Программа "Азбука этикета"
рабочая программа на тему

Программа "Азбука этикета"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа курса119.36 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Серпуховская бюджетная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида Московской области

СОГЛАСОВАНО:

Школьное методическое объединение

Протокол № ____ от ___________2013 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы-интерната

________________  С.Ю. Сотскова

«___»_______________ 2013 г.

Программа (адаптированного) дополнительного общеразвивающего образования

«АЗБУКА ЭТИКЕТА»

Возраст воспитанников: от 6,6 до 16 лет.

Направление деятельности: гуманно-нравственное.

Срок реализации: 9 лет.

Автор: Новикова Л.А.

г. Серпухов, 2013 год

Пояснительная записка.

Проблема гуманно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции  духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

 Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений гуманно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьников.

Рабочая  программа по курсу  «Азбука этикета» составлена на основе программы  «Этическая грамматика» доктора педагогических наук, профессора  А.И. Шемшуриной  и рассчитана на обучающихся 1-9 классов. На изучение  программы отводится   по 1 часу в неделю (не включая каникулярный период): 5 класс - 25 часов , 6 класс - 26 часа, 7 класс – 28 часа, 8 класс - 27 часов, 9 класс – 20 часов.

и может быть реализована воспитателем в  сотрудничестве с родителями.

Возраст воспитанников: с 6,6 лет до 16 лет. Занятия «Азбука этикета» проводятся для всех детей определенной возрастной группы на добровольной основе.

Занятия «Азбуки этикета» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать  яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями.  На занятиях этической грамматики важна активность воспитанников, их участие в  обсуждениях жизненных ситуаций. Это занятия- разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача воспитателя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Цель программы: воспитание гуманно-нравственных чувств и этического сознания  у школьников.

Задачи:

  1.  Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  2.  Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
  3.    Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  4.  Научить аргументировано  высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Для достижения поставленных задач на занятиях будут использоваться следующие методы и формы работы:

  • этический диалог;
  • фронтальная беседа;
  • комментированное чтение;
  • обсуждение отрывков из художественной литературы;
  • игровые виды деятельности: ролевые и этические игры и другое;
  • чтение рассказов;
  • просмотр кинофильмов;
  • обсуждение картин;
  • конкурсы, викторины;
  • игры по этикету;
  • анализ и обыгрывания ситуаций;
  • групповая деятельность;
  • работа в парах.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Занятия по программе «Азбука этикета» разработаны на основе личностно-ориентированного подхода в условиях школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья.

При проведении занятий используются следующие технологии воспитания:

- гуманно-нравственного воспитания (авт.: Маленкова Л.И. Шемшурина );

- личностно-ориентированного обучения и воспитания (авт.: Газман О.С., Анохина Т.В.);

- игровые технологии в обучении и воспитании (Ушинский К.Д., Блонский П.П., Рубенштейн С.Л., Шамова Т.И.).

- коррекционно-развивающая технология (Пороцкая Т.И., Худенко Е.Д.).

Программа составлена на основе  следующих принципов гуманно духовно–нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание гуманно-нравственного развития и воспитания личности школьника.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.

 В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания,  эмпатии, способность к идентификации. Заметным своеобразием отличается нравственное развитие младших школьников. В их моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями педагога. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным образом из того, чего не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них педагогу. С этим связана и другая черта: остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, ребята зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе.  

В среднем и старшем возрасте развивается понятийное мышление, подростки учатся сами находить и формулировать проблемы. Иным, чем в младших классах, должен быть процесс гуманно-нравственного воспитания. Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяснение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного воспитания.

На этой основе у них развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память. Закономерный характер этой особенности их мышления и памяти проявляется только при соответствующей организации познавательной деятельности. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной учебной работы, формирование умения работать с учебником, проявлять самостоятельность и творческий подход при выполнении различных  заданий.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение воспитанников со сверстниками, родителями, учителем, воспитателем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Воспитанники школы-интерната включёны в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренчески установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на гуманно-нравственное развитие воспитанников  и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их гуманно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Ожидаемые результаты  освоения воспитанниками

программы «Азбука этики»

Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у школьников как направление гуманно-нравственного развития и воспитания должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Азбука этики» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов  и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение воспитанниками социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника со своими учителями, воспитателями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение воспитанниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанников между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение воспитанниками начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  •  на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  •  на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности воспитанников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
  •  на третьем уровне создаются необходимые условия для участия воспитанников в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания  социализации воспитанников.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов гуманно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.

В результате прохождения программного материала  к концу

1 класса воспитанники научатся:

1. Отличать  понятия «этика» и «этикет».

2. Правилам вежливости и красивых манер.

3. Заповедям и соответствующим притчам.

Получат возможность научиться:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

В результате прохождения программного материала  к концу 2 класса воспитанники  научатся:

1. Требованиям  этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

2. Заповедям и правилам  этикета.

3. На примере сказок «Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

 О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

 Получат возможность научиться:

1. Исполнять заповеди.

2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

3. Выполнять общение.

4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

В результате прохождения программного материала  к концу 3 класса воспитанники  научатся:

1. Ранее изученные заповеди и афоризмы применять в речи.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требованиям  этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Излагать кратко, содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.

5.Объяснять смысл  пословиц о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

6. Правилам вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

Получат возможность научиться:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.

3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

6. Быть сострадательными к чужому горю.

7. Не обижать животных и птиц.

8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

В результате прохождения программного материала  к концу 4 класса воспитанники  научатся:  

1.  Правилам этики и культуры речи.

2. Требованиям к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.

6. Стихотворения о родине (на выбор).

7.  Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

Получат возможность научиться:

  1. Различать хорошие и плохие поступки.
  2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
  3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
  4. Исполнять заповеди.
  5. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

В результате прохождения программного материала  к концу 5 класса воспитанники  научатся:  

  1. Различать понятия: мораль, моральная оценка, этика, эстетика, эстетический, культура, воспитанность, вежливость, деликатность, тактичность, внимательность, корректность, учтивость, любезность, сдержанность, доброжелательность, точность, аккуратность, обязательность, опрятность.    
  2. Применять  требования этикета в наиболее типичных ситуациях.
  3. Применять различные элементы   деятельности, позволяющие проявить и закрепить навыки нравственного поведения в отношениях с людьми в семье, школе, посторонними и к окружающему  (природе, труду, обществу).

Получат возможность научиться:

  1. Самостоятельно анализировать свои проявления, предполагаемые или совершенные поступки, отношение к другому человеку.
  2. Самостоятельно осознавать нравственные стремления, соотносить с повседневной жизнью.

В результате прохождения программного материала  к концу 6 класса воспитанники  научатся:  

  1. Различать понятия: гражданин, гражданственность, гражданская активность, мужское достоинство, девичья гордость, женственность, патриот, сердечность. Умение строить различные предположительные гипотезы, анализируя то или иное явление. Сознательное усвоение той моральной истины, к которой воспитанник пришел сам, через варианты собственных предположений. Умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки товарища и собственные, видеть их этическое содержание, оценивать его.
  2. Видеть проявления    этических    норм коллективизма,    дружбы,    товарищества     в     повседневном поведении.

Получат возможность научиться:

  1. Соотносить нравственные знания со своим собственным поведением.
  2. Давать правильную оценку своего поведения.
  3. Осознавать нравственное поведение.
  4. Применять нормы этикета в наиболее типичных ситуациях.
  5. Выстраивать взаимоотношения со сверстниками, уметь управлять собой.

В результате прохождения программного материала  к концу 7 класса воспитанники  научатся:  

  1. Различать понятия: нравственность, мораль, достоинство, нравственные принципы, убеждение, приспособленчество, нравственное поведение, отношение, самовоспитание, психика, эмоциональность, эмоции, порядочность, эстетика поведения, типы речи, речевой этикет, внешность, манеры, стиль поведения, застольная этика, истоки доброты, превосходство, повседневные обязанности, нравственные и безнравственные чувства, культура чувств, самоуважение, самооценка, память, коллектив, коллективизм, юмор, достоинство, нравственное взросление, влюблённость, искренность и сдержанность, преданность, симпатия, антипатия, этические требования.
  2. Расценивать свои и наблюдаемые отношения между людьми.
  3. Сознавать нравственную основу отношений к Человеку, обществу, Родине, труду и самому себе.

Получат возможность научиться:

  1. Обсуждать новые актуальные проблемы общества.
  2. Слушать друг друга, свободно выражать свои мысли.
  3. Соотносить  различные явления и процесса деятельности  с нравственным акцентом своего участия в нем.
  4. Давать  моральную оценку собственных поступков и поступков окружающих.
  5. Различать конфликтные ситуации и соизмерять способы ухода от них.

В результате прохождения программного материала  к концу 8 класса воспитанники  научатся:  

  1. Знать и различать понятия: мода, манеры поведения, культура, искренность, привлекательность, гримасы, имитация, ханжество, лицемерие, безвкусица, небрежность, стиль одежды, стили речи, внешний облик, внутреннее содержание человека, разум, типы людей (жаворонок, сова, аритмик), уныние, самочувствие, память, приёмы запоминания. великодушие, равнодушие, гуманизм, гордость, скромность, честь, тщеславие, слава, чистолюбие, совесть, стыд, соблазны, ошибки жизни, враг внешний и внутренний, вражда, собственная позиция, судьба., семейная жизнь, бракосочетание, социальный статус, супружеские отношения, любовь, супруги, брачный союз, молодожёны, супружеские взаимоотношения,  нравственно-психологический  микроклимат, благополучие, семейное воспитание, комплименты.
  2. Слушать друг друга, свободно выражать свои мысли.
  3. Сопоставлять себя с другими, доброжелательно относиться к окружающим.
  4. Оценивать свои поступки и поступки окружающих.
  5. Применять полученные знания на практике.

Получат возможность научиться:

  1. Различать этическими нормами культурного человека.
  2. Практике общения, применения этических норм поведения.
  3. Практике этического поведения воспитанников в отношениях к людям, окружающей действительностью.
  4. Расширить этический кругозор воспитанников по вопросам семейной жизни, семейных взаимоотношений.
  5. Разбираться с предназначением семьи, созданием взаимоотношений.

