методическая модель организации работы с одаренными детьми в УДО
методическая разработка на тему

Зайцева Наталья Викторовна

в статье предложена модель организации работы педагогов дополнительного образования с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_konferentsiya.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

Зайцева Н.В.- методист

Крицкая О.В.- методист

Пинкина Л.Б. – педагог дополнительного образования

МБУ ДО Дом детского творчества г.Гуково, Ростовской области

e-mail: http//ddt61@inbox.ru

Дом детского творчества г. Гуково, Ростовской области как внешкольное учреждение, а затем учреждение дополнительного образования детей функционирует с июня 1958 года. Современное название - муниципальное  бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества – получено 5 июня 2015 года.

Дом детского творчества является муниципальной собственностью города Гуково. Финансирование учреждения производится из местного бюджета.

Основные направления деятельности Дома детского творчества:

  • Реализация дополнительных образовательных услуг.
  • Организация городских массовых мероприятий с детьми.
  • Оказание методической помощи педагогическим коллективам образовательных учреждений по проблемам развития дополнительного образования и воспитания.
  • Организация содержательного досуга детей и подростков.
  • Координация деятельности детских общественных организаций и  объединений.

Педагоги Дома детского творчества осуществляют образовательный процесс по 29 программам следующих направленностей:

Направленность дополнительных общеразвивающи  программ

Всего программ

В т.ч. автор-ских

По уровню освоения

Среднего образо-

ания

Основ-ного общего образования

Начального образования

Музыкально-эстетическая

9

4

6

3

-

Художественно-эстетическая

5

3

2

3

-

Культурологическая

4

2

2

1

1

Социально – педагогическая

5

3

3

2

-

Эколого-биологическая

2

2

1

1

-

Техническая

4

1

1

3

-

Всего

29

15

15

13

1

Высокий уровень профессионализма педагогического коллектива подтверждается:

  • дипломом Лауреата в номинации «Дом» в областном конкурсе учреждений дополнительного образования (2005 год),
  • дипломом II степени в номинации «Дом» в конкурсе учреждений дополнительного образования Южного федерального округа (2006 год);
  • победами педагогов в областном конкурсе «Сердце отдаю детям» в номинациях «художественно-эстетическая» (Пинкина Л.Б., 2004 г.) и «социально-педагогическая» (Зайцева Н.В., 2008 г.); В 2010 году  Зайцева Н.В.– участник финала VIII Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям».
  • диплом II степени V Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений в номинации «Образовательные учреждения дополнительного образования детей». ( Москва 2011 г.).
  • дипломом победителя Всероссийского конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Лучшее учреждение дополнительного образования»  (Санкт- Петербург 2015г.)

Воспитанники Дома детского творчества показывают высокие результаты. Только за 2015-2016 учебный год ими завоевано 62 диплома победителей всероссийских  и международных уровней.  Ярослава Дегтярева - воспитанница вокальной студии «Вдохновение» (руководитель-  педагог дополнительного образования Бондарева О.Г.) в 2015 году стала финалисткой телепроекта «Голос. Дети-3»

В 2015 учебном году в процессе обучения на курсах повышения квалификации по проблеме «Образовательная система поддержки детской одаренности» педагоги Дома детского творчества получили конкретные рекомендации, существенную методическую помощь по организации работы с одаренными детьми, выявлению таких детей, реализации их потенциальных возможностей. Изучив «Рабочую концепцию одаренности» [2,3],познакомившись с позицией ведущих отечественных специалистов в области психологии одаренности, проанализировав состояние этой работы в Доме детского творчества, мы пришли к следующим выводам:

  1. Работа с одаренными детьми является одной из приоритетных задач современного общества.
  2. Педагоги дополнительного образования, вследствие личностно-деятельностного характера образовательного процесса, объективно имеют самые благоприятные возможности и условия для выявления, развития и поддержки одаренных детей.
  3. С целью оптимизации этой работы педагогам необходима помощь в виде методической разработки, общей схемы по выявлению и развитию одаренных детей.

        Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов деятельности по сравнению с другими людьми. [3,16]

        В настоящее время к признакам одаренности мы относим: особый устойчивый интерес ребенка к конкретному виду деятельности, быстрое усвоение материала, успешное выполнение задания, использование и изобретение новых способов деятельности, самостоятельная постановка перед собой и педагогом новых целей, умение глубоко и по-новому увидеть ситуацию, владение своеобразным индивидуальным стилем деятельности. При этом есть воспитанники, которые имеют признаки актуальной, явной одаренности, а так же есть дети, которые, на наш взгляд, обладают потенциальной одаренностью.

        Эти выводы сделаны на основе психолого-педагогического мониторинга: наблюдения за детьми в разных ситуациях в течение 2015-2016 учебного года, бесед с детьми и родителями, анализа их поведения во время подготовки и проведения конкурсов, концертов, выставок, мастер-классов, открытых занятий и пр., анализа достижений детей в конкурсах детского творчества.

        В 2016-2017 учебном году педагогам дополнительного образования предложена методическая модель организации работы с одаренными детьми.

Методическая модель организации работы с одаренными детьми.

Содержание образовательной среды

Цели,

идеи, ценности

Творчество

Взаимодействие, взаимопомощь

Социализация

Самореализа-ция,

рефлексия

Направления изменения содержания работы

Углубление

Развитие положительной художественно-творческой мотивации, настойчивости, самостоятельности, стабильности, способности к сотрудничеству, сотворчество, сопереживание

Проектирова-ние

Работа консультанта, мастера-инструктора, помощника педагога

Самостоятель-ная, индивидуаль-ная и групповая работа. Участие в акциях детских общественных организаций

Дневник

творческого человека

Обогощение

Подбор более сложного обучающего материала. Средства, обеспечиваю-щие богатый зрительно-слуховой ряд.

Общение с мастерами в избранном виде деятельности.

Участие в акциях в Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в школах-интернатах

Стимулирова-ние положитель-ных переживаний

Проблематизация

Поиск собственных смыслов содержания учебного материала, окружающих реальностей.

Проектирование.

Поиск решения творческих задач

Социальное проектирование. Участие в творческих конкурсах, фестивалях. (индивидуаль-ное и в ансамбле)

Свобода выбора. Обратная связь через компьютер-ные сети

        С целью создания условий для творческого и личностного развития детей с учетом их дарования и высоких потенциальных возможностей, предполагается:

  • выделить дополнительное учебное время для индивидуальных занятий с одаренными детьми – 1 час в неделю для каждого ребенка;
  • внести изменения в дополнительные общеразвивающие программы, дополнив их разделом «Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей»;
  • организовать работу с одаренными детьми в двух направлениях:

а) на дополнительных индивидуальных занятиях,

б) на групповых занятиях путем обогащения и углубления содержания занятий, а также моделирования качественно новой образовательной среды в творческом объединении.

Работа по обучению и развитию одаренных детей будет строиться на принципах:

  • развивающего и воспитывающего обучения, что обеспечит не только усвоение знаний и умений, но и воспитание личностных качеств обучающихся;
  • индивидуализации и дифференциации обучения, что позволит как можно более плотно учитывать уникальные индивидуальные типологические особенности одаренных детей;
  • учета возрастных возможностей, чтобы обеспечить соответствие содержания образования и методов обучения возрасту детей, не допустить завышения уровней трудности материала.

Список литературы

  1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.
  2. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.
  3. Ушаков Д.В. – Психология интеллекта и одаренности  М.: Институт психологии РАН, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация "Организация работы с одаренными детьми"

Данная работа включает теоретические основы организации деятельности с одаренными детьми и конкретные практические методики по выявлению оадернных....

МОДЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Статья о применении ИКТ при работе с одаренными детьми...

Модель организации работы с одаренными детьми с использованием индивидуальных образовательных маршрутов

В данной статье представлена апробационная модель организации работы с одаренными детьми с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, а также разработана примерная структура "дневни...

Модель организации работы с одаренными детьми на уроках математики

   Забота об одарённых детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Повышенное внимание к проблемам обучения и развития одарённых детей ...

Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».

Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...

методическая модель организации работы с одаренными детьим

Для выявления, развития и поддержки одаренных детей педагогом дополнительного образования используется методическая модель организации работы с одаренными детьми. Данная модель позволяет создать услов...

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры

Методическая разработка на тему: Выявление одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры....