Конспект занятия "Золотая Хохлома"
план-конспект на тему

Мун Ирина Олеговна

 Знакомство обучающихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией и основными этапами выполнения хохломской росписи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр»

Среднеахтубинского района Волгоградской области

Конспект открытого занятия

«Золотая хохлома»

(для обучающихся 6-8 лет)

Разработала

педагог дополнительного образования

Мун Ирина Олеговна

2016


Цель занятия

  1. Познакомить обучающихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией и основными этапами выполнения хохломской росписи.

Задачи занятия

  1. Развить творческую фантазию, художественный вкус у  детей.
  2. Сформировать практические умения и навыки рисования с образца.
  3. Привить навыки кистевой росписи.
  4. Углубить знания о прикладном искусстве, прививать любовь, уважение и интерес к традициям русского народа, русской культуре, своей Родине и её истории.
  5. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование для учащихся

  • пластиковая тарелка
  • шаблон для раскрашивания
  • гуашь
  • кисти
  • баночка для воды
  • салфетка

Оборудование для педагога

  • изделия с хохломской росписью, открытки, репродукции, картинки
  • презентации "Хохломская роспись"
  • элементы хохломской росписи
  • клей ПВА

План урока занятия

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку - 5 мин.
  2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией Хохломской росписи, презентаций, показ основных элементов росписи - 15 мин.
  3. Объяснение этапов работы. Подготовка шаблона и тарелки для работы - 10 мин.
  4. Перемена - 10 мин.
  5. Практическая часть. Самостоятельная роспись кистью шаблона, приклеивание на тарелку - 20 мин.
  6. Заключительная часть. Подведение итогов -5 мин.
  7. Уборка рабочего места – 5 мин.


Ход занятия

Этап

Содержание

Организационный момент

Проверка готовности обучающихся к занятию. Организация рабочего места. Повторение правил работы с художественными материалами.

Основная часть. Вводная беседа с демонстрацией Хохломской росписи, презентаций, показ основных элементов росписи

Показ хохломской ложки.

     - Ребята, сегодня на занятия я принесла необычный предмет. Кто видел подобные предметы? У кого  дома есть такой? Какие еще изделия вы видели с таким узором? Ответы детей

      - Сегодня вы узнаете как называются такой узор, как делали такие предметы. Сегодня мы с вами на занятии станем необычными мастерами и сделаем своими руками предмет, который может стать украшением вашего дома.

       Сегодня мы отравимся в мир ярких красок, цветов, ягод, в мир «Хохломы». Именно так называются все эти изделия – Хохлома! Но не простая, а «золотая»! Хотя была она совсем не из золота. А почему же тогда ее так назвали? Ответы детей

      -Как же начиналось это удивительное, хохломское художество? Говорят, будто давным-давно, много-много лет назад поселился в лесу за Волгой веселый мужичок. Избу построил, стол, да лавку сделал, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Вот, мол, откуда пошла на Руси золотая посуда. Это, конечно, сказка.

        На самом деле в старину люди ели из деревянной посуды. А в селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. 

      Слава об этой посуде пошла по всему миру. С большим старанием мастера делали свою посуду, с фантазией и выдумкой. А узоры брали у самой природы: вот листочек, а вот ягодки: клубнички, смородинки,  а вот цветы ромашки из под травинок выглядывают.

(показ элементов на образце)

 Посмотрите на картинку. Найдите и назовите разные элементы росписи. Ответы детей

      Сделать настоящую хохлому совсем не просто.

Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

    - Посмотрите внимательно на эти предметы, какими цветами работает мастер?

Ответы детей

    Хохломской мастер использует совсем немного цветов: красный, желтый, зеленый и черный. Для того чтобы придать работе нежность и еще большую красоту используют белый цвет  - оживку.

     Как настоящие хохломские мастера мы сегодня будем использовать только эти цвета. Найдите их среди своих красок.

Объяснение этапов работы.

Подготовка шаблона и тарелки для работы

Сейчас мы переходим к изготовлению хохломской тарелочки. Работа будет состоять из нескольких этапов: сначала мы подготовим тарелочку – покроем ее бортики краской, сделаем фон на нашем шаблоне, после того как он потом будем расписывать шаблон, и в конце приклеим расписанный шаблон на дно тарелки.

Практическая часть. Самостоятельная роспись кистью шаблона, приклеивание на тарелку

Работа потребует точности, аккуратности и внимательности.

Мы уже видели что Хохломской узор очень нежный и тонкий.

В процессе самостоятельной работы,

оказывается индивидуальную помощь.

Можно включить негромкую народную музыку.

Заключительная часть. Подведение итогов

Сегодня мы с вами познакомились с замечательным народным творчеством Золотой Хохломой, узнали как она появилась, как делали ее мастера и сами стали народными мастерами. Наши тарелки получились яркими, нарядными, золотыми. Давайте выйдем и покажем друг их другу.

Демонстрация работ.

Вы сегодня очень постарались и мне хочется чтобы в конце занятия вы помогли мне рассказать стихотворение про Золотую Хохлому.

Эти липовые ложки, 
Блюдца, ковшики, матрешки, 
Расписала нам сама 
Дети: Золотая Хохлома! 

- Стулья, доски и лопатки, 
Лавки, шкафчик и кроватки, 
Расписала нам сама 
Дети: Золотая Хохлома! 

Нет наряднее раскраски, 
Будто к нам пришла из сказки, 
Где цари и терема, 
Дети: Золотая Хохлома! 

Посуда не простая

А точно золотая!

С яркими завиточками

Ягодками и листочками

Называется она

Дети: Золотая хохлома!

Уборка рабочего места


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА

Слайд 5

ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА

Слайд 16

ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал. Конспекты занятий "Золотые травы Хохломы", "Хохломская роспись" для дистанционного обучения

Материал для педагогов дополнительного образования по организации и проведению занятий к разделу "Художественная культура" дополнительной образовательной программы "ДПТ"...

Конспект урока "Золотая хохлома".

План-конспект урока в коррекционной школе VIII вида...

Конспект занятия "Хохлома"

Конспект открытого занятия по теме "Хохлома"...

Сопровождающие материалы к некоторым темам по изобразительному искусству. "Хохлома", "Как расположить узор на посуде Хохлома", "Роспись пасхальных яиц", "Кружево"

Используя данный материал, учитель может объяснить материал, дать подробные указания по созданию рисунка....

Конспект нетрадиционного урока «Хохлома»

Повторение и обобщение по теме «Имя прилагательное» в  6 классе...

конспект "Хохлома"

Кисть хохломсая , большое спасибо!...

Конспект урока "Золотая хохлома"

Тип урока: урок ознакомления с новым материаломПредмет: Изобразительное искусствоКласс: 3-а (дети с легкой умственной отсталостью) УМК «Школа России»Дата проведения:   2013 г.Учитель: Кокоул...