Развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством работы с природным и бросовым материалами
статья на тему

Плаксина Ольга Николаевна

Каждый ребёнок имеет свой потенциал, который необходимо развивать, опираясь на его индивидуальность. У современной школы такой возможности пока нет.

Поэтому задачу развития творческих способностей детей берут на себя учреждения дополнительного образования, где ребёнку не предоставляют знания в готовом виде, а помогают вести самостоятельный поиск нужной информации, побуждают к действию, (ведь не секрет – если не развивать способности и возможности ребёнка, то они останутся на том же уровне или вовсе угаснут). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx58.45 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДО «Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово»

Развитие творческих способностей детей дошкольного

и младшего школьного возраста посредством работы

с природным и бросовым материалами

                

Исполнитель

Плаксина Ольга Николаевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД

«Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово»

Кемерово

Содержание

Введение…………………………………………………………………….......…3

1. Понятия творчество и творческие способности………………..………….....5

2. Развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста…………………....................................................................7

3. Влияние занятий с использованием природного и бросового

материалов на развитие творческих способностей детей……………………11

Заключение……………………………………………………………….. ….....15

Список литературы………………………………………………………….......16

Введение

                  «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли… Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок»                                                                             Сухомлинский В. А.[2]

Несмотря на время перемен, обучение в дошкольных и общеобразовательных учреждениях носит больше репродуктивный характер, сводится к запоминанию и воспроизведению определенных действий, информации, способов выполнения заданий.

Но современность требует людей креативных, творческих, разносторонне развитых, свободно мыслящих, способных находить выход из сложной ситуации.

Несомненно, в основе развития творческих способностей лежат знания, умения, навыки, которые являются фундаментом всех форм обучения и образования. В. А. Сухомлинский отмечал, что творчество ребенка - не спонтанное явление. Ему можно и нужно учить.[2] И педагоги отдают себя без остатка своим воспитанникам.

Почему же  именно наиболее любознательные дети  начинают скучать на уроках и не хотят идти в школу?

Потому, что каждый ребёнок имеет свой потенциал, который необходимо развивать, опираясь на его индивидуальность. У современной школы такой возможности пока нет.

Поэтому задачу развития творческих способностей детей берут на себя учреждения дополнительного образования, где ребёнку не предоставляют знания в готовом виде, а помогают вести самостоятельный поиск нужной информации, побуждают к действию, (ведь не секрет – если не развивать способности и возможности ребёнка, то они останутся на том же уровне или вовсе угаснут).

Задача педагога дополнительного образования – увидеть эти задатки, развивать способности каждого ребенка, заложенные в нем от природы, помочь ребёнку максимально раскрыться в своей творческой деятельности.

Актуальность данной проблемы: Все дети любят мастерить.   Особенно, создавая новые вещи из того, что принято выбрасывать, давая вторую жизнь, казалось бы, ненужным предметам, используя разнообразные природные материалы. Подобные занятия не только развивают творческие способности детей, но и приучают бережно относится к окружающей природе, что особенно важно в эпоху экологического кризиса окружающей среды. Актуальность данной проблемы, ее недостаточная разработанность и недостаток методических разработок обусловили выбор темы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством работы с природным и бросовым материалами».

Цель работы: доказать, что использование бросового и природного материала на занятиях способствуют развитию творческих способностей  и самореализации детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Задачи работы:

1. Определить понятия творчество и творческие способности.

2. Изучить особенности развития творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.

3. Проанализировать педагогический опыт развития творческих способностей дошкольников и младших школьников посредством работы с бросовым и природным материалами.

1. Понятия творчество и творческие способности

Если внимательно понаблюдать за поведением детей, можно отметить два вида поступков. В одних случаях они повторяют или воспроизводят то, что уже видели ранее (поведение, действия). Это репродуктивный вид деятельности.

В других случаях ребёнок не воспроизводит произошедшие в его опыте действия или впечатления, а сам создаёт новые действия или образы. Здесь уже присутствует творческая деятельность, в основе которой лежат творческие способности.

Вопрос творчества широко рассматривается  и в педагогике, и в психологии.

Вот лишь некоторые определения понятия:

 Творчество – это

  • создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей [6];
  • деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
  • создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
  • процесс создания субъективных ценностей. [1]

Объединив эти составляющие, можно дать более полное определение понятия творчество. 

Творчество – это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового и оригинального продукта в сфере идей, науки, искусства и других сферах деятельности.

