Программа дополнительного образования "Видеостудия"
рабочая программа на тему

Кудинова Ольга Владимировна

Видеостудия

Возраст обучающихся: 13-16 лет

Срок реализации – 2 года

Цели и задачи программы.

Цели:

Цель программы –– развитие и поддержка творческих и познавательных   способностей учащихся через создание в школе учебно-информационной среды.

Задачи:

Обучающие:

- изучение основ языка экранных искусств;

- знакомство с основными видами и жанрами кинематографа и фотографии;

- приобретение учащимися знаний по основам  цифровой фотографии;

- освоение работы со сканером, видеокамерой, цифровым фотоаппаратом, освоение работы с программными средствами MAGIX Видео делюкс (Video Deluxe), Киностудия Windows Live, программа обработки фотографий Picasa 3, растровый графический редактор Gimp;

- знакомство с основными этапами работы над видеофильмом;

-знакомство с основными правилами фотосъемки;

- приобретение умения самостоятельно искать информацию, ее структурировать и представлять в виде видеофильма.

Развивающие:

- развитие смекалки, изобретательности и устойчивого интереса к творчеству;

- развитие умения ориентироваться в проблемных ситуациях;

- развитие внимания, памяти, воображения, творческих способностей учащихся;

- развитие эмоциональной отзывчивости, умения выражать свои мысли, коммуникабельности;

- формирование художественного вкуса и интересов в области кино и фотографии.

Воспитательные:

- осуществление трудового, политехнического и эстетического воспитания школьников;

- воспитание в детях любви к своей родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бондарская средняя общеобразовательная школа

Утверждена на заседании

методического совета

МБОУ Бондарской СОШ

протокол №      от

Видеостудия

Возраст обучающихся: 13-16 лет

Срок реализации – 2 года

                                                         

Автор – составитель:

                                                                   Кудинова Ольга Владимировна

педагог дополнительного образования

Бондари

2015

Содержание

Пояснительная записка................................................................................................................ 3

Тематический план....................................................................................................................... 6

Образовательные результаты.....................................................................................................10

Методы и формы отслеживания результативности обучения.............................................. 11

Список литературы..................................................................................................................... 12

Пояснительная записка

С ростом научно - технического прогресса увеличивается поток необходимых базовых знаний, преподаваемых в школе. Для их лучшего усвоения, применяются различные системы синтеза гуманитарных и технических наук. Считается, что дополнительное образование в учебных заведениях системы образования должно ориентироваться на подготовку молодого поколения по массовым профессиям, затребованным рынком, в соответствии со своими склонностями. Акцент при этом необходимо делать на использование современных информационных технологий.

В этой связи имеет смысл организовать в учебных заведениях фото/видео студии. Трудно найти ребёнка, который бы не любил фото и кино. Искусство экрана привлекает детей своей зрелищностью, наглядными, легко воспринимаемыми образами. Оно даёт им и героев для подражания, и темы для игр. Искусство фотографии позволяет формировать творческие способности детей посредством синтеза науки и искусства. Оно дает детям уникальное умение видеть красоту в окружающем мире и необычное в обычном.

Школьная видеостудия, выпускающая видео -продукцию для сверстников – благоприятнейшая среда для серьезной профессиональной подготовки нового поколения активной молодежи, которая  сочетается с активной социально полезной деятельностью и объединяет обучающихся вокруг интересных масштабных дел.

Образовательная программа «Видеостудия» является общекультурной модифицированной программой научно–технической направленности. Программа знакомит учащихся с современными программными продуктами, развивает конструктивное созидательное мышление, воспитывает у школьников коммуникабельность посредством творческого общения старших и младших детей в коллективе, оказывает помощь в выборе будущей профессии. При составлении и реализации данной программы используются принципы: добровольности, демократичности, системности, индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Занятия строятся в такой форме, чтобы у учащихся закрепился устойчивый интерес и естественное желание к получению новых знаний, чтобы они почувствовали радость и удовлетворение от выполненной работы, от преодоления естественно возникающих трудностей. Проявленная смекалка, изобретательность и стремление к творческой деятельности поощряется и стимулируется, особенно на занятиях 1-го года обучения. Применяются групповые формы работы и индивидуальные консультации.

