Обучающий тест по теме «Характеристика царств живой природы»
методическая разработка по биологии (5 класс)

Обучающий тест «Характеристика царств живой природы» может использоваться при обобщении знаний, полученных в процессе изучения тем «Царство Животные», «Царство Растения», «Царство Бактерии», «Царство Грибы», «Царство Вирусы» в 5 классе. Кроме того, использование данного теста возможно при актуализации знаний по данной тематике при изучении других разделов биологии. Благодаря тому, что структура теста «Характеристика царств живой природы» подразумевает сравнение основных характеристик изучаемых царств, выполнение теста способствует эффективному совершенствованию и обобщению большого объема знаний. Для дополнительного мотивирования учащихся к изучению биологии содержание теста основано как на использовании программного материала по биологии, так и на включении тщательно подобранной дополнительной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_koryagina.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающий тест по теме «Характеристика царств живой природы».              

Обучающий тест «Характеристика царств живой природы» может использоваться при обобщении знаний, полученных в процессе изучения тем «Царство Животные», «Царство Растения», «Царство Бактерии», «Царство Грибы», «Царство Вирусы» в 5 классе. Кроме того, использование данного теста возможно при актуализации знаний по данной тематике при изучении других разделов биологии. Благодаря тому, что структура теста «Характеристика царств живой природы» подразумевает сравнение основных характеристик изучаемых царств, выполнение теста способствует эффективному совершенствованию и обобщению большого объема знаний. Для дополнительного мотивирования учащихся к изучению биологии содержание теста основано как на использовании программного материала по биологии, так и на включении тщательно подобранной дополнительной информации.

  1. Представители этого царства являются самыми маленькими обитателями нашей планеты. Признаки живого организма они проявляют только попав в клетку другого живого организма, а вне её больше похожи на частички неживого вещества.
  • Бактерии (преходите к пункту 5)
  • Вирусы (преходите к пункту 17)
  • Грибы (преходите к пункту 29)
  1. Ну, как же так? Разве в клетках животных содержится хлорофилл? Разве по типу питания они автотрофы? Нет, нет и нет! По типу питания животные являются гетеротрофами, т.к. в их клетках нет хлорофилла. Они не способны создавать органические вещества из неорганических, а используют готовые питательные вещества. Но, безусловно, это очень интересная группа живых организмов! (вернитесь к п. 7)
  1. Как бы не так! Амёбы  — микроскопические одноклеточные организмы. У амёб неправильная, всё время меняющаяся форма. Передвигается при помощи ложноножек, постоянно возникающих и исчезающих. По типу питания амебы являются гетеротрофами, а это значит, что хлорофилла в их клетках нет (вернитесь к п. 25).
  2. Великолепно! Ты осведомлен о том, что лишайники – это своеобразная группа живых организмов, обитающих на всех континентах, включая Антарктиду. Эти организмы оказались симбиозом водоросли и гриба (переходите к п. 24).
  3. Да, действительно, бактерии удивительные организмы! Организм бактерии представлен одной единственной клеткой. Отличительная черта бактериальной клетки – отсутствие в ней оформленного ядра. По этому признаку бактерии относятся к прокариотам. Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических, называются автотрофами. Но встречаются среди них и хлорофиллоносные бактерии, способные к фотосинтезу. Такие бактерии по типу питания являются гетеротрофами. Бактерии – самая древняя группа организмов. Но, увы, речь идет не о бактериях! (вернитесь к п. 1)
  4. Мимо! Вирусология – наука, изучающая вирусы. А это целый мир! Таинственный и опасный! (вернитесь к п. 19)
  5. Это удивительные организмы, присутствующие на нашей планете повсюду. Не смотря на то, что они очень разнообразны, их объединяет важный признак: в их клетках присутствует зеленый пигмент хлорофилл. Среди них встречаются как микроскопические  так и гигантские.
  • Животные (преходите к пункту 2)
  • Растения (преходите к пункту 15)
  • Грибы (преходите к пункту 31)

8. Ошибочное мнение! В ответе перечислены классы, входящие в состав царства Животные. Ты не мог этого не знать! (вернитесь к п. 24)

9. В который раз напоминаю, что растения могут сами создавать для себя питательные вещества! Ведь по типу питания они автотрофы. К тому же, врядли большая часть из них подходит под характеристику « способны к активному передвижению». Но вспомнить о растениях всегда приятно! (вернитесь к п. 14)

10. Представители этого царства являются гетеротрофами, поскольку питаются только готовыми органическими веществами. Они поглощают питательные вещества, всасывая их всей поверхностью тела. Тело представлено ветвящимися трубчатыми нитями – гифами, из которых образовано плодовое тело. Среди представителей этого царства встречаются паразиты, сопрофиты, хищники и симбионты. О ком же идет речь?

