Социальная значимость многодневных походов в туристской деятельности
статья (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Черноусова Надежда Федоровна

В статье описывается важность проведения с учащимися многодневных походов в туристской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальная значимость многодневных походов в туристской деятельности

Муниципальное автономное  учреждение

дополнительного образования  

«Станция детского и юношеского

туризма и экскурсий «Борус»

МО г. Саяногорск

Черноусова Надежда Федоровна

Педагог дополнительного образования

Современный человек является неотъемлемой частью общества. Так или иначе, он участвует в общественной жизни и вносит в неё посильный вклад. Одним из основных условий становления ценностных ориентаций подростков выступает разнообразная социально значимая деятельность, осуществляемая как самим подростком самостоятельно, так и при активном участии других субъектов: ровесников и взрослых

Становление ценностных ориентиров подростков как нового поколения российских граждан осуществляется в единстве процесса социализации и индивидуализации воспитания личности. В процессе социализации человек входит в систему социальных отношений путём воспроизводства опыта и культуры предшествующих поколений в результате развития и саморазвития личности.

Социальные инициативы позволяют формировать у детей такие ценности как коллективизм, взаимную требовательность, взаимовыручку, милосердие, доброту, ответственность, доверие, активность, организованность. И в этом смысле - социально- значимая деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Именно готовность приносить пользу людям, выбор и направленность инициативы определяет ценностное самосознание подростка как гражданина и общественного деятеля.

Чаще развитие и поддержка социально-значимой деятельности реализуется в условия для духовно-нравственного становления личности ребенка, его самореализации. Такими социально-педагогическими условиями может быть:

  • атмосферы партнерских дружеских отношений между подростками и взрослыми в процессе социально-инициативной деятельности;
  • “ситуации успеха” подростков в процессе реализации социальных инициатив;
  • высокого уровня готовности подростковой группы к совместному осуществлению общественно значимых преобразований, проявляющейся в устойчивой потребности, высоком уровне организованности и сплоченности;
  • активной жизненной позиции педагогов, осуществляющих вместе с детьми социально - инициативную деятельность;
  • создание благоприятных условий для сознательного выбора сферы социально значимой деятельности и выражения своих интересов;
  • расширение содержания и форм социальной активности воспитанников.

Социально-значимая деятельность осуществляется на следующих уровнях,  показана на рис.1:

  • социально-психологический – взрослые и дети – члены одной коллектива, от их взаимопонимания, умения общаться друг с другом, желания избегать конфликтов зависит успешность ее жизнедеятельности;
  • нормативно-правовой – обеспечение гарантий, которые позволяли бы полноценно реализовывать свои функции. Гарантом выступают педагоги – взрослые;
  • организационно-управленческий – взрослые и дети взаимодействуют через конкретную работу, вырабатывают общие решения, составляют реально выполнимые задачи.

Рис. 1. Область действия социально-значимой деятельности

Социально-значимая деятельность – имеет общие характеристики с социальной деятельностью. Создание возможностей подросткам участвовать в различных видах социально значимой деятельности – организационной, художественной, спортивной, учебной и другой, для полноценного общения со взрослым и сверстниками позволяет реализовать собственные инициативы подростка.

Деятельность, которую придумывает, организует и совершенствует человек, имеет определенную социальную функцию. Главной социальной целью туризма является увеличение продолжительности и улучшения качества жизни. Значимость туризма отражается во многих направлениях развития личности подростка.   

1. Познание. Познанием называется процесс отражения, анализа и воспроизведения действительности в мышлении; постижение закономерностей объективного мира, законов природы и общества; совокупность приобретенных знаний и опыта. 

В путешествии человек познает окружающий мир как логическими, так и чувственными средствами. При этом логическое познание включает мышление и память, а познание чувственное ощущение, восприятие, представление. 

2. Оздоровление. Основным критерием оценки здоровья является уровень возможностей человека приспосабливаться к окружающему миру. Успешное приспособление человека к изменяющимся условиям окружающего мира называется адаптацией. Физическая, психическая и социальная адаптация происходит тем успешнее, чем активнее продвигается человек во всех сферах жизни. А это, в свою очередь, определяет уровень его здоровья. 

3. Социально-коммуникативное направление туризма определяется как возможность участников путешествия общаться друг с другом в неформальной обстановке без производственной субординации, учета социального положения, возраста, национальности, гражданства и других признаков различающих людей. 

4.  Эстетическое и эмоционально-психологическое направление  туризма понимается предоставляемая в туристском путешествии возможность наслаждаться красотой природы, творениями архитекторов, скульпторов, художников.

Преодоление трудностей в походе воспитывает у них чувство коллективизма, учит становить выше личных симпатий и антипатий, быть чуткими друг к другу, беспощадными к нарушителям дисциплины и порядка.

В нынешней ситуации размытости идейных ориентиров и идеологической неразберихи воспитание патриотизма и гражданской позиции школьников стоит как никогда остро. Очевидно, что человек не может любить то, чего не знает, и беречь и защищать то, чего не любит. Непосредственное знакомство с природой, историей и культурой Родины пробуждает желание внести и свою лепту в ее развитие и процветание, т.е. закладывает основы деятельного патриотизма.

Не менее важен и другой аспект становления молодых граждан. Молодежь необходимо учить грамотно действовать в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь, ориентироваться на местности, обеспечивать укрытие в непогоду, преодолевать естественные препятствия, выживать в природной среде.