Творчество всегда индивидуально и уникально. Даже если на занятиях одновременно, в одинаковых условиях дети будут выполнять одно и то же задание, результат у всех будет различным, так как каждый ребёнок индивидуален, у каждого своё видение, свои способности.

Что же такое – творческие способности?

Творческие способности – это

  • индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода;
  • способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения.[3]
  • комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание[4]

Другими словами, под  творческими способностями  понимают свойства, или качества, человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной творческой деятельности. Показателями способностей в процессе их развития могут служить темп, легкость усвоения и быстрота продвижения  в той или иной области человеческой деятельности.  

Элементы творчества могут присутствовать в любом виде человеческой деятельности, соответственно и творческие способности могут быть разные: художественные, математические, технические...

Творческие способности формируются,   и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Нельзя говорить о способностях, например, к резьбе по дереву, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами этой деятельности. Только в процессе этого обучения выяснится, каковы его способности.

Соответственно, человек не рождается способным к тому или иному виду деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в течение его жизни под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности – прижизненное, а не врожденное образование.

Лишь при бережном и внимательном отношении к ребёнку у педагога есть шанс раскрыть и полноценно развить его творческие способности.

2. Развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного  возраста

Многие психологи считают, что формирование способностей ребёнка происходит до пяти лет, поэтому дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей, потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, они жаждут познавать окружающий мир. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Для того чтобы творческие способности детей получили успешное развитие, необходимо создать благоприятные условия. Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание предметно-пространственной среды, опережающей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий и т. д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.[3]

Чем благоприятнее условия, тем успешнее будет развитие.

Однако лишь создания благоприятных условий для развития творческих способностей мало: не все дети могут найти тропинку к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Практика доказывает, что правильно подобранные методы обучения помогают достичь детям более высокого уровня творческого развития. Именно поэтому сегодня дошкольники являются воспитанниками  учреждений дополнительного образования.

С поступлением в школу  значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную деятельность. В начальной школе центральной задачей  является развитие у всех младших школьников  общих способностей и формирование интереса к учению вообще. Однако не всегда учебная деятельность ребёнка успешна. Но, не смотря на неудачи ребёнка в учёбе, он должен чувствовать поддержку и сверстников, и взрослых. Особая роль здесь тоже принадлежит различным кружкам и творческим объединениям, где его поймут, поддержат, выслушают все его идеи, где в него, наконец, поверят.

Как охотно дошкольники и младшие школьники берутся за любые дела, хотя у них нет ни опыта, ни навыков мастерства! Однако без помощи педагога многие затеи обречены на провал, или на весьма посредственное исполнение. Но с помощью мудрого руководства возможности каждого ребенка выходят на качественно иной уровень.

Но не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие творческих способностей детей, она должна удовлетворять некоторым условиям:

  •  она должна вызывать у ребенка сильные положительные эмоции, удовольствие: ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, лишь тогда у него будет желание без принуждений заниматься ею. Он должен быть лично заинтересован, желать выполнить работу как можно лучше;
  •  деятельность ребенка должна быть по возможности творческой: такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворения от достигнутых успехов;
  •  важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он ставил цели, всегда немного превосходящие его сегодняшние возможности, уже  достигнутый им уровень выполнения деятельности: если выполняемая деятельность находится на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной потенциального развития.[2]

Развитие творческих способностей ребенка требует огромного внимания со стороны педагога:

Излагать материал в доступной и интересной для детей форме, сделать процесс обучения интересным и познавательным, используя различные приемы, в том числе игровые.

Новый материал всегда дается постепенно, с учетом пройденного ранее, или же он является развитием и продолжением предыдущей серии заданий.

Предлагать задания в порядке нарастания сложности (от простого к сложному), постоянно находить оптимальную нагрузку для каждого ребёнка и тем самым создавать благоприятные условия для его творческого роста, поощряя активность и, поддерживая должный уровень трудности, помогать развиться воле ребенка, его фантазии, способностям…

         Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий, поддерживать новые творческие начинания, ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, проявить сочувствие, не высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка; терпимо относиться к «странным» идеям ребенка, нужно попытаться найти в ней «рациональное зерно».  В процессе занятий ребенок каждый раз будет искать свое оригинальное решение поставленной задачи, не похожее на решения других, будет пытаться найти свои способы выражения, без навязывания стереотипов. Это раскрепощает детей, они не боятся делать по-своему, развивают свое индивидуальное видение, становятся истинно творческими людьми.

Развитие творческих способностей детей будет эффективным только в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. 

