исследовательская работа "Инновационные технологии в педагогической деятельности"
материал на тему

В работе рассматриваются вопросы применения инновационных технологий в педагогической практике

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНО ВПО  

«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»

РЕФЕРАТ

по программе профессиональной подготовки  

«Методист дополнительного образования»

Тема:

«Инновационные технологии в педагогике»

Реферат подготовила: Шевченко Лариса Николаевна

Должность: руководитель отделения дополнительного оразования

Место работы: ГБОУ СОШ № 258 с углубленным изучением физики и химии Колпинского района Санкт-Петербурга

Номер и дата договора: № 2017.03-42-01, от 25 января 2017 года

27  февраля 2017 г.

г.  Санкт-Петербург

Российская Федерация

Оглавление

Введение        3

Термины и понятия        5

Глава 1 Инновационные процессы в педагогике        6

1.1 Суть инноваций в педагогике        6

1.2 Задачи инновационных процессов в педагогике        7

1.3 Направления исследования инновационных процессов        8

1.4 Психологическая готовность к инновационной деятельности        8

Глава 2 Соотношение педагогической науки и педагогической практики        11

Заключение        17

Список используемой литературы        19


Введение

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека.

Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.

В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека.

Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась эта наука, и какие специфические проблемы она исследует?

В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определённый аспект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается, и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ. Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебное -воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни.

Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

Вот почему на определённой ступени развития человеческого общества и, в частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции.

В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда – ребёнок, гогос – вести)обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей и для которых, педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться– педагогикой.

Термины и понятия

Понятие «инновация» появилось сравнительно недавно и теперь уже прочно вошло в педагогический обиход.

Инновация (Новый энциклопедический словарь, 2004) – (линг.), то же, что новообразование.

Новообразование (Современный энциклопедический словарь, 1987) – (инновация) (линг.) - новое явление в языке, возникшее в более позднюю эпоху его развития.        В «Российской педагогической энциклопедии»  (1993) этого определения нет.         В «Словаре иностранных слов» (1993) этого понятия нет.

Глава 1 Инновационные процессы в педагогике

1.1 Суть инноваций в педагогике

Только в последнее время появилось несколько определений, близких по смыслу, но отличающихся своими «оттенками»:

- процесс улучшения путем внесения каких-либо новшеств;

- акт введения чего-либо нового: что-то вновь введенное;

- новая идея, метод или устройство;

- успешное использование новых идей;

- изменение, которое создает новые аспекты в деятельности;

- творческая идея, которая была осуществлена;

- нововведение, преобразование в экономической, технической, социальной, педагогической и других областях, связанное с новыми идеями, изобретениями, открытиями.

Синонимами понятия «инновация» являются слова «новшество», «открытие», «изобретение». И хотя они отличаются по смыслу, в любом случае, все эти понятия связаны с результатом – творческой деятельности, креативностью. Вместе с тем, по мнению специалистов, если креативность подразумевает выдвижение новых идей, то отличительным признаком инновации является воплощение её на практике.

Заслуживает внимания соотношение понятий «инновация» и «улучшение».

Исходя из того положения, что целью нововведений является повышение эффективности деятельности, её качества, экономичности, удовлетворенности работников и «заказчиков» результатами труда, понятие инновационности отождествляется также с понятием предприимчивости – внимания, «бдительности» к новым возможностям улучшения работы.

Инновация может относиться как к радикальным, так и постепенным изменениям в процессах, «продуктах» труда, стратегии организации деятельности (инновационная деятельность).

Таким образом, инновации рассматриваются с различных точек зрения - в «связке» с технологиями, экономическим развитием, политическими вопросами, изменениями в педагогическим процессе и др. Соответственно, в научной литературе существует многообразие подходов к этой теме.

Тем не менее, можно выделить и нечто общее: инновация обычно понимается как внедрение чего-либо нового и однозначно полезного, результативного (например, введение новых механизмов, методик, техник, продуктов, услуг).

Инновации связаны с духовными потребностями человека, социальными и политическими преобразованиями, новыми явлениями общественной жизни.

Их появление свидетельствует о растущей потребности общества в новом качестве жизни, новом качестве образования.

