Образовательная программа "Волшебные спицы"
рабочая программа по теме

Кружок "Волшебные спицы" (вязание на спицах)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op_dlya_kruzhka.doc212 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Еравнинский район»

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

 дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Одобрено Методическим Советом:

Председатель МС

_______/С.Ц.Хасанова  /

Протокол № ____ от «___» ___________                                

                                                      20____ г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ДОД «ЦДТ»

_________ /А.С.Тышкенов/

Приказ №__ «___» _______

                                  20___ г

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАЗВАНИЕ  Кружок «Волшебные спицы» (Вязание на спицах)

ВОЗРАСТ   8-14 лет

НАПРАВЛЕННОСТЬ  Художественно-эстетическая

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД    1 год – 144 часа

                                                           2 год – 216 часов

                                                           3 год – 216 часов

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ  3 года

СОСТАВИТЕЛЬ педагог дополнительного образования 

Хасанова Сэлмэг Цыреновна

с. Сосново-Озерское

2016 г.

Введение

Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами.

Занятие любым видом рукоделия немыслимо без творчества. А развитие творческих способностей и технического творчества учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств. С учетом этого на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки школьников к творческому труду, развитию творческих способностей и нравственно-эстетического воспитания детей. Данной задаче формирования личности ребенка может отвечать организация кружка «Волшебные спицы».

Пояснительная записка

Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния.

 В настоящее время особенно остро возникает необходимость побудить активный интерес школьников к отечественной истории, к истокам национальной культуры. И большую роль в этом играет знакомство с декоративно – прикладным творчеством, освоение некоторых его видов. Художественное вязание является исконным народным ремеслом.

Веками отточенное мастерство вязания актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность.

Программа способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей желания активно участвовать в продуктивной деятельности, обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Данная программа является модифицированной. В ней учтены знания и умения учащихся, которые они получают на уроках в школе и на которые необходимо опираться в процессе занятий вязанием.

Группы имеют постоянный состав. Их численность 8-12 человек. Возраст учащихся с 8 лет. Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области вязания спицами. Группы могут формироваться по возрастному признаку.

Дети могут приниматься на второй год обучения на основании дополнительных вступительных испытаний в форме выявления практических навыков и умений вязания на спицах.

Программа кружка рассчитана на три года обучения. Первый год предполагает 144 ч. (занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа), второй и третий 216 ч. (3 раза по 2 часа).

Программа первого года обучения направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой вязания спицами.  Второй год обучения - на обучение детей основам многоцветного вязания, вышивки на трикотажном полотне и кругового вязания спицами. Третий год предполагает работу по обучению учащихся особенностям вязания мягких игрушек, сложных моделей и их декорирования.

Актуальность программы – приобщение  обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.

Педагогическая целесообразность программы

Модифицированная дополнительная образовательная программа «Волшебные спицы» реализуется для детей с разным уровнем подготовки и разным уровнем мотивации к обучению. Главным критерием приема детей является интерес к занятию художественным вязанием. Возникла необходимость составления универсальной программы, которая учитывала бы разносторонние интересы и возможности ребят. В данных условиях программа «Волшебные спицы» - это механизм, который определяет содержание обучения вязанию школьников, методы работы педагога по формированию теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся. В основу Программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников. Все объекты труда подбираются с таким расчётом, чтобы они были максимально познавательными, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных народных промыслах.

Программа курса по художественному вязанию включает в себя курс обучения основным приемам вязания на спицах, теоретических знаний об истории развития трикотажного производства и правил ухода за ними, а также дополнена темами по технике изготовления индивидуальной выкройки.

Дифференцированный подход в подборе изделий, схем вязания является наиболее продуктивным и позволяет каждому ребенку добиться максимально положительных результатов. Занятия в объединении способствуют развитию определенных черт характера: внимания, усидчивости, целеустремленности, чувства ответственности.

