«Изготовление модели скворечника» по образовательной программе детского объединения «Мир из бумаги» второго года обучения (внеурочная деятельность) для обучающихся 8-9 лет
план-конспект на тему

Тема: «Изготовление модели скворечника»

 

Планируемый результат занятия

 

Предметные

Обучающийся научится:

- изготавливать  несложную конструкцию модели скворечника из картона по простейшему чертежу  с помощью шаблона;

- применять полученные знания и умения в практической деятельности;

- развивать конструктивное мышление;

Метапредметные

Регулятивные УДД:

осуществлять пошаговый контроль по результату.

Познавательные УДД:

- применять знания на практике, излагать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей;

- способствовать развитию творческого мышления.

Коммуникативные УДД:

- допускать существование различных точек зрения;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Личностные

- осуществлять оценку и мотивацию к практической деятельности;

- воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестного отношения к работе и способность радоваться успехам товарищей.

 

Цель: обучение изготовлению из картона модели скворечника.

Задачи:

 Обучающие:

*закрепить умения разметки по шаблону

*формировать умение выполнять чертеж прямоугольника на картонной основе

*закрепить умение читать чертежи

*закрепить  умение правильно сгибать картон

*закрепить знания по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.

Развивающие:

*развивать моторику пальцев

*способствовать развитию творческого мышления
*развивать навыки и умения ручного труда

*развивать умение экономно пользоваться бумагой и картоном

Воспитывающие:

* воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

 -  модель скворечника; 
 - схемы изготовления модели скворечника;
 - шаблоны корпуса модели скворечника;
 - презентация «Перелетные птицы средней полосы России»;
 - клей, ножницы, цветная бумага, картон;
 - ватман голубого цвета с выполненным на нем рисунком берез (панно    «Березовая роща»);

 - аудиозапись «Птичье пение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazova_konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx31.11 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx79.54 КБ

Предварительный просмотр:

Рассказова Ольга Филипповна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

 Большеуковского муниципального района Омской области

«Центр развития творчества  детей и юношества»

Тема занятия:

«Изготовление модели скворечника»

по образовательной программе детского объединения

 «Мир из бумаги»

второго года обучения (внеурочная деятельность)

 для обучающихся 8-9 лет

Автор:

педагог дополнительного образования

О.Ф. Рассказова

Большие Уки – 2014

Тема: «Изготовление модели скворечника»

Планируемый результат занятия

Предметные

Обучающийся научится:

- изготавливать  несложную конструкцию модели скворечника из картона по простейшему чертежу  с помощью шаблона;

- применять полученные знания и умения в практической деятельности;

- развивать конструктивное мышление;

Метапредметные

Регулятивные УДД:

осуществлять пошаговый контроль по результату.

Познавательные УДД:

- применять знания на практике, излагать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей;

- способствовать развитию творческого мышления.

Коммуникативные УДД:

- допускать существование различных точек зрения;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Личностные

- осуществлять оценку и мотивацию к практической деятельности;

- воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестного отношения к работе и способность радоваться успехам товарищей.

Цель: обучение изготовлению из картона модели скворечника.

Задачи:

 Обучающие:

*закрепить умения разметки по шаблону

*формировать умение выполнять чертеж прямоугольника на картонной основе

*закрепить умение читать чертежи

*закрепить  умение правильно сгибать картон

*закрепить знания по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.

Развивающие:

*развивать моторику пальцев

*способствовать развитию творческого мышления
*развивать навыки и умения ручного труда

*развивать умение экономно пользоваться бумагой и картоном

Воспитывающие:

* воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

 -  модель скворечника; 
- схемы изготовления модели скворечника;
- шаблоны корпуса модели скворечника;
- презентация «Перелетные птицы средней полосы России»;
- клей, ножницы, цветная бумага, картон;
- ватман голубого цвета с выполненным на нем рисунком берез (панно    «Березовая роща»);

 - аудиозапись «Птичье пение».

План занятия.

