«Прощай, прощай масленица! Обряды прощёного воскресенья" - конспект занятия.
план-конспект по теме

Руннова Ирина Борисовна

Формирование целостного представления знаний по теме  «Народный обряд Прощения».Обычаи и обряды прощёного воскресенья. Проводы Масленицы. «Никчёмные тряпички» и записки с пожеланиями. Сжигание масленичного чучела. Ритуальная еда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshchay_maslenitsa-konspekt_zanyatiya.docx169.55 КБ

Предварительный просмотр:

                                  ГБУ ДО ЦВР Центрального района Санкт-Петербурга

                                         

               

 

«Прощай, прощай масленица!»

обряды прощёного воскресенья

Конспект занятия

к подпрограмме «Русская традиционная празднично-обрядовая культура»

комплексной образовательной программы «Живая вода»

                                                                                              автор – И.Б. Руннова

                                                                                                       педагог доп. образования

«Прощай, прощай масленица!»

обряды прощёного воскресенья

конспект  занятия

к подпрограмме «Русская традиционная празднично-обрядовая культура»

комплексной образовательной программы по русской традиционной культуре

«Живая вода».

(4 год обучения)

                                                                  К конспекту прилагается презентация

Цель: создать благоприятные условия  для возникновения у детей интереса к изучению обычаев, обрядов и праздников русского народа.

Задачи: - разъяснить концепцию обряда;

               - воспитать  уверенность  детей  в  понимании  содержания и  

                форм  традиционного  праздничного   поведения;

              - создать условия для развития творческих способностей.

Тип занятий –  комбинированное.

Форма проведения – групповая для детей 4 года обучения.

Педагогическая технология: культуровоспитывающая

План занятия: 

I. Организационный этап.

1) Подготовка к началу занятия: проверка присутствующих, активация внимания, создание психологического настроя.

2) Определение и разъяснение цели занятия. « Обряды прощёного воскресенья». Постановка вопроса: Что такое Прощение? 

3) Проверка имеющихся у детей знаний и умений по теме «Праздник Масленица», необходимых для  изучения новой темы.

4) Повторение по голосам и исполнение календарной масленичной песни «Масленица - полизуха…».

II. Основной этап.

  1. Изложение нового материала. Обычаи и обряды прощёного воскресенья. Проводы Масленицы. «Никчёмные тряпички» и записки с пожеланиями. Сжигание масленичного чучела. Ритуальная еда.

2) Формирование целостного представления знаний по теме  «Народный обряд Прощения». Почему в обычаях практически каждого народа, в каждой религии существуют прощеные дни, ритуалы, обряды?

 3) Практическая работа. Разучивание по голосам и исполнение календарной масленичной песни «Масленица-блинносластеница…» (с помощью педагога).

IV. Обобщение и оценка выполненной работы.  

1) формулирование выводов;                                                                                    2) поощрение за работу на занятии;                                                                         3) определение перспективы следующих занятий.

I. Организационный этап занятия.

слайд№1                          

Здравствуйте ребята! Сегодня  мы  продолжим  занятия, посвященные одному из самых любимых праздников русского народа – «Масленице». Более подробно  поговорим об обычаях и обрядах «прощёного воскресенья», которое является завершением праздничной «мясопустной»  или «сырной» недели.

слайд№ 2                                               

 Попробуем вместе дать ответ на очень важный вопрос:  

Что же такое ПРОЩЕНИЕ?                                               

слайд№3                                           

На предыдущих занятиях, мы с Вами выяснили, что традиционный праздник  - это явление особое, которое  отражает самобытность мировоззрения общества. Явление, которое  даёт людям эмоциональное обновление  через сопричастность в проявлении общей радости и свободы действий. В чём же это выражается? Прежде всего, в особом, праздном поведении, которое отличается  от норм повседневной жизни - праздничной одежде, пище, напитках, коллективных забавах и увеселениях.                                                                                                            Итак, Масленица знаменовала собой конец зимы и проводилась за 49 дней до Пасхи.  Праздник отличался характерными только для него увеселениями, играми и обрядовыми действиями, зачастую дохристианскими по своему происхождению. Масленица считалась самым весёлым и разгульным праздником в году. Её празднование, длившееся целую неделю, включало  в себя катания с ледяных гор и на лошадях, кулачные бои и обильные «масленые» трапезы  с блинами.                                                                               Мы, с вами вместе, посетили экспозицию в Российском Этнографическом музее, посвящённую календарным праздникам и видели характерные атрибуты праздника Масленицы.  Давайте, их перечислим. Помогут нам это сделать слайды презентации.

