День Конституции
классный час по теме

Елена Исаева
Цель: способствовать личностному становлению школьника - патриота, стимулировать интерес к изучению своих прав и обязанностей, воспитывать уважительное отношение к законам своей страны и символике государства.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Я-гражданин"12.6 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час, посвящённый Дню Конституции

Тема классного часа:  Я - гражданин 

Цель: способствовать личностному становлению школьника - патриота, стимулировать интерес к изучению своих прав и обязанностей, воспитывать уважительное отношение к законам своей страны и символике государства.

Ход классного часа

Звучит Гимн России. 

-Ребята, что сейчас прозвучало, и почему все мы встали?

     - Правильно, прозвучал Гимн Российской Федерации.

     -И я думаю, что вы уже догадались, что сегодня мы поговорим о нашем государстве - России,

     о её символах, о наших правах и обязанностях граждан РФ.

 - Гимн России, герб России – это символы Родины. За символами любого государства

стоит многовековая история народа. Поэтому символы страны отражают и историю народа, и его устремления, особенности, национальный характер.

- Что вы знаете о флаге нашей страны? 

Викторина «Геральдика»

1. Кто был обладателем первых гербов?

2. В каком веке появились первые гербы?

3. Какой государственный орган в России впервые стал составлять гербы?

4. Что является главной составляющей герба?

5. Какой щит является традиционным для русских и российских гербов?

6. Какие геральдические фигуры являются самыми распространёнными?

7. Что представляет собой герб России?

8. Каково назначение герба?

- А сейчас поговорим о таком понятии, как «Гражданин».

-  Как вы думаете, вы  являетесь гражданами России? И как вы понимаете слово  « гражданин»?

- Известный русский поэт Н. Некрасов сказал так о гражданине:

                                                              Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

                                                              А что такое гражданин?

                                                              Отечества достойный сын.

- Как ты думаешь, что имел ввиду автор этих строк?

- Да, гражданин- это  человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.

- Можете Вы привести примеры таких людей – наших земляков?  

Краткие сообщения о  Почётных гражданах  Нижегородской  области                 

- Гражданин- это тот, кто обладает: 
• чувством собственного достоинства 
• внутренней свободой, превращенной в самостоятельную дисциплину 
• уважительным и доверчивым отношением к другим гражданам и к государственной власти 
• способностью воспринимать свои права как обязанности, и свои обязанности как права. 
- Итак, мы граждане России. Государство и его граждане связаны между собой правами и обязанностями. 
- Ведь гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными Конституцией, и исполняющее все установленные Конституцией обязанности.

- Ощутить роль Гражданина в государстве поможет знание прав и обязанностей. Права дают нам возможность чувствовать себя защищёнными от произвола и насилия.

Кроссворд «Ваши права».

 
По горизонтали:

1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста. 
2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью. 
3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?
4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет. 

По вертикали:

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления? 
2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день. 

Право человека предоставляет возможность свободно жить, трудиться, иметь жилье, имущество (свою собственность), распоряжаться свободным временем, учиться, отдыхать и многое другое. 
Государство обязано создать условия, чтобы каждый гражданин мог пользоваться своими правами. - Одним словом, вы имеете свой правовой статус. Правовой статус – это ваше положение в мире права. Как в геометрии положение определяется тремя координатами, так в праве ваше положение определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность – меняется ваш статус

- Почему же  рядом с правами всегда есть обязанности?

Вот некоторые из обязанностей :

Соблюдение Конституции и законов (ч.2 ст.15). Эта обязанность распространяется и на неграждан. Соблюдение Конституции и законов – всеобщее правило, не знающее исключений. Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. Граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. Речь идет о соблюдении действующего российского законодательства.
Уважение прав и свобод других лиц. Ч. 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав  и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Забота о детях и нетрудоспособных родителях(ч.2 и ч.3 ст.  38 Конституции). Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не  в состоянии обеспечить свои жизненные потребности.

- Получение основного общего образования. Конституция возлагает на каждого  гражданина обязанность  получить основное общее образование, а на родителей, или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч.4 ст.43 Конституции).

Забота о памятниках истории и культуры. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч.3 ст.44 Конституции).

- Уплата налогов и сборов. Каждый обязан платить налоги и сборы (ст.57 Конституции). За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты  налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность..