I.Организационный этап – 2 мин.

II.Основной этап

1.Теоретическая часть:

- сведения о птицах – 10 мин;

- просмотр слайдов «Перелётные птицы» - 5 мин;

- объяснение последовательности выполнения работы – 5 мин;

- техника безопасности – 3 мин.

2. Практическая часть:

- самостоятельная работа по изготовлению скворечника – 15 мин.

III.Заключительный этап:

- подведение итогов работы, оформление панно «Берёзовая роща», самооценка - 5 мин.

Ход занятия:

I.Организационный момент:

- активизация внимания.

II.Основная часть.

   Подведение к теме занятия:

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно, очень тёплые

Ноги у весны.

                  (И. Токмакова)

(Звучит фонограмма «Голоса птиц».)

- Ребята, что вы сейчас услышали? (Пение птиц).

- А как вы думаете, случайно ли я включила эту запись? (Нет, ведь началась весна и к нам прилетят перелётные птицы)

- Молодцы!

- Ребята, а каких перелетных птиц вы знаете? (ответы детей)

(Показ презентации  «Перелетные птицы средней полосы России»)

Эти птицы живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. С наступление холодов они улетают в жаркие страны, а весной, как только растает снег, возвращаются в родные места.

Скворец - первый вестник весны. Скворца узнать легко - это довольно большая, темная, со светлыми пестринками птица. Это дикая птица. Живет она в лесу или в саду, питается червями, гусеницами, ягодами. По голосу скворцов узнать нелегко, хотя поют они неплохо. Но ... не своим голосом. Своей песни у скворцов нет, зато есть удивительная память и слух. И скворцы перенимают чужие песни. Поэтому иногда, услыхав песню зяблика или дрозда, можно обнаружить скворца. Даже человеческую речь перенимают скворцы и могут произносить целые фразы.

Скворцы - полезная птица. Однажды в одном из южных лесничеств страны появилось большое количество опасного вредителя – гусеницы. Были вызваны рабочие, которым пришлось собирать гусениц руками. Люди работали 2 недели, а на соседнем участке леса вмешательство людей не потребовалось, хотя там было не меньше гусениц. Там висело 50 скворечников, и эти птицы очистили от гусениц свой участок быстрее и лучше, чем люди.

 Гнездятся скворцы в дуплах деревьев и в скворечниках. Скворцы любят занимать скворечники, в которых жили предыдущим летом, но не всегда они бывают свободными: то другие скворцы займут их, то воробьи поселятся. Но скворцы птицы упорные, и если  не всегда вступают в бой со своими  сородичами, то уж с воробьями не церемонятся. Ухватит воробья цепким клювом и выбросит из скворечника.

- Давайте вернемся к услышанной записи. Можно ли сказать, что мы услышали, как общаются птицы?

- О чем могли разговаривать птицы друг с другом? (Возможно, они обсуждали какие- то проблемы)

-А какие проблемы могут быть у птиц весной? (После трудного перелета на родину, птицам необходимо организовать жилье, чтобы потом вывести свое потомство)

- Можем ли мы помочь птицам? Как? (Мы можем сделать скворечники, в которых поселятся скворцы)

-А как вы думаете, чем же мы сегодня на занятии займёмся, кто из вас уже догадался? (Изготовлением скворечников)

  Сообщение темы занятия:

- Правильно. Номы, пока сделаем не настоящие скворечники, а выполним модель скворечника из картона.

   Анализ образца модели скворечника:

Показ модели скворечника.

- Посмотрите на модель скворечника. На что он похож? (На коробочку)

-  Как выглядит? Какие детали есть у данной модели? (Корпус, крыша, вход жердочка для сиденья)

-а как ещё называют вход в скворечник, может быть, кто-то из вас слышал? (леток)

– Подумайте, почему вход в скворечник называется «леток»?

(Потому что птицы влетают в него.)

– А вот эта жердочка под летком называется насест.

– Догадаетесь ли вы, почему? (От слова «сесть», ведь на него садится птица.)

