Учебная программа: Технологии резьбы по дереву в традициях народного творчества.
рабочая программа на тему

Решетилов Андрей Александрович

Программа расчитана на обучение детей не имеющих навыков в изобразительном творчестве, технике резьбы по дереву. Поэтому акцент сделан на технику безопасности и на постепенное освоение материала от простово к сложному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tehnologii_rezby_po_derevu_2014.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа

«Технологии резьбы по дереву в традициях народного творчества»

Составитель:  Педагог дополнительного образования

Решетилов Андрей Александрович

                                  Пояснительная записка

Резьба по дереву – древнейший вид русского народного творчества.

В нашей стране, богатой лесами, дерево всегда было одним из самых любимых материалов. Понимание его качеств, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров. Плотницким ремеслом из поколения в поколение  славились Север, Поволжье, Вологодская, Ярославская, Новгородская и др. области. В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалось изготовление деревянной утвари и  посуды. Высокий уровень исполнительского мастерства, образная и поэтическая выразительность деревянных изделий всегда соединялись с утилитарным назначением вещей. Это во многом определяло и способы обработки, и характер декора, сохраняющий единство как в монументальных произведениях домовой резьбы или скульптуры, так и в оформлении домашней утвари, начиная от ткацкого стана, прялки, рубеля и кончая деревянной посудой и детской игрушкой.

Каждый традиционный центр народной резьбы по дереву отмечен своеобразными стилистическими чертами, основанными на особых исторических, культурных, географических, природных, экономических условиях развития края.

Издавна сложившуюся технику резьбы по дереву, технологию построения орнамента, замечательное мастерство резьбы по дереву в наши дни развивают современные мастера предприятий народных художественных промыслов.

Древесиной называют плотный материал, из которого в основном состоят ствол, корни и ветви дерева. Древесина широко применяется в народном хозяйстве. Понимание пластических качеств древесины, красоты текстуры развивалось в творческом опыте многих поколений народных мастеров.  

        На протяжении всей истории  человечества народное творчество было неотъемлемой частью общества. Народное творчество сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование  молодёжи.

В содержание программы входит ознакомление детей с технологией изготовления изделий из разных пород древесины, техника работы столярным инструментом, инструментом для резьбы по дереву, технологией построения композиции и материаловедением, а также способы отделки и защиты древесины. Усвоению теоретического материала по теме «Основы материаловедения» способствует знакомство с характеристикой основных пород деревьев, используемых для изготовления художественных изделий, знакомство с декоративными качествами дерева.

Усвоению материала по теме «Технология построения композиции» способствует проведение практических работ с целью создания собственных изделий в традициях промысла.         

Образовательная программа «Технология резьбы по дереву в традициях народного творчества» адаптирована, разработана на основе программ кандидата педагогических наук Максимова Ю. В. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных, художественных промыслов. – М.: Просвещение, 1992. Имеет технологическую направленность.

Цель программы:

  • создание условий для раскрытия творческого потенциала, личности детей, подготовить их к сознательному  профессиональному самоопределению;

Задачи программы:

  • ознакомление детей с технологией обработки дерева и техникой безопасности, инструментом для резьбы по дереву;
  • развитие интереса к  ремеслу, практическим навыкам резьбы по дереву, основам материаловедения;
  • овладение навыками черчения и технического рисования с образцов;
  • самостоятельное построение несложных композиций на основе традиций народного творчества;
  • Формирование желания и умения трудится, начальных технических знаний;
  • Формирование профессиональных, прикладных навыков, создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения;
  • Приобщение к народным традициям, резьбы по дереву, бережному отношению  к мастерству  унаследованному от дедов и прадедов.
  • Развитие творческого отношения к жизни.

Программа рассчитана на 4 года:

Курс начинающих  – 2е группы из 8ми человек, занятия 2 раза в неделю по два учебных часа с перерывом 15 минут. Время обучения один год. Всего часов за год: 144

Курс базового обучения – группа из 12ти  человек, занятия 2 раза в неделю по два  учебных часа с перерывом 15 минут. Время обучения один год. Всего часов за год: 144

Курс углублённого обучения – группа из 10ти человек, занятия 2 раза в неделю по два  учебных часа с перерывом 15 минут. Время обучения один год. Всего часов за год: 144часа.

Курс профориентированный – группа из 5-7 человек, занятия 2 раза в неделю по два  учебных часа с перерывом 15 минут. Время обучения один год. Всего часов за год: 144часа.

Занятия групповые. Набор детей производится  с 9 до 17 лет. Формирование групп производится по возрасту и с учетом усвоения тем в течение учебного года.

Знания, умения и навыки.