  • Бактерии (преходите к пункту 12)
  • Животные (преходите к пункту 26)
  • Грибы (преходите к пункту 28)

11. Похоже, ты забыл, что вирусы - это доклеточная форма жизни. Вирус «просыпается», только попав в клетку другого живого организма. Наука, изучающая вирусы называется вирусология (вернитесь к п. 22).

12. Действительно между бактериями и грибами есть черты сходства. И те, и другие гетеротрофы, среди бактерий также встречаются сапрофиты, паразиты  и симбионты. Но разве встречаются в царстве Бактерий многоклеточные организмы? Бактерии обижены на тебя за то, что ты так мало знаешь о них! (вернитесь к п. 10)

13. Замечательно, что ты упомянул эту науку. Палеонтология – наука об организмах, существовавших в прошлые геологические периоды и сохранившихся в виде ископаемых останков, а также следов их жизнедеятельности. Одной из задач палеонтологии является реконструкция внешнего вида, биологических особенностей, способов питания, размножения и т. д. этих организмов, а также восстановление на основе этих сведений хода биологической эволюции.Очень интересно, но, к сожалению, это не ответ на поставленный вопрос. Дерзай! (вернитесь к п.19)

14. В настоящее время это царство насчитывает 1,5 млн. видов. У них всех есть ряд общих признаков. Во-первых, они не могут сами создавать органические вещества. Во-вторых, клетки содержат ядро. В-третьих, большинство ведет активный образ жизни. У многих развиты органы чувств, чтобы ориентироваться в пространстве. Узнал?

  • Растения (преходите к пункту 9)
  • Бактерии (преходите к пункту 21)
  • Животные (преходите к пункту 27)

15. Умница! Конечно же, это растения! Исторически сложившуюся совокупность всех растений называют флорой. В древнеримской мифологии Флолра – богиня цветов, весны и юности. Благодаря наличию в клетках хлорофилла растения способны улавливать и преобразовывать энергию солнечных лучей, самостоятельно создавать необходимые для жизни питательные вещества (переходите к 10).

16. Прекрасно! Ты не ошибся! В 1817 году Жозеф Бьенеме Каванту и Пьер Жозеф Пеллетье выделили из листьев растений зеленый пигмент, который они назвали хлорофиллом. При его участии осуществляется процесс фотосинтеза (переходите к п 7).

17. Молодец! Слово «вирус» в переводе с латинского означает «яд». Устроены вирусы очень просто – это молекулы органического вещества, которые хранят наследственные признаки. Снаружи молекулы покрыты защитной белковой оболочкой. Вирусы доставляют живым организмам много неприятностей: они вызывают заболевания растений, животных и человека. К числу вирусных относятся такие опаснейшие заболевания как СПИД, оспа, корь, грипп. Ученые постоянно совершенствуют способы борьбы с вирусами (переходите к п. 14).

18. Увы! В своем строении бактерии насчитывают только одну единственную клетку. К тому же эта клетка не имеет ядра (вернитесь к п. 22).

19. Перед учеными всегда стояла непростая задача: как отыскивать нужные сведения среди информации о таком гигантском многообразии живых организмов. Этот раздел биологии посвящен классификации живой природы.

  • Вирусология (преходите к пункту 6)
  • Палеонтология (преходите к пункту 13)
  • Систематика (преходите к пункту 30)

20. Очень жаль! Разве могут лишайники представлять отдельное царство, если в их состав одновременно входит водоросль и гриб, находящиеся в интересных взаимоотношениях друг с другом?  Речь идет исключительно о симбиозе! (вернитесь к п. 24)

21. Ты похоже забыл, что бактерии, в отличии от животных, являются прокариотами? Их клетки не содержат оформленного ядра. И развитыми органами чувст они не обладают. Конечно, от этого они не стали менее интересны. Бактериальные клетки могут иметь самую причудливую форму: круглые называются кокки, палочковидные – бациллы, изогнутые – вибрионы, спиралевидные – спириллы. Красота! (вернитесь к п. 14)

22. Этот организм является загадкой для исследователей. Их называли и мхами, и водорослями. Сущность была раскрыта только во второй половине XX века.