В результате прохождения программного материала  к концу 9 класса воспитанники  научатся:  

  1. Знать  и различать понятия:  личность, индивидуальность, характер, воля, гений, талант, темперамент, самокритичность, самообладание, единомышленник, альтруизм, духовность, душевность,  неформальные объединения, сотрудничество, авторитет, лидер, звезда, миссия человека, САМОразвитие-Самосознание-САМОвоспитание.
  2. Рассматривать возникающие проблемы и эффективно решать их.
  3. Самостоятельно строить жизненную стратегию и тактику.
  4. Правильно формулировать свои жизненные цели, собственные взгляды, методы и приемы  самовоспитания.
  5. Осознавать свои отрицательные проявления и принятие их.

Получат возможность научиться:

  1. Анализировать свои проявления в отношениях с окружающими.
  2. Применять этические нормы поведения в практике общения.
  3. Расценивать и обобщать поступки товарищей и собственные, видеть их этическое содержание, оценивать.

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность моральных норм и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика уровня воспитанности:

- диагностика этики поведения;

- диагностика отношения к жизненным ценностям;

- наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности.

Наблюдения педагогов и родителей.

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

 по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).

наблюдения педагогов и родителей.

Учебно - тематический план (1 – 3 класс)

п/п

Тема раздела

Всего

   1 класс

2 класс

3 класс

Теор.

Практ.

Теор.

Практ.

Теор

Практ.

1.

Этика общения

21

5

 

2

     

4

     

3

5

 

2

2.

      Простые правила

этикета

20

4

2

4

3

5

2

3.

    Этика общения

  с окружающими

20

4

3

4

3

3

3

4.

    Этика отношений коллективе

17

3

2

4

3

3

2

Всего:

      78

25

28

25

Учебно - тематический план (4 – 5 класс)

     №

п/п

Тема

раздела

4 класс

Тема

раздела

5 класс

Теор.

 

Практ.

Теор.

Практ.

1.

Этика

общения

7

4

Быть воспитанным -что это значит

4

1

2.

Дружба –

это я и ты

4

3

Этика и этикет

4

3

3.

Настроение

3

1

Об умении думать о других

4

3

4.

Волшебные слова живут в сказках

2

2

До дружбы надо вырасти

3

3

Всего:

26

25

Учебно - тематический план (6 – 7 класс)

     №

п/п

Тема

раздела

6 класс

Тема

раздела

7 класс

Теор.

Практ.

Теор.

Практ.

1.

Правила вежливого человека

3

2

Основы порядочности

4

2

2.

Этикет в

твоей жизни

4

3

Традиции этикета

3

3

3.

Добру

откроется

сердце

4

3

Без добрых дел нет доброго имени

5

4

4.

Об умении

понять

другого

5

2

Один за всех и все за одного

3

4

Всего:

26

28

Учебно - тематический план (8– 9 класс)

     №

п/п

Тема

раздела

8 класс

Тема

раздела

9 класс

Теор.

Практ.

Теор.

Практ.

1.

Этикет — «этикетка»

или «культура общения»

3

1

Я-человек

4

1

2.

Человек и его сущность

4

1

Я-человек

3

2

3.

Когда общение – роскошь

3

2

Я

и другие люди

(Этика и психология общения)

3

3

4.

«…не поле перейти»

(о трудностях и невзгодах жизни)

5

2

Философское

осмысление

жизни

2

2

5.

В преддверии будущей семейной

жизни

2

1

6.

Я – будущий семьянин

2

1

Всего:

27

20

Содержание 

№ п/п

Раздел

Название темы

Кол-во часов

1 КЛАСС

1.

Первая четверть

Этика общения

Волшебные слова живут на белом свете.

1

Что такое хорошо и что такое плохо.

1

Вечная слава воде.

1

Секрет братьев Будильников.

1

Добрый доктор Айболит.

1

Словно реченька журчит.

1

Итоговое    занятие «Игра нас подружит, игра нас научит».

1

Всего:                                                                   ^

7

2.

Вторая четверть

Простые правила этикета

Вежливые дети все так поступают.

1

Приятного аппетита!

1

Хозяева и гости.

1

Светофор «Топ-стоп».

1

Мы идем в театр.

1

Итоговое    занятие           «День       рождения Снегурочки».

1

Всего:

6

3.

Третья четверть

Этика общения с окружающим

Попробуй волшебником стать.

1

Непохожи друг на друга.

1

Друзья детства.

1

Попробуй волшебником стать.

1

Лучше нет родного края.

1

Живой живому удивись.

1

Итоговое занятие «Радость другим — радость нам».

1

Всего:

7

4.

Четвёртая четверть

Этика общения в коллективе

Когда мои друзья со мной.

1

Если вдруг обидели кого-то...

1

Помни место буквы «Я».

1

У дружных дело спорится.

1

Итоговое   занятие      «Подадим   друг   другу руки!»

1

Всего:

5

ИТОГО:

25

2   КЛАСС

1.

Первая четверть

Этика общения

Доброе слово, что ясный день.