А все усилия педагога в итоге должны быть направлены на то, чтобы воспитать творца, который в будущем обязательно превзойдёт своего учителя.

3. Влияние занятий с использованием природного и бросового

материалов на развитие творческих способностей детей

Творческие возможности детей можно развивать разными способами, в том числе и через работу с бросовым и природным материалами.

Современных детей, увлечённых компьютерными играми и многочисленными готовыми игрушками, сложно чем-то удивить. Но чем раньше научить их удивляться ручными поделками и привлекать к процессу творчества, тем раньше они захотят мастерить сами. Ведь желание творить есть в каждом ребёнке. А способность к творчеству – отличительная черта человека.

В каждом доме всегда можно найти ненужные вещи, которые почему-то не выбрасываются, а ждут своего часа. Работа с бросовым материалом позволяет по новому взглянуть на мир привычных вещей, подумать: «На что это похоже? Что из этого можно смастерить? Где это пригодится?»

Дети учатся видеть материал, сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки и игрушки из упаковочного картона, коробок, бумаги, бутылок, трубочек, обрезков меха, лоскутков ткани, остатков пряжи и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Игрушки, сделанные из привычных, обыденных вещей меняют взгляд на обычные, никому, казалось бы, не нужные вещи. Будят фантазию, открывают возможность из ничего сделать массу полезного и интересного.

Дети, даже самые маленькие, как правило, не ограничиваются только предложенными им вариантами работ, а на основе их придумывают свои, проявляя элементы творчества уже на самых ранних этапах обучения.

Интересной и всегда любимой для ребёнка является работа с природным материалом. Она таит в себе большие возможности для развития его как личности. Главное для педагога - это суметь раскрыть для детей сказочный мир природы.

Изготовление различных поделок из камней, шишек, листьев, желудей, мха, хвои, коры, веточек, семян, орехов, ореховой и яичной скорлупы, каштанов, соломы, ракушек, перьев и прочего увлекает ребят и не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, развивает абстрактное мышление, но и благотворно влияет на формирование основ его личности, внутреннего  мироощущения, вызывает положительные эмоции, формирует художественный вкус, способствует развитию творческого воображения.

В работе с природным материалом очень важное место занимают экскурсии в природную среду с целью заготовки необходимого материала для поделок и  наблюдений за сезонными изменениями в природе. Эти экскурсии прививают любовь к природе и окружающему миру, расширяют знания детей, учат видеть красоту и беречь её, наблюдать различные явления, отражать примеченное в своих работах. Работа с природным материалом учит аккуратности и усидчивости, а рассказанные педагогом легенды и истории о природе расширяют детский кругозор, обогащая его духовно.

В работе необходимы различные виды заданий: обязательные (они нужны для освоения различных техник, приобретения навыков, необходимых в работе); задания по выбору (когда ребенок в сам выбирает технику для выполнения работы); индивидуальные (где ребенок самостоятельно выбирает номинацию, технику и материал, на основе которого будет выполнена работа).

Важную роль в развитии детей играет общение – это основное условие развития личности. Общаясь на занятиях, дети взаимодействуют друг с другом, учатся прислушиваться к мнению сверстников, педагога, в процессе общения происходит развитие речи.

На занятиях желательно использовать разнообразные виды деятельности и техник:

  • изготовление игрушек, сувениров, предметов интерьера;
  • изготовление несложной основы для композиции из природного материала;
  • фитоаппликация (аппликации, панно, коллажи, картины из природных материалов);
  • работа в технике  «Папье-маше»;
  • работа в технике  «Декупаж»;
  • работа в технике  «Травоплетение»;
  • работа в технике  «Тестопластика»; и др..

Включение разнообразных видов творческой деятельности дошкольников и младших школьников в учебно-воспитательный процесс позволяет ребенку получить возможность для своевременной реализации своих возрастных задатков и потребностей в осуществлении своих замыслов, формируется и углубляется внутренняя мотивация к деятельности, самопознанию и познанию, развивается смекалка. Создаются условия развития логического и образного мышления, происходит повышение точности мелких ручных действий, концентрация внимания, укрепление стремления к аккуратному исполнению своей работы, развитие способности к чтению инструкционных карт.

Развитая мелкая моторика рук поможет детям и на уроках в школе. Концентрация внимания, умение выслушать задание или объяснение до конца, сообразительность, упорство в достижении цели необходимы не только дошкольнику и ученику начальной школы, но и детям среднего и старшего звена. А такие качества личности, как взаимопомощь, творческий потенциал, умение преодолевать трудности будут необходимы на протяжении всей их дальнейшей жизни.