Отличительные особенности Программы

Отличительной особенностью данной модифицированной дополнительной образовательной программы «Волшебные спицы» от существующих образовательных программ является то, что она предполагает более углубленное изучение и практическое освоение вязания как одного из видов рукоделия. Содержание программы «Волшебные спицы» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития практических умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учащихся.

Цель программы – развитие творческих способностей и нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении технике вязания спицами.

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Образовательные:

  • Познакомить с историей, развитием техники вязания спицами, современными тенденциями в моде вязаных вещей;
  • Обучить правильному положению рук при вязании, пользоваться инструментами;
  • Научить четко, точно выполнять основные приемы вязания;
  • Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания;  
  • Обучить особенностям вязания различных моделей;
  • Обучить основным условным обозначениям;
  • Научить выполнять сборку и оформление  готового изделия.

2. Воспитательные:

  • Привить интерес к данному виду творчества;
  • Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
  • Воспитать творческого отношения к труду, эстетического восприятия мира, художественного вкуса;
  • Привить основы культуры труда.

3. Развивающие:

  • Развивать творческие способности;
  • Развивать произвольность психических процессов;
  • Развивать образное мышление;
  • Развивать воображение и фантазию;
  • Развивать моторные навыки.

В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы: принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип единства группового и индивидуального обучения, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, принцип сознательности и творческой активности обучаемых, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности, принцип коллективности.

Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.

К обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не справляются с работой, оказывается помощь.

Работа в кружке должна быть пронизана атмосферой творчества. Важно, чтобы учащиеся сами продумывали узор и фасон изделия. Роль педагога в данном случае – направлять советами и мотивировать детей на создание оригинальных вещей.

Используются следующие методы обучения:

- словесный метод (беседа, лекция, объяснение, консультация, диалог);

- метод показа, или наглядный метод;

- метод расчлененного разучивания элемента вязания.

Практическим заданиям предшествует изучение теоретических вопросов. Они освещаются в краткой, доступной форме с учетом возраста учащихся.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Усвоение программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные результаты.

1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлении о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

7. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты.

1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств ее осуществления.

1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результатов.

3. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

4. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

5. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить смысловое высказывание соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждения, отнесения к известным понятиям.

7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

8. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты первого год обучения

Обучающиеся будут знать

  • Историю техники вязания на спицах;
  • Правила поведения, правила техники безопасности;
  • Инструменты и материалы;
  • Условные обозначения, понятие «раппорт»;
  • Основные приемы набора петель и вязания на спицах.

Обучающиеся научатся

  • соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе со спицами,  ножницами;
  • правильно  пользоваться вязальными спицами, ножницами;
  • подбирать материалы для вязания;
  • выполнять основные элементы вязания;
  • свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту.

Предметные результаты второго года обучения

Обучающиеся будут знать

  • Правила поведения, правила техники безопасности;
  • Различные способы набора петель;
  • Особенности вязания цветных полотен;
  • Способы соединения цветных полотен по вертикальной и наклонной линиям;
  • Виды украшений вязаных изделий;
  • Особенности вышивки на трикотаже;
  • Способы переведения рисунка на полотно;
  • Особенности снятия мерок и расчета для вязания шапочки, носок, перчаток и варежек;
  • Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.

Обучающие научатся

  • Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе;
  • Изготавливать помпоны, кисти и шнуры;
  • Переводить рисунок на полотно;
  • Вышивать узор на трикотажном полотне с помощью различных швов;
  • Владеть техникой цветного вязания с протяжками и интарсии;
  • Соединять цветные полотна по вертикальной и наклонной линиям;
  • Вязать шапочку, варежки, носки.

