Тренинговое занятие "Здоровье в твоих руках"
материал на тему

Тарасова Марина Петровна

Тренинговое занятие продолжает цикл мероприятий, связанных с формированием здорового образа жизни учащихся. Здоровье - самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства. Общение со сверстниками и взрослыми - важнейшее условие для личностного развития. Именно в общении ребенок усваивает необходимую информацию, систему ценностей, учится ориентироваться в жизненных ситуациях. Проблема сохранения здоровья остается самой острой социальной проблемой общества. Современный человек все более осознает необходимость в здоровом образе жизни, личной активности и улучшении здоровья. Конкурсы и игры по-прежнему занимают значительное место в работе с детьми. Это связано с возрастными особенностями школьников, игровой основой данного мероприятия, оригинальностью их проведения. Данная форма работы всегда является выигрышной, так как в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, но и занятость обучающихся в различных формах коллективной и групповой работы при подготовке и проведении самих мероприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Среди многочисленных форм и методов, используемых сегодня в профилактической работе, свою высокую эффективность доказывают волонтерские организации — группы подростков и старшеклассников на добровольной основе занимающихся пропагандой здорового образа жизни и профилактикой вредных зависимостей в системе “дети-детям”.

Пример старшеклассников является решающим в подростковом возрасте. Волонтеры в своей работе используют принцип активного участия. Поэтому занятие необходимо строить с максимальным вовлечением детей, в данном случае учащихся пятого класса, в работу с помощью интерактивных методик: мозгового штурма, работы в мини-группе, ролевой игры и т.д.

Цель: формирование у учащихся активной жизненной позиции и определение истинных ценностных ориентаций путем привития навыков ЗОЖ и профилактики воздействия вредных зависимостей, организация профилактической деятельности волонтёров, базирующаяся на активном взаимодействии с общественными и государственными организациями.

Задачи:

1.        Вместе с учащимися прийти к выводу, что их здоровье на 50% зависит от них самих;

2.        Научить некоторым способам сохранения здоровья;

3. Развитие силы воли и творчески способностей.

Оснащение: бумага А4, цветная бумага, ножницы, простые карандаши, клей-карандаш, ватман, стебель дерева на ватмане, тюбик мыльных пузырей.

Ход тренинга:

Все учащиеся сидят в кругу на стульях.

1.        Знакомство

Здравствуйте. Мы встречаемся с вами каждый день, но в таком составе, в таком качестве (в кругу друзей) встретились впервые. Нам всегда не хватает времени поговорить в неформальной обстановке, поэтому сегодня, в кругу друзей мы хотим поговорить о здоровом образе жизни.

“Здравствуйте!” говорим мы при встрече друг другу, желая, в первую очередь, здоровья, а уже потом всего остального. Мы можем менять свои костюмы, прически, но не можем менять себя. Организм нам дается один на всю жизнь. Очень важно это помнить и заботиться о нем. Надо помнить, что каждый кует свое здоровье сам. В современном мире людей больше волнует финансовый достаток, наличие дорогих вещей, компьютеры и машины. А ведь здоровье - это самое дорогое, чем обладает человек. А ведь здоровье – это самое дорогое, чем обладает человек.

Давайте возьмемся за руки и пожелаем здоровья друг другу (каждый по очереди говорит всем «Здравствуйте» ).

2.        Снежинка индивидуальности.

Цель: показать всем, что каждый индивидуален и мы все разные.

Каждому раздают одинаковую бумагу А4. Все должны будут выполнять задания, которые произносит ведущий:

1)        сверните листок бумаги пополам;

2)        Оторвите верхний правый угол;

3)        Еще раз сверните лист и оторвите верхний левый угол;

4)        Вновь сверните бумагу и оторвите нижний правый угол;

5)        еще раз сверните бумагу и сорвите нижний левый угол. Теперь всем нужно развернуть снежинку, поднять и показать всем. Попробуйте найти копию своей снежинки. Ее нет! Точно также нет одинаковых людей. Все мы индивидуальны! Точно также наше здоровье у каждого свое: у кого-то крепче, чье-то слабее. Но каждый может укрепить свое здоровье и мы сегодня будем говорить об этом.

3. Упражнение "От чего зависит здоровье?”

Цель: определить, что собственное поведение, образ жизни является главнейшим фактором, влияющим на здоровье человека.

Ход упражнения.

Вы знаете, что на здоровье человека влияет очень много факторов. Мы по кругу пустим мягкое сердечко, как символ здорового организма, и вы должны будете по очереди ответить от чего зависит здоровье.

Полученные ответы обсуждаются в группе. И ведущие подчеркивают, что мы сами ответственны за свое здоровье, но некоторые факторы как наследственность, здравоохранение (мытье рук, закаливание, правильное питание и т.д.), окружающая среда и образ жизни влияют на наше здоровье.

4. Разминка.

Цель: создание благоприятного настроения для творческой и продуктивной работы.

Ведущий предлагает критерий, согласно которому участники игры меняются местами:

-        Поменяйтесь местами те, кто каждый день чистит зубы утром!

-        Поменяйтесь местами те, кто каждый день чистит зубы утром и вечером.

-        Поменяйтесь местами те, кто каждый день делает зарядку.

-        Поменяйтесь местами те, кто хорошо кушает в столовой.

-        Поменяйтесь местами те, кто вовремя ложится вечером спать.

-        Поменяйтесь местами те, кто всегда внимательно слушает родителей и учителей.

-        Поменяйтесь местами те, кто хочет быть здоровым.

5. Упражнение ’’Путь здоровья"

Цель: активизировать видение участниками того, что является здоровым образом жизни, в каких действиях и поступках он проявляется.

Ход упражнения.

Участники делятся на две подгруппы, каждая из которых получает ватман, на котором должны будут написать действия и поступки, которые, по мнению участников, способствуют здоровому образу жизни. Каждая подгруппа зачитывает свой вариант ответа. После проводится подвижная часть упражнения.

Подвижная часть «Путь здоровья»:

Я могу махать рукой,

Я могу крутить ногой,

Я могу в ладоши хлопать,

Я могу ногами топать,

Я могу присесть и встать

И сначала все начать.

Теоретическая часть упражнения «Путь здоровья»

Учащиеся садятся в круг й слушают ведущих. По возможности что-то добавляют.        \

Гигиена. Ни для кого не секрет, что здоровье начинается с личной гигиены. К ней относится чистота тела и ежедневный уход за полостью рта. Немаловажное значение также имеет и выбор белья. Оно должно соответствовать климату, времени года и роду занятий. После возвращения из школы нужно сменить ученическую форму на домашнюю одежду. Она должна быть удобной и легкой. Все это способствует лучшему отдыху.

Сон. Хороший отдых обеспечивает нам также полноценный сон. Что же влияет на глубину сна? Чтобы сон был глубоким, надо вставать и ложиться спать всегда в одно и то же время. Комнату перед сном обязательно надо проветривать, а лучше всего спать с открытой на ночь форточкой. Полезна небольшая прогулка перед сном на свежем воздухе. Мешают засыпанию яркий свет, шумные игры, громкие разговоры, длительные просмотры телепередач. Соблюдение гигиены сна позволит зарядиться бодростью, улучшит настроение.

Движение. Несколько энергичных упражнений прогонят сон, вовлекут в работу важные органы и системы организма, укрепят мышцы. Начинать утро с зарядки - значит встать пораньше с постели и успеть за день сделать много хороших и добрых дел. Благодаря утренней физической зарядке, школьник не только укрепляет здоровье, но и приобретает такие качества, как ловкость, смелость, выносливость, настойчивость, целеустремленность. Замечено, что у школьников, систематически занимающиеся гимнастикой, успеваемость намного выше.

Закаливание. Одним из важнейших слагаемых здоровья является закаливание. С его помощью можно избежать многих болезней и на долгие годы сохранить работоспособность, умение радоваться жизни. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Не случайно прославленный русский полководец А.В. Суворов, будучи от рождения хилым и болезненным, благодаря неотступно проводимому на протяжении долгих лет закаливанию, сумел стать выносливым и стойким человеком, невосприимчивым ни к холоду, ни к жаре. До преклонного возраста легендарный полководец сохранял неукротимую энергию, жизнерадостность.

Питание. Не менее важно для здоровья человека правильное питание. Рацион школьников обязательно должен содержать витамины, так как они повышают сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Поэтому нужно употреблять зелень, фрукты, овощные и фруктовые соки.

Отсутствие вредных привычек. Ни одна из вредных привычек не уносит столько здоровья, как курение табака и употребление алкогольных напитков и наркотиков. Выкуренная сигарета ведет к бессоннице, убытку сил, отсутствию аппетита. Похитителем рассудка — так называли алкоголь с давних времен, считая его причиной многих преступлений. Под влиянием алкоголя резко ухудшаются речь, внимание, разрушаются печень, почки и другие системы человеческого организма. К вредным привычкам также относятся переедание, чрезмерный просмотр телевизора и компьютерная телефонная зависимость. С вредными привычками нужно бороться. И начинать нужно с регулярных занятий физкультурой и спортом.

Добрые слова. Мы всегда должны задумываться над тем, какие слова мы говорим людям, ведь от этого зависит настроение окружающих. Чем приятнее и красивее ваши слова, тем крепче и здоровее сердца ваших родных и близких. Ведь добрые слова способствуют укреплению здоровья.

6. Упражнение «Дерево здоровья».

Цель: развить творческие способности и уметь выразить свое понимание о здоровье после всех упражнений.

Друзья, на ваших столах лежат цветные бумаги, -карандаши, клей-карандаш и ножницы. Вам необходимо обвести вашу ладонь на бумаге, вырезать ее и приклеить на ватман, где уже нарисован ствол дерева. Когда вы будете заклеивать свои ладошки, вы должны сказать «Здоровье - это...», т.е. подвести итоги нашего занятия. И таким образом у нас вырастет большое дерево здоровья. Ведь наше здоровье в наших руках.

7. Рефлексия.

Цель: создание благоприятной атмосферы и положительных эмоций у детей по окончании мероприятия.

У всех у нас есть мыльные пузыри. Сейчас мы все будем пускать пузыри для положительного завершения нашего тренинга. Мыльные пузыри у нас сегодня, как символ чистоты и здоровья. Ведь здоровье наше очень хрупкое и зависит во многом от нас самих.

Мы желаем вам, ребята,

Быть здоровыми всегда,

Но добиться результата

Невозможно без труда.

До свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Твое здоровье- в твоих руках" (для 5-ых классов)

Викторина рассчитана для учащихся 5-ых классов. Занятие содержит интересные задания....

Твое здоровье в твоих руках

Викторины по теме "Здоровье"...

Час общения "Твое здоровье в твоих руках"

Час общения по здоровому образу жизни...

Проект "Твое здоровье в твоих руках"

Создание и оформление мини-журнала "Твое здоровье в твоих руках" на одну из актуальных тем современной жизни....

Классный час на тему "Твоя жизнь в твоих руках!"

Классный час о здоровом образе жизни в форме защиты презентаций, выполненных учащимися группы....

Тренинговое занятие для волонтеров "Рука в руке"

Известно, что люди с ограниченными возможностями здоровья живут как бы в параллельном мире. Они редко выходят на улицу и почти не появляются в общественных местах. Может быть, из-за этого, сталкиваясь...