(после начального курса)

Обучающиеся должны знать:

  • правила безопасности труда и пожарной безопасности;
  • основные материаловедения (сведения о древесине и ее свойствах);  
  • инструменты, оборудование и приспособления;
  • технические приемы геометрической резьбы по дереву;
  •  применение резьбы в украшении изделий  декоративно-прикладного творчества.

Обучающиеся должны уметь:

  • делать чертежи с образцов изделий, наносить разметку на резное поле по шаблону;
  • правила безопасности при обработке изделий из древесины;
  • владеть инструментом для резьбы по дереву;
  • владеть техническими приемами контурной, геометрической резьбы.

Знания, умения и навыки

( после базового курса)

Обучающиеся  должны знать:

  • правила безопасности труда и пожарной безопасности;
  • основные сведения об обработке и отделке древесины;  
  • инструменты, приемы его заточки и правки;
  • основы композиции: технология декоративного оформления плоскости;

Обучающиеся должны уметь:

  • различать по характерным особенностям типы резьбы;
  • выполнять скобчатую, прорезную, плоскорельефную резьбу;
  • самостоятельно уметь находить и технически правильно переносить рисунок;
  • править необходимые инструменты;
  • бережно обращаться с инструментом.

Знания, умения и навыки

( углублённое изучение)

Обучающиеся  должны знать:

  • правила безопасности труда и пожарной безопасности;
  • основные сведения об обработке и отделке древесины;  
  • инструменты, приемы его заточки и правки;
  • истоки и традиционные места народной резьбы по дереву;
  • основы композиции: технология декоративного оформления плоскости;

Обучающиеся должны уметь:

  • различать по характерным особенностям типы резьбы;
  • самостоятельно находить и технически правильно исправлять ошибки в работе;
  • выполнять объемную резьбу;
  • затачивать и править необходимые инструменты;
  • бережно обращаться с инструментом, экономно расходовать материал.

Знания, умения и навыки

( Профориентированный курс)

Обучающиеся  должны знать:

  • правила безопасности труда и пожарной безопасности;
  • основные сведения об обработке и отделке древесины;  
  • инструменты, приемы его заточки и правки;
  • истоки и традиционные места народной резьбы по дереву;
  • основы композиции

Обучающиеся должны уметь:

  • изготавливать инструменты, приспособления для резьбы.
  • различать по характерным особенностям типы резьбы;
  • самостоятельно находить и технически правильно исправлять ошибки в работе;
  • выполнять объемную резьбу и работ в технике мелкой пластике.
  • затачивать и править необходимые инструменты;
  • бережно обращаться с инструментом, экономно расходовать материал.

Критерии оценки

Пройдя курс обучения в течение двух лет, ребята приобретают устойчивые навыки работы с режущим инструментом, овладевают техникой работы со столярным инструментом, получают уверенность в своих творческих способностях. Для наибольшей эффективности обучения детей  и улучшения динамики развития их трудовых способностей  в конце каждой пройденной темы детям предлагается выполнить самостоятельную практическую работу. Лучшие из этих работ систематически демонстрируются на творческих детских конкурсах, выставках и фестивалях различного уровня. Это способствует желанию работать, совершенствоваться, расширять свой кругозор и эстетическое восприятие. В конце учебного года проводится открытое занятие.

Учебно-тематический план

Начальный курс

№ п./п.

Наименование разделов и тем

Количество часов в год

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

2

2

-

2.

Техническая база, рабочее место, инструменты.

2

1

1

3.

Геометрическая резьба. Выполнение упражнений по образцу. Усложнение геометрической резьбы.

114

9

105

4.

Контурная резьба.

24

2

22

6.

Итоговое занятие.

2

2

-

Всего:

144

16

128

Содержание

  1. Вводное занятие.

Знакомство с детьми. Техника безопасности и правила поведения в мастерской, инструктаж по пожарной безопасности. История развития резьбы по дереву. Знакомство с природной текстурой древесины.

  1. Техническая база, рабочее место, инструменты.

Оборудование мастерской. Знакомство с рабочими инструментами (пила, рубанок, плоские и полукруглые стамески, напильники, наждачная бумага и т. д.) и правилами их использования. В процессе работы ребята осваивают простейшие инструменты для черчения (линейку, циркуль, угольники, лекала), т. к. необходимо изготавливать шаблоны и расчерчивать рисунок непосредственно на заготовке.

  1. Геометрическая резьба. Выполнение упражнений по образцу. Усложнение геометрической резьбы.

Виды резьбы по дереву. Инструменты для резьбы по дереву. Знакомство с породами древесины: свойства, текстура. Знакомство с техническими приемами геометрической резьбы, начиная с самых простейших элементов. Создание несложных узоров геометрической резьбы на бумаге. Перевод созданных рисунков  на заготовку из дерева. Выполнение геометрической резьбы на изделиях из дерева. Упражнения «треугольник», «ромбы», «змейка», «витейка», «цепочка», «солнышко», «сияние». Резьба косым резаком, зачистка наждачной бумагой, технология отделки морилкой, воском, лаком. Технология создания и выполнение собственных композиций по мотивам геометрической резьбы.