Программа школьной видеостудии носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приемами фотосъемки, видеосъемки, монтажа и создания видеороликов, кроме этого, программа способствует формированию навыков режиссерской работы.  Большая часть фотосъемок проводится в коллективах и во время различных мероприятий и вечеров. Выполняя самостоятельную фото-видеосъемку, учащиеся приобретают навыки работы с фотоаппаратом и видеокамерой, приобретают опыт общения. Часть занятий по съемке проходит вне учебного заведения и т.д., где на практике осваиваются различные жанры фотографии, ее изобразительные средства и композиция, развивается умение самостоятельной деятельности и умение использовать полученные ранее знания, а так же умение владеть сложной ситуацией.

Особенность таких занятий — в возможности объединить несколько групп, различных по уровню подготовки. Младшие учатся на примере старших, а те в свою очередь поддерживают новичков. Итогом таких совместных съемок становится оформление фотовыставки, демонстрация, обсуждение, конкурс фоторабот, что стимулирует учащихся на дальнейшую творческую деятельность.

Основа курса — личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения — предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении общих для всех сетевых технологий каждый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию. Такой продукцией в данном курсе является цифровой фильм. В конце года каждый учащийся (группа) должна подготовить свой проект (фильм). Проверка результатов подготовки проекта будет вестись один раз в месяц. В конце года будет организована презентации проектов и их защита.

Работа студии должна базироваться на двух составляющих: прежде всего, это оборудование (персональный компьютер и периферийные устройства) и соответствующее программное обеспечение к нему.

Фото/видео студию можно организовать с использованием таких графических систем как: MAGIX Видео делюкс (Video Deluxe) 2013, Microsoft Movie Maker, Киностудия Windows Live, Nero 8 и некоторых других/ Работа  по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Актуальность программы определяется возможностью удовлетворения интереса и реализации способностей школьников в области телевизионной техники и программных продуктов. Педагогическая целесообразность определяется тем, что в процессе групповой работы над проектом происходит развитие коммуникативных качеств школьников. Развитие ответственности обучающегося за выполненную работу достигается путем включения каждого в проект со своим заданием. Развитие умения обрабатывать различную информацию с помощью специальных редакторов достигается в процессе самостоятельной работы каждого школьника над индивидуальным заданием. Новизна заключается в освоении современной фото - видеоаппаратуры и программных продуктов.

Цели и задачи программы.

Цели:

Цель программы –– развитие и поддержка творческих и познавательных   способностей учащихся через создание в школе учебно-информационной среды.

Задачи:

Обучающие:

- изучение основ языка экранных искусств;

- знакомство с основными видами и жанрами кинематографа и фотографии;

- приобретение учащимися знаний по основам  цифровой фотографии;

- освоение работы со сканером, видеокамерой, цифровым фотоаппаратом, освоение работы с программными средствами MAGIX Видео делюкс (Video Deluxe), Киностудия Windows Live, программа обработки фотографий Picasa 3, растровый графический редактор Gimp;

- знакомство с основными этапами работы над видеофильмом;

-знакомство с основными правилами фотосъемки;

- приобретение умения самостоятельно искать информацию, ее структурировать и представлять в виде видеофильма.

Развивающие:

- развитие смекалки, изобретательности и устойчивого интереса к творчеству;

- развитие умения ориентироваться в проблемных ситуациях;

- развитие внимания, памяти, воображения, творческих способностей учащихся;

- развитие эмоциональной отзывчивости, умения выражать свои мысли, коммуникабельности;

- формирование художественного вкуса и интересов в области кино и фотографии.

Воспитательные:

- осуществление трудового, политехнического и эстетического воспитания школьников;

- воспитание в детях любви к своей родине.

Условия реализации образовательной программы:

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:  12- 17 лет.

Сроки реализации программы:  2 года

1 года обучения - 144 часа в год,

2 года обучения – 144  часа в год.

Группы 1 года обучения комплектуются в количестве 10 человек.

Группы 2 года обучения комплектуются из детей освоивших программу 1 года обучения или имеющих необходимые знания, умения, навыки в количестве 10 человек.

Условия набора детей в коллектив: в первый год обучения принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. На второй год обучения допускается дополнительный набор обучающихся на основании результатов: тестирования  и собеседования.

Форма и режим занятий

Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии:

- индивидуальная;

- групповая;

- фронтальная;

- индивидуально-групповая;

- работа по подгруппам;

Занятия групп 1 года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, т.е. 4 часа в неделю(144 часа в год).

Занятия групп 2 года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, т.е. 4 часа в неделю(144 часа в год).

 Программа призвана научить детей не только осваивать приемы создания видеороликов, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

Работа по выпуску социально-информационных видеороликов обеспечивает  создание условий для взаимопонимания и сотрудничества между учащимися, учителями, равноправного общения, а также личностного роста обучающихся и педагогов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Темы

общее кол-во

часов

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Цели и задачи видеостудии

3

2

1

3.

Работа над сценарием

4

1

3

4.

Профессия оператора и фотографа

6

2

4

5.

Подготовка съемок

4

2

2

6.

Цифровой фотоаппарат

18

6

12

7.

Основы фотографии

16

6

10

8.

Техника и технология фото-видеосъемки

16

8

8

9.

Видеомонтаж

54

10

44

10.

Звук в видеофильме

10

2

8

11.

Вывод фильма. Защита проекта.

10

2

8

12.

Заключительное занятие.

1

1

  -

Всего

144

43

101

1-ый год обучения 

Содержание программы 1-го года обучения

Вводное занятие.

Теория. Беседа о любимых фильмах и передачах. Знакомство с планом работы кружка. Кино и фотография как вид искусства. Правила техники безопасности.

Практика. Просмотр фрагментов фильмов разных жанров. Знакомство с творчеством   лучших фотографов.

Цели и задачи видеостудии.

Теория. Цели и задачи видеостудии. Структура фото-видеоинформации.  

Практика. Первые тренировочные фото-видеосъёмки.

Работа над сценарием.

Теория. Сюжет и сценарий видеофильмов. Значение сюжета, его разработка.

Практика. Написание сценария видеофильма. Видеосъёмки.

Профессия фотографа и оператора.

Теория. Профессия оператора и фотографа – между техникой и искусством

Практика. Видеосъёмки.

Цифровой фотоаппарат

Принцип работы цифрового фотоаппарата. Устройство и режимы цифрового фотоаппарата. Ручная настройка фотоаппарата. Фокусировка.

Основы фотографии

Выбор сюжета и точки съемки. Принцип света и тени. Съемка пейзажа. Портретная съемка. Групповая съемка. «Золотое сечение». Репортаж. Основные ошибки начинающих фотографов.

Подготовка съемок.

Теория. Подготовка съемок: сбор информации; подготовка объекта; подготовка участников.

Практика. Видеосъёмки.

Техника и технология видео-фотосъемки.

Принцип работы цифрового фотоаппарата. Устройство и режимы цифрового фотоаппарата. Ручная настройка фотоаппарата. Фокусировка.

Использование в фильме фотографий и других изобразительных материалов.

Практика. Видеосъёмки. Фотосъёмки. Подбор материала.

Видеомонтаж.

Теория. Творческие и технологические основы монтажа.

Приемы монтажа. «Черновой» и «чистовой» монтаж.

Линейный и нелинейный монтаж. Виды монтажа, его цели (технический, конструктивный, художественный).

Программы MAGIX Видео делюкс (Video Deluxe), Киностудия Windows Live.

Практика. Монтаж отснятого материала.

Звук в видеофильме

Теория. Звук в видеофильме: речь, музыка, шумы, создание фонограммы видеофильма; основы записи и воспроизведения звука

Практика. Наложение звука и звуковых эффектов на смонтированный фильм.

Вывод фильма.

Теория. Вывод фильма. Форматы вывода фильма. Создание DVD-диска с меню. Создание видеофайла MPEG2. Создание видеофайла MPEG4. Конверторы.

Практика. Вывод фильма в нескольких форматах.

Заключительное занятие. Защита проекта.

Теория. Диагностика. Подведение итогов работы за год, поощрение наиболее отличившихся, обсуждение планов на летний период и следующий учебный год.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-ой год обучения

Темы

общее кол-во часов

теория

практика

1.

Вводное занятие

3

1

2

2.

Искусство фотографии. Обработка цифрового изображения.

30

14

16

4.

Звук в видеофильме

18

3

15

5.

Свет в видеофильме

18

2

16

6.

Видеомонтаж

54

10

44

7.

Звук, переходы и цифровые эффекты в видеофильме

10

4

6

8.

Вывод фильма.

10

2

8

9.

Заключительное занятие.

1

1

-

Всего

144

37

107

Содержание программы 2 – го года обучения

Вводное занятие.