1

Ежели вы вежливы.

1

Да здравствует мыло душистое.

1

Когда идешь по улице.

1

Узнай себя.

1

Нам счастья не сулит обида чья-то.

1

Подарок коллективу.

1

Всего:

7

2.

Вторая четверть

Этикет

Простые правила этикета.

1

Повседневный этикет.

1

Веселые правила хорошего тона.

1

Сказка об этикете.

1

Продолжаем сказку об этикете.

1

Путешествие в страну этикета.

1

Просим к столу (Новогодний праздник).

1

Всего:

7

3.

Третья четверть

Этика отношений

к окружающему

Путешествие в волшебную сказку.

1

Я могу быть волшебником.

1

Маленькое дело лучше большого безделья.

1

Любимый уголок родной Отчизны.

1

У каждого народа свои герои.

1

Мы соберем большой хоровод.

1

Люби всё живое.

1

Всего:

7

4.

Четвертая четверть

Этика отношений

в коллективе

Если радость на всех одна.

1

Мой класс — мои друзья.

1

Самолюб никому не люб.

1

Поиграем и подумаем.

1

О дружбе мальчиков и девочек.

1

Путешествие в мир мудрых мыслей.

1

Доброта, что солнце (итоговое занятие)

1

Всего:

7

ИТОГО:

28

3   КЛАСС

1.

Этика общения

Здравствуйте все!

1

Первая четверть

Будем беречь друг друга.

1

Дружим с добрыми словами.

1

Любим добрые поступки.

1

Подари учителю дело и слово доброе.

1

Умеем общаться.

1

Каждый интересен.

1

Всего:

7

2.

Вторая четверть

Этикет

Премудрости Дедушки Этикета.

1

За столом с Дедушкой Этикетом.

1

Школьные правила этикета.

1

Когда рядом много людей.

1

Как решать проблемы.

1

Чистый ручеёк нашей речи.

1

За новогодним столом.

1

Всего:

7

3.

Третья четверть

Этика

человеческих

отношений

Душа - это наше творение.

1

Отворите волшебные двери добра и доверия.

1

Хорошие песни к добру ведут.

1

Вглядись в себя, сравни с другими.

1

Помоги понять себя.

1

О настоящем и поддельном.

1

Всего:

6

Четвёртая четверть

Этика отношений в коллективе

Чтобы быть коллективом.

1

Коллектив начинается с меня.

1

Секретные советы девочкам и мальчикам.

1

Скажи себе сам.

1

Вот и стали добрей и умней.

1

Всего:

5

ИТОГО:

25

4 КЛАСС

1.

Первая четверть

Этика общения

Умеем общаться.

1

Речь и этикет. Культура общения.

1

Понимание.

1

Отношение к окружающим людям.

1

Зеркало красоты.

1

В театре.

1

Этика общения

Добрые слова.

1

2.

Вторая четверть

Вот и стали добрей и умней.

1

«Да здравствует мыло душистое».

1

Не всё равно, как человек ест.

1

Итоговое занятие по разделу.

1

Всего:

11

Дружба - это я и ты

Когда мы вместе.

1

До дружбы надо вырасти.

1

Главного глазами не увидишь.

1

3.

Третья четверть

В дружбе сила.

1

Мы твои друзья, природа.

1

Созвездие «МЫ».

1

Дерево дружбы.

1

Всего:

7

Настроение

От чего зависит настроение.

1

Как создать хорошее настроение.

1

4.

Четвёртая четверть

Поделись улыбкою своей.

1

«Вы зажмурьтесь сильней - будет радуга, распахните глаза - будет солнце».

1

Всего:

4

Волшебные слова живут в сказках

В стране сказок.

1

Путешествие в сказку.

1

На волшебной поляне.

1

Я могу быть волшебником.

1

Всего:

4

ИТОГО:

26

№ п/п

Раздел

Название темы

Кол-во часов

5 КЛАСС

1.

Первая четверть

Быть воспитанным -что это значит

Вежливость как основа воспитанности

1

Какого ты рода, племени

1

Уважай человека

1

Праздник школьного вальса

1

Внешняя и внутренняя воспитанность человека

1

Всего:

5

2.

Вторая четверть

Этика и этикет

Этические нормы этикета

1

«Вот это стол — за ним едят».

2

Дома и в гостях

1

В школе ты хозяин и гость

1

Правила на каждый день

2

Всего:

7

3.

Третья четверть

Об умении думать о других

Ты живешь среди людей

1

Добротой себя измерь

1

Чью старость утешил

1

Раздели печаль и радость другого

1

Умей быть благодарным

1

Завтрашний характер — в сегодняшнем поступке

1

Расскажи мне обо мне. Разговор за, круглым столом

1

Всего:

7

4.

Четвёртая четверть

До дружбы надо вырасти

Дружба начинается с улыбки

1

Одноклассник, товарищ, друг

1

Отчего бывает одиноко?

1

Чтобы быть понятым

1

Дружили мальчик с девочкой

1

«Без друзей меня чуть-чуть...»

1

Всего:

6

ИТОГО:

25

6 КЛАСС

1.