        Благодаря широкому разнообразию интересных техник дети дошкольного и младшего школьного возраста находят пути, для самовыражения, развивая тем самым свои способности, продолжают осваивать окружающий мир, находя в нем много нового, интересного и неизведанного. Именно смена деятельности, работа в разных техниках с использованием природного и бросового материалов оказывает положительное влияние на организм ребенка, открывая  широкий круг возможностей для творчества, развития творческих способностей и формирования его как творческой личности.

Важным моментом в развитии творческих способностей детей является изготовление конкурсных работ и участие в выставках, где ребенок может на практике показать полученные в процессе обучения знания, умения и навыки. Именно в эти моменты зарождается зерно здорового соперничества.

Практика показывает, что изготовление поделок и игрушек из бросового и природного материалов доставляет детям гораздо большее удовлетворение и радость, чем использование в работе готовых, «покупных» материалов.

Работа с необычными, нетрадиционными материалами в процессе художественного творчества, знакомство с оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. В процессе выполнения работ учащиеся приобретают систему специальных умений и навыков, которая может помочь им в будущем в процессе профориентации.

Заключение

Опыт показывает, что наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

Способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия творчеством способствуют развитию  воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей, что будет впоследствии востребовано как в школьной, так и во взрослой жизни. Развитые качества личности и творческий потенциал ребенка поможет ему в дальнейшем определиться с выбором будущей профессии.

 По убеждению Л.С. Выготского в основе творческих способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей детей являются:

  1. Развитие воображения.
  2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.[2]

Именно тогда, когда ребёнок сам становится изобретателем, «придумщиком», его фантазия, воображение не знают границ, а его творения поражают своей индивидуальностью, непохожестью, креативностью.

Задача педагога дополнительного образования - привить ребенку интерес и любовь к работе с  бросовым и природным материалом. И параллельно развивать чувство бережного отношения к природе. Именно природа дает широкие возможности для самовыражения и творчества.

        Целью данной работы являлось: доказать, что использование бросового и природного материала на занятиях способствуют развитию творческих способностей  и самореализации детей дошкольного и младшего школьного возраста. Хочется думать, что она была достигнута. Тем более, что эта тема является темой самообразования автора и находит своё отражение на практике (см. приложения №№1,2,3).

Список литературы

  1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленска, - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
  2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский, -  СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
  3. Коджаспирова, Г.М. Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова, - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
  4. Нагибина, М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Популярное пособие для родителей и педагогов. [Текст] /М.И. Нагибина, - Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с.
  5. Попова, Н.С. Опыт Садко, или как развивать творческие способности ребенка [Текст] / Н.С. Попова, И.А. Тукаева, - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 253 с.
  6.  Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, - М.: «Аз», 1995  - с.780.

Электронные ресурсы, ссылки:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki - Электронная энциклопедия «Википедия».
  2. http://rcwebroom.rusedu.net - статья «Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством работы с природным и бросовым материалом в кружке», М. В. Батурина.

3. http://www.maaam.ru – статья «Развитие творческих способностей    дошкольников посредством различных видов художественного творчества», А. Кулак.

4. http://festival.1september.ru - статья «Развитие творческих способностей    ребёнка младшего школьного возраста», С.Ю. Лазарева, Е.Ю. Фатеева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-исследование на тему: "Влияние семьи на развитие творческого мышления у ребёнка младшего школьного возраста"

Введение.1. Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества.1.1. Зарубежные исследования.1.2. Отечественные исследования.2. Отличительные особенности творческой личности.3. Психоло...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1. Теоретические основы исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста   91.1.   Психолого-педагогические особенности детей младшего школьн...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...

«Особенности развития координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры средствами гимнастики»

Развитие координационных способностей у обучающихся, особенно у детей младшего школьного возраста, имеет неоспоримое значение в освоении нового двигательного действия и анализу движений. В младшем шко...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ

Данная работа - описание опыта многолетней работы. Её содержание может помочь тем, кто уделяет внимание развитию творческих способностей младшеклассников как на уроке, так и во внеурочное время....

Обобщение опыта " Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством развития творческого воображения".

Наиболее успешно становление нравственных качеств происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять»...

«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём привлечения в творческие конкурсы»

laquo;Творчество во всех видах деятельности, связанных с потребностями ребенка, – необходимое условие эффективности образования». С.Т. Шацкий Как часто педагоги не уделяют ...