МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: НОВЫЙ ДИЗАЙН»
статья на тему

Дементьева Светлана Павловна

Профессиональное развитие руководителей образовательных организаций

http://edu.asou-mo.ru/index.php/1j-den/nepreryvnoe-obrazovanie-spetsialistov-novye-vyzovy-podkhody-modeli-sub-ekty

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dementeva_s.p._-statya.doc527.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК: 374.71

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ОРГАНИЗАЦИЙ»

Дементьева Светлана Павловна

Директор МБОУ «Константиновская ООШ» Сергиево-Посадского муниципального района Московской области

e-mail: school_konstantinovo@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена вопросу профессионального развития руководителей образовательных организаций. Автор раскрывает портрет современного руководителя.   Уделяет особое внимание на проблемы, с которыми сталкивается сегодня руководитель. На основе анализа научных мнений отечественных и зарубежных деятелей в сфере образования показана необходимость профессионального развития руководителя образовательной организации в контексте современных требований.

Annotation: The article focuses on the professional development of heads of educational institutions. The author reveals the portrait of a modern manager. It pays special attention to the problems faced by today the head. On the basis of scientific opinions in the area of education of domestic and foreign figures show the need for professional development of heads of educational organizations in the context of modern requirements.

Ключевые слова: руководитель школы; профессиональное развитие; педагогический менеджмент; эффективный рукoвoдитель; авторитарный хозяйственник; инноватор.

   

Tags : Head of School ; Professional Development; educational management; rukovoditel effective ; authoritarian handyman ; innovator.

   

      Прежде чем гoворить o прoфессиoнaльнoм рaзвитии руковoдителей oбразoвaтельных oрганизаций, неoбхoдимo утoчнить: ктo oн рукoвoдитель сoвременнoй рoссийскoй шкoлы?

Рукoвoдитель шкoлы – этo ключевaя фигурa в сфере oбразoвaния, oпределяющaя успешнoсть реaлизaции прoисхoдящих изменений в рoссийскoм oбрaзoвaнии. Так каким же дoлжен быть рукoвoдитель сoвременнoй рoссийскoй шкoлы: oпытнымl педaгoгoм или эффективным упрaвленцем?

Кaк считают мнoгие специaлисты в oблaсти педaгoгическoгo менеджментa, рукoвoдитель сoвременной шкoлы — этo эффективный рукoвoдитель, oблaдaющий тaкими кaчествaми кaк:

  • кoмпетентнoсть;
  • кoммуникaбельнoсть;
  • внимaтельнoе oтнoшение к пoдчиненным;
  • смелoсть в принятии решений;
  • спoсoбнoсть твoрчески решaть прoблемы.

Дaвaйте рaссмoтрим стереoтип эффективнoгo рукoвoдителя шкoлы:

  • твoрческaя личнoсть, спoсoбнaя преoдoлевaть стереoтипы и нaхoдить нетрaдициoнные пути решения стoящих перед шкoлoй зaдaч, сoздaвaть и испoльзoвaть иннoвациoнные упрaвленческие технoлoгии;
  • личнoсть, пoстoяннo рaбoтaющaя нaд сoбoй, нaд свoими прoфессиoнaльными и личнoстными кaчествaми;
  • стрaтег, видящий перспективу рaзвития свoей школы на нескoлькo лет вперед;
  • личнoсть, вдoхнoвляющaя свoим примерoм педагoгический кoллектив.

Директор Центра исследования лидерства Института образования Лондонского университета профессор Альма Харрис полагает, что навыков и компетенций, которыми должен владеть современный руководитель школы, очень много, но самое главное, -  это способность сформировать команду педагогов. Именно учитель работает с учеником напрямую, и поэтому руководитель должен верить в учителя, доверять его мнению и допускать, что тот может лучше него разбираться в каких-то вопросах.

В последние годы в российской школе происходят значительные перемены.  Так, законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательным организациям предоставлена автономия, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, а также в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Изменился принцип финансового обеспечения школы – теперь деньги следуют за учеником (подушевое финансирование) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием. Всё, что реализуется сверх этого задания, является платным, а доходы от платных образовательных услуг школы и расходуются по ее усмотрению.

В результате реструктуризации и оптимизации возникли школы с контингентом более 1000 обучающихся, школы – комплексы, управлять которыми гораздо сложнее.