Первая четверть

Правила вежливого человека

Оглянись внимательно вокруг

1

Умение быть самим собой

1

Гражданином быть обязан

1

Даже в будни может труд сделать праздничными днями

1

Приглашение к зеркалу

1

Всего:

5

2.

Вторая четверть

Третья четверть

Этикет в твоей жизни

«Обычай – деспот меж людей»

1

Твой стиль поведения

2

Мальчики, девочки

1

Поиграем и подумаем

1

Когда какое слово молвить

1

За общим столом

1

Всего:

7

3.

Третья четверть

Добру откроется сердце

Добро и доброжелательность

1

«Поспешай делать добро»

1

«Думай хорошо,  и мысли созревают в добрые поступки» (Л.Н.Толстой)

1

О тех, кто сердце отдал детям

1

Умей быть щедрым

1

Праздник благодарности

1

Добрыми делами славен человек

1

Всего:

7

4.

Четвёртая четверть

Об умении понять другого

Присмотритесь друг к другу

1

Подарок коллективу

1

Я, ты, мы

1

О дружбе мальчиков и девочек

1

Не хуже других

1

Скажи себе сам

1

Храни достоинство своё повсюду, человек

1

Всего:

7

ИТОГО:

26

7 КЛАСС

1.

Первая четверть

Основы порядочности

Познай себя

1

В тебе взрослеет гражданин

1

Где нет труда, сады там не цветут

1

Праздник школьного вальса

1

О порядочности

1

Наедине с собой

1

Всего:

2.

Вторая четверть

Традиции этикета

Основные требования этикета

1

Речь и этикет

1

Тон делает музыку

1

Советы одинаковые и разные

1

Чтобы быть привлекательным

1

За общим столом

1

Всего:

6

3.

Третья четверть

Без добрых дел нет доброго имени

Истоки доброты

1

Торопись образовать

1

Чувство причастности

1

О культуре чувств

1

Уголок отчизны, отчий дом

1

Поговори со мною, мама

1

Что хранит твоя память

1

Праздник благодарности

1

А каков же я?

1

Всего:

9

4.

Четвёртая четверть

Один за всех и все за одного

Юмор – дело серьёзное

1

О достоинстве

1

Подарок коллективу

1

Пожелания мальчикам и девочкам

1

Быть чувства достойным

1

«Открой своё небывалое» М.Пришвин

1

Сотвори себя сам

1

Всего:

7

ИТОГО:

28

8 КЛАСС

1.

Первая четверть

Этикет — «этикетка»

или «культура общения»

Что такое культура поведения?

1

Этикет – «ярлык, этикетка». Так ли?

1

По ступенькам этикета

1

Мода – «за» и «против»

1

Всего:

4

2.

Человек и его сущность

«Дано мне тело»

1

Внешность – «визитная карточка человека»

1

«Жаворонок», «сова» или «аритмик»?

1

Настроение и самочувствие человека

1

Маленькие секреты большой памяти

1

Всего:

5

3.

Вторая четверть

Когда общение – роскошь

Добро, доброта, добрый

1

Гуманизм и гуманность

1

Великодушие и равнодушие

1

Достоинство личности

1

Совесть, стыд…

1

Всего:

5

4.

Третья четверть

«…не поле перейти»

(о трудностях и невзгодах жизни)

«Безобразное» в природе и жизни человека

1

В мире соблазнов

1

Человек и его ошибки

1

Дружба как ценность. Каков я друг?

1

Есть ли у меня враги

1

«С кем поведёшься…». Какой выбор сделаешь?

1

Человек и его судьба

1

Всего:

7

5.

Четвёртая четверть

В преддверии будущей семейной жизни

Нужно ли готовить себя к будущей семейной жизни? Как и когда?

1

Любовь как высшее человеческое чувство

1

О вечных дисгармониях и противоречиях любви

1

Всего:

3

6.

Я – будущий семьянин

Как самому построить свой дом

1

Слагаемые тепла и уюта

1

Азы семейного воспитания

1

Всего:

3

ИТОГО:

27

9 КЛАСС

1.

Первая четверть

Я-человек

Человек-это…

1

Удивительное, загадочное, непознанное.

1

Что происходит с человеком в отрочестве.

1

Если ты-мальчик, если ты-девочка.

1

Индивид, личность, индивидуальность.

1

Вторая четверть

Что человек хочет и что человек может.

1

Что человек есть на самом деле. Характер.

1

Человек и его воля.

1

Как себя воспитывать.

1

Всего:

10

2.

Третья четверть

Я

и другие люди

(Этика и психология общения)

Человек среди людей.

1

Нужен ли я людям?

1

Я и моя потребность в общении.

1

Я среди людей.

1

Лидер? Звезда? Предпочитаемый? Принятый? Изгой?

1

Всего:

6

3.

Четвёртая четверть

Философское

осмысление

жизни

Жизнь-это…

1

В чём смысл жизни?

1

Как стать счастливым?

1

Как жить, когда трудно?

