Изготовление куклы-Масленица
методическая разработка на тему

Барабанская Нарыйа Николаевна

Методическая разработка урока на тему "Изготовление куклы-Масленица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_izg_kukly_maslenitsa.docx35.17 КБ
Файл prazdnik_maslenitsa.pptx1.89 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Усть-Янская СОШ  им. С.В. Горохова»

Методическая разработка по внеурочной деятельности в основной школе.

Составитель: Барабанская Н.Н., учитель технологии, педагог дополнительного образования.

Технологическая карта занятия.

1

Тема занятия

«Изготовление «Куклы-масленица»

2

Форма проведения урока

Творческая-мастерская

3

Цель работы

мастерской

Изготовить куклу-масленицу, ознакомление с историей русского народного праздника «Масленица».

4

Задачи

  • Мотивировать учащихся на изучение традиций русской народной культуры;
  • Проанализировать технологию изготовление куклы Масленица;
  • Формирование умения работать индивидуально и в группе;
  • Прививать практические навыки работы с тканью.

5

Тип занятия

Урок открытия нового знания

6

Планируемые результаты

Предметные:

- умение анализировать технологию изготовления куклы;

- умение грамотно организовывать индивидуальную и групповую деятельность.

Метапредметные результаты:

- умение выстраивать и обосновывать теоретические аспекты изучаемого материала через построение коммуникативного диалога: учитель – обучающийся, обучающийся - обучающийся;

- умение спланировать этапы технологии куклы Масленица на основе наглядных образцов;

- овладеть технологией изготовления куклы с использованием разных материалов.

Личностные результаты:

- создание авторской куклы своими руками.

7

Оборудование, пособия, материалы для учителя

Презентация, мультимедийный проектор, компьютер, экран, картинки кукол, книги с изображением кукол, колонки.

8

Методы

  • словесный метод (диалог, беседа, объяснение);
  • наглядный метод (презентация праздника «Масленица», демонстрация изготовления куклы);

9

Материалы для обучающихся

 Пряжа для вязания, лоскутки разноцветной ткани, тесьма, лента, карандаш, бумага, ножницы, вата, нитка,

Ход занятия.

Этап урока

Методы  

Деятельность учителя

Деятельность детей

Универсальные УУД

1.Организационный

Само- и взаимо-диагностика

Приветствие

Здравствуйте ребята! Здравствуйте, уважаемые гости. Я рада всех вас видеть на уроке, и, надеюсь, что мы все будем дружно работать.

Проверка посещаемости

- Все ли присутствуют сегодня к нашему занятию?

Проверка готовности к уроку

- Чтобы проверить, готовы ли вы к уроку давайте сыграем в одну игру:

- Если я произнесу название инструмента, вы хлопаете в ладоши, а если услышите названия материалов - топайте ногами. Начнем.

Ткань, бумага, ножницы, игла, проволока, вязаная пряжа, карандаш.

Приветствуют учителя и гостей.

Отвечают на перекличку

Проверяют готовность к занятию.

Играют в игру.

Личностные:

самоопределение;

Коммуникативные:

планирование совместного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Регулятивные:

умение организовывать свое рабочее место.

2. Актуализация

Индивидуальная и коллективная проектная деятельность

Индивидуальные проектные задания для создания диалоговой ситуации.

- Ребята я для вас одно прочту стихотворение и вы с помощью этого стихотворения должны узнать сегодняшнюю нашу тему.

- «Нынче проводы зимы

С пирогами да блинами,

В шуме милой кутюрьмы.

С горки саночки летят, очи девичьи горят,

Песни, пляски и гулянья

Уж который день подряд.

Молодым искать не лень

Нареченных целый день:

Женихов – девчатам

И невест – ребятам,

А у тещи на блинах  

Зять довольно крякнул: - Ах!

Съел, наверно, штук под сорок –

То-то праздничный размах!

Это - ______________?»

- Основываясь в приведенном стихотворении, ответьте пожалуйста, о каком празднике идет речь?

- Тогда как вы думаете, какая наша сегодняшняя тема?

- Да он рассказывает о народном русском празднике «Масленица».

- Масленица – это праздник, который возвещает об окончании зимы и начале весны.

- Масленицу отмечают целую неделю – с понедельника по воскресенье – и неделя называется «Масленичная». 

Аргументация своей точки зрения.

Регулятивные:

- целеполагание;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные:

- самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели.

3. Освоение нового материала

Исследовательская деятельность

Самостоятельное изучение технологии

Задания для возникновения художественного мышления:

- Для того чтобы вы еще больше погрузились в атмосферу праздника давайте посмотрим презентацию «Масленица».

Слайд 2. Масленица – это  старинный  славянский  праздник – проводы зимы, во время которого пекут блины и устраивают различные увеселения. Длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла.

Слайд 3. В древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Масленица долгое время была встречей Нового года!

Слайд 4. Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Вторник — заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи.

