Инновационная программа «Лыжные гонки»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему

Юшерова Татьяна Евгеньевна
Особенностью данной программы является введение двухразовых тренировок, увеличение объёма нагрузки на лыжероллерах, лыжах, на беге с имитацией. Работа над техникой неразрывно связана с работой по совершенствованию физических качеств и функциональных возможностей лыжников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ МАССОВЫХ ВИДОВ СПОРТА

Инновационная программа «Лыжные гонки»

Лыжные гонки- один из массовых видов спорта, в котором воспитанники нашей школы достигли наибольших успехов. Однако на сегодняшний день существующие примерные программы по лыжным гонкам не позволяют в полной мере подготовить конкурентоспособных спортсменов. Это  обусловлено тем, что в данных программах, на наш взгляд, имеется ряд существенных недороботок:

-недостаточный объем тренировочной нагрузки бега и ходьбы с имитацией, лыжероллерной и лыжной подготовки;

-учебно-тематические планы разработаны без учёта гендерного подхода;

-не применяется нестандартное оборудование;

Узко представлен блок воспитательной работы;

Отсутствует раздел «Методическая работа тренера-преподавателя».

Поэтому возникла необходимость создать  дополнительную образовательную программу на основе модификации типовых программ. Программа разработана с учетом условий детско-юношеской спортивной школы г. Омутнинска и предназначена для воспитанников от 12 лет до 21 года отделения «Лыжные гонки». Срок реализации – 8 лет: из них 5 лет- учебно-тренировочный этап подготовки и 3 года –спортивного совершенствования.

Цель – развитие физических, психофизических способностей, морально – волевых качеств девушек и юношей для достижения ими высоких спортивных,  личных достижений и стабильных результатов.

Особенностью данной программы является введение двухразовых тренировок, увеличение объёма нагрузки на лыжероллерах, лыжах, на беге с имитацией. Работа над техникой неразрывно связана с работой по совершенствованию физических качеств и функциональных возможностей лыжников.

Для решения данной проблемы в процессе силовой подготовки используется нестандартное оборудование, что обеспечивает эффективность для достижения высоких стабильных результатов.

Новизна программы заключается в следующем:

По данной программе могут обучаться дети с задержкой психического развития (в рекомендуемых программах Госкомспорта контингент воспитанников составляют дети только с нормой в развитии);

создана система методической деятельности тренера-преподавателя;

осуществляется использование государственных символов для патриотичского воспитания;

управление учебно-тренировочным процессом реализуется  на уровне антропоэкономики.

Учебно-тематический план разработан на каждый год обучения как  для девочек и девушек, так и  для мальчиков и юношей. Нагрузка определена на каждом этапе обучения: переходном (весеннем), подготовительном (летне-осеннем), соревновательном (зимнем). В учебно-тематическом плане представлены два вида подготовки: теоретическая и практическая.

Организация учебно-тренировочного процесса всех возрастных групп строится на основе методических положений и предусматривает:

-  единую педагогическую систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, организационных форм и видов подготовки всех возрастных групп в снежный и бесснежный периоды;

- оптимальное соотношение различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетней тренировки;

- неуклонный рост объёма средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется.

В соответствии с  учебно-тематическим планом программы предусмотрена теоретическая и практическая подготовка лыжников.

Учебно-тренировочный процесс включает в себя несколько видов практической подготовки: общефизическую, техническую, функциональную, тактическую, инструкторскую и судейскую практику.

Основными формами учебно-тренировочной работы с учащимися являются: групповые теоретические и практические занятия по расписанию; тренировки по индивидуальным планам; участие в составе сборных команд в спортивных соревнованиях и учебно – тренировочных сборах; проведение восстановительно-профилактических мероприятий; просмотр учебных фильмов,  кинограмм, видеозаписей; инструкторская и судейская практика.

Ведущее место в учебно-тренировочном процессе занимают учебно-тренировочные занятия или тренировки разных  видов.

Занятие состоит из 3-х частей. Подготовительная часть предполагает теоретическую  подготовку учащихся и мотивацию к предстоящей работе.

 В основной части решаются главные задачи учебно – тренировочного занятия, направленные на  практическую деятельность учащихся. Заключительная часть предназначена для снятия физического и эмоционального напряжения и рефлексии деятельности.

Для реализации программы и обеспечения качества учебно-тренировочного процесса необходимы: специальное оборудование, спортивный инвентарь технические и наглядные средства обучения.