1

Всего:

4

ИТОГО:

20

Методическое обеспечение

Список литературы для воспитателя

  1.  Богуславская Н.Е., Купина Н.А. «Весёлый этикет» [Текст]/ Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997.
  2. Богданова О.С., Калинина О.Д. «Содержание и методика этических бесед с младшими   школьниками» [Текст]/  О.С.Богданова, О.Д. Калинина.  -  Москва, 2000.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А.  Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
  5. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
  6. Смирнов Н.А.  «Этика и этикет младших школьников» [Текст] / Н.А. Смирнова. -  Москва, 2002.
  7. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания /  В.Н.Суслов. -  М.: Просвещение, 2010. 68 с.

8. Управителева Л.В.  «Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе»  [Текст]: 1,2,3 кл. / Л.В. Управителева.  - Ярославль: Академия развития, 2009.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

10. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

11. Шемшурина А.И.  «Этическая грамматика в начальных классах» [Текст]: Этические диалоги с детьми 1 – 4 классов / А.И. Шемшурина. – М., Лика, 2006.

12.  Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.

Список литературы для воспитанников

1.  Богуславская Н.Е., Купина Н.А. «Весёлый этикет» [Текст]/ Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина.   – Екатеринбург:АРД ЛТД,1997 г.

2.  Родари Д. Грамматика фантазии. [Текст] / Д. Родари. – М., 1990.

3. Чуковский К.И. От двух до пяти. [Текст] / К.И. Чуковский. – М., 1990

4. Формановская  Н.И. Вы сказали «Здравствуйте!» [Текст]: речевой этикет в нашем общении.  –   М., 1989.

Приложение

Тест на знание правил поведения в общественных местах  (1 класс)

Этот тест покажет Вам насколько Вы знаете правила поведения в общественных местах, культурно ли Вы себя ведете.

Следует ли сдавать в гардероб (в музее, на выставке) зонты, портфели, большие пакеты и пр.?

1) следует, если их принимают в гардероб

2) не следует, если они тебе не мешают

3) следует

Можно ли трогать руками музейные экспонаты?

1) можно, если ты уверена в прочности материала, из которого они изготовлены

2) нежелательно

3) нельзя ни в коем случае

Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?

1) допустимо

2) нежелательно, в любом случае предпочтительна сдержанность

3) шумное поведение допустимо везде

Нужно ли слушать экскурсовода, если его рассказ вам неинтересен?

1) нужно

2) не нужно

3)следует постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ недостаточно увлекателен

Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее?

1) не нужно

2) нужно

3) желательно, но не обязательно

В какой одежде ходят в кино?

1) в нарядной

2) в спортивной

3) в будничной

Что лучше надеть, собираясь в театр?

1) свитер и джинсы

2) легкую декольтированную одежду

3) нарядную одежду по сезону

4) желательно брючный костюм

Можно ли появиться в театре в платье с открытой спиной?

1) да

2) нет, платье может иметь декольте только спереди

3) для театра предпочтительнее платье без декольте

Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?

1) и юноше, и девушке обязательно

2) на усмотрение юноши и девушки

3) юноше — обязательно, девушке — если у нее высокая прическа или большая шляпа (шапка)

4) девушке — обязательно, юноше только меховую шапку и шляпу (кепку, берет и вязаную шапочку можно не снимать)

Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?

1) нет

2) сколько угодно

3) в любом, кроме меховой шапки

4) только в небольшом, являющемся частью вечернего костюма

Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

1) спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену

лицом к сидящим

2) боком к сидящим, наклоняясь вперед чтобы не загораживать сцену

Следует ли извиняться перед сидящими в театре, в кино, проходя через середину ряда?

1) следует

2) не следует

3) желательно

Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к вашему месту в кинотеатре?

1) обязательно

2) желательно

3) не следует

Можно ли занимать оба подлокотника кресла в кинотеатре?

1) можно, если успеешь это сделать первым

2) желательно

3) нежелательно

Можно ли просить бинокль и программу у соседа по ряду?

1) можно — ничего в этом особенного нет

2) нельзя — программу и бинокль каждый приобретает сам

3) на ваше усмотрение

Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?

1) можно

2) нельзя

3) нежелательно

Можно ли аплодировать, когда занавес поднят и спектакль вот-вот начнется?

1) нельзя

2) нежелательно

3) можно — в знак одобрения декораций

Можно ли вслух комментировать спектакль?

1) можно, если это интересно вашим соседям

2) нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей

3) нельзя — подождите антракта

Можно ли на концерте, в театре подпевать артистам?

1) можно, если у вас хорошие слух и голос

2) желательно — чтобы подбодрить артистов

3) нельзя

Можно ли есть в фойе (помимо буфета)?

1) можно

2) нежелательно

3) нельзя

Как выразить свой восторг от концерта?

1) громким свистом и топаньем ног

2) криками «браво» и вставанием

Как проявить своё неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?

1) свистеть и топать ногами

2) немедленно встать и покинуть зал

3) молчать и не аплодировать

Можно ли отправиться в гардероб, если занавес не опустился?

1) можно

2) нельзя

3) допускается в крайних случаях, если вы спешите на поезд или на последний автобус

4) на ваше усмотрение

Задания по разделу «О добром отношении к людям». (1 класс)

1. Выбери и подчеркни нужный ответ (или запиши свой вариант).

Графы.        1. Слова приветствия.

2. Прощальные слова.

3. Слова извинения.

4. Слова благодарности.

5. Слова просьбы.

1

2

3

4

5

Слова на карточках

Спасибо

Пожалуйста

Благодарю

Здравствуйте

Добрый день

Извините

Будьте добры

До свидания

Простите

Добрый вечер

Будьте любезны

Жаль

Очень признателен

Доброе утро

До встречи

Если Вас не затруднит

Не могли бы Вы мне помочь

Я рад Вас видеть

Мне очень жаль

Прощайте

У тебя пять красивых открыток. Тебе нужно разделить их между тобой и твоей сестрой. Как ты поступишь:

— отдашь все открытки сестре;

— отдашь ей одну открытку;

— предложишь ей выбрать самой 1 — 2 открытки;

— выберешь себе открытки, а оставшиеся отдашь сестре;

— _________________________________________ .

2. Запиши ответы.

2.1.Ты нашел деньги, которые потерял товарищ. Что бы ты сделал?

____________________________________________________________ .

2.2. Дома ты рассказал про этот случай. Что сказали бы твои близкие:

мама ____________________________________ ;

папа _____________________________________ ;

бабушка __________________________________ ;

дедушка __________________________________ .

3. Выбери нужный ответ и подчеркни его.

Каким ты бываешь чаще всего:

• радостным;

• злым;

• спокойным;

• плачущим;

• смеющимся;

• недовольным;

(запиши другое слово, обозначающее твое состояние).

Задания по разделу «О добром отношении к людям». (1 класс)

1.  Выбери нужные ответы и подчеркни его.

Доброжелательность — это:

доброе отношение к окружающим, желание им помочь;

желание и стремление оказать помощь только близким родственникам или товарищу;

желание и стремление оказать помощь любому человеку;

умение ничего не делать;

нежелание быть добрым.

2. Закончи предложение:

Доброжелательный человека всегда __ .

Как можно назвать такого человека, который стремится делать добро, желает добра другим? 3. Вспомни сказки, где действуют персонажи (герои), желающие добра другим.

Назови сказку.

Назови добрых героев.

Назови недобрых,

Объясни, почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми.

Покажем, как дети строят свою аргументацию на примере сказки «Золушка».

Фея — добрая. Она порадовала Золушку поездкой на бал.

Мачеха и ее две дочери недобрые. Они (допиши предложение)_______________

Сделай рисунки к сказкам.

4. Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог другому.

5. Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. Назови и запиши имена героев.

6.  Вычеркни лишнее:

•  желать добра

•  сочувствовать

•  сопереживать

•  воровать

7. Вставь в клеточки пропущенные буквы: д_бр_желательный.

8. Придумай маленький рассказ, в котором Буратино грустит, потому что не знает, как помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала своё красивое платье, оцарапала ногу). Особое внимание следует обратить на добрые дела и слова Буратино: ласковое обращение с желанием утешить, реальная помощь и т.д.

9.  Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, доброй.


Задания по разделу «Правила опрятности и аккуратности». (1 класс)

1. Закончи предложения:

Бережное отношение к вещам — это ...

Бережливым мы называем человека, который ...

2.  Подчеркни нужный ответ или допиши его.

Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке.

Что ты сделаешь?

• Буду читать самую интересную книгу.

• «Вылечу» все «больные» книги.

• Поищу журнал с комиксами.

... (допиши дела, которые ты считаешь нужными сделать). 

3. Придумай историю о том, как ты со своими одноклассниками пришёл в библиотеку, чтобы «полечить» книги. Как вы это делали? Каким образом книги благодарили вас?

4.1. Назови, что сделано человеком из окружающих тебя в школе вещей, предметов.

4.2. Перечисли профессии людей, которые эти вещи и предметы сделали.

5.  Прочитай текст и ответь на вопрос.

Маше купили новый ранец. Её соседу по парте тоже подарили ранец. Детям очень понравились их новые сумки, они с удовольствием укладывали в них и доставали оттуда школьные вещи.

К концу второй четверти у Маши сумка была такая же красивая, как и в начале учебного года. Костя с завистью смотрел на неё. Его же сумка имела жалкий вид: в грязных пятнах, со сломанными и оторванными молниями.

Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка, как новая, а у меня нет?»

Отвечает Маша: «Для меня ранец — это сумка для школьных книг и вещей, а для тебя — это ещё и мяч, и санки, им ты пользуешься и во время драки».

Каким словом можно назвать отношение Маши к своему рюкзаку, а каким — Кости?

6. Сравни смысл слов: бережливость — жадность. Чем бережливость отличается от жадности?

7. Сочини сказку о жадности, придумай ей название, запиши её, закончив выводом (правилом).

8. Придумай небольшой рассказ, показав, к каким печальным последствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам.

Если сможешь, сделай к нему иллюстрацию, т.е. рисунок.

9. Прочитай стихотворение и найди основное правило, в нём заключённое.

Сами вещи не растут.

Вещи сделать — нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо,

Парты, доски, стол, окно,

Книжку, сумку — береги;

Не ломай, не мни, не рви.


