Рабочая программа внеурочной деятельности « Волшебный завиток ». (3-6 классы)
рабочая программа (6 класс) по теме

работа с бумагой в технике "квиллинг"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vud_malyshevoy_n.n.docx94.63 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Троицкая средняя общеобразовательная школа

Омского муниципального района Омской области»

                                                                                                                                   

                                                                         «Утверждаю»

                                                                                                        Директор МБОУ «Троицкая СОШ»

________________/М.В.Димитраш/

«____»___________________2016 г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности « Волшебный завиток ».

  • направление внеурочной деятельности – общекультурное  и художественно-эстетическое;
  • содержание внеурочной деятельности, представленное в программе, рассчитано на обучающихся 3-6 класса;
  • срок реализации программы – 4 года;
  • программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности Д.В.Григорьева, Б.В.Куприянова «Художественное творчество. Социальное творчество»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Просвещение, 2011год – Малышевой Н.Н.;
  • год разработки программы – 2016.

                                 

                                                             

                           

     

  1.  Пояснительная записка.

              Программа внеурочной деятельности «Волшебный завиток» реализует общекультурное и художественно-эстетическое направление в рамках ФГОС НОО и составлена на основе пособия для учителей общеобразовательных учреждений «Программы внеурочной деятельности: художественное творчество. Социальное творчество» авторов Григорьева Д.В. и Куприянова Б. В., – М.: Просвещение, – 2011.

          Декоративное творчество является составной частью  общекультурного и художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной  деятельности.

Декоративное творчество способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального и среднего общего образования.

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

        «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

          Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка, развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового.

         Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

         В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

         Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

          Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Ни для кого не секрет, что более половины всех детей  имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. С каждым годом таких детей становится все больше. Низкий уровень развития мелкой моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии, в неумении точно вырезать по контуру фигуры из бумаги и многое другое. Это не позволяет ученику выработать хороший почерк и выдерживать длительное напряжение руки в процессе письма. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.

Именно занятия квиллингом имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития тонкой моторики рук. Если в других видах ручного труда чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время кручения полосок бумаги одинаково работают обе руки. Ребенок, занимающийся таким видом ДПИ, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков.

- Квиллинг - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время.

- Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

- Квиллинг способствует  развитию мелкой моторики рук, которая пробуждает интеллектуальные и творческие задатки ребенка.

          Программа построена ―от простого к сложному. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация). Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом я вижу основную необходимость сегодняшнего дня.

          На протяжении трех лет я была руководителем кружка «Волшебный завиток» для обучающихся 6-9 классов. Опыт показывает, что обучающимся такой возрастной категории сложнее перестроить свои сложившиеся задатки, не у всех хватает терпения довести дело до завершения. Поэтому и пришла идея в организации внеурочной деятельности с 3 класса.

          Ведущая идея  данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

           

            Цель программы:

 – всестороннее интеллектуальное, эстетическое и общекультурное развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, в рамках художественного конструирования из бумаги;

- формирование  у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию  и самоопределению  в процессе  познания  искусства, истории, культуры, традиций.

           Задачи программы:

           Развивающие:

· Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

· Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

· Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

· Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

           Обучающие:

· Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

· Обучать различным приемам работы с бумагой.

· Формировать умения следовать устным инструкциям.

· Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

          Воспитательные:

· Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

· Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

· Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

· Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Основные формы и режим работы.

          Основные формы работы: групповые занятия, работа в парах, коллективная форма работы. Ведущей формой организации занятий является типовое занятие (объяснение и практическое выполнение), практическое занятие по закреплению навыков и умений, самостоятельное изготовление поделки. Занятие состоит из двух частей, объединенных одной темой: теоретическая часть и практическая. Теоретическая часть включает в себя объяснение нового материала, беседы,  мастер-классы, презентации, демонстрации наглядных пособий, общие сведения об используемых материалах. Практическая часть - изготовление и оформление поделки.

Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к каждому обучающемуся.

Программа способствует формированию умений по принципу «от простого к сложному». Педагог, в зависимости от уровня подготовки детей, интересов и пожеланий может вносить изменения в программу, сокращая материал по одной теме и увеличивая его по другой.

Режим работы. Программа «Волшебный завиток» разработана на четыре года занятий с детьми 9-12 лет и  рассчитана на  поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной  деятельности.

Согласно учебному плану МБОУ «Троицкая СОШ»  на проведение занятий  выделяется 272 часа.

В 3 - 6 классах  по 68 часов – 2 часа в неделю (34 учебных недели).

Длительность занятия 40 мин. Численный состав группы 20-25человек.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;

-определять и формулировать цель выполнения заданий на занятии, под руководством педагога;

-понимать смысл инструкции педагога и принимать учебную задачу

-учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному педагогом плану с опорой на образцы;

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;

-решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

 -осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

 - осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и форм, применяемых в технике квиллинг;

- художественно-образному, эстетическому оформлению работ;

- способности аргументировать свою точку зрения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- более углубленному освоению понравившейся технике;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и педагогом;

 - формировать собственное мнение и позицию;

- учитывать и координировать в сотрудничестве собственные позиции и сверстников;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- определять виды и свойства бумаги, картона, правила работы;

-обозначение линий и основных форм, принятых в технике квиллинг;

-последовательность изготовления форм;

-ориентироваться на листе бумаги, картона;

-разбираться в схемах квиллинга и выполнять элементы, используя порядок действий;

-определять виды геометрических фигур;

-конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество;

-соблюдать правила техники безопасности и культуры труда, порядок на рабочем месте;

-создавать  композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг.

       В результате занятий квиллингом,  у обучающихся развиваются такие качества личности:  умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Освоение детьми программы «Волшебный завиток» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями ФГОС.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- познавательный интерес к декоративно–прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду,

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

В сфере регулятивных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- выбирать средства художественной выразительности для создания творческих работ,

- решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций;

- учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими.

В сфере познавательных   универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;

- воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

- формировать собственное мнение и позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Оценкой результатов освоения программы является участие детей в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, использование поделок - сувениров в качестве подарков родным, друзьям, дошкольникам, учителям к различным праздникам.

 Выставки могут быть:

- однодневные - проводятся в конце каждого занятия с целью обсуждения, сравнения работ, оценивания;

- постоянные  - организуются в помещении, где работают дети, регулярно пополняются и обновляются;

- тематические –проводятся по итогом изучения разделов, могут быть посвящены каким-либо событиям или праздникам;

Подведение итогов обучения – организация итоговых выставок в конце каждого учебного года. Приглашаются все учащиеся школы, педагоги, родители, гости, организуется обсуждение выставки.

  1. Учебно-тематический план.

Название раздела

3класс

4класс

5класс

6класс

теоретических

практических

теоретических

практических

теоретических

практических

теоретических

практических

1

Вводный блок

1

-

1

-

1

-

1

-

2

Материал - бумага

1

-

1

-

-

-

-

-

3

Конструирование (линейный квиллинг)

3

20

1

10

-

20

1

17

4

Цветы в технике квиллинг

1

14

-

-

-

-

-

-

5

Объемный квиллинг

1

13

2

26

2

25

2

22

6

Объемные композиции

1

12

2

24

1

18

2

22

7

Итоговое занятие, оформление выставок

-

1

-

1

-

1

-

1

Итого

8

60

7

61

4

64

6

62

68

68

68

68

  1. Содержание программы.

    Содержание программы «Волшебный завиток» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, математики, литературы, окружающего мира и  истории) в освоении различных видов и техник  искусства.

         

  1. Вводный блок. Введение в программу. 

Знакомство с планом работы ВУД. Рассматривание готовых образцов поделок.

