Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «,баян»
рабочая программа на тему

Степанов Виктор Алексеевич

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «баян», далее – «Специальность (баян)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Учебный предмет «Специальность (баян)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на баяне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.

Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них – на их дальнейшую профессиональную деятельность.

Учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты (баян)» направлен на приобретение обучающимися музыкально- исполнительских знаний, умений, навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ  

«ЗЕЛЕНОГОРСКАЯ  ДЕТСКАЯ  ШКОЛА ИСКУССТВ»

БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

ПО. 01. УП. 01 «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»

(баян)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА  

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»  

                                                     Зеленогорское

2016 г.

        

Одобрено

на заседании педагогического совета

МКУ ДО Зеленогорская  ДШИ

        №___ от « ___»_________2016

Утверждаю

Директор МКУ ДО

Зеленогорской  ДШИ

________________Н.П.Степанова

Приказ №

Рекомендована:.

Педагогическим советом    для использования   в  учебном  процессе  Зеленогорской  детской  школы искусств с 01.09.2016 г.

Автор-составитель –Степанов Виктор Алексеевич , преподаватель  по классу баян

Рецензент -

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Учебная литература;

- Учебно-методическая литература;

- Методическая литература

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «баян», далее – «Специальность (баян)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Учебный предмет «Специальность (баян)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на баяне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика.

Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них – на их дальнейшую профессиональную деятельность.

Учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты (баян)» направлен на приобретение обучающимися музыкально- исполнительских знаний, умений, навыков.

2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (баян)» для детей, поступивших в МКОУДОД «Зеленогорская  ДШИ» в первый класс в возрасте:

– с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет;

– с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (баян:

Таблица 1

Срок обучения

8 лет

9-й год

обучения

5 лет

6-й год

обучения

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

1316

214,5

924

214,5

Количество часов на аудиторные занятия

559

82,5

363

82,5

Количество часов на

внеаудиторную

(самостоятельную) работу

757

132

561

132

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока - 45 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность (баян

Цели:

 развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на баяне произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;

 определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.

Задачи:

 выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на баяне до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;

 овладение знаниями, умениями и навыками игры на баяне, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;

 приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;

 формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;

 достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;

 формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (баян)».

Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

 словесный (рассказ, беседа, объяснение);

 метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);

 метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);

 объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);

 репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);

 метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);

 частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета.

Материально-техническая база школы искусств соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (баян)» имеют площадь не менее 9 кв.м. и пюпитр. В образовательном учреждении созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Образовательное учреждение обеспечивает наличие инструментов обычного размера.

II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность (баян)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Таблица 2

Срок обучения -8(9) лет

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных

занятий (в нед.)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на

аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

Общее количество часов на аудиторные занятия

559

82,5

641,5

Количество часов на

внеаудиторные занятия в

неделю

2

2

2

3

3

3

4

4

4

Общее количество

часов на внеаудиторные

(самостоятельные) занятия по годам

64

66

66

99

99

99

132

132

132

Общее количество

часов на внеаудиторные

(самостоятельные) занятия

757

132

889

Максимальное количество

часов занятия в неделю

4

4

4

5

5

5

6,5

6,5

6,5

Общее максимальное

количество часов по годам

128

132

132

165  

165

165

214,

5

214,

5

214,

5

Общее максимальное

количество часов на весь

период обучения

1316

214,

5

1530,5

Таблица 3

Срок обучения – 5(6) лет

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные

занятия в неделю

2

2

2

2,5

2,5

2,5

Общее количество часов на аудиторные занятия

363

82,5

445,5

Количество часов на внеауди-торные (самостоятельные) занятия в неделю

3

3

3

4

4

4

Общее количество

часов на внеаудиторные

(самостоятельные) занятия

561

132

693

Максимальное количество часов на занятия в неделю

5

5

5

6,5

6,5

6,5

Общее максимальное количество часов по годам

165

165

165

214,5

214,5

214,5

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

924

214,5

1138,5

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.

Виды внеаудиторной работы:

- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),

- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Годовые требования по классам

Срок обучения – 8(9) лет

      Первый год обучения (I класс) – 64 часа

      12-14 музыкальных произведений (детские песни, обработки народных песен и танцев, этюды, пьесы).

     Простейшие упражнения в виде различных последований пальцев (non legato, затем legato) в пределах позиции руки от разных звуков и с перемещениями по октавам.  

     Гаммы До, Соль мажор правой рукой в одну октаву.

     Короткое арпеджио: До, Соль мажор правой рукой .

     Подбор по слуху и пение от разных звуков песенных попевок. Освоение нотной грамоты; простейшие упражнения в чтении нот с листа. Вовлечение ребёнка в область художественного творчества, выявление его индивидуальных склонностей.

За учебный год учащийся должен исполнить:

Таблица 4

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – зачет (3 разнохарактерных

пьесы).

Март – технический зачет (одна гамма,

один этюд).

Май – экзамен (зачет)

 (3 разнохарактерные пьесы).

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):

1. «Зеленая травушка». Чешская народная песня.

