План-конспект урока по предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" на тему "Декоративная композиция.Осенний букет"
план-конспект урока по теме

Кузьмина Татьяна Михайловна

Урок может быть проведён с учащимися любой возрастной категории с той лишь разницей, что более старшим ребятам можно предложить составить более сложную композицию, на формате большего размера (например, А-3)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok-1.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

по предмету «Основы изобразительной грамоты и рисование»

на тему

 «Осенний букет»

Преподаватель:     Кузьмина Татьяна Михайловна

Вид занятия:      урок творчества

Тип урока   :       закрепление пройденного

Цель урока:   составить декоративную композицию осеннего букета и выполнить цветовое решение в технике «набрызг».

Задачи урока         

                обучающая:        повторить  и закрепить  правила последовательной работы над                                 декоративной композицией в технике «набрызг»;

дать необходимые знания и практические умения методического характера;

развивающая:     способствовать развитию творческих способностей у      учащихся; содействовать формированию эстетического отношения к действительности; способствовать формированию художественного вкуса;

                                     способствовать развитию внимательности, творческого                                              мышления, фантазии и воображения;

                воспитывающая: воспитание интереса к прикладным видам искусства;

                                      воспитание трудолюбия, аккуратности.

Оборудование

для учителя: репродукции картин И.Левитана «Золотая осень», А.Грицая «Осень.Северный ветер», Е.Волкова «Октябрь»; работы учащихся выполненные в нетрадиционных изобразительных техниках; образцы-работы учащихся выполненные в технике «набрызг»;

для учащихся: лист А4, сухие листочки, зубная щётка, расчёска, кисточка №5,  баночка для воды, палитра, гуашь, клеёнка, фартук, влажные салфетки.

План занятия:

  1. Организационный момент                                                              - 1 мин          
  2. Вводная беседа. Анализ наглядного материала.                   -12 мин.
  3. Постановка творческой задачи.                                -5 мин.
  4. Практическая работа                                                -25 мин.
  5. Завершение урока, Подведение итогов.                         -2 мин.

        Тема рассчитана на два  занятия по 45 мин.

 На первом уроке учащимся предстоит под руководством преподавателя составить композицию из листочков на заданном формате и заполнить цветом фон в технике «набрызг».На втором уроке учащиеся продолжают цветовое решение декоративной композиции. поочерёдно убирая из композиции листочки, тем самым добиваясь разнообразного окрашивания элементов композиции.

Ход урока
1.Оргмомент ( приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация рабочего места).

2. Вступительная беседа

-Красной нитью через каждый урок первой четверти проходит у нас тема осени. Этот урок не станет исключением, но особенным будет! …

Об этом времени года ещё А.С.Пушкин писал: «Унылая пора! Очей очарованье!...»

Кто может продолжить эти известные строки?

-Как вы можете объяснить сочетание  этих двух фраз, с которых начинается стихотворение, имеющих абсолютно разную эмоциональную нагрузку?

-Почему поэт характеризует осень как «унылую пору»? (холодная, дождливая  и  ветреная погода; птицы улетают на юг).

- А что, по-вашему, он имеет ввиду , называя осень, «очей очарованьем»? (очень красивое время года, удивляющее и завораживающее разнообразием красок)

-А ведь действительно всё так! Осень- неоднозначное время года. Неприятные ощущения от дождливой и холодной погоды компенсируется буйством красочной палитры листвы деревьев и кустарников, которая будто светится и  горит в  лучах редко появляющегося   осеннего солнца.

 Послушайте стихотворение ещё одного великого русского поэта Ивана Бунина

об осени и обратите внимание,  как он описывает необычную осеннюю палитру…

ЛИСТОПАД

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

-Какие  цвета осеннего леса упоминает этот  поэт в своём стихотворении? («…Лиловый, золотой, багряный…»)

-Кто может подобрать синонимы к этим словам, т.е. заменить их более понятными и привычными названиями  для всех? (фиолетовый, жёлтый, оранжевый, красн-бордовый).

-Какие цвета можем мы взять ещё в осеннюю палитру? (оранжевый, коричневый, охра, зелёный).

- Именно за разнообразие красок осень воспевали в своих произведениях не только поэты, но и восторгались художники. Обратите внимание на представленные репродукции картин :

 «Золотая осень»- Исаака Левитана ,

 «Октябрь»- Ефима Волкова,

 «Осень. Северный ветер»- Алексея Грицая.

- Как точно передано осеннее настроение в этих произведениях. В первом- осень солнечная, яркая, торжественная: во втором- тихая , прохладная; в третьем- ветреная, резкая, срывающая листву с гнущихся деревьев… и всё это осень, которой мы и посвящаем  очередной урок.

3. Постановка творческой задачи

-Сегодня вам предстоит составить на заданном формате из подготовленных сухих листьев декоративную композицию осеннего букета  и выполнить её цветовое решение в технике набрызг.

 Набрызг является нетрадиционным способом создания изображения на плоскости листа, таким как, например, пальчиковое рисование, пластилиновая живопись, пуантилизм, монотипия и т.д .  Со всеми этими техниками мы уже в какой-то степени уже  знакомы.

  Скажите в чём  заключается принцип получения изображения в технике набрызг? (Из шаблонов, в нашем случае из засушенных листочков , составляется композиция и затем, последовательно, с помощью краски, щётки и расчёски брызгами заполняется фон. Плотность фонового набрызга должна быть достаточной, чтобы силуэты шаблонов были  чётко выраженными).

-Какие краски будете использовать для цветового решения композиции?

Советую начать с наиболее тёмных оттенков, чтобы добиться более плотного тона фона.

Т.к. творческий процесс ожидается быть  динамичным, хочу обратить ваше внимание на то, чтобы во время работы вы были очень внимательны и аккуратны, чтобы не испачкаться самим и не испачкать соседа по парте.

-На первом уроке ваша задача:  составить композицию из листочков на заданном формате и заполнить цветом фон.

На втором уроке продолжите работу над цветовым решением букета , поочерёдно убирая из композиции листочки, и тем самым добиваясь разнообразного окрашивания элементов композиции.

4. Практическая работа

- Если нет вопросов, предлагаю вам приступить к практической работе…

         /По мере выполнения практической работы преподаватель оказывает индивидуальную помощь учащимся, даёт рекомендации, советы/.

5. Завершение урока. Подведение итогов.

- Урок подходит к завершению. Вы все прекрасно справились с поставленной перед вами задачей. На следующем уроке мы продолжим и завершим работу над цветовым решением композиции. Надеюсь, что результат порадует нас всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

План конспект открытого урока Тема: «Рисование натюрморта»

Рисование натюрмортаВсе, кто рисует с натуры, обязательно проходит через разные этапы усложнения  работы. Процесс обучения рисунку на определенном этапе связан с  рисованием натюрморта (от ф...

Дополнительная образовательная программа Дисциплина: Основы изобразительной грамоты и рисование Возр

Пояснительная записка.Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она основывается на единстве задач обучения и эс­тетического развития учащихся. В первый кла...

Открытый урок в 5 классе на тему "Рисование с натуры осеннео букета".

На данном уроке учитель знакомит учащихся с новым приёмом рисования - набрызгом....

"Фантастический натюрморт" план-конспект урока по предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10077601","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"388","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10077602","...

План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток

Содержание:План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых»Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме.Приложение №2 - физкультурные м...

План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток.

Аннотация Содержание: 1. План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время пе-вых» 2. Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме. 3. Приложение №2 - физку...