1.2 Задачи инновационных процессов в педагогике

Так же важно отношение к инновационным процессам государства (в частности, Минобразования России), и какие идеи получили одобрение и статус задач.

Задачи:

- максимальное использование и содействие воспроизводству научного потенциала высшей школы;

- поддержка и широкое применение инновационной деятельности для подготовки специалистов в новых социальных условиях;

- создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности в образовании и др.

1.3 Направления исследования инновационных процессов

Инновационные процессы – объект исследования ученых, работающих в области педагогики и образования.

Инновационные процессы в образовании являются предметом внимания современной науки. Исследования проводятся по ряду направлений:

- сущность инновационной педагогической деятельности, ее структура и классификация;

- механизмы применения и внедрения педагогических новшеств;

- общие и специфические особенности инновационной деятельности;

- инновационная деятельность в образовательных учреждениях нового типа;

- организация и управление инновационными процессами;

- прогнозирование, диагностика, обобщение передового педагогического опыта и инновационных процессов;

- формирование готовности учителя к инновационной деятельности и др.

Инновационная деятельность реализуется во многом благодаря имеющейся психологической готовности к ней.[1]

1.4 Психологическая готовность к инновационной деятельности

Психологическая готовность к инновационной деятельности – целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знания инноваций, способов их применения и пр.), аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности и пр.) и конативного (деятельностного) компонентов.

Системный анализ этого феномена предполагает выделение системообразующего компонента, в качестве которого выступает деятельностный компонент.

Когнитивный компонент, в основе которого лежит профессионально-педагогическая компетентность, предполагает владение педагогическими знаниями по предмету, методике его преподавания, знания о содержании, сущности и специфике инноваций в педагогической деятельности.

Аффективный компонент включает отношение к педагогической профессии, к детям, отношение и самооценка себя как будущего учителя, самооценка своих творческих способностей, уровень эмпатии.

Конативный компонент имеет несколько подструктур:

- мотивационную (мотивы самоутверждения, самореализации, профессиональная направленность);

- операционально-технологическую (умение перерабатывать и интерпретировать образовательные проекты, проводить анализ собственных возможностей, формулировать цели, этапы, подходы к применению новшества, прогнозировать результаты инновационной деятельности; осуществлять контроль и коррекцию введения новшества и др.).

Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в профессионально-педагогической деятельности является креативность (В.А.Сластенин), которая проявляется во всех структурных компонентах психологической готовности.

Формирование психологической готовности к инновационной деятельности будущих учителей имеет глубокий социально-педагогический смысл, т.к. от ее решений зависит успех преобразований в системе образования, перспективы развития образовательных учреждений.

Здесь же следует рассмотреть модель освоения (подготовки) к инновационной деятельности которая состоит из:

  1. Цели;
  2. Задач;
  3. Четырех компонентов:
  • методологический,
  • содержательный,
  • технологический,
  • методический;

4) Освоение инновационных идей:

  • ознакомление с существующими инновациями; освоение и использование инновационных идей;
  • творческая реализация инновационных идей;

5) Результат:

- уровень профессионально-личностного развития;

- уровень творческого развития.[2]

Глава 2 Соотношение педагогической науки и педагогической практики

Проблема соотношения педагогической науки и практики, их взаимосвязи — это самая общая, можно сказать, глобальная проблема педагогики. От того, как она решается, зависит и развитие педагогической науки, и качество педагогических инноваций, и успех осуществляемой сейчас модернизации образования, в конечном счете — эффективность образовательной системы в целом.

Никто не сомневается в том, что педагогическая практика, в которой реализуется важнейшая социальная функция образования, о чем шла речь в первой главе, должна быть научно обоснованной, а теоретическая работа в связи с этой практикой — получать все большее развитие. В наше время нельзя определять возможный эффект тех или иных форм, методов, средств обучения и воспитания «на глазок». Педагогическая наука дает знание о способах предвидения последствий введения новых методов, учебных материалов и т.п. в образовательный процесс. А практические работники нуждаются в твердом научном основании для своей деятельности.

