Сценарий открытого занятия 'Введение в образовательную программу "Умелые руки"'
методическая разработка (5 класс) на тему

Техническое моделирование – один из самых популярных видов конструкторской деятельности. В нашем объединение  ребята занимаются созданием макетов архитектурных  сооружений , действующих моделей различной техники. Занятие на тему объемного моделирования паровоза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_paravoz.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Введение в образовательную программу начального технического моделирования «Умелые руки».

Цель: Сформировать у детей познавательный интерес к техническому творчеству.

Задачи:

  • ознакомить детей с системой элементарных знаний о современной технике, историей её создания;
  • пробудить интерес к созданию технических объектов;
  • способствовать развитию технического кругозора и конструкторских способностей у детей;
  • приобщить учащихся к коллективной творческой деятельности и сформировать культуру труда.

Возраст детей: 9- 10 лет.

Практическое задание: Изготовить паровоз.

Оборудование; магнитофон МР-3,  доска, карандашницы, технический рисунок паровоза, таблица методической последовательности изготовления вагона, клеенка, салфетка, шаблон колеса. Образцы; локомотив, вагон. Детали; корпус боковые стороны вагона, крыша, колеса, оси для колес, деталь сцепа.

Для выполнения практической работы понадобятся:

Материалы: цветной и белый картон.

Инструменты: ножницы, линейка, карандаш,  степлер.

План занятия.

  1. Организационный момент: - 2 минуты
  2. Изучение нового материала – 10 минут
  3. Практическая работа – 20 минут
  4. Подведение итогов занятия – 3 минуты

Ход занятия

I. Организационный момент 

     Приветствие: - Здравствуйте, ребята.----- Рада видеть вас на занятии начального технического моделирования «Умелые руки».

Давайте познакомимся. Меня зовут………. А вас? Представьтесь,  пожалуйста (дети встают и говорят имена). Ребята, сегодня мы отправимся с вами в страну технического творчества, где вы многое узнаете о технике, историей ее создания. Ознакомитесь с работами детей, занимающихся у нас в объединении и сами поучавствуете в изготовлении объемных моделей из бумаги.

II. Изучение нового материала

  • Ребята, техническое моделирование – один из самых популярных видов конструкторской деятельности. В нашем объединение  ребята занимаются созданием макетов архитектурных  сооружений , действующих моделей различной техники. Все эти работы, которые изображены на фото.  сделаны  руками наших ребят. А еще у нас в объединении очень любят мастерить игрушки, подвижные ( пример с каруселью и мышкой) а ребята, которые только начинают заниматься техническим творчеством с удовольствием изготавливают праздничные сувениры ( привести пример)  

  • Оглядитесь вокруг,  21 век – это век современной техники, информационных и электронно- вычислительных машин. По бескрайним морским просторам ходят большие корабли, воздушное пространство пересекают сверхзвуковые самолеты и ракеты, а военная техника  оснащена самым современным оборудованием. И все это- изобрел человек. Среди всего многообразия машин особое место в жизни человека,  занимает транспорт. А какие виды транспорта знаете вы? – дети отвечают (водный, воздушный, военная техника, автомобильный, железнодорожный) .А ведь история развития транспорта уходит в далекое прошлое........

Люди ездили по свету, усадив себя в карету.   ----- показать карету  

Но пришел 20 век, сел в машину человек.        ----- показать машину

Тут пошло такое дело

В городах затарахтело,

Шум моторов, шорох шин –

Мчатся тысячи машин.                                        ------ картинки на доске

Что за чудо? Длинный дом.

И народу много в нем.

А доставит он тебя

В новые, далекие, разные края.

Сделан так, чтоб много вез –

Это чудо -------- паровоз!                                     ------- показать паровоз

     Сегодня ребята, я предлагаю вам сконструировать модель пассажирского паровоза.

В России первый паровоз был изобретен в 1833 г конструктором Ефимом Алексеевичем Черепановым и его сыном Мироном. Это была удивительная и необыкновенно мощная по тем временам машина. Многие паровозом  восхищались, на других, такая машина  наводила страх.

    Модель нашего паровоза будет намного упрощена.

У меня в руках модель локомотива паровоза, основная роль которого тянуть весь состав по железной дороге.

Вопрос детям: А что еще, кроме локомотива должно входить в пассажирский состав? Отвечают: вагоны.

-А теперь,  посмотрите на доску, перед вами технический рисунок будущего пассажирского паровоза, который состоит из локомотива и четырех вагонов.

     Давайте проведем с вами деловую игру. Представьте, что вы конструкторы и рабочие машиностроительного завода .Ваша задача  сконструировать вагоны пассажирского паровоза для уже изготовленного на заводе локомотива. Каждый из вас будет выполнять определенную технологическую операцию а затем каждая группа выполнит сборку деталей своего вагона, согласно образцу.  (раздается  таблица технологической последовательности)

    -А теперь рассмотрим конструкцию вагона (беседа с детьми).

- Посмотрите,  на доске  изображены  все детали будущего вагона и их количество и у вас на столах находятся такие же  детали. Теперь, ознакомимся со своими заданиями( дети проговаривают их вслух и рассказывают как делать)

    - Прежде чем приступить к изготовлению вагона, посмотрите на ваши рабочие места. На них находятся: дети перечисляют. Вспомним правила безопасной работы с ножницами и культуры труда: ( дети отвечают)

- используй инструмент только по назначению;

не оставляй  ножницы с открытыми лезвиями на рабочей поверхности;

- наноси  клей в небольшом количестве и только на соединительный клапан;

- пользуйся салфеткой;

- рабочее место содержи в чистоте и порядке.

III. Практическая работа. Изготовление пассажирского вагона.

- Ребята, вы ознакомились с инструкцией, повторили правило техники безопасности , теперь можно приступить к практической работе а я буду помогать вам в этом.

 Звучит мелодия «Голубой вагон», «Если с другом вышел в путь».

ВНИМАНИЕ!

А теперь ребята встали, всех приглашаю на физминутку.

Физминутка ; ( дети, вместе с учителем выполняют движения паровоза)

Паровоз – паровоз новенький блестящий.

Он вагоны повез, точно настоящий.

Дальняя – дальняя – дальняя дорога.

Вдоль нашей комнаты прямо до порога.  

     Пройдите на свои рабочие места и продолжим работу.

 Ребята, наш паровоз пассажирский. Как  вы думаете, кого необходимо разместить в вагоны? Отвечают: пассажиров. Но пассажиры в нашем паровозе будут сегодня особенные, это сказочные герои ( раздаю картинки)

А теперь, подумайте, как разместить пассажиров внутри вагона и приклеить.

( педагог оценивает работы детей).

 

Вопрос детям; Пассажирский паровоз готов или нет?-  дети  отвечают:  Нет!!!  А почему? -  дети  отвечают: – Надо, все вагоны соединить между собой,  а затем к локомотиву.

- Правильно ребята. Подносите свои вагоны, будем их соединять с помощью степлера. Вот и готов наш паровоз, но не настоящий, а игрушечный. Давайте придумаем  название  паровозу, ведь это результат нашей совместной, дружной работы (дети предлагают названия).

А теперь попрошу  вас на своих  рабочих местах навести порядок.

IV. Подведение итога занятия.

     Наше занятие подошло к концу и мне хотелось бы услышать от вас ребята:  

-  Что нового вы увидели и  узнали на занятии?

- Чему научились? (дети отвечают)

- Спасибо вам за сотрудничество, я очень рада знакомству с вами. Вы умеете хорошо слушать и решать простейшие конструкторско-технические задания.

Пусть же маленькая модель паровоза станет для вас стартовой площадкой в страну технического творчества, где каждый может раскрыть свои способности и талант. И как знать, возможно,  в недалеком будущем, ваше детское увлечение поможет вам стать конструкторами, инженерами.

А еще, я хочу дать вам творческое задание, сконструировать для вашего паровоза железную дорогу, ведь как известно, паровоз двигается по рельсам. Подумайте, из чего и как лучше это сделать. Cправитесь????

      А сейчас, ВНИМАНИЕ!!!  Я посвящаю вас в юные техники и хочу вручить эти медали « Юный техник» и пусть они напоминают вам о нашем занятии и паровоз, объединивший нас в труде и дружбе.  ( звучит музыка ФАН – ФАРЫ) – идет награждение.

    Хочу пожелать вам здоровья, больших творческих успехов. Наше занятие окончено. Всем спасибо. До свидания!  

Звучит музыка со словами «Голубой вагон»


Приложение №1

Изготовление боковых сторон вагона.

  1. На изнаночной стороне детали, с  помощью линейки и карандаша, соедините точки вертикальной линией.
  2. Это линии сгиба сторон вагона. Проведите по ним кончиком лезвия ножниц и согните в сторону изнанки.
  3. Нанесите клей на соединительный  клапан с лицевой стороны и выполните соединение боковых сторон вагона.

 

Изготовление крыши.

  1. На изнаночной стороне детали крыши при помощи линейки проведите 2 горизонтальные линии, соединив точки.
  2. Это линии сгиба соединительного клапана. Проведите по ним кончиком лезвия ножниц и отогните в сторону изнанки.
  3. На изнаночной стороне детали крыши при помощи линейки проведите 2 горизонтальные линии, соединив точки.
  4. Это линии сгиба соединительного клапана. Проведите по ним кончиком лезвия ножниц и отогните в сторону изнанки.

Изготовление движущейся части паровоза.

  1. На изнаночной стороне черного картона, переведите по шаблону 4 колеса.
  2. Вырезаем колеса.
  3. Наклеиваем их на шаблоны, где нет прокола.
  4. Протягиваем оси через отверстия сторон вагона.
  5. В отверстие колеса наносим клей и насаживаем колеса на ось.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час «Я помню руки матери моей»

Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя Мать.М.Джалиль....

сценарий классного часа "Что могут наши руки"

Классный  час во втором классе. Подготовлен с использованием презентации, инсценированного рассказа и физминутки с  ИКТ....

Конспект открытого логопедического занятия по подготовке руки к письму в подготовительной группе с детьми с ОНР

Конспект открытого логопедического занятия по подготовке руки к письму в подготовительной группе с детьми с ОНР...

Сценарий открытия семинара Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС НОО и ООО в МБОУ СОШ №5)

Сценарий открытия семинара Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС НОО и ООО в МБОУ СОШ №5)...

Сценарий открытого тематического классного часа о баскетболе «Я просто люблю эту игру…» для 5-х классов, в рамках гимназического образовательного проекта «Семейный праздник «Лад»

Цель классного часа: познакомить учащихся с ведущими баскетболистами мира;  вовлекать их в систематическое занятие спортом, физической культурой; привлекать к здоровому образу жизни; способствова...

Сценарий открытия образовательного события "Победа будет за нами!"

Образовательному событию, посвященному Дню Победы предшествует яркое и торжественное открытие. В сценарии используется театрализация, исполнение песни, чтение стихотворений, танец....

Сценарий открытия образовательного события «Земля Амурская – была, есть и будет русская!»

Разработка посвящена празднованию 160-летия образования Амурской области....