  • Вирусы (преходите к пункту 11)
  • Бактерии (преходите к пункту 18)
  • Лишайники (преходите к пункту 4)

23. Оригинально! Возможно, крокодил был бы очень рад наличию хлорофилла в своих клетках, но он относится к царству Животные, а, значит, хлорофилла в его клетках нет! (вернитесь к п. 25)

24. На какие царства ученые разделяют живую природу?

Млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся (преходите к пункту 8)

Вирусы, бактерии, грибы, растения, животные (преходите к пункту 32)

Лишайники, вирусы, бактерии, грибы, растения, животные (преходите к пункту 20)

25. Зеленый пигмент хлорофилл – чудо природы. Ему, без преувеличения, мы обязаны своей жизнью. Очень много онем писал русский ученый К.А. Тимирязев. Подумай, в клетках каких организмов он содержится

  • Амёбы (преходите к пункту 3)
  • Растения (преходите к пункту 16)
  • Крокодилы (преходите к пункту 23)

26. Безусловно, можно найти черты сходства и между грибами и животными. Ты верно подметил, что и те и другие гетеротрофы; и в царстве грибов, и в царстве животных встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные организмы. Но разве при изучении строения животных ты встречался с таким термином как «гифы», «плодовое тело»? А размножение спорами, присуще ли оно животным? Срочно избавляйся от путаницы в голове! (вернитесь к п. 10)

27. Светлая голова! Конечно, речь идет о животных. Для животных характерны сложные отношения между собой и окружающей средой. Совокупность всех видов животных, обитающих на нашей планете, называют фауной. В древнегреческой мифологии Фауна –богиня лесов и полей, покровительница животных (переходите к п. 25).

28. Браво! Это действительно грибы! В природе очень много видов грибов. Среди них есть шляпочные, плесневые, паразитические и другие виды грибов. Среди шляпочных грибов есть съедобные и несъедобные. Отравление несъедобными ядовитыми грибами вызывает у человека тяжелое состояние и даже смерть. Будь осторожен! Пользуйся полученными на уроках знаниями! (переходите к п. 19)

29. Интересное мнение! Грибы – одна из самых больших групп организмов. Среди них встречаются и одноклеточные, и многоклеточные. В клетках грибов может быть несколько ядер! Грибы занимают особое положение в живом мире: они не являются ни растениями, ни животными, однако, имеют черты сходства и с теми и другими. Но, к сожалению, это не правильный ответ! (вернитесь к п. 1)

30. Ура! Ты прав! Систематика – раздел биологии, посвященный классификации живой природы. Ученые-систематики приводят в систему сведения о живых организмах – распределяют их по группам – единицам системы (вид, род, семейство и др.) (переходите к п. 22).

31. Печально! Ты забыл, что клетки грибов не содержат хлорофилла. Грибы образуют особое царство живых организмов. Их тело представлено грибницей. Грибы являются гетеротрофами и размножаются спорами. В природе очень много видов грибов. Среди них есть паразиты, хищники, сапрофиты и полезные симбионты. Надеюсь, ты не забыл что такое симбиоз? (вернитесь к п. 7)

32. Высший балл! Ты постиг азы систематики! Удачи в приобретении новых знаний!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме: «Закономерности развития живой природы»

Тесты по биологии. Предлагаю тестовые задания для проверки знаний учащихся 11 класса по разделу «Закономерности развития живой природы». Тесты составлены с учетом теоретического материала учебника «О...

Тема урока: Царства живой природы

Тип урока: урок «открытия» нового знания...

Итоговый тест по теме "Царства живой природы"

Тест по теме "Царства живой природы" содержит задания разного уровня в 2 вариантах....

тест по теме "Строение клеток организмов разных царств живой природы. Жизнедеятельность клетки".

Тестовая работа для учащихся 5-х классов по теме: "Строение клеток организмов разных царств живой природы. Жизнедеятельность клетки". ...

Урок на тему: "Основные царства живой природы"

Разработка урока на тему: " Основные царства живой природы", проводимый в 6 классах....

Царства живой природы (тест)

Тест по теме "Царства живой природы" 5 класс...