Среда — лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами.
Четверг — широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений.
Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Пятница — тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ
блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.
Воскресенье — прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше.

- Главное угощение праздника?

- Что с собой олицетворял этот праздник?

- В древней Руси как называли Масленицу в народе?

- Как  вы думаете, в древности для чего использовались куклы?

- Ребята сейчас мы поиграем в одну замечательную игру. 

- Давайте разделимся на две группы.

- Та группа, которая больше знает пословиц и поговорок о празднике Масленица та и выигрывает игру.

- Готовы? Поехали

Реализация исследовательской деятельности

Называют различные пословицы, поговорки о масленице

Личностные:
- умение визуально воспринимать информацию

Познавательные:

- развитие операций мышления, построение логической цепи рассуждения;

- упорядочение объектов по выделенному основанию;

Регулятивные:

- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

4. Закрепление знаний

Поэтапное формирование практических действий

Коллективное выполнение задания. 

- В практической части нашего занятия мы будем учиться изготавливать «Куклу-масленицу»

- Ребята, а давайте вместе вспомним правила работы с ножницами. Отвечайте по одному, не выкрикивайте, для ответа поднимите руку.

- А сейчас приступим к изготовлению «Куклы-масленицы».

- Когда мастер приступает к работе, превращая материалы в изделия, он выполняет технологические операции в определенном порядке. Давайте повторим эти операции.

1. Определить замысел (кукла- Масленица)

2.  Выбрать материалы, инструменты.

Нам понадобятся: кусочки ткани, ножницы, палочка, вата, пряжа, тесьма, лента.

3. Продумать конструкцию изделия.

4. Изготовление изделия

5. Наметить композицию отделки изделия.

- А для того чтобы в нашем классе парила  праздничная атмосфера включу композицию «Времена года» П.И. Чайковского.

- Наша работа будет состоять из нескольких этапов:

Этапы изготовления:

  1. Делаем головку куколке. Берём квадратный лоскут ткани. Из кусочка ваты скатываем шарик.
  2. Шарик из ваты обтягиваем тканью, надеваем на палочку и привязываем нитью. При изготовлении обережных кукол нитку оборачиваем дважды, а затем затягиваем на узел.

3. К палочке привязываем пучок лыка.

4. Для рук берём пучок лыка и обвязываем его с двух сторон нитью.

5. Оборачиваем руки из лыка тканью.

6. Перевязываем руки с двух сторон ниткой.

7. Привязываем руки ниткой крест - накрест к телу «Масленицы».

8. Делаем грудь нашей «Масленице». Для этого берём квадратный лоскут ткани. Скатываем комочек из ваты.

9. Комочек из ваты обтягиваем тканью и перевязываем ниткой.

10. Привязываем грудь крест-накрест к телу «Масленицы».

11.Привязываем юбочку.

12. Рубашка. Для рубашки берём прямоугольный лоскут ткани. Делаем отверстие для головы и небольшой разрез спереди, чтобы прошла голова куколки. Рубашку надеваем на «Масленицу».

13. Рубашку под грудью перевязываем нитью.

14. Берём три яркие полоски ткани и заплетаем косу.

15. Концы косы обматываем, закрепляем ниткой.

16. Косу укладываем вокруг головы «Масленицы». Повязываем платок.

17. Привязываем передник. Повязываем

18. Каждый родственник в семье может дать «Масленице» задание на год. Для этого на ручках куколки завязываем ленточки. 

- Ребята посмотрите, какая красивая Масленица получилась. Яркая, разноцветная, веселая, как и сам праздник.  

- А вы знаете, дети на праздник не только водили хоровод, но и заклички кричали, песни пели.

- Все дружно повторяем за мной.

«Широкая масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Масленица, Масленица,

Блинами попеканщица,

Приходи раненько,

Встретим хорошенько,

Сыром, маслом и блином

И румяным пирогом».

- Вот, все  молодцы!

Составление алгоритма решения практической задачи.

Обсуждение технологии изготовления куклы.

Самостоятельная работа – изготовление «куклы-масленицы».

Повторяют закличку.

Познавательные:

- закрепление полученных знаний;

Личностные:

- умение самостоятельно справляться с поставленными задачами;

- самоконтроль;

Регулятивные:

- осуществление контроля и оценки процесса и результата своей деятельности;

5. Рефлексия

Само- и взаимодиагностика. Подведение итогов.

- Наше занятие подходит к концу.

- Много ли нового вы сегодня узнали?

- Что больше всего вам понравилось на занятии?

- Теперь вы сами можете дома сделать такие куклы и подарить друзьям, родственникам.

- Оцените свою работу. Если вы довольны своей работой на уроке и результатом своего труда – похлопайте себе.

- Сейчас поиграем с вами игру «Бубенцы».

- Это старая русская игра. Играющие встают в круг. На середину выходят двое детей – один с бубенцом или колокольчиком, а другому завязывают глаза.