Проверка готовности к занятию:

- Что нам понадобится для выполнения данной модели? (Данная модель выполнена из картона, значит, нам понадобится картон)

- Что еще для работы нам будет необходимо? (Линейка, клей, ножницы, карандаш).

- Проверьте, все ли готово у вас для выполнения работы.

Инструктаж по технике безопасности:

- Вспомним правила работы с ножницами:

1.Не держи ножницы концами вверх.

2.Не оставляй ножницы в открытом виде.

3.При вырезании окружности вырезай против хода часовой стрелки.

-Также необходимо вспомнить правила работы с клеем:

1.Не допускать попадания клея в глаза и в рот.

2.Передавать при необходимости клей только в закрытом виде.

3.При окончании работы клей плотно закрыть.

- Наше занятие  пройдет под девизом: «Уменье везде найдет примененье». А какие умения нам сегодня на занятии  пригодятся? (Умение читать чертежи, умение выполнять чертежи, умение правильно выполнять разметку по шаблону, умени, верно вырезать разметку по шаблону, умение правильно сгибать картон в необходимых местах).

  Обсуждение вопросов технологии.

(По ходу обсуждения на доске помещается пошаговая инструкция порядка (алгоритм) работы).

- С чего начнём выполнять работу? (При помощи шаблонов изготовить и вырезать основную деталь скворечника)

- Каким образом поместим шаблон на картоне? (В углу картонного листа в целях экономии картона)

-- Рассмотрите развертку корпуса модели скворечника. О чем говорят пунктирные линии? (Это линии сгиба)

- Как правильно выполнить сгибы? (Так как это картон, необходимо выполнить рицовку, затем согнуть по линейке)

- О чем говорит сплошная линия окружности? (Это линия среза. Необходимо очень аккуратно вырезать на заготовке окружность.)

-Для чего это необходимо сделать? (Это будет вход в нашем скворечнике)

 - Что необходимо сделать дальше? (Нанести на клапаны клей и склеить корпус модели скворечника).

- Рассмотрим чертеж крыши модели скворечника. На что он похож? (На прямоугольник).

- Как начертить прямоугольник на листе картона? Отмерим от  верхнего левого угла картонного листа 10 сантиметров по горизонтали, отметим точкой. Далее, используя угольник,  отложим от данной точки отрезок, длиной 5,5 сантиметров, перпендикулярный горизонтальной грани листа. Затем, снова от верхнего левого угла  отступим  5,5 сантиметров по вертикали, тоже сделаем отметку.  Соединяем данные отрезки. У нас получился прямоугольник. Вырежем прямоугольник, согнем его пополам по его длине, сделав рицовку.

 Выполним сборку модели скворечника: соединим корпус и крышу.

Затем, необходимо чуть немного ниже входа поместить жердочку. Для жердочки мы используем фрагмент зубочистки. Он вставляется острым концом в модель скворечника.

- Итак, за работу!

2. Практическая часть.

        Самостоятельное выполнение обучающимися практического задания по выполнению модели скворечника. В процессе работы используется наглядный материал.

         По желанию, можно сделать индивидуальную работу, выполнив аппликацию. Подумайте, как  можно оформить работу в этой технике.

        Со стороны педагога осуществляется контроль над изготовлением изделия.

 ( Включается аудиозапись «Птичье пение».)

Когда дети выполнят большую часть работы, проводится физкультминутка:

Физкультминутка:

«Прилетели птицы»

-Я буду называть птиц, но если я назову что - то лишнее, можно хлопать в ладоши.

- Прилетели птицы: голуби, синицы,

мухи и стрижи.

- Прилетели птицы: голуби, синицы,

аисты, вороны,

 галки, макароны.

- Прилетели птицы: голуби, куницы.

- Прилетели птицы: голуби, синицы,

 чибисы, чижи, галки и стрижи,

комары, кукушки.

Прилетели птицы: голуби, синицы,

галки и чижи,

Аисты, кукушки,

 даже совы - сплюшки,

лебеди, скворцы.

