Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Футбол"
рабочая программа на тему

Кузнецов Сергей Николаевич

Программа предназначена для обучающихся классов основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа курса Футбол45.34 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 5-9 классов МБОУ «ЦО № 21»

«Футбол»

Пояснительная записка к рабочей программе внеурочной деятельности по футболу в рамках ФГОС

      Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

     -   Письмо МО и РТ от 18.08.2010 г №6871/10 «О введении ФГОС НОО»

 - «Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации  внеурочной деятельности учащихся».

     - Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от «17» декабря 2010 г.

     -  Закона Российской Федерации «Об образовании» (29.12.12г. № 273-ФЗ)

   Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях.

      Для занимающихся по программе предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика.

Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей

по спортивно-оздоровительному направлению

внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.  

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
  • развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.  
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья младших школьников. 

Цели конкретизированы следующими задачами:

  1. Формирование:
  • представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
  • навыков конструктивного общения;
  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • Формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;
  • отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование различных физических качеств:
    а) повышение уровня выносливости (беговые упражнения),
    б) укрепление основной группы мышц, увеличивая подвижность в суставах, улучшая координацию движений
  1. Обучение:
  • осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • упражнениям сохранения зрения.

Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  •  организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:

  • представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
  • выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Цели и задачи

Игра в футбол (мини-футбол) направлена на всестороннее физическое развитие и способствуетсовершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевыхкачеств.

Цель программы – углубленное изучение спортивной игры футбол(мини-футбол). Основными задачами программы являются:

  • укрепление здоровья;
  • содействие правильному физическому развитию;
  • приобретение необходимых теоретических знаний;
  • овладение основными приёмами техники и тактики игры;
  • воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувствадружбы;
  • привитие ученикам организаторских навыков;
  • повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по футболу (мини-футбол);
  • подготовка учащихся к соревнованиям по футболу ( мини-футбол).

Содержание рабочей программы

Материал даётся в трёх разделах: основы знаний; общая и специально физическая подготовка; техника итактика игры.


В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории футболу (мини-футбол), правиласоревнований.

В разделе «Общая и специально физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуютформированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развиваютопределённые двигательныекачества.

В разделе «Техника и тактика игры» представлении материал, способствующий обучению техническимии тактическими приёмами игры.

В конце, обучения по программе, учащиеся должны знать правила игры и применять участие всоревнованиях.

Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышенияобщей и специальной физическойподготовки.

Методы и формы обучения

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свойопыт. Полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятсяв режиме учебно-тренировочных по 3 учебных часа внеделю.

Теория проходит в процессе учебно-тренировочных занятий, где подробно разбирается содержание правилигры, игровые ситуации, жестысудей.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям по футболу (мини-футбол) и более успешногорешения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы иметоды проведения этихзанятий.

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этойцели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды,указание.

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий,видеофильмов.

Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемыхдействиях.

Практические методы:

  • методы упражнений;
  • игровой;
  • соревновательный;


  • круговой тренировки.

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторениеупражнений. Разучивание упражнений осуществляется двумяметодами:

- вцелом;

- почастям.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторыенавыки игры.

Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленныхместах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностейзанимающихся.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая,поточная.

Учебно-тематический план

Темы

Всегочасов

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

1.Общаяфизическаяподготовка

59

20

18

21

2.Специальная физическая подготовка

22

6

6

10

3.Техническая подготовка

110

20

45

45

4.Тактическая подготовка

17

3

6

8

5.Теоретическаяподготовка

11

6

3

2

6.Учебные и тренировочные игры

108

57

31

20

7.Участие в соревнованиях

9

-

3

6

Общее количество часов

336

112

112

112


Система формы контроля уровня достиженийучащихся

Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в школьном этапе «Школьная спортивная лига».

Подведение итогов по технической и общефизической подготовке 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.

Нормативы

по физической и технической подготовке игры вфутбол

Упражнения

12 лет

13 лет

14 лет

15 лет

16 лет

17 лет

Бег 30м(сек)

5,3

5,1

4,9

4,7

46

4,4

Бег 400м(сек)

67,0

65,0

64,0

6-минутный бег(м)

1400

1500

Прыжок в длину с/м(см)

160

170

180

200

220

225

Бег 30м с ведением мяча(сек)

6,4

6,2

6,0

5,8

5,4

5,2

Бег 5х30м с ведением мяча(сек)

30,0

28,0

27,0

Удар по мячу на дальность – сумма ударов правой и левой ногой(м)

45

55

65

75

Удар по мячу ногой на точность (число попаданий)

6

7

8

6

7

8

Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам(сек)

10,0

9,5

9,0

Жонглирование мячом (кол-вораз)

8

10

12

20

25

Удары по мячу ногой с рук на дальностьи точность(м)

30

34

38

Доставание подвешенного мяча кулакомв

45

50

55


прыжке (см)

Бросок мяча на дальность(м)

20

24

26

Ожидаемый результат

В конце изучения рабочей программы планируется снижение уровня заболеваемости детей, социальнойадаптации учащихся, сформирование коммуникативных способностей, то есть умение играть в команде. Формированиездорового образа жизни учащихся, участие в общешкольных, районных и краевых мероприятиях, качественноеосвоение практических и теоретических навыков  игры в футбол (мини-футбол), привитие любви к спортивнымиграм.

Тематическое планирование

№ п\п

Наиме-нование раздела про- граммы

Тема занятия

Кол- во

часов

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовленности обучающихся

Вид контроля

Дата

проведения

1

2

3

4

6

7

8

9

1

Теория

История футбола

3

Инструктаж по ТБ. История иразвитие футбола и мини-футбола в России. Гигиенические занятия и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена.

Знать историю футбола

Текущий

2

Техническаяподго- товка

Остановка, передача мяча

7

Стойка игрока. Перемещение в стойкебоком, лицом. Остановка и передача мяча наместе. Учебная игра

Уметь выполнять технические приёмы

Текущий


5

Стойка игрока. Перемещение спинойвперёд. Остановка и передача мяча вдвижении.

Учебная игра

Уметь выполнять техническиеприёмы

Текущий

Ведение мяча

5

Ведение мяча внешней частью исредней частью подъёма. Игра «Квадрат». Учебная игра

Уметь выполнять техническиеприёмы

Текущий

5

Ведение мяча носком, внутреннейстороной стопы. Игра «Квадрат». Учебнаяигра

Уметь выполнять техническиеприёмы

Текущий

5

Ведение мяча с изменениемнаправления. Игра «Квадрат». Учебнаяигра

Уметь выполнять техническиеприёмы

Текущий

Остановка мяча

5

Остановка опускающегося мяча. Развитие двигательных качеств. Учебная игра.

Уметь выполнять технические приёмы

Текущий

5

Остановка мяча бедром и лбом. Элементы акробатики. Учебнаяигра.

Уметь выполять

техническиеприёмы

Текущий

5

Остановка мяча грудью. Жонглирование. Учебнаяигра.

Уметь выполять

техническиеприёмы

Текущий

Удары по мячу

5

Удары по мячу внешней стороной стопыи внешней частью подъёма. 6-10минутныйбег. Учебнаяигра.

Уметь выполять

техническиеприёмы

Текущий

5

Техника игры вратаря. Учебнаяигра.

Уметь выполять

техническиеприёмы

Текущий

5

Удары по катящемуся мячу. «Квадрат».СФП. Учебная игра.

Уметь выполять

техническиеприёмы

Текущий

5

Удары по прыгающему и летящемумячу. Развитие двигательных качеств. Учебнаяигра.

Уметь выполять

техническиеприёмы

Текущий

5

5

Удары по мячу носком,пяткой. Жонглирование.

Учебнаяигра.

Уметь выполять

техническиеприёмы

Текущий

Удары по мячу с полулёта. Элементы акробатики. Учебнаяигра.

Уметь выполять

техническиеприёмы

Текущий

5

Удары по мячу головой.Эстафеты. Учебная игра.

Уметь выполять

техническиеприёмы

Текущий

5

Обманные движения (финты).Игра

«Квадрат». Учебная игра

Уметь выполять

техническиеприёмы

Текущий

5

Отбор мяча. Вбрасывание. СФП. Учебнаяигра

Уметь выполять

техническиеприёмы

Текущий

Тактическаяподготовка

7

Индивидуальные действия в защите ив нападении. Тактика вратаря. Учебнаяигра

Уметь выполять

техническиеприёмы

Текущий

5

Групповые действия в защите и внападении. Учебнаяигра

Уметь выполять

техническиеприёмы

Текущий

Список литературы

  1. Акимов А.М. Игра футбольного вратаря. – М.: ФиС,2010.
  2. Андреев С.Н. Мини-футбол. – М.: ФиС,2008.
  3. Буйлин Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. – М.: ФиС,2005.
  4. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. – М.: ФиС,2000.
  5. Гагаева Г.М. Психология футбола. – М.: ФиС,2009.
  6. Гриндлер К. и др. Техническая и тактическая подготовка футболистов. – М.: ФиС,2006.
  7. Гриндлер К. и др. Физическая подготовка футболистов. – М.: ФиС,2006.
  8. Правила игры в футбол. М.: ФиС (последний выпуск).
  9. Рогальский Н., Дегель Э. Футбол для юношей. – М.: ФиС,2011.
  10. Чанади А. Футбол. Техника. – М.: ФиС,1999.
  11. Чанади А. Футбол. Стратегия. – М.: ФиС,2001.
  12. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М., 2004.
  13. Голомазов С. В., Чирва П. Г. «Теория и практика футбол» 2008г.
  14. Антипов А., Губов В. «Диагностика и тренировка двигательных способностей» 2008г.
  15. Голомазов С. В., Чирва П. Г. «Методика тренировки техники игры головой» 2006г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС. Вокальный кружок «Весёлые нотки».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Вокальный кружок «Весёлые нотки»   4 годасрок реализации программы 7-11 летвозраст обучающихся...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука журналистики"

Образовательная программа «Азбука журналистики» предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружок «Игротека »

 Современный волейбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовленности игроков. Для достижения высоких результатов современная волейбольная команда берёт на своё вооруже...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направление «Волейбол-путь к здоровью»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направления «Волейбол-путь к здоровью»  разработана  на основе Федерального государственного образов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)

Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....