Статья "Роль театра в воспитании школьника"
статья на тему

Раиса Иванова

Статья на злобу дня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_teatra_v_vospitanii_shkolnika.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Роль театра в воспитании школьников»

Автор: Иванова Раиса Александровна,

педагог дополнительного образования

ГБОУ средняя школа № 298

Роль театра в воспитании и становлении человека, и в частности  ребенка школьного возраста настолько велика, что определить ее однозначно никак невозможно. Конечно же, говорить на эту тему необходимо только  в детальном  рассмотрении исторического прошлого не только нашей страны, но и самого театра.

Кому не знакомы слова великого классика:

«…Театр! Любите ли вы театр так, как я люблю его, т.е. всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением… и в самом деле, не сосредоточиваются ли в нем  все чары, все обаяния, все обольщения изящных искусств. Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств… Что же такое, этот театр? О, это истинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отдаляетесь от земли, освобождаетесь от житейских отношений»…

Конечно, с этими словами сегодня очень многие наверное хотели бы поспорить, ведь писались они в середине девятнадцатого века, но неоспоримыми, пожалуй остаются в них те чувства, которые вложил автор в свое отношение к жанру театра, и аналогичные чувства даже сегодня, в наш прагматичный век, продолжают наполнять души людей, иначе – откуда аншлаги на премьерные показы, восторженные рукоплескания публики во время вручений высоких наград лучшим театральным коллективам на конкурсах и фестивалях?, пылкие рассказы о просмотренном спектакле и прекрасной игре актеров, случайно подслушанных  мной в городском транспорте….  Театр жив и будет жить  всегда, пока человек будет  человеком разумным, потому что основное в нем , на мой взгляд, это включение души и ума, словом того, что и отличает человека от животного.

      Но, при чем здесь школьники, спросите вы, ссылаясь на их неподготовленность к столь тонкому восприятию театрального искусства, как одного из жанров., хотя , как известно, театр – это синтетический вид ,включающий в себя множество других видов – от хореографии до пантомимы. Не занимаются ли наши дети с самого раннего возраста  балетом, фигурным катанием, синхронным плаванием и т.д., да еще с жесткими требованиями тренеров, преподавателей…

      Конечно, в театре, ( при условии участия ученика в деятельности театрального коллектива) подразумевается прежде всего развитие чувственной сферы, фантазии , воображения , но также и культуры общения, ведь монолог, диалог, мимика, пластика, интонация и прочие средства театральной выразительности проявляются как индивидуально, так и в ансамбле с другими, они воспитывают терпеливость, концентрацию и умение слушать другого, заражаться общим настроением. Доказательства и факты, изложенные в тексте и произнесенные напарником по сцене формируют позиции, убежденность, установки и ценностные ориентиры. В каждом ребенке пробуждается сильное эмоциональное сопереживание. Достаточно сказать только о музыке, без которой невозможно ни одно театральное действо.

Мне вспомнились слова мальчика, который приходил на театральные занятия вначале неохотно. В семье у него условия жизни были некомфортными в силу специфических обстоятельств. Увидев хорошие задатки в этом ребенке, отпускать его в «свободное плавание»  не хотелось, иногда просто приходилось вылавливать его на детской площадке, в коридорах школы и уговаривать явиться на очередную  репетицию. Однажды, в театрализованной композиции, мне все же удалось вовлечь его в исполнение маленькой, бессловесной роли, но действие он производил под аккомпанемент очень красивой музыки в стиле этно-поп, где в большей степени все же присутствовали фольклорные мотивы, нежели популярная современная музыка. Я была очень удивлена той трансформации, которая происходила в душе этого ребенка, менялось и отношение к  театральным занятиям – стал посещать их постоянно -  но, пожалуй самыми дорогими словами для меня стало объяснение этого мальчика, ставших  сюрпризом для многих:

-  мне так нравится эта музыка, и  то, что я делаю под нее на сцене – сказал  он и,  положив  руку на грудь, продолжил: -… вот здесь ( я поняла -в груди),  становится так тепло…( немного подумал) …и дома – тоже.

Надеюсь, объяснения здесь излишни.

Хотелось бы мне затронуть и тему, ( простите за пафос) – любви к стране, в которой живем, а вернее формирования этого чувства в неокрепшей душе ребенка. Здесь я вернусь к началу статьи и затрону  исторический аспект развития русского  театра, познакомившись с которым, у любого из детей наверняка возникнет гордость ,а может быть и любовь к родине.