Предметные результаты третьего  года обучения

Обучающиеся будут знать

  • Правила поведения, правила техники безопасности;
  • Современные тенденции в моде вязаной одежды;
  • Технологию вязания объемных мягких игрушек;
  • Понятия «пропорции фигуры», «осанка», «выкройка-основа», «контрольный образец»;
  • Особенности снятия мерок;
  • Особенности вязания по выкройке и по расчету;
  • Виды швов;
  • Последовательность изготовления деталей вязаного изделия;
  • Влажная обработка трикотажных деталей;
  • Особенности ухода за готовыми изделиями.

Обучающие научатся

  • Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности;
  • Вязать мягкие игрушки;
  • Снимать мерки;
  • Определять плотность вязания;
  • Вязать по выкройке спинку, полочку, рукава, карманы, воротники различных видов;
  • Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
  • Свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами при вязании вещей;
  • Правильно соединять элементы между собой;
  • Выполнять трикотажные швы различными способами;
  • Выполнять заключительную отделку готовых изделий.

В результате обучения по данной программе у детей могут наблюдаться положительная динамика в развитии психических процессов (память, мышление, внимание и др.). Работа по обучению вязанию на спицах способствует развитию творческих способностей, трудовых навыков, привитию эстетического вкуса.

Контроль над реализацией программы

Важным в осуществлении программы данного кружка является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.

С целью проверки теоретических знаний можно использовать викторины, игры, кроссворды, карточки, письменные и устные опросы.  

О сформированности практических умений и навыков свидетельствует правильное и аккуратное выполнение всех элементов вязания, творческий подход  к изготовлению изделий. Учитываются умения владеть различными инструментами, выполнения различных вязок и орнаментов, умения читать рапорт рисунка, пользоваться схемами узоров.

Текущие работы представляются на выставках.

Выставка - форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники использования творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться творческий  приз.

Критерием оценки умений может также считаться участие в различных конкурсах прикладного искусства на уровне МБОУ ДО Центра  детского творчества, района и республики.


Тематический план

1 год обучения

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

4

4

-

2

Основные приемы вязания спицами

20

5

15

3

Узоры из лицевых и изнаночных петель

28

4

24

4

Накиды, снятые петли.

34

3

31

5

Жгуты. Обхватывающие петли. Бугристые узоры.

30

8

22

6

Прибавление и убавление петель

10

3

7

7

Вязание прихватки

18

2

16

Итого:

144

29

115


Учебно-тематический план

1 год обучения

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

4

4

-

- Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности. История техники вязания на спицах

- Виды пряжи. Виды спиц. Беседа «Как выбрать хорошую пряжу»

2

2

2

2

-

-

2

Основные приемы вязания спицами

20

5

15

- Набор петель начального ряда из 2-х нитей

- Лицевые петли. Платочное вязание.

- Изнаночные петли. Чулочное вязание.

- Кромочные петли. Ровный край. Зубчатый край. Закрепление петель

- Итоговое занятие

4

6

6

2

2

1

1

1

1

1

3

5

5

1

1

3

Узоры из лицевых и изнаночных петель

28

4

24

- Виды узоров их лицевых и изнаночных петель.

- Схема узора. Обозначение петель.

- Узор «Резинка»

- Узор «Шахматка»

- Узор «Путанка»

- Узор «Столбики»

- Узор «Продолговатая плетенка»

- Узор «Вертикальные полосы из столбиков»

- Итоговое занятие

1

2

3

4

4

4

4

4

2

1

1

1

-

-

-

-

-

1

-

1

3

4

4

4

4

4

1

4

Накиды, снятые петли.

34

3

31

- Накиды и способы их выполнения

- Узор «Мережка»

- Английское вязание. Узор «Английская резинка 1×1»

- Снятые, или вытянутые, петли. Их разновидности.

- Узор «Резинка 1×1 из снятых коротких петель»

- Узор «Жгутик с дырочками»

- Узор «Ажурная шахматка»

- Узор «Плетенка из снятых длинных петель»

- Узор «Длинные снятые петли на резинке»

- Узор «Цепочки из снятых петель»

- Итоговое занятие

1

3

4

1

3

4

4

4

4

4

2

1

-

-

1

-

-

-

-

-

-

1

-

3

4

-

3

4

4

4

4

4

1

5

Жгуты. Обхватывающие петли. Бугристые узоры.

30

8

22

- Жгуты (перемещение петель). Узор «Жгут из 6 лицевых петель»

- Обхватывающие петли из накидов

- Одинарные обхватывающие петли из рабочей нити

- Двойные обхватывающие петли из рабочей нити

- Вывязывание из одной петли нечетного числа петель. Узор «Бугорки из 5 петель»

- Вывязывание из одной петли четного числа петель. Узор «Бугорки из 4-х петель.

- Вывязывание дополнительных петель непосредственно из полотна. Узор «Бугорки, связанные из петли предыдущего ряда»

- Итоговое занятие

4

4

4

4

4

4

4

2

1

1

1

1

1

1

1

1

3

3

3

3

3

3

3

1

6

Прибавление и убавление петель

10

3

7

- Способы прибавления петель

- Убавления петель по краям и в середине полотна

- Итоговое занятие

4

4

2

1

1

1

3

3

1

7

Вязание прихватки

18

2

16

- Беседа «Особенности выбора пряжи для прихватки». Выбор узора.

- Вязание прихватки.

- Итоговое занятие. Выставка изделий, изготовленных учащимися

1

15

2

1

-

1

-

15

1

Итого:

144

29

115


Содержание программы

1 год обучения

1. «Вводное занятие» (4ч.)

Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности, историей техники вязания на спицах. Беседа о видах пряжи и спиц, о том, как выбрать хорошую пряжу.  

2.«Основные приемы вязания спицами» (20 ч.)

Теоретический компонент. Знакомство с понятиями «набор петель», «лицевая петля», «изнаночная петля», «чулочное вязание», «платочное вязание», «кромочные петли».

Практический компонент. Учить набирать петли, вязать лицевые и изнаночные петли, закреплять петли.

3. «Узоры из лицевых и изнаночных петель» (28 ч.)

Теоретический компонент. Виды узоров из лицевых и изнаночных петель.

Практический компонент. Учить вязать различные узоры из лицевых и изнаночных петель.

4. «Накиды, снятые петли» (34 ч.)

Теоретический компонент. Накиды и способы их выполнения. Английское вязание. Снятые, или вытянутые, петли, их разновидности.

Практический компонент. Учить выполнять накиды и снятые петли, а также вязать различные узоры, используя эти элементы.

5. «Жгуты. Обхватывающие петли. Бугристые узоры» (30 ч.)

Теоретический компонент. Жгуты. Обхватывающие петли. Бугристые узоры.

Практический компонент. Учить выполнять узоры с помощью перемещения петель, обхватывающих петель, вывязывать бугристые узоры.

6. Прибавление и убавление петель (10 ч.)

Теоретический компонент. Способы прибавления и убавления  петель.

Практический компонент. Учить различным способам прибавления и убавления петель.

7. «Вязание прихватки» (8 ч.)

Теоретический компонент. Беседа «Особенности выбора пряжи для прихватки».

Практический компонент. Вязание прихватки. Выставка изделий, изготовленных учащимися.

 


Тематический план

2 год обучения

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Повторный курс

14

4

10

3

Способы набора петель

10

3

7

4

Многоцветное вязание

52

3

49

5

Вышивка на трикотажном полотне

34

6

28

6

Круговое вязание спицами

24

2

22

7

Вязание варежек, перчаток и носок

50

4

46

8

Особенности вязания головных уборов

30

3

27

Итого:

216

27

189


Учебно-тематический план

2 год обучения

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

- Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности.

- Беседа «Художественные возможности вязания спицами»

1

1

1

1

-

-

2

Повторный курс

14

4

10

- Виды пряжи, виды спиц

- Набор петель начального ряда из двух нитей

- Лицевые и изнаночные петли. Чулочное и платочное вязание

- Накиды и снятые петли. Способы их выполнения

- Жгуты. Обхватывающие петли. Бугристые узоры.