- Сохранение природы и окружающей среды. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и человека. Конституция РФ гласит: «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам» (ст.58).


- Защита Отечества. Конституция РФ объявляет защиту Отечества  «долгом и обязанностью  гражданина РФ» (ст.59). Однако существует много граждан, убеждениям которых или вероисповеданию противоречит несение воинской службы. В этих, а также иных установленных случаях граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской.

         - Права и обязанности граждан России записаны в основном  законе РФ – Конституция РФ.

- Конституцию называют основным законом потому, что все остальные законы должны следовать принципам, провозглашённым в ней. Конституция – это своеобразный договор между гражданами и государством.

Сообщение обучающегося.  История российской Конституции.

Первая Российская Конституция была принята на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 г., а с момента опубликования 19 июля она вступила в действие. Однако ещё до этого в России велись конституционные искания. В Российской Империи не было документа с названием "конституция", но существовал Свод основных государственных законов, а в нем — раздел "Основные государственные законы", который в усечённом виде выполнял некоторые функции конституции.

На II Всероссийском съезде Советов рабочих и крестьянских депутатов 25—26 октября 1917 г. принимаются некоторые декреты, имеющие значения конституционных законов. Через пару месяцев, на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. принимается "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", которая, по сути, являлась "малой конституцией", так её и воспринимали современники. "Декларация" сумела сыграть в истории очень важную роль. Большевики предложили ратифицировать этот документ собранному 5 января 1918 г. Учредительному. Однако одобренная III Всероссийским съезде Советов "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" была, всё же, ещё не полновесной конституцией. Её подготовка активно началась несколько позже, а именно в апреле 1918 г. и закончилась летом того же года. По Конституции Россия провозглашалась федеративной республикой всех трудящихся города и деревни. Высшим органом власти в стране объявлялся Всероссийский съезд Советов. На время между съездами этими функциями обладал ВЦИК — высший законодательный, распорядительный и контрольный орган республики. СНК должен был заниматься вопросами общего управления — т.е. фактически являлся высшим органов исполнительной власти. На местах власть так же принадлежала Советам. Система Советов формировалась по принципу делегирования. Это означало, что население непосредственно выбирало только депутатов Советов самого низового звена. Все вышестоящие Советы, вплоть до съезда Советов, формировались из представителей нижестоящих Советов. В соответствии с духом эпохи решались и экономические вопросы. Конституция провозглашала задачу уничтожение эксплуатации, отмену частной собственности на землю, подтверждала декрет о рабочем контроле и переход банков в собственность государства, вводила всеобщую трудовую повинность. Конституция на демократических основах регулировала национальные, конфессиональные и социальные вопросы . Оценивая значение Конституции 1918 г. некоторые исследователи подчёркивают её переходный характер.

В годы гражданской войны выполнение очень многих конституционных норм было фактически невозможно. Но никто не подвергал сомнению сами основные положения Конституции. Даже оппозиция уже в те годы выдвигала в качестве одного из своих требований к большевистским властям соблюдать Конституцию.

После образования СССР появилась потребность в принятии новой конституции, учитывающей реалии восстановления государственного единства братских народов. Конституционное закрепление нового государства произошло 31 января 1924 на II Всесоюзном съезде Советов. По своему содержанию Конституция 1924 г. очень специфична. Фактически, она состояла из двух ранее принятых документов: Декларации и Договоре об образовании. Поэтому она целиком посвящена вопросам соотношению прав союзного центра и республик, а так же системе высших органов власти и управления союзного государства. Конституция 1924 г. так же регулировала соотношения прав и обязанностей союзного центра и республик. В отличие от других конституций, в ней не содержится характеристики общественного устройства, прав и обязанностей граждан, конструкции местных органов власти, избирательной системы. Все эти вопросы были закреплены позже в новой Конституции РСФСР 1925 г. Дальнейшее развитие государства, превращение его в единое, мощное, централизованное государство, серьёзные сдвиги в экономике, социальной и политической сферах потребовало закрепить произошедшие перемены в Основном законе. Новая Конституция  была принята Чрезвычайным VIII съездом Советов 5 декабря 1936 г. По сравнению с нормами, сохранявшимися в советском законодательстве с революционной поры, новый основной закон серьёзно расширял общедемократические права граждан. К прежнему набору традиционных прав и свобод, таких как свобода совести, слова, собраний, союзов и пр., добавляются новые. Важнейшими среди них можно назвать право на труд, на отдых, социальное обеспечение, образование и др. Впервые в практике российского законодательства конституционно признавалась неприкосновенность личности. В Конституции 1936 г. по-новому трактовалось само понятие демократии. Существенным образом изменилась структура советских органов. По новой Конституции избирательное право становилось всеобщим. Теперь избирательная система строилась по принципу один — один голос, т. е. на основе равного избирательного права. Теперь выборы должны были проходить только в округах по месту жительства. Наконец, открытое голосование было заменено тайным. Новая Конституция упростила и повысила эффективность высших органов власти. Происходит чёткое размежевание исполнительных и законодательных ветвей власти.