2. Красев М. «Елочка».

3. Кабалевский Д. Маленькая полька.

1. Беренс Г. Этюд до мажор.

2. Кочурбина М. «Мишка с куклой».

3. «Пойду ль, выйду ль я». Русская народная песня.

1. Шитте Л. Этюд до мажор

2. Шаинский В. Песня Чебурашки.

3. Калинников В. «Тень-тень».

Второй год обучения (II класс) – 66 часов

      10-12 различных музыкальных произведений из них:

1 произведение с элементами полифонии;                                              

7-8 пьес различного характера;

2-4 этюда.

        Работа над пальцевой техникой в  различного вида упражнениях.

       Мажорные гаммы: До, Соль, Фа  двумя руками в одну октаву;

       Минорные гаммы: Ля, Ми, Ре  (в натуральном, гармоническом, мелодическом виде) каждой рукой отдельно в одну октаву;

       Короткое арпеджио: До, Соль, Фа мажор правой рукой.

За учебный год учащийся должен исполнить:

Таблица 5

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (одна

гамма, один этюд).

Декабрь – зачет (2 разнохарактерных

пьесы).

Март – технический зачет (одна гамма,

один этюд, чтение нот с листа).

Май – экзамен (зачет)

(3 разнохарактерные пьесы).

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):

1. Шитте Л. Этюд фа мажор.

2. Украинская народная песня «Бандура».

3. Гурилев А. Песенка.

1. Вольфарт Г. Этюд до мажор.

2. Чешская нар.песня «Аннушка».

3.Дунаевский И. «Колыбельная».

1. Шитте Л. Этюд ре минор.

2. Бетховен Л. «Экоссез»

3. Ребиков В. «Зимой».

Третий год обучения (III  класс) – 66 часов

       8-10 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:

1 произведение с элементами полифонии;                                              

1 произведение крупной формы;

4-6 пьесы;

2-4 этюда.

      Кроме того, самостоятельно подготовить 1-2 пьесы (по трудности на два класса ниже).

      Чтение с листа легких пьес различного характера (уровня трудности 1 класса).  

      Мажорные гаммы: До, Соль, Фа   двумя руками вместе в две октавы;  Ре, Си-бемоль правой рукой в одну октаву;

      Минорные гаммы: Ля, Ми, Ре (в натуральном, гармоническом, мелодическом виде)  двумя руками вместе в две октавы;

       Тонические трезвучия и короткое арпеджио с обращениями правой рукой в тех же тональностях в две октавы.  

За учебный год учащийся должен исполнить:

Таблица 6

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (1 гамма,

2 этюда на разные виды техники).

Декабрь – зачет (2 разнохарактерных

пьесы).

Март – технический зачет (одна гамма,

один этюд, чтение нот с листа).

Май – экзамен (зачет)

 (3разнохарактерных произведения).

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):

1. Шитте Л. Этюд ре минор.

2. Чайкин Н. «Танец Снегурочки».

3. Гендель Г. Сарабанда.

1. С.Титов « Этюд» соль мажор

2. Штейбельт . «Сонатина» до мажор.

3. Глинка М. «Славься».

1. Ольта А. Этюд ре минор.

2. Ивановичи И. «Дунайские волны».

3. Чайковский П. Неаполитанская песенка.

Четвертый год обучения (IV  класс) – 66 часов

        8-9 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:

1 полифоническое произведение;

1 произведение крупной формы;

4-7 пьес ;

2-4 этюда.

        Кроме того, учащийся должен самостоятельно подготовить 1-2 пьесы (по трудности на два класса ниже).

      Чтение с листа постепенно усложняющихся произведений различных жанров музыкальной литературы (уровень трудности примерно на два-три класса ниже изучаемых учеником); подбор по слуху знакомых произведений с гармоническим и фактурным оформлением, близким к оригиналу; транспонирование в удобные тональности несложных пьес и этюдов.

      Начинается и продолжается в течение последующих лет обучения работа над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа, стиля, формы исполняемых музыкальных произведений.

      Работа над развитием беглости пальцев на материале разнообразных упражнений, выбираемых преподавателем с учётом индивидуальных потребностей и возможностей ученика.

      Мажорные гаммы: до трех знаков  в ключе двумя руками вместе в две октавы;

      Минорные гаммы (натуральные, гармонические и мелодические) до двух знаков в ключе двумя руками вместе в две октавы;

      Тонические трезвучия с обращениями двумя руками вместе в две октавы в тех же тональностях.

      Арпеджио короткие и длинные  двумя руками вместе в тех же тональностях;

За учебный год учащийся должен исполнить:

Таблица 7

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (1 гамма,

2 этюда на разные виды техники).

Декабрь – зачет (2 разнохарактерных

пьесы).

Март – технический зачет (одна гамма,

один этюд,чтение нот с листа).

Май – экзамен (зачет)

 (3разнохарактерных произведения, включая произведение крупной

формы).

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):

  1. Дювернуа Д. Этюд
  2. Гендель Г. Ария
  3. Щуровский Ю. Танец

  1. Переселенцев В. Этюд Ля-минор
  2. Моцарт В. Сонатина
  3. «Как у наших у ворот» русская народная песня обр. Суркова А.