1

1

4

4

4

1

-

1

1

1

-

1

3

3

3

3

Способы набора петель

10

3

7

- Набор петель начального ряда из одной нити

- Набор петель начального ряда с утолщенной нижней цепочкой

- Итоговое занятие.

4

4

2

1

1

1

3

3

3

4

Многоцветное вязание

52

3

49

- Схемы для вязания орнаментов.  Цветное вязание с протяжками.

- Узор «Узор с длинными снятыми петлями»

- Узор «Цветная резинка»

- Узор «Рельефный узор»

- Узор «Резинка 2×2»

- Цветное вязание – интарсия

- Узор «Разорванные полосы»

- Узор «Пятна»

- Узор «Побеги»

- Вязание панно в технике интарсии.

- Итоговое занятие

2

4

4

4

4

2

4

4

4

18

2

1

-

-

-

-

1

-

-

-

-

1

1

4

4

4

4

1

4

4

4

18

1

5

Вышивка на трикотажном полотне

34

6

28

- Особенности вышивки на трикотаже

- Способы переведения рисунка на полотно

- Виды швов. Выполнения шва «петля»

- Выполнение тамбурного шва

- Выполнение пришитых стежков

- Выполнение итальянского шва

- Выполнение вышивки «Рококо»

- Выполнение вышивки на трикотаже «Роза»

- Итоговое занятие.

2

2

2

2

2

2

2

18

2

2

1

2

-

-

-

-

-

1

-

1

-

1

1

1

1

18

1

6

Круговое вязание спицами

24

2

22

- Особенности кругового вязания.

- Вязание салфетки спицами

- Итоговое занятие

2

20

2

1

-

1

1

20

1

7

Вязание варежек, перчаток и носок

50

4

46

- Снятие мерок и расчет для вязания носок.

- Вязание носок.

- Снятие мерок и расчет для вязания варежек и перчаток.

- Способы вязания варежек и перчаток.

- Вязание варежек.

- Итоговое занятие. Оформление выставки

2

22

1

1

22

2

1

-

1

1

-

1

1

22

-

-

22

1

8

Особенности вязания головных уборов

30

3

27

- Виды шапочек. Снятие мерок и расчет для вязания шапочек.

- Выкройка - основа шапочки.

- Вязание шапочки

- Итоговое занятие

2

2

24

2

1

1

-

1

1

1

24

1

Итого:

216

27

189

 


Содержание программы

2 год обучения

1. «Вводное занятие» (2 ч.)

Знакомство с планом работы кружка, техникой безопасности. Беседа «Художественные возможности вязания спицами».

2. «Повторный курс» (14 ч.)

Теоретический компонент. Виды пряжи и спиц. Способы набора петель начального ряда. Лицевые и изнаночные петли. Накиды и снятые петли. Жгуты, обхватывающие петли, бугристые узоры.

Практический компонент. Повторение способа набора петель начального ряда, вязание узоров с помощью лицевых и изнаночных петель, накидов, снятых петель, жгутов, обхватывающих петель, вязание бугристых узоров.

3. «Способы набора петель» (10 ч.)

Теоретический компонент.  Способы набора петель.

Практический компонент. Учить набирать петли начального ряда из одной нити и с утолщенной нижней цепочкой.

4. «Многоцветное вязание» (52 ч.)

Теоретический компонент. Особенности цветного вязания с протяжками и вязания в технике интарсия. Соединение цветных полотен по вертикальным и горизонтальным линиям.

Практический компонент. Учить вязать цветное полотно с протяжками и в технике интарсия, соединять цветные полотна по вертикальной и горизонтальной линиям, выполнять схемы для вязания орнаментов.  Цветное вязание с протяжками. Вязание многоцветных узоров. Вязание панно в технике интарсии.

