«Современные формы занятий с использованием новых педагогических технологий в дополнительном образовании – основа мастерства педагогов»
статья по теме

              Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм, мастерство педагога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные формы занятий с использованием новых педагогических технологий в дополнительном образовании – основа мастерства педагогов»

 Методист по УР -  Баннова О.Ю.  

              Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм, мастерство педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм и мастерство педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.

           Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность.

            Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно педагоги дополнительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности.

            Педагог дополнительного образования должен располагать творческим потенциалом, проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию, использованию современных нетрадиционных форм занятий.

Возможности нетрадиционных форм занятий

       Нетрадиционная форма проведения занятия – это возможность для детей развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
       Нетрадиционные формы дают возможность не только поднять интерес обучающихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.
       Сама организация такого занятия подводит обучающихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, событий, особенно результатов деятельности человека, т. е. способствует выработке определенного позитивного отношения к природе, обществу, себе и т. д. В процессе проведения этих занятий складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.
       Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения занятия, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету.

Предлагаемые формы проведения занятий в учреждениях дополнительного образования

       Формы проведения учебных занятий в УДОД подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей детей, целей и задач образовательной программы дополнительного образования, специфики предмета и других факторов. Наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие формы:

1) Для обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста: 

http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     беседа с игровыми элементами;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     сказка;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     сюжетно-ролевая игра;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     игра-путешествие;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     игра-имитация;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     викторины, соревнования, конкурсы, состязания и др.

2) Для учащихся среднего школьного возраста: 

http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     лекция;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     учебная игра, ролевая игра;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     защита творческого проекта;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     творческие конкурсы;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     КВН;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     заочная экскурсия;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     коллективное творческое дело (КТД);
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     тематические задания по подгруппам.

3) Для учащихся старшего школьного возраста:

http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     проблемная лекция;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     пресс-конференция;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     практические занятия;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     семинар;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     тематическая дискуссия;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     групповая консультация;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     защита творческой работы;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     деловая игра, ролевая игра;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     презентация (вида деятельности, выставки, проекта и т.п.).

Виды нетрадиционных занятий

       Занятия в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д.
       Занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т. д.
      
Занятия, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, занятие – «дублер начинает действовать» и т. д.
      
Занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс – конференция, брифинг, аукцион, бенефис, телемост, регламентированная дискуссия, панорама, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т. д.
      
Занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т. д.
      
Занятия, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, игра-путешествие, прогулки и т. д.
    Занятия, опирающиеся на фантазию детей: занятие – сказка, занятие – сюрприз и т. д.

Подготовка и проведение занятия в нетрадиционной форме

       Подготовка и проведение занятия в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:

1. Замысел.
2. Организация.
3. Проведение.
4. Анализ.

1. Замысел - самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:

http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     определение временных рамок;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     определение темы;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     определение типа занятия;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     выбор нетрадиционной формы;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     выбор форм учебной и воспитательной работы.  

       Выбор нетрадиционной формы занятия зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:

http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     специфика изучаемого курса и группы,
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     характеристика темы (материала),
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     возрастные особенности учащихся.

       На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип занятия, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму.  При выборе форм учебной работы следует учитывать два главных фактора:

http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     особенности и возможности выбранной формы;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     характеристики группы (в том числе, какие формы учебной работы – индивидуальная, коллективная, фронтальная – и как часто применялись в данном коллективе).

2. Организация. Этот этап в подготовке нетрадиционного занятия состоит из подэтапов:

http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     распределение обязанностей (между педагогом и учащимися);
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     написание сценария занятия (с указанием конкретных целей);
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     подбор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     разработка критериев оценки деятельности учащихся.

3. Проведение нетрадиционного занятия. 

4. Анализ. Заключительным этапом проведения нетрадиционного занятия является его анализ. Анализ – это оценка прошедшего занятия, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее необходимо обратить внимание на следующие важные моменты.

Требования к проведению занятия

       Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.

http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     Педагог должен сформулировать тему и цель занятия.
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     Каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим.
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы воспитанников.
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности детей.
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и использовать здоровьесберегающие технологии.

Общедидактические принципы организации и проведения нетрадиционных занятий

Принцип

Реализация принципа на практике

Принцип индивидуального подхода к учащимся

Требует построения занятия с учетом личных запросов школьников, создания условий для развития их индивидуальных задатков, интересов, склонностей

Принцип связи теории с практикой

Требует осуществления более тесной связи нетрадиционных форм обучения с обычными занятиями: теоретический и практический материал получает дополнительное подтверждение.

Принцип сознательности и активности деятельности

Предполагает создание условий для возникновения интереса воспитаннику к занятию, творческой деятельности по его подготовке и проведению, удовлетворенности ее результатами

Принцип избирательности

Предполагает отбор форм, методов и средств проведения нетрадиционного занятия осуществлять с учетом возраста и подготовленности учащихся, наличия у них интересов к занятиям.

Принцип связи теории с практикой

Предполагает раскрытие детям роли труда и технологии в различных сферах человеческой жизнедеятельности, практической значимости получаемых ими на занятиях знаний, умений, навыков.

Принцип добровольности участия в деятельности

Предполагает наличие у детей конкретного круга интересов, что позволяет им среди многих видов деятельности выбирать тот, который в наибольшей степени соответствуют их внутренним потребностям

Принцип занимательности

Требует использовать разнообразные формы, методы и средства обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к семинару "Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей"

В представленном материале раскрываются основные современные педагогические технологии используемые в образовательном процессе дополнительного образования детей....

Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей

Описание современных педагогических технологий, применимых в дополнительном образовании детей...

Использование современных педагогических технологий в дополнительном образовании.

В настоящее время современная педагогика не мыслит себя без педагогических технологий. Использование педагогических технологий приводит к качественному изменению обучаемого процесса. Позволяет более т...

Использование новых педагогических технологий обучения как одно из необходимых условий повышения качества образования в процессе реализации ФГОС НОО и введения ФГОС ОО

Статья расскрывает новые педагогические технологии, которые могут повысить мотивацию учащихся к изучению предмета, снять напряжение на уроке, сделать его более интересным и как следствие повысить каче...

Использование новых педагогических технологий на уроках английского языка как условие обеспечения современного качества образования

quot;Использование новых педагогических технологий  на уроках английского языка как условие обеспечения современного качества образования" - доклад на педсовете, в котором рассматривается т...

Доклад «Образовательная деятельность с использованием инновационных педагогических технологий в дополнительном образовании»

Объектом исследования данной работы является процесс развития образования как целостной педагогической системы, а предметом исследования - инновационные педагогические технологии.Педагогическая иннова...