Просмотр презентации «Бумажная филигрань».

Инструктаж по технике безопасности: знакомство с правилами  безопасной   работы с материалами и ручным  инструментом.

Изготовление поделки по выбору детей.

2. Материал бумага.

История возникновения бумаги. Виды и свойства бумаги. Виды и свойства картона. Проведение опытов с бумагой и картоном. Использование гофрированного картона в технике квиллинг. Знакомство с изготовлением поделок из гофрированного картона выполненных в технике квиллинг. Рассматривание фотоматериалов (игрушки из гофрокартона)

 3. Конструирование (линейный квиллинг).

Основные правила работы. Графическая работа с линейкой. Разметка на листе бумаги. Ориентировка на листе бумаги. Нарезание полосок.

Приемы изготовления основных элементов  квиллинга. 

Знакомство с техникой выполнения основных элементов квиллинга, зарисовка условных обозначений, принятых в технике квиллинг:

квадрат, крест, ромб, полукруг, луна, дуга, треугольник, лапка, стрелка, звезда, сердце, рога, нота, конус.

Использование элементов для создания композиции. Способы и правила её составления. Задания дает детям педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление  композиции по выбранной тематике.

4. Изготовление цветов в технике квиллинг.

Изготовление простых несложных цветов. Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.

Изготовление бахромчатых цветов. Упражнение в нарезании бахромы. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы.  Композиция из цветов. Педагог дает задание, дети разбиваются на подгруппы. Выполнение задания.  Составление общей композиции.

Изготовление листьев в технике квиллинг. Изготовление листьев с краем в виде бахромы (листья вырезанные и обработанные с помощью ножниц). Не разворачивая лист, с помощью ножниц нарезать бахрому под углом. Готовый лист развернуть. Глубина нарезки может быть разной, в зависимости от идеи, но желательно одинаковой в одном листике.

Изготовление листьев с прожилками. Не разворачивая лист, захватить его пинцетом под углом так, чтобы концы инструмента не доходили до сгиба бумаги примерно на 1-2 мм. Затем сделать поворот пинцета, не разжимая его, вправо или влево. Убрать пинцет, не выпрямляя полученный сгиб. Пинцет перенести чуть ниже и повторить действия. Стоит обратить внимание, что поворот инструмента нужно производить в одну избранную сторону в каждом листике. Готовый лист развернуть.  Такой способ можно применять и на развернутой заготовке и сочетать с любым видом обработки края.

Изготовление листьев с резным краем.С помощью ножниц можно создать резной край листа, вырезая небольшие треугольники.

Коллективная работа. Композиция из цветов с использованием листьев.

5. Изготовление сувениров к праздникам.

Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками.

Ажурные рамки для работ. Не всегда легко найти рамку для оформления работы нужного размера, поэтому можно использовать альтернативный вариант обрамления картин, панно или небольших объектов в технике квиллинг. Использование для рамок разнообразных элементов квиллинга: капля, ролл, глаз и т. д. Оформление в рамку готовой работы. Создание цветочной рамки:

Цветочное заполнение может быть любым как по цветовой гамме, так и по виду. Это связано с тем, что такой тип рамки можно применять для украшений разных творений. Ими могут быть открытки, рамки для фото, панно  и т. д.  Изготовление открыток, коробочек и украшение их букетами, выполненными в технике квиллинг. Изготовление объёмных поделок из бумаги и гофрированного картона. Проект «Шкатулка». Изготовление шкатулки.

6. Изготовление птиц в технике квиллинг.

Беседа о птицах.  Виды птиц. В каких литературных произведениях встречаются. В чем особенность сказочных птиц.

На основе одного варианта изготовления птицы, следуя которому можно сделать и других пернатых. Можно изобразить её  подлетающей, взмахивающей крыльями и т.д.  Используются элементы квиллинга: изогнутый лист, ролл, овал, дуга, капля, стрелка.

Коллективная работа. Композиция «Аисты».