5. «Вышивка на трикотажном полотне» (34 ч.)

Теоретический компонент. Особенности вышивки на трикотаже. Способы переведения рисунка на полотно. Виды швов.

Практический компонент. Переведение рисунка на полотно. Вышивание узора на трикотажном полотне с помощью различных швов. Выполнение вышивки на трикотаже «Роза».

6. «Круговое вязание спицами» (24 ч.)

Теоретический компонент. Особенности кругового вязания.

Практический компонент. Учить технике кругового вязания. Вязание салфетки спицами.

7. «Вязание варежек, перчаток и носок» (50 ч.)

Теоретический компонент. Особенности снятия мерок и расчет для вязания носок, варежек и перчаток.

Практический компонент. Снятие мерок и расчет для вязания носок, варежек и перчаток. Вязание носок и варежек.

8. «Особенности вязания головных уборов» (30 ч.)

Теоретический компонент. Виды шапочек. Особенности снятия мерок и расчет для вязания шапочек.

Практический компонент. Снятие мерок и расчет для вязания шапочек.  Вязание шапочки.


Тематический план

3 год обучения

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Повторный курс

12

4

8

3

Декоративный набор петель.

18

5

13

4

Вязание спицами мягких игрушек

68

3

65

5

Особенности вязания одежды

36

10

26

6

Трикотажные швы и способы их выполнения

16

4

15

7

Украшение изделий

14

4

10

8

Вязание отчетной работы

50

1

50

Итого:

216

33

183


Учебно-тематический план

3 год обучения

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

-

- Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности

- Беседа «Современные тенденции в моде вязаной одежды»

1

1

1

1

-

-

2

Повторный курс

12

4

8

- Инструменты и приспособления

- Набор петель начального ряда различными способами

- Лицевые и изнаночные петли. Чулочное и платочное вязание

- Накиды и снятые петли. Способы их выполнения

- Жгуты. Обхватывающие петли. Бугристые узоры.

1

1

2

4

4

1

-

1

1

1

-

1

1

3

3

3

Декоративный набор петель.

18

5

13

- Способы декоративного набора петель. Утолщенный край из сдвоенных петель – «болгарский зачин»

- Утолщенный край из скрещенных петель.

- Утолщенный ажурный край на резинке 1×1

- Край-бахрома.

- Итоговое занятие.

4

4

4

4

2

1

1

1

1

1

3

3

3

3

1

4

Вязание спицами мягких игрушек

68

3

65

- Техника выполнения объемных игрушек

- Вязание рыбки

- Вязание птички

- Вязание жучка

- Итоговое занятие

2

22

22

20

2

2

-

-

-

1

-

22

22

20

1

5

Особенности вязания одежды

36

10

26

- Пропорции фигуры. Осанка.

- Снятие мерок.

- Контрольный образец. Плотность вязания.

- Вязание по выкройке и по расчету.

- Вывязывание пройм, плеч.

- Виды вырезов горловины. Особенности вывязывания горловины.

- Виды воротников. Особенности вывязывания воротника.

- Вывязывание накладных, прорезных горизонтальных и вертикальных карманов.

- Влажная обработка трикотажных деталей.

- Итоговое занятие.

2

2

2

2

6

6

6

6

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

1

1

1

5

5

5

5

1

1

6

Трикотажные швы и способы их выполнения

16

4

15

- Трикотажные швы и способы их выполнения.

- Горизонтальный шов «петля в петлю»

- Сшивание резинки

- Соединение долевого и поперечного полотен.