Тест на умение пользования мобильным телефоном? (4 класс)

Сейчас появился особый, «мобильный», сотовый этикет, который неукоснительно должны соблюдать дети. Тест покажет, насколько ты владеешь «сотовым» этикетом.

Ты отвечаешь на телефонный звонок во время учебы?

- да

- нет

Звуковой сигнал на твоем аппарате выставлен на невысокую громкость?

- да

- нет

Ты считаешь неуместным и вредным разговаривать по телефону, делая покупки?

- да

- нет

У тебя есть наушники к мобильному телефону?

- да

- нет

Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми?

- да

- нет

Говоришь ли ты звонящему, где находишься?

- да

- нет

В ожидании важного звонка ты заранее направляешься в место, спокойное для тебя?

- да

- нет

Ты считаешь неправильным «не слышать» предупреждения о необходимости отключить телефон в кинотеатре, самолете и т. д.?

- да

- нет

Когда ты разговариваешь по телефону, смотришь ли не только на ноги, но и по сторонам?

- да

- нет

Ты принципиально не начинаешь разговор, пока не покинешь лифт, тамбур электрички?

- да

- нет

- когда как

Ты считаешь, что на свидании мобильный телефон — совершенно лишняя вещь?

- да

- нет

- не знаю

Если ты не одна и рядом близко находятся незнакомые люди, ты извиняешься и выходишь в другую комнату для продолжения разговора или просишь звонящего перезвонить попозже?

- да

- нет

- когда как

Мобильный телефон для тебя: украшение, предмет бижутерии и элемент стиля одежды?

- да

- нет

После того как ты сказала, что не можешь сейчас говорить, ты обязательно выключаешь телефон?

- да

- нет

- когда как

Если твой мобильный собеседник не выключил аппарат, но услышав твой голос, прервал разговор, ты не будешь ему немедленно перезванивать?

- не буду

- буду


Диагностика нравственной воспитанности в конце 4 класса

Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки

Инструкция. Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».

Вопросы:

1

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

4

3

2

2

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

4

3

2

3

Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми

4

3

2

4

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

4

3

2

5

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

4

3

2

6

Я  думаю,   что  можно   выругаться   на  несправедливое замечание в мой адрес

4

3

2

7

Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню

4

3

2

8

Мне приятно доставлять людям радость

4

3

2

9

Мне   кажется,   что   нужно   уметь   прощать  людям   их отрицательные поступки

4

3

2

10

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

4

3

2

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика № 2. Диагностика этики поведения

Инструкция. Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».

Тексты:

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я ...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я ...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я ...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я ...

Интерпретация:

Первый вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и

грубости.

Пятый вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.


Методика № 3. Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Список педагог заранее выписывает на доске.

п/п

Список желаний

ответов

1.

Быть человеком, которого любят.

2.

Иметь много денег.

3.

Иметь самый современный компьютер.

4.

Иметь верного друга.

5.

Мне важно здоровье родителей.

6.

Иметь возможность многими командовать.

7.

Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8.

Иметь доброе сердце.

9.

Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10.

Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов – высокий уровень.

4, 3 – средний уровень.

2 – ниже среднего уровня.

1, 0 – низкий уровень.


Методика № 4. Диагностика нравственной мотивации

Инструкция. Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.

Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я:

а) пытаюсь ему помочь;

б) думаю о том, что могло произойти;
в) не обращаю внимания.

2. Я   с   другом   играю   в   бадминтон,   к   нам   подходит   мальчик   лет 6 - 7, и говорит, что у него нет такой игры:

а) я скажу ему, чтобы он не приставал;

б) отвечу, что не могу ему помочь;

в) скажу,     чтобы     он     попросил    родителей    купить     ему     такую игру;

г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.

3. Если    кто-то    в   компании   расстроился    из-за   того,    что    проиграл
в игру:

а) я не обращу внимания;

б) скажу, что он размазня;

в) объясню, что нет ничего страшного;
г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы:

а) подумаете   о   его   чувствах   и   о   том,   что   можете   сделать   в   этой
ситуации;

б) обидитесь в ответ;

в) докажете ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее    педагог   подсчитывает    сумму    положительных    ответов,    данных воспитанником.

4 балла - высокий уровень;

2, 3 балла - средний уровень;

0, 1 балл - низкий уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Речевой этикет"

Классный час можно проводить в 5 - 6 классах....

"Вежливость и этикет" КВН

Классный час - соревнования можно провести в 7-8 классе...

Практикум по русскому языку.Речевой этикет "А как лучше сказать".

Материал предназначен для учащихся 5-7 классов, возможно использование в 8-9 классах при подготовке к ГИА , а также в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ. Включает в себя задания и информацию,направлен...

конкурс знатоков этикета "Знаете ли вы этикет?"

Конкурс знатоков этикета. Сценарий классного часа для учащихся 11 класса. Разработала Нечаева Т.А....

Рабочая программа по курсу "Этикет и речевой этикет"

Программа предназначена для учащихся 5-8 классов....

«Понятие этикета, речевого этикета»

laquo;Понятие этикета, речевого этикета»...


 

Комментарии

Рассчитана на 5-9 класс