7. Изготовление насекомых в технике квиллинг

Бабочки. Цветовая гамма, форма крыльев, узор на них могут быть очень разнообразными. 

Вариант№3,№4  [«Квиллинг», С.Букина, М.Букин  стр. 104-106]

Используя  1 вариант создания бабочки, можно изменять элементы крыльев и получать новые виды. Например, оставив туловище и головку  таким же, собрать верхние крылышки из двух элементов стрелка, отличных по размеру. Склеить их между собой, а нижним крыльям придать форму элемента капля. Усики в данном примере подкрутить, используя инструмент для квиллинга и сразу приклеить. Таким образом, на концах усиков образуется маленький ролл.

Божья коровка.  [«Квиллинг», С.Букина, М.Букин  стр. 111]

Состоит из нескольких элементов квиллинга: два полукруга, одна луна и ролл или несколько, в зависимости от возраста божьей коровки. Для начала скрутить из полоски красного цвета два полукруга, затем склеить их вместе. Второй полукруг имеет внутри ролл принципу совмещения двух элементов квиллинга. Такой же ролл и не один может иметь второй полукруг для получения более взрослой особи.

Осы и шмели [«Квиллинг», С.Букина, М.Букин  стр. 113]

Исходные элементы для туловища и головы: Замкнутые спирали, Полукруг. Луна  желтого и черного цвета.

Исходные элементы для усиков и лапок: закрученные полоски; для крыльев элементы лист. Шмель создается по такому же принципу для насекомого лучше выбрать сочетание черного и оранжевого цветов полосок.

Стрекоза.

По цветовой палитре, как и бабочки, они могут быть очень разнообразны.

Используются  элементы квиллинга: капля, изогнутый лист, ролл.

Стрекоза получается более плотной, статичной.

Проект.

8. Изготовление животных в технике квиллинг.

Беседа о животных.

Познакомить с основным  элементами для создания фигурок животных.

Изготовление основных деталей из полосок бумаги гофрированного  картона. Занимательные игрушки. [Зайцева А.А. «Объемный квиллинг»,

 Курочкина Л.В., Щур Т.В. ,Ургард А.А. «Забавные фигурки делаем из гофрокартона»]

Отличительные свойств гофрированного картона. Создание фигурок животных,  из гофрированного картона.

9. Итоговые занятия Оформление выставочных работ.

Подведение итогов работы.

Беседа на тему: «Чему мы научились?». Отчетная работа.

Выставка поделок изготовленных в течение года.

Вручение грамот, призов.

  1. Методическое обеспечение.

 Принципы программы:

-доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

-наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

-демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика);

-реализация собственных творческих потребностей;

-научность (обоснованность, наличие методической базы и теоретической основы);

-от простого к  сложному (научившись элементарным навыкам работы с бумагой,  применять свои знания в выполнении сложных творческих работ).

При проведении занятий используются:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

-словесный (объяснение нового материала, беседа, рассказ и т.д.);

-наглядный (показ иллюстраций, видеоматериалов, наблюдение, показ   педагогом техники выполнения,  работа по образцу и т.д.);

-практический  (выполнение работ по инструкционным картам, схемам, по образцу и т.д.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:

-объяснительно - иллюстративный  (усвоение готовой информации);

-репродуктивный  (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);

-частично-поисковый (участие  в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);

-исследовательский  (самостоятельная творческая работа обучающихся, работа над проектом).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

-фронтальный (одновременная работа со всеми обучающимися);

-индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы);

-групповой (организация работы в подгруппе, в паре);

-индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).

-коллективный (коллективное выполнение работы)

Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможностями  их самовыражения. В ходе освоения содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить  работу проще. При этом обучающийся  и развивающийся смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе «Квиллинг», обучающиеся постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа (материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.)

По каждой теме необходимо подготовить беседы, наглядные пособия, иллюстрации, фотографии.