В процессе туристско-краеведческой деятельности расширяется сфера общения учащихся, происходит приобретение навыков социального взаимодействия, накопление положительного опыта поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности. Прежде всего, это качества, которые воспитываются нахождением в составе туристской группы, существующей в автономном режиме - коллективизм, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка.

Важным преимуществом активных форм туристско-краеведческой деятельности является преодоление разрыва между знаниями о нормах поведения и практикой применения их в условиях общежития. Не умаляя значение формирования этических, нравственных и прочих, связанных с нормами поведения, знаний, необходимых для выработки личностных качеств, следует признать, что только возможность практически следовать им является необходимым, действенным, наиболее важным компонентом воспитания.

В туристском походе устраняется разрыв между идейно- нравственными представлениями и практикой поведения, формирование нравственных убеждений становится более эффективным, так как эта деятельность сопровождается должным воспитательным воздействием, а накопление положительного опыта поведения происходит в процессе полезной деятельности.

Таблица 1

Результаты  социально-значимой деятельности

результаты социально-значимой деятельности

общепринятые

в туристско-краеведческой деятельности

коллективизм

расширяется сфера общения учащихся

взаимную требовательность

формирование нравственных убеждений становится более эффективным, так как эта деятельность сопровождается должным воспитательным воздействием, а накопление положительного опыта поведения происходит в процессе полезной деятельности

взаимовыручку

нравственных качеств личности

доверие

обеспечение страховки

милосердие

знаниями о нормах поведения и практикой применения их в условиях общежития

доброту

чувство коллективизма, учит становить выше личных симпатий и антипатий, быть чуткими друг к другу, беспощадными к нарушителям дисциплины и порядка.

ответственность

оказывать первую медицинскую помощь, ориентироваться на местности, обеспечивать укрытие в непогоду, преодолевать естественные препятствия, выживать в природной среде.

активность

приобретение навыков социального взаимодействия

организованность

в многодневном походе группа уходит далеко от обжитых мест, приходит понимание, что теперь можно надеяться только на себя и на своих спутников. Это сознание роднит ребят, учит ценить дружбу, взаимовыручку, воспитывает ответственность, осторожность, осмотрительность и бережливость. Детскую беззаботность как рукой снимает, рождается серьезное отношение к жизни, к друзьям.

Уже только одна организационно-хозяйственная деятельность туристов по подготовке и проведению похода содержит в себе огромный педагогический потенциал в привитии трудовых навыков, в социальной адаптации. А ведь есть еще и другая деятельность - краеведческая, познавательная, в процессе которой также весьма успешно решаются многие вопросы подготовки школьников к труду.

Когда в многодневном походе группа уходит далеко от обжитых мест, приходит понимание, что теперь можно надеяться только на себя и на своих спутников. Это сознание роднит ребят, учит ценить дружбу, взаимовыручку, воспитывает ответственность, осторожность, осмотрительность и бережливость. Детскую беззаботность как рукой снимает, рождается серьезное отношение к жизни, к друзьям.

Туристско-краеведческая деятельность является действенным профилактическим средством поведения учащихся, которое в сегодняшних социально-экономических условиях России проявляется в массовых явлениях наркомании и токсикомании, алкоголизма. Охота к перемене мест, романтика дальних дорог, зачастую стимулирующие бродяжничество детей и подростков со всеми вытекающими последствиями, педагогически правильно используемые, находят удовлетворение в активных занятиях туризмом.

Туризм является наиболее комплексным видом социально-значимой деятельности.

Результатами социально-значимой деятельности многодневных туристских  походов можно считать  обучение трудолюбию, дисциплинированности, инициативе, взаимопомощи таблица 1.  Туризм расширяет кругозор, обогащает духовную жизнь, является прекрасным средством познания красоты природы. Он помогает при выборе профессии, оказывает положительное влияние на организм школьника.

Многолетние регулярные занятия туризмом оказывают заметное влияние на социальную адаптацию подростков.

Туризм средство обогащения жизненного опыта учеников знакомство с различными профессиями, средство познания красоты природы.

Литература

  1. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие-М. ФЦДЮТиК, 2006
  2. Курилова В.И. «Туризм» учебное пособие для педагогических институтов. М. 1988
  3. Тебенькова О. Б., Подросток как субъект социально значимой деятельности профильного объединения художественно-эстетического направления. – ЗабКИПКРО, 2015
  4. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учебное пособие: Изд. второе, переработанное и дополненное. - Красноярск: РИО КГПУ, 2002. - 218 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМОАНАЛИЗ социально-педагогической деятельности «Развитие личности учащегося через компетентностный подход и систему социально значимых мероприятий»

Для каждого ребенка встреча с учителем – это, прежде всего встреча с новым, особо   значимым человеком. Учитель вопло...

Многодневные походы - способ создания единого образовательного пространства.

В работе описывается опыт работы Станции детского и юношеского туризма....

Социальная значимость многодневных походов в туристской деятельности

В туристском походе устраняется разрыв между идейно- нравственными представлениями и практикой поведения, формирование нравственных убеждений становится более эффективным, так как эта деятельность соп...

Статья по теме "Социально-значимая деятельность, как средство развития социальной активности старшеклассников"

Из опыта работы классного руководителя 10А класса   ГБОУ СОШ №96 Калининского района Клименко Е.Е....

Форма 5 2.1. Участие обучающихся/воспитанников в социально значимых проектах по предмету/профилю деятельности

Форма 52.1. Участие обучающихся/воспитанников в социально значимых проектах по предмету/профилю деятельности...