Происходит насыщение образовательного процесса современным учебным, технологическим оборудованием, учебными пособиями и учебными комплексами.

В образовательный процесс внедряются инновационные образовательные технологии, причем не на уровне замены отдельных деталей, а на уровне концептуальных изменений, требующие подготовки квалифицированных педагогов новой формации.

Школьники XXI века значительно отличаются по развитию от школьников века двадцатого.

В этих условиях функции и роль руководителя школы существенно меняются. С одной стороны, руководитель школы — это эффективный менеджер, ибо сегодня ему приходится выполнять очень много управленческих функций – распоряжение бюджетом, взаимодействие с общественностью, взаимодействие с начальством, и т.д. Навыки управления организацией с каждым днем становятся все более и более важными, и педагогикой руководителю заниматься некогда.

Питер Друкер, основоположник современного менеджмента, основываясь на многолетних наблюдениях, пришел к парадоксальному выводу: «крепкие профессионалы», отличные специалисты в своем деле, крайне редко становятся хорошими руководителями. Это связано с тем, что управление — совершенно особый вид профессиональной деятельности, результат которого напрямую связан с личной эффективностью человека [7].

С другой стороны, в рамках большой свободы — финансовой и содержательной — директор современной школы, помимо теории управления, должен разбираться и в современных образовательных парадигмах, и приоритетах, и в перспективных образовательных технологиях.

Так, член Общественного совета Минобрнауки России Виктор Александрович Болотов считает, что неважно, какое образование имеет директор школы, но педагогический опыт у него должен быть: «Любой директор школы должен «постоять у станка», у доски в классе — иметь опыт преподавания. Иначе он не сможет быть эффективным директором школы. Может быть, он и сможет хорошо распоряжаться бюджетом школы, но директором школы, в настоящем смысле этого слова, он не будет» [2].

Подобной точки зрения придерживается и директор Центра исследования лидерства Института образования Лондонского университета профессор Альма Харрис: «Современным директорам нужно уметь эффективно, рационально и разумно управлять школой. Но школе, которая испытывает серьезные трудности, просто хорошего менеджера мало. Ей нужен такой директор, который на своем примере может показать, что такое хороший урок, потому что в проблемных школах, как правило, мало хороших учителей, и педагогам просто неоткуда взять примеры качественной педагогической практики. Директор должен в этой ситуации уметь все делать сам».

На практике же, когда у руководителя школы масса управленческих и других задач, трудно требовать, чтобы он был эффективным менеджером и эффективным инноватором в плане педтехнологий.  По мнению ряда исследователей, сегодня в России существует четыре основных типа директоров школ:

  • «авторитарный хозяйственник»;
  • «демократичный хозяйственник»;
  • «авторитарный предводитель»;
  • «демократичный предводитель».

При этом наиболее часто встречаются два из них: «авторитарный хозяйственник» и «авторитарный предводитель», наиболее популярным из которых является «авторитарный хозяйственник».

К сожалению, такое сочетание, когда директор является и талантливым педагогом, и эффективным менеджером, возможно лишь в идеале. Близки к нему авторские школы, где директор сам генератор инноваций. По мнению0 ректора0НИУ0ВШЭ Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Ярослава Ивановича Кузьминова «личный пример и личные отношения, которые выстраивает директор — ключевые. Прекрасный менеджер, не любящий людей, прекрасный менеджер, не являвшийся учителем - не может руководить школой».

В большинстве своем эффективными руководителями не рождаются, а становятся. Получить знания и навыки эффективного менеджмента можно, пройдя специальное обучение. Вместе с тем, можно добиться этого и путем самообразования. Во всех случаях нужна соответствующая мотивация: личные амбиции (я не хуже других), стремление сделать карьеру (плох тот солдат, который не хочет стать генералом), школьный патриотизм (моя школа лучше), желание заработать (лучше работаешь – больше получаешь).

Методик и тренингов как стать эффективным директором школы предостаточно — выбирайте по вкусу. Например, методики Питера Друкера, который считает, чтобы стать успешным руководителем, прежде всего, надо научиться управлять самим собой, ибо «способности к управлению у всех людей различны, но успешно управляют другими те, кто умеет руководить собой, своими действиями и решениями». Вот несколько его советов:

— Личная эффективность не является врожденным качеством. Но ей можно научиться, развивая и правильно используя свои сильные стороны.

— Все эффективные руководители постоянно контролируют свою деятельность в области управления временем.

— Руководитель, который не задает сам себе вопрос о своем личном вкладе в результат, не вправе требовать того же от своих подчиненных.

— Концентрация преимущественно на слабых местах и недочетах порождает одни проблемы, в то время как сосредоточение на сильных сторонах подчиненных, партнеров, вышестоящего руководства и своих собственных делает работу команды максимально продуктивной.

— Если и существует какой-нибудь главный секрет эффективности, то это концентрация. Чем сильнее и успешнее человек концентрирует свое время, усилия и ресурсы, тем больше разнообразных задач он сможет решить.

—  Эффективный руководитель — это лидер, принимающий эффективные решения.

— Коллектив подчиняется принятому решению тем охотнее, чем лучше оно будет разъяснено каждому отдельному сотруднику.

— Эффективный руководитель решает проблему только один раз. Но решает таким образом, чтобы в итоге появился четкий сценарий, которому может следовать любой человек, или правило, понятное каждому.
— Эффективность в работе — это не только привычка поступать правильно и целесообразно, но и комплекс определенных практических методик. Следование этим методикам является еще одной правильной привычкой, которую должен обязательно усвоить руководитель.

         В современных условиях высока потребность в таком эффективном руководителе, который способен оперативно перестраивать свою деятельность в соответствии с динамично меняющимися требованиями к школьному образованию. Это требует от директора способности к непрерывному профессиональному развитию. Профессиональное развитие – это целенаправленный процесс качественного преобразования личности и деятельности руководителя. Профессиональное развитие как социально-психологический феномен выражается в единстве личностной самоактуализации и способности к осознанию управленческой деятельности и перспектив ее совершенствования. Самоактуализация в профессиональной деятельности выполняет доминирующую функцию, определяет пути реализации потенциальных возможностей руководителя, является базовым основанием и главным психологическим условием профессионального развития. Самореализация руководителя школы – это стремление к возможно более полной реализации своих потенций в профессиональной деятельности. Когнитивные ресурсы профессионального развития директора школы обеспечивают углубленное познание профессиональной деятельности управления, приобретение нового познавательного и практического опыта в сфере педагогического управления. Позиция профессионального развития позволяет директору школы выйти на уровень0творческой0управленческой0деятельности.
         Недостаточно обладать определенными психологическими характеристиками, способствующими успешному развитию, требуется твердая уверенность человека в способности реализовать их в соответствующей ситуации. Так, например, ряд ученых (А.Г. Асмолов [1], Е.А.Климов [4], В.И. Слободчиков [8] и др.) акцентируют внимание на том, что вероятность развития и саморазвития зависит от степени внутренней свободы человека, от сформированности социальных чувств и установок (действенность, созидательность) и от личного стремления (целенаправленности) человека в полной мере реализовать свои возможности. Полагаясь на эту концепцию, профессиональное развитие правомерно рассматривать как целенаправленный процесс преобразования личности, который побуждается разными мотивами деятельности руководителя, среди которых имеется доминирующий. Этот мотив и побуждает его ставить перед собой цель и выполнить соответствующее ей действие, то есть стимулирует развитие. Появлению подобного развивающего мотива способствует концептуализация сознания руководителя – включение в круг значимых концептов тех образов и понятий, которые определяют его ведущую управленческую позицию. Такими профессиональными концептами, на наш взгляд, могут служить следующие – взаимодействие, сотрудничество, результативность, творчество, развитие. Данный перечень можно продолжить, но важно, что в ряду концептов руководителя нет места таким, которые характеризуют эгоистические установки. Исходя из вышесказанного, мы полагаем, что развитие менеджера образования как социально-педагогический феномен выражается в единстве индивидуально-личностного, процессуально-технологического, профессионально-предметного и самоактуализационного компонентов. В качестве базовой основы выступает самоактуализация руководителя в его профессиональной деятельности, определяющая пути реализации потенциальных возможностей. Самоактуализация личности выполняет доминирующую функцию, является базовым основанием и главным психологическим условием профессионального развития. Самоактуализация детерминирует формирование и специфику индивидуально - личностного, процессуально-технологического и профессионально-предметного компонентов. В обобщенном виде выделенные нами основные компоненты определяют динамичность, результативность, гармоничность процесса саморазвития менеджера образования и влиятельность, ценность, оптимистичность и технологичность его управленческой деятельности. Анализируя процесс развития и саморазвития личности, мы приходим к выводу, что их механизм приводится в действие внутренними противоречиями, а непосредственным побуждающим моментом является изменение отношения руководителя к себе и к деятельности, осознание способности выходить за пределы заданного, творчески преобразовывать себя. Стремление удовлетворить активный познавательный интерес становится источником творческой деятельности, оценка результатов которой сопровождается формированием нового смыслообразующего мотива и завершается постановкой новых целей и творческих планов. Механизм саморазвития срабатывает тогда, когда руководитель анализирует свои достоинства и недостатки, сознательно мобилизуя себя, испытывает определенное напряжение своих творческих сил и способностей, открывает в себе возможности для самосовершенствования, выходит на новый, более высокий уровень самореализации. Самореализация руководителя школы (от позднелат. realis – вещественный, действительный, осуществление какого-либо плана, идеи) – стремление к возможно более полной реализации своих потенций в профессиональной деятельности.

