Образовательная программа дополнительного образования " Радуга талантов"
методическая разработка на тему

Прохорова Ольга Евгеньевна

    В современных условиях программа является актуальной. Используя богатый потенциал, заложенный в детской игрушке, она предполагает формирование у детей интереса к творческой деятельности и декоративно – прикладному искусству, позволяет проявить и реализовать свою фантазию, оригинальное мышление, способствует воспитанию ценностных эстетических ориентиров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduga_talantov.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Первое знакомство ребенка с миром, его познание и понимание происходит через игрушку. Вместе с ней подрастающая личность проходит своеобразную школу чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.

    Привязанность к игрушке и играм сохраняется у ребенка на протяжении всего периода развития. Процесс изготовления игрушки воспринимается им как часть захватывающей игры, завораживающего действия. Вместе с тем, мягкая игрушка – это один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа с мягкой игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского народного художественного творчества.

    Программа дополнительного образования  «Радуга талантов» имеет

художественную (декоративно – прикладную) направленность, предусматривает двухгодичный курс обучения и предназначена для разных возрастных категорий обучающихся.

    При составлении программы использовались нормативно-правовые документы:

1. Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993г) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ.

2.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФКЗ "Об образовании в  Российской Федерации".

    В современных условиях программа является актуальной. Используя богатый потенциал, заложенный в детской игрушке, она предполагает формирование у детей интереса к творческой деятельности и декоративно – прикладному искусству, позволяет проявить и реализовать свою фантазию, оригинальное мышление, способствует воспитанию ценностных эстетических ориентиров.

Содержание программы  ориентировано на решение обучающих, развивающих и воспитательных задач.

 Цель программы:

    Обеспечение условий для формирования творчески активной, саморазвивающейся личности, раскрывающей свои способности в процессе постижения мастерства различных видов рукоделия при изготовлении мягкой игрушки.

 Задачи программы

 Обучающие:

    - знакомство обучающихся с историей и современными направлениями развития декоративно – прикладного творчества, технологий изготовления мягкой игрушки;

- изучение приемов шитья, особенностей технологических процессов, инструментов и приспособлений, необходимых для изготовления игрушки из различных материалов;

- самостоятельное применение обучающимися полученных знаний, умений и навыков при создании своих изделий.

Воспитательные:

- воспитание аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца;

- воспитание доброжелательности, взаимовыручки и готовности к сотрудничеству;

- воспитание уважения к своему и чужому труду, бережного отношения к результатам труда.

Развивающие:

- развитие у ребенка основных психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

- развитие коммуникативных навыков, умения жить в коллективе;

- развитие у детей эстетических чувств, художественного и творческого потенциала.

Особенностью данной программы является:

  • Вариативность. Предложенный учебный план позволяет учитывать различную степень подготовки обучающихся, их индивидуальные способности и направленность интересов;
  • Тематическое разнообразие, использование блочно – модульного подхода в изложении и систематизации учебного материала;
  • Использование различных форм и методов организации занятий и оценки знаний, умений и навыков, приобретенных обучающимися;
  • Целесообразность. Содержание программы  ориентировано на решение обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Педагогические принципы:

В рамках данной программы реализуются следующие принципы:

  • Принцип научности: направлен на то, чтобы учащиеся получали достоверные знания, соответствующие тематической направленности программы. Этот принцип является основным. Его осуществление происходит с учётом развития обучающихся и их возраста;
  • Принцип систематичности и последовательности заключается в том, что знания, умения и навыки должны усваиваться в определённом порядке, поэтому учебный материал в программе расположен в логической последовательности и каждое занятие является логическим продолжением предыдущего;
  • Принцип доступности заключается в простоте изложения и понимания учебного материала и соответствии содержания, характера и объёма учебного материала степени подготовки обучающихся и развитию их познавательных способностей;
  • Принцип наглядности даёт возможность обучающимся приобретать знания осознанно, при использовании познавательной активности. Реализуется путём использования технических средств обучения и наглядных пособий (авторские плакаты, образцы изделий и т.д.);
  • Принцип прочности усвоения знаний: реализуется путём систематического повторения учебного материала, закрепления, проверки и оценки знаний, применения различных методов и форм контроля знаний;
  • Принцип сознательности, активности и самостоятельности основывается на осознанном выборе и интересе обучающихся к одному из видов декоративно - прикладного творчества - изготовлению мягкой игрушки. Реализацией данного принципа является сохранность контингента обучающихся;
  • Принцип открытости: участие в образовательном процессе родителей, администрации ДДТ.
  • Проявление уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития, признание права личности быть не похожей на других;
  • Опора на личностно – ориентированный подход в образовании с учетом индивидуально – психологических особенностей и возможностей каждого ребенка;
  • Учет особенностей культуры своего народа, познание народных традиций, промыслов, сказочных персонажей.

    Работа в объединении основана на свободном выборе и добровольном участии в ней детей, строится на совместном продуктивном сотрудничестве в условиях доброжелательной атмосферы.

    Программа предусматривает индивидуальную работу с детьми с учетом возможностей каждого ребенка. Младшим школьникам предлагаются легкие в изготовлении игрушки с минимальным количеством деталей.

    В первый год обучения дети получают элементарное образование на основе специально определенных базовых знаний, умений, навыков и показателей личностно-культурного и творческого роста, важных для дальнейшего развития ребенка.

    Для старших – предлагаются более сложные изделия. На втором году обучения происходит углубление программных материалов, расширение знаний и возможностей детей.

    Методика проведения занятий с детьми строится на тематическом разнообразии. Теоретический материал предлагается параллельно с практикой, что позволяет юным мастерицам не утратить интерес к своей работе, избежать непродуктивных занятий, культивировать вкус к самому процессу постижения мастерства.

    Мастерство рукоделия детей развивается индивидуально на репродуктивном, репродуктивно-творческом и творческом уровнях. Все три уровня одинаково важны в образовательном процессе. Образовательный процесс предусматривает последовательное освоение данных уровней, помощь в раскрытии и развитии творческих способностей обучающихся.

    Важная составляющая программы – знакомство детей на занятиях с русскими национальными традициями и народными промыслами. Все это вырабатывает уважение к русской культуре, способность понимать язык народного искусства.

      При составлении программы были использованы:

  1. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных     школ./Под редакцией о.с. Молотобарова.

  2. Программа «Волшебный клубок» Вельмискиной Т.Я.

Возраст обучающихся.

    Образовательная программа «Радуга талантов»предназначена для детей в возрасте от 7-12 лет, желающих заниматься данным видом деятельности.

    Разновозрастные группы обучающихся декоративно-прикладному творчеству имеют дополнительные преимущества. В таких группах концентрируются благоприятные условия для занятий, так как здесь царит лад, порядок и дружелюбное общение. В смешанной группе происходит взаимное обучение: более опытные и знающие охотно помогают младшим освоить какой-либо прием, способ, навык. Здесь действует активный метод помощи «из рук в руки», что способствует интересному творческому и деловому общению.

Сроки реализации программы и режим занятий

    Образовательный курс программы рассчитан на два года обучения. Для успешного освоения программы количество детей в группе начального обучения (первый год) – 12-15человек, для второго года обучения

– от 10 до 12 человек. Специального отбора в кружок не производится

Режим работы кружка:

- для детей 1-го года обучения по два часа два раза в неделю, всего 144 часа;

- для детей второго года обучения по два часа три раза в неделю, всего 216 часов;

Ожидаемые результаты

    Данная образовательная программа обеспечивает развитие творчески активной, саморазвивающейся личности ребенка, его индивидуальных творческих способностей и личностных качеств. В результате прохождения программы ребенок приобретает необходимый набор знаний, умений и навыков, позволяющих в последствии применять их для практической

прикладной деятельности в повседневной жизни, заниматься творчеством самостоятельно. В учебном плане программы представлена подробная характеристика ожидаемых результатов по итогам каждого года обучения.

Способы проверки ожидаемых результатов: наблюдение за работой детей, опрос, выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ, практических проверочных заданий, организация выставок и творческих отчетов.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы: итоговые занятия, отчетные выставки, участие в конкурсах различного уровня.

    На протяжении всего времени освоения данного образовательного курса отдельные ребята награждаются благодарственными письмами и грамотами администрации образовательного учреждения за достигнутые успехи в обучении.

Условия реализации образовательной программы

  - кабинет, соответствующий санитарно – гигиеническим требованиям;

 - наличие необходимых инструментов и материалов;

- наличие учебной и методической литературы,

 - соблюдение правил охраны труда и техники безопасности при проведении занятий.

Учебно-тематический план

1-й год обучения

Темы занятий

Кол-во часов

Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие

           2

    2

     -

2.

Основы швейного дела

 4

    1

     3

2.1.

 Игрушки -шарики

          14

    1

   13

2.2.

Игрушки-столбики

          14

    1

   13

2.3.

Комбинированные игрушки

          16

    1

   15

2.4.

Игрушки-мешочки  

          12

    1

   11

3.

 Вязание крючком 

           4

    1

    3

3.1.

Вязание ажурных салфеток

          12

    1

   11

3.2.

Игольницы

           8

    1

    7

3.3.

Вязаные игрушки

          44

    1

   43

3.4.

Прихватки

12

    1

   11

4.

Итоговое занятие

           2

     -

    2

Итого

         144

     12

 132

Содержание образовательной программы.

       Вводное занятие. Знакомство с детьми. Знакомство с планом работы. Правила поведения в группе. Основные материалы и инструменты, необходимые для работы. Инструктаж по технике безопасности. Показ готовых изделий.

          Основы швейного дела. Исторические сведения об игле. Ручные швы. Их назначение. Подбор материала для изготовления игрушек и подготовка его к работе.

Практические занятия. Шов «вперёд иголку». Шов «назад иголку». Петельный шов.

    Игрушки-шарики. Исторические сведения о ножницах. Показ готовых образцов. Подбор и  правила раскроя ткани. Самостоятельная работа над заданием. Различные варианты оформления.

Практические занятия, Раскрой ткани. Сметывание и сшивание деталей. Набивка формы. Соединение деталей. Оформление игрушки. Оценка выполненной работы.

    Игрушки – столбики. Показ готовых образцов. Подбор ткани. Правила пошива игрушек-столбиков. Самостоятельная работа над заданием. Варианты оформления.

Практические занятия. Подготовка материала к работе. Раскрой ткани. Сметывание и сшивание деталей. Набивка формы. Соединение деталей. Оформление игрушки. Оценка выполненной работы.

    Комбинированные игрушки. Показ готовых образцов. Основные материалы  необходимые для изготовления комбинированных игрушек. Варианты оформления.

Практические занятия. Обрисовка выкройки на материале. Раскрой ткани. Сметывание и сшивание деталей. Оформление игрушки. Оценка выполненной работы.

   Игрушки-мешочки. Показ готовых образцов. Технология изготовления игрушек-мешочков. Художественное оформление.

Практические занятия. Подготовка материала к работе. Раскрой ткани. Сметывание и сшивание деталей. Набивка формы. Соединение деталей. Оформление игрушки. Оценка выполненной работы.

 

      Основы вязания крючком. Цепочка из воздушных петель. Полустолбики.   Столбики без накида. Столбики с накидом. Разбор условных обозначений.

 Практические занятия. Тренировочные работы по выполнению основных элементов вязания крючком. Вязание узорного полотна.

    Вязание ажурных салфеток. История кружевоплетения. Показ образцов. Разбор схем простейших ажурных салфеток.

Практические занятия. Вывязывание и отделка ажурных салфеток.

    Игольницы. Показ образцов. Рекомендации по выбору пряжи и крючка.

Практические занятия. Вывязывание изделий по схемам. Оформление изделий.

 Игрушки. Показ образцов. Рекомендации по выбору пряжи и крючка.

Практические занятия. Вывязывание, набивка, сборка и оформление изделий.

 Прихватки. Показ образцов. Расчет петель с учетом формы. Рекомендации  по выбору пряжи и крючка.

Практические занятия. Вывязывание и отделка изделий.

     Итоговое. Конкурс «Любимая игрушка». Проведение викторины «Я это знаю». Анализ творческой деятельности каждого обучающегося.