слайд№ 4  

                                             

Колесо на длинном шесте втыкалось в центр костра сложенного из дров, старых корзин, бочек, соломы и тряпок. Колесо символизировало солнце, а зажженный костёр, по поверью,  приносил полям  свет и тепло, унося зло и несчастье зимы. Обычай зажигания костров на масленичной неделе - общерусский.

Слайды № 5 и 6

                    

Детские лыжи, коньки и каталки.    

                                               

Слайды №7 и 8   

                 

Саночки - для катания с ледяных гор.                                                            

Выездные сани - приготовленные для катания на масленице.

 

слайд № 9  

                   

 «Масленичное чучело» - атрибут обряда «похороны Масленицы». Антропоморфное чучело, изображавшее Масленицу,  хоронили в воскресенье – сжигали на костре, или, разорвав  на части, разбрасывали по полям. Участники процессии - все жители поселения - вели себя шумно: выкрикивали, приплясывали, сопровождали свои действия музыкой.

В традиционной культуре проведение каждого обряда имело глубокое духовное значение,  и было невозможно без нравственной основы, теряло всякий смысл. Следует отметить, что при игнорировании важных для традиционного типа культуры идей и обращении только к её внешней, визуальной, и наиболее выразительной стороне, утрачивается смысл праздничного обряда.                                                                                                     Похороны масленицы - древнее ритуальное действие, направленное на изгнание всего злого, враждебного человеку и природе. А смех, шум, музыка всегда отождествлялись с жизнью.  

слайд № 10                     

Календарная масленичная песня «Масленица полизуха….», которую мы с Вами разучили, в этом ученом году к  празднику, отличается интересным поэтическим содержанием и мелодией. Исполним её вместе.

Текст песни:

            (в тексте песни встречаются диалектные слова)                                                                                                                              

Масленица – полизуха, прокатись- ка ты хоть до Духа!

Масленица – кривошейка, прокатись- ка ты хорошенько!

Масленицу провожаем - сыром дорогу устилаем!

Масленица гологузка - проводим тебя, станет грустно!

(Дети исполняют песню)

II. Основной (содержательный) этап занятия.

 слайд №11 

Вы знаете, что разгульная масленичная неделя заканчивается в последний, воскресный день - «прощёным воскресеньем», основным событием которого являются «похороны Масленицы» и зажигание костров. Если костер накануне не успели приготовить, то складывали его утром. Чучело Масленицы на шесте водружали в его центре. Недалеко от костра накрывали столы: угощались блинами, сладостями. Все надеялись, что с уходом Масленицы кончится зима, и освободит дорогу весне. Когда зажигали костер, то появлялась возможность кинуть в огонь какой-нибудь предмет, прихваченный из дома, чтобы все семейные беды сгорели вместе с Масленицей. Все плохое из прошлого должно было сгореть в огне.                                                                            Ещё этот день в народе называли «целовальником».                                                          Как Вы думаете, почему? (Дети отвечают)                                                                                                              Да, правильно, именно в прощеное воскресенье родственники и соседи просили друг у друга прощения и целовались. Смысл заключался в том, чтобы перед Великим постом у людей не осталось обид, их совесть очистилась, а на душе стало спокойно. Даже сам государь в дореволюционной России в Прощёное воскресенье по традиции обращался к своим подданным с просьбой о прощении. В обычаях практически каждого народа, в каждой религии существуют прощеные дни, ритуалы, обряды.  Прощение… великая сила в нём! Попробуем вместе выяснить почему?! Скажите, пожалуйста, если, вас обидели, как вы поступаете чаще всего?  (Дети отвечают)                                                                                                              Да, правильно, Вы расстраиваетесь и огорчаетесь - это нормальная реакция любого человека, независимо от возраста. Но, обида – это душевная травма, которая возникает также неожиданно как любая болезнь, например, грипп или простуда. В момент обиды человек  испытывает определённый стресс, который  очень влияет на его здоровье. Вместе с тем, поменять что-либо в прошлом человек не может, но в его власти изменить свое отношение к этой ситуации в настоящем времени.                                                                                                  Теперь задайте себе вопрос, кому нужно прощение?    (Дети пытаются ответить).                                                                                                                      Может быть Вашему обидчику? Да, он давно забыл об этом. А вы, постоянно вспоминая об обиде, разрушаете себя.                                                                         Значит, это нужно в первую очередь кому? Правильно, именно Вам!                              В момент обиды, вы испытали внезапную душевную боль, гнев, жалость к себе и ненависть к обидчику.                                                                                                                         Давайте вместе порассуждаем - чем Вы обиделись? (Дети отвечают).    Правильно, душой и сердцем. А прощаете, чаще всего, головой, разумом.  Как Вы думаете, что же необходимо предпринять тогда, когда Вы обижены? (Дети отвечают).    Правильно, попрощайтесь со своей обидой, отпустите ее для того, чтобы ваше прошлое не влияло на настоящее. В этом случае не прощёные обиды не будут разрушать ваше здоровье, ваше настроение, ваше будущее. Истинное прощение – это прощание: с обидой, ситуацией, человеком.  В современной жизни человек может обратиться за помощью к профессионалам - к психологам, с которыми можно вместе обсудить проблему и найти способ её разрешения. Наши предки такой возможности не имели, но были очень мудрыми и придумали «прощёное воскресенье».    