 Все вы – молодцы.

- Готовые модели скворечников размещаем  на нашем панно.

III. Заключительная часть.

- Что мы делали сегодня на занятии?

- О каких птицах мы сегодня говорили?

- Чем полезны птицы?

- Для чего делают скворечники?

Подведение итогов работы:

        - Сегодня мы говорили  о том, что обитая в садах, парках, птицы, в частности скворцы,  защищают деревья от насекомых-вредителей.  Птиц надо оберегать, подкармливать, строить для них скворечники и делать кормушки.

        На занятии каждый из вас сделал скворечник. Скворечники получились разные, но все очень красивые. А теперь все скворечники мы разместим на нашем панно.

(Педагог вместе с детьми оформляет панно «Берёзовая роща»).

        - Посмотрите, как  преобразилась наша березовая роща. Какие замечательные птичьи домики получились у вас. Как обрадуются птицы, прилетев в этот прекрасный уголок. На следующем занятии мы будем заселять скворечники птицами.

 Рефлексия

- У вас на партах  лежат смайлики, выберите тот, который отражает вашу деятельность на занятии. (Дети выбирают смайлики и поднимают их)

-  Для меня тема была важной и интересной? (Синий)

- Кто про себя может сказать, я активно работал на занятии! (Красный)

-Кто про себя может сказать, я испытывал затруднения в выполнении работы? (Зелёный)

- Кому занятие подарило хорошее настроение? (Жёлтый).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают Под её ногами. Чёрные проталины На полях видны. Видно, очень тёплые Ноги у весны. (И. Токмакова)

Слайд 2

Тема занятия: « Изготовление модели скворечника»

Слайд 3

Цель занятия: - изготовить из картона модель скворечника.

Слайд 4

Девиз занятия «Уменье везде найдёт примененье»

Слайд 5

Алгоритм выполнения работы Разместить шаблон в углу картонного листа; обвести и вырезать основную деталь скворечника; сделать рицовку по пунктирным линиям и согнуть; аккуратно вырезать на заготовке окружность; нанести на клапаны клей и склеить корпус модели скворечника.

Слайд 6

Чертёж крыши скворечника. Отмерь от верхнего левого угла 10см по горизонтали, отметь точкой; отметь по вертикали 5,5см; соедини точки; вырежи прямоугольник; согни по полам по его длине; выполни сборку модели скворечника, соедини корпус и крышу; Ниже входа помести жердочку.

Слайд 7

Самооценка Для меня тема была важной и интересной. ( Синий ) Я активно работал на занятии! ( Красный ) Я испытывал затруднения в выполнении работы. ( Зелёный ) Кому занятие подарило хорошее настроение? ( Жёлтый )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа детского объединения "Кулинария издоровье"

   Цель программы: дать школьникам знания о рациональном питании, сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, развить способность критически относиться к разного рода модным ...

Дополнительная образовательная программа детского объединения "Компьютерная грамотность"

В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного об...

Образовательная программа детского объединения " Я в мире людей"

Программа ориентирована на воспитание людей порядочных, уважающих мнение других людей, ценящих человеческое достоинство в себе и других, способных самостоятельно и творчески решать поставленные задачи...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Детского объединения «Бисероплетение» «Сказочный бисер»

Муниципальное  образовательное учреждениеДополнительного образования детей«Центр детского творчества»   Принята на педагогическом совете МОУДОД«Центр детского творчества»Прот...

Образовательная программа детского объединения «Современное вязание» Адресат программы: дети 9 – 14 лет. Срок реализации: 1год Углублённый уровень

Пояснительная записка.   В достоинствах трикотажных изделий, связанных вручную или на вязальной машине, все давно убедились – тёплая, добротная одежда из трикотажа незаменима в любой сезон г...

Образовательная программа детского объединения «Мир из бумаги»

Рабочая программа кружка «Мир из бумаги» составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество»  в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего об...