Однако дело обстоит не так просто. Среди части педагогов бытует мнение, что чуть ли не каждое педагогическое исследование должно быть нацелено на помощь учителю во всех конкретных затруднениях, которые могут встретиться в его работе, чуть ли не предусматривать и «расписывать» каждый его шаг. В соответствии с этой точкой зрения любое дидактическое или методическое исследование должно предусматривать разработки и рекомендации для непосредственной работы в школе, а задача учителя сводится к точному выполнению этих рекомендаций.

Другие считают, что подобные разработки лишь сковывают инициативу и творчество учителя, что наука должна давать знание сущности педагогического процесса и закономерности развития психики детей, а учитель сам разберется в том, как это знание использовать, ибо все зависит от его мастерства.

Действительно, сфера влияния педагогической науки, особенно в ее теоретической части, не ограничивается применением к деятельности учителя. В широком контексте социальной практики разрабатывается общая стратегия реформирования образования, создаются проекты образовательных процессов, готовятся образовательные стандарты и т.д. Задача науки – обоснование всех этих материалов и соответствующих действий в их целостности. Это означает, что степень обобщенности знаний, входящих в такое обоснование, должна быть достаточно высокой и что этим определяется потребность в теоретическом знании.

Первым и главным ориентиром в изучении проблемы интересующей взаимосвязи будет, естественно, основополагающий и никем не оспариваемый тезис о единстве теории и практики.

Однако просто констатировать, что такое единство существует также и в сфере, которую мы рассматриваем, было бы недостаточно. Потребуется содержательное рассмотрение его на материале самой действительности, умение видеть в единстве различия, а в различиях – единство. Единство не есть тождество, не то же самое. Вода – это водород и кислород в их единстве. Единство семьи было бы невозможно, если бы не было различий между мужчиной и женщиной. Оно как раз и существует благодаря различиям.

Говоря о таком единстве, мы имеем в виду единство двух видов деятельности: научной и практической. Другая форма – единая система их взаимосвязи, наличие которой является необходимым условием влияния педагогической науки на практику и выполнения практикой роли источника научного знания.

Сопоставим науку и практику по следующим характеристикам, присущим любой деятельности:

 а) по объектам;

б) по средствам;

в) по результатам.

Объектом практической педагогической деятельности является человек, которого мы обучаем и воспитываем. В то же время он, конечно, и субъект, значит, тоже действующая сторона. Однако он выступает как субъект в другой системе отношений, прежде всего, как субъект познавательной деятельности. Воздействие на воспитанников, ответственность за развитие у них определенных качеств личности – все это остается за педагогом. Педагогическое руководство не отменяется. Другое дело, что оно не должно быть авторитарным.

Не менее сложен вопрос об объекте научной педагогической деятельности. На первый взгляд кажется, что это тоже ученик, воспитанник, а, следовательно, объект педагогического воздействия и объект изучения со стороны педагогической науки – один и тот же. Но такой взгляд ведет к недоразумениям. Отождествляя объект педагогического исследования с объектом педагогического воздействия, его психикой одновременно допускается смешение объектов и предметов двух наук – педагогики и психологии. Наука психология изучает то, что для педагогики служит объектом практики. Если считается, что и педагогика как наука должна заниматься тем же, чем занята психология, одна из двух наук окажется ни при чем и на ее долю останется одно – служить «практическим приложением» к другой науке. Таким образом, она (педагогика, как легко догадаться) лишается собственного предмета исследования и собственного научного содержания.

Средства, применяемые, с одной стороны, в научной, а с другой – в практической педагогической деятельности, соотносятся как средства научного познания и непосредственной практической деятельности людей. Например, для педагогической практики это средства «идеальные» – методы, приемы, организационные формы воспитания и обучения, и материальные – наглядные пособия, технические средства и пр. Для науки – наблюдение, описание, моделирование, создание гипотез, теорий, проверка их путем эксперимента, материальное оснащение экспериментальной работы и т.д.

Цель и результат практической работы учителя – обученный и воспитанный человек, точнее, обученность и воспитанность как качества личности.

Результатом педагогической, как и любой другой, науки, являются знания.