Для определения уровней освоения содержания данной программы предусмотрены формы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся - контрольные нормативы, соревнования.

Одним из компонентов учебно-тренировочного процесса в рамках программы является лагерь с дневным пребыванием, который позволяет обеспечить отдых, оздоровление и занятость детей и подростков в каникулярный период в течение календарного года.

Значительное внимание уделяется воспитательной работе. Она является составляющей единого педагогического процесса, выделена в отдельный раздел, который  имеет цели, раскрывается её содержание.

Основным направлением воспитательного процесса является патриотическое воспитанием спортсменов, которое осуществляется благодаря использованию в учебно-воспитательном процессе государственных и региональных символов. Это непременное условие  личностного и социального становления учащихся, которое невозможно без гражданской составляющей.

Воспитательная работа реализуется:

- как часть триединой дидактической задачи в процессе обучения на учебно-тренировочных занятиях, во время проведения сборов и соревнований. Решить поставленные задачи позволяют следующие приемы: соблюдение традиций подъема и спуска флага, исполнения гимна, наличие символики на спортивной форме. Кроме того, торжественная обрядность   (поцелуй флага, преклонение на колено), собственный пример (самоотдача и трудолюбие, положительное отношение к символам), установки на защиту чести коллектива, малой родины, России;

- как система внешкольных мероприятий через проведение устных журналов, диспутов,  презентаций творческих работ в соответствии с государственными праздниками (День независимости России, День российского флага и герба, День Кировской области, День народного единства, День защитников Отечества, День Победы, День конституции РФ).

        В подготовке лыжников особое внимание уделяется восстановлению сил, реабилитации психологического здоровья учащихся.

Система методической работы тренера-преподавателя,  представлена в виде модели. Данная модель выстраивается исходя из конкретных условий образовательного учреждения, запросов и потребностей самого педагога.  

Реализация данной модели способствует росту профессионального мастерства тренера – преподавателя и повышению качества образовательного процесса.

Действенной формой сотрудничества тренера-преподавателя  является взаимодействие с учителями физкультуры общеобразовательных школ. Данная деятельность обеспечивает  интеграцию педагогических усилий по эффективной организации спортивно-массовой работы в учреждениях.

Система методической работы

Ведущим направлением педагогической и методической деятельности по развитию образовательного пространства является инновационная деятельности тренера – преподавателя, ориентированная на  освоение нового содержания, методик и технологий для эффективной реализации программы.

Кроме структурных компонентов в программе имеется 13 приложений, которые конкретизируют содержание программы.

Программа одобрена педагогическим коллективом ДЮСШ и имеет положительные внешние рецензии доктора педагогических наук декана факультета физической культуры Вятского государственного гуманитарного университета Бандакова Михаила Петровича и кандидата педагогических наук, заведующего кафедры физической культуры Вятского государственного университета Абатурова Рудольфа Анатольевича.

             Программа реализуется автором с 2003 года и имеет положительные результаты.

Таким образом, программа даёт возможность тренерам – преподавателям выработать единое направление и содержание в учебно-тренировочном процессе от учебно-тренировочных групп до групп спортивного совершенствования, что способствует достижению физического совершенства и более высоких результатов учащихся в соревнованиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Лыжные гонки"

Программа "Лыжные гонки" предназачена для внеурочной деятельности, составлена  для учащихся на начальный этап подготовки, рассчитана на 1учебный год, 1раз в неделю, на2часа...

общеразвивающая программа лыжные гонки

Дополнительная общеразвивающая программа  Лыжные гонки разработана для спортивно-оздоровительных групп ДЮСШ. Программа расчитана на 39 недель занятий....

Положение о проведении XXXV Всероссийской массовой лыжной гонки "Лыжня России - 2017"

Положение о проведении XXXV Всероссийской массовой лыжной гонки "Лыжня России - 2017"...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...

Дополнительная предпрофессиональная программа лыжные гонки

Дополнительная предпрофессиональная программа (далее Программа),  определяет содержание на этапах подготовки обучающихся по виду спорта-лыжные гонки. Программа разработана в соответствии с ФГТ, о...

Дополнительная общеобразовательная предпрофессиональная программа "Лыжные гонки"

Актуальность программы:   Повышение эффективности и оптимизация условий для успешного процесса подготовки спортсменов.Основной целью является организация спортивной подготовки детей по лыжны...