  1. Контурная резьба.

Традиции и применение резьбы в украшении изделий декоративно-прокладного творчества. Подготовка материала, склейка заготовки для упражнения «разделочная доска», строгание. Нанесение рисунка на резное поле по шаблону. Выполнение орнамента косым резачком. Выполнение розеток и цветочных мотивов орнамента в технике контурной резьбы на дощечках. Чистовая обработка ножом и наждачной бумагой. Окрашивание. Нанесение защитно-декоративного покрытия. Полировка.

  1. Итоговое занятие.

Проведение итоговой выставки. Обсуждение работ, награждение победителей. Подведение итогов и задание на летние каникулы.

Учебно-тематический план

Базовый курс

№ п./п.

Наименование разделов и тем

Количество часов в год

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2

Скобчатая резьба.

12

1

11

3

Плоскорельефная резьба.

62

2

60

4

Глухая и ажурная резьба.

62

2

60

5

Итоговое занятие.

2

1

1-

Всего:

144

7

133

Содержание

  1. Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности и пожарной безопасности. Анализ летних работ. Ознакомление с программой второго года обучения.

2.Скобчатая резьба.

Скобчатая или ногтевидная резьба, ее технические особенности. Инструменты и материалы для резьбы. Выполнение на дощечках упражнений: «ноготки» вдоль слоя и «ноготки» поперек слоя. Создание вариантов скобчатой резьбы на дощечках. Орнаментальная резьба косым резачком. Зачистка наждачной бумагой, отделка морилкой воском. Создание и выполнение собственных композиций резьбы по дереву в технике скобчатой и контурной резьбы.

3.Плоскорельефная резьба.

Знакомство с техническими приемами плоскорельефной резьбы по дереву. Технические особенности плоскорельефной резьбы с заоваленным контуром, с подушечным и подобранным фоном.

История возникновения промысла абрамцево-кудринской резьбы, краткий анализ ее технических особенностей. Мотивы орнамента, характерные для абрамцево-кудринской резьбы. Выбор древесины и инструментов для создания плоскорельефной резьбы с заоваленным контуром и резьба подушечным фоном. Выполнение на дощечках узора «розетка» в технике заоваленного контура.

Резьба с подушечным фоном. Последовательность выполнения узоров: нанесение рисунка на дощечку, подрезка ее по контуру и т. д.  Резная обработка контура и фона. Работа с полукруглой стамеской. Резьба богородским ножом по форме подушечек. Технология составления собственных  композиций и выполнение резьбы по дереву в технике плоскорельефной резьбы. Отделка морилкой, воском.

4.Глухая и ажурная резьба.

Технические особенности глухой и ажурной резьбы по дереву. Инструменты необходимые для выполнения работ. Орнамент глухой и ажурной резьбы. Последовательность выполнения технических приемов. Нанесение рисунка по шаблону. Сверление под лобзик, работа лобзиком, полукруглой стамеской. Создание и выполнение композиций в материале. Отделка морилкой, воском.

  1. Итоговое занятие.

Проведение итоговой выставки. Обсуждение работ, награждение победителей. Подведение итогов.

Учебно-тематический план

Курс углублённого обучения (объёмная резьба)

№ п./п.

Наименование разделов и тем

Количество часов в год

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2

Декоративная посуда (ложка, ковш, лоток)

12

1

11

3

Декоративная шкатулка (долблёная, сборная)

62

2

60

4

Пряничная доска.

62

2

60

5

Итоговое занятие.

2

1

1-

Всего:

144

7

133

Содержание

Углублённое обучение

  1. Вводное занятие

Беседа об объемной резьбе по дереву. Технике безопасности во время выполнения работы за верстаком.

2.  Декоративная посуда

Знакомство с техническими приемами объемной резьбы. Инструменты для объемной резьбы. Знакомство с последовательностью объемной резьбы (ложки, ковшика, лоточка).

Выполнение ложки, ковшика или лоточка по образцу. Зарубка, работа стамесками и ножом, резьба углублений, нанесение рисунка и резьба орнамента.

3. Долблёная шкатулка.

Шкатулка с орнаментом  выбранным учеником. Выполнение долблёной шкатулки из массива дерева, работа с развёрткой, нанесение схемы рисунка, выполнение резьбы узора.

4.Пряничная доска.

Роль пряничных досок при изготовлении пряников. Традиции ремесла.

Технология изготовления и древесина для работы. Выбор образца или самостоятельное изготовление чертежа. Подбор древесины и изготовление основы. Выполнение  контробъмной резьбы. Отделка декоративная или пищевая. Печать пряника из солёного теста. Декоративная отделка для экспонирования.

  1. Итоговое занятие.