      1.А.Денисов  «Этюд» ля минор

      2.Косенко В. «Скерцино»

      3.р.н.п.,обр.Аз.Иванова «По улице мостовой»

        

Пятый год обучения (V  класс) – 66 часов

       8-10 различных музыкальных произведений, в том числе несколько в  порядке ознакомления;

1 полифоническое произведение;

1 произведение крупной формы;

2-3 этюда;

4-5 пьес различного характера;  

      Кроме того, учащийся должен самостоятельно подготовить 1-2 пьесы (по трудности на два класса ниже).

       Чтение с листа постепенно усложняющихся произведений различных жанров музыкальной литературы (уровень трудности примерно на два-три класса ниже изучаемых учеником);

 подбор по слуху знакомых произведений с гармоническим и фактурным оформлением, близким к оригиналу;

транспонирование в удобные тональности несложных пьес и этюдов;

      Продолжается работа над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа, стиля, формы исполняемых музыкальных произведений.

      Работа над развитием беглости пальцев на материале разнообразных упражнений, выбираемых преподавателем с учётом индивидуальных потребностей и возможностей ученика;

       Мажорные гаммы: до четырех знаков в ключе двумя руками вместе в 2 октавы;  

       Минорные гаммы до 3-х знаков в ключе (натуральные, гармонические и мелодические) двумя руками вместе в 2 октавы;  

      Тонические трезвучия с обращениями двумя руками вместе в две октавы в тех же тональностях;

      Арпеджио короткие и длинные  двумя руками вместе в тех же тональностях;

     Гаммы До, Соль, Фа мажор в противоположном движении.

За учебный год учащийся должен исполнить:

Таблица 8

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (1 гамма,

2 этюда на разные виды техники/один

этюд может быть заменен виртуозной

пьесой).

Декабрь – зачет (2 разнохарактерных

пьесы).

Март – технический зачет (одна гамма,

один этюд, чтение нот с листа).

Май – экзамен (зачет)

 (3разнохарактерных произведения, включая произведение крупной

формы).

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):

1. Ольта А. Этюд- мазурка ре минор.

2. Чайкин  Н. «Русский танец»

3. С Майкапар «Рондо»

1. Шашкин П. Этюд ля минор.

2. «Ехал казак за Дунай». Украинская народная песня. Обработка Ю.Акимова.

3. Моцарт В.  «Сонатина №1» до мажор

 

1. Нечипоренко А. Этюд ре минор.

2. «Я встретил Вас». Старинный романс. Обр. Басурманова Н.

3. Клементи Н. «Сонатина»ч.1 до мажор

Шестой  год обучения (VI  класс) – 66 часов

8-10 произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:

1 полифоническое произведение;

1 произведение крупной формы;

4-5 пьес ;

2-3 этюда;

       Кроме того, учащийся должен самостоятельно подготовить 1 пьесу (по трудности на два класса ниже).

       Чтение с листа постепенно усложняющихся произведений различных жанров музыкальной литературы (уровень трудности примерно на два-три класса ниже изучаемых учеником);

подбор по слуху знакомых произведений с гармоническим и фактурным оформлением, близким к оригиналу;

транспонирование в удобные тональности несложных пьес и этюдов;

Продолжается работа над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа, стиля, формы исполняемых музыкальных произведений.

Работа над развитием беглости пальцев на материале разнообразных упражнений, выбираемых преподавателем с учётом индивидуальных потребностей и возможностей ученика;

      Мажорные   гаммы до 5-ти  знаков в ключе двумя руками вместе в 2 октавы;

      Мажорные   гаммы до 3-х  знаков в ключе двумя руками вместе, по 2, по 3 ноты на бас.

      Минорные гаммы до 4-х знаков в ключе (натуральные, гармонические и мелодические) двумя руками вместе в 2 октавы;  

      Тонические трезвучия с обращениями двумя руками вместе в две октавы в тех же тональностях;

      Арпеджио короткие, длинные, ломаные двумя руками вместе  в тех же тональностях.

      Гаммы  Ля, Ми, Ре минор в противоположном движении.

За учебный год учащийся должен исполнить:

Таблица 9

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (1 гамма,

показ самостоятельно выученной

пьесы).

Декабрь – зачет (2 разнохарактерных

пьесы).

Март – технический зачет (одна гамма,

один этюд, чтение нот с листа, подбор

по слуху).

Май – экзамен (зачет)

 (3разнохарактерных произведения, включая произведение крупной

формы, виртуозное произведение).

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):

1. Бетховен Л. Менуэт ля-бемоль мажор.

2. «Возле речки, возле моста» Русская народная песня.    Обр. Мотова В.

3. Чайковский П. «Юмореска».

1. Лядов Л. Канон ре минор.

2. Моцарт В. Соната №10, ч.2. ре минор. Обр. Горохова В.

3. «Меж крутых бережков» Русская народная песня. Обр. Н. Ризоля.

1.А.Ничепоренко  «Этюд» соль мажор

2.р.н.п. «Я калинушку ломала» обр. Туликова

3.Бах И. «Лярго»

        

Седьмой  год обучения (VII  класс) – 82,5 часов

       7-10 произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:

1 полифоническое произведение;

1 произведение крупной формы;

3-4 пьесы;

2-3 этюда;

      Кроме того, учащийся должен самостоятельно подготовить 1 пьесу (по трудности на два класса ниже).

        7 класс и класс допрофессиональной подготовки продолжают занятия по чтению с листа, подбору по слуху и транспонированию постепенно усложняющегося материала.

       Все мажорные и минорные  гаммы   двумя руками вместе в 2 октавы;      

      Тонические трезвучия с обращениями двумя руками вместе в две октавы в тех же тональностях;

      Арпеджио короткие, длинные, ломаные двумя руками вместе  в тех же тональностях.

      Гаммы:  До, Соль, Фа мажор  в терцию; хроматическая гамма.

За учебный год учащийся должен исполнить:

Таблица 10

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (1 гамма,

показ самостоятельно выученной

пьесы, значительно легче усвоенного

предыдущего материала).

Декабрь – зачет (2 разнохарактерных

пьесы).

Март – технический зачет (одна гамма,

один этюд, чтение нот с листа, подбор

по слуху).

Май – экзамен (зачет) (3 разнохарактерных произведения, включая произведение крупной

формы, виртуозное произведение,

произведение кантиленного характера).

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):

1.Галкин Н. «Этюд» соль диез минор .

2. Р.Н.П. «Посею лебеду на берегу» обр. В.Иванова

3. Бах И. Прелюдия  из 3 сюиты , ля минор

4. Репников Н.  «Концертино»

 

1. Й.  Гайдн  «Адажио».

2. «Ехал казак за Дунай». Украинская народная песня. Обработка Ю. Акимова.

3. Клементи М. Сонатина №1, ч.1.

4. Дербенко Е. Ноктюрн.

1. И.С. Бах Лярго.

2. И. Яшкевич Сонатина ре мажор.

3. А.Тихонов «У моря»

4. Скрябин А. Соч. 2, №1 Этюд. Переложение А. Онегина

        Восьмой  год обучения (VIII  класс) – 82,5 часов

        В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 8-10 произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления. 2-полифонических произведения, 2-произведения крупной формы, 4-5 пьес, 3-4 этюда. Продолжаем занятия по чтению с листа, подбору по слуху и транспонированию. Все мажорные и минорные гаммы в 3-4 октавы, тонические трезвучия вместе двумя руками. Арпеджио короткие, длинные, ломаные, двумя руками в тех же тональностях. Гаммы: До, Соль, Фа, Мажор, в сексту, октаву, хроматическую гамму.

За учебный год учащийся должен исполнить:

Таблица 11

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (1

гамма,1 этюд или виртуозная пьеса).

Декабрь – дифференцированное

прослушивание части программы

выпускного экзамена (2 произведения,

обязательный показ произведения

крупной формы и произведения на

выбор из программы выпускного

экзамена).

Март – прослушивание перед

комиссией оставшихся двух

произведений из выпускной

программы, не сыгранных в декабре.

Май – выпускной экзамен (4

разнохарактерных произведения,

включая произведение крупной

формы, виртуозное произведение).

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):

1. А. Корелли «Прелюдия»  ми минор.

2. Ф. Кулау «Сонатина» до мажор.

3. С. Василенко «Испанский танец».

4. Русская народная песня «Вот мчится тройка почтовая» обр. В. Бухвостова.

1. И.С.Бах «Органная прелюдия» до мажор.

2. Л.Бетховен «Сонатина» до мажор.

3. А. Шендерёв Вариации на тему А. Пономоренко «Снег-снежок».

4. М. Родригес «Кумпарсита».

  1. Кулау Д. « Сонатина» до мажор
  2. Бажилин «Вальсирующий аккордеон»
  3.  Равина Г. «Этюд» ля минор
  4. А.Гедике «Трехголосная прелюдия» ля минор

         Девятый  год обучения (IX  класс) – 82,5 часов

                В течение учебного года преподаватель должен проработать с учеником 12-15 произведений, в том числе несколько в порядке ознакомления:

1-2 полифонических произведения;

1-2 произведения крупной формы;

4-5 пьес;

4-5 этюдов;

       Учащиеся, готовящиеся к поступлению в музыкальное училище на народное отделение, должны совершенствовать техническую подготовку, добиваясь при исполнении гамм, арпеджио и других технических формул более быстрого темпа, хорошего звукоизвлечения, расширяя требования указанные в 7 классе (гаммы во всех тональностях, в терцию, хроматические гаммы и т.д.), используя весь диапазон инструмента.

   В течение всех лет обучения преподаватель должен:

- ознакомить учащихся с творчеством выдающихся композиторов, чьи произведения изучаются в классах народного отделения; с музыкальными жанрами, формами, наиболее употребительными терминами;

- развивать умение словесно охарактеризовать исполняемые в классе музыкальные произведения.

За учебный год учащийся должен исполнить:

Таблица 12

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический минимум в

виде контрольного урока (1 гамма,1

этюд или виртуозная пьеса).

Декабрь – зачет (2 новых

произведения).

Март – академический вечер (3

произведения из программы 8-9

классов, приготовленных на

выпускной экзамен).

Май – выпускной экзамен (4

разнохарактерных произведения).

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):

1. И.С. Бах «Органная прелюдия» ре минор.

    Яшкевич «Соната» до мажор

   Черемухин Н. «Этюд» си минор

    Дранга Ю,обработка песни Блантера «Черноглазая казачка»

2. А.Гедике «Трехголосная прелюдия» ля минор

    Кулау Ф. «Сонатина» соль мажор

    Р.н.п. «Вдоль по улице метелица метет»,обр. В. Иванова

    Холминов  А. Этюд си минор  

Годовые требования по классам

Срок обучения - 6 лет

Требования по специальности для обучающихся на баяне сроком 5 лет те же, что и при 8-летнем обучении, но в несколько сжатой форме. Условно говоря, все темы изучаются в меньшем объеме часов.

Репертуар должен во всех классах включать разнохарактерные произведения различных стилей, жанров, но он может быть немного легче (в зависимости от способностей ученика). Ученики, занимающиеся по пятилетней программе, должны принимать активное участие в концертной деятельности, участвовать в конкурсах. Задача педагога - выполнение учебной программы направить на максимальную реализацию творческого потенциала ученика, при необходимости подготовить его к поступлению в среднее специальное учебное заведение.

Первый класс (2 часа в неделю)   

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Аппликатурные обозначения. Освоение приема легато, нон легато.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 10-12 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, этюды. Хорошо подготовленным учащихся рекомендуется освоение легких пьес с элементами полифонии, несложных вариаций и гамм в одну-две октавы в первой позиции. Чтение нот с листа легких произведений, отдельно каждой рукой. 

В течение учебного года ученик должен исполнить:

Таблица 13

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь – зачет (3 разнохарактерные

пьесы).

Март – технический зачет (1 гамма, 1

этюд).

Май – экзамен (зачет) (3 разнохарактерные пьесы).

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):

  1. Беренс Г. Этюд до – мажор
  2. Красев М. Елочка
  3. «Во саду ли в огороде» русская народная песня

  1. Черни К. Этюд до – мажор
  2. Лысенко А. «Лисичка»
  3. Кочурбина М. «Мишка с куклой пляшут полечку»

1.Аз. Иванов «Полька»

2.Й.Гайдн «Тема из симфонии» солд мажор

 3.Ю.Захаров «Этюд»

Второй  год обучения (II  класс) – 66 часов

Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков учащихся. Работа над качеством звука, ритмом. Упражнения для развития беглости пальцев, техники легато. Подготовка к изучению крупной формы.

В течение учебного года необходимо проработать с учеником 10-12 различных произведений, в том числе, 2-3 полифонических пьесы, 4-5 этюдов на различные виды техники. Хроматическая гамма в первой октаве, а также упражнений для развития техники арпеджио и легато. Чтение нот с листа легких произведений, отдельно каждой рукой. 

В течение учебного года учащийся должен исполнить:

Таблица 14

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (1 гамма,

2 этюда).

Декабрь – зачет (2 разнохарактерных

пьесы).

Март – технический зачет (1 гамма, 1

этюд).

Май – экзамен (зачет) (3 разнохарактерные пьесы).

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1. Жигалов В. Этюд до мажор.

2. Украинская народная песня «Бандура».

3. Листов К. В землянке

1. Вольфарт Г. Этюд до мажор.

2. Гуммель И. Экосез.

3. Иванов В. Юмореска

1. Шитте Л. Этюд ре минор.

2. Дербенко Н. «Пингвины»

3. «Как ходил гулял Ванюша» русская народная песня

Третий  год обучения (III  класс) – 66 часов

Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Работа над динамикой, ритмом. Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук.

В течение учебного года следует проработать с учеником 8-9 различных музыкальных произведений, в том числе 2-3 полифонические пьесы, 1-2 этюды. 2 произведений крупной формы. Гаммы мажорные  до 3х знаков в ключе  двумя руками вместе. Минорные гаммы: ля, ми, ре - двумя руками вместе. Короткие и длинные арпеджио мажорных и минорных тональностях до 3х знаков в ключе двумя руками вместе. Чтение нот с листа легких произведений 2 класса  двумя руками вместе.

В течение учебного года учащийся должен исполнить:

Таблица 15

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (1 гамма,

2 этюда на разные виды техники/один

этюд может быть заменен виртуозной

пьесой).

Декабрь – зачет (2 разнохарактерных

пьесы).

Март – технический зачет (одна гамма,

один этюд).

Май – экзамен (зачет)

 (3разнохарактерных произведения, включая произведение крупной

формы).

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета):

  1. Черни К. Этюд до мажор

Хаслингер Т. Сонатина до мажор

«Увиванец» украинская народная мелодия

  1. Федин Т. Этюд фа-мажор

Г. Гендель  «Чакона»

    Холминов А. Кадриль

  1. Беньяминов В. «Этюд»

Легран М. «Жди меня»

Штейбельт Д. «Сонатина» до мажор

     

        Четвертый год обучения (IV  класс) – 66 часов

Дальнейшее развитие музыкально-художественного мышления, исполнительских навыков и самостоятельности учащегося. Повышение требовательности к выразительному исполнению. Усложнение ритмических задач. Работа над звукоизвлечением и беглостью пальцев правой руки, совершенствование техники их чередования в различных видах арпеджио и гамм.

В течение учебного года следует проработать с учеником 8-9 различных музыкальных произведений, в том числе 2-3 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 4-5 этюдов.

Гаммы мажорные  до 5ти знаков в ключе  двумя руками вместе, арпеджио и аккорды. Минорные гаммы до 3х знаков двумя руками, арпеджио и аккорды.  Чтение нот с листа произведений  двумя руками вместе.

В течение учебного года учащийся должен исполнить:

Таблица 16

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (1 гамма,

показ самостоятельно выученной

пьесы, значительно легче усвоенного

ранее материала).

Декабрь – зачет (2 разнохарактерных

пьесы).

Март – технический зачет (1 гамма, 1

этюд, чтение нот с листа, подбор по

слуху).

Май – экзамен (зачет) (3

разнохарактерных произведения,

включая произведение крупной

формы, виртуозное произведение).

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

  1. Дювернуа Д. Этюд ля минор

     Гендель Г. Ария

Щуровский Ю. Танец

2.Переселенцев В. Этюд Ля-минор

        Моцарт В. Сонатина

        Матросский танец «Яблочко»

      3.Шитте Л. Этюд Ля-мажор

     Кулау Ф. Сонатина До-мажор

        Дербенко Н. «Царь –государь»

Пятый  год обучения (V  класс) – 82,5 часов

Развитие музыкально-художественного мышления и исполнительских навыков, совершенствование техники звукоизвлечения и повышение уровня пальцевой беглости.  Подготовка выпускной программы. К выпускному экзамену необходимо приготовить 4-5 разнохарактерных пьес. Для профессионально ориентированных учащихся рекомендуется обязательное включение в программу экзамена полифонической пьесы, произведения крупной формы и этюда. Мажорные и минорные гаммы, короткие и длинные арпеджио, тонические аккорды.

В течение учебного года учащийся должен исполнить:

Таблица 17

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический зачет (1 гамма,

этюд или виртуозное произведение).

Декабрь – дифференцированное

прослушивание части программы

выпускного экзамена (2 произведения,

обязательный показ произведения

крупной формы и произведения на

выбор из программы выпускного

экзамена).

Март – прослушивание перед

комиссией оставшихся двух

произведений из выпускной

программы, не игранных в декабре.

Май – выпускной экзамен (4

разнохарактерных произведения,

включая произведение крупной

формы, виртуозное произведение).

Примерный репертуарный список итоговой аттестации (выпускного экзамена):

  1. Куликов П. Этюд Ля-минор

   Кудрин В. «Лирический хоровод»

  «Ах, утушка луговая» русская народная песня обр. Горохова В.

  Абреу С. «Тико-тико»

2.Холминов А. Этюд Соль-мажор

    Бах И.С. Ария

    Делиб «Мазурка» из балета «Копеллия»

   «Ветерок» закарпатская песня обр. Мотова В.

3..И.С. Бах «Органная прелюдия» до мажор.

  Р.н.п. «Вдоль по Питерской»,обр. Шалаева

  Россини Дж. «Финал» из оперы «Севильский цирюльник»

  Новиков «Смуглянка» обр. А. На Юн Кина

        Шестой  год обучения (VI  класс) – 82,5 часов

        Cсовершенствование навыков и знаний, полученных за время обучения. Повышение уровня музыкально-художественного мышления учащихся, углубленная работа над звуком и техникой исполнения. Совершенствование исполнения гамм, упражнений и этюдов. Изучение различных по стилям и жанрам произведений, в том числе входящих в программу вступительного экзамена.

В течение учебного года учащийся должен исполнить:

Таблица 18

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь – технический минимум в

виде контрольного урока (1 гамма,

этюд или виртуозная пьесы).

Декабрь – зачет (2 новых

произведения).

Март – академический вечер (3

произведения из репертуара 5-6

классов, приготовленных на

выпускной экзамен).

Май – выпускной экзамен (4

произведения).

Примерный репертуарный список:

  1. Бах И.С. «Лярго»

     Гайнд Й. «Адажио»

     Шуман Р. «Дед мороз»

    «Меж крутых бережков» русская народная песня обр. Ризоля Н.

2.Бетховен Л. Менуэт Ля-бемоль мажор

  Дербенко Е. «Экспромт»

  Бакалейников С. «Грусть»

 Вариации на тему «Среди долины ровныя» и «Светит месяц» обр. Паницкого И.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:

 знать основные исторические сведения об инструменте;

 знать конструктивные особенности инструмента;

 знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;

 знать оркестровые разновидности инструмента баян;

 знать основы музыкальной грамоты;

 знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;

 знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.);

 знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);

 знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного исполнительства на баяне;

 знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в работе игрового аппарата;

 уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;

 уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;

 уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;

 уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;

 уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;

 иметь навык игры по нотам;

 иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого и оркестрового музицирования;

 приобрести навык транспонирования и подбора по слуху, так необходимых в дальнейшем будущему оркестровому музыканту;

 приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных ансамблях и оркестрах.

Реализация программы обеспечивает:

 наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

 комплексное совершенствование игровой техники баяниста, которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники;

 сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности баяна для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;

 знание художественно-исполнительских возможностей баяна;

 знание музыкальной терминологии;

 знание репертуара для баяна, включающего произведения разных стилей и жанров, произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты, циклы) в соответствии с программными требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное обучение классах, умение самостоятельно выбрать для себя программу;

 наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;

 наличие навыка аккомпанемента музыкальных произведений;

 умение транспонировать и подбирать по слуху;

 навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

 навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

 наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

 наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.

Оценки качества знаний по «Специальности (баян)» охватывают все виды контроля:

- текущий контроль успеваемости;

- промежуточная аттестация учащихся;

- итоговая аттестация учащихся.

Цель промежуточной аттестации - определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.

Таблица 19

Вид контроля

Задачи

Формы

Текущий

контроль

- поддержание учебной дисциплины,

- выявление отношения учащегося к

изучаемому предмету,

- повышение уровня освоения текущего учебного материала. Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок.

Контрольные уроки,

академические

концерты,

прослушивания

к конкурсам,

отчетным концертам

Промежуточная

аттестация

определение успешности развития

учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения

зачеты (показ части

программы,

технический зачет),

академические

концерты, переводные

зачеты, экзамены

Итоговая

аттестация

определяет уровень и качество освоения программы учебного предмета

экзамен

проводится в

выпускных

классах: 5 (6), 8 (9)

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.

Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу.

Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой.

Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.

Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), 8 (9), в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.

2. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной шкале.

Таблица 20

Оценка

Критерии оценивания исполнения

5 («отлично»)

Яркая, осмысленная игра, выразительная динамика; текст сыгран безукоризненно. Использован богатый арсенал выразительных средств, владение исполнительской техникой и звуковедением позволяет говорить о высоком художественном уровне игры.

4 («хорошо»)

Игра с ясной художественно-музыкальной трактовкой, но не все технически проработано, определенное количество погрешностей не дает возможность оценить «отлично». Интонационная и ритмическая игра может носить неопределенный характер.

3 («удовлетворительно»)

Средний технический уровень подготовки, бедный, недостаточный штриховой арсенал, определенные проблемы в исполнительском аппарате мешают донести до слушателя худо-жественный замысел произведения. Можно говорить о том, что качество исполняемой программы в данном случае зависело от времени, потраченном на работу дома или отсутствии интереса у ученика к занятиям музыкой.

2 («неудовлетворительно»)

Исполнение с частыми остановками, однообразной динамикой, без элементов фразировки, интонирования, без личного участия самого ученика в процессе музицирования.

Зачет (без оценки)

Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитываются следующие параметры:

1. Оценка годовой работы учащегося.

2. Оценки за академические концерты, зачеты или экзамены.

3. Другие выступления учащегося в течение учебного года.

При выведении оценки за выпускные экзамены должны быть учтены следующие параметры:

1. Учащийся должен продемонстрировать достаточный технический уровень владения инструментом.

2. Убедительно раскрытый художественный образ музыкального произведения.

3. Понимание и отражение в исполнительской интерпретации стиля исполняемого произведения.

При выпускных экзаменах оценка ставится по пятибалльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Оценки выставляются по окончании четвертей и полугодий учебного года. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1.Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.

Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.

Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

Необходимым условием для успешного обучения на баяне является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата.

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.

При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).

Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения.

Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.

Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.

Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности данного инструмента - баяна.

В классе баяна при работе над гаммами, этюдами и пьесами для достижения чистоты интонации и технической свободы необходимо искать, находить и использовать различные варианты аппликатуры.

Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы.

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

  • самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
  • периодичность занятий - каждый день;
  • объем самостоятельных занятий в неделю - от 2 до 4 часов.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие.

 В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий:

- игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени);

- разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности);

- выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы;

- работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида;

- проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом;

- повторение ранее пройденных произведений.

Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

 1. Учебная литература:

1. Альбом начинающего баяниста. 1-3 кл. Вып. 36. (Сост. Бухвостов А.). М., «Музыка». 1987

2. Альбом начинающего баяниста. 1-3 кл. Вып. 22. (Сост Акимов Ю., Талакин А.). М., «Музыка». 1968

3. Альбом начинающего баяниста.1-2 кл. Вып. 36. (Сост. Акимов Ю., Талакин А.). М., «Музыка». 1987

4. Альбом начинающего баяниста. 1-2 кл. Вып. 4. (Сост. Тышкевич Г.). М., «Музыка». 1971

5. Альбом начинающего баяниста. Вып. 15. (Сост. А. Гиняков). М., «Музыка». 1978

6. Альбом баяниста. Сост. В. Паньков и Н. Давыдов.Киев. «МУ», 1970

7. Альбом вальсов в переложении для баяна. Вып. 1/сост. П. Говорушко. М., «Музыка». 1990

8. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 классов. Вып. 62. М., «Музыка». 1990

9. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 43. М., «Музыка». 1982

10. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 52. М., «Музыка». 1985

11. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 классов. Вып. 56. М., «Музыка». 1987

12. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 1. (Сост. Бушуева Ф.) М., «Музыка». 1969

13. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 7. (Сост. Бухвостов А.) М., «Музыка». 1971

14. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 50. (Сост. Бушуева Ф.) М., «Музыка». 1983

15. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 31. (Сост. А. Талакин) М., «Музыка». 1979

16. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 50. (Сост. Бушуев Ф.) М., «Музыка». 1983

17. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-3 классов. Вып. 68. (Сост. Ф.Бушуев) М., «Музыка». 1994

18. Баян. 2 класс. М., «Кифара». 1994

19. Баян в музыкальной школе. 1-2 классы. Вып. 47. Сост. С. Павин. М., «СК». 1983

20. Баян. Подготовительная группа. М., «Кифара». 1994

21. Баян. 1 класс. М., «Кифара». 1994

22. Герасимов В. «Детский альбом». Орёл. 1986

23. Герасимов В. «Юный виртуоз». М., «Музыка». 1996

24. Дербенко Е. Пьесы для баяна и аккордеона. 4-5 кл. Орёл 2001

25. Избранные произведения для баяна. (Сост. В. Ефимов) М., «Музыка». 1995

26. Мелодии прошлых лет для аккордеона или баяна. Сост. Г. Левкодимов. М., «Музыка». 1989

27. На досуге. Репертуарная тетрадь баяниста. Вып. 8. М., «Музыка». 1989

28. Народные песни в обработке для баяна. Вып. 6. Обр. П. Савинцева. М., «СК». 1972

29. Паницкий И. Старинные вальсы в обработке для баяна. М., «Музыка». 1991

30. Педагогический репертуар баяниста для 1-2 кл.Вып. 9.  (Сост. В.Грачев). М., «Музыка». 1980

31. Популярные песни в переложении для баяна. Вып. 22. М., «Музыка». 1988

32. Самоучитель игры на баяне. М., «Музыка». 2001

33. Хрестоматия баяниста. 1-2 кл. Сост. А. Крылоусов. М.,«Музыка» 1980

34. Хрестоматия баяниста. 1-5 кл.   М., «Музыка». 1982

35. Хрестоматия баяниста. 1-2 кл. Вып. 1 (Сост. Акимов Ю. и Гвоздев П.). М., «Музыка». 1971

36. Хрестоматия баяниста. 1-5 кл. Вып. 4 (Сост. В.Мотов, А. Онегин). М., «Музыка». 1961

37. Хрестоматия баяниста. 1-3 кл. Вып.3.(Сост. В. Бухвостов, В. Скворцов). М., «Музыка». 1964

38. Хрестоматия баяниста. 3-5 кл ДМШ. М., «Музыка». 1970

39. Хрестоматия баяниста. 1-3 кл ДМШ. Этюды. М., «Музыка». 1995

40. Хрестоматия баяниста. 1-2 кл. ДМШ. Этюды. М., «Музыка». 1995

41. Шишаков Ю. Лёгкие пьесы, обработки народных песен и танцев для баяна. М., «СК». 1972

42. 15 уроков игры на баяне. (Сост. Д. Самойлов) М.«Музыка». 1964

2.  Учебно-методическая литература:

  1. Алексеев А. «Методика преподавания игры на баяне». Советский композитор, 1971
  2. Басурманов А. «Самоучитель игры на баяне». М. 1977
  3. Говорушко Н. «Школа игры на баяне». М. 1976
  4. Онегин А. «Школа игры на готово-выборном баяне». М. 1976
  5. Прогрессивная школа игры на баяне. Часть 1и часть 2.  Сост. Акимова Ю.  и Гвоздев П., М., «Музыка», 1976


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8 лет обучения

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8...

Программа учебного предмета "Специальность и чтение с листа (фортепиано)"

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной про...

Программа учебного предмета «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. ВИОЛОНЧЕЛЬ» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты»

I.Пояснительная записка1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе    Данная образовательная программа составлена для работы преподавателей струнног...

Учебная программа по предмету Специальность "Баян" (8/9 лет)

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «баян» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной...

Дополнительная общеобразовательная рабочая программа учебного предмета "Специальность (аккордеон)" художественной направленности: "Раннее эстетическое развитие"

Данная программа рассчитана на один год подготовки и обучения детей дошкольного возраста навыкам игры на аккордеоне в классе раннего эстетического развития....

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «флейта», 8 лет

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «флейта», далее - «Специальность (флейта)»...

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «флейта»

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «флейта», далее - «Специальность (флейта)...