Характеристика ожидаемых результатов

По окончании первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:

- основные правила работы с инструментами и материалами;

- обозначение и технику выполнения основных швов;

- основные правила оформления игрушек;

- историю вязания;

- условные обозначения элементов вязания крючком;

- правила вывязывания полотна любой формы;

- соблюдать требования безопасности труда;

- выполнять ручные швы;

- переводить готовые лекала на ткань;

- кроить и сметывать детали;

- набивать формы ватой;

- выполнять упражнения из столбиков и воздушных петель по схемам;

- подбирать цветовую гамму для  изделий и их оформления;

- убавлять и прибавлять столбики;

- пользоваться схематичным описанием рисунка;

- самостоятельно вязать изделия, сшивать и оформлять;

- в процессе работы ориентироваться на качество изделий.

                                     Учебно-тематический план

                                         2-й год обучения

Темы занятий

Кол-во часов

Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие

          2

     2

     -

2.

Основы швейного дела

2.1

Отделочные швы

2

     1

    1

2.2

Игрушки из ткани

         24

     1

   23

2.3

Игрушки из меха

         32

     1

   31

3.

Вязание крючком

3.1

Филейное вязание

         12

     1

   11

3.2

Шкатулки

         12

     1

   11

3.3

Прихватки

         12

     1

   11

3.4

Игольницы

         12

     1

   11

3.5

Игрушки

         72

     2

   70

3.6

Панно

         24

     1

   23

3.7

Вязаные сумочки

         10

     1

    9

4.

Итоговое занятие

          2

     -

    2

Итого

         216

    13

  203

                           Содержание образовательной программы

    Вводное занятие. Ознакомление с планом работы. Показ инструментов и материалов необходимых для работы. Инструктаж по технике безопасности. Показ готовых изделий.

    Отделочные швы. Назначение и применение отделочных швов.

Практические занятия. Стебельчатый шов. Тамбурный шов.

    Игрушки из ткани. История возникновения русской народной игрушки. Показ готовых изделий. Закрепление навыков в пошиве игрушек из ткани. Самостоятельная работа над заданием. Различные варианты оформления.

Практические занятия. Подбор и раскрой ткани. Сметывание и сшивание деталей. Заготовка проволочного каркаса. Набивка и соединение деталей. Оформление игрушки. Просмотр и оценка работ.

    Комбинированные игрушки из ткани и меха. История развития кукольного производства. Показ готовых образцов. Правила раскроя меха. Различные варианты оформления.

Практические занятия. Подбор ткани и меха. Раскрой меха.  Сметывание и сшивание деталей. Соединение деталей. Оценка выполненных работ.

    Игрушки из меха. Традиции изготовления игрушки. Показ готовых изделий. Разновидности меха. Особенности кроя и пошива. Различные варианты оформления.

Практические занятия. Подбор и раскрой меха. Сметывание и сшивание деталей. Набивка формы. Соединение деталей. Оценка выполненных работ.

    Филейное вязание. Показ образцов. Разбор схем простейших форм филейного вязания.

Практические занятия. Вывязывание салфеток методом филейной вязки.

     Шкатулки. Выбор модели. Рекомендации по выбору пряжи и крючка.

Практические занятия. Процесс вязания изделий по схемам. Отделка изделий.

    Прихватки. Показ образцов. Рекомендации по выбору пряжи и крючка. Разбор схемы и способа выполнения. Правили вязания круга.

Практические занятия. Вывязывание и отделка изделий.

    Игольницы. Показ образцов. Рекомендации по выбору пряжи и крючка.

Практические занятия. Вывязывание изделий по схемам. Оформление изделий.

    Игрушки. Показ образцов. Рекомендации по выбору качества и цвета пряжи.

Практические занятия. Процесс вязания изделий по записям. Отделка изделий.

    Панно. Показ образцов. Рекомендации по выбору качества и цвета пряжи.

Практические занятия. Процесс вязания изделий по записям.

Вязаные сумочки. Показ образцов. Разбор схем и способов выполнения. Подбор пряжи и крючка.

Практические занятия. Вывязывание и отделка изделий.

 Итоговое. Конкурс «Любимая игрушка». Проведение викторины «Я это знаю». Анализ творческой деятельности каждого обучающегося.