В последующие годы не раз предпринимались попытки создания новой конституции. Такая работа велась после Великой Отечественной войны, а так же в годы правления Хрущёва. В основе этих попыток лежало понимание необходимости расширения прав советских граждан при конкретизации их обязанностей. Однако всякий раз, из-за изменений в руководстве страной, эти попытки сворачивалась. Принята новая конституция была только в 1977 г., когда в годы правления Л.И. Брежнева происходит определённая стабилизация советской политической системы и политическая борьба в руководстве партии не приобретает таких размахов, как это случалось прежде. Во всенародном обсуждении проекта Конституции приняло свыше 140 млн. человек, т.е. 80% взрослого населения страны. В общей сложности в ходе обсуждения было получено около 400 тыс. предложений, многие из которых были учтены при доработке Конституции. В целом, Конституция 1977 г. сохраняло преемственность с более ранними конституциями, но в ней были существенно расширены права и обязанности граждан, формы государственного, повышалась роль законности в деятельности государства.

В 1991 г. СССР как единое государство прекратил своё существование. В декабре 1993 г. произошедшие изменения были закреплены в новой Конституции РФ. Россия провозглашалась демократическим федеративным государством. Наибольший вес по новому основному закону получала исполнительная власть и в стране устанавливалась президентская республика. В Конституции провозглашались основные демократические права.

С 1994 года 12 декабря отмечается как День Конституции,  является государственным праздником

Выводы

- Таким образом, подводим итог нашего мероприятия: Являемся ли мы гражданами России? (ответы).

- В России люди живут многих национальностей, которым свойственны свои обычаи и традиции, свой язык и культура. Но это не мешает им быть гражданами одной страны и трудиться на благо своей семьи и своей Родины. Гражданин – это житель страны, который признаёт её законы, любит её, гордиться ею. Вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать её сильной и богатой.

Перед вами анкета Гражданина. Отметьте подходящие для тебя высказывания:

o   Ты – житель России

o   Любишь свою семью

o   Никогда не обидишь слабого

o   Стараешься лучше учиться

o   На тебя можно положиться

o   Ты способен признавать и исправлять свои недостатки

o   Знаешь, что такое хорошо и что такое плохо и поступаешь в соответствии с этим

o   Умеешь отвечать за свои поступки

o   Стараешься приносить пользу окружающим тебя людям

o   У тебя много друзей

o   Уступаешь место в транспорте

o   Читаешь газеты и смотришь программу «Новости»

o   Ты способен сочувствовать и сопереживать

o   Бережно относишься к окружающей нас природе

o   Интересуешься историей

o   Знаешь свои права и обязанности

o   Помогаешь по дому родителям

- Если ты отметил для себя больше половины высказываний, то ты растёшь настоящим Гражданином своей страны.

До свидания.  Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День Конституции

Сценарий праздника...

Конспект внеклассного мероприятия по истории " День Конституции"

Данное мероприятие проводилось в 6-9 классах накануне Дня Конституции....

Презентация к классному часу "День Конституции"

Презентация к классному часу для учащихся 9 класса....

Сценарий открытого районного мероприятия "День Конституции РФ"

Сценарий открытого районного мероприятия "День Конституции РФ"...

игра "День конституции"

С помощью данной игры можно познакомить учащихся с основным содержанием глав Конституции РФ. Возраст учащихся 5-9 класс....

Классный час на тему "12 декабря - День Конституции РФ"

Классный час 5-7 класс на тему "12 декабря - День Конституции РФ"...

День Конституция РФ

День Конституция РФ . Классный час для 5 класса....