Разумеется, без понимания условий исторического прошлого нашего театра в доступной для детей форме – беседы, урока вопросов и ответов, экскурсий в театры, знакомства с музейными театральными экспонатами,- практические занятия, сценические  постановки – просто теряют смысл, или становятся механическим, бездумным воплощением какого-либо произведения.

Например, выразительно научить читать басню Ивана Андреевича Крылова, а может быть и инсценировать ее, мне представляется некачественным и неполным занятием, если юные актеры не побывали в совершенно волшебной и таинственной атмосфере полуосвещенных коридоров национальной библиотеки,  со старинной мебелью, с ее уникальным запахом натурального дерева прошлых веков, с потертой бордовой ковровой дорожкой, по которой возможно, ходил сам автор, некогда работающий в этой  библиотеке и придумывающий те гениальные произведения, что сегодня учат нас жизни. Наверное, через такие ощущения и приходит понимание актером сценической правды и игры, о которой говорил великий  К.Станиславский .

Хочу немного детальней остановиться на истории развития русского театра, которое шло очень быстрым темпом. Он – самый юный в семье европейских театров. Целый ряд условий способствовал такой быстроте роста. Не подлежит, конечно сомнению, что значительно помогло ему то, что  он имел уже готовые образцы  на Западе: и в драматургии и на сцене – этим образцам он подражал и под их влиянием жил. Но не в одном этом причина его быстрого внешнего и внутреннего роста – были и другие причины, более глубокие и сложные, и одна из них – тот интерес и та любовь русских людей к театру, в благотворной атмосфере которого он развивался и становился. Сегодня русский театр – пример для многих мировых сцен.

  Ну а детский театр, начиная свой долгий путь развития со стен церковно-приходских школ конца семнадцатого – начала восемнадцатого века, прочно укрепился сегодня почти в каждой  общеобразовательной школе , в каждом районном подростковом клубе., и пусть сегодня, на мой взгляд все же не хватает того энтузиазма и поклонения публики, которые лет двести назад характеризовали отношение простого обывателя, - театр по-прежнему манит и притягивает своим волшебством и магнетизмом актеров, атмосферы.

Тогда, двести с лишним лет назад простой, безвестный  книготорговец писал:

-  Я старожил театра точно,

    И так друзья меня зовут.

    Бывало, восемь верст нарочно

    Мне ничего не стоил путь,

    Чтоб побывать на бенефисе…

Конечно, призывать к такой самоотверженной любви к театру в 21 веке – занятие неблагодарное, поскольку у театра появилось очень много « конкурентов» в борьбе за умы и сердца, особенно детских – интернет и компьютерные игры, развлекательные мероприятия в огромных шопинг-центрах, празднества по различным поводам на улицах и площадях, с блинами и пирогами – вся эта « развлекуха» конечно не призвана нести смысловую нагрузку и, уж тем более воспитывать – это все же некое времяпрепровождение, досуг.

В связи с этим мне хотелось бы роль театра немного рассмотреть и с позиции его воспитательной функции  ребенка ,как зрителя, а не просто участника театрального коллектива.

     Приходя в зрительный зал, он невольно поддается силе внушения театра, наступает то сопереживание, которое приводит к готовности следовать образцу, примеру, признанным нормами поведения,  которые побуждают юного человека следовать сценическому примеру, признанным нормам и ценностям, происходит его консолидация с происходящим на сцене. Это, объединяющее в театре всех зрителей чувство  имеет огромное социальное значение – отсюда и понятия: « социальный» и «асоциальный», таким образом становится неоспоримым вывод  об огромном значении театра, как  могучего  орудия воспитания .

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

КРУГ РАДОСТИ и ДОБРА – одна из форм нравственно-духовного воспитания школьников. Основной целью обучения и воспитания учащихся гимназии "Самопознание" является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способности осознать себя, о

1. Круг радостиØПриглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «Самопознание» с прекрасной песни, ко...

«Роль театра в воспитании школьников»

Статья на тему: «Роль театра в воспитании школьников»...

Роль самодеятельного театра в патриотическом воспитании школьников (из опыта работы школьной театральной студии "Дебют")

Сейчас каждая образовательная организация самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Огромную подд...