- Вертикальные швы

- Тамбурный шов

- Кеттельный шов

- Фигурная кеттлевка

- Итоговое занятие

1

1

2

2

2

2

2

2

2

1

-

1

1

-

-

-

-

1

-

1

1

1

2

2

2

2

1

7

Украшение изделий

14

4

10

- Виды украшений. Помпоны

- Кисти

- Шнуры

- Итоговое занятие

4

4

4

2

1

1

1

1

3

3

3

1

8

Вязание отчетной работы

50

1

50

- Выбор модели для вязания

- Расчет для вязания модели

- Вязание отчетной работы

- Итоговое занятие. Выставка изделий, выполненных учащимися

1

1

46

2

-

-

-

1

1

1

46

1

Итого:

216

33

183


Содержание программы

3 год обучения

1. «Вводное занятие» (2 ч.)

Знакомство с планом работы кружка, техникой безопасности. Беседа «Современные тенденции в моде вязаной одежды».

2. «Повторный курс» (12 ч.)

Теоретический компонент. Инструменты и приспособления. Способы набора петель начального ряда. Лицевые и изнаночные петли. Накиды и снятые петли. Жгуты, обхватывающие петли, бугристые узоры.

Практический компонент. Повторение способов набора петель начального ряда, вязание узоров с помощью лицевых и изнаночных петель, накидов, снятых петель, жгутов, обхватывающих петель, вязание бугристых узоров.

3. «Декоративный набор петель» (18 ч.)

Теоретический компонент. Способы декоративного набора петель.

Практический компонент. Учить способам декоративного набора петель: «болгарский зачин», утолщенный край из скрещенных петель, утолщенный ажурный край на резинке 1×1, край-бахрома.

4. «Вязание спицами мягких игрушек» (68 ч.)

Теоретический компонент.  Техника выполнения объемных игрушек.

Практический компонент. Вязание рыбки, птички, жучка.

5. «Особенности вязания одежды» (36 ч.)

Теоретический компонент.  Познакомить с понятиями «пропорции фигуры», «осанка», «контрольный образец», «плотность вязания», научить снимать мерки, рассказать об особенностях вязании по выкройке и по расчету различных деталей модели, познакомить с особенностями влажной обработки трикотажных деталей.

Практический компонент. Учить снимать мерки, учить определять плотность вязания, учить вязать различные детали модели.

6. «Трикотажные швы и способы из выполнения» (16 ч.)

Теоретический компонент. Трикотажные швы и способы из выполнения.

Практический компонент. Выполнение различных трикотажных швов.

7. «Украшение изделий» (14 ч.)

Теоретический компонент. Виды украшений вязаных изделий.

Практический компонент. Изготовление помпонов, кистей и шнуров.

8. «Вязание отчетной работы» (50 ч.)

Теоретический компонент. Выбор модели для вязания.

Практический компонент. Расчет для вязания модели. Вязание выбранной модели. Оформление выставки.

Методическое обеспечение

Формы проведения занятий: теоретическое, практическое, комбинированное занятие, индивидуальная работа, творческая самостоятельная работа с консультацией и под наблюдением педагога, итоговое тестирование, экскурсия, конкурс, выставка, праздник и др.

Виды организации работы детей на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • коллективный – организация творческого взаимодействия между детьми;
  • коллективно-групповой – выполнение заданий малыми группами с последующим обобщением результатов заданий.

Методы организации занятий:

  • словесный – беседа, объяснение, рассказ;
  • наглядный – работа по образцу, исполнение педагогом, демонстрация  журналов;
  • практический – упражнения, практические задания, наблюдения;
  • проблемное обучение – поисковая работа, самостоятельная разработка изделия;
  • объяснительно-иллюстративное – объяснение с показом моделей, рисунков, образцов, книг и журналов.

Средства обучения

Дидактический и лекционный материал:

  • литература (книги, журналы, брошюры, специализированные сайты Интернет по рукоделию) по техникам вязания крючком и спицами, художественные альбомы, книги, справочники материалов для вязания;
  • методические разработки мастер-классов и открытых уроков;
  • таблицы, эскизы, схемы, пошаговые разработки выполнения изделий;
  • цветовые и композиционные схемы;
  • готовые образцы различных изделий.