С целью профилактики усталости и снятию напряжения с глаз на занятии необходимо устраивать физкультурные паузы, гимнастику для глаз.

  • учебно-методическая литература из прилагаемого к программе списка
  • наглядные пособия (образцы поделок, выполненных в технике квиллинг)
  • чертежи, схемы, шаблоны
  • презентации «Квиллинг», «Бумажная филигрань»
  • фотоматериалы (фотографии работ обучающихся)

 

Материальное обеспечение.

  • столы и стулья
  • шкафы
  • доска школьная
  • стенды для размещения образцов и проведения выставок
  • компьютер

Материалы и инструменты.

  • двухсторонняя цветная бумага
  • картон (для создания основного фона картины)
  • любая бумага с красивой фактурой
  • приспособления для закручивания бумажных лент
  • клей ПВА, клей-карандаш, универсальный клей
  • зубочистки (используются для нанесения клея)
  • ножницы, пинцет
  • линейка трафаретная с круглыми отверстиями  различного диаметра
  • доска или коврик, на котором можно резать
  • металлическая линейка
  • канцелярский нож, фигурный дырокол
  • карандаши, фломастеры
  • кисточки, салфетки
  • скрепки канцелярские
  1. Список литературы

 Литература для педагога.

1. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений «Программы внеурочной деятельности: художественное творчество. Социальное творчество» авторов Григорьева Д.В. и Куприянова Б. В., – М.: Просвещение, – 2011.

2. Букина С.  Букин М.  «Квиллинг»

(издательство ООО «Феникс»  г. Ростов-на-Дону 2011г.)

  1. Быстрицкая А.И. «Бумажная филигрань»

издательство Айрис Пресс  г.  Москва 2007г.)

4. Дженкинс Джейн «Поделки и  сувениры из бумажных ленточек».

5. Зайцева А.А. «Искусство квиллинга. Магия бумажных лент»    (издательство ЭКСМО г. Москва 2009г.)

6. Зайцева А.А. «Объемный квиллинг»

(издательство ЭКСМО г.Москва 2012г.)

7. Курочкина Л.В., Щур Т.В. ,Ургард А.А. «Забавные фигурки делаем из гофрокартона»

(издательство «АСТ-ПРЕСС КНИГА г.Тверь 2012г.)

8. Уолтер Хелен «Узоры из бумажных лент»

(издательство Ниола - Пресс 2006г.)

9. Чиотти Д. «Оригинальные поделки из бумаги»

       (издательство Мир книги 2009г.)

     Интернет ресурсы: htt://stranamasterov.ru; htt://ww.nachalka.ru

Литература для обучающихся.

1.Букина С. Букин М.  «Квиллинг»

(издательство ООО «Феникс» г. Ростов-на-Дону 2011г.)

2.Быстрицкая А.И. «Бумажная филигрань»

(издательство Айрис Пресс  г. Москва 2007г.)

3. Курочкина Л.В., Щур Т.В. ,Ургард А.А. «Забавные фигурки делаем из гофрокартона»

(издательство «АСТ-ПРЕСС КНИГА г.Тверь 2012г.)

4. Ступак Е.А. «Гофрированный картон»

(издательство «Айрис-пресс»   г. Москва 2009г.)

                             

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

внеурочной деятельности « Волшебный завиток».

1 год обучения.     (2 часа в неделю).

Дата

план

Дата факт

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

  1. Вводный блок: инструменты и материалы, правила техники безопасности.

1

2

  1. Материал бумага: волшебные свойства бумаги, история возникновения квиллинга

1 ч

1

  1. Конструирование (линейный квиллинг)

23ч.

3

Основные правила работы

2

1

4

Вырезание полосок для квиллинга.

1

5

Скручивание полосок для квиллинга. Работа с шаблонами

1

6

Знакомство с основными формами, изготовление образцов основных форм: капля, треугольник, долька, квадрат, прямоугольник и т.д

1

1

7

Изготовление образцов основных форм: капля, треугольник, долька, квадрат, прямоугольник

1

8

Конструирование из основных форм по образцу

1

1

9

Создание композиции, деление ее на части и обработка изготовленными деталями квиллинга

2

1

10

Завершение работы с композицией

1

11

Заготовка деталей к своему знаку зодиака

1

12

Частичная сборка знака зодиака

1

13

Обработка композиции заготовленными деталями

1

14

Знакомство с формами «завитки» и «спирали в форме стружки»

1

15

Конструирование из завитков по образцу, создание композиции из завитков

1

1

16

Обработка композиции различными формами завитков

2

1

17

Конструирование из спиралей по образцу, создание композиции из спиралей

1

18

Обработка композиции различными формами спиралей

1

19

Изготовление спиралей  и  завитков различных форм, конструирование из спиралей и завитков по образцу

1

20

Индивидуальная работа. Создание и обработка композиции известными формами

1

1

21

Обработка композиции

1

1

22

Знакомство с основными приемами изготовления открыток, рамочек, шкатулок

3

1

23

Изготовление изделия по выбору. Возможно изготовление открытки к празднику

1

24

Заготовка элементов и частичная сборка изделия

1

25

Композиционная обработка изделия. Завершение работы

1

1

  1.  Цветы в технике квиллинг

15 ч.

26

Знакомство с основными элементами несложных цветов, снежинок. Подготовка основных элементов и эскизов для цветов и снежинок

0,5

0,5

27

Изготовление снежинок простых форм в технике квиллинга

2

1

28

Изготовление снежинок сложных форм в технике квиллинга

1

29

Изготовление несложных цветов

1

30

Изготовление цветов с более сложными формами

1

31

 Создание групповой композиции из изготовленных цветов

2

1

32

Сборка дерева счастья из заготовленных цветов

1

33

Знакомство с основными элементами бахромчатых цветов. Подготовка основных элементов для бахромчатых цветов

0,5

0,5

34

 Изготовление бахромчатых цветов

2

1

35

Изготовление цветов, имеющих бахромчатую форму (календула, одуванчик, астра, гвоздика и т.д.)

1

36

Продолжение работы с цветами, имеющими бахромчатую форму

1

37

Сборка корзины из бахромчатых цветов

1

38

Работа в группах. Выбор букета(плоский, объемный, осенний, зимний, весенний, летний). Подготовка элементов для композиции

1

39

Заготовка цветов к композиции

1

40

Составление букета. Завершение работы

2

1

  1. Объемный квиллинг

 14ч.

41

Занимательные игрушки, объемные композиции (презентация). Знакомство со способами изготовления объемных насекомых, игрушек в технике квиллинга

2

1

42

Эскиз любимой игрушки, подбор элементов

1

43

Заготовка элементов к изделию

1

44

Изготовление поделки

2

1

45

Завершение работы

1

46

Изучение форм различных насекомых (бабочка, пчела, гусеница, божья коровка).Эскиз любого насекомого.

1

47

Заготовка форм для бабочки

1

48

Сборка бабочки

1

49

Заготовка форм для пчелы

1

50

Сборка пчелы

1

51

Заготовка форм для гусеницы

1

52

Сборка гусеницы

1

53

Изготовление божьей коровки

1

54

Сборка индивидуальной композиции из собранных насекомых

1

  1. Объемная композиция

       12ч.

55

История сувенира, кому и какие подарки можно дарить, как это правильно делать. Изготовление коробочек, рамочек, паспарту для сувениров

1

1

56

Выбор сувенирной композиции в зависимости от тематики (1 мая, день Победы, день рождения, именины и т.д.)

 1

57

Создание эскиза и частичная заготовка основных форм в технике квиллинга к выбранному сувениру

                         

 1

58

Заготовка основных форм для сувенира

1

59

Продолжение работы с основными формами

1

60

Сборка отдельных элементов композиции

1

61

Частичная сборка сувенира

1

62

Композиционная обработка заготовок.  

