изображение улицы в произведениях русских классиков.

3. Изображение Малой Дмитровки (ул.Чехова) в произведениях писателя»

4.Заочная экскурсия по любимым местам Маяковского.

5. Покровка-центр литературной жизни начала 1920 годов

6.Верхняя радищевская улица в изображениях писателей –классицизма.

7.Купеческое Замоскворечье в пьесах А.Н.Островского.

8.Образ Москвы в произведениях Анны Ахматовой.

9.История названия Гоголевского бульвара.

10.Знаменитая Пушкинская площадь.

11.Топонимика Страстного бульвара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Геройские улицы Москвы".

Мы с классом провели общешкольное мероприятие посвящённое битве под Москвой. Наша школа находится в ЮВАО. В Москве много улиц носящих имена героев Великой Отечественной Войны. Наша работа заключ...

Урок элективного курса по теме "Их именами названы улицы города Рязани"

«Их именами названы улицы Рязани»  Многие улицы города Рязани названы в честь героев Великой Отечественной войны...

Программа курса по теме"Топонимика улиц литературной Москвы"

Данный курс рассчитан на учащихся средней и старшей школы.Программа построена с учётом принципов системности, научности,преемственности между дисциплинами.На первый план выдвигается раскрытие и исполь...

Топонимика улиц села Улюнхан.

Данная тема интересна тем, что в названиях улиц содержится много интересной информации.В любом  населённом пункте имеются улицы, переулки, которые, в свою очередь, имеют названия. Как известно, в...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Туристическое турне Париж- Москва- Крым"

Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку по...

Материал для курса внеурочной деятельности «Топонимика населённых пунктов Базарносызганского района»

Материал  для  программы  курса внеурочной деятельности   «Топонимика населенных пунктов Базарносызганского района».Приведён обзор некоторых названий  населен...