Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей в системе дополнительного образования
статья на тему

Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей в системе дополнительного образования

Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей в системе дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremya_est_velichayshiy_iz_novatorov.docx32.72 КБ

Предварительный просмотр:

Е. В. Филатова

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом творчества «Октябрьский» города Липецка

Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей в системе дополнительного образования

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Мы живем в веке информационных технологий, в период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Осуществляется  переход от «индустриального общества» к обществу «информационному». Происходит смена способов производства, мировоззрения людей.

Перед современной педагогической наукой стоит очень важная задача— воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией.

Сущностью современного образования является развитие личности, как элемента системы «мир-человек». В этом процессе личность человека выступает как активное творческое начало. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит саморазвитие и самоактуализация его личности. Главный фактор развития — активная познавательная деятельность, при этом ее становление означает становление духовного развития.

«Образование в данном случае, не утрачивая своей традиционной функции – передачи социального опыта подрастающим поколениям, должно выполнять принципиально новую функцию, - создание высокоадаптивной педагогики информационного общества».[1]

Актуальность заключается в том, что с применением ИКТ (информационно-коммуникационные технологи), происходит внедрение новых эффективных методов обучения и методических приёмов, которые активизируют познавательную и творческую деятельность учащихся, способствуют их развитию, стимулируют их к самостоятельному приобретению знаний, и являются важным звеном в реализации основных задач современного образования.

Под  информационно - образовательными технологиями понимается совокупность информационно – компьютерных средств и способов, используемых в качестве доминантных в образовательных технологиях и способствующих достижению планируемых целей обучения и воспитания.                                                                                                                                                                                                                                      

По способу взаимодействия учащихся с информационно-компьютерными средствами информационно-образовательные технологии можно разделить на две группы:

1) рецептивно-образовательные технологии - односторонние, направленные только на приём разнообразной по типу учебной информации;

2) интерактивно-образовательные технологии, которые обеспечивают двустороннее взаимодействие между учащимся и информационным средством. С точки зрения личностно-ориентированного подхода к образованию, интерактивность - важнейшая функция средств обучения, предполагающая активное взаимодействие учащегося с используемым им средством и возможность оперативной обратной связи.

В свою очередь, интерактивные информационно-образовательные технологии можно разделить на: 1) репродуктивно-образовательные технологии и 2) продуктивно-образовательные технологии.

К группе репродуктивно-образовательных технологий относятся компьютерные технологии, основанные на идеях программированного обучения (Б. Скинер, П. Л. Гальперин, Л. Н. Ланда, Н. Ф. Талызина и др.). Это демонстрационные и обучающие программы, тренажёры, тесты, электронные учебники, дидактические игры, предназначенные для освоения определённого учебного материала, заложенного в программы их авторами и используемые в основном для репродуктивной познавательной деятельности.

Вторую группу составляют информационно – образовательные технологии, используемые учащимися в качестве инструментов продуктивной познавательной деятельности. Работая с ними, дети сами выступают в роли разработчиков, самостоятельно добывающих и творчески конструирующих продукт познавательной деятельности. Планирование, принятие решения и самоконтроль процесса обучения осуществляется самими учащимися. Выделяют следующие продуктивно-образовательные информационные технологии, которые целесообразно использовать для развития творчества учащихся: издательские системы, базы данных, электронные таблицы, компьютерная графика, музыкальные редакторы, технологии мультимедиа, программирование. Существенная роль здесь принадлежит дополнительному образования, цель которого - развитие творческой личности.  

   Педагоги дополнительного образования МАУ ДО Дома творчества «Октябрьский» города Липецка имеют большой опыт работы с детьми. Одним из условий успешной работы коллектива является профессиональная компетентность каждого педагога, направленная на развитие личностных способностей детей, на создание условий, где обеспечивается успешность, творчество, вдохновение и профессиональное самоопределение. На занятиях детских творческих объединений реализуется системно-деятельный подход. Занятия ведутся в групповой и индивидуальной форме, что создает благоприятные условия для развития познавательных способностей, активности, одаренности каждого учащегося. Практически все образовательные программы нашего образовательного учреждения реализуются с применением ИКТ.

На современном этапе в дополнительном образовании выделяют следующие направления по использованию ИКТ: средства обучения; инструменты обучения; объекты изучения нового материала; средства автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психологической диагностики; инструменты по организации коммуникаций с целью передачи и приобретения педагогического опыта; средства организации творческого и интеллектуального досуга.

Основными средствами и инструментами ИКТ в дополнительном образовании являются: информационно-поисковые и справочные; демонстрационные; обучающие; познавательно-игровые и тренажерные (для отработки, повторения и закрепления нового материала).

Использование ИКТ на занятиях и различных мероприятиях в учреждении дополнительного образования позволяет:  усилить положительную мотивацию обучения и воспитания; активизировать познавательную деятельность учащихся; реализовать идеи дополнительного образования; повысить качество образования.

Для дошкольников актуальны тематические праздники с применением средств мультимедиа, обеспечивающих визуальные и звуковые эффекты, значительно повышающих интерес к ходу мероприятия. Обучающие презентации, видео фрагменты, музыкальные подборки – все это способствует росту заинтересованности учащихся к занятию, лучшему усвоению и запоминанию изучаемой темы.

Кроме того, в ДТ «Октябрьский» длительное время существуют детские объединения, реализующие образовательные программы по изучению работы непосредственно в компьютерных программах. Это студия журналистики «Оранжевый лис», где учащиеся активно занимаются издательской детальностью и фотографией, с применением различных издательских систем и  графических редакторов. Детское творческое объединение «Компьютер и Я», где учащимся предоставляется возможность совместить процесс овладения компьютерной грамотностью с творчеством. Ребята создают тематические  творческие презентации, монтируют видео, рисуют, обрабатываю фотографии, принимают участие в городских и областных конкурсах. Конкурсы мотивируют учащихся, а долгожданные победы и призы позволяют самоутвердиться и стремиться к дальнейшему профессионально-личностному росту.

Активно реализуется проектная деятельность. Из опыта работы в  системе дополнительного образования по техническому направлению, можно сказать, что дети гораздо лучше усваивают новые знания и умения в том случае, когда это не просто задания по образцу или ряд  заданий на отработку того или иного изучаемого объекта, а именно долгосрочный проект. Например,  при овладении навыками работы в программе Excel, учащимся предлагается принять участие в проекте «Магазин», где дети с удовольствием создают базу магазина средствами данной программы, вникают в необходимые расчеты, оформляют рекламу для своего магазина средствами раннее изученных программ,  вносят новые предложения в ходе проектной деятельности, например сделать базу данных сотрудников магазина, с начислением заработной платы, расчётом процента к заработной плате от проданного товара и т.д. В результате, благодаря проектной деятельности, учащиеся лучше усваивают работу в такой сложной программе как Excel, да и интерес к программе возрастает.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Список литературы

  1. Хадиева Ф. И. Информатизация образования как инновационная педагогическая технология // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 225-227.
  2. Чистяков В. А. Понятие «информационно-образовательные технологии и их классификация по способу взаимодействия учащихся с информационно-компьютерными средствами»//Научный журнал КубГАУ, №97(03), 2014 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии личностно ориентированного обучения с целью развития познавательных и творческих способностей учащихся

Современный  этап   педагогической   практики -   это   переход   к   деятельностно  развивающей,   л...

Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования через занятия в творческом объединении изостудия "Природа и фантазия".

Как помочь современному ребенку развить свои творческие способности, реализовать себя как уникальную личность и развить устойчивый интерес к выбранному виду деятельности? Такую возможность дают заняти...

методика «Развитие познавательных и творческих способностей у детей с ограниченными возможностями с использованием техники Эбру»

quot;Загадка эбру или почему краски не тонут"Я очень люблю удивлять окружающих, поэтому  часто провожу опыты и...

Исследование творческих способностей детей в учреждении дополнительного образования

Несмотря на фундаментальные исследования по психологии творчества детей, в нашей стране до сих пор не выявлено сколько –нибудь значимой методики для комплексной диагностики общей и специфической...

Использование средств информационных технологий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся

Использование средств информационных технологий улучшает восприятие мира, развивает логическое мышление, память, воображение, внимание, что способствует развитию творческих и интеллектуальных способно...

Мастер - класс "Развитие творческих способностей обучающихся в системе дополнительного образования"

Презентация к мастер - классу для педагогов дополнительного образования "Развитие творческих способностей обучающихся на основе коллективного способа обучения"...