Проведение итоговой выставки. Обсуждение работ, награждение победителей. Подведение итогов.

Учебно-тематический план

Профориентированный курс (мелкая пластика)

№ п./п.

Наименование разделов и тем

Количество часов в год

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие.

2

1

1

2

Богородская игрушка ( по образцу)

20

1

19

3

Свободная тема – самостоятельная работа (из тем пройденных ранее)

120

4

116

4.

Итоговое занятие.

2

1

1

Всего:

144

7

137

Содержание

     1. Вводное занятие

      Технология изготовления богородских резных скульптур и игрушек по образцу.

  1. Богородская игрушка.

Упражнение «курочка», «кузнецы», «заяц – лыжник» и т.п. Разметка деталей по шаблону. Зарубка заготовки и обработка стамесками, резьба мелкими стамесками и  ножом по форме. Декоративная отделка( по желанию)

  1. Свободная тема.

Изготовление выставочных изделий по заранее подготовленному эскизу, проекту или образцу.

  1. Итоговое занятие.

Проведение итоговой выставки. Обсуждение работ, награждение победителей. Подведение итогов.

Методы и формы обучения

Важными условиями получения знаний  по данной программе являются: четкая цель каждого занятия, правильный подбор учебного материала с учетом содержания темы и поставленных задач, использование разнообразных методов работы, уровня подготовленности обучающихся, материальной базы. Эти методы должны обеспечить максимальную активность детей, творческий подход к решению поставленной задачи. Учебно - тематический план определяет объем и предпочтительную последовательность предлагаемого материала. Обозначенные темы излагаются не сразу целиком, а в блоках разной длительности перед практической работой.  Теоретический материал излагается  в соответствии с классом сложности изготавливаемой работы. Основной формой освоения обучающимися теоретического материала является диалогический метод, как метод проблемно – развивающегося обучения. Ведущей формой организации образовательного процесса является практическая работа, выполняемая учащимся самостоятельно, педагог только контролирует и корректирует ее. Исходя из специфики данного вида деятельности, структура занятий разнообразна. Это могут быть тематические  (посвященные изучению одной темы) или комплексные (имеющие одну направленность и включающие в себя элементы различных разделов программы) занятия. Основным итогом деятельности образовательного процесса является участие в выставках и конкурсах различного уровня.

Материально – техническое  оснащение

  • помещение для свободного размещения детей;
  • правильное освещение;
  • система кондиционирования воздуха;
  • шкафы для инструментов и материалов;
  • шкафы для наглядного материала;
  • стеллаж для заготовок и незаконченных работ;
  • рабочие столы, стулья;
  • образцы работ и ученические выставочные работы (экспонируются);
  • инструменты и материалы;
  • заготовки из дерева для резьбы;
  • столярное оборудование;
  • различные технические приспособления;
  • образцы, шаблоны, фотоматериалы и иллюстрации по темам занятий;
  • демонстрационные стенды.

Литература

  1. Афанасьев А.Ф. Резчику по дереву. - М., 1997.
  2. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву. - М., 1983.
  3. Левин Л.П. Резьба по дереву. - М., 1995.
  4. Максимова Ю.В. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных, художественных промыслов. - М.: Просвещение, 1992.
  5. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М., 1995.
  6. Панасенко В.Г. Материаловедение столярно-мебельных производств. - М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС«Резьба по дереву»

Резными работами по дереву с увлечением занимаются многие школьники. Занятия резьбой по дереву, где сочетается труд мастера по деревообработке с искусством художника, создающего декоративные образы, п...

Программа кружка "Резьба по дереву"

Резьба - один из самых ранних способов украшений предметов из древесины. Домашнее ремесло являлось частью хозяйства, практически во всех семьях мужчины умели мастерить, и сыновья перенимал...

Программа кружка «Резьба по дереву»

Программа рассчитана на учащихся 11-15 лет. Уровень дополнительной общеобразовательной программы – основное общее образование....

учебная программа объединения "Резьба по дереву"

Пояснительная запискаВид программы - модифицированная            Издавна сложившиеся способы художественной  резьбы   по...

Методическая разработка программы кружка "Резьба по дереву"

Программа составлена на основе  Примерных программ по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов 5-11 кл. М.: Просвещение, 1992....

Программа элективного курса по технологии "Резьба по дереву"

Актуальность и педагогическая целесообразность настоящей программы состоит в соединении умственного и физического творческого труда, которое и является одной из основ здорового и долговременного образ...

Презентация программы объединения "Резьба по дереву" МОУ ДОД «Медведевский районный дом детского творчества» преподавателя Абатина Андрея Алексеевича

Презентация программы дополнительного образования детей объединения "Резьба по дереву" МОУ ДОД «Медведевский районный дом детского творчества» преподавателя Абатина Андрея Алексеевича...