Анализ педагогического опыта обучения детей гитарному ансамблевому музицированию
статья на тему

Лоскутова Ольга Геннадьевна

В отличие от большого количества учебно-методических пособий, предназначенных для развития индивидуальной исполнительской техники гитаристов, работ, посвященных становлению искусству ансамблевого музицирования, существует немного и большей частью они ориентированы на детский возраст. Это обусловлено комплексным подходом в обучении детей в музыкальной школе, при котором наряду с индивидуальным воспитанием практикуется становление навыков коллективного музицирования. Любой инструментальный класс предполагает часы уроков, отведенные на ансамбль. Особенную важность эта тенденция приобрела в последнее время, когда общей установкой музыкального развития детей стала ориентация на массовость, масштабность звучания. Возвращается время сводных коллективов - хоров, оркестров, ансамблей, - что диктует свои приоритеты в музыкальном образовании. И класс гитары в этих условиях не является исключением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alishevs.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ педагогического опыта

 обучения детей гитарному ансамблевому музицированию

О.Г.Лоскутова,

МБУДО ДШИ№6 Советского района Г.Казани

olgalosk.08@mail.ru

В отличие от большого количества учебно-методических пособий, предназначенных для развития индивидуальной исполнительской техники гитаристов, работ, посвященных становлению искусству ансамблевого музицирования, существует немного и большей частью они ориентированы на детский возраст. Это обусловлено комплексным подходом в обучении детей в музыкальной школе, при котором наряду с индивидуальным воспитанием практикуется становление навыков коллективного музицирования. Любой инструментальный класс предполагает часы уроков, отведенные на ансамбль. Особенную важность эта тенденция приобрела в последнее время, когда общей установкой музыкального развития детей стала ориентация на массовость, масштабность звучания. Возвращается время сводных коллективов  хоров, оркестров, ансамблей,  что диктует свои приоритеты в музыкальном образовании. И класс гитары в этих условиях не является исключением.

Отдельной чертой, делающей обучение ансамблевой игре благодарным занятием как для педагога, так и для учеников, является то, что в процессе коллективного музицирования могут участвовать дети с разной степенью одаренности, в равной мере ощущая себя артистами и полноправными участниками исполнительского действа. Поэтому появление новых методик обучения ансамблю становится весьма актуальным в настоящее время. Настоящий параграф будет посвящен обзору отдельных авторских программ по ансамблевому музицированию детей в классе гитары.

Преподаватель ДМШ №3 г. Белгорода А.М. Луценко свою программу «Ансамбль» (шестиструнная гитара) рассчитывает на обучение с 4 по 8 классы музыкальной школы. Целью создания программы разработчик ставит «развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства», а основными задачами являются «формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования; развитие чувства партнерства, приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования». Поднимая вопрос о формировании состава ансамбля, А.М. Луценко подчеркивает возможность участия в одном коллективе учеников разных классов при условии соответствия сложности их партий уровню технической подготовки каждого школьника.

Преподаватель по классу гитары из Санкт-Петербурга Н.В. Белова в программе гитарного ансамбля, подчеркивая большую роль музыкального воспитания для развития общей культуры общества, говорит о важности детского музыкального образования, в котором доминирующую позицию занимает система дополнительного образования детей  детские музыкальные школы и школы искусств. В этой системе массовость музыкального воспитания осуществляется посредством обучения ансамблевому музицированию: учащиеся народного отдела (куда входит непосредственно гитара) являются участниками оркестра и/или ансамбля школы, который Н.В. Белова считает наивысшей степенью исполнительского мастерства.

Учебная программа ансамблевого музицирования на гитаре Е.В. Конновой предназначена не только для системы детских музыкальных школ и школ искусств, но в большей степени для обучения в кружках. Ценность такой направленности заключается в широком охвате контингента любителей, желающих овладеть гитарой «для себя», что повышает культурный уровень детей, не посещающих дополнительные музыкальные образовательные учреждения. Для того чтобы увлечение гитарой у школьников не пропало, Коннова предлагает подчинить весь комплекс общемузыкальных предметов овладению игрой на гитаре.

Педагоги Детской музыкальной школы №6 г. Хотькова Н.В. Балашова и А.Ф. Константинова разработали подробную учебную программу по гитарному ансамблю. Соавторы декларируют значимость ансамблевого музицирования для формирования звуковой культуры, навыков «синхронного исполнения темпа, метроритма, уровня динамики, атаки, артикуляции». Н.В. Балашова и А.Р. Константинова рекомендуют при распределении партий между участниками ансамбля учитывать техническую подготовку детей, их физические данные, а также личностные качества (лидер - аутсайдер).

Образовательная программа по ансамблю для шестиструнной гитары, авторами которой являются А. Винницкий, В. Манилов, В. Молотков, направлена на развитие умения исполнять гитарную ансамблевую музыку различных музыкальных стилей и жанров. Программа рассчитана на шесть лет обучения и предполагает работу как с малыми составами (на начальных этапах обучения), так и с достаточно большим количеством участников ансамбля (старшие классы).

Осуществленный обзор последних программ по обучению детей ансамблевому музицированию на гитаре выявил основные требования, предъявляемые учащимся на каждом этапе образовательного процесса, выполнение которых должно послужить условием формирования ансамблевого чувства, развития исполнительской техники в условиях коллективной игры на инструменте. Однако, в силу того, что популярность гитарного искусства год от года набирает обороты, контингент учащихся гитарных отделений музыкальных школ увеличивается. Столь высокая заполняемость классов зачастую провоцирует педагога по инструменту на работу с группами детей. В этих условиях такая форма работы может быть даже более предпочтительной, нежели сугубо индивидуальные занятия. Так, при работе с малыми ансамблями (дуэт, трио) педагог имеет возможность уделить внимание и каждому участнику в отдельности и одновременно работать над ансамблевой культурой исполнения. По мере музыкального развития школьников целесообразно отдавать предпочтение игре в больших ансамблях по нескольким причинам. Прежде всего, большой ансамбль позволяет привлечь к исполнительскому процессу большое количество детей с разным уровнем технического развития. В этом случае слабые ученики, являясь полноправными участниками большого концертного коллектива, технически растут, ориентируясь на сильных учеников и одновременно развиваются как музыканты-исполнители.

Еще одной причиной является умение детей работать в большом коллективе, слушая партнеров, умея, когда необходимо, исполнять ведущую партию или партию аккомпанемента, взаимодействовать с остальными участниками на паритетных началах. В качестве третьей причины может выступать развитие в ансамбле обостренного чувства профессиональной дисциплины и ответственности за собственное исполнение перед другими участниками ансамбля.

Вышеизложенные основания послужили основой для написания автором собственной программы по обучению коллективному музицированию на гитаре, предназначенной для работы с большими ансамблями однородного и смешанного составов.


ЗАЯВКА
 на участие в  VII Открытых Алишевских педагогических чтений  «Психолого-педагогические идеи Януша Корчака и современное дополнительное образование детей»

Фамилия, имя, отчество (полностью на русском языке)

Лоскутова Ольга Геннадьевна

Место работы (полностью)

МБУДО ДШИ№6 Советского района Г.Казани

Должность, квалификационная категория

Педагог дополнительного образования

Ученая степень, ученое звание

Телефон

89053114806

E-mail

olgalosk.08@mail.ru

Название доклада (публикации)

«Анализ педагогического опыта обучения детей гитарному ансамблевому музицированию»

Секция (нужное подчеркнуть или выделить)

 - Современное дополнительное образование детей – личное пространство детства;

 - Детство как социальный капитал;

 - Педагог дополнительного образования – адвокат детства.

 - Дополнительное образование детей – реальное образование

 - Педагогическое наследие Януша Корчака.

Форма участия (нужное подчеркнуть или выделить)

  • очное участие;
  • заочное участие (публикация материалов);
  •  мастер-класс;

Сборник по итогам конференции (нужное подчеркнуть или выделить)

  • приобретаю / не приобретаю

Необходимое оборудование для выступления

Аудио/ Мультимедиа / Стол/ Стенд Другое:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано"

Методические рекомендации. Данные рекомендации адресованы преподавателям фортепиано ДМШ и ДШИ....

Конспект урок "Работа над развитием тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста посредством ансамблевого музицирования его с педагогом"

В ходе урока идет развитие тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста, воспитывается любовь и интерес к ансамблевому музицированию....

Ансамблевое музицирование в классе фортепиано

Коллективное музыкальное музицирование - это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Цель работы - обобщение методических рекомендаций, направленных на совершенствован...

Ансамблевое музицирование как развивающая форма фортепианного обучения

В последние годы концепция развивающего обучения является одной из парадигм современной педагогической науки. В процессе обучения происходит интенсивное и всестороннее развитие способностей учащихся. ...

Педагогический проект " Формирование предметной мотивации учащихся класса скрипки средствами ансамблевого музицирования"

   В проекте обоснована необходимость использования ансамблевого музицирования  как формы преподавания:      -сочетающей в себе такие важные виды работы ...

Презентация педагогического проекта " Формирование предметной мотивации учащихся класса скрипки средствами ансамблевого музицирования"(отрывки)

   В проекте обоснована необходимость использования ансамблевого музицирования  как формы преподавания:      -сочетающей в себе такие важные виды работы ...

«Ансамблевое музицирование, как способ развития мотивации в обучении детей в классе классической гитары»

Теоретический аспект формирования мотивации.Роль мотивации в учебной деятельности.Игра в ансамбле, как способ развития мотивации в обучении.Некоторые особенности ансамблевой музыкальной техники....