 Все остальные поют:

«Трынцы-брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон?»  

После этих слов «жмурка» должен по звуку бубенца догадаться и поймать увертывающегося от него участника с бубенцом. Когда участник с бубенцом пойман ,он становится «жмуркой», а  предыдущий «жмурка» превращается в обычного игрока.

- Спасибо ребята за прекрасный праздник! Но он не закончился. Ваши родители подготовили для нас вкусный подарок. Они пришли к нам не с пустыми руками, а самым главным атрибутом Масленицы с солнечными блинами. Чаепитие всем классом и родителями.

Использование полученных знаний.

Самоанализ проделанной работы.

Играют в игру.

Подготовка к чаепитию

Личностные:

- умение проводить самоанализ и самооценку действий


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Масленица» Министерство образования Республики Саха (Якутия) МО « Усть-Янский район» село Усть-Янск МБОУ « Усть-Янская СОШ им. С.В. Горохова» Подготовила: Барабанская Нарыйа Николаевна, учитель технологии, педагог дополнительного образования

Слайд 2

Масленица – это старинный славянский праздник – проводы зимы, во время которого пекут блины и устраивают различные увеселения. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: «Не житье, а масленица». Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день — блинища , во второй — блины, в третий — блинцы , в четвертый — блинчики, в пятый— блинки, в шестой — блиночки , в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.

Слайд 3

Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Масленица долгое время была встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей». Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и не обрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности , всеобщей радости и веселья. Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения.

Слайд 4

Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы. Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор. Вторник — заигрыш . Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях. Среда — лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. Четверг — широкий, разгуляй-четверток . В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Слайд 5

Пятница — тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет. Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Воскресенье — прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения.

Слайд 6

На Руси на Масленицу делали куклы двух видов. Чучело Масленицы в человеческий рост символизировал переход из одного времени года в другое, а Домашняя Масленица находилась дома до следующего года и считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили куклу в красном углу или у входа в жилище. Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Это была обрядовая кукла, оберег, берегиня . Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать. Обрядовая кукла — не игрушка. Лицо, как правило, оставалось белым. Смысл этого намного глубже — кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил. Руки куклы символизируют обращение к солнцу, а особым образом собранная юбочка символизирует солнцеворот. Оберег делается на год, на следующем празднике сжигается или пускается по воде.

Слайд 7

Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. По легенде Масленица была дочкой Деда Мороза и жила на Севере. Хрупкая девочка Масленица встретила человека. Он увидел ее, прячущуюся за огромными сугробами, и попросил помочь уставшим от долгой зимы людям — согреть и развеселить их. Согласилась Масленица и, превратившись в здоровую, румяную бабу, хохотом, плясками и блинами заставила род человеческий позабыть о зимнем ненастье.

Слайд 8

Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были безликими. Считалось, что имея выражения лица, кукла приобретает душу и теряет свои свойства. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей «провожают Масленицу» — сжигают чучело, изображающее Масленицу. «Домашняя Масленица» – это обережная тульская куколка. Такая куколка оберегает жилище и выполняет заветы хозяев. Куколку делали в канун празднования масленицы, и она хранилась в доме целый год. Жила она в «красном углу» или у входа в горницу. «Домашней Масленицей» встречали жениха и невесту. Когда тёща ждала молодых на блины, то она выставляла эту куколку в окно или на перила крыльца. «Масленица» – куколка обережная , поэтому при изготовлении её используются красные нитки. Ткань не резали, а отрывали руками. При изготовлении «Масленицы» используется солома или лыко, олицетворяющее буйную силу растительности. Одежда у куколки яркая, с растительным орнаментом.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Старинный ручной способ изготовления шерстяных ниток. Изготовление куклы «Крестец»

На занятии учащиеся в игровой форме узнают о ручном способе изготовления шерстяных ниток. Знакомятся с русскими народными традициями и учатся изготавливать куклу "Крестец"...

Кукла Масленица

Мастер-класс по изготовлению куклы из подручных материалов....

Мастер-класс кукла Масленица

Мастер-класс по изготовлению куклы Масленицы...

Мастер-класс "Народная игрушка. Кукла - Масленица Домашняя"

Стоит знать, что обрядовое чучело уходящей зимы на празднике Масленица, которую также называют Масленица, и образ обереговой куклы Масленицы Домашней, хранящейся в доме до следующего праздника - ...

Презентация "Обрядовая кукла - Масленица"

Материал для ознакомления с традициями праздника - Масленица...

Мастер-класс "Кукла масленица"

Мастер класс о кукле "масленице" посвящен весенней кукле оберега. изготовление куклы было настоящим таинством , которому подходили со всей серьезностью и ответственностью. куклу масленицу изготавлив...

Мастер-класс по изготовлению обрядовой куклы Масленицы (среди девочек 7-9 классов)

Цель: научиться выполнять народную обрядовую куклу на основе традиционной технологии...