1

63

Оформление сувенира

1

64

Завершение работы

1

65

Групповая работа над объемной композицией на выбор. Заготовка элементов

1

66

Композиционная обработка заготовок.  

1

67

Оформление и завершение работы

1

68

  1. Проведение выставки. Итоговое занятие

1 ч.

1

Итого: 68 часов

2 год обучения.     (1 час в неделю)

Дата

план

Дата

факт

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория.

практика

1

  1. Введение: правила техники безопасности, инструменты и материалы
  2. Материал-бумага: основные правила работы

11ч.

0,5

0,5

  1. Конструирование (линейный квиллинг)

  6 ч.

2

Повторение основных форм квиллинга. Подготовка элементов к работе

1

3

Магниты на холодильник. Подбор композиции и цветовая гамма

0,5

0,5

4

Конструирование и сборка магнитной композиции

1

5

Подсвечники. Знакомство с формами подсвечников

0,5

0,5

6

Композиционное решение подсвечника, заготовка элементов

1

7

Сборка подсвечника

1

  1. Объемный квиллинг

15ч.

8

Шкатулки и их назначение. Из истории шкатулки

1

9

Конструирование своей шкатулки. Заготовка элементов

1

10

Сборка шкатулки

1

11

Окончание сборки шкатулки

1

12

Объемные фигуры: рыбки, лягушка, собака, заяц, цыпленок. Изучение строения фигуры, выделение особенностей строения тела

1

13

Изготовление лягушки. Заготовки

1

14

Сборка лягушки

1

15

Изготовление пуделя. Заготовки

1

16

Сборка пуделя

1

17

Изготовление зайца. Заготовки

1

18

Сборка зайца

1

19

Изготовление цыпленка. Заготовки

1

20

Сборка цыпленка

1

21

Рыбки. Основные формы рыб. Подготовка элементов

1

22

Сборка рыбок

1

  1. Объемная композиция

 12ч.

23

Формы аквариумов. Изготовление аквариума и его интерьера. Работа в группах

1

24

 Изготовление аквариума и его интерьера

1

25

Обработка композиции

1

26

Обработка композиции

1

27

Завершение работы в группах

1

28

Знакомство с феей. «Какими бывают феи?» - презентация

0,5

0,5

29

Подготовка основных элементов и эскизов для феи

1

30

Изготовление основных элементов для феи

1

31

Сборка феи

1

32

Любимые сказочные персонажи. Выбор героя, изучение строения тела

0,5

0,5

33

Эскиз и заготовка элементов композиции с любимым героем

1

34

Сборка изделия. Завершение работы

1

                                                                                                     Итого: 34 часа

3 год обучения (1 час в неделю).

Дата

план

Дата

факт

                       Название разделов и тем.

Количество часов.

всего

теория.

практика

1

  1. Введение: правила техники безопасности

1ч.

1

  1. Конструирование (линейный квиллинг)

10ч.

2

Приемы работы

1

3

Подбор бумаги по цвету

1

4

Изготовление композиции «Полянка с земляникой». Изучение формы ягоды. Подготовка эскиза для композиции

1

5

Подбор цвета и заготовка элементов для композиции

1

6

Заготовка форм к композиции

1

7

Заготовка форм к композиции

1

8

Заготовка форм к композиции. Частичная сборка

1

9

Сборка композиции

1

10

Сборка композиции

1

11

Завершение работы

1

  1. Объемный квиллинг

14 ч

12

Знакомство с техникой объемных изделий

1

13

Выполнение объемных изделий

1

14      

Выполнение объемных форм с помощью роллов

0,5

0,5

15

Настольные украшения «Рыжий кот», «Долматинец», «Ветка рябины» (на выбор). Заготовка элементов

1

16

Заготовка элементов для украшения

1

17

Сборка изделия

1

18

Скульптурки ангелов. Изучение форм. Презентация

0,5

0,5

19

Подготовка эскизов ангелочков

1

20

Подбор цвета. Заготовка элементов

1

21

Заготовка элементов для ангелочков

1

22

Заготовка элементов для ангелочков

1

23

Сборка композиции из ангелочков (индивидуальная или групповая по желанию)

1

24

Подарок от Деда Мороза. Создание эскиза подарка и заготовка форм

1

25

Сборка подарка

1

  1. Объемная композиция

9 ч.

26

Балет. История балета. Презентация. Изучение основных поз балета

1

27

Изготовление каркасов балерин из проволоки

1

28

Работа с фигурками балерин по эскизам

1

29

Одеваем балерин, используя салфетки и заготовки квиллинга

1

30

Создание групповой композиции на тему «Балет»

1

31

Подготовка декораций к композиции

1

32

Композиционная обработка

1

33

Завершение работы

1

34

  1. Проведение выставки. Итоговое занятие

1 ч

1

Итого: 34 часа

4 год обучения.     (1 час в неделю)

Дата

план

Дата

факт

Название разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

  1. Введение: правила техники безопасности.

     1ч.

1

  1. Конструирование (линейный квиллинг)

   8 ч.

2

Композиция «Аисты». Изучение формы тела аиста. презентация

1

3

Приемы работы. Подбор бумаги по цвету

1

4

Подготовка эскиза для композиции

1

5

Подбор цвета, заготовка элементов

1

6

Заготовка элементов

1

7

Продолжение работы. Частичная сборка

1

8

Сборка композиции

1

9

Завершение работы

1

  1. Объемный квиллинг

13 ч

10

«Рождественские поздравления» - презентация

1

11

Создание коллективной композиции

1

12

Заготовка форм к композиции

1

13

Заготовка форм

1

14

Сборка рождественской композиции

1

15

Шкатулка «Снежинка», «Сирень» и т.п., подбор цвета, заготовка элементов. Любая на выбор

0,5

0,5

16

Заготовка элементов для шкатулки

1

17

 Заготовка элементов для шкатулки

1

18

Сборка изделия                            

1

19

Корзиночка «Весна», «Осень» и т.п, подбор цвета, заготовка элементов. Любая на выбор        

0,5

0,5

20

Заготовка элементов для корзинки

1

21

Заготовка элементов для корзинки

1

22

 Сборка изделия

1

  1. Объемная композиция

12 ч

23

Работа на плотном каркасе из бумаги с добавлением проволоки. Структура работы

1

24

Объемные деревья. Создание эскиза дерева

1

25

Работа из плотных конусов

1

26

«Чунга-чанга»- солнечная композиция с высокой пальмой на побережье моря и негритёнком. Просмотр мультфильма

1

27

Создание общей композиции. Деление на группы

1

28

Подбор цвета и заготовка форм для композиции по группам

1

29

Заготовка форм

1

30

Заготовка форм

1

31

Заготовка форм и частичная сборка композиции

1

32

Сборка композиции

1

33

Завершение работы

1

34

  1. Проведение выставки. Итоговое занятие

1 ч.

1

Итого: 34 часа

Итого: 136 часов за 4 года обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» для 1 класса

Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.Задачи:– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.–...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" ( 5 класс)

Данная программа разработана для занятий по внеурочной деятельгости в 5 классе...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности«Волшебный мир оригами»5 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Волшебный мир химии» 7 класс

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, или 1 час в неделю, предназначена для учащихся 7 класса.           Программа реализована в рамках &laqu...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Волшебный мир химии» 7 класс

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, или 1 час в неделю, предназначена для учащихся 7 класса.           Программа реализована в рамках &laqu...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волшебный клубок » для 7 классов

Программа курса рассчитана на 34 часа в 7 классе. В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению творческих проектов. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ», 6 класс

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностног...