Индивидуально-дифференцированный подход в кружковой работе с детьми с ОВЗ.
учебно-методический материал на тему

О реализации творческих возможностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом психофизических особенностей и возможностей обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуально-дифференцированный подход

в кружковой работе с детьми с ОВЗ.

«Через сказку, фантазию, игру,

 через неповторимое детское творчество –

верная дорога к сердцу ребенка»

В.А. Сухомлинский

Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. Творческая деятельность имеет большое значение в жизни человека, тем более она имеет большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально.

Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) так же как и здоровые дети обладают определенными талантами, способностями. Правда, для развития способностей, требуется специальная помощь и поддержка. Недаром таких детей называют «детьми с особыми потребностями», указывая на  необходимость учета их особых потребностей – в общении, сотрудничестве, содействии и помощи.  

Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Одной из форм адаптации детей с ограниченными возможностями в обществе, позволяющей им почувствовать себя интересными и нужными людьми, ощутить свою неповторимость, освободиться от комплекса неполноценности, является творческая реабилитация, предполагающая занятия любыми видами творческой деятельности. Психофизиологические особенности обучающихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях кружковой  системы обучения это возможно при дифференциальном подходе обучения, цель которого состоит в том, чтобы помочь каждому воспитаннику достичь уровня, отвечающего его индивидуальным способностям. Более сильным детям предлагается больше различных идей, их творческий потенциал высок и они способны выполнить более сложные изделия, а менее способных  детей нужно морально поддержать  и предложить им интересную работу по их индивидуальным способностям. Такие дети аккуратно и с любовью изготавливают несложные изделия. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Каждый ребенок должен обязательно достичь запланированного  конечного  итога, им  очень важно видеть результаты своей деятельности, получить устную оценку и одобрение педагога.

Практика работы с детьми  ОВЗ показывает, что рациональная организация кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию детей, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.

Наиболее результативной кружковая работа может стать для детей V-VIII классов, так как они уже в определенной мере владеют необходимыми навыками коллективной работы. У этих детей более четко определеныинтересы и наклонности.

При построении занятий я использую игровые формы, которые расширяют кругозор ребенка, заставляют его мыслить и фантазировать, развивают речь, мелкую моторику пальцев. В жизнь ребенка необходимо вносить, позитивные,  положительные эмоции, я строю свою работу так, чтобы действию сопутствовали приятные переживания. К таковым относится улыбка  и спокойный доброжелательный голос педагога, и устная похвала, и ласковое слово, и поглаживание по голове,  и поощрение. Использую на занятиях не только вербальный подход, но и наглядные средства, вовлекаю детей в практическую деятельность, развиваю творческий подход к своим работам. Все задания на уроке должны обучающимся  быть понятны, интересны, доступны, но каждое следующее задание должно отличаться от предыдущего небольшим увеличением сложности.

  Как строить процесс дифференцированного обучения?

Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:

  1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических,  психологических и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.

В связи с этим вспоминаются слова К. Д. Ушинского:

« Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».

Для этого я использую личные наблюдения, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты обследований, проводимых нашими психологами и логопедом.

 2.Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:

- различным уровнем усвоения материала на данный момент;

-уровнем работоспособности и темпом работы;

-особенностями восприятия, памяти, мышления;

-уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

 3.Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.

 4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

 Каждый из этих этапов по-своему сложен. У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся.

 С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их  к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.

1 группа - дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.

3группа – дети, требующие постоянной дополнительной помощи.

Дети 1 группы обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий. Таких детей практически очень мало.

  Дети 2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот, у них в необходимой мере развиты навыки, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий. Такие дети аккуратно и с любовью изготавливают несложные изделия. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Каждый ребенок должен обязательно достичь запланированного  конечного  итога, им  очень важно видеть результаты своей деятельности, получить устную оценку и одобрение педагога.

 Дети 3 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в  организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитие. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.

           Создание ситуации успеха обеспечивается открытой и скрытой помощью взрослого. Например, открытая помощь может выражаться в применении словесной инструкции, в показе способов передачи образа, в поддержке, ободрении: «Давай попробуем сделать это вместе» или «Не получится - ничего страшного, можно попробовать еще раз».

Важно следить, чтобы неудачи не отпугивали  ребёнка.  На занятиях  творческим трудом используются доступные детям виды практической деятельности. Занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества.

 В процессе творчества развиваются эстетическое восприятие, воображения. Однако это само по себе не происходит, а лишь только тогда, когда занятия проходят систематически, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка по принципу «пошагового обучения».

     Как известно, в школе VIII вида трудовое обучение является основным предметом. Приобщение подрастающего поколения к художественному и декоративно-прикладному творчеству можно считать значимой частицей трудового обучения и воспитания. Оно развивает фантазию, художественный вкус, любознательность; воспитывает понимание красоты, трудолюбие, усидчивость, аккуратность.

       Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида состоит из нескольких этапов.  Обучение младших классов включает в себя изучение свойств материалов, легко подающихся ручной обработке, изготовления простейших изделий из бумаги, картона, ткани, природного материала. Отработка освоенных навыков  детей проводится на внеурочных занятиях в «Мастерской чудес». У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер, в этом случае, кроме фронтального инструктажа, широко используется  индивидуальный. Результат непременно будет достигнут, если ребенок на занятии займет позицию “я хочу это сделать сам”. Задачей учителя является создать  условия, при которых потенциал ребенка будет использован полностью.

Трудовое обучение старшего звена обеспечивает усвоение профессиональных знаний, умений и навыков. Освоению  навыков  работы во многом способствуют внеклассные занятия, на которых подростки занимаются различными видами декоративно-прикладного искусства: вышивка, работы в лоскутной технике, бисероплетение,  элементы техники канзаши (аппликация из треугольных кусочков шелка), темари (вышивка на шарах).

         Вышивка – чудесный вид рукоделия, доступно для коррекции. Дети обожают вышивать, причем не только девочки. В рамках реализации этого курса ученицы 5-9 классов осваивают простейшие швы и элементы разных техник вышивки: украшающие стежки, вышивка гладью, крестиком, бисером, лентами. Пробовали вышивать крупные работы, сочетая различные простейшие элементы техник. Но вы знаете как это трудно для наших детей: вышивание растягивается на длительное время так, что интерес к работе пропадает. И все же мы оставили этот вид работы в своей практике и сочетаем с вышивкой бисером и лентами, применяем аппликацию на ткани. Эту работу выполняют дети 1 группы. Для 2 и 3 группы это непосильная работа. А ведь всегда можно найти компромисс. Можно вышить небольшую вещицу и получить удовольствие от работы. Так мы пришли к созданию миниатюр: изготовление игольниц, саше. Девочки выполняют эти изделия, что называется на одном дыхании. А как приятно подарить свое творение маме – она-то обязательно оценит! Моя задача состоит в том, чтобы разработать дизайн, спроектировать, адаптировать к возможностям учащихся, для большинства из которых даже простое – трудное, а значит надо все до мелочей продумать так, чтобы любой ребенок радовался. Кроме перечисленных элементарных техник вышивания, девочки обучаются различным новым способам соединения деталей и декорирования изделий, лоскутной техники.

Бисероплетение. Это вид декоративно-прикладного искусства, которым с удовольствием занимаются все дети. Более сложные композиции выполняют опытные ребята самостоятельно, используя  схемы. Дети, которым сложно, выполняют работу под моим контролем, т. е. 2 и 3 группы изготавливают более простые миниатюрные изделия, в простых техниках плетения и сборки.

В последнее время успешно осваиваем новые для нас техники  декоративно-прикладного творчества – элементы техники канзаши
(аппликация из треугольных кусочков шелка), темари – вышивка на шарах.

Этот вид работ доступен только 1 группе обучающихся.

 Наша школа успешно участвует во всех конкурсах и выставках работ детского творчества, где достойно отстаивает свою честь. Ребята изготавливают забавные и колоритные сувениры для этнографического комплекса  Атамань.

Работая с такими особенными детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ применяемые при проведении кружковой работы с детьми младшего возраста (консультация)

Наша цель -  расширять знания родителей по вопросам сохранения здоровья, убедить в необходимости продолжать оздоровительную работу, начатую в детском клубе....

Кружковая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Искусство и другие виды детского творчества помогают детям развиваться и жить. Все формы детского творчества для ребенка с проблемами - это шанс реализоваться в это мире....

Индивидуально-дифференцированный подход к организации работы с учащимися освобожденными от физических нагрузок на уроках физической культуры

Вовлечение обучающихся в физкультурную деятельность Укрепление здоровья, обучающихся, относящихся к СМГУлучшение показателя физического развитияОсвоение жизненно важных двигательных умений, навык...

Дополнительная программа кружковой работы по игровому стретчингу с детьми с ОВЗ

Данная программа описывает работу присенения детского фитнеса, в том числе и игрового стретчинга с детьми с общим недоразвитием речи в детском саду. Программа рассчитана на 2 года обучения (старшая гр...

Использование индивидуально-дифференцированного подхода в работе логопеда с детьми ОВЗ

Презентация по применению индивидуально-дифференцированного подхода в работе логопеда с детьми ОВЗ...