      Важным фактором, определяющим целенаправленность процесса профессионального развития директора школы, является его обучение в системе повышения квалификации. Именно курсы повышения квалификации призваны создавать условия для перехода руководителя к новому уровню осознания своей деятельности и собственных возможностей к профессиональному развитию. Эмпирические исследования, проведенные среди директоров российских школ, проходящих курсовую подготовку показали, что наибольший процент -  испытывают потребность в более полной самореализации и самостоятельности в работе. В ряду прочих факторов, способствующих повышению эффективности работы директора с учительским коллективом, большинство опрошенных назвали профессиональное взаимодействие и способность создавать эмоционально положительную рабочую обстановку в коллективе. При этом некоторые отмечают, что способность к профессиональному взаимодействию и созданию эмоционально положительной обстановки в коллективе являются существенными показателями профессионального роста директора школы.

     Таким образом, в процессе повышения квалификации директора школы возможно построение целенаправленной системы его профессионального развития, ориентированной на актуализацию и развитие профессионально значимых личностных способностей и наиболее полную самореализацию в профессиональной деятельности.

Список использованных источников:

1. Асмолов А. Г. Психология личности. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.

2. Болотов В.А.,  И. Д. ФруминС. Г. КосарецкийТ. А. МерцаловаТ. В. Тимкова. Открытость образования: разные взгляды — общие ценности: сб. материалов / Под общ. ред.:  М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013.

3. Карпушин Н. Я. Педагогическое проектирование развития региональной системы общего среднего образования в условиях его модернизации: дисс. … д-ра пед. наук. – Нижний Новгород, 2012. – 455 с.

4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-н/Д: «Феникс», 1996. – 512 с

5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Официальные документы в образовании. – 2001. – № 24. – С. 3–13.

6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: Пр-271 от 04 февраля 2010 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/ 

7. Питер Друкер.  Эффективный руководитель. - ООО «Издательство «Эксмо», 2012

8. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М.: Школа–Пресс, 1995. – 383


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Создание атмосферы психологической поддержки в театральных объединениях" -Cборник с материалами VI Международной научно-практической конференции «Ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания современной молодежи».

Cборник  с материалами VI Международной научно-практической конференции «Ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания современной молодежи»  [[{"type":"media","...

V Международная научно-практическая конференция «Аксиологический аспект содержания непрерывного иноязычного образования: проблемы и решения»

22 июня 2016 года кафедра иностранных языков и культуроведения ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» провела V Международную на...

I международная научно-практическая конференция « Детство-мир без границ. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях»

I международная научно-практическая конференция « Детство-мир без границ. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях»...

ПУБЛИКАЦИЯ В СБОРНИКЕ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ III МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ"

Публикация в сборнике статей  III Международной научно-образовательной конференции "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ",МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЗАНСКИЙ (П...

Справка участника Международной научно-практической конференции "Вопросы науки и образования:новые подходы и актуальные исследования"

Справка участника Международной научно-практической конференции "Вопросы науки и образования: новые подходы и актуальные исследования. Из опыта работы: "Системно-деятельностный подход в преп...