Теория. Инструктаж по технике безопасности.

Повторение пройденного. Диагностика.

Практика. Просмотр и обсуждение смонтированных фильмов за предыдущий год. Видеосъёмки.

Обработка цифрового изображения

Ввод изображений с цифрового фотоаппарата. Компьютерные программы просмотра изображений. Основные понятия растровой графики.

Пользовательский интерфейc Gimp и Picasa. Многослойные изображения. Основы работы с изображениями. Использование стилей эффектов..Работа с текстом. Операции со слоями. Коррекция изображений. Использование фильтров. Монтаж изображений. Создание коллажа. Допечатная подготовка фотографий. Печать фотографий. Создание электронного альбома. Просмотр фотоальбомов в режиме «слайд шоу». Обработка фотографий в программах.

Свет в видеофильме.

Теория. Свет в видеофильме. Использование прямой и фоновой подсветки.

Практика. Практическое занятие по постановке света.

Видеосъёмки.

Видеомонтаж.

Теория. Первые представления о монтаже. Соединение кадров и рождение нового смысла. Работа по созданию фотофильма. Выстраивание отснятых кадров в соответствии с монтажной записью. Запись закадрового текста. Озвучивание фильма. Программы

Практика. Просмотр фрагментов художественных игровых и мультипликационных фильмов. Съёмка по монтажной записи отдельных фрагментов фильма. Съёмки дублей с целью получения наиболее выразительных кадров. Монтаж отснятого материала.

Звук, переходы и цифровые эффекты в видеофильме.

Теория. Звук, переходы и цифровые эффекты в видеофильме: речь, музыка, шумы, создание фонограммы видеофильма;  использование переходов и цифровых эффектов в видеофильме.

Практика. Наложение звука и звуковых эффектов, переходов и цифровых эффектов на смонтированный фильм.

Вывод фильма.

Теория. Вывод фильма. Форматы вывода фильма. DVD-мастеринг. Создание видеофайла для мобильных устройств. Создание видеофайла для размещения в интернете.

Практика. Вывод фильма в нескольких форматах.

Заключительное занятие.

Теория. Подведение итогов работы за год, поощрение обучающихся.

Ожидаемые результаты:

После первого года обучения учащиеся должны знать:

- об особенностях языка кино, отличие языка кино от других видов искусства;

- законы и правила фотографии, основные методы и приемы фотосъемки

- об основных видах и жанрах фотографии и кинематографа;

- основные правила фотографии;

-основы операторской работы.

- о проектной деятельности;

- о структурировании информации и представлении её в виде видеофильма;

- о написании сценария;

- об этапах работы над фильмом;

уметь:

- правильно организовывать рабочее место;

- самостоятельно искать информацию;

- вести фото- и видеосъёмку;

- составлять план(сценарий) фильма;

- выбирать правильный ракурс при съемке;

- монтировать простые видеоролики;

- последовательно вести работу;

- сотрудничать со своими сверстниками и товарищами по объединению, оказывать помощь, проявлять самостоятельность;

- применять приобретенные навыки на практике.  

- добиваться максимальной самостоятельности творчества.

После второго года обучения учащиеся должны знать:

-о структурировании информации и представлении её в виде видеофильма;

- о программных средствах MAGIX Видео делюкс (Video Deluxe), Киностудия Windows Live, программа обработки фотографий Picasa 3, растровый графический редактор Gimp;

о возможности обработки графических файлов в различных программах;

-  особенности, достоинства и недостатки растровой графики;

-  особенности, достоинства и недостатки векторной графики

- основы монтажа видеофильмов

- основы цифровой обработки фотографии

уметь:

Редактировать и обрабатывать цифровые фотографии в графических и растровых редакторах

Вести фото- и видеосъёмку, а именно:

-  правильно выбирать точку съёмки;

-  грамотно строить композицию кадра;

-  настраивать и правильно использовать освещение;

-  правильно использовать планы;

-  правильно использовать возможности съёмочной техники;

Монтировать видеофильмы, а именно:

-  производить захват видеофайлов;

-  импортировать заготовки видеофильма;

-  редактировать и группировать клипы;

-  монтировать звуковую дорожку видеофильма;

-  создавать титры;

-  экспортировать видеофайлы.