Педагогические знания – это законы, принципы, правила педагогической деятельности. Они существуют не только в сознании педагога, но и в материализованном виде в научных трудах, программах, учебниках, пособиях для учителей и т.п. Кроме научных в педагогике есть и другие знания – житейские, художественные, о чем речь пойдет позже. Но поскольку здесь речь идет о науке дадим краткую характеристику научного педагогического знания. [3]

В любой развитой науке присутствуют теоретические и эмпирические знания.

Есть они и в педагогике. В основе их различения лежит выделение теоретического и эмпирического уровней научного познания.

На эмпирическом уровне формируется знание о фактах: для педагогики это – знание об эффективности или неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания; о положительном или отрицательном влиянии каких-либо факторов, действующих в педагогическом процессе, на его результаты; об успешной или неудачной работе учителей по новому учебнику и т.п.

Знания теоретического уровня образуются в результате исследований, связанных с развитием и совершенствованием понятийного аппарата науки и направленных на всестороннее познание реальности в ее существенных, глубинных связях и закономерностях. Это, например, знания о закономерных отношениях, существующих в педагогическом процессе, о сущности обучения и воспитания, о составе, структуре и функциях содержания образования, о классификации учебных предметов и т.п. Результаты теоретических исследований раскрывают, описывают и объясняют связь и взаимодействие различных факторов внутри педагогического процесса. Теоретическое знание неочевидно; часто оно бывает парадоксальным и поэтому принимается не сразу и не всеми. Как правило, оно требует глубокого обоснования и развернутой аргументации.

Однако для педагогики как одной из наук о деятельности только описать педагогическую действительность с ее связями и закономерностями недостаточно. Сама по себе педагогическая теория — не самоцель. В системе образования как социального института она выполняет вполне определенную роль — служит основой преобразования и совершенствования практической деятельности. Педагогика изучает образовательный процесс, как он протекает в жизни, и создает новые системы деятельности.

В знаниях, составляющих такую систему, воплощается особая форма отражения действительности – социальная норма. Социальные нормы не просто отражают сущее – то, что существует в педагогической действительности, но предписывают определенные действия как должное и составляют особый, третий вид знаний. Это знания нормативные – о должном, о том, что следует делать, в отличие от эмпирических и теоретических, отражающих сущее. К ним относятся общие и частные указания, предписания к деятельности: принципы, правила, рекомендации и т.д. Нормативные знания выступают также в виде методов практической деятельности (например, обучения и воспитания), стандартов, требований к программам и учебникам, к студенческим курсовым и дипломным работам.

Таким образом, общая картина всей совокупности научных знаний о деятельности, в частности педагогической, подразделяется на две группы.

К первой относятся знания, отражающие действительность в том виде, как она есть. Это знания о реально протекающем педагогическом процессе. Вторая группа – нормы, регулятивы деятельности. Это знания о том, как нужно ее планировать, осуществлять и совершенствовать в соответствии с целями и условиями, в которых этот процесс протекает.

С различением упомянутых групп знаний связаны особенности осуществления педагогической наукой ее функций, о которых шла речь выше. Эмпирические и теоретические знания педагогика получает, реализуя научно-теоретическую функцию, а нормативные – результат осуществления ею конструктивно-технической функции.


Заключение

Педагогика – это наука о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жизнью, найти равновесие с природой и обществом.

Педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство. Когда речь идет о воспитании, то необходимо иметь в виду, что оно имеет два аспекта – теоретический и практический. Теоретический аспект воспитания является предметом научно педагогического исследования. В этом смысле педагогика выступает как наука и представляет собой совокупность теоретических и методических идей по вопросам воспитания.

Другое дело – практическая воспитательная деятельность. Ее осуществление требует от педагога овладения соответствующими умениями и навыками для воспитания, которые могут достигать уровня педагогического искусства.

Предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Педагогика исследует следующие проблемы:

  • Изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на воспитание;
  • Определения целей воспитания;
  • Разработка содержания воспитания;
  • Исследование и разработка методов воспитания.

А инновационная педагогическая деятельность представляет собой сложный динамический процесс, центральной фигурой которой является учитель.

В научных исследованиях существуют разные подходы к инновационному процессу и его производным.

Наиболее перспективным представляется подход Л.С. Подымовой и В.А. Сластенина, которые выделяют в инновационном процессе этапы рождения новой идеи, создания на ее основе новшества, его практическое воплощение, под этапы: распространение (широкое внедрение), господство в конкретной области, сокращение масштабов применения в связи с использованием нового продукта.

По мнению В.А. Сластенина, формирование инновационной готовности учителя предусматривает:

  •  сознательный анализ профессиональной деятельности на основе мотивов и диспозиций;
  •  проблематизацию и конфликтизацию педагогической действительности;
  •  критическое отношение к педагогическим нормативам;
  •  рефлексию и построение системы смыслов;
  •  открытость среде и профессиональным новшествам;
  •  творчески преобразующее отношение к миру;
  •  стремление к самореализации.

Л.С.Подымова предлагает свою модель системы подготовки учителя к инновационной педагогической деятельности (ИПД) в условиях обучения в вузе. Ею, в частности, разработаны этапы подготовки учителя к ИПД:

  • развитие способности применять технологию творческого поиска;
  • овладение основами методологии научного познания, психолого-педагогического исследования;
  • освоение технологии инновационной деятельности;
  • практическая работа на экспериментальной площадке по введению новшества в педагогический процесс.

Список используемой литературы

  1. Педагогика: учеб. Пособие для студентов Фак. Педагогики и методики нач. Обучения Пед. Ин-тов. / под ред. С. П. Баранова и др. - М.: просвещение, 1976. – 352 с.
  2. Педагогика: учеб. Пособие для студентов Пед. Ин-тов. / ю. К. Бабанский, в. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.; под ред. Ю. К. Бабанского. -2-е изд., доп. И перераб. – м.: просвещение, 1988. - 479 с.
  3. Харламов и. Ф. Педагогика: учеб. Пособие для Студентов ун-тов и пед. Ин-тов. – 2-е изд., перераб. И доп. – м.: высш. Шк., 1990. – 576 с.
  4. В.А. Сластенин, Л.С.Подымова. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП "Издательство Магистр", 1997. -224 с.
  5. Педагогический энциклопедический словарь /гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая российская энциклопедия, 2003. – С. 480 – 494.
  6. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2004. – Гл. 5, 6.
  7. Сластенин, В. А. Психология и педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2006. – Гл. 10, 11.
  8. Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990
  9. Сластенин, В. А. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие / В. А.Сластенин, В. П. Каширин; МАН. 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2006.  Гл. 1.– С. 3  36; Гл. 3. – С. 77 – 83.


[1] Педагогика: учеб. Пособие для студентов Пед. Ин-тов. / ю. К. Бабанский, в. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.; под ред. Ю. К. Бабанского. -2-е изд., доп. И перераб. – м.: просвещение, 1988. - 479 с

[2] Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990

[3] Харламов и. Ф. Педагогика: учеб. Пособие для Студентов ун-тов и пед. Ин-тов. – 2-е изд., перераб. И доп. – м.: высш. Шк., 1990. – 576 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грант Главы по внедрению новых инновационных технологий в педагогической деятельности.

Информационная карта (критерии отбора) Претендента денежного поощрения, Ходатойство....

МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные понятия, необходимые для правильного понимания процесса технологичной соц. пед. деятельности....

Роль компьютерных технологий в педагогической деятельности

Роль компьютерных технологий в педагогической деятельности...

Самоанализ по использованию технологий в педагогической деятельности учителя физики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны с 2012-2017 гг.

Целью моей педагогической деятельности является формирование коммуникативной компетенции, включение каждого ребенка в учебно-воспитательный процесс, обеспечение учащихся качественным образованием...

Самоанализ по использованию технологий в педагогической деятельности учителя математики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Семеновой Саргыланы Егоровны с 2013-2017 гг.

Свою педагогическую деятельность выстраиваю, руководствуясь ФЗ 273 “Об образовании в РФ”, Концепцией модернизации российского образования, образовательной программой и программой развития ...

Диплом за профессионализм и успешное использование современных информационных технологий в педагогической деятельности

Диплом за профессионализм и успешное использование современных информационных технологий в педагогической деятельности...

Технологии в педагогической деятельности

проектная, игровая, ИКТ, активных методов, системно-деятельностная...