слайд №12                                                                                                                                   

Итак, в «прощёное воскресенье» каждый человек прощал обиды  своим обидчикам и просил прощения у тех, кого обидел сам. Это было необходимо сделать для того, чтобы вступить в Великий пост со спокойным сердцем, обновленным и обретшим мир в душе. 

слайд №13                              

 Интересную календарную масленичную песню «Масленница-блинносластеница» мы  записали от информаторов - бабушек из станицы Кубанская Воронежской области в 1985 году. Мне хочется познакомить Вас с этим шедевром народного песенного искусства. Песня удивительная по своему сюжету – почти готовый сценарий  фильма. Для её исполнения мне необходима Ваша помощь, я буду петь куплет, а Вы – припев.

(Разучивание припева песни и исполнение вместе с педагогом).

Текст песни   

(в тексте песни встречаются диалектные слова)                                                                                                                              

Ой, ты Масленица-блинносластеница!

 Припев: Ой, ли, ой, ли, ой, ляли, ляли, ляли!                                                             (припев повторяется после каждого куплета)

До чего ж ты хороша, до чего ж ты так мала!

До чего ж ты так мала, всё ж неделюшку одна.

Было б тебе семь недель, а поста была - б одна.

 А за эти семь недель разгулялася метель.

А по этой по метели трое саночек летели.

Как во первых во санях сидит Ваня господин.

Сидит Ваня господин, да сидит он не один.

С ним сидит сударушка, зову её Марьюшка.

Да, сидит она с блинами, душистыми пирогами.

Ой, ты Марьюшка – душа, до чего ж ты хороша!

Угощай ты нас блинами, душистыми пирогами!

IV. Обобщение и оценка выполненной работы.  

Дорогие ребята! Сегодня мы вместе увидели на фотографиях и вспомнили значение всех  атрибутов, связанных с обрядами масленичной недели. Попрощались с Масленицей и с календарными песнями, сопровождающими этот праздник, до будущего года. Надеюсь, что каждый определил для себя значение слова «прощение» необходимого  не только в «прощёное воскресенье», но и каждый день в обыденной жизни. Надеюсь, что Вам было интересно?!                                                                                                                    «Сидит кошка на окошке, вышивает лапой хвост. Прошла масляна неделя, наступил Великий Пост!»

Источники:

Баранов Д. А., Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. Искусство-СПБ, 2005. 

Бахтин М.М. «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса», М.1978;

Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. — М.: Издание книгопродавца М. Березина, 1880. — 607 с.

Некрылова А.Ф. «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища», Л.1984;

Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи. —СПб. Издательство МГУ, 1885. — 245 с.

Шангина И. И. Русские праздники: от святок до святок. — М. Азбука-классика, 2004. — 270 с. — ISBN 535200984X.

Шангина И. И. Русский народ: будни и праздники. Энциклопедия. — СПб. Азбука-классика, 2003. — 552 с. — ISBN 5-352-00650-6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Масленица. Прощёное Воскресенье

Сценарий последнего дня Масленицы Прощёного Воскресеья с использованием песен, игр, сжиганием чучела....

«ПРОЩАЙ, МАСЛЕНИЦА» (Сценарий театрализованного праздника)

Сценарий театрализованного праздника...

Конспект занятия по пожарной безопасности "Огонь ошибок не прощает"

Занятие предназначено для закрепления знаний по противопожарной безопасности....

Открытый урок "Воспитание души. Совесть и ответственность человека за свои поступки. Прощёное воскресенье на Руси."

Открытый урок "Воспитание души. Совесть и ответственность человека за свои поступки. Прощёное воскресенье на Руси."...

Сценарий развлечения "Прощай широкая Масленица"

Вводная и  основная части развлечения  проводились в музыкальном зале.Музыкальный руководитель Глушак  Елена Вячеславовна   была ведущей, она рассказывала о Масленице - Сырной...

Технология Активное (контекстное) обучение. спортивный праздник "Прощай Масленица"

Технология активного обучения дает возможность детям по средствам вовлечения в активную  игровую деятельность познавать предметное и социальное содержание  учебной деятельности...

«Прощай, Масленица»

Роль праздников в жизни людей...