Материально-техническое обеспечение:

  • учебный класс со столами и стульями соответствующими нормам СанПин;
  • стеллаж для хранения дидактического и учебно-методического материала, инструментов для вязания, образцов изделий;
  • стенд для выставочных работ;
  • раздаточный материал для проведения занятий и мастер-классов;
  • инструменты: ножницы, крючки, спицы, шило, линейки, угольники;
  • пряжа шерстяная и хлопковая;
  • образцы вязания крючком и спицами;
  • книги по рукоделию и журналы;
  • карандаши и ручки;
  • материалы для декорирования (бисер, бусины, ленты, глазки и пр.);
  • иголки для трикотажа, швейные иглы и нитки;
  • гладильная доска, утюг.

Условия реализации программы

Работа кружка вязание на спицах ведется с учетом местных условий и учебно-воспитательного режима МБОУ ДО  Центр детского творчества. Группы комплектуются с учетом возраста детей.

К учебно-материальным условиям работы по данной программе относится следующее:

- помещение для занятий, соответствующее всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;

- материалы и инструменты, приобретенные самими учениками или  имеющиеся у педагога (спицы для вязания, штопальные иглы, сантиметровая лента, пряжа);

- учебно-наглядные пособия: образцы узоров вязания, готовые изделия, журналы и книги по вязанию.

С первых же дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности.

Для того чтобы работа в кружке была эффективной необходимо уделять внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, исправно выполнять все задания педагога.

Используемая литература:

  1. Журналы «Вязание. – Нижний Новгород, ООО «Слог».
  2. Журналы «Сабрина» - Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА».
  3. Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век»
  4. Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом 2ОВА-ПРЕСС».
  5. Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.- 216 с.
  6. Нестерова Д.В. рукоделие: энциклопедия /Д.В.Нестерова. – М.: АСТ, 2007.
  7. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. - 250 с.
  8. Фиона Мак-Таг. Вязаные игрушки. - АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
  9. Мулыги А.Я. Рукоделие в школе. М., «Просвещение», 1971. – 173с.
  10. Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. - АРТ-РОДНИК, 2011. – 128 с.


Литература для детей:

  1. Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом «ОВА-ПРЕСС».
  2. Журналы «Вязание». – Нижний Новгород, ООО «Слог».
  3. Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век»
  4. Журналы «Сабрина» - Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА».
  5. Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.- 216 с.
  6. Нестерова Д.В. рукоделие: энциклопедия /Д.В.Нестерова. – М.: АСТ, 2007.
  7. Фиона Мак-Таг. Вязаные игрушки. - АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.
  8. Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. - АРТ-РОДНИК, 2011. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Вязание на спицах"

Тест для учащихся 7-8 класса по теме: "Вязание на спицах"...

Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения предмету «Технология» на примере творческого проекта «Футляр для спиц «Виктория»»

В докладе дается характеристика различных видов проектов и методика организации проектной деятельности на примере практико-ориентированного проекта....

Тема «Первоначальные приемы вязания на спицах.Материалы и принадлежности для вязания"

Дегтярева М.В.,  учитель технологии МОУ «СОШ №2 г. Калининска Саратовской области».   ...

Мастер - класс "Вязание следков двумя спицами"

Пошаговое описание технологической последовательности вязания следков двумя спицами с фотографиями....

Мастер-класс Изготовление следков (на 2-х спицах)

На уроках технологии или на кружковых занятиях ,можно предложить учащимся в качестве зачётной работы изготовить следки. При вязании таких следков хорошо закрепляются приёмы вязания на двух спиц...

Мониторинг результатов образовательной деятельности объединений «Вязание крючком» и «Вязание на спицах»

Данная методическая разработка раскрывает особенности организации мониторинга результатов образовательной деятельности объединений "Вязание крючком" и "Вязание на спицах"...

Дополнительная образовательная программа "Вязание на спицах"

Дополнительная образовательная программа "Вязание на спицах"...