Характеристика ожидаемых результатов

По окончании первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:

- историю возникновения русской народной игрушки;

- технологию изготовления игрушек из ткани и меха, правила их оформления;

- историю филейного вязания;

- основные приемы филейного вязания;

- условные обозначения на схемах;

- работать по шаблону;

- выполнять отделочные и закрепляющие ручные швы;

- самостоятельно изготавливать игрушку из меха и ткани;

- «читать» схемы;

- вывязывать сложные узоры;

- самостоятельно вязать сложные изделия;

- подбирать цветовую гамму для вязания изделий;

- эстетично оформлять изделия.

                                                   Литература

1. Вязаные игрушки. – М.: Изд-во «Газетный мир», 2009.

2. Валя-Валентина. Журнал ЗАО «Интер ОВА-Пресс», 2004-2009

3. Грунд-Торпе Х. Нарядные прихватки. – М.: Мой мир, 2006. – 64с.: ил.

4. Ильковская Ю.А. Игрушки своими руками. – М.: Изд-во «Мир книги», 2007. – 240с.: ил.

5. Коновалова И.Е. Салфетки и скатерти. Вязание крючком / И.Е. Коновалова. – М.: Эксмо, 2007. – 224с.: ил.

6. Руис С. Вяжем для кукол. 30 комплектов связанных крючком. Издательская группа «КОНТЭНТ», 2009. – 64с.: ил.

7. Семёнова Л.Н. Вязаные цветы. Ростов н/д: Феникс, 2006. -247с.: ил.

8. Тарасенко С.Ф. Вязаная игрушка. – 2-е изд.: Полымя,2000. – 192с.: ил.

9. Тимаер А. Нарядные прихватки. – М.: Мой мир, 2005. – 80с.: ил.

10. Хамбах Е. Вязаные цветы своими руками / Пер. с нем. – М.: Мой мир, 2008. – 48с.: ил.

 11. Агапова И.А., Давыдова М.А., Мягкая игрушка своими руками. – М.: Айрис-пресс, 2002. -240c .: ил.

 12. Вилер Н. Мягкие игрушки. «Издательская группа «Контент», 2004. – 128с.: ил.

13. Денисова Н.А. Пушистики и мохнатики: шьем сами. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 160с.: ил.

 14. Митителло К.Б. Любимые игрушки из меха и ткани. – М.: Эксмо, 2007. – 72с.: ил.

 15. Мягкие игрушки своими руками / Сост. ОнищенкоВ.В. – М.: «Изд-во Мир книги», 2007. – 224с.: ил.

 16. Силецкая  И.Б. Мягкая игрушка. – М.: «Изд-во Эксмо», 2005. – 176с.: ил.

 17. Шьем мягкие игрушки / Под ред. Т.И. Хлебновой. – Арт родник, 2007. – 47с.:ил.

МБОУДОД «Инсарский районный Дом детского творчества»

 Программа утверждена                                                  «Утверждаю»

на педагогическом совете                                               Директор ДДТ г.Инсара

«   »                        20   г.                                                   ______И.Н. Парамонова

(протокол №       )                                                              «__» ___________20  _г

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«Радуга творчества»

(для детей младшего и среднего школьного возраста)

                             

Составитель:  Прохорова

Ольга Евгеньевна,

педагог дополнительного образования,

возраст обучающихся  7-12 лет,

срок реализации программы 2 года

                                                            Инсар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Образовательная программа дополнительного образования детей изостудии «Радуга»

Образовательная программа дополнительного образования детей изостудии «Радуга» (составители: Морозова Л.П. и Тулупова О.В., педагоги дополнительного образования МУ ДОД «Дворец детского творчеств...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Цвета радуги» Программа ориентирована на детей от 10до 11 лет.

Направленность программы  «Цвета радуги» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному п...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Программа дополнительного образования "Радуга творчества"

Программа дополнительного образования содержит материалы по технологии обработки древесины для обучающихся 5-7 классов....

Программа внеурочной деятельности педагога дополнительного образования "Радуга талантов"

Программа внеурочной деятельности педагога дополнительного образования"Радуга талантов"...

Программа внеурочной деятельности педагога дополнительного образования "Радуга талантов"

Программа внеурочной деятельности педагога дополнительного образования "Радуга талантов"...