Методы и формы отслеживания результативности обучения

Положительный результат обучения обеспечивается применением различных форм, методов и приемов, которые тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Проводя практические занятия, педагог тактично контролирует, советует, направляет учащихся. Учащиеся учатся анализировать свои работы. Большая часть занятий отводится практической работе, по окончании которой проходит обсуждение и анализ.

Методы определения результата:

-  педагогическое наблюдение;

-  оценка продуктов творческой деятельности детей;

-  беседы, опросы, анкетирование;

Формы определения результата:

-  выполнение зачетных заданий по пройденным темам;

-  публикация фотографий в газетах, на сайтах;

-  рекомендации действующих фотографов города;

-  организация персональных фотовыставок.

Формы работы

Практико-теоретическая.

Теоретические сведения о предмете сообщаются в форме познавательных бесед продолжительностью не более 20-25 минут на каждом двухчасовом  занятии.  Это беседы с одновременной демонстрацией деталей, приборов, программных продуктов с вопросами и ответами, иногда спорами. Большую часть необходимых теоретических знаний учащиеся получают при монтаже видеофильма.

Практическая.

Реализация приобретенных теоретических знаний осуществляется при написании сценария будущего видеофильма, поиске материалов для его оформления, его непосредственной видеосъемки и обработки полученных медиаматериалов.

Индивидуальная.

Разновозрастный коллектив предполагает разноуровневое обучение, поэтому задания подбираются индивидуально каждому воспитаннику с тем, чтобы обеспечить успешность их выполнения.

Проектная.

Предусматривает работу по персональным проектам. 

 Результативность определяется:

-просмотром промежуточных и конечных медиаматериалов.

- демонстрацией смонтированных видеофильмов

- конкурсом видеороликов на заданную тему

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

-начальный контроль (сентябрь);

-текущий контроль (в  течение всего учебного года)

-промежуточный контроль (январь);

-итоговый контроль (май).

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- фотовыставки:

- премьера фильма;

- викторины;

- учебно-исследовательские конференции. 

Методы обучения

Репродуктивный − основополагающий метод обучения в  освоении  программы.

Диалогический – предполагает объяснение теоретического материала в виде познавательных бесед. Беседы ведутся в диалогической, часто в вопросно-ответной форме и сопровождаются демонстрацией практической работы в программных продуктах.

Поисковый (творческий) – применяется при работе по персональным проектам. Целесообразен при высоком уровне освоения программы, когда на базе уже усвоенных знаний воспитанник реализует оригинальные творческие и технические замыслы. Методическое обеспечение.

Учебные и методические пособия:

 Научная, специальная, методическая литература

Материалы из опыта работы педагога:

дидактический материал:

- программа MAGIX Видео делюкс (Video Deluxe),

- программа Киностудия Windows Live

- программа Picasa

- программа Gimp

- учебные пособия

 - разработки игр

методические разработки:

-собственные методические разработки

-разработки игр, кроссвордов, тестов по терминологии предмета изучения;

-разработки бесед-обсуждений фильмов;

-конспекты открытых занятий;

-лекционный материал для занятий;

-пособие по композиции кадра;

-памятки для обучающихся «Мой первый фильм», «Правила видеосъемки», «Правила фотографии»

- компьютерные ресурсы;

- Интернет-сайты.

Материально-техническое оснащение:

- компьютерный класс, актовый зал/

- компьютеры с процессором Core i5 или выше, оперативной памятью 4 Гб, видеокартой AMD    Radeon HD 6450 или выше

- видеокамера

- цифровой фотоаппарат

- микрофоны

- постоянный доступ в сеть Интернет.\

Литература для педагога:

  1. Белунцов В. Звук на компьютере. Трюки и эффекты. - Питер, 2005.
  2. Василевский Ю.А. Практическая энциклопедия по технике аудио- и видеозаписи. М. 1996.
  3. Оханян Т. Цифровой нелинейный монтаж. М.: Мир, 2001.
  4.  Дж. Уэйд "Техника пейзажной фотографии" - М., 1994.
  5. Вапин А. "Фотография. 1000 рецептов" - М., 1989.

Литература для учащихся:

  1. Арапчев Ю. "Путешествие в удивительный мир" - М., 1986
  2. Панфилов Н.Д. "Фотография и его выразительные средства" - М., 1995.
  3. Василевский Ю.А. Практическая энциклопедия по технике аудио- и видеозаписи. М. 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...