Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования МБОУ ДО "БЦДО" на тему «Формы, способы и методы отслеживания результативности обучения по ДОП»
методическая разработка на тему

Система контроля освоения образовательной программы, пакет диагностических методик – важные компоненты её учебно-методического комплекса, позволяющие отслеживать качество воспитательно-образовательного процесса и, в случае необходимости, корректировать его протекание.  Моё выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Бокситогорский центр дополнительного образования" содержит разработанные мной диагностические карты, используемые при проведении занятий рефлексии, применяемые для отслеживания результативности обучения по ДОП "Шаг в мир информатики".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

на методическом совете педагогов дополнительного образования МБОУ ДО «Бокситогорский центр дополнительного образования» на тему

«Формы, способы и методы отслеживания

результативности обучения по ДОП»

При проектировании ОП педагог прописывает предполагаемые результаты освоения программы, а также формы их выявления, фиксации и предъявления. Степень расхождения практического результата и запланированной цели программы определяет качество педагогического процесса.

Качество - процесс контролируемый. В настоящее время различают 3 вида контроля:

  • входной (стартовый);
  • текущий;
  • итоговый.

От вида и цели контроля зависит выбор формы контроля.

Цель входного (стартового) контроля – определение, с какими начальными качествами пришел ребенок в коллектив. Для этого могут быть использованы такие формы контроля, как собеседование, тестирование, анкетирование.

Цель текущего контроля - организация проверки качества освоения  образовательной программы в течение года. Периодичность его варьируется по усмотрению педагога: он может осуществляться раз в месяц, полугодие. Подвид текущего контроля – тематический (проверка освоения темы).  

Итоговый контроль – это проверка результатов обучения в конце учебного года, а также после завершения образовательной программы.

Формы текущего и итогового контроля: зачет, тестирование, опрос, реферат, защита работы, выполнение нормативов, контрольное упражнение, викторина, КВН, открытое занятие, фестиваль, конференция, конкурс и др.

При проектировании форм контроля в программе, необходимо, прежде всего, уяснить:

  • какие ЗУН и личностные качества будем выявлять и оценивать на разных ступенях программы;
  • сможем ли проконтролировать их изменение;
  • какими способами будем это делать.

Создаваемая педагогом система контроля должна содержать пакет диагностических методик - компонент УМК образовательной программы, состоящий из описания форм контроля, инструкций  и методических рекомендаций по их применению.

Главное требование при выборе форм контроля – не вызывать у обучающихся чувство страха и неуверенности в своих силах. Задания должны быть понятными, учитывать реальный уровень подготовки. Результаты контроля фиксируются (дневник наблюдений, диагностические карты, протоколы, таблицы и др.) и анализируются педагогом (аналитические справки).

Я хочу подробнее остановиться на текущем контроле. Мной по ДОП «Шаг в мир информатики» текущий контроль проводится после изучения каждого раздела программы. Программа включает 4 раздела «шага»:

- «Первый шаг к ПК»

- «Первый шаг в компьютерную графику»

- «Первый шаг в текстовый редактор»

- «Первый шаг в мир презентации»

Текущий контроль может проводиться в следующих формах: устный опрос, тестирование, практическая работа (по программе). Особенность программы – изучение ИКТ технологий (формирование у учащихся основ компьютерной грамотности, развитие умения работать в графическом редакторе Paint, в текстовом редакторе Microsoft Office Word, в программе Microsoft Office Power Point, сети Internet) в конце изучения раздела предусмотрено выполнение практического задания на ПК (персональном компьютере).

Тест к разделу

«Первый шаг к изучению ПК»

1.        Выберите наиболее полное определение. Компьютер – это...

        а) Электронное устройство для работы с информацией.

        б) Электронно-вычислительное устройство.

        в) Устройство для работы с файлами.

2.        Выберите наиболее полное определение. Информация -  это...

        а) Сведения об окружающем нас мире.

        б) Разговор между людьми.

        в) Текст литературного произведения.

3.        С помощью каких органов чувств человек воспринимает информацию?

        а) Зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

        б) Только зрение и слух.

        в) Только вкус и обоняние.

4.        Выбери известные информационные процессы.

а) Сбор, обработка, хранение, передача.

б) Только сбор и хранение.

в) Только обработка и передача.

5.        Выбери свойства, которыми должна обладать информация.

а) Только достоверной, полной и понятной.

б) Только полезной и объективной.

в) Достоверной, полной, понятной, полезной, объективной.

Практическое задание

Кроссворд «Компьютер и его устройство»

Внеси первые буквы названия предметов в соответствующие клеточки и прочитай полученные слова, чтобы узнать из каких частей состоит компьютер.

Тест к разделу

«Первый шаг в компьютерную графику»

1. Графический редактор – это... Выбери ответ из предложенных вариантов.

        а) Программа для создания и редактирования рисунков.

        б) Программа для набора, редактирования и форматирования текста.

        в) Программа телепередач.

2. Выбери типы компьютерной графики.

        а) Растровая, векторная, трёхмерная.

        б) Бумажная, деревянная, пластмассовая.

        в) Красивая, векторная, растровая.

3. Выбери устройство для кодирования изображений и их ввода в компьютер.

        а) Принтер.

        б) Сканер.

        в) Колонки.

4. Выбери инструменты рисования в программе Paint.

а) Карандаш, заливка, ластик, прямая линия.

б) Карандаш, альбом, краски.

в) Карандаш, фломастер, маркер.

5. Выбери название наименьшего элемента изображения на графическом экране.

а) Курсор.

б) Пиксель.

в) Символ.

Практическое задание на ПК

Конструирование сложных объектов из графических примитивов

1.        Запусти графический редактор Paint.

2.        С помощью «графических примитивов» изобрази птичку.

3.        Раскрась птичку, используя инструмент Заливка (банка с краской).

4.        Сохрани результат работы в личной папке под именем Птичка.

Тест к разделу

«Первый шаг в текстовый редактор»

1.        Выберите наиболее полное определение. Текстовый редактор – это...

        а) Программа для создания и редактирования текстовых документов.

        б) Программа для создания и редактирования рисунков.

        в) Программа телепередач.

2.        Выбери текстовые редакторы.

        а) Блокнот, MSWord.

        б) Блокнот, книга, тетрадь.

        в) Блокнот, Paint.

3.        Выбери устройства ввода информации.

        а) Клавиатура, принтер, сканер.

        б) Клавиатура, мышь.

        в) Колонки, принтер, монитор.

4.        Выберите наиболее полное определение. Курсор -это...

а) Вертикальная мигающая черта на экране.

б) Вертикальная мигающая черта на экране, указывает место ввода символа.

в) Черта.

5. Расширением документов MS Word  является...

а) .doc

б) .rtf

в) .txt

Практическое задание

Набор и форматирование текста

1.        Запусти текстовый редактор MSWord.

2.        Набери текст по образцу:

Две бабушки

Две бабушки на лавочке

Сидели на пригорке.

Рассказывали бабушки:

- У нас одни пятерки!

Друг друга поздравляли,

Друг другу жали руки,

Хотя экзамен сдали

Не бабушки, а внуки!

Агния Барто

3.        Сохраните результат работы в личной папке под именем Барто

Тест к разделу

«Первый шаг в мир презентации»

1.        Выберите наиболее полное определение. Компьютер – это...

        а)  Электронно-вычислительное устройство для работы с информацией.

        б ) Электронно-вычислительное устройство.

        в) Устройство для работы с файлами.

2.  MS PowerPoint - это ...

а) Анимация, предназначенная для подготовки презентаций и слайд-фильмов

б) Программа, предназначенная для подготовки презентаций и слайд-фильмов

в) Программа, предназначенная для редактирования текстов и рисунков

3. Выберите устройство, для показа презентации на большом экране

        а) Мультимедийный проектор.

        б) Монитор.

        в) Клавиатура.

4. Как добавить рисунок на слайд?

а) Вставка – Рисунок

б) Правка – Рисунок

в) Файл – Рисунок

5. Составная часть презентации, содержащая различные объекты, называется…

а) слайд

б) лист

в) кадр

Практическое задание

1. Самостоятельное выполнение компьютерной презентации

2. Защита проекта «Мой город»

Кроме текущего контроля по разделам программы я использую контроль на каждом занятии: формы – наблюдение, опрос, мини практическая работа, рефлексия и др.  Я использую игровые приёмы для закрепления полученных знаний по теме занятия. Например: игра «Назови, что покажу».

Рефлексия - этап занятия, который позволяет контролировать настроение и эмоциональное состояние обучающихся. Проводится в начале или конце занятия с целью установления эмоционального контакта с детьми. Например: «Цветик-семицветик», «Улыбка снеговика».

Результаты контроля я фиксирую в диагностических картах. Мною разработаны две диагностические карты, так как программа рассчитана на два года обучения, в которых отражены результаты всех видов контроля.

Диагностическая карта

1 года обучения по программе «Шаг в мир информатики»

№ п\п

ФИО учащегося

Первый шаг к изучению ПК

(контрольная работа № 1)

Первый шаг в компьютерную графику

(контрольная работа № 2)

Промежуточная аттестация

(уровень)

теория

практика

теория

практика

1 полугодие

2 полугодие

Критерии оценки

уровня теоретической и практической подготовки

  • Высокий уровень (3балла)
  • Средний уровень (2 балла)
  • Низкий  уровень (1 балл)
  • Программу не освоил (0 баллов)

Диагностическая карта

2 года обучения по программе «Шаг в мир информатики»

№ п\п

ФИО учащегося

Первый шаг в текстовый редактор

(контрольная работа № 1)

Первый шаг в мир презентации

(контрольная работа № 2)

Промежуточная аттестация

(уровень)

Итоговая аттестация

(уровень)

теория

практика

теория

практика

1 полугодие

2 полугодие

Критерии оценки

уровня теоретической и практической подготовки

  • Высокий уровень (3балла)
  • Средний уровень (2 балла)
  • Низкий  уровень (1 балл)
  • Программу не освоил (0 баллов)

Выводы

Система контроля освоения образовательной программы, пакет диагностических методик – важные компоненты ее УМК, позволяющие отслеживать качество воспитательно-образовательного процесса и, в случае необходимости, корректировать его протекание.

В настоящий момент в РФ нет утвержденной системы отслеживания результативности освоения обучающимися программы. В силу многообразия дополнительных образовательных программ, для каждой из них необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик в соответствии с целями  и задачами обучения, развития и воспитания. Педагог обязан уметь это делать.

Мониторинг ОП – непрерывный, творческий процесс. Его проектирование и реализация способствует расширению профессиональных компетенций педагогов.

Литература:

  1. Каргина З.А. Об итоговой аттестации воспитанников детских объединений // Внешкольник, 2003, №4.
  2. Ширшова С.А. Активация образовательной деятельности в  выборе новых способов оценки обучающихся // Дополнительное образование и воспитание. Научно-методический журнал – М., 2007 - №3

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом совете педагогов дополнительного образования ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» №367

Выступление на методическом совете педагогов дополнительного образования ГОУ СОШ  "Школа надомного обучения" №367...

Выступление на методическом совете педагогов дополнительного образования ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» №367

Дети знакомятся с азами скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства получают возможность творить своими руками, приобретая всяческие полезные навыки. А потом с удовольствием...

Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей

Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей...

Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования «Занятия декоративно-прикладным творчеством как инструмент для приобщения к народной культуре»

Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования«Занятия декоративно-прикладным творчеством как инструмент для приобщения к народной культуре»...

Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования по теме: «Нормативно-правовая база дополнительного образования детей»

Предлагаемый материал информирует о последних изменениях в основных документах нормативно-правовой базы в системе дополнительного образования детей и рекомендован педагогам дополнительного образования...

Презентация к теоретической части районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме "Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития педагога дополнительного образования"

Презентация, иллюстрирующая организационно-мотивирующую и теоретическую